ФАРМАНОВ М.Ф.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ АПК РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
В статье исследуется воздействие мер государственной поддержки на АПК Республики Дагестан и, в частности, на развитие крестьянских фермерских и подсобных хозяйств. Определена функциональная зависимость развития АПК региона от уровня его финансирования.
FARMANOV M.F.
THE STATE SUPPORT OF DEVELOPMENT OF SMALL FORMS OF
MANAGEMENT OF AIC OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN
This paper examines the impact of state support for agriculture of the Republic of Dagestan, and in particular, the development of peasant farms and household plots. Determined the functional dependence of agribusiness in the region of its level of funding.
Ключевые слова: господдержка, АПК, развитие сельского хозяйства, АПК, малые формы хозяйствования, крестьянско-фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства населения, сельские территории, социальная стабильность.
Keywords: government support, agriculture, rural development, agriculture, small forms of management, peasant farms, household plots of the population, rural areas, social stability.
Устойчивое развитие АПК России напрямую зависит от эффективной работы малых форм хозяйствования. Согласно законодательству фермеры и индивидуальные предприниматели, ведущие сельскохозяйственную деятельность, могут участвовать во всех отраслевых программах по развитию мясного и молочного скотоводства, племенного животноводства, птицеводства, свиноводства, элитного семеноводства.
Федеральную поддержку сегодня получают более 460 тыс. малых форм хозяйствования в целом по стране, в том числе отраслевая программа по развитию семейных ферм на базе крестьянских фермерских хозяйств. Реализуется федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года», направленная на повышение уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений.
Основным видом государственной поддержки малых форм хозяйствования является предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, на развитие сельскохозяйственной и несельскохозяйственной деятельности. Кроме того, сельхозпроизводители могут получить субсидии в рамках программ поддержки малого и среднего бизне-
са, которые реализует Министерство экономического развития Российской Федерации и региональных программах по снижению напряженности на рынке труда, которые курирует Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Порядок финансирования агропромышленного производства определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 446 «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы». В Республике Дагестан финансирование осуществляется в соответствии Законом республики «О развитии сельского хозяйства в РД« от 24 декабря 2007 года N 73.
Большую долю в системе господдержки составляют различные виды субсидий из федерального бюджета и бюджета РФ по кредитным договорам (договорам займа), заключенными фермерами, хозяевами личных подсобных хозяйств и потребительскими кооперативами, а также субсидии на возмещение части затрат по кредитам в размере 100% ставки рефинансирования ЦБ РФ1 - за счет средств федерального бюджета и не менее 5% - за счет средств бюджета субъекта Федерации.
В 2011 году в сельском хозяйстве Республики Дагестан отмечена положительная динамика основных показателей производства продукции. Индекс роста продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств составил 106,7% к уровню 2010 года, в том числе продукции растениеводства -106,3%.
Валовой сбор зерна составил 257 тыс. тонн, что на 16 % больше уровня 2010 г., овощей - 994 тыс. тонн, что на 5% больше уровня 2010 г., картофеля 323 тыс. тонн, что на 5 % выше уровня предыдущего года., произведена посадка интенсивных садов на площади около 19 га.
Рост продукции животноводства составил 107,2% при 101,5% по России в среднем и 105,6% - по Северо-Кавказскому округу в целом. Дагестан занимает третье место в стране по поголовью КРС 910 тыс. голов, в том числе 425 тыс. голов коров, более 4,6 млн. голов овец. Надои молока на 1 корову в сельхозпредприятиях в 2011 году составили 1822 килограммов или более чем на 20% больше, чем в 2010 году.
Немаловажную роль в развитии сельского хозяйства республики играют меры государственной поддержки АПК. В 2011 г. на поддержку АПК направлено около 2 млрд. рублей, в том числе около 600 млн. рублей из республиканского бюджета, что почти в два раза больше уровня 2009 года. Разработано и утверждено более десяти целевых и ведомственных экономически значимых региональных программ. В целом действует около 40 целевых федеральных, республиканских и ведомственных программ. Из более чем 600 млн. рублей, выделенных на субсидирование части затрат на приобретение кормов - около 80% направили личным подсобным хозяйствам.
Для регламентации деятельности малых форм хозяйствования на селе действует множество нормативно-правовых актов правительства республики,
которыми определены направления государственной поддержки, среди которых:
❖ субсидирование краткосрочных (до 2-х лет) банковских кредитов и займов, привлеченных в сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах начинающими фермерами;
❖ погашение части взноса по лизингу сельскохозяйственной техники, оборудования и скота;
❖ субсидирование части затрат на строительство (приобретение) жилья для начинающих фермеров;
❖ субсидирование части затрат на строительство и ремонт инженер -но-технической инфраструктуры к производственным и социальным объектам начинающих фермеров;
❖ организация сбыта сельскохозяйственной продукции, производимой начинающими КФХ;
❖ поддержка гарантиями и залоговыми фондами Республики Дагестан;
❖ оформление в долгосрочную аренду используемых КФХ земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
В 2011 году на субсидирование процентной ставки по привлеченным инвестиционным и краткосрочным кредитам/займам малым формам хозяйствования направлено 226,3 млн. рублей.
За 2011 год малыми формами хозяйствования получено кредитов и займов на общую сумму свыше 2309,8 млн. руб., в т.ч. КФХ 317,2 млн. рублей. соответственно.
Таблица 1
Объемы и источники финансирования АПК Республики Дагестан
Годы Объем Федеральный бюджет Республиканский бюджет Негосударственные средства (кредиты, инвестиции)
2001 952 321,0 347,5 923,2
2002 999,4 388.5 563.5 1223
2003 945,6 368,8 630,6 1365,5
2004 946,5 332,2 613,4 1581
2005 913,9 348,0 598,5 1785,5
2006 868,9 330,4 583,5 1968,5
2007 952 320,4 548.5 2206,2
2008 1011,3 831,8 179,5
2009 1410,7 1115,0 295,7
2010 1519,7 1197,4 322,3
В настоящее время государственная поддержка в агропромышленном комплексе осуществляется в форме инвестиций, субсидий, субвенций, ком-
пенсаций, затрат, льготных кредитов, льготного налогообложения, гарантированных цен и тарифов, систем страхования др.
В Республике Дагестан, в соответствии с законодательством, поддержка АПК осуществляется на основе целевых государственных и республиканских программ. Среди программ, направленных непосредственно на развитие малых форм хозяйствования можно выделить Целевую программу «Поддержка начинающих фермеров на период 2012-2014 годы», и «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2012-2014 годы».
Основная цель данной программы «Поддержка начинающих фермеров на период 2012-2014 годы», - развитие крестьянских (фермерских) хозяйств для увеличения производства и сбыта сельскохозяйственной продукции.
Для достижения указанной цели предполагается решение следующих
задач:
❖ обеспечение условий для создания, расширения и модернизации производственной базы начинающих фермерских хозяйств;
❖ создание условий для крестьянских (фермерских) хозяйств по доступности финансовых ресурсов;
❖ стимулирование перехода граждан, занимающихся ведением личного подсобного хозяйства, в крестьянские (фермерские) хозяйства.
Общий объем финансирования Программы составляет 427050,0 тыс. рублей. Всего планируется в рамках Программы обеспечить создание 210 КФХ на территории Республики Дагестан.
В рамках программы «Поддержка начинающих фермеров на период 2012-2014 годы», и «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2012-2014 годы» планируется израсходовать 377982,0 тыс. руб. при этом планируется создание около 1000 КФХ, а именно:
❖ создание, реконструкция или модернизация, а также комплектация животноводческих ферм;
❖ создание сельскохозяйственных перерабатывающих, снабженческих и сбытовых потребительских кооперативов с участием крестьянских (фермерских) хозяйств для переработки и сбыта продуктов животноводства.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социальной и экономической эффективности программы обеспечит:
❖ увеличение семейных животноводческих ферм на 40 единиц;
❖ увеличение объема производства молока на 5 тыс. тонн в год;
❖ увеличение объема производства мяса на 0,5 тыс. тонн в год;
❖ увеличение поголовья КРС на 3,5 тыс. голов;
❖ создание более 120 дополнительных рабочих мест.
Немаловажную роль отводится кредитованию воспроизводственных
процессов. В 2010 г. Дагестанским региональным филиалом ОАО «Россель-хозбанк» продолжилась работа по созданию кредитной системы, призванной обеспечить бесперебойный приток капитала в сельское хозяйство, развитию
системы финансово-кредитной поддержки малых форм хозяйствования. За 2010г. через ОАО «Россельхозбанк» выделено кредитов сельхозтоваропроизводителям на общую сумму 4390,77 млн. руб., (120% к уровню 2009 г.), в том числе на развитие малых форм хозяйствования было выделено 3105,57 млн. руб.
Для примера в 2008 г. на развитие малых форм хозяйствования выдано 852 кредита на сумму 438,8 млн. руб. Из них сельскохозяйственными потребительскими кооперативами получено девять кредитов на сумму 68 млн. руб., 15 краткосрочных кредитов на сумму 46,8 млн. руб. На развитие личных подсобных хозяйств выдано более 3 млн. руб. кредитных ресурсов.
В тоже время, существует проблема низкого технического вооружения хозяйств. В результате не выдерживаются оптимальные сроки проведения полевых работ, нарушаются технологии возделывания сельхозкультур, снижается их урожайности. В рамках повышения технической оснащённости утверждена республиканская целевая программа «Повышение технической оснащенности сельскохозяйственного производства в Республике Дагестан на 2012- 2020 годы». В рамках программы в республике производится субсидирование части затрат за счет средств республиканского бюджета в размере 30% стоимости приобретенной сельскохозяйственной техники.
Тем не менее, в условиях низкой доходности самой сельхоздеятельно-сти, уровень финансирования нуждается в заметном увеличении. К примеру, только на комплектование технического парка машин, без учета модернизации пищевой промышленности, требуется более 10 млрд.рублей, при существующем ежегодном размере около 100 млн. рублей.
Государственная поддержка сельского хозяйства общепринятая мировая практика. В зависимости от регионов она принимает различные виды. Это может быть как прямая, так и косвенная поддержка сельхозпроизводителей.
В нашей стране государство субсидирует лишь около 6 % стоимости товарной продукции, в странах ОЭСР - примерно 36 %, что является значительным уровнем поддержки, повышающим доходы производителей аграрной продукции. При этом в общей сумме субсидий, выделенных в странах ОЭСР на производство сельхозпродукции, наибольшую долю занимают дотации на производство пшеницы - около 35 % . Так, в Японии господдержка составляет 88 % стоимости пшеницы, в Норвегии - 78 %, в Швейцарии - 72 %, в ЕС - 58 %, в США - 46 %, в Канаде - 36 %, в среднем по ОЭСР - 48 %, а в России - примерно 5 % [1].
В различных странах разнообразны и методы поддержки сельхозпроизводителей. Так среди мер государственной поддержки можно выделить учет динамики паритета цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности для регулирования доходов фермеров.
Меры государственного регулирования направлены на поддержание равновесия между спросом и предложением, защиту национальных производителей и проведение структурных и социальных преобразований на селе в интересах обеспечения роста собственного сельскохозяйственного производ-
ства и сохранения продовольственной безопасности. Основу государственной политики составляет поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей посредством бюджетного финансирования и регулирования цен. Доля государственного финансирования аграрного сектора экономики в конце XX века в 24 наиболее развитых странах мира составила 38% стоимости валовой продукции сельского хозяйства, причем разброс значений показателя составил от 2 (Новая Зеландия) до 68% (Швейцария).
В США, официально существуют два вида «цен поддержки»: целевые цены и залоговые ставки (нижний предел гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию). Целевые (или гарантированные) цены устанавливаются едиными по стране только для расчетных операций. Они ориентированы на возмещение затрат (в состав которых включают среднюю норму прибыли на фермерский капитал и расчетную земельную ренту) и на определенный доход (сверх средней нормы прибыли и земельной ренты) для расширенного воспроизводства на фермах со средним и пониженным уровнем затрат.
Фермерская продукция реализуется по рыночным ценам, которые могут быть выше, ниже или равны целевым ценам. Однако в конце года (а иногда и в течение года по авансовым платежам) фермер США получает разницу между целевой ценой и ценой реализации, если последняя ниже [2].
По объему экспорта зерна Канада занимает второе место после США. Создана самоуправляемая ассоциация элеваторов и зерноперерабатывающих предприятий, действующая по регламентам, установленным правительством. Ежегодно утверждаются максимальные тарифы на послеуборочную обработку и хранение зерна заготовительным фирмам, которые действуют по лицензиям, выдаваемым Государственной хлебной инспекцией. Равные условия производства и сбыта зерна для всех фермеров обеспечиваются через ценовую политику (систему оплаты зерна), систему квот на производство и сбыт зерна, поддержку дохода производителей за счет их участия в государственных программах.
В странах-членах ЕС система государственного регулирования стала складываться в послевоенные годы, когда экономические регуляторы (цены, налоги, кредиты, дотации и т.п.) в сочетании с аграрным протекционизмом были направлены на стимулирование объемов производства сельскохозяйственной продукции. Затем появилась необходимость в сдерживании производства в интересах стабилизации рынка и доходов сельхозпроизводителей. За счет государственного контроля стали решаться проблемы социальной стабильности в сельской местности, лимитирования роста размеров крестьянских хозяйств, демонополизации местных аграрных рынков, сокращения посевных площадей, уменьшения поголовья животных, введения госзакупок по гарантированным ценам и т.д.
В Чехии используются два направления поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей: регулирование аграрного рынка и кредитная поддержка. В 1991 г. был создан Федеральный фонд рыночного регулирования в сельском хозяйстве, который вначале предоставлял экспортные субси-
дии на основные виды продовольствия, а затем стал скупать сельскохозяйственную продукцию по минимальным гарантированным ценам в случае падения рыночных цен. Для финансовой поддержки производителей с 1994 г. действует Фонд поддержки и гарантий для фермеров и работников лесного хозяйства, который обеспечивает гарантии по банковским кредитам и покрывает часть процентных выплат по этим кредитам.
В Польше государство избрало путь не прямой фиксации цен, а поддержания их уровня за счет рыночной интервенции, для чего было создано Агентство сельскохозяйственных рынков, которое поддерживает минимальные цены, в первую очередь, на зерно и молоко. Если цены падают ниже поддерживаемого уровня, то Агентство скупает сельскохозяйственную продукцию [3] .
Так или иначе меры господдержки в западных странах ориентируются на международные нормы установленные соглашениями при присоединении этих стран к Всемирной торговой организации. Присоединение России к этой организации огромный шаг на пути интеграции российского народного хозяйства в мировую экономику. Кардинальным образом будут изменены методы управления внешнеэкономическими связями и характер взаимодействия России с мировым сообществом. Произойдут серьезные структурные преобразования в каждом отдельно взятом регионе страны и отрасли экономики. Обязательное соблюдение единых унифицированных правил международной торговли всеми членами ВТО повлечет за собой необходимость реструктуризации нормативно-правой и экономической баз России. Особенно существенные преобразования ожидаются в агропромышленном комплексе страны.
В рамках ВТО в системе мер внутренней поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей под обязательства по сокращению не подпадают меры, в минимальной степени влияющие на производство и торговлю, относимые условно к программам «зеленой корзины».
Использование этих мер является необходимым условием функционирования АПК, поскольку основная часть программ поддержки носит регулирующий, стабилизационный, консультационный, инновационный и социально-значимый характер. Такое финансирование направлено на решение долгосрочных задач. Оно органически может быть реализовано только в условиях финансово экономической стабильности аграрного сектора.
Однако меры поддержки посредством программ «зеленой корзины» в условиях кризисного состояния сельскохозяйственной отрасли не могут полностью гарантировать эффективность агропродовольственной политики государства и поддержание продовольственной безопасности на долгосрочной основе.
Поэтому развитые индустриальные страны активно используют направление поддержки «желтой корзины», которому относятся решение проблем укрепления материально-технической базы, регулирования диспаритета цен на ресурсы промышленного происхождения и продукцию аграрного сектора.
Но большинство мер, предусмотренных в рамках федерального и республиканского нормативных актов, относятся к мерам «желтой корзины», действие которых должно быть уменьшено. На данный момент субсидии на поддержку производства серьезная помощь дагестанским фермерам.
Если предположить, что когда-нибудь в ближайшем будущем такая поддержка может быть сокращена, то можно ожидать значительных потерь в производстве основных видов собственной сельскохозяйственной продукции на территории Дагестана.
Оценка степени зависимости уровня валового выпуска сельскохозяйственной продукции в стоимостном выражении от объема государственных дотаций и компенсаций состоит в изучении связи, проявляющейся в развитии, во времени. По нашим расчетам показатели производства продукции и оказываемая поддержка государства КФХ тесным образом взаимосвязаны (коэффициент корреляции составляет 0,72 или 72% колеблемой стоимости валового сбора КФХ и ЛПХ связано с колебаниями уровня государственной поддержки.).
Для динамических рядов используется подход, основанный на изучении корреляции колебания отклонений значений признаков от соответствующих трендовых уровней. Другими словами, исключают влияние тренда на уровень соответствующего показателя. Корреляция отклонений от трендов дает результат, соответствующий экономическому содержанию связи между уровнем государственной поддержки и стоимостью валовой продукции КФХ и ЛПХ Республики Дагестан (табл. 2 ).
Регрессионное уравнение отклонений от трендов имеет вид: и>- =ь*и* Коэффициент регрессии равен Ь=39,2. Уравнение регрессии: У=-15364, 9+39,2*Х
Таблица 2
Результаты расчетов зависимости динамики производства сельскохозяйственной продукции малых форм хозяйствования от государственной поддержки в Республике Дагестан в ^2000-2010 гг.
Модель Нестандартизованные коэффициенты Стандартизованные коэффициенты 1 Знч.
В Стд. Ошибка Бета
1 (Константа) -15364,890 13568,408 -1,132 ,290
X 39,237 12,645 ,739 3,103 ,015
Это означает, что в среднем за рассматриваемый период отклонение валовой продукции было положительным и составляло 39,2 отклонения уровня государственной поддержки от своего тренда. Если бы, например, уровень государственной поддержки в 2011 г. составил бы на 100 млн. меньше, в этом случае, уровень стоимости валовой продукции следует ожидать на 40351,74 тыс. руб.
На современном этапе государственная поддержка должна иметь определенную направленность: переориентация на усиление инвестиционной активности и значительное увеличение долгосрочного кредитования; увеличе-
ние в бюджетах всех уровней доли поддержки реализации сельхозпродукции производителями. Одновременно следует учитывать, что присоединяющиеся к ВТО страны должны обеспечить свободный доступ на свой рынок сельскохозяйственных и продовольственных товаров, снижая прямую государственную поддержку национальных производителей сельскохозяйственной продукции до установленного Соглашением о субсидиях и компенсационных мерах минимума, соблюдая международные правила сельскохозяйственных субсидий.
В АПК России целесообразно сохранить на федеральном и региональном уровнях льготы по оплате энергоресурсов, ввести системы льготного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, расширить возможности приобретения техники на условиях лизинга, реструктурировать кредиторскую задолженность хозяйств перед бюджетом и поставщиками. При этом особое внимание следует уделять повышению эффективности доведения бюджетных средств до сельскохозяйственных товаропроизводителей, упрощению процедуры доступа к кредиту, совершенствованию контрактной основы предоставления дотаций и компенсаций. Без реализации таких мер в условиях относительно либерального внешнеторгового режима наряду с активным применением внутренней поддержки, стимулирующей производство, и экспортного субсидирования, применяемого правительствами стран - основных торговых партнеров России, невозможно будет сохранить ценовую конкурентоспособность отечественной продукции. [4]
_Литература_
1. Серова Е. Перспективы формирования аграрной политики России / Е. Серова, Н. Карпова и др. - М.: ИЭПП, 2004.
2. Эпштейн Д.Б. Государственное регулирование сельскохозяйственного производства в условиях перехода к рынку (теория и методы) [В 2-х ч.]. -С.-Петербург, 1993. - Ч. 1. - С. 275.
3. Папцов А.Г. Основные направления государственного регулирования сельскохозяйственного производства в странах Восточной Европы в период осуществления экономических реформ // Агропромышленное производство: опыт, проблемы и тенденции развития. - М.: ВНИИТЭагропром, 1996. - № 2. - С. 1-11.
4. Мухаметгалиев Ф.Н. Проблемы экономического роста и конкурентоспособности сельского хозяйства РТ/ Ф.Н. Мухаметгалиев Инновационное развитие агропромышленного комплекса / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Том 77. - Часть 1. Казань: Издательство Казанского ГАУ, 2010 - С. 145-149.