Никитина А.А. Государственная поддержка фермерских хозяйств в республике Башкортостан
Опубликовано в №9 (33), сентябрь 2013 Раздел
• государственное управление
• Авторы: Никитина Анжелика Александровна кандидат экономических наук, доцент
Республика Башкортостан, Башкирский государственный аграрный университет [email protected]
Nikitina Anzhelika Aleksandrovna PhD, Associate Professor
The Republic of Bashkortostan, Bashkir State Agrarian University
• Аннотация: В ближайшие годы агропромышленный комплекс будет работать в условиях членства России во Всемирной торговой палате, и углубления интеграции в рамках Таможенного союза, и здесь открываются как новые перспективы, так, конечно, создаются и дополнительные сложности. В связи с этим необходимо стимулировать дальнейший рост конкурентоспособности отечественных сельхозпроизводителей, их переход на новый технологический уровень производства, создание современной инфраструктуры хранения, переработки и транспортировки продукции. В решении этих задач, не маловажную роль играет государственная поддержка всех форм хозяйствования на селе.
In the coming years the agro-industrial complex will work in the conditions of Russia's membership in the world trade chamber, and the deepening of integration in the framework of the Customs Union, and this opens up as a new challenge, so, of course, are created and additional complexity. In connection with this it is necessary to stimulate further growth of competitiveness of domestic agricultural producers, their transition to a new technological level of production, the creation of modern infrastructure of storage, processing and transportation of products. In addressing these challenges, not unimportant role of the state support of all forms of farming in the village.
• Ключевые слова: сельское хозяйство, проблемы сельского хозяйства, программа развития, социально-экономическая программа, программа «500 ферм», поддержка начинающих фермеров, развитие семейных животноводческих ферм agriculture, problems of agriculture development programme, the socio-economic program, the program «500 farms», support to young farmers, the development of family farms
• Выходные данные статьи: Никитина А.А. Государственная поддержка фермерских хозяйств в республике Башкортостан // Современные технологии управления, 2013. - №09 (33). - ISSN 2226-9339. - Режим доступа к журн.: http://sovman.ru
Сельское хозяйство является одной из стратегически важных сфер экономики, которая формирует до 4,5% валового регионального продукта.
Так, по итогам 2012 года в Республике Башкортостан хозяйствами всех категорий произведено продукции сельского хозяйства на сумму более 100 млрд. рублей, из которой 46% приходится на продукцию растениеводства, 54% - на продукцию животноводства. В
хозяйствах населения производится 60% продукции, в сельхозорганизациях - 34%, фермерских хозяйствах - 6%.
Сегодня в агропромышленном комплексе республики имеет место ряд проблем, препятствующих его устойчивому развитию. Так, в последние годы, объемы производства валовой продукции в сельскохозяйственных предприятиях стагнируют на уровне 29,434,1% в общем объеме, доля фермерских хозяйств практически не изменяется, оставаясь на уровне 3,9-5,8%.
Для поддержки сельхозтоваропроизводителей и развития сельского хозяйства, Министерством сельского хозяйства РФ, принята целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы».
В рамках реализации данной Программы расходы из бюджета Республики Башкортостан на 8 лет предусмотрены в объеме 31,9 млрд. рублей, в том числе в 2013 году 3,4 млрд. рублей (3,1% расходной части бюджета), в 2014 и 2015 годах - по 3,1 млрд. рублей или по 2,7% расходной части бюджета.
Мероприятия Программы предусматривают софинансирование из федерального бюджета. Ставки софинансирования определены по каждому мероприятию и меняются от 20 до 70 процентов общих затрат на мероприятие.
Поддержка фермерства и малых форм хозяйствования включены в число приоритетных направлений Государственной программы на 2013 - 2020 годы. Основными мероприятиями по этим направлениям являются поддержка начинающих фермеров, развитие семейных животноводческих ферм, кредитование малых форм хозяйствования, оформление земли в собственность.
Без решения финансовых проблем начинающие фермеры не смогут быть конкурентоспособными и в большинстве своем вынуждены будут прекратить свою деятельность. С учетом этого и в целях дальнейшего укрепления КФХ республики с 2012 года начата реализация двух целевых программ: «Поддержка начинающих фермеров на период 2012-2014 годы» и «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2012-2014 годы».
Мероприятия программ предусматривают не только развитие молочного направления, но и других традиционных для нашей республики подотраслей - овцеводства, козоводства, птицеводства, коневодства, свиноводства. В 2012 году 104 фермерских хозяйства получили гранты на развитие. За счет бюджетов обоих уровней им перечислено более 160 млн. рублей.
Учитывая серьезный вклад в экономику отрасли, развитие малых форм хозяйствования в сельской местности является важнейшим условием обеспечения устойчивости развития сельских территорий.
Фермерам предусмотрено возмещение части затрат по кредитам, поддерживается элитное семеноводство и племенное животноводство, компенсируется часть затрат на страхование сельскохозяйственных культур, на приобретение средств химизации.
На 2013 год сохранены меры господдержки по традиционным направлениям в области растениеводства:
- на поддержку элитного семеноводства;
- на закладку и уход за многолетними насаждениями;
- на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельхозкультур;
- на реализацию экономически значимых программ.
При предоставлении субсидий на поддержку элитного семеноводства предусмотрено возмещение части затрат на приобретение элитных семян не только у российских производителей и заводов, а также у лиц уполномоченных этими организациями.
В текущем году за счет средств федерального бюджета субсидирование затрат на приобретение минеральных удобрений и льготного приобретения ГСМ заменено на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства на повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади.
В отрасли животноводства сохранено предоставление субсидий на содержание племенного маточного поголовья и приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота.
Новыми направлениями в этой области являются:
- предоставление субсидий по искусственному осеменению сельхозживотных;
- субсидии за счет средств федерального бюджета на 1 литр реализованного товарного молока высшего и первого сортов.
По субсидированию кредитов сохраняются прежние условия по кредитным договорам, заключенным до 2013 года.
С 2013 года размеры субсидий по инвестиционным и краткосрочным кредитам из федерального бюджета уменьшаются до 67% ставки рефинансирования, а из бюджета республики - не менее 20% ставки.
Сельхозпроизводители, занимающиеся производством молока, из федерального бюджета получат 80%, а из бюджета республики - 20% субсидий.
Особые условия предусмотрены для сельхозтоваропроизводителей, занимающихся мясным скотоводством.
Они получат из федерального бюджета 100% ставки рефинансирования и в пределах 3% сверх ставки рефинансирования за счет бюджета республики.
Кредиты на приобретение племпродукции, строительство, реконструкцию и модернизацию объектов для мясного скотоводства и мясопереработки будут предоставляться на срок до 15 лет.
Сам перечень субсидируемых кредитов расширен за счет более широкой поддержки переработки сельхозпродукции.
Фермеры принимают активное участие в республиканских отраслевых и экономически значимых программах. Так, в 2012 году фермерам - участникам программ «500 ферм», по развитию семейных животноводческих ферм и молочному скотоводству было выделено около 133 млн. рублей. Участниками Программы «500 ферм» являются 68 молочнотоварных ферм. Выполнили условия Программы и завершили комплексную модернизацию 30 молочно-товарных ферм.
На модернизированных фермах созданы оптимальные условия для животных, помещения отвечают современным требованиям технологии содержания, кормления и доения.
За счет модернизации пустующих помещений дополнительно создано 1,6 тыс. скотомест, что позволило увеличить производство молока на 1,5 тыс. тонн (за 4 месяца). Что дало увеличение производства молока высшего сорта в целом по республике на 2,7%.
Участниками Программы в модернизацию вложено более 1 млрд. 400 млн. руб.
Финансирование проектов ведется за счет собственных средств - 964,5 млн. руб., кредитов банков - 413,1 млн. руб., займов через Башагропродукт - 23,6 млн. руб.
Участниками Программы «500 ферм» в текущем году приобретено племенного скота в количестве 1,7 тыс. голов, что составляет треть всего купленного скота.
Завершено строительство 14 силосно-сенажных сооружений общим объемом 40,4 тыс. куб. м.
Со стороны жителей села, есть реальное восприятие программы: сельхозпредприятия увидели, что за сравнительно небольшие деньги можно провести модернизацию ферм и начать эффективно работать. Программа «всколыхнула» наших сельчан. В 2013 году заявки на участие уже поступили более чем из 120 хозяйств.
То, как российский производитель будет работать в условиях ВТО, во многом будет зависеть от нас самих. Основная наша задача - консолидироваться в новых условиях, выпускать качественную конкурентоспособную продукцию на современном оборудовании и комплексах и выходить со своей продукцией на экспорт.
Мы рассчитываем, что реализация названных направлений госпрограммы поможет сформировать крепкую диверсифицированную экономику и заметно повысит уровень благосостояния наших селян.
Библиографический список:
1. Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы».
2. Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 сентября 2009 г. №370 «Стратегия социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года».
3. Никитина А.А. Классификация фермерских хозяйств с учетом зарубежного опыта ведения фермерства // Региональная экономика: теория и практика. Научно-практический и аналитический журнал. 28(259)-2012 февраль. - С. 60-63.
References:
1. The decree of the Government of the Russian Federation from 14.07.2012 № 717 «On the state program of development of agriculture and regulation of the market of agricultural products, raw materials and food for the years 2013-2020» [Postanovlenie Pravitelstva RF ot 14.07.2012 № 717 «O gosudarstvennoi programme razvitiia selskogo khoziaistva i regulirovaniia rynka selskokhoziaistvennoi produktcii, syria i prodovolstviia na 2013-2020 gody»].
2. The decree of the Government of the Republic of Bashkortostan, dated 30 September 2009. №370 of the «Strategy of socio-economic development of Bashkortostan Republic up to the year 2020» [Postanovleniem Pravitelstva Respubliki Bashkortostan ot 30 sentiabria 2009 g. №370 «Strategiia sotcialno-ekonomicheskogo razvitiia Respubliki Bashkortostan do 2020 goda»].
3. Nikitina A.A. Classification of farms, taking into account international experience of farming [Klassifikatciia fermerskikh khoziaistv s uchetom zarubezhnogo opyta vedeniia fermerstva]. Regional Economics: theory and practice. Scientific-practical and analytical magazine. 28(259). 2012 February. pp. 60-63.