Научная статья на тему 'Прогнозирование научно-инновационного развития профессионального образования в сфере традиционного прикладного искусства'

Прогнозирование научно-инновационного развития профессионального образования в сфере традиционного прикладного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННОЕ ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федотова О. В.

В статье дается анализ современного состояния традиционного прикладного искусства России и вопросы сохранения культурной идентичности. Прогнозирование научно-инновационного развития профессионального образования. Роль Высшей школы народных искусств (института) в сохранении национально-культурного наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федотова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование научно-инновационного развития профессионального образования в сфере традиционного прикладного искусства»

Федотова О.В.

Московский филиал Высшей школы народных искусств (института)

Прогнозирование научно-инновационного развития профессионального образования в сфере традиционного

прикладного искусства

В современной России в начале второго десятилетия XXI века народные художественные промыслы находятся либо на грани вымирания и забвения, либо на грани выживания и нищенского существования, что наносит непоправимый ущерб духовности общества при доминировании материальных потребностей; ведет к потере духовной связи между поколениями, забвению культурных национальных ценностей и традиций, потере национальной ориентированности и равнодушию к национальному самопознанию.

Места традиционного бытования народных художественных промыслов Российской Федерации отнесены к землям историко-культурного назначения и обладают правовым статусом достопримечательных мест. И, тем не менее, из 600 предприятий по выпуску изделий народных художественных промыслов, действовавших в России в 80-е годы, сегодня осталось около 300 предприятий. Остальные либо обанкротились, либо находятся на последней стадии существования, там работают оставшиеся художники-мастера старшего поколения, не сумевшие перестроиться в рыночных условиях, переквалифицироваться на другую специальность, более востребованную и приносящую доход, вынужденные дорабатывать на предприятиях, чтобы как-то просуществовать в современном социуме.

Невостребованность в современном обществе ценностей народной культуры может привести к бесследному исчезновению последних.

Такое положение вещей обусловлено:

46

• отсутствием системы координации научно-экспертной деятельности в сфере ТПИ с учетом национально-региональных традиций народной культуры, этно-исторических, культурных и других особенностей;

• отсутствием научных исследований в системе непрерывного образования;

• потерей взаимосвязи и взаимодействия между образовательными учреждениями и государственными предприятиями, между выпускником-специалистом и работодателем;

• низкой квалификацией преподавательского состава в образовательных учреждениях;

• отсутствием государственной и ведомственной заинтересованности, программы поддержки профессионального образования в сфере ТПИ;

• тем, что не решены правовые вопросы деятельности предприятий, художников, мастеров;

• отсутствием концепции творческой организации и управления ТПИ.

Неотъемлемым условием сохранения и развития организаций (предприятий) государственного значения, а также малых и средних предприятий традиционных НХП, является научный и профессиональный подход к непрерывному профессиональному образованию и воспитанию молодого поколения художников.

Образованный и культурный человек будет терпимее к общенациональным ценностям других культур, к общечеловеческим идеалам. Отсюда и воспитание толерантного отношения к представителям иных национальностей, к мигрантам, воспитание уважительного отношения к традициям больших и малых народностей России, бережного их сохранения, так как процесс производства духовных ценностей и их накопление имеет своей конечной целью становление духовной личности. Особенно это актуально в сегодняшней неспокойной обстановке, когда остро встают вопросы межэтнического, межкультурного и межконфессионального взаимодействия в мире, проблемы сохранения и развития культурного наследия в современной социокультурной ситуации и пути их решения.

Вопросы сохранения культурной идентичности тесно связаны с сохранением, пропагандированием и позиционированием национальной культуры. Тем более это является актуальным в условиях происходящих миграционных процессов в России, в которой осуществляется интенсивное и естественное формирование поликультурной образовательной молодежной среды. Учитывая этот факт, сохранение и преумножение культурной идентичности и социально-культурного пространства в современной России должно способствовать погружению людей в культуру других народов, более быстрому культурному взаимопроникновению.

«Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов является важной государственной задачей» (Федеральный закон от 6 января 1999 г. №7-ФЗ «О народных художественных промыслах»).

Тем не менее, все последние 15 лет происходит искоренение народных промыслов, а для художников-мастеров, работающих на местах, этот затянувшийся процесс является борьбой за выживание, за отстаивание российских традиций и культуры ценой собственных жизней, финансовых проблем, борьбой с современной коммерциализацией и контрафактной продукцией, производимой под маркой известных российских брендов центров НХП и наносящей ущерб истинным произведениям искусств и их создателям-творцам.

Мало кто знает, да и то только те специалисты, кто имеет отношение к сфере традиционного искусства и занимается исследованиями, какие трудности приходится преодолевать современным художникам, мастерам, а вместе с ними и руководству, работающим, по сути, на голом энтузиазме. Так, тяжелейший кризис в последние годы переживает Богородская фабрика художественной резьбы по дереву. Не реализуется творческий потенциал промыслов: федоскинской лаковой миниатюры, мстерской, палехской и холуйской лаковой росписи и т.д. И все же школа традиций сохраняется благодаря творчеству индивидуально работающих художников промысла.

Мы чаще всего вспоминаем о красоте, созданной руками творцов, когда надо представлять культуру страны и преподнести сувенир, который может служить визитной карточкой России за рубежом. Но кто творит эту красоту? Кто отвечает за подготовку этих самых талантов, современных «левшей»? И нужны ли они государству? Каким будет традиционное прикладное искусство в будущем, зависит от тех, кто готовит специалистов сегодня, кто позиционирует этот вид искусства, кто создает произведения искусств в настоящее время. В этот момент мы понимаем роль образования и образовательного учреждения в становлении специалиста.

В современном социуме не всегда и не везде хотят понимать значимость традиционного прикладного искусства, на котором выросло не одно поколение детей. И, тем не менее, на сегодняшний момент уже новые поколения продолжают и будут продолжать расти и получать свой первый опыт общения с искусством через знакомство с изделиями традиционной культуры нашей страны, через ее многоликость и многоэтничность, поскольку в программах образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования в обязательном порядке включен раздел знакомства с народной художественной культурой России, которая рассматривается в системе общего образования как часть материальной и духовной культуры общества.

Одним из направлений в сохранении культурного наследия является поддержка тех социальных институтов, которые обеспечивают подготовку кадров, а именно, создание и функционирование профессиональных образовательных учреждений, которые связаны с производством и распространением духовных ценностей, связаны со становлением специалиста, владеющего необходимыми компетенциями в современных социально-экономических условиях рынка.

В XXI веке компьютерных технологий и общей компьютеризации мирового

образовательного сообщества особую актуальность приобретают изделия

традиционного прикладного искусства, через которые проходит и прослеживается

связь времен и народов. В великой России, где проживает 143 млн.человек, более

175 народностей, значимость прикладного искусства должна приобретать особую

49

роль, потому что изделия, хранящие традиции и память предков, в которых присутствуют душа и тепло рук автора-творца, имеют особую ценность и духовность.

Изменения в стране, происходящие в процессе перехода к рынку, и процесс вхождения России в ВТО остро поставили задачу подготовки высококвалифицированных специалистов на уровне европейских стандартов. Актуальной, на наш взгляд, эта задача является и для традиционного прикладного искусства, поскольку квалификация работников является одним из важнейших ресурсов предприятий.

В 2003 г. Распоряжением Правительства Российской Федерации в Санкт-Петербурге создана Высшая школа народных искусств - единственный институт в России, в котором осуществляется подготовка специалистов по конкретным направлениям в сфере традиционного прикладного искусства: художественное кружевоплетение и художественная вышивка, лаковая миниатюрная живопись и роспись ткани, ювелирное искусство и другие уникальные виды ручного труда. В Москве находится филиал ВШНИ, существующий как образовательное учреждение более 70 лет. Осенью 2010 года был открыт филиал в Рязани, центр кружевоплетения и вышивки.

За многолетний период в ВШНИ, в Санкт-Петербурге и Москве, уже сложилась непрерывная система профессионального образования, создавшая целостное, гармоничное образовательное пространство для детей и молодежи. Проявляя заботу о молодом поколении - проявляем заботу о стране и нашем благосостоянии в будущем, потому что культура нашего народа будет такой, какова культура нашего подрастающего поколения.

В настоящий период, учреждения высшего образования европейских стран и России стоят на пороге значительных перемен. Образовательная система находится под воздействием различных факторов, ведущих к качественным преобразованиям. Отвечая требованиям государственных образовательных стандартов третьего

поколения, стремясь к гармонизации структуры высшего образования, к реализации важнейших позиций Болонской декларации, мы, как и большинство высших образовательных учреждений, переходим на двухуровневую модель подготовки художников декоративно-прикладного искусства (бакалавриат и магистратура по программам 4+2).

Образование - ресурс, который способен поднять общий уровень жизни, повысить конкурентоспособность населения на рынке труда, обеспечить экономическое развитие страны. Сегодня в России только 22 % работающих людей имеют высшее образование. По данным европейской статистики для того, чтобы государство имело успешное экономическое развитие, было стабильным, не менее 80 % граждан страны должны иметь высшее образование. При этом высшее образование на уровне бакалавра должно быть доступным.

В связи с этим, в условиях реформирования системы образования каждое профессиональное учебное заведение в сфере традиционного прикладного искусства обязано пересмотреть всю свою деятельность и определиться в дальнейших перспективах своего развития.

Создание сетевого института в сфере традиционного прикладного искусства России ставит новые задачи по формированию нового качественно-образовательного уровня. С этой целью были присоединены к Высшей школе народных искусств Мстерское художественное училище им. Ф.А. Модорова (Владимирская обл.), Холуйское художественное училище им. Харламова (Ивановская обл.), Федоскинское училище миниатюрной живописи (Московская обл.), Богородское художественное училище (Московская обл.), Омское художественное училище и Российский художественно-технический колледж игрушки (Московская область).

До 2003 года в традиционном прикладном искусстве России вообще не существовало высшего образования, что делало в свою очередь бесперспективным профессиональное развитие специалиста в этой области. Кроме того, изучение,

освоение и использование методики народного опыта и традиций прошлого в современном преломлении учебного процесса не получило еще необходимого полного теоретического и практического обоснования.

В связи с этим формируется запрос на:

• создание инновационной образовательной модели, предполагающей интеграцию науки, образования и искусства;

• формирование гармонично выстроенной системы фундаментальной и прикладной подготовки специалистов, способных проводить инновационные преобразования;

• формирование инновационной модели современного преподавателя-специалиста в сфере традиционного прикладного искусства;

• развитие ведущих научных школ и научно-педагогических коллективов.

Актуальность исследуемой проблемы определяется потребностями мирового образовательного пространства, мобильностью современного профессионального образования, новыми требованиями к подготовке специалистов традиционного прикладного искусства России, а также необходимостью сохранения и защиты культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм жизни, сохранением культурного национального достояния больших и малых народов.

Список литературы

1. Максимович В.Ф. Теория и практика подготовки учащихся по художественно-промышленным видам труда в условиях непрерывного образования. Диссертация на соискание уч. степени доктора педагогических наук. М., 2000 . - С.-4.

2. Некрасова М.А. Народное искусство России в современной культуре.М.,2003. - С. -11.

3. Федеральный закон №7-ФЗ «О народных художественных промыслах» от 06.01.99г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.