Научная статья на тему 'Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России'

Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2898
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / КОРРУПЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ИНДЕКС ВОСПРИЯТИЯ КОРРУПЦИИ / АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ МЕРЫ / SHADOW ECONOMY / CORRUPTION / POLITIC OF GOVERNMENT / SMALL-SCALE BUSINESS / INDEX OF PERCEPTION OF CORRUPTION / ANTICORRUPTION MEASURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шаронина Людмила Валерьевна

В статье выделены факторы развития теневой экономической деятельности и коррупции в России. Рассмотрены направления государственной политики по противодействию коррупции и теневой экономики. Выявлены характерные особенности развития теневой активности в малом бизнесе. Представлен ряд антикоррупционных мер в контексте борьбы с теневой экономической деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITIC OF GOVERNMENT AGAIN SHADOW ECONOMY AND CORRUPTION IN RUSSIA: ECONOMIC AND LEGAL ASPECTS

In the article the basic groups of development factors of a shadow economic activities and corruption in Russia are allocated. The base documents of the anticorruption legislation are considered. Prominent features of the last years shadow activity through the small-scale business are revealed. A number of anticorruption measures are presented in a context of struggle against shadow economic activities.

Текст научной работы на тему «Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России»

особенно в связи с необходимостью принятия мер по организации системы обеспечения и обслуживания. Большое значение приобретает необходимость быстрых и четких решений специфических проблем, касающихся условий использования материальной инфраструктуры, бюджета и проведения рекламных кампаний. Проклин Александр Николаевич

Технологический институт федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге E-mail: [email protected]

347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44, тел.: 371-706, моб.: 8-928-19-227-19 Доцент.

Proklin Alexander Nikolaevich

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Educational Establishment of Higher Vocational Education «Southern Federal University»

E-mail: [email protected]

44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia, phone: 371-706, cell: 8-951-528-11-83 Associate professor.

УДК 338

Л.В. Шаронина

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ И ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ В РОССИИ

В статье выделены факторы развития теневой экономической деятельности и коррупции в России. Рассмотрены направления государственной политики по противодействию коррупции и теневой экономики. Выявлены характерные особенности развития теневой активности в малом бизнесе. Представлен ряд антикоррупционных мер в контексте борьбы с теневой экономической деятельностью.

Теневая экономика, коррупция, государственная политика, малый бизнес, индекс восприятия коррупции, антикоррупционные меры.

L.V. Sharonina

POLITIC OF GOVERNMENT AGAIN SHADOW ECONOMY AND CORRUPTION IN RUSSIA: ECONOMIC AND LEGAL ASPECTS

In the article the basic groups of development factors of a shadow economic activities and corruption in Russia are allocated. The base documents of the anticorruption legislation are considered. Prominent features of the last years ’ shadow activity through the small-scale business are revealed. A number of anticorruption measures are presented in a context of struggle against shadow economic activities.

Shadow economy, corruption, politic of government, small-scale business, index ofperception of corruption, anticorruption measures.

Как заявил Д. Медведев на заседании Совета по противодействию коррупции от 30.09.2008 г.: «Коррупция в нашей стране приобрела не просто масштабные формы, масштабный характер, она стала привычным, обыденным явлением, которое характеризует саму жизнь в нашем обществе. Речь идёт даже не только о банальных взятках, независимо от их размера, но, по сути, о тяжёлой болезни, которая разъедает нашу экономику и разлагает всё общество. В этой связи кардинальное снижение уровня коррупции - это стратегическая задача, которая стоит перед

страной. Её решение напрямую связано и с защитой права собственности в стране, и с укреплением правовой системы, судебной системы, расширением свободы предпринимательства» [1].

После распада СССР в стране долгое время не существовало действенного антикоррупционного законодательства, что было обусловлено лоббированием соответствующих интересов в органах государственной власти и отсутствием политической воли не допускать их. Однако с 2000 г. антикоррупционная политика начинает развиваться более эффективно и направленно: принимаются соответствующие правовые акты, укрепляется вертикаль власти, расширяются полномочия правоохранительных органов, ведущих борьбу с экономическими преступлениями. В июле 2008 г. принят Национальный план противодействия коррупции, где обосновывается необходимость борьбы с коррупцией, представлены меры по законодательному обеспечению противодействия коррупции, по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции, по правовому просвещению. Серьёзный антикоррупционный потенциал заложен в Концепции административной реформы в России в 2006-2010 гг. и плане мероприятий по её проведению, одобренных распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. №1789-р, а также в законодательстве РФ, регулирующем вопросы государственной службы [2]. В декабре 2008 г. принят Федеральный закон № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», где устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы ее предупреждения и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений [3]. И хотя этот закон является рамочным, есть надежда, что на его основе будет развиваться последующее антикоррупционное законодательство.

Несмотря на предпринимаемые меры, коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, по-прежнему серьёзно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьёзную тревогу и недоверие к государственным институтам, создаёт негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации [2].

В условиях современного финансового кризиса теневая экономика и коррупция становятся дестабилизирующими факторами национальной экономической безопасности России.

Теневая экономика и коррупция, будучи своего рода сиамскими социальноэкономическими «близнецами», имеют много общего, начиная от схожести в причинах возникновения и развития и заканчивая деструктивным влиянием на общественную жизнь. Теневая экономика, безусловно, порождает коррупцию, а коррупция, в свою очередь, создает основу расцвета теневой экономики. Причина и следствие, цель и средство здесь настолько взаимоувязаны и переплетены, что создают порочный замкнутый круг. Во-первых, теневая экономика может существовать и развиваться в значительных масштабах лишь в условиях коррумпированности всех систем государственной власти и управления. Во-вторых, теневая экономика формирует коррупционные отношения во всех тех сферах социума, от которых зависит ее благополучное существование. В-третьих, коррупция вынуждает теневую экономику оставаться в тени и вести нелегальный бизнес. В-четвертых, коррупция создает основу для формирования новых сфер и видов теневой экономики. В-пятых, теневая экономика создает финансовую основу коррупции, а коррупция, в свою очередь, поддерживает финансовую основу теневой экономики [4].

В этой связи проблемы изучения этих негативных социально-экономических явлений в России и выработки основ государственной политики противодействия коррупции и теневой экономики должны решаться как единая комплексная задача.

В научной литературе встречаются различные термины, имеющие отношение к той части экономики, которая официально не учтена: ненаблюдаемая, неформальная, неофициальная, скрытая, теневая, нелегальная. Денежные средства, обращающиеся в таком секторе экономики, именуются теневыми, неучтенными, черными, грязными, криминальными, преступными. Представляется целесообразным под теневой экономикой (теневым сектором экономики) понимать хозяйственную деятельность физических и юридических лиц, которая осуществляется вне государственного учета и контроля, а потому не отражается в официальной статистике. В соответствии с международной методологией СНС-93 в теневую (неучтенную) экономику включаются следующие виды деятельности: скрытая - законодательно разрешенная, но официально не учитываемая (полностью или частично) деятельность в рамках формализованных структур и процедур («беловоротничковая» теневая экономика, развивающаяся в кругах руководящего персонала организаций и истеблишмента); неформальная - законодательно разрешенная, но не учитываемая деятельность неформальных структур или деятельность вне формализованных процедур и отношений (теневая экономика мелкого бизнеса); нелегальная - законодательно запрещенная или не имеющая обязательно необходимого специального разрешения скрытая (формальная и неформальная) деятельность (криминальная и иная противоправная) [5].

Российская экономика все больше становится «питательной средой» для роста масштабов теневой деятельности, истоки которой заложены еще в плановой экономике. Выделяются следующие факторы расцвета теневой экономики в 90-е годы [4]:

• экономические: катастрофическое разрушение всей системы народного хозяйства в связи с распадом СССР (разрыв кооперационных связей, затоваривание и дефицит, неплатежи, бартер, массовые хищения); развал финансовой системы страны (запредельный дефицит бюджета, гиперинфляция, пирамида государственных заимствований, переход в расчетах на наличные деньги, в том числе в иностранной валюте и денежные суррогаты); обнищание большинства населения; ликвидация государственной системы экономического и финансового администрирования и контроля; установление запредельного (до 50% ВВП) налогового бремени;

• правовые: возникновение «правового вакуума» в правовой системе государства (старые законы не работали, а новые еще не были приняты); разрушение правоохранительной системы постоянными реорганизациями; формирование в экономике значительного криминального сектора; коррупционное использование законодательных, исполнительных и правоохранительных органов в интересах теневой экономики;

• общественно-политические: разрушение идеологических основ общественной жизни; формирование у населения мировоззрения вседозволенности и продажности.

Оценить точно реальные масштабы теневой экономической деятельности в современной России достаточно проблематично. По разным оценкам, доля теневой экономики достигает от 20 до 50 % произведенного ВВП. Например, по данным МВД, она достигает примерно 40 % ВВП, по данным Госкомстата РФ вместе с международными экспертами по программе изучения ненаблюдаемой экономики - 25 % ВВП [6].

Исследования удельного веса теневого оборота в малом предпринимательстве в 2002-2006 гг. (крупные предприятия тесно связаны с государством, а поэтому невозможно добыть достоверной информации), проведенные специалистами Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), показали: с 2002 по 2006 гг. масштабы теневой деятельности уменьшились с 45 % до 38 %. Так, теневые продажи упали с 22 % до 17 %, масштаб «обналички» снизился с 26 % до 23 % соответственно. То есть обналичивание стало более важной составляющей теневой деятельности, нежели увод производства в «тень». В результате выявлено следующее: 1) динамика теневой активности серьезно зависит от оборота предприятия: у более крупных (от 10 млн в год) теневая активность снижается, причем значительно; у небольших фирм (оборот менее 500 тысяч) отмечался рост теневой активности; 2) с ростом теневого сектора растет и рентабельность - у предприятий с самой высокой долей «тени» (более 76 %) она составляет 44 %; 3) влияет «тень» и на уровень заработной платы, причем выигрывают от этого топ-менеджеры, а не рядовые сотрудники; 4) чаще всего занимаются теневой деятельностью предприятия, оказывающие услуги производственного назначения, услуги населению, розничная торговля, - около 43 %; 5) размеры теневой активности малого бизнеса существенно различаются по регионам; 6) одна из важнейших причин ухода в теневую экономику - высокие налоговые ставки (для крупных предприятий примерно 57 %, для небольших 43 %); 6) коррумпированность госаппарата - доля фирм, выплачивающих взятки, снизилась с 58 % в 2002 г. до 54 % в 2006 г. Руководители малого бизнеса отмечают следующие основные причины ухода в теневую экономику: высокие налоговые ставки; неформальные платежи для получения лицензий; покупка части сырья без оформления официальных документов; неформальные платежи во время проверок; необходимость выплаты «откатов» за выгодные контракты; для расчета за аренду помещения и земли; необходимость оплачивать проценты по займам, привлеченным без их официального оформления; сложность правил расчетов и взимания налогов [7].

Теневая экономика в целом - это всегда отрицательное социально-экономическое явление, поскольку является питательной средой для возникновения и развития организованной преступности, препятствует эффективному развитию открытой рыночной экономики, формирует коррупционные отношения во всех без исключения сферах своего присутствия.

Коррупция, под которой в общих чертах понимают использование служебного положения в личных целях, считается одним из основных видов не только скрытой теневой экономики, но и теневой экономики в целом. Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами (ФЗ «О противодействии коррупции») [3]. Участниками коррупционных отношений могут быть не только государственные чиновники, но и, например, менеджеры, сотрудники фирм, организаций, предприятий.

Коррупция является оборотной стороной деятельности любого централизованного государства, которое претендует на широкий учет и контроль. В этой связи причины коррупции производны от причин возникновения теневой экономики. К причинам коррупции относят: экономические причины - низкие заработные пла-

ты чиновников, их высокие полномочия влиять на деятельность граждан и организаций; институциональные - высокий уровень закрытости в работе государственных ведомств, громоздкая система отчетности, отсутствие прозрачности в системе законотворчества, слабая кадровая политика государства; социально-культурные -деморализация общества, недостаточная информированность и организованность граждан, общественная пассивность в отношении своеволия «власть имущих». В связи с этим определение основных причин коррупции можно выразить формулой коррупция = монополия + произвол - ответственность.

Масштабы коррупции, так же как и теневой экономики, определить довольно трудно, так как они скрыты от официальной статистики и правоохранительных органов. Чтобы получить сравнительные данные о степени развития коррупции в разных странах, используются экспертные исследования. В настоящее время наибольшим авторитетом пользуется индекс восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index (СР1)), рассчитываемый международной организацией Transparency International. Эта некоммерческая неправительственная организация по изучению коррупции и борьбе с ней интегрирует данные научных исследований, полученных в разных странах в течение трех лет, предшествующие расчету индекса. По итогам анализа страна получает оценку по 10-балльной шкале, где 10 баллов означают отсутствие коррупции, а 0 баллов - самую высокую ее степень. В 2008 г. в рейтинге 180 исследованных стран Россия, получив индекс восприятия коррупции 2,1, заняла 149 место, оказавшись в ряду африканских государств [8].

Кроме того, для сравнительной оценки развития коррупции в разных странах используют и иные показатели, например индекс взяткодателей (Bribe Payers Index), барометр мировой коррупции (Global Corruption Barometer), индекс экономической свободы (Index of Economic Freedom), индекс непрозрачности (Opacity Index) и др.

Проблема значительной теневой экономики и массовой коррупции стала для России тяжелой системной проблемой национальной безопасности, решить которую можно только путем реализации широкого целенаправленного комплекса мер во всех сферах жизнедеятельности совместными усилиями государства и общества.

На наш взгляд, к основным управленчески-правовым антикоррупционным мерам по борьбе с теневой экономикой в целях укрепления экономической безопасности России можно отнести:

• создание прочной системной и ясной нормативно-правовой базы в России;

• «чистка рядов» правоприменителей, т.е. формирование неподкупной, справедливой и высокопрофессиональной судебной и правоохранительной системы;

• жесткая борьба государства с организованной преступностью во всех сферах общества;

• разработка и реализация на практике эффективной комплексной системы раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений в сфере экономики;

• создание механизмов противодействия мошенничеству, злоупотреблениям и коррупции в деятельности чиновников при реализации инвестиционных и прочих проектов;

• систематическое информирование граждан об их правах, способах защиты, в том числе путем организации общественных объединений, а также в средствах массовой информации;

• создание эффективного контроля за деятельностью директоров организаций, находящихся в государственной собственности, как и за расходованием средств бюджетов всех уровней путем внедрения в обязательном порядке современных систем корпоративного аудита;

• организация системы экономической безопасности бизнеса.

В заключение следует отметить, что успех борьбы с теневой экономикой и коррупцией возможен лишь при условии сознательной массовой поддержки этой борьбы в обществе, а это в свою очередь достижимо только при наличии высокого уровня доверия граждан к государственным институтам власти и управления.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Медведев Д. Вступительное слово на заседании Совета по противодействию коррупции Москва, Кремль 30.09.2008 г. // Официальный сайт Президента России http://www.krem-lin.ru/text/appears/2008/09/207054.shtml.

2. Национальный план противодействия коррупции от 31.07.2008 г. // Официальный сайт Президента России http://www.kremlin.ru/text/docs/2008/07/204857.shtml.

3. Федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г.

4. ЛатовЮ.В., Ковалев С.Н. Теневая экономика. - М., 2006. - 336 с.

5. Постановление Госкомстата РФ от 31.08.1998 г. № 7 «Об утверждении основных методологических положений по оценке скрытой (неформальной) экономики» (с последующими изменениями и дополнениями).

6. Ясин Е. Теневая реакция бизнеса // Российская газета - Фед.вып. № 4305 от 01.03.2007 г. Трофимова Ж. Из тени - в свет // Российская газета - Бизнес. № 631 от 27.11.2007 г.

8. РБК. Рейтинг. Самые коррумпированные страны в 2008 г. // http://rating.rbc.ru/.

Шаронина Людмила Валерьевна

Технологический институт федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге E-mail: [email protected]

347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44, тел.: 371-706, моб.: 8-918-599-44-84 Доцент.

Sharonina Ludmila Valerjevna

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Educational Establishment of Higher Vocational Education «Southern Federal University»

E-mail: [email protected]

44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia, phone: 371-706, cell: 8-918-599-44-84 Associate professor.

УДК 330.147;336.64; 336.714

Н.А. Бердник ИНВЕСТИЦИИ И ИХ МЕСТО В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Рассматривается проблема инвестиций в нашей стране, сущность процесса инвестирования, понятие инвестиционных ресурсов.

Инвестиции; инвестиционный климат.

N.A. Berdnik INVESTMENTS AND THEIR PLASE IN MODERN ECONOMIC SYSTEM

The problem of investments in our country, essence ofprocess of investment, concept of investment resources is considered.

Investments; an investment climate.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.