Подопригора Марина Геннадиевна
Технологический институт федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге E-mail: [email protected]
347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44, тел. 371-706, моб. 8-908-518-48-41 Podoprigora Marina Gennadievna
Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Educational Establishment of Higher Vocational Education «Southern Federal University»
E-mail: [email protected]
44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia, Phon: 371-706, cell: 8-908-518-48-41.
УДК 3 33:303.7
А.Н. Проклин
ЗОНА С ОБЩИМ ОБЪЕКТОМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ: ФИНАНСОВЫЙ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ВАЛЮТНЫЙ РЕЖИМЫ
Для глубокого анализа экономических процессов на региональном уровне важное практическое значение приобретает выработка подходов к определению хозяйственного механизма сопредельных территорий с общим объектом хозяйствования, каковой является ареал Азово-Черноморского бассейна. Необходима выработка финансовых, экономического и валютного режима на данной территории.
Зона с общим объектом хозяйствования, финансовый, экономический и валютный режимы, балансовый анализ, налоговые стимулы, законодательная база.
A.N. Proklin
ZONE WITH THE GENERAL OBJECT OF MANAGING: FINANCIAL, ECONOMIC AND CURRENCY MODES
For the deep analysis of economic processes at regional level the important practical value is got by development of approaches to definition of an economic mechanism of adjacent territories with the general object of managing what the area of the Azovo-Black Sea pool is. Development of a financial, economic and currency mode in the given territory is necessary.
Area with the general object of management, financial, economic and currency modes, balance analysis, tax incentives, legislative base.
Сейчас, когда финансовая стабилизация остается основной целью российской экономической политики, сглаживание значительных региональных диспропорций составляет одну из главных предпосылок стабилизации экономики в целом. При этом, если основные элементы структурной и бюджетно-налоговой политики государства оказывают непосредственное воздействие на региональные экономические процессы, то денежно-кредитное регулирование создает общую среду, в которой появляется практическая возможность достижения устойчивости стабилизационных процессов и в перспективе на этой основе - фазы экономического роста.
Для глубокого анализа экономических процессов на региональном уровне важное практическое значение приобретает выработка подходов к определению специфики и классификации регионов, роли в этом процессе кредитных учреждений.
Одним из основных элементов, определяющих решение инвесторов об осуществлении инвестиций в зону общего хозяйствования, являются политическая
стабильность в странах-учредителях зоны и эффективность правительственных органов. В более оперативном плане, инвесторов будет волновать наличие механизма арбитража и, в частности, отношение стран-учредителей к принципам международного арбитража, вопросы юридических гарантий, предоставляемых инвесторам и, что еще более важно, каким образом эти гарантии реализуются на практике. В этом смысле реальной гарантией является не столько закон как таковой, сколько политическая стабильность и преемственность власти, которые обеспечивают соответствующее и продолжительное применение законодательных норм.
Однако эти чисто юридические аспекты инвестиций в зоны общего хозяйствования вряд ли будут играть решающее значение. Гораздо более существенным представляется финансовый, экономический и валютный режим зоны, поскольку именно в этих сферах в наибольшей мере проявляется неопределенность. На начальном этапе наличие неопределенности, вероятно, (принимая во внимание процесс экономической перестройки и новизну идеи создания зон общего хозяйствования), может стать одним из факторов, сдерживающих инвесторов. Финансовый, экономический и валютный режим зон общего хозяйствования, безусловно, сыграет важную роль в определении привлекательности таких зон для инвесторов и характер этого решения, который и определит более высокий или низкий уровень затрат. В этой связи необходим анализ различных режимов в разрезе затраты-доходы с точек зрения как инвесторов, так и стран-учредителей. Одним из стратегических пунктов при принятии решений на данном этапе является вопрос, стоит ли вводить единый режим для всех свободных экономических зон России или желательно иметь особый режим для специфических условий отдельных зон, каковыми являются зоны с общим объектом хозяйствования. Каждый из этих двух подходов имеет плюсы и минусы. Особый режим обеспечивает большую гибкость и в большей мере учитывает специфические цели и потребности каждой зоны. С другой стороны, можно ожидать, что его применение вызовет множество конфликтов в виде попыток каждой зоны обеспечить только в своих собственных интересах применение наиболее благоприятных положений режима (то есть попыток получить для себя лучшие условия деятельности). Такая ситуация чревата опасностью выхода из-под контроля. Унифицированный подход обладает преимуществами схожести и предсказуемости, но страдает отсутствием гибкости и может привести к росту ошибок и неадекватности в больших масштабах. В качестве альтернативного варианта можно предложить использовать комбинацию из этих двух подходов в виде свода универсальных положений, дополненных некоторыми пунктами, разработанными для удовлетворения специальных потребностей и особенностей отдельных зон.
Налоговые стимулы, которые, естественно, будут предоставлены инвесторам, станут существенной мотивацией для них. Более стимулирующим, как показывает опыт экспортно-ориентированных зон других стран, может оказаться возможность получить местное финансирование по умеренным процентным ставкам. Значение этого фактора может быть подтверждено тем, что примерно половина всех инвестиций в такие зоны в последние годы осуществлена за счет займов, а не собственных средств.
Страны-учредители могут столкнуться с тем, что обеспечение инвестиционными ресурсами в виде займов предприятиям зон общего хозяйствования будет отвлекать инвестиционные ресурсы от местных фирм. Одним из путей решения этого вопроса является осуществление финансирования, через внешние операции, а не путем учреждения местных банков. В этом случае кредиты, предоставляемые предприятиям, будут представлять собой не отток капиталов, а дополнительный приток ресурсов, получение которого иными путями не могло бы быть обеспечено.
Как и свободные таможенные зоны, экспортно-ориентированные зоны, зоны с общим объектом хозяйствования не должны применять количественных ограничений на импорт, а также импортного обложения пошлинами.
В то же время продукция зон, поступающая на внутренний рынок страны, обычно облагается теми же пошлинами и ограничениями, что и любой другой импортный товар. Учитывая, что российские зоны не проектируются как экспортноориентированные зоны, определенное внимание должно быть уделено их таможенному режиму. Вполне понятно, что, учитывая интеграционный характер зон с общим объектом хозяйствования, к ним не может применяться таможенный режим, обычно действующий в экспортно-ориентированных зонах нормального типа. С другой стороны, трудно себе представить, что товарам, произведенным этими зонами, будет разрешено поступать на внутренний рынок без каких бы то ни было ограничений или пошлин. Должен быть найден определенный компромисс между свободной торговлей и обычной торговлей (то есть ввоз с обычным таможенным обложением товара и количественными ограничениями, не говоря уже о валютном регулировании).
Проекты зон с общим объектом хозяйствования должны быть подвергнуты такому же анализу в отношении затрат и доходов. Подобные оценки необходимы и могут помочь выявить и скорректировать целый ряд концептуальных и структурных проблем.
Однако следует иметь в виду, что анализ не должен служить механизмом принятия решений, а быть инструментом выявления альтернативных путей действия и выбора из них наиболее приемлемого с учетом местных условий и приоритетов.
Балансовый анализ может обеспечить получение полезных данных об экономической и социальной выгодности предлагаемых проектов зон с общим объектом хозяйствования и отклонить проекты зон, которые не способны достичь минимального уровня прибыльности. Однако его возможности ограничены. Первый и наиболее важный момент заключается в том, что долгосрочное финансирование и экономическое прогнозирование, подвергаемые такому анализу, по своей природе вещи трудно предсказуемые, особенно с учетом отсутствия опыта создания зон с общим объектом. Вторым ограничивающим моментом является то, что имеющиеся исходные данные (в отличие от данных, рассчитываемых на длительную перспективу) сами по себе неопределенны и подвержены изменениям. Можно твердо знать, например, что средняя зарплата составляет столько-то рублей, однако это очень неопределенная информация для балансового анализа, так как курс пересчета сумм, выплачиваемых в виде зарплаты, в свободную валюту неизвестен или может быть в большей или меньшей степени изменен страной-учредителем.
Это относится и практически ко всем местным поступлениям и затратам на оплату услуг, учитываемым в расчетах. Если не делать поправку на этот элемент неопределенности, то балансовый анализ останется лишь документом.
Это относится и практически ко всем местным поступлениям и затратам на оплату услуг, учитываемым в расчетах.
Предположим, что этот фактор неопределенности может быть учтен, что является сложной задачей, необходимо иметь в виду, что балансовый анализ проектов экспортно-ориентированных зон или свободных экономических зон обычно не имеет такого значения, как для крупных промышленных проектов. Причина этого заключается в том, что такие зоны (или услуги, оказываемые зонами) сами являются товаром международной торговли, конкурирующими на мировом рынке с десятками других зон. Балансовый анализ может дать полезные оценки в том, что касается внутренней выгодности зон для страны-учредителя; а такие цифры
могут служить важным обоснованием при принятии решения, следует ли дальше прорабатывать данный проект. Однако они мало говорят о внешней конкурентоспособности таких зон по сравнению с зонами других стран. А ведь именно эта внешняя конкурентоспособность зон и оказываемых ими услуг определяет их привлекательность для внешних инвесторов. Привлекательность предопределяет реакцию потенциальных инвесторов, и, как следствие, возможные успех или неудачу деятельности зон.
Иначе говоря, успех деятельности зон определяет их внешняя конкурентоспособность по отношению к другим зонам, а не внутренняя выгодность, рассчитываемая на базе балансового анализа. Отдача капиталовложений может быть очень высока, однако это не имеет значения, если не обеспечивается привлечение инвесторов, а эта дилемма не может быть разрешена с помощью расчетов доходов и затрат. Здесь требуется анализ конкурентоспособности, который может проводиться параллельно с балансовым анализом и служить инструментом проверки расчетов балансового анализа. Поэтому просчет при помощи балансового анализа может дать полезные оценки в плане выгодности зон с общим объектом хозяйствования для стран-учредителей.
Совершенная законодательная и регулирующая структура является необходимым условием успешного функционирования любого режима зон с общим объектом хозяйствования. Для того, чтобы план создания зоны привлек значительное количество инвесторов страны-учредители должны определить отношение между организациями, осуществляющими обустройство и управление зоной и национальными институтами государственного сектора. На наш взгляд, здесь должны быть предприняты следующие шаги.
Таможня. Для успешного маркетинга режимов зоны с общим объектом хозяйствования должно быть предложено своевременное и квалифицированное осуществление таможенных процедур. Правительства обязаны гарантировать немедленное прохождение товаров через таможню. В дополнение к учреждению таможенных пунктов в зоне правительство могло создать специальные подразделения в таможенной службе, на которые были бы возложены обязанности следить за соблюдением режима зоны.
В качестве стимула для таможенных служб, побуждающего к успешному осуществлению программы создания зоны с общим объектом хозяйствования, можно предложить введение бюджетного финансирования. На покрытие сметы текущих таможенных затрат могла бы использоваться небольшая часть доходов от сдачи земли зоны в аренду.
Органы разрешения споров. В законодательстве должны допускаться договорные методы для арбитража и разрешения гражданских и коммерческих споров. Например, можно было бы призвать на помощь в качестве главного механизма их разрешения службы коммерческого арбитража. Корпорация могла бы обязать своих арендаторов принять договор, как в ассоциациях владельцев недвижимостью, по которому она осуществляла бы широкий круг функций, обычно находящихся в ведении государственного сектора. Обращение к законодательной системе стран-организаторов может быть ограничено определенным кругом вопросов, преимущественно тех, что касаются угроз национальной безопасности или здравоохранения.
Необходимым условием привлечения прямых инвестиций является благоприятное в экономическом плане окружение зоны с общим объектом хозяйствования. Это означает, в частности, что должна иметься в наличии соответствующая материальная инфраструктура. Никакие благоприятные финансовые перспективы не смогут привлечь потенциальных вкладчиков, если не будет обеспечена быстрая доставка сырья и отправка готовой продукции. Одной из характерных черт успеш-
ной деятельности в зоне с общим объектом хозяйствования является количество денежных и других средств, израсходованных на модернизацию средств связи.
Часто наличие развитой материальной инфраструктуры в данной местности является обязательным условием в свете решающего значения, которое она играет на прибыльность индивидуального предпринимательства. В этой связи следует обратить особое внимание на наличие надежных энергоисточников и воды, а также высококачественной международной системы связи. Если материальная инфраструктура зоны хорошо развита, объем начальных издержек вкладчика значительно уменьшается, промышленное производство набирает обороты, отдача от вложенных средств проходит быстрее.
Ограниченное количество стандартных промышленных зданий нередко строится заранее с целью дальнейшей передачи в аренду или продажи. Это нормальное явление в зоне с общим объектом хозяйствования, которое обеспечивает вкладчику не только быстрое начало производства, но и устраняет необходимость строительства предприятия в незнакомой обстановке.
В идеале зона с общим объектом хозяйствования представляет собой сложный парк науки, устроенный и оснащенный принимающими странами, где работающие предприятия, вложив только ноу-хау и технологию, пользуются преимуществами использования высококвалифицированной рабочей силы.
Объем услуг, предоставляемых администрацией зоны, зависит от наличия и качества обслуживания, обеспечиваемого коммерческими фирмами, местной администрацией и государственными службами. Сюда входит организация консультаций для организующих фирм, обычное коммерческое, промышленное и общественное обслуживание. Наиболее важными моментами коммерческого обслуживания является банковское дело, организация перевозки грузов, экспедиторская работа и общая упаковка изделий. В первую очередь в зоне развертываются именно эти предприятия, к работе в этой области привлекаются фирмы, пользующиеся безукоризненной репутацией. К другим видам коммерческого или промышленного обслуживания, которые можно рассмотреть, относятся централизованное конторское (начиная с перевода, машинописных работ, ксерокопирования, печати и кончая машинной обработкой информации и компьютерным обслуживанием), юридическое обслуживание и отчетность, - обеспечение специализированного ремонта, а также станции технического обслуживания автомобилей. За исключением фирм по перевозке грузов и экспедиторской работе система обеспечения и обслуживания может иметь свои отделения внутри и вблизи зоны.
Кроме того, внутри зоны и вблизи нее создается система коммунальных услуг, в сферу деятельности которой входят пожарные, милиция, почта, телефон, телефакс и телеграф, общественный транспорт и водоснабжение (если оно не обеспечивается частным сектором).
Административная система должна обеспечивать эффективное и быстрое исполнение условий контрактов относительно передачи зданий, работы таможни, организации обслуживания и т.д. Инвесторы стремятся ускорить процесс, избежать любых сложностей в ходе организации, функционирования и ликвидации своего предприятия. В идеале он должен контактировать только с одним органом при решении административных проблем. Администрация в зоне должна обладать достаточной властью и эффективной системой обеспечения в обслуживания инвесторов, особенно на начальном этапе. Система обеспечения занимается набором рабочей силы, использованием общественных коммунальных предприятий и других организаций на этом этапе. Кроме того, круг задач включает размещение прибывшего персонала и их семей, организацию их обучения и досуга. В любом случае, упомянутый административный орган должен обладать независимой властью,
особенно в связи с необходимостью принятия мер по организации системы обеспечения и обслуживания. Большое значение приобретает необходимость быстрых и четких решений специфических проблем, касающихся условий использования материальной инфраструктуры, бюджета и проведения рекламных кампаний. Проклин Александр Николаевич
Технологический институт федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге E-mail: [email protected]
347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44, тел.: 371-706, моб.: 8-928-19-227-19 Доцент.
Proklin Alexander Nikolaevich
Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Educational Establishment of Higher Vocational Education «Southern Federal University»
E-mail: [email protected]
44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia, phone: 371-706, cell: 8-951-528-11-83 Associate professor.
УДК 338
Л.В. Шаронина
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ И ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ В РОССИИ
В статье выделены факторы развития теневой экономической деятельности и коррупции в России. Рассмотрены направления государственной политики по противодействию коррупции и теневой экономики. Выявлены характерные особенности развития теневой активности в малом бизнесе. Представлен ряд антикоррупционных мер в контексте борьбы с теневой экономической деятельностью.
Теневая экономика, коррупция, государственная политика, малый бизнес, индекс восприятия коррупции, антикоррупционные меры.
L.V. Sharonina
POLITIC OF GOVERNMENT AGAIN SHADOW ECONOMY AND CORRUPTION IN RUSSIA: ECONOMIC AND LEGAL ASPECTS
In the article the basic groups of development factors of a shadow economic activities and corruption in Russia are allocated. The base documents of the anticorruption legislation are considered. Prominent features of the last years ’ shadow activity through the small-scale business are revealed. A number of anticorruption measures are presented in a context of struggle against shadow economic activities.
Shadow economy, corruption, politic of government, small-scale business, index ofperception of corruption, anticorruption measures.
Как заявил Д. Медведев на заседании Совета по противодействию коррупции от 30.09.2008 г.: «Коррупция в нашей стране приобрела не просто масштабные формы, масштабный характер, она стала привычным, обыденным явлением, которое характеризует саму жизнь в нашем обществе. Речь идёт даже не только о банальных взятках, независимо от их размера, но, по сути, о тяжёлой болезни, которая разъедает нашу экономику и разлагает всё общество. В этой связи кардинальное снижение уровня коррупции - это стратегическая задача, которая стоит перед