УДК 343.359.2
© В.Ю. Буров
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОРРУПЦИИ И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКОЙ
Показан механизм формирования современной системы коррупции. Выявлена связь между коррупцией и теневой деятельностью субъектов малого предпринимательства через первоначальное накопление капитала. Доказано, что органическая связь коррупции и теневой экономики проявляется в деструктивном воздействие коррупции и на экономическую сферу
Ключевые слова: коррупция, теневая экономика, системы противодействия коррупции.
V.Yu. Burov
THEORETICAL ASPECTS OF STUDY OF CORRUPTION PHENOMENON AND ITS CORRELATION TO SHADOW ECONOMY
The author of the article proposes a mechanism of modern system corruption formation that is connected with specific character of the post-soviet period when the corruption relationships became the basic channel of primary accumulation. The article reveals that the organic correlation of corruption to shadow economy appears in destructive impact of corruption on economic sphere.
Keywords: corruption, shadow economy, corruption management system.
Актуальность темы коррупции и ее взаимосвязь с теневой экономикой обусловлены рядом научно-методологических и прикладных вопросов:
- является ли коррупция системным явлением, каково ее место и роль в рамках национальной экономики;
- какие институциональные и социально-экономические факторы могли бы позволить минимизировать масштабы коррупции и инициировать переход субъектов хозяйствования, занятых в теневом секторе, в официальный сектор экономики;
- в чем состоят особенности исторического генезиса и развития коррупции;
- каковы особенности проявления взаимосвязи коррупции и теневой экономики.
С точки зрения методологии исследования коррупции можно отметить совпадение с исследованием теневой экономики и выделить следующие подходы к изучению проблематики неформальной экономики:
• подход с позиции неоклассической экономической теории;
• неоинституциональный подход;
• социально-экономический подход [11].
Теневая экономика и коррупция как социально-экономические явления имеют одинаковые причины, задачи и цели. Теневая экономика, безусловно, порождает коррупцию, а коррупция, в свою очередь, создает основу для процветания теневой экономики. Поэтому проблемы изучения этих
негативных социально-экономических явлений в России и выработки основ государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике должны решаться как единая комплексная задача.
Но при этом мы не можем согласиться с выводами научного коллектива (С.С. Сулакшин, С.В. Максимов, И.Р. Ахметзянова и др.), который считает, что коррупция и теневая экономика - это явления взаимопорож-дающие [10].
По нашему мнению, коррупция не всегда является причиной. Конечно, в основном это так и есть - теневые экономические отношения являются следствием, но исследования доказывают, что в отдельных случаях теневая деятельность возникает без коррупционных отношений: взаимопорождаю-щий фактор появляется в случае обнаружения теневых экономических отношений представителями исполнительных и правоохранительных органов и последующего реагирования с их стороны.
Коррупция в результате развития нашего общества и государства становится все более разнообразной, поэтому она описывается и изучается с разных позиций, которые можно назвать пониманиями коррупции. Наиболее известными концепциями или пониманиями коррупции являются следующие (табл. 1) [8, с. 179-180].
Таблица 1
Подходы к определению понятия «коррупция»
Подход Понятие
Юридический Преступление, связанное с использованием служебного положения или социального статуса должностного лица в личных или корпоративных интересах.
Экономический Деятельность должностных лиц государственного или муниципального управления и бизнеса, приносящая финансовые потери и потери других ресурсов для государства, местных сообществ, бизнеса, для развития экономики страны в целом.
Управленческий Нарушение Конституции РФ, законов и других нормативных документов государственного или муниципального управления, приводящее к системной неэффективности управления в результате того, что личные или корпоративные интересы начинают доминировать над государственными и общественными.
Социологический Использование неформальных связей и отношений при решении политических, государственных и муниципальных проблем в личных или корпоративных интересах.
В мировом сообществе понятие коррупции рассматривают согласно Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999 г. Во второй статье этой конвенции приводится следующее ее понимание:
«Для целей настоящей Конвенции "коррупция" означает просьбу, предложение, дачу или принятие прямо или косвенно взятки или любого другого ненадлежащего преимущества или обещания такового, которые искажают нормальное выполнение любой обязанности, или поведение, требуемое от получателя взятки, ненадлежащего преимущества или обещания такового» [13].
С точки зрения генезиса зарождения и развития коррупции необходимо отметить, что одной из основных причин являлась роль государства в экономике, а в России эта роль в хозяйственной жизни была всегда значительно выше, чем в любой европейской стране.
А.А. Смирнов вводит понятие «служебно-раздаточная экономика», которая характеризуется преобладанием раздаточно-сдаточных отношений над отношениями купли-продажи, служебного труда над наемным, финансирования над кредитованием, государственной собственности над частной. Поэтому плановая система управления советского периода стала закономерным продуктом общественного разделения труда на базе слу-жебно-раздаточной экономики, что привело к коррупции на всех уровнях хозяйствования и стало базой сегодняшней системной коррупции, интегрированной во все сферы общества и характеризующейся большими масштабами, что привело к теневым экономическим отношениям [9].
Коррупция, как и теневая экономика, является системным явлением, что подтверждается ее присутствием во всех секторах экономики, общественных структурах, институтах. Коррупция органически присуща социально-экономической системе, которая сформировалась в условиях перехода к рыночным отношениям в России.
«Причины подобного развития коррупционных процессов связаны не с тем, что коррупция как феномен свойственна разным социально-экономическим системам, в том числе и передовых странах Запада, а при любых серьезных изменениях, тем более изменениях системного характера, как это произошло при смене общественно-политического строя в России, эти процессы неизбежно усиливаются. Суть заключается в том, что причины коррупционных отношений в России периода новейшей истории связаны главным образом со спецификой постсоветского периода, когда коррупция стала основным каналом первоначального накопления капитала, связана с самим способом присвоения государственной собственности» [3, с. 227].
По мнению С.М. Проява, «в условиях ограниченности капитала его альтернативным источником является государственный сектор, а незаконно приобретенные ресурсы могут послужить основой для создания и расширения производства» [7, с. 52].
Исследования показывают, что основными причинами развития коррупции в России являются:
• неопределенность институциональных рамок рынка;
• слабое взаимодействие различных институтов;
• низкая регулирующая роль правовых и нравственных норм.
Но исторически главными причинами масштабной коррупции являются неэффективные государственные институты, регламентирующие развитие предпринимательства и отсутствия правового поля, а доминирующая роль государства в развитии и становлении предпринимательства в истории России.
Органическая связь коррупции и теневой экономики проявляется в деструктивном воздействии коррупции и на экономическую сферу:
• искажаются механизмы конкуренции;
• происходит монополизация отдельных отраслей экономики;
• создаются препятствия свободе предпринимательской деятельности;
• ущемляются права собственности;
• неэффективно используются бюджетные средства;
• необоснованно повышаются цены;
• снижаются социальные гарантии населения.
Это подтверждают исследования других ученых и практиков. Так, по мнению А.А. Звягина: «Все это приводит к расширению теневой экономики, сдерживает приток в Россию прямых иностранных инвестиций на фоне высокого уровня вывоза капитала из страны. Таким образом, коррупция препятствует формированию в России конкурентоспособной экономики, развитию цивилизованного предпринимательства, снижению бедности, росту благосостояния россиян, становлению сильного гражданского общества» [4, с. 235].
Взаимосвязь коррупции с теневой экономикой и ее влияние на экономику в целом приобрели, как мы отмечали, системный характер. И это подтверждает в своих работах С.Н. Левин: «... особенностью сложившейся в России модели взаимоотношений государства и бизнеса выступает практика широкомасштабных дополнительных, не предусмотренных законом платежей последнего, инициируемых представителями власти на всех уровнях, особенно региональном и местном. Эти практики, как правило, рассматриваются в контексте проблемы деловой коррупции».
Характерной особенностью последних лет стала адаптация предпринимателей к сложившимся условиям хозяйствования, что позволяет им сочетать официальную деятельность с неофициальной. Практика свидетельствует о том, что положение предпринимателя как субъекта рынка не обеспечено надежной законодательной зашитой, слабо срабатывают стимулы для деятельности в рамках официальной экономики, которые бы эффективно ставили ограничения для развития нелегальной экономической активности [2, с. 16].
Влияние коррупции на экономику общества можно оценить при помощи специальной математической модели, разработанной под руководством В.Л. Макарова. Она позволяет смоделировать нецелевое использование бюджетных средств и перевод их, например, из социальных или инвестиционных назначений на потребительский рынок. Модель показывает, что за семь лет сокращение возможного уровня ВВП в одном из ва-
риантов (это крайний, но реалистичный вариант) может достигать 15% [6].
Рассмотрим рейтинг стран мира по показателю распространенности коррупции в государственном секторе на основе индекса восприятия коррупции, рассчитанного по методике международной неправительственной организации по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру Transparency International.
Индекс восприятия коррупции (англ. Corruption Perceptions Index, CPI) - это ежегодный рейтинг государств мира, составляемый компанией «Transparency International» с 1995 г., который отражает оценку уровня восприятия коррупции аналитиками и предпринимателями. Индекс опирается на несколько независимых опросов и представляет собой сводный индикатор, рассчитываемый на основе данных, полученных из экспертных источников, предоставленных международными организациями (табл. 2) [11].
Таблица 2
Рейтинг стран по индексу восприятия коррупции в 2012 г. (неполный)
Страна Значение индекса Место Страна Значение индекса Место
Финляндия 90 1 Саудовская Аравия 44 66
Новая Зеландия 90 1 ЮАР 43 69
Дания 90 1 Бразилия 43 69
Швеция 88 4 Италия 42 72
Сингапур 87 5 Китай 39 80
Бельгия 75 16 Боливия 34 105
Великобритания 74 17 Армения 34 105
Япония 74 17 Египет 32 118
США 73 19 Республика Беларусь 31 123
Франция 71 22 Россия 28 133
Ирландия 69 25 Иран 28 133
Куба 48 58 Афганистан 8 174
Словакия 46 62 КНДР 8 174
Хорватия 46 62 Сомали 8 174
Как видно, наименее коррумпированными государствами в 2012 г. согласно индексу восприятия коррупции были объявлены Финляндия, Новая Зеландия и Дания, набравшие по 90 баллов. Наихудшая ситуация складывается в Сомали, Северной Корее и Афганистане (8 баллов, последнее место). Россия в этом рейтинге занимает 133-е место с 28 балла-
ми. При этом почти три четверти обследованных стран набрали не более 50 баллов, что говорит об огромных масштабах коррупции во всем мире.
Одним из недостатков анализа состояния коррупции является отсутствие ее целостного отражения в официальной криминальной статистике, не достаточно исследуются они и в аналитических документах правоохранительных органов. Очень высокой остается латентность коррупционной составляющей экономических преступлений. По многим оценкам, удельный вес учтенной коррупции в общем объеме реальной коррупционной преступности в стране колеблется в пределах 1-5%.
Коррупция входит в число основных угроз национальной безопасности современной России, является ведущим фактором риска всех базовых национальных проектов страны и ее экономики в целом, сохранения и развития выраженного социального неравенства, создания неадекватных условий развития предпринимательства. Исходя из этого, основной целью государственной политики Российской Федерации по противодействию коррупции является создание единой правовой основы функционирования системы формирования и реализации, систематизации законодательства РФ о противодействии коррупции, его гармонизации с нормами международного права.
Необходимо согласиться с мнением Г.А. Агаркова, что с точки зрения минимизации негативного воздействия теневой экономики на социально-экономическое развитие необходимо решить задачи:
1. Устранить условия для экономической целесообразности ведения теневой экономической деятельности.
2. Не допустить административного давления на законопослушных хозяйствующих субъектов по поводу противодействия теневой экономике.
3. Снизить ущерб, наносимый социальной сфере теневой экономикой.
4. Сократить объемы уклонения от налогообложения и обязательных платежей [1].
Универсальных методов противодействия коррупции не существует, поэтому каждая страна мира исходя из своих внутренних специфических особенностей выбирает собственную антикоррупционную стратегию и систему мер. И без тщательного изучения положительного опыта разработки и целенаправленной реализации зарубежных стратегий противодействия коррупции эффективность собственных подходов по противодействию коррупции будет снижена.
Антикоррупционные стратегии всегда реализуются в условиях действия многих разнообразных факторов развития тех или иных стран, которые в других странах могут действовать иначе или не действовать совсем.
В интересах формирования оптимальной системы противодействия коррупции и теневой экономике следует принимать во внимание, что данные явления складываются не только из совокупности правонарушений коррупционного и экономического характера, но и из актов неформального поведения, противоречащих нормам морали, нравственным ценностям.
Литература
1. Агарков Г.А. Минимизация негативного воздействия теневой экономики на социально-экономическое развитие региона: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. - Екатеринбург, 2008. - 39 с.
2. Буров В.Ю. Теневая деятельность субъектов малого предпринимательства и пути ее легализации. - Чита: Изд-во ЧитГУ, 2010.- 215 с.
3. Долматова С.А. Коррупция в контексте первоначального накопления капитала. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России: материалы всерос. науч. конф. (Москва, 6 июня 2007 г.). - Москва: Научный эксперт, 2007.
4. Звягин А.А. Факторы роста коррупции и теневой экономики, взаимосвязь коррупции и теневой экономики. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России: материалы всерос. науч. конф. (Москва, 6 июня 2007 г.). - Москва: Научный эксперт, 2007.
5. Левин С.Н., Курбатова М.В. Сетевые взаимосвязи российского бизнеса: деловая коррупция и органический институт реальной модели институциональной организации российской экономики // Журнал институциональных исследований. - 2011. - №02.
6. Макаров В.Л., Бахтизин А.Р., Бахтизина Н.В. CGE модель социально-экономической системы России со встроенными нейронными сетями. - Москва: ЦЭМИ РАН, 2005.
7. Проява С.М. Экономизация коррупции. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. - 159 с.
8. Римский В.Л. Системность российской коррупции и возможности противодействия ей. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России: материалы всерос. науч. конф. (Москва, 6 июня 2007 г.). Москва: Научный эксперт, 2007.
9. Смирнов А.А. Государственная политика противодействия теневой экономике: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. - Санкт-Петербург, 2002.
10. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России: монография в 2-х томах / С.С. Сулакшин и др. - Москва: Научный эксперт, 2009. - Т. 2. - 304 с.
11. Титов В.Н. Социальные механизмы функционирования и воспроизводства неформального сектора экономики в системе рыночного хозяйства современной России: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. - Москва, 2009.
12. URL: [http://ru.wikipedia.org/wiki/Индекс_восприятия_коррупции].
13. Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию. Совет Европы, Страсбург, 4 ноября 1999 года. URL: http://www.echr-base.ru/CED174.jsp
Буров Виталий Юрьевич, кандидат экономических наук, доцент, директор Института экономики и управления Бурятского государственного университета, e-mail: burovschool@rambler.ru
Burov Vitaly Yurevich, candidate of economic sciences, associate professor, director of the Institute of Economics and Management, Buryat State University, e-mail: burov-school@rambler.ru