Научная статья на тему 'Тенденции развития сельского хозяйства Тюльганского района Оренбургской области'

Тенденции развития сельского хозяйства Тюльганского района Оренбургской области Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
462
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ТЮЛЬГАНСКИЙ РАЙОН / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / ЗАКРЕДИТОВАННОСТЬ

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Круталевич М. Г., Дусаев Д. К.

В статье рассмотрены основные тенденции развития сельского хозяйства муниципального образования Тюльганский район Оренбургской области, а также причины сложившейся ситуации в сельском хозяйстве

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития сельского хозяйства Тюльганского района Оренбургской области»

Тенденции развития сельского хозяйства Тюльганского района

Оренбургской области

Trends in the development of agriculture Tyulgan district of Orenburg

region

М.Г. Круталевич

M. G., Krutalevich К. э .н., доцент Институт менеджмента, ОГУ mgkrut@mail. ru Д.К. Дусаев D. K. Dusaev Студент

Институт менеджмента, ОГУ г. Оренбург, Российская Федерация [email protected]

Аннотация: В статье рассмотрены основные тенденции развития сельского хозяйства муниципального образования Тюльганский район Оренбургской области, а также причины сложившейся ситуации в сельском хозяйстве

Ключевые слова: сельское хозяйство, Тюльганский район, государственная поддержка развития сельского хозяйства, закредитованность

Abstract The article considers main trends of development of agriculture municipal formation Tyulgan district of Orenburg region and the reasons for this situation in agriculture.

Keywords: agriculture, Tyulgan district, government support, government support for agricultural development, the debt load.

Сельское хозяйство представляет собой отрасль экономики, которая направлена на обеспечение населения продовольствием и получение сырья для ряда отраслей промышленности. Данная отрасль является одной из важнейших отраслей экономики и представлена практически во всех странах мира. На протяжении многих тысячелетий сельское хозяйство является главной, преобладающей сферой общественного труда, основным источником удовлетворения потребностей людей. Ещё в античные времена древнегреческий учёный Ксенофонт отмечал исключительную роль сельского хозяйства: «Сельское хозяйство является матерью и кормильцем всех других ремёсел. Когда сельское хозяйство хорошо управляется, то и все другие ремёсла процветают, но когда на сельское хозяйство не обращают должного внимания, все другие ремёсла приходят в упадок» [5].

От устойчивости и эффективности функционирования сельского хозяйства во многом зависит уровень жизни населения и, что наиболее важно в условиях нестабильной политической ситуации на мировой арене, продовольственная безопасность страны. Именно поэтому сельское хозяйство, как важнейшая составляющая агропромышленного комплекса (далее АПК), является стратегически важной отраслью народного хозяйства Российской Федерации [1].

Необходимость вмешательства государства в деятельность АПК и его центрального звена, коим является сельское хозяйство, обусловлена присущими только данной отрасли особенностями. Во-первых, на функционирование сельского хозяйства оказывают влияние множество факторов: экономических, социальных, природных, биологических, и других. Так, например, к числу факторов экономического характера следует отнести отсутствие интенсивного притока капитала вследствие невысокой окупаемости по сравнению с другими сфера деятельности. Во-вторых, сельское хозяйство по своей сути не может быть саморегулирующейся отраслью, так как для аграрного сектора экономики характерен фактор неопределённости вследствие его зависимости от природных условий. Кроме того, сельское хозяйство в частности и АПК в целом не в состоянии на высоком уровне поддерживать эффективность функционирования в условиях неконтролируемого рынка, потому что баланс спроса и предложения не может быть обеспечен рыночными силами.

Таким образом, следует сделать вывод о том, что государственное регулирование (поддержка) развития сельского хозяйства представляет собой систему политического, правового, организационного, социального и экономического обеспечения государством благоприятной среды с целью формирования и устойчивого развития отрасли сельского хозяйства, направленного на гарантирование продовольственной безопасности страны и улучшение экономической ситуации в стране [6].

Основным документом, который содержит четкие ориентиры для всех участников агропродовольственного рынка, действенные механизмы поддержки аграрного производства и социального развития села, является «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 годы». Данная программа направлена на создание стабильно работающего АПК на 7 лет. В целом «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» представляет собой стратегию развития АПК, согласно которой данная сфера будет развиваться при финансовой поддержке государства не только прогрессивно, но и рационально.

Кроме того, в последние годы в Российской Федерации делается ставка на развитие малых форм хозяйствования (фермерство и крестьянство). Данный вид хозяйственной деятельности является для государства приоритетным, так как именно с помощью распространения крестьянско-

фермерских хозяйств планируется достигнуть экономической стабильности и сохранения занятости на селе. В рамках программы до 2020 года государство на оказание безвозмездной финансовой помощи семейным животноводческим хозяйствам и начинающим фермерам планирует направить более 84 млрд. рублей. Помимо субсидий, фермерам предлагается воспользоваться льготными кредитными программами, которые предлагает сегодня Россельхозбанк [2].

Наиболее важным документом в сфере поддержки сельского хозяйства в Оренбургской области является «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области на 2013 - 2020 годы», основной целью которой является обеспечение устойчивого развития АПК Оренбургской области. Стоит отметить, что в рамках данной программы на территории Оренбургской области действует грантовая поддержка начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм, благодаря которой уже было создано более 600 рабочих мест [3].

Органы местного самоуправления, не входящие в систему государственных органов власти и в пределах своих полномочий осуществляющие власть самостоятельно, в сфере поддержки развития сельского хозяйства действуют в рамках нормативно-правовых актов, издаваемых на федеральном и региональном уровне. Однако, несмотря на поддержку сельского хозяйства со стороны государства состояние данной отрасли на уровне муниципалитетов зачастую остается плачевным. В данной статье подробно рассматриваются тенденции развития сельского хозяйства Тюльганского района Оренбургской области. Однако итоги за 2016 год проанализированы частично в связи с отсутствием данных на сайте районной администрации и на сайте Оренбургстата.

Одним из показателей, характеризующих состояние сельского хозяйства в районе, является численность занятых в данной сфере человек. Среднегодовая численность занятых в сельском хозяйстве в период с 2013 по 2015 года представлена на рисунке 1.

800 600 400 200

2015 год

Рисунок 1 - Среднегодовая численность занятых в сельском хозяйстве в период с 2013 по 2015 годы, человек

Следует отметить тенденцию к уменьшению данного показателя в отчетном периоде, которая характерна не только для Оренбургской области и Тюльганского района в частности, но и для Российской Федерации в целом. Так, если в 2013 году среднегодовая численность занятых в сельском хозяйстве в Тюльганском районе составляла 733 человека, то к 2015 году данный показатель снизился на 23,1 %. Основной причиной такой тенденции является реорганизация и ликвидация хозяйств района вследствие тяжёлого финансового положения, а также непосредственно отток населения из района. Тенденция к уменьшению численности населения наблюдается в Тюльганском районе на протяжении последних 15 лет. Причем отток населения характерен не только для сельской местности, но и для районного центра, коим является поселок Тюльган. Впрочем, миграция населения в областные центры и в крупные города характерна для нынешнего времени

[4].

На достаточно низком уровне находится обеспеченность сельскохозяйственных предприятий сельскохозяйственной техникой, представленная в таблице 1.

Таблица 1 - Наличие сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных организациях на конец года, ед.

Техника 2013 г. 2014 г. 2015 г

Тракторы 295 285 281

Автомобили 114 130 106

Зерноуборочные комбайны 71 66 57

Кормоуборочные комбайны, прицепные и самоходные 10 10 9

Косилки тракторные 47 47 51

Культиваторы и комбинированные машины 135 124 102

Сеялки 256 243 215

Итого: 928 905 821

Представленные в таблице данные дают наглядное представление о ситуации с наличием техники у сельскохозяйственных товаропроизводителей. За отчетный период явно прослеживается тенденция к уменьшению парка сельскохозяйственной техники по её основным категориям. За период 2013-2015 гг. количество сельскохозяйственной техники снизилось на 11,5 %. Особенно заметно уменьшение техники в категориях «Культиваторы и комбинированные машины», «Сеялки» и «Зерноуборочные комбайны», по которым наблюдается уменьшение парка на 24,5 %, 16,1 % и 20 % соответственно. В хозяйствах практически не осталось машин, предназначенных для внесения удобрений и поддержания в рабочем состоянии оросительной системы. Кроме того, вызывает обеспокоенность

дефицит сельскохозяйственной техники для предпосевной обработки почвы и защиты растений.

Вызывает обеспокоенность преобладание в структуре парка сельскохозяйственной техники в хозяйствах Тюльганского района машин, возраст которых превышает срок амортизации. Парк сельскохозяйственной техники со сроком более 10 лет с учётом списания составляет 76 %. Причем доля машин в возрасте до 3 лет составляет всего 3 %, что является крайне малым показателем. Возрастной состав парка отражает качественное состояние машин, физически изношенных и морально устаревших, прослуживших нормативный срок службы. В связи с этим следует отметить, что износ машин со сроком службы до 3 лет составляет менее 50 %, 3-10 лет- 5075 % и более 10 лет- 100 % [3, 4].

Важнейшей характеристикой сельского хозяйства района является изменение поголовья скота в рассматриваемом периоде. Поголовье скота на конец года за период 2013-2015 годов представлено в таблице 2.

Таблица 2 - Динамика поголовья скота на конец года за период 20132015 годах, голова

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Хозяйства всех категорий:

- крупный рогатый скот 12589 11218 11250

- коровы 5536 5078 5005

- свиньи 3800 2585 2584

Анализируя данные таблицы, следует сделать вывод о наметившейся в Тюльганском районе тенденции к сокращению поголовья скота. В период с 2013 по 2015 год в хозяйствах всех категорий общее поголовье крупного рогатого скота снизилось на 10,6 %, в том коров на 9,6 %, а поголовье свиней снизилось на 32 %. В 2015 году в сельскохозяйственных предприятиях района поголовье КРС составило 6789 голов, в том числе 2898 голов коров, что на 17,7 % меньше уровня 2013 года. Снижение произошло вследствие введения конкурсного управления в хозяйстве ООО «Колос Тюльгана», в связи с тяжелым финансовым положением хозяйства. На базе данного хозяйства 19 декабря 2014 года создано ИП «Кривошеев» и в данное предприятие по договору субаренды был передан скот. Особо стоит отметить, что свиноводством не занимается ни одна сельскохозяйственная организация района.

Еще одним важным индикатором развития сельского хозяйства являются сведения о полученном бюджетном финансировании по сельскохозяйственным товаропроизводителям Тюльганского района, представленные в таблице 3 [4].

Таблица3 - Сведения о полученном бюджетном финансировании в 2013-2015 гг. по сельскохозяйственным товаропроизводителям Тюльганского района, тыс. руб.

Виды субсидий 2013 г. 2014 г. 2015 г.

На развитие отрасли растениеводства 48318 53817 36838

На развитие отрасли животноводства 16048 11135 7299

Возмещение части затрат на уплату % по кредитам 6159 1684 4558

Социальное развитие села 3365 4205 5930

Поддержка начинающих фермеров 3000 1500 4500

На развитие семейных животноводческих ферм 0 0 6700

Возмещение части затрат на приобретение 0 0 3039

сельскохозяйственной техники

Субсидии на благоустройство сельских поселений 0 985 631

Всего по району 76890 73325 69495

Анализируя данные таблицы, следует сделать вывод, что в период с 2013 по 2015 год объём бюджетного финансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей Тюльганского района неуклонно снижается. Если в 2013 году из областного и федерального бюджетов на развитие сельскохозяйственного производства было выплачено субсидий на сумму 76 миллионов 890 тысяч рублей, то 2014 и 2015 году произошло снижение выплат на 4,6 % и 9,6 % соответственно.

На развитие отрасли животноводства выделяются субсидии в основном на развитие молочного и мясного скотоводства и субсидии на возмещение затрат на реализацию товарного молока. Субсидирование отрасли растениеводства осуществляется по таким направления, как поддержка элитного семеноводства, субсидии на возмещение затрат по договору сельскохозяйственного страхования в области растениеводства, а также субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства. Последний тип субсидий, то есть субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, относительно новый для отрасли, так как появился в 2013 году. Отличительная его особенность заключается в том, что государство больше не контролирует целевую направленность расходования средств полученной субсидии [2, 3, 4].

Снижение объёмов субсидирования наблюдается практически по всем основным видам субсидий. На развитие отрасли животноводства и растениеводства с каждым годом выделяется всё меньше средств из федерального и регионального бюджетов. По сравнению с 2013 годом финансирование развития растениеводства в 2015 году сократилось на 23,8 %, а животноводства на 54,5 %. Данный факт отражает тенденцию к увеличению продукции растениеводства в структуре сельскохозяйственной продукции в Тюльганском районе. Подтверждается это тем, что доля субсидий на развитие животноводства в общем объёме финансирования в 2015 году составляет 10, 5 %, в то время как на развитие растениеводства выделено в 2015 году 53 % всех средств.

Однако не по всем видам субсидий наблюдается сокращение финансирования. Например, тенденция к увеличению объёмов финансирования чётко прослеживается в категориях «Социальное развитие села» и «Поддержка начинающих фермеров». В 2013 и 2014 годах не осуществлялось выделение субсидий на развитие семейных животноводческих ферм и возмещение части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, однако в 2015 году на данные статьи было выделено почти 10 миллионов рублей. Увеличение финансирования в данных направлениях связано с реализацией муниципальной программы «Устойчивое развитие сельских территорий Тюльганского района Оренбургской области на период до 2020 года», программой «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тюльганского района на 2015-2020 годы», федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2020 года», в соответствии с которой ежегодно выделяются средства на обеспечение доступным жильем молодых специалистов и молодых семей, проживающих в селе [3, 4].

В нынешних экономических реалиях эффективное ведение сельского хозяйства практически невозможно без привлечения дополнительных финансовых вложений. Причем единственным источником привлечения дополнительных средств зачастую выступают кредиты. Однако сельское хозяйство представляет собой такую сферу деятельности, которая значительно подвержена воздействию многих факторов, зачастую не зависящих от аграриев. К таким факторам можно отнести погодные условия, экономическую ситуацию в стране, факторы правового характера, из-за которых рушатся планы по выплате заемных средств. Это приводит к возникновению проблемы закредитованности сельскохозяйственных предприятий, которая с каждым годом чувствуется всё острее [1, 4, 7].

Данная проблема характерна и для сельскохозяйственных товаропроизводителей Тюльганского района. Размеры инвестиционных кредитов, выданных сельскохозяйственным предприятиям района в период с 2012 по 2016 годы, представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Инвестиционные кредиты сельскохозяйственных предприятий в 2012-2016 годах, тыс. руб.

Предприятие 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

ООО «Колос Тюльгана» 2672 4068 13000 - -

ООО Агрофирма «Рассвет» - - - - -

СПК колхоз «Чкалова» - - - - -

СПК колхоз «Верный путь» - 2791 - - -

И.п. Кряжев А.С. явл. гл. КФХ - - - - -

И.п. Трудова О.А. явл. гл. КФХ - - - - -

ООО Чапаева 3680 800 - - -

И.п. Кинцель А.П. - 680 - - -

И.п. Баймурзин Р.Н. явл. гл. КФХ 600 - - - -

ООО «Металлург» - - 6635 - -

ССПК «Петровский» 17860 - - - -

ИТОГО 24812 8339 19635 - -

Для анализа был взят более обширный временной период с целью наглядно показать масштабы проблемы. На основе данных таблицы можно сделать вывод о тяжёлом финансово-экономическом положении сельскохозяйственных предприятий Тюльганского района. Особое внимание следует обратить на отсутствие выданных кредитов в 2015 и 2016 годах. Связано это с высоким уровнем кредиторской задолжности и, как следствие, отказом банков в выдаче кредитов сельскохозяйственным товаропроизводителям Тюльганского района. Кроме того, в 2014 году вследствие тяжелого финансового положения было осуществлено конкурсное управление в хозяйстве ООО «Колос Тюльгана». На базе данного хозяйства 19 декабря 2014 года создано ИП «Кривошеев» и в данное предприятие по договору субаренды был передан скот [4].

Также в период 2012-2016 год банкротами были признаны Кряжев А.С., Трудова О.А., Баймурзин Р.Н., которые были зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, являющиеся главами КФХ.

Наиболее благоприятная финансовая ситуация наблюдается на предприятии ООО «Металлург», которое является одним из немногих сельскохозяйственных предприятий Тюльганского района, где дебиторская задолжность превышает кредиторскую. Более подробная информация о соотношении дебиторской и кредиторской задолжности сельскохозяйственных предприятий Тюльганского района по состоянию на 01.01.2016 представлена в таблице 5.

Таблица 5 - Кредиторская и дебиторская задолжность по состоянию на 01.01.2016 года, тыс. рублей

Наименование хозяйства Кредиты и займы Задолжность Себестоимость

кредиторская дебиторская

ООО «Чапаева» 24861 10430 6131 33075

ООО «Металлург» 11615 4518 14827 71623

ООО «Тюльган-Иволга» 774174 133248 65087 174640

ЗАО «Романовское» 20 133272 76818 105491

ООО «Романовское» 0 29332 240 217

СПК колхоз «Верный путь» 4034 1886 443 28486

ООО агрофирма «Рассвет» 27291 - - 22858

ООО «Тюльган» СПК 1851 - - 1051

Итого 843866 312686 163546 437441

На основе данных таблицы следует сделать вывод, что практически во всех предприятиях сельскохозяйственной направленности кредиторская задолжность значительно превышает дебиторскую. В таких предприятиях, как ООО «Тюльган-Иволга» и ЗАО «Романовское» кредиторская задолжность больше дебиторской в 2,03 и в 1,74 раза соответственно, что является довольно значительным разрывом. Стоит также отметить сумму кредитов и займов ООО «Тюльган-Иволга», составляющую 774,174 млн. рублей, что значительно больше себестоимости предприятия. Как уже было упомянуто выше, в Тюльганском районе наиболее благоприятная обстановка в финансово-экономическом плане наблюдается лишь в ООО «Металлург». В целом же по району кредиторская задолжность сельскохозяйственных предприятий превышает дебиторскую на 149,14 млн. рублей, а сумма кредитов и займов предприятий больше их себестоимости на 406, 425 млн. рублей. Справедливости ради стоит отметить, что общая неблагоприятная картина во многом складывается вследствие неудовлетворительных показателей ООО «Тюльган-Иволга» [4].

Основными причинами возникновения значительного объёма кредиторской задолжности сельскохозяйственных производителей Тюльганского района являются последствия засух последних лет и получение ущерба по погибшим посевам.

В Постановление Правительства Российской Федерации № 90 от 4 февраля 2009 года были внесены изменения после засухи 2009-2010 годов. В соответствии с данными изменениями разрешается субсидирование сельскохозяйственным товаропроизводителям, которые пострадали от засухи, пролонгированных кредитов на срок до 3 лет. Многие аграрии Тюльганского района воспользовались данной возможностью в полном объёме, так как фактически это была единственная возможность сохранения предприятий от банкротства.

Таким образом, многие сельскохозяйственные товаропроизводители пролонгировали кредиты. Однако неблагоприятные погодные условия в 2012-2014 годах не самым лучшим образом отразились на платёжеспособности сельскохозяйственных предприятий Оренбургской области в целом и Тюльганского района в частности, не позволив большинству их них погасить пролонгированные кредиты. Повторное пролонгирование ранее выданных кредитов было возможно уже без субсидирования процентной ставки. Плюс к этому пришлось пролонгировать кредиты, полученные в 2012-2014 годах. Таким образом, аграрии Оренбургской области несут повышенную финансовую нагрузку по обслуживанию пролонгированных кредитов без субсидирования (под 12-14% годовых). При этом реальная финансовая поддержка в компенсации потерь от засухи была оказана только в 2010, 2012 и 2014 годах [3, 4].

Закредитованность является лишь одной из характеристик финансово-экономического положения предприятий сельскохозяйственной направленности Тюльганского района, представленного в таблице 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 6 - Финансово-экономическое положение сельхозпредприятий Тюльганского района в 2012-2016 годах (- убыток, + прибыль), тыс. рублей.

Наименование хозяйства 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

ООО «Колос Тюльгана» 351 -2598 - - -

ООО «Металлург» 3180 3503 9341 6477 8907

ООО «Ассоль-Тюльган» 3177 252 - - -

ООО «Тюльган-Иволга» -11839 -9842 -9561 -11206 -578561

ООО Чапаева 2585 -1189 -2969 13162 4200

ООО агрофирма «Рассвет» 686 461 -2545 5133 281

СПК колхоз «Чкалова» -28889 -15456 - - -

СПК колхоз «Верный путь» 2165 4614 3463 10556 9833

ЗАО «Романовск» - - 123 19027 184

ООО «Тюльган» СПК - - 1 - -

ООО «Романовск» - - - 17 5708

Рентабельность, % -5,9 -5.1 -1,4 +9.9 -118

ИТОГО -28584 -20255 -2147 43166 -549443

На основе данных таблицы следует сделать вывод, что большинство сельскохозяйственных предприятий Тюльганского района являются убыточными. Причём, за последние 5 лет абсолютно все предприятия закончили финансовый год с прибылью только в 2015 году. Как следствие, только 2015 год был рентабелен для всего сельского хозяйства Тюльганского района. Следует отметить, в 2012-2015 годах общая рентабельность предприятий сельскохозяйственной направленности росла. Исключением стал лишь 2016 год, по итогам которого общая рентабельность сельскохозяйственных предприятий района составила -118 %.

Тяжелое финансовое положение сельскохозяйственных предприятий района объясняется рядом причин, в том числе последствиями засух последних лет и получением ущерба по погибшим посевам.

Нестабильность сельскохозяйственной сферы в финансовом плане подтверждается и процессами реорганизации и ликвидации предприятий сельскохозяйственной направленности, которые в последнее время стали обычной практикой [1].

Так, вследствие тяжёлого финансового положения было осуществлено конкурсное управление в хозяйстве ООО «Колос Тюльгана». Предприятие не смогло погасить имеющиеся задолжности перед кредиторами, которые к 2013 году достигли более 2,5 млн. рублей. На базе данного хозяйства 19 декабря 2014 года создано ИП «Кривошеев» и в данное предприятие по договору субаренды был передан скот.

Кроме того, на стадии ликвидации в конце 2013-начале 2014 годов находились такие крупные предприятия района, как СПК «колхоз имени

Чкалова» и ООО «Ассоль-Тюльган». Главной причиной ликвидации являются задолжности перед кредиторами. На базе данных хозяйств были созданы ООО «Чапаева» и ООО «Романовск» соответственно.

Таким образом, в сельском хозяйстве Тюльганского района наметились весьма негативные тенденции и проблемы, оказывающие значительное влияние на экономическую ситуацию района. К таковым можно отнести преобладание в структуре парка сельскохозяйственной техники в хозяйствах Тюльганского района машин, возраст которых превышает срок амортизации, а также ежегодное сокращение парка сельскохозяйственной техники. Кроме того, сельскохозяйственные предприятия при подготовке техники сталкиваются с недостатком квалифицированных механизаторов и специалистов, недостатком денежных средств, высокой текучкой кадров. Наряду с сокращением среднегодовой численности населения района и неблагоприятной экономической ситуацией как в сельском хозяйстве, так и в экономике Тюльганского района в целом, наблюдается сокращение среднегодовой численности занятых в сельском хозяйстве.

Одной из негативных тенденций в развитии сельского хозяйства Тюльганского района является также снижение объемов продукции животноводства, в частности, уменьшение поголовья скота хозяйствах практически все категорий. Данная тенденция подтверждается и снижением субсидирования отрасли.

Практически во всех предприятия Тюльганского района наблюдается неблагоприятная финансово-экономическая ситуация, закредитованность хозяйств, снижение рентабельности из-за роста цен на энергоносители, вследствие чего многие из них становятся банкротами или вынуждены прибегнуть к реорганизации и ликвидации хозяйств [4].

Использованные источники:

1 Буздалов, И. Н. Сельское хозяйство как приоритетное направление господдержки / И. Н. Буздалов // АПК: экономика, управление. - 2009. -№ 4. - С. 57-61.

2 Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] : Министерство сельского хозяйства Российской Федерации- Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.mcx.ru/documents/document/show/22026.htm - Дата обращения 27.03.2017.

3 Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области на 2013 - 2020 годы [Электронный ресурс] : Министерство сельского хозяйств, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области- Электрон. дан. - Режим доступа: http://mcx.orb.ru/program/index.php?SECTION_ID=84 - Дата обращения 27.03.2017.

4 Доклад о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности муниципального образования Тюльганский район за 2015 год и планируемых значениях на 2016-2018 годы [Электронный ресурс] Муниципальное образование Оренбургской области Тюльганский район:- Электрон. дан. - Режим доступа: http://mo-tu.orb.ru/economic-mo/socio-economic-situation2/- Дата обращения 27.03.2017.

5 Ломакин, В. К. Мировая экономика [Текст] : учеб. для студентов вузов / В. К. Ломакин.- 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. -672 с. - (Золотой фонд российских учебников) - ISBN 978-5-238-01121-9.

6 Петриков, А. Государственная поддержка сельского хозяйства крепнет / А. Петриков // Экономика сельского хозяйства России. - 2009. - № 6. - С. 8-13.

7 Эминова, Э. М. Государственное регулирование аграрного сектора в Республике Дагестан: проблемы и направления совершенствования / Э. М. Эминова // Региональная экономика: теория и практика, 2007. - N 8. - С. 214218. - Библиогр.: с. 218 (6 назв. ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.