УДК 338.14 ББК 65.05
ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ И КОРРУПЦИИ
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
НИКОЛАЙ ПИМАНОВИЧ КУПРЕЩЕНКО,
начальник кафедры экономической безопасности и экономики Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор экономических наук, профессор
E-mail: kuper52@mail.ru; ИРИНА ВИКТОРОВНА ФИЛАТОВА, преподаватель кафедры экономической безопасности и экономики Московского университета
МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат экономических наук
E-mail: irina.filatova-i@yandex.ru Научная специальность 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством (экономическая безопасность)
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Обращается внимание на то, что теневая экономика порождает коррупцию, а коррупция, в свою очередь, создает основу расцвета теневой экономики. Раскрываются факторы, способствующие развитию теневой экономики и коррупции в современной России, а также обосновываются выводы о том, что доля теневой экономики отражает уровень коррупции и криминализации страны.
Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, экономическая безопасность, коррупция как национальная угроза, антикоррупционная деятельность, теневая экономика, неформальная экономика.
Annоtаtiоn. Noticed that the shadow economy creates corruption, and corruption, in turn, creates the basis for a flourishing shadow economy. Described the factors contributing to the development of the shadow economy and corruption in contemporary Russia, but also substantiates the conclusion that the share of the shadow economy, reflects the level of corruption and criminalization of the country.
Keywords: corruption, anti-corruption, economic security, corruption as a national threat, anti-bribery and corruption, informal economy, informal economy.
Теневая экономика в России была и остается одной из самых больших в мире по доле в ВВП, являясь производной от высокой коррупции. Падение цен на нефть и газ давно ожидалось экспертами, как и обвал курса рубля, рост инфляции и падение экономики Российской Федерации.
Анализ факторов, влияющих на возникновение теневой экономики в больших размерах, показывает, что это продукт неэффективного, коррумпированного и слабого государства. Доля теневой экономики, а также неформальной экономики, отражает уровень коррупции и криминализации страны или региона. В Российской Федерации доля неформальной экономики не уменьшается, а в 2014 г. даже выросла.
По оценкам Всемирного банка, общая доля теневого сектора в РФ составляет 43% от ВВП, тогда как в Китае - 13%, в Швейцарии - 8%, в Израиле - 6,6%'. Анализируя данные цифры, напрашивается очевидный ответ на вопрос: почему ВВП Китая с каждым годом увеличивается все больше и больше, опередив США и став уже самой мощной по величине ВВП экономикой мира? Да потому, что преступность, коррупция и тене-
вая экономика в Китае жестоко и беспощадно подавляются. Особенно коррупция. Именно, она генерирует высокую преступность, сращиваясь с ней. Ну и в Китае, как в прошлом в Сингапуре, высших по чинам и объемам взяточников и мошенников расстреливают гласно, примерно и наглядно. На наш взгляд, неверным считается утверждение, что жестокостью наказания коррупцию не снизишь. Мы можем наблюдать это, хотя бы на примере государства с китайским населением.
Конечно, взяточники и мошенники не исчезают и не исчезнут совсем, но опустить их число до допустимых международных верхних пределов вполне возможно и в России. Иначе в условиях высокой коррупции и влияния криминала, инновации, высокие технологии и предприимчивость так и будут гаснуть, подавляемые криминалом.
Теневая экономика - это, прежде всего, часть экономики, не платящая налоги. В основном она состоит из неформальной экономики (разрешенные законодательством виды деятельности) и доли экономики из запрещенных законодательством видов деятельности (проституция, наркоторговля, изготовление и торговля
■ф-
оружием, шантаж и вымогательство, заказные убийства и увечья, рэкет и др.). Нет такой страны, которая не сталкивалась бы с теневой экономикой. Она проникает во все сферы экономической жизни и приобретает региональные, а в некоторых сферах, - мировые масштабы.
Во всех странах с рыночной структурой экономики была, есть и будет существовать теневая экономика. Масштабы ее могут различаться, но, ни одной из стран не удалось избавиться от нее совсем. Она схожа с преступностью, масштабы явления можно уменьшить, но ликвидировать вовсе - практически невозможно.
Теневая экономика объединяет в себе понятие любых нелегальных экономических отношений в сфере производства, потребления, услуг, а также сокрытие доходов от этой деятельности от налогообложения и операции с «черными» наличными деньгами. Масштабы и характер деятельности в сфере теневой экономики варьируются в широких пределах - от огромных доходов, извлекаемых из преступных предприятий, до бутылки водки, которой «награждают» сантехника за починенный кран.
Проблема теневой экономики заключается в том, что нельзя однозначно утверждать, оказывает ли она только негативное воздействие, хотя его, конечно же, значительно больше, но многие экономисты считают, что существуют и положительные, называющиеся стабилизирующими воздействия.
Во-первых, с точки зрения экономических агентов, теневая экономика позволяет хозяйствовать эффективнее, так как «теневая» экономия на налоговых платежах позволяет предприятию увеличить чистую прибыль и дает ему серьезное конкурентное преимущество перед теми, кто работает легально.
Во-вторых, теневая экономика расширяет возможность дополнительных заработков для занятых на официально зарегистрированных промышленных предприятиях. Она создает условия для выживания населения в период спада экономики и ухудшения уровня жизни, формируя дополнительные источники доходов. Это связано с тем, что лица, занятые в теневом секторе, осуществляя потребительские расходы, предъявляют спрос на товары и услуги официального сектора. Это, в свою очередь, ведет к увеличению совокупного спроса и росту налоговых поступлений.
В-третьих, она формирует финансовую базу для негосударственной социальной деятельности. Финансирование различных экономических ассоциаций и союзов, спонсорство политической активности, а также благотворительность в сфере искусства в основном идут за счет наличных денег, поступающих из теневой экономики.
Помимо прочего, теневая экономика удовлетворяет покупательский спрос, формирует определенное равновесие между спросом и предложением (например, за счет использования контрафактной продукции). Она позволяет реализовать предпринимательский потенциал, который не востребован из-за высоких тран-закционных издержек легализации.
На наш взгляд, если проанализировать данные положительные последствия, можно сделать вывод,
что они носят краткосрочный характер и оказывают большее влияние на конкретные категории населения, удовлетворение их личных потребностей, чем на все общество в целом. Но не стоит забывать, что мы живем в социуме и должны все-таки, искать такие источники доходов и создавать такие условия благоприятного инвестиционного климата в стране, которые не затрагивали бы теневую составляющую. Ведь она является мощным фактором дестабилизации общества.
Во-первых, вытеснение официальных механизмов налогообложения и, как результат, снижение объемов собираемых налогов не дают государству выполнять свои элементарные функции.
Во-вторых, теневая деятельность дезорганизует производственный процесс в легальной экономике, ослабляет трудовую мотивацию работников, приводит во многих случаях к их деквалификации и затрудняет освоение инноваций, для которых часто требуются сверхнормативные трудовые усилия.
В-третьих, частично связанная с криминалом, теневая экономика порождает многочисленные конфликты, которые иногда разрешаются с применением насилия.
В-четвертых, теневая экономика - важнейший фактор формирования деловой этики. Ее расширение и укрепление привели к «размытости» социальных норм - люди перестали понимать, что можно, а чего нельзя в хозяйственной жизни.
Также из-за теневой экономики искажаются объём и структура показателей состояния экономики, деформируется бюджетная система, ухудшаются условия развития социальной сферы.
Итак, небольшая доля «тени» в экономике улучшает состояние государства и дает людям новые возможности, но, если она «захватывает» почти всю экономическую жизнь страны, то это уже ведет к полной дезорганизации жизни общества.
Говоря о теневой экономике не стоит забывать, что она, безусловно, порождает коррупцию, а коррупция, в свою очередь, создает основу расцвета теневой экономики. Наличие прямой связи между размахом коррупции и масштабами теневой экономики уже множество раз подтверждалось как историческими примерами, так и современными. При этом коррупция и теневая экономика настолько сильно переплетены и взаимосвязаны, что невозможно определить, что является причиной, а что следствием.
Во-первых, теневая экономика может существовать и развиваться в значительных масштабах лишь в условиях коррумпированности всех систем государственной власти и управления.
Во-вторых, теневая экономика формирует коррупционные отношения во всех тех сферах политики и экономики, от которых зависит ее благополучное существование. В-третьих, коррупция вынуждает теневую экономику оставаться в тени и вести нелегальный бизнес. В-четвертых, коррупция создает основу для формирова-
ф-
ния новых сфер и видов теневой экономики. В-пятых, теневая экономика - финансовая основа коррупции, а коррупция - финансовая основа теневой экономики.
О росте теневой экономики и коррупции в современной России говорят многочисленные отечественные исследования2.
Выступая на коллегии МВД 18 февраля 2010 г., Д.А. Медведев особо отметил необходимость принятия мер по противодействию коррупции в органах внутренних дел: «Особого внимания требует антикоррупционная работа. С принятием нового антикоррупционного законодательства деятельность правоохранительных органов в этой сфере стала более активной. Но это только первый этап работы по радикальному снижению уровня коррупции. Должна быть система антикоррупционной защищенности Министерства внутренних дел»3.
В настоящее время, со стороны государства в рамках борьбы с преступлениями в целом, и с коррупцией в частности, наибольшее внимание уделяется вопросам предупреждения.
Исключительную опасность для общества представляют коррупционные процессы в судебных, правоохранительных и контролирующих органах, представители которых сами должны противостоять преступности и коррупции. Это не только порождает у граждан России ощущение безысходности и пессимизма, делает их совершенно беззащитными от произвола, но и разлагает конституционные основы государства.
Несмотря на широкомасштабные акции правоохранительных структур по самоочищению этих органов от сотрудников, совершающих правонарушения коррупционного характера, уровень коррупции в них остается достаточно высоким. В системе МВД России только за 2005 г. из 30 тыс. привлеченных к ответственности и более 3 тыс. осужденных сотрудников - свыше 70% - составляли лица, совершившие должностные преступления: вымогательство взятки, превышение и злоупотребление служебными полномочиями.
Проведенное исследование показывает, что для развитых стран наблюдается устойчивый тренд снижения доли теневой экономики относительно ВВП: для ЕЭС - в среднем с 22% в 2003 г. до 18% в 2012 г. Для ОЭСР - с 13% до 8-9% ВВП, соответственно. Страны ЕЭС и ОЭСР успешно справляются с коррупцией и снижают долю теневой экономики.
В рейтинге Индекса восприятия коррупции «Transparency International» за 2014 г. наверху расположились только развитые в технологическом отношении страны: Дания, Новая Зеландия, Финляндия, Швеция, Норвегия, Швейцария, Сингапур, Нидерланды, Люксембург, Канада, Австралия, Германия, Исландия, Великобритания, Бельгия, Япония, Гонконг, США, Ирландия4. Аналогичной ситуация была и в прошлые годы.
Если этот список сравнить с рейтингом процветания стран за 2014 г. то в первой двадцатке те же страны. Процветают страны, где в основном прилежно и качественно работают, где низка коррупция. Сингапур и Гонконг в исторически короткие сроки
вошли в число самых развитых и богатых стран мира, подавив коррупцию, а с ней и преступность. В Сингапуре до сих пор сохраняется авторитарный режим и низок уровень развития демократии. Зато он в лидерах по экономической свободе. У нас же экономическая свобода и конкуренция минимальны. РФ в рейтинге по экономической свободе - в конце списка «преимущественно несвободных» стран. И в 2014 г. Россия опустилась на одну позицию, заняв 140 место (51,9 балла по Индексу экономической свободы). Это ниже средних мировых и региональных уровней (среди 43 стран Европы РФ - 41-я)5.
Недаром по экономическим статьям было осуждено более 200 тыс. чел. В то же время количество осужденных в РФ за преступления, связанные с коррупцией, постоянно сокращается, по данным главы Верховного суда РФ Вячеслава Лебедева6.
В итоге коррупция даже растет. В только что вышедшем рейтинге по Индексу восприятия Коррупции за 2014 г. (индекс РФ - 27) РФ опустилась на 136 место и расположилась рядом с Нигерией, Ираном, Камеруном. В 2013 г. была на 127 (28 баллов), в 2012г. (28) - на 133. Соответственно и преступность в стране не снижается7.
И в рейтинге по преднамеренным убийствам -международном индикаторе уровня общей преступности - РФ тоже на низком 154 месте из 219, после Гвинеи и Габона8.
В современной России коррупция стала общегосударственным негативным фактором, разрушающим государственность, ослабляющим экономику и создающим угрозу экономике страны. Россия по-прежнему считается одной из наиболее коррумпированных стран. Прямые потери нашей страны от коррупции, по отдельным оценкам, составляют несколько десятков млрд. долл. ежегодно. Вместе с тем, не менее опасен моральный ущерб, так как использование государственными служащими своего положения в корыстных целях снижает авторитет государственной власти в глазах российского народа и мирового сообщества. Ограничить масштабы коррупции можно лишь в рамках единой комплексной антикоррупционной политики, которая заключается в целенаправленном применении последовательных мер государства и общества по устранению причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни9.
Коррупция может привести к масштабному разворовыванию государственного имущества, тем самым существенно подорвать экономику страны.
Ведь коррупция в России особая, какой ни в одной серьёзной стране уже давно нет: у нас воруют по закону: наши нормативные акты то и дело допускают чиновника к управлению разного рода активами (в том числе частными), не определяя жёсткого алгоритма его действий, - это и есть вечно живой корень коррупции. Она цветёт неприлично уже пышным цветом не потому, что за неё не расстреливают, а потому, что огромное количество законов и подзаконных актов
■ф-
имеют вполне конкретную взяткоёмкость (порой почти бесконечную)10.
Хочется отметить три причины сегодняшней ситуации. Первая - то, что Россия потеряла поколение 90-х годов. У сегодняшней молодежи, выросшей в 90-е годы, полностью коррупционное сознание. В их понимании коррупция не является чем-то ужасным. Нынешняя молодежь считает, что с помощью взятки можно решить практически любой вопрос от поступления в престижный ВУЗ до приема на хорошую работу. Вторая причина заключается в создании экономических предпосылок для недопущения коррупции во всех госструктурах путем более тщательного подбора кадров, повышения моральной мотивации и материального стимулирования - повышения оплаты труда чиновников. Третья причина заключается в усилении профилактики коррупции среди тех, кто отвечает за распределение и последующее использование бюджетных средств.
Главный секрет живучести коррупции в том, что мы, граждане, не можем обойтись без малой коррупции. А поддерживая малую коррупцию, мы, тем самым, позволяем существовать большей. У нас нет других инструментов доступа к публичным возможностям, нежели через взятку.
Еще один секрет живучести коррупции - сама власть борется со взятками в конвертах, т.е. с малой коррупцией, игнорируя и маскируя большую. Олигархическое государство всегда будет заинтересовано поймать сотню мелких взяточников, и никогда не будет заинтересовано поймать десяток крупных. Ибо коррумпированная бюрократия умна, образована, богата и властна. Латентность своих действий - ее основная забота. Поэтому ни в одной стране мира нет сколько-нибудь полных или хотя бы приблизительных статистических данных об этом явлении, еще меньше виновных лиц, предстающих перед уголовным судом, причем самой низшей категории коррупционеров (мелкая коррупция), назначается реальное уголовное наказание.
Крупные коррупционеры практически не берут деньги в конвертах или в чемоданах. Крупные коррупционеры берут взятки в пакетах акций предприятий и самими предприятиями, работой родственников в преуспевающих крупных корпорациях, земельными участками, льготами близких к ним бизнесов.
Разговоры о взятках в конвертах - это разговоры в пользу богатых. Не победив большую глобальную и локальную коррупцию, бессмысленно бороться с малой.
Независимо от уровней, коррупция беспощадно разрушает правовые основы общества, государственную власть, общественную мораль и нравственность.
Во всех странах власть борется с коррупцией. Подноготная этой борьбы, а также органов власти, зависит от экономического состояния и уровня развития гражданского общества. Для России характерна следующая последовательность:
• со сменой общественного строя коррупция приобрела огромный размах, так как влияние на чи-
новничество со стороны государства было сведено к минимуму;
• влияние государства на передел собственности было сознательно уменьшено, чтобы в кратчайшие сроки (даже преступным путём) создать класс собственников, которому вменялась в обязанность защита нового строя;
• после первого передела собственности начался второй, когда борьба развернулась в теневых кабинетах за господство конкретных кланов в экономике страны;
• в то время, пока шло уничтожение основ Советского государства, огромное число чиновников и предпринимателей ощутили вкус личной наживы. Прежние законодательные и моральные ограничения оказались неэффективными;
• впоследствии группировки, пришедшие к власти в стране, осознали, что дальнейшая анархия в экономике и коррупция в управлении государством, достаточно быстро развалят страну и лишат их личной власти и благополучия. Началась борьба за законность.
Искоренить коррупцию - значит создать сильное
- правовое и демократическое государство, которое эффективно служит всем российским гражданам. Победить коррупцию - это сформировать конкурентоспособную экономику, преодолеть бедность, повысить благосостояние россиян. Ликвидировать коррупцию
- значит утвердить новое качество жизни, социальную стабильность, порядок и справедливость. Устранить коррупцию - это сформировать зрелое гражданское общество, общество свободных, ответственных и созидательных людей. Уничтожить коррупцию - это остановить терроризм в нашей стране, обезопасить жизнь граждан, сохранить целостность и единство России, сделать ее сильной и конкурентоспособной страной в мировом сообществе.
Коррупция существовала всегда и во всех странах. О полной победе над ней речь не идет. Но ее нужно загнать в такие рамки, когда она перестанет быть доминирующим элементом социальной и государственной системы. Абсолютная победа над таким злом, как коррупция, невозможна. Но мы в состоянии ограничить его масштабы до такой степени, чтобы оно не подрывало сами основы существования страны.
Итак, рассмотрев в отдельности такие понятия, как «коррупция» и «теневая экономика», мы можем сделать вывод, что проблема значительной теневой экономики и массовой коррупции стала для России тяжелой системной проблемой национальной безопасности, решить которую можно только путем реализации широкого целенаправленного комплекса мер во всех сферах жизнедеятельности государства и общества и только совместными усилиями государства и общества11.
К основным инструментам, способствующим предотвращению распространения коррупционной деятельности на территории России, можно отнести отдельные процедуры, положения, правила, инструкции, регламентирующие деятельность лиц и органов в сфере противодействия коррупции.
ф-
Для улучшения эффективности мер, направленных на снижение коррумпированности в экономической сфере, необходимо учитывать особенности и характерные признаки регулируемого объекта, учитывать итоги применяемых раньше мероприятий в этой области, анализировать законодательство, регламентирующее деятельность участников экономических правоотношений и принять к сведению опыт зарубежных стран по этому вопросу. Также целесообразно разработать и применить комплекс способов противодействия коррупции, ориентируясь на предложения по уменьшению ее проявления в конкретных ведомствах для результативного использования бюджетных средств.
Проработав данные вопросы следует выделить наиболее эффективные направления противодействия коррупции в России: проработка качества нормативной базы (увеличение размера штрафных санкций за нарушение установленных правовых норм, регулирующих экономические правоотношения), рост эффективности практической правоохранительной деятельности, становление специальных институтов гражданского общества, борющихся с коррупцией и теневой экономикой, ужесточение характера воздействия на участников коррупционных отношений.
Кроме карательных мер по противодействию коррупции, следует принимать профилактические меры. Государственным и муниципальным органам необходимо проводить антикоррупционные мероприятия, пропагандирующие отрицательное отношение общества к любым проявлениям коррупции, ввести программу антикоррупционного образования (развитие нетерпимости к коррупционному поведению в процессе обучения). В этих целях также рационально задействовать СМИ: систематически и периодически публиковать материал об негативном и разрушающем влиянии коррупции на социально-экономическое состояние страны и ущемление прав граждан, а также проведение информирующих мероприятий с участием общественных объединений и представителей предпринимательской деятельности для обсуждения и разрешения проблем противодействия коррупции.
Следует отметить, что одно из значимых мест в системе борьбы с коррупцией занимают органы внутренних дел, которые осуществляют противодействие криминальным проявлениям в экономической сфере, куда входит предварительное расследование правонарушений, связанных с коррупционным поведением, уничтожение угроз экономической безопасности.
Снижению коррупции способствует увеличение воздействия государства на объекты экономических отношений. В пределах улучшения механизма борьбы с коррупцией необходимо создание новых и роста эффективности действующих институтов противодействия ей.
Комплексный подход к противодействию коррупции формируется; ведется борьба с отдельными специфическими ее проявлениями. Несмотря на используемые государством меры, коррупция остается значительной проблемой для современной экономики России.
В заключение необходимо подчеркнуть: успех борьбы с теневой экономикой и коррупцией возможен лишь при условии сознательной массовой поддержки этой борьбы в обществе, а это, в свою очередь, достижимо только при наличии высокого уровня доверия граждан к государственным институтам власти и управления.
1 Статистика Центрального банка Российской Федерации. URL: http://cbr.ru/statistics/
2 См.: Наумов Ю.Г. Институциональная коррупция в современной России // Труды Академии управления МВД России. 2013. № 2(26). С.48-53. - 0,5 п.л.; Лошаков А.С. Анализ современных угроз экономической безопасности России // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 7. С. 23-25; Авдийский В.И. Теневая экономика и экономическая безопасность государства: Учебное пособие / В.И. Авдийский, В.А. Дадалко. М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2012. 496 с.; Яварова И.Д. Различные аспекты теневой экономики [Текст] / И. Д. Яварова, А. И. Булатова // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). Уфа: Лето, 2014. С. 5-8; ВакуленкоК.Э. Теневая экономика: причины и формы. Влияние на экономическую систему // Современные научные исследования и инновации. Апрель 2013. № 4; Выступление Владимира Путина на заседании клуба «Валдай» 25. Октября 2014 г. // Российская газета http://www.rg.ru/2013/09/19/ stenogramma-site.html (дата обращения: 20 ноября 2014 г.).
3 http://www.kremlin.ru/transcripts/6909
4 Transparency International: Индекс восприятия коррупции 2014 г. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. 2014.12.03. URL: http://gtmarket.ru/news/2014/12/03/7004.
5 См.: Там же.
6 egallib.ru/byulleten-vs-rf-za-2014-god.html; Статистические и аналитические материалы о состоянии работы по выявлению коррупционных преступлений, следствия и прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью правоохранительных органов в сфере борьбы с коррупцией в 2014 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Генеральной Прокуратуры Российской Федерации М.: 2003-2014 г. URL: http:// genproc.gov.ru/anticor/doks/document-81540.
7 Transparency International: Индекс восприятия коррупции 2014 года. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. 2014.12.03. URL: http://gtmarket.ru/news/2014/12/03/7004.
8 http://www.gks.ru/metod/xml/XML_plan_2014.htm.
9 Заседание Совета по противодействию коррупции [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Российской Федерации М.: 2000-2014 г. URL: http://state.kremlin.ru/coun-cil/12/news/19516.
10 Национальный план по противодействию коррупции на 2014-2015 год // http://ria.ru/politics/20140411/1003526715.html; Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 22 декабря 2014 г.) «О противодействии коррупции» // http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=172553
11 Купрещенко Н.П., Филатова И.В. Противодействие коррупции как одно из приоритетных направлений социально-экономического развития России // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 4. С. 195-202; План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р).