Научная статья на тему 'Тенденции развития крестьянских хозяйств в Дагестане'

Тенденции развития крестьянских хозяйств в Дагестане Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / РЕГИОН / КРЕСТЬЯНСКИЕ ХОЗЯЙСТВА / ФЕРМЕРСТВО / ГОСПОДДЕРЖКА / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаджиалиев Темук Шамсутдинович, Магомедов Али Магомедович

В статье отражена роль крестьянских хозяйств в обеспечении продовольствием населения. Отражены тенденции развития фермерских хозяйств в Дагестане. Изучены причины, сдерживающие развитие крестьянских хозяйств и предложены пути их устранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития крестьянских хозяйств в Дагестане»

Гаджиалиев Темук Шамсутдинович

Студент ДГИНХ Г. Махачкала g adzhialie vtim ur@mail.ru

Магомедов Али

Магомедович

К.э.н., профессор ДГИНХ Г. Махачкала

Ключевые слова: сельское хозяйство, регион, крестьянские хозяйства, фермерство, господдержка, программно-целевой подход

Gadzhialiyev T.Sh., Magomedov A.M. TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF COUNTRY FARMS IN DAGESTAN Abstract: The article reflects the role of farms for food security of the population. Reflected trends in the development of farms in Dagestan. Explored the reasons hampering the development of farms and ways to address them. Key words: agriculture, region, farms, farming, government support, target-oriented approach

Вопросы развития фермерства приобрели большую актуальность, и им на федеральном и региональном уровнях уделяется большое внимание. Однако практика говорит о еще слабых позициях отечественных фермеров. Так, в 2010г. ВЦИОМ представил данные о том, какие формы сельского хозяйства представляются россиянам наиболее эффективными. Колхоз представляется нашим согражданам самой эффективной формой хозяйствования на земле, причем за двадцать лет назад доля тех, кто придерживается этого мнения, практически не изменилась (30-31%). Напротив, россияне стали реже считать результативными индивидуальные крестьянские хозяйства (с 34 до 27%), совхозы (с 32 до 20%) и хозяйства арендаторов (с 35 до 9%).

Больше половины населения Дагестана проживает в сельской местности, поэтому развитие агропромышленного комплекса и в том числе крестьянских хозяйств имеет для нас первостепенное значение.

В последние годы наблюдается тенденция по увеличению числа вновь создаваемых крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей, занимающихся сельскохозяйственным производством, и микропредприятий. В республике функционирует около 17 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, занимающихся сельскохозяйственным производством.

За крестьянскими (фермерскими) хозяйствами закреплено более 79,5 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения.

Федеральный закон от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (с изменениями от 4 декабря 2006 г., 13 мая 2008 г.) под КФХ определяет объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих предпринимательскую производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии [1].

По данным службы государственной статистики по РД, земельные участки для организации крестьянских (фермерских) хозяйств по состоянию на 01.10.2011 получили свыше 43 тыс. человек, а число зарегистрированных КФХ составляет 12770 единиц, из них хозяйствующие- 7100 [2].

Дело в том, что большинство граждан желает иметь надел земли для строительства дома, а регистрация КФХ дает такую возможность. Более того, под видом КФХ «предприимчивые» граждане могут получить льготные кредиты и субсидии. Благо коррумпированные слои чиновников со своими «откатами» - благодатная почва для «развития» КФХ на бумаге.

Таблица 1.

Тенденции развития крестьянских хозяйств

в Дагестане.

Аннотация: В статье отражена роль крестьянских хозяйств в обеспечении продовольствием населения. Отражены тенденции развития фермерских хозяйств в Дагестане. Изучены причины, сдерживающие развитие крестьянских хозяйств и предложены пути их устранения.

Динамика продукции сельского хозяйства РД

(в фактически действовавших ценах)

2000 2005 2010 2011 2012

Продукция хозяйств всех категорий, млн. руб. 8171,3 25196,9 49424,1 57182,0 66053,8

Продукция крестьянских (фермерских) хозяйств, млн. руб. 378,7 2023,8 4480,6 6200,4 9327,4

Доля продукции КФХ в общем объеме продукции сельского хозяйства 4,6 8,0 9,1 10.8 14.1

Структура продукции КФХ

растениеводство 42,2 41,6 43,4 29.6 5.4

животноводство 57,8 58,4 56,6 70.4 94.6

Как видно из табл. 1, в 2012г. на долю крестьянских (фермерских) хозяйств приходится 14,1% общего объема продукции сельского хозяйства. За последние тринадцать лет этот показатель увеличился более чем в 3 раза. За 2011-2012 гг. в структуре продукции крестьянских хозяйств произошли существенные изменения: снизилась доля растениеводства (5,4%) и увеличилась доля животноводства (94,6%).

На долю сельскохозяйственных организаций (предприятий) приходится 10-11% всей продукции сельского хозяйства, а на долю хозяйств населения - 75 %. В хозяйствах населения производится 96% картофеля, 95% овощей, 78% скота и птицы в убойном весе, 80% молока. Но при этом на долю хозяйств населения приходится всего 6% сельскохозяйственных угодий, на долю КФХ - 5,7%, а на долю сельскохозяйственных организаций - 88,3%. Получается, что население и КФХ арендуют сельскохозяйственные угодья у сельскохозяйственных организаций. Это говорит о необходимости реформирования земельных отношений. Здесь и кроятся резервы роста сельскохозяйственного производства Дагестана в целом.

В республике сейчас действует несколько правовых норм землепользования: аренда земли сельскохозяйственного назначения, аренда земли под строительство, домовладение, частная собственность земли под домовладения, под объектами строительства и ряд других, связанных с резервированием земли для государственного назначения. Но отсутствует законодательная норма, позволяющая осуществлять право человека на частную собственность на земли сельскохозяйственного назначения, что является тормозом в развитии фермерства. По заявлению ВРИО Главы РД Р. Абдула-типова 40 тыс. гектаров пахотных земель в республике - брошенные. Пока каждый клочок земли не будет иметь своего настоящего хозяина, в республике будет оставаться незадействованным огромный потенциал для развития сельского хозяйства.

Свободный оборот земли сельскохозяйственного назначения обеспечит рациональное и эффективное использование земельных ресурсов, будет способствовать вовлечению в оборот заброшенной пашни, повышению инвестиционной активности, оживлению экономических процессов в республике. Однако при разработке механизма приватизации земель в Дагестане следует, на наш взгляд, учесть следующие предложения:

провести полную инвентаризацию сельхозугодий;

сформировать реестр граждан, желающих приобрести земельные участки для сельскохозяйственного производства;

при рассмотрении заявок на покупку земель приоритет отдавать тем, кто трудится на данном земельном участке и живет в данной местности;

установить на пять лет фиксированную цену на выкуп земли, с учетом ее категории и кадастровой стоимости;

установить период выкупа земельных участков сельхозпроизводителями, эффективно использующими их, от 5 до 15 лет.

Проводимая государственная политика поддержки малых форм хозяйствования на селе позволила расширить возможности доступа субъектов малого сельскохозяйственного предприниматель-

ства к субсидируемым кредитам банков и займам сельскохозяйственных потребительских кооперативов в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.

Объем государственной поддержки из федерального и республиканского бюджетов на поддержку малых форм хозяйствования вырос с 2,9 млн. рублей в 2006 году до 257,6 млн. рублей в 2010 году (субсидирование процентной ставки по привлеченным кредитам/займам, поддержка отдельных отраслей сельского хозяйства и пр.).

В 2011 году на субсидирование процентной ставки по привлеченным инвестиционным и краткосрочным кредитам/займам малым формам хозяйствования направлено 226,3 млн. рублей.

За 2011 год малыми формами хозяйствования получено кредитов и займов на общую сумму свыше 2309,8 млн. руб., в т.ч. КФХ 317,2 млн. рублей.

Начинающие крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, занимающиеся сельскохозяйственным производством, сталкиваются с целым рядом серьезных проблем, в том числе связанных с недостатком стартового капитала. Создание нового крестьянского (фермерского) хозяйства связано с необходимостью бытового обустройства на новом месте, что требует дополнительных денежных средств. Нужны средства и проектирование хозяйственных построек, их подключения к инженерным сетям, выплату первоначального взноса по лизинговым платежам и кредитам. Без решения всех указанных проблем начинающие хозяйства не выдержат конкуренцию и в большинстве своем вынуждены будут прекратить деятельность уже в первые два года своей деятельности.

Правительством РД принято Постановление «Об утверждении порядка предоставления грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам» [3].

Известно, что в малых хозяйствах стартовый капитал формируется в основном за счет собственных средств. Однако, учитывая дороговизну техники, не обойтись без внешнего источника инвестирования. Лизинг в этом случае выступает как наиболее доступная форма среднесрочного и долгосрочного кредитования.

Правительством РД также разработан порядок предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм, где данным порядком регламентируется предоставление средств федерального и республиканского бюджетов на развитие семейных животноводческих ферм [4].

На наш взгляд, для обеспечения реального доступа фермерских хозяйств к тем или иным видам бюджетных ассигнований необходимо осуществление следующих мер:

- обеспечение паритетного принципа финансирования фермерских хозяйств в нормативных документах РД;

- определение ежегодной величины фермерской квоты в каждом виде ассигнований и обеспечение прозрачности распределения средств господдержки среди хозяйств;

- создание правовых условий для внедрения специфического механизма доведения до фермерских хозяйств средств государственной поддержки и организация эффективного контроля со стороны самих КФХ за выполнением плана поддержки фермерских хозяйств.

Литература

1. Федеральный закон от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (с изменениями от 4 декабря 2006 г., 13 мая 2008 г.)

2. Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РД. http://dagstat.gks.ru

3. Постановление Правительства РД от 15 мая 2012 г. № 160 «Об утверждении порядка предоставления грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам»

4. Постановление Правительства РД от 18.07.2012 г. № 230 «Порядок предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм»

5. Абакарова П.М., Магомедов А.М. Институциональные препоны на пути социально-экономического развития Дагестана // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 54 (6). С. 17.

6. МагомедовА.М. Сельскохозяйственное производство и перерабатывающая промышленность Дагестана: проблемы и подходы логистической интеграции // Современные проблемы науки и образования. -2014. - № 2; URL: http://www.science-education.ru/116-12452 (дата обращения: 21.03.2014).

7. Магомедов А.М., Бучаев А.Г. Логистика агропромышленного комплекса региона // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 10 (58). С. 74.

8. Магомедов А.М., Бучаев А.Г. Использование земельных ресурсов региона на основе логистики // Экономика сельского хозяйства России. 2013. № 5. С. 076-082.

9. Магомедов А.М. Экономика предприятия / А.М. Магомедов. - Москва.: Экзамен, 2004. 350 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.