Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL ENTREPRENEURSHIP / MEDIUM ENTREPRENEURSHIP / STATE SUPPORT / ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бударина Н.А., Гусарова У.А.

Одна из основных задач экономики страны - развитие малого и среднего предпринимательства. Государство занимает активную позицию по реализации существующих мер, для оказания помощи начинающим предпринимателям, однако малое и среднее предпринимательство недостаточно успешно развито в нашей стране. В статье рассмотрены особенности государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бударина Н.А., Гусарова У.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN RUSSIAN FEDERATION

One of the main tasks of the country's economy is the development of small and medium-sized businesses. The state takes an active position on the implementation of existing measures to assist budding entrepreneurs, but small and medium-sized businesses are not successfully developed in our country. The article deals with the features of state support of small and medium-sized businesses in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 33

Бударина Н.А., доктор экономических наук

профессор кафедра МЭО РТА Гусарова У.А. студент магистратуры 3 курса

РТА

Россия, г. Люберцы ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Одна из основных задач экономики страны - развитие малого и среднего предпринимательства. Государство занимает активную позицию по реализации существующих мер, для оказания помощи начинающим предпринимателям, однако малое и среднее предпринимательство недостаточно успешно развито в нашей стране. В статье рассмотрены особенности государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

Ключевые слова: малое предпринимательство, среднее предпринимательство, государственная поддержка, предпринимательство.

Budarina N.A.

D.Sc.in Economics Professor at the Department of MEO RTA

Lyubertsy Gusarova U.A. undergraduate 3 course RTA

Lyubertsy

STATE SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED

BUSINESSES IN RUSSIAN FEDERATION

Annotation. One of the main tasks of the country's economy is the development of small and medium-sized businesses. The state takes an active position on the implementation of existing measures to assist budding entrepreneurs, but small and medium-sized businesses are not successfully developed in our country. The article deals with the features of state support of small and medium-sized businesses in the Russian Federation.

Key words: small entrepreneurship, medium entrepreneurship, state support, entrepreneurship.

Мировое научное сообщество сходится во мнении, что малые и средние предприятия являются одной из основных движущих сил современной экономики любого государства. Данную точку зрения разделяют и российские эксперты. Развитие МСП позволяет увеличить ВВП государства и размер налоговых поступлений, создать новые рабочие места, сформировать обширный средний класс в обществе.

Система поддержки МСП в России претерпела значительные

изменения, в стране появились как региональные, так и федеральные программы - меры, позволяющие начинающим предпринимателям начать собственное дело и развивать его.

Однако проблема развития МСП в России до сих пор стоит достаточно остро. Данный сегмент экономики по-прежнему нуждается в пристальном внимании и изучении. Это касается и самой системы поддержки МСП. Так как результаты работы государственных органов в данной сфере трудно назвать удовлетворительными. В России существуют регионы, в которых работа по поддержке МСП ведется не на должном уровне. Тем самым, данный фактор отрицательно влияет на общие экономические показатели государства, а приоритетный сегмент развития хозяйства страны не получает должного развития.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 года № 209 - ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», к малому и среднему предпринимательству относятся хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели) [1].

В Российской Федерации действует 6 001 091 МСП: из них, 5 729 651 (95,5%) - микро, 252 521 (4,2%) - малых, 18 919 (0,3%) - средних. В целом за 2018 год в Российской Федерации количество МСП выросло в 72 регионах на 138 731 (+2,4%), микробизнес - на 2,7%. При этом, МСП за год снизилось в 13 регионах: малых - на 4,8%, средний бизнес - на 4,5% [5].

Микропредпринимательства стало больше - рост на 152 443, малого и среднего - меньше на 12 818 и 894, соответственно. На каждое МСП в РФ приходится 24,5 жителя, на каждое микро - 25,6, на каждое малое - 581,7, на каждое среднее - 7 763,6 [5].

Популярные виды деятельности стартапов в 2018 году: розничная и оптовая торговля, строительно-монтажные работы, ресторанная деятельность и доставка продуктов.

Комфортные сферы деятельности для малого предпринимательства: стоматология, издательское дело, бухгалтерский учет, налоговое консультирование. За 2018 год вырос сегмент организации свадеб, юбилеев и других торжеств - этот вид деятельности выбрали большинство новых ИП и компаний.

В Указе Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» развитию малого и среднего предпринимательства уделяется значительное внимание.

Так, например, Правительству Российской Федерации при реализации совместно с органами государственной власти субъектов РФ национального проекта в сфере развития малого и среднего предпринимательства и поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы необходимо обеспечить в 2024 году [2]:

- достижение следующего целевого показателя: увеличение

численности занятых в сфере МСП, включая индивидуальных предпринимателей, до 25 млн. человек;

- улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, включая упрощение налоговой отчетности для предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику;

- упрощение доступа к льготному финансированию, в том числе ежегодное увеличение объема льготных кредитов, выдаваемых субъектам МСП;

- создание системы акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, в том числе инфраструктуры и сервисов поддержки, а также их ускоренное развитие в таких областях, как благоустройство городской среды, научно-технологическая сфера, социальная сфера и экология;

- модернизацию системы поддержки экспортеров, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, увеличение доли таких экспортеров в общем объеме несырьевого экспорта не менее чем до 10 %;

- создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации;

- обеспечение благоприятных условий осуществления деятельности самозанятыми гражданами посредством создания нового режима налогообложения, предусматривающего передачу информации о продажах в налоговые органы Российской Федерации в автоматическом режиме, освобождение от обязанности представлять отчетность, а также уплату единого платежа с выручки, включающего в себя страховые взносы.

В Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года утверждённый в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» обозначено, что снижение «нейтрального» уровня безработицы должно обеспечиваться стимулированием занятости в сегменте МСП [3].

На сайте правительства РФ были опубликованы информационные материалы о национальных проектах, утвержденных в рамках Указа президента Российской Федерации Владимира Путина от 7 мая 2018 года. Одним из них является нацпроект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» является дальнейшим развитием одноименного приоритетного проекта, реализовывавшегося с 2016 года.

Паспорт нацпроекта утвержден 24 декабря 2018 года, при этом фактическая реализация стартовала 15 октября того же года. Руководитель - министр экономического развития РФ Максим Орешкин, куратор - первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов.

Нацпроект включает в себя пять подразделов - федеральных проектов

[4]:

1. «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности».

2. «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию».

3. «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства».

4. «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации».

5. «Популяризация предпринимательства».

Последний из подразделов будут курировать не федеральные органы исполнительной власти, а президент общероссийской общественной организации «Опора России» Александр Калинин.

Предполагается, что нацпроект предложит необходимые меры по поддержке предпринимательства на всех этапах развития бизнеса: от появления идеи до выхода на экспорт.

Всего нацпроект имеет три целевых показателя [4]:

- численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей должна возрасти с 19,2 млн. человек в 2018 году до 25 млн. в 2024 году;

- доля МСП в ВВП страны должна вырасти с 22,3% в 2017 году до 32,5% в 2024 году;

- доля экспорта субъектов МСП в общем объеме несырьевого экспорта должна увеличиться с 8,6% в 2017 году до 10% в 2024 году.

В рамках нацпроекта планируется развивать систему льготного налогообложения для самозанятых граждан. Планируется, что к 2024 году в ней зарегистрируются 2,4 млн. человек, то есть 100% самозанятых граждан. В целом для малого и среднего бизнеса предполагается упростить получение кредитов и господдержки (в том числе доступ к системе госзакупок).

Всего на исполнение нацпроекта планируется направить 481,5 млрд. руб., в том числе 415,2 млрд. - из федерального бюджета, 11,4 млрд. - из бюджетов субъектов РФ, 53,9 млрд. - из внебюджетных источников. Наибольшее финансирование планируется выделить в рамках федерального проекта по льготному кредитованию, 21,4 млрд. руб. составят субсидии из федерального бюджета органам государственной власти субъектов Российской Федерации на создание и (или) развитие государственных микрофинансовых организаций (МФО), а также субсидии МФО на субсидирование ставки вознаграждения

по микрозаймам субъектов МСП [4].

В 85 субъектах РФ будет осуществляться поддержка экспорта субъектов МСП, за счет Центров поддержки экспорта и специалистов, обладающих компетенциями по консультационной поддержке экспортеров к концу 2021 г. В 2020 году будет создан информационно-аналитический портал для инвесторов и компаний в рамках информационно-аналитической инфраструктуры «Сектора Роста» Заработают механизмы доступа субъектов МСП к фондовому рынку.

Таким образом, оценить существенные результаты от реализации данного нацпроекта удастся к концу 2024 года, осуществление всех этих мер

позволит значительно улучшить условия деятельности и развития хозяйствующих субъектов, занятых в малом и среднем бизнесе, потому что значительную роль в социально -экономическом развитии общества, сохранении стабильности на рынке труда, а также в насыщении рынка товарами и услугами играет малое и среднее предпринимательство.

Использованные источники:

1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ

2. Указ президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» - Режим доступа: https://minenergo.gov.ru/view-pdf

3. Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года - Режим доступа: http://www. consultant. ru/document

4. Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» - Режим доступа: http ://government.ru/info

5. Малый и средний бизнес России в 2018 году [Электронный ресурс]: https://m inec. khabkrai. ru/events/Novosti

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.