Научная статья на тему 'Развитие среднего фармацевтического образования России на рубеже веков: специфика и тенденции'

Развитие среднего фармацевтического образования России на рубеже веков: специфика и тенденции Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
96
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие среднего фармацевтического образования России на рубеже веков: специфика и тенденции»

подготовленной агентом конторы «Кредит-Бюро» на 1 декабря 1925 г., положение дел представлялось в следующем виде: «...по активу - 67 729 руб. и по пассиву - 67 729 руб. Собственные средства составили 16,4 % текущего счета и вклада - 80,5 % и прочие пассивы - 3,1 %. Отмечают, что установленный Наркомфином минимальный оборотный капитал для общества в размере 10 000 руб. был внесен учредителем в течение одного дня мелкими суммами» [5, л. 162].

Итак, несмотря на положительное мнение деловых кругов в отношении перспектив банковской деятельности Владивостокского общества взаимного кредита и Правления общества, агент представил своему клиенту информацию о неопределенной кредитоспособности учреждения.

Из обследованных 37 кооперативов Приморской губернии на предмет их финансово-экономического состояния и кредитоспособности дальневосточной конторой «Кредит-Бюро» было выявлено 30 в финансово-экономическом отношении устойчивых и крепких кооперативных учреждений разных уровней. Эти учреждения в основном занимались торговлей, посредничеством, снабжением, заготовкой икры, пушнины, кожи, добычей золота, рыбным и лесным промыслом. Их кредитоспособность оказалась весьма устойчивой, им предоставлялись кредиты кооперативными союзами, банками, Госбанками и другими кредитными учреждениями, организациями страны. В трех кооперативах Приморской губернии агентами «Кредит-Бюро» предлагается при кредитовании соблюдать

осторожность, и в одном случае кредитование не рекомендуется (Ракитнинское общество потребителя) [3, л. 64].

Итак, к концу 20-х - началу 30-х годов XX в. в кооперативной экономике Дальнего Востока, даже по имеющимся неполным данным, трудовой ресурсный потенциал как важнейший экономический фактор в дальневосточной экономике советской России достиг довольно высокого уровня по сравнению с дореволюционным периодом. Если иметь в виду только кооператив «УСПО» Уссурийской железной дороги с числом членов в 43 296 чел., его хозяйственная структура, сохраняя и укрепляя свою кредитоспособность в рыночных условиях в период НЭПа, имела довольно широкую и разветвленную производственную, коммерческую и финансовую инфраструктуру для удовлетворения своих пайщиков потребительскими товарами на базе производства и покупки товарной массы на внутренних и зарубежных дальневосточных рынках, сохраняя и укрепляя кредитоспособность в рыночных условиях периода НЭПа.

Литература

1. Государственный Архив Приморского Края (ГАПК) Ф. 379. Оп. 3. Д. 250.

2. ГАПК. Ф. 379. Оп. 3. Д. 623.

3. Российский Государственный Архив Экономики (РГАЭ) Ф.7624. Оп. 4. Д. 68.

4. РГАЭ. Ф. 7624. Оп. 4. Д. 69.

5. ГАПК. Ф. 379. Оп. 3. Д. 250.

РАЗВИТИЕ СРЕДНЕГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ:

СПЕЦИФИКА И ТЕНДЕНЦИИ В.В. Зюлин, Российский государственный университет туризма и сервиса

Проблема развития среднего медицинского и фармацевтического образования, его модернизация в сложных социально-экономических условиях в период реформирования организации и формирования новых принципов функционирования средней профессиональной школы России имеет значительный научный и научно-практический интерес.

В течение 1990-х гг. отечественная система среднего медицинского и фармацевтического образования находилась в режиме выживания, существуя в условиях недостаточного финансирования, сокращения преподавательского и студенческого контингента. В то же время, была в целом сохранена сложившаяся в советский период сеть образовательных учреждений, значительная часть учебных заведений ввела повышенный образовательный уровень и получила статус колледжей, были созданы структуры непрерывного медицинского и фармацевтического образования, многопрофильные учреждения среднего медицинского образования. В частности, первым в стране фармацевтическим колледжем стало в 1991 г. Калужское фармацевтическое училище. Кроме фармацевтов колледж готовил медицинских лабораторных техников (первый выпуск был в 1989 г.) и санитарных фельдшеров (с 1994 г.). В целом, развитие среднего профессионального образования проходило в русле общих тенденций модернизации российской образовательной системы, подойдя в начале XXI века к этапу качественных позитивных изменений [1].

Профессия фармацевта становилась все более востребованной и престижной, что обусловило развитие процесса модернизации среднего фармацевтического образования. В конце 1990-х - начале 2000-х гг. руководством страны, органами управления здравоохранением, общественными объединениями медиков и фармацевтов неоднократно ставились вопросы совершенствования системы медицинского образования, в том числе, фармацевтического. В то же время, профессиональная реализация выпускников фармацевтических ссузов осложнялась проблемами, существовавшими в медицинской промышленности. В частности, в 2001 г. была ликвидирована Федеральная

целевая программа «Развитие медицинской промышленности в 1998 - 2000 годах и на период до 2005 года», что не позволило выполнить ряд оригинальных разработок и мероприятий по реконструкции предприятий и внедрению импортозамещающей продукции [2]. Данная ситуация влияла и на рынок труда молодых специалистов, подготовленных медицинскими техникумами и колледжами.

5 ноября 1997 г. постановлением правительства РФ №1387 была одобрена «Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации», одним из пунктов которой стало повышение уровня квалификации медицинских работников, совершенствование системы их подготовки и переподготовки. В 1997 г. была утверждена номенклатура специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала. Совместной коллегией Минздрава России и Минобразования России в июне 1997 г. одобрена стратегия Минздрава России по развитию системы медицинского и фармацевтического образования.

28 декабря 1999 г. Коллегия Министерства здравоохранения РФ утвердила «Доктрину среднего медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации». В решении коллегии была отмечена возрастающая роль среднего медицинского и фармацевтического образования в деле обеспечения качества оказания медицинской помощи населению России. 22 января 2000 г. Доктрина была утверждена министром здравоохранения РФ Ю.Л. Шевченко [3].

Доктрина среднего медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации была разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Национальной доктриной образования в Российской Федерации. Она определяла цели подготовки и воспитания специалистов отрасли, пути их достижения в соответствии с политикой Министерства образования РФ, Министерства здравоохранения России и органов управления здравоохранением субъектов Федерации. Ее целями было создание правовых, организационных и методических условий для развития среднего медицинского и фар-

мацевтического образования как звена системы непрерывного образования России; обеспечение функционирования и развития системы среднего медицинского и фармацевтического образования в интересах личности и общества; обеспечение уровня и качества среднего медицинского и фармацевтического образования в соответствии с перспективами развития здравоохранения и медицинской науки.

В 2002 г. Минздравом России была утверждена Концепция кадровой политики, определившая задачи совершенствования системы планирования подготовки и использования кадровых ресурсов.

Развитие высшего и среднего фармацевтического образования в 2000-е гг. стимулировалось расширением аптечной сети и появлением новых торговых и производственных фармацевтических предприятий.

В фармацевтических колледжах в 2000-е гг. было модернизировано содержания образования, осуществлялось внедрение информационных технологий, вводились новые предметы и курсы, соответствовавшие ситуации на региональном рынке фармацевтических услуг. Так, в Московском фармацевтическом училище № 10 было введено преподавание дисциплин регионального компонента и дисциплин по выбору: «Проблемы фармацевтического производства готовых лекарственных форм», «Клиническая фармакология», «Биохимия», «Гомеопатические лекарственные средства», «Косметические лекарственные препараты», «Лекарственные средства растительного происхождения», «Проблемы биоэтики».

Подготовка специалистов со средним профессиональным образованием до уровня старших фармацевтов стала осуществляться Нижегородским медицинским колледжем, Свердловским областным фармацевтическим колледжем и др. При фармацевтических колледжах начали действовать отделения повышения квалификации, комиссии по аттестации фармацевтических работников.

Наряду с подготовкой будущих фармацевтов к деятельности в условиях рынка, большее внимание в среднем фармацевтическом образовании стало уделяться социально-профессиональной ориентации студентов, вопросам профессиональной этики. Изучение сестринского дела, медтехники, фармакологии стало дополняться знаниями и представлениями о социальной роли медицинского работ-

ника, подготовкой в области информационных технологий, управления, а также широкого круга проблем, связанных со здоровьем населения, в том числе, вопросов экологии и охраны окружающей среды. Так, Волгоградский медико-экологический техникум реализует образовательные программы по специальностям «фармация», «технология продукции общественного питания», «охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов».

Медицинские и фармацевтические ссузы занимают активную позицию на региональных рынках образовательных услуг и в сообществах деятелей среднего профессионального образования [4].

Таким образом, среднее фармацевтическое образование является одним из перспективных и динамично развивающихся образовательных направлений среднего медицинского образования. Его востребованность на современном российском рынке труда соответствует растущей социальной роли среднего медицинского работника [5], задачам реализации государственной образовательной и молодежной политики, национального проекта «Здравоохранение».

Литература

1. Попов В.П. Государственная политика в области среднего профессионального образования России в конце 1990-х - 2000-е гг.: стратегия и результаты // Преподаватель XXI век. - М., 2007. - № 2.

2. Решение Первого Всероссийского съезда работников медицинской промышленности 19 декабря 2006 года // http://www.vrosmp.rU/mission/8/.

3. Доктрина среднего медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации. - М., 2000.

4. Попов В.П., Зюлин В.В. О работе совета директоров ссузов Волгоградской области: история, практический опыт, перспективы развития //Волгоградский технологический колледж: Сборник статей. - Волгоград, 2007. -Вып.11.; Специалист. - М., 2005. - № 9.

5. О постановлении II Всероссийского съезда средних медицинских работников: Письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 декабря 2004 г. - N 1417-ВС.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ОБЛАСТИ СРЕДНЕГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ. 1991-2005 ГГ. М.В. Потехина, Российский государственный университет туризма и сервиса

Российская Федерация унаследовала от СССР уникальную систему художественного образования, получившую мировое признание. Причем высокий престиж имели не только Академия художеств или Московская консерватория, но и средние специальные учебные заведения. Изделия прикладного искусства, создававшиеся мастерами - выпускниками художественно-промышленных училищ имели спрос на внутреннем и международном рынке произведений искусства. Высокого уровня достигла теория и практика педагогики художественного образования [1].

Задачи сохранения и развития этой системы, включая среднюю профессиональную художественную школу, стали частью российской образовательной и культурной политики конца ХХ - начала XXI века.

В начале 1990-х гг. сфера среднего профессионального образования культуры и искусства находилась в сложном положении [2]. Выпускники художественно -промышленных и художественных училищ, технологических техникумов в условиях социально-экономического кризиса испытывали трудности при трудоустройстве. Некоторые народные художественные промыслы, не имевшие налаженной инфраструктуры производства изделий и их реализации, в течение 1990-х гг. практически угасли.

Среди них киришское кружевоплетение в Ленинградской области, вятское кружевоплетение в Кировской области, хлудневская глиняная игрушка, и др. Соответственно прервались и линии передачи мастерства и уникальных технологий [3].

Руководство страны предприняло ряд законодательных мер по спасению народных художественных промыслов и поддержке их учебных заведений. Указом Президента Российской Федерации от 6 ноября 1993 года народный промысел лаковой росписи поселка Жостово Мытищинского района Московской области был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. 6 января 1999 г. вступил в силу Федеральный закон № 7 «О народных художественных промыслах», предусматривающий развитие программ подготовки профессиональных кадров.

В 1990-х гг. была осуществлена реформа управления среднего художественного образования, связанная с общим реформированием образовательной системы [4]. В 1993 г. среднее профессиональное образование как образовательный уровень было передано в Госкомвуз России. Начался переход в образовательное ведомство ссузов из отраслевых министерств, в том числе, технологических техникумов и колледжей Министерства бытового обслу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.