ФАРМАНОВМ.Ф.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В АПК РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
В статье рассматриваются проблемы функционирования малых форм хозяйствования в сельской местности Республики Дагестан. Дан анализ современной ситуации и тенденций развития крестьянских фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств населения врегионе
FARMANOV M.F.
THE PROBLEMS OF SMALL ENTERPRISES IN THE REPUBLIC OF
DAGESTAN
This paper considers the problem of the functioning of small farms in rural areas of the Republic of Dagestan. The analysis of the current situation and trends of peasant farms and household plots of the population in the region
Ключевые слова: МФХ, КФХ, ЛПХ, АПК, малые формы хозяйствования, крестьянские фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства, Республика Дагестан.
Keywords: individual farms, private farms, small forms of management, peasant farms, Republic of Dagestan.
Малые формы хозяйствования (МФХ) агропромышленного комплекса вносят существенный вклад в продовольственное обеспечение страны, производя около 60% объема всей сельхозпродукции, способствуя повышению занятости на селе, стимулируют развитие сельских территорий, а также имеют ключевое значение для обеспечения социальной стабильности в сельских территориях.
В аграрном секторе экономики Республики Дагестан функционирует множество субъектов хозяйствования с различными системами функционирования и собственностью, среди них 43 тыс. 640 крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ), 400 тыс. личных хозяйств населения (ЛПХ). Для сравнения: в 1990-е годы, до перехода к рыночным отношениям, в сельском хозяйстве республики функционировало около 400 колхозов и совхозов.
За 1993-2012 гг. количество КФХ увеличилось в 20 раз, а за последние восемь лет - в 2,3 раза. Фермерские хозяйства, хотя они еще не все успешно функционируют, стали одним из основных форм свободного предпринимательства и важным фактором развития сельского хозяйства Дагестана.
В частном секторе численность работающих увеличилась с 47-50 тыс. человек в 1995-1997 гг. до 400 тыс. чел. - в 2000г. и 530 тыс. чел. - в 2006г., в достигнув почти 60% общей численности занятых. Одновременно с этим за рассматриваемый период более чем в 3 раза сократилась численность работников крупных и средних предприятий, вынужденно находившихся в отпус-
ках без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администрации, а также число работающих в режиме неполного рабочего дня [6].
Однако по средним размерам фермерского надела земли - 3 га - республика занимает последнее место в стране, уступая среднероссийскому показателю более чем в 18 раз. Если по стране этот показатель имеет тенденцию к увеличению, то в Дагестане он до 2000 года оставался на уровне 2,6 га в среднем на одно фермерское хозяйство. Тем не менее, за последние 7 лет наблюдается положительная тенденция в сторону увеличения среднего размера на одно фермерское хозяйство республики. Причем имеются около 6 тыс. КФХ (или 18% от общей численности) с площадью до 2 га, от 2 до 5 га имеют 49% КФХ, от 5 до 10 га - 22% и лишь 11 % КФХ имеют площадь свыше 10 га [3].
Большая часть земель была получена фермерами из районных фондов перераспределения земель. В основном выделялись земли не самого лучшего качества: в отдаленных, труднодоступных, засоренных камнями и закустаренных местах, куда фермеру самому приходится прокладывать дороги и другие коммуникации.
Но определяющую роль в структуре сельхозпроизводителей республики занимают личные подсобные хозяйства населения. Согласно Закону РД «О личном подсобном хозяйстве в Республике Дагестан» [2] ЛПХ представляют собой форму непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Закон также предусматривает, что реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.
Личные подсобные хозяйства до экономических реформ в России в 90-х годах прошлого столетия имели жесткие ограничения по размерам земельных участков, количеству скота и т.д. Принципиальное отличие современных ЛПХ заключается в том, что практически все эти ограничения сняты.
По условиям хозяйствования, возможностям проявления инициативы и новаторства, свободы выбора отрасли, прав и ответственности и т.д. они по существу близки к КФХ и являются своего рода резервом рождения и школой воспитания сельских предпринимателей.
Сектор малых форм хозяйствования, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в совокупности производит около 90% общего объема валовой продукции сельского хозяйства республики: 52,3% зерновых культур, 99,4% картофеля, 99,0% овощей, 92,6% мяса и 93,2% молока.
Не трудно заметить, что КФХ и ЛПХ представляют мощный сегмент аграрной структуры экономики региона, на который приходится более половины валового производства продукции сельского хозяйства Дагестана.
В настоящее время наибольшие объёмы производства сельскохозяйственной продукции как в самой Республике Дагестан, так в соседних северокавказских республиках в течение нескольких последних лет наблюдаются в
личных подсобных хозяйствах граждан и крестьянских (фермерских) хозяйствах. И это происходит при одновременном снижении показателей в государственных унитарных предприятиях.
Например, по данным территориальных органов федеральной службы государственной статистики за 2000-2010 гг. динамика производства во всех категориях хозяйств Республики Дагестан была следующей (см. табл. 1).
Таблица 1.
Структура продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств,
2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Хозяйства всех категорий 100 100 100 100 100 100 100
в том числе:
сельскохозяйственные организации 17,1 9,5 8,2 10,9 9,2 9,9 10,8
хозяйства населения 78,3 82,5 82,0 79,6 81,0 80,8 80,1
крестьянские (фермерские) хозяйства 4,6 8,0 9,8 9,5 9,8 9,3 9,1
Источник: ДАГСТАТ, 2010
Из таблицы 1 видно, что среди сравниваемых за 2000 и 2010 гг. данных самая большая доля в структуре объёмов производства отдельно по КФХ приходится 4,6% и 9,1% соответственно. Доля личных подсобных хозяйств на несколько порядков выше, хотя за прошедший десятилетний период увеличилась незначительно, в отличии от КФХ, где отмечается двукратное увеличение их числа . Снижение доли производства продукции в ГУП происходит высокими темпами. Например, в 2000г. она составляла в целом по РФ 17,1%, ав 2010г. - 10,8%.
Таким образом, наблюдается усиление экономической роли КФХ и ЛПХ в сельской местности. Социально-экономическое значение этой тенденции неоднозначно. С одной стороны, это показатель, характеризующий разрушение крупного товарного производства. С другой стороны, резкое развитие МФХ, в частности личных подсобных хозяйств, несомненно, играет положительную социальную роль в сельских районах Республики Дагестан. Во-первых, они являются важнейшим фактором, сохраняющим рабочие места в сельской местности, поскольку дополнительный доход, получаемый в них, способствует тому, что сельские жители согласны трудиться на рабочих местах, обеспечивающих низкую заработную плату. Во-вторых, для многих безработных личные подсобные хозяйства стали основным источником жизни [7].
Для регламентации деятельности малых форм хозяйствования на селе действует множество нормативно-правовых актов правительства республики, которыми определены направления государственной поддержки, [4] среди которых:
❖ субсидирование краткосрочных (до 2-х лет) банковских кредитов и займов, привлеченных в сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах начинающими фермерами;
❖ погашение части взноса по лизингу сельскохозяйственной техники, оборудования и скота;
❖ субсидирование части затрат на строительство (приобретение) жилья для начинающих фермеров;
❖ субсидирование части затрат на строительство и ремонт инженерно-технической инфраструктуры к производственным и социальным объектам начинающих фермеров;
❖ организация сбыта сельскохозяйственной продукции, производимой начинающими КФХ;
❖ поддержка гарантиями и залоговыми фондами Республики Дагестан;
❖ оформление в долгосрочную аренду используемых КФХ земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Объем государственной поддержки из федерального и республиканского бюджетов на поддержку малых форм хозяйствования вырос с 2,9 млн. рублей в 2006 году до 257,6 млн. рублей в 2010 году (субсидирование процентной ставки по привлеченным кредитам/займам, поддержка отдельных отраслей сельского хозяйства и пр.).
В 2011 году на субсидирование процентной ставки по привлеченным инвестиционным и краткосрочным кредитам/займам малым формам хозяйствования направлено 226,3 млн. рублей.
За 2011 год малыми формами хозяйствования получено кредитов и займов на общую сумму свыше 2309,8 млн. руб., в т.ч. КФХ - 317,2 млн. рублей. соответственно.
Однако, несмотря на столь значительные объемы производства и государственной поддержки, вовлеченность субъектов малых форм хозяйствования в сферу товарного обмена сельскохозяйственной продукции и систему продовольственного рынка в регионе до сих пор остается крайне низкой. Эффективное развитие малых форм хозяйствования на селе сталкивается с рядом проблем организационного, экономического и социального характера. В таблице 2 перечислен ряд этих проблем, с которыми приходится сталкиваться сегодня дагестанскому фермеру.
Самой сложной из всех проблем является ограниченный размер земельных участков, что не позволяет эффективно использовать современную технику и агро-технологии. Как уже отмечалось выше, по размерам земельного участка в расчете на одно хозяйство Дагестан занимает последнее место среди регионов России (20% от общего количества КФХ имеют площадь до 1 га.).
Серьезным тормозом развития КФХ и фактором слабой их работы является недостаток накопленного капитала, финансовых возможностей для формирования оборотных средств. Именно недостаток средств для своевременного выполнения сезонных работ, приобретения семян, горючего, удобрений, химикатов, оплаты услуг механизаторов не только сдерживает энтузиазм фермеров, но и создает огромный риск результативности всей работы. Объем государственной финансовой поддержки фермеров пока ничтожный, а
кредиты банков пока недоступны, так как они выдаются под высокие (непосильные) проценты и под залог [5].
Таблица 2.
Социально-экономические проблемы, _препятствующие эффективному развитию КФХ_
ПРОБЛЕМЫ ПРИЧИНЫ ПОСЛЕДСТВИЯ
Трудности со сбытом продукции Отсутствие инфраструктуры сбыта, инфраструктуры первичной переработки сельскохозяйственной продукции, инфраструктуры хранения и транспортировки. Производитель вынужден продавать посредникам продукцию по себестоимости.
Слабое техническое оснащение производственной деятельности МФХ, трудности в приобретении племенного молодняка, кормов, средств производства. Труднодоступность финансовых ресурсов, связанная с высоким уровнем требуемой залоговой базы при получении кредитов. Применение морально и физически устаревшей техники и ручного труда при производстве продукции.
Высокие цены на энергоносители, сельскохозяйственную технику, средства малой механизации, комбикорма
Сложности в проектировании хозяйственных построек, их подключения к инженерным сетям.
Отсутствие гарантий при заключении контрактов Нежелание использовать инструменты страхования рисков Несвоевременность расчетов за реализованную продукцию перерабатывающими предприятиями.
Отсутствие у фермеров фундаментальных знаний в области агрономии, зоотехнии, ветеринарии, маркетинга и менеджмента Низкий уровень профессионального образования фермеров. Высокие потери продукции, в процессе производства, хранения и сбыта продукции.
Слабая маркетинговая и менеджерская подготовка фермеров.
Мораторий частной собственности на сельскохозяйственные угодья Краткосрочность прогнозирования результатов деятельности Низкий уровень долгосрочных инвестиций в производство
Одним из существенных факторов, негативно влияющим на функционирование КФХ и ЛПХ, является трудность реализации фермерами своей продукции. При этом основным ограничителем выступает не отсутствие спроса на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие, а отсутствие инфраструктуры сбыта. Поэтому мелкотоварные производители вынуждены продавать по себестоимости свою продукцию посредникам. Данная проблема связана как с отсутствием сбытовых структур, действующих в интересах производителей, так и инфраструктуры первичной переработки сельскохозяйственной продукции, инфраструктуры хранения и транспортировки.
Другой, не менее негативный фактор, сдерживающий развитие малых форм хозяйствования в АПК, - труднодоступность финансовых ресурсов, связанная с высоким уровнем требуемой залоговой базы при получении кре-
дитов. Отсутствие достаточных финансовых ресурсов обусловливает использование фермерами и другими субъектами малых форм хозяйствования примитивных технологий, морально и физически устаревшей техники и ручного труда при производстве продукции, что снижает эффективность сельскохозяйственного производства и конкурентоспособность мелкотоварного сектора АПК.
Нельзя не учитывать тот факт, что слабое развитие социальной инфраструктуры, низкий уровень и качество жизни на селе делают непривлекательным фермерское хозяйство среди молодежи, вызывают отток наиболее активной части сельского населения в город, что ведет к дальнейшему спаду сельскохозяйственного производства и деградации сельских территорий.
Начинающие фермеры сталкиваются с целым рядом серьезных проблем, в том числе связанных с недостатком первоначального капитала. В последние годы создание нового КФХ связано с необходимостью бытового обустройства на новом месте, что требует дополнительных денежных средств.
Владельцы личных подсобных хозяйств, а также крестьянские (фермерские) хозяйства испытывают трудности в приобретении племенного молодняка, кормов, средств производства. Проблемой развития малых форм хозяйствования на селе является также недостаточное их техническое оснащение.
Формирование нового КФХ требует также значительных затрат на проектирование хозяйственных построек, их подключения к инженерным сетям, выплату первоначального взноса по лизинговым платежам.
Без решения всех перечисленных проблем начинающие хозяйства не смогут быть конкурентоспособными и в большинстве своем вынуждены будут прекратить деятельность уже в первые два года своей деятельности.
Следует отметить, что стихийное и бурное развитие производства в ЛПХ в настоящее время без отсутствия рыночных механизмов регулирования может обернуться в последующем необходимостью переделки складывающихся на селе производственных отношений, что потребует дополнительных материальных и временных издержек.
Существует острая необходимость маркетинговой подготовки работников МФХ. Изучение и воздействие на рынок сейчас является важнейшим условием эффективного функционирования предприятий всех сфер экономической деятельности.
Важной проблемой, хотя и неоднозначной, для фермеров РД является мораторий частной собственности на сельскохозяйственные угодья. Земледелец, не уверенный в неприкосновенности своих собственных производственных средств и результатов труда, будет опасаться её последующего насильственного отчуждения или ограничения права на неё, следовательно, не сможет использовать свободно и рационально свой творческий и материальный потенциал [1].
Фермер, исходя из своих профессиональных знаний и организаторских способностей, организует производство на основе экономических законов.
Отсутствие у него фундаментальных знаний в области агрономии, зоотехнии, ветеринарии может компенсироваться за счёт доступной информации или услуг соответствующих специалистов. Однако если оценивать результаты работы фермера с точки зрения рентабельности производства, то они определяются в значительной мере по его управленческим качествам.
Отсутствие динамичного подхода со стороны государства к становлению фермерских хозяйств, в том числе в профессиональной подготовке будущих фермеров, не позволяет на протяжении более двух десятков лет наращивать в стране темпы роста продукции сельского хозяйства.
Следовательно, государству целесообразно оказать нефинансовую поддержку путем организации предприятий, работающих на коммерческой основе, которые будут оказывать следующие платные услуги: 1) консалтинговую и техническую помощь (машинно-технологические станции, прокатные пункты, мастерские по ремонту техники); 2) продажа кормов, молодняка скота и птицы, семян, посадочного материала, средств защиты растений от вредителей и болезней, удобрений; 3) ветеринарное обслуживание; 4) помощь в реализации продукции (потребительские кооперативы, заготовительные организации).
Дальнейшее развитие малых форм хозяйствования в Республике Дагестан является одним из важных условий социально-экономических и институциональных преобразований в регионе. Именно поэтому, в целях наращивания сельскохозяйственного производства и дальнейшего развития АПК региона, необходимы меры, направленные, в первую очередь, на институциональную и инфраструктурную поддержку субъектов малых форм хозяйствования.
_Литература_
1. Булгучев М.Х. Сравнительный анализ социально-экономического потенциала Республики Ингушетия для развития фермерского производства // Вестник Казанского государственного аграрного университета, 2011, Т. 19, №1. - С. 12-16.
2. Закон Республики Дагестан от 04.03.2005, N 11 о личном подсобном хозяйстве в Республике Дагестан (принят Народным Собранием РД 24.02.2005).
3. Региональная целевая программа Министерства сельского хозяйства Республики Дагестан «Поддержка начинающих фермеров на период 20122014 годов» от «18» января 2012 года №02.
4. РегионыРоссии, 2010. - М., Росстат, 2011. - С. 410.
5. Шабанов М. Г. Развитие и государственная поддержка предпринимательства в сельском хозяйстве региона (На примере Республики Дагестан): Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05. - Махачкала, 2005. - 150 с. РГБ ОД, 61:06-8/1256
6. Элъдаров Э.М., Эфендиев И.И., Гимбатов Ш.М. Принципы и основные меры повышения занятости сельского населения. // Региональные проблемы преобразования экономики, 2009, №04. - С. 325-331.
7. Эфендиев И.И., Элъдаров Э.М., Кузнецов В.В. и др. Сельская местность Юга России на рубеже веков: проблемы занятости населения. - Махачкала: ДГУ, 2004. - 204 с.