Научная статья на тему 'Государственная аккредитация в системе оценки эффективности качества вузов'

Государственная аккредитация в системе оценки эффективности качества вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1848
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Artium Magister
Область наук
Ключевые слова
ВУЗ / АККРЕДИТАЦИЯ / ОЦЕНКА / ПОКАЗАТЕЛЬ / КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА / HIGHER EDUCATION / ACCREDITATION / ASSESSMENT / INDICATOR / QUALITY CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бутенко Юлия Валерьевна

В работе рассмотрены показатели деятельности, используемые в процедуре государственной аккредитации российских вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная аккредитация в системе оценки эффективности качества вузов»

© Бутенко Ю.В., 2012

щщ

УДК 378.141.4 ББК 74.580.44

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ В СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАЧЕСТВА ВУЗОВ

Ю.В. Бутенко

В работе рассмотрены показатели деятельности, используемые в процедуре государственной аккредитации российских вузов.

Ключевые слова: вуз, аккредитация, оценка, показатель, контроль качества.

Содержательные и структурные изменения отечественной системы образования в последнее десятилетие потребовали изменения функций управления, в частности, функции контроля за эффективностью деятельности системы образования.

Процесс реформирования образовательной системы «узаконил» новые нормы взаимоотношений образовательных учреждений, государства и общества в форме последовательных процедур регламентации деятельности учреждений образования - лицензирования и государственной аккредитации.

Процедуры лицензирования и государственной аккредитации предполагают реализовать государственную образовательную политику в условиях формирования демократических традиций, самостоятельности и ответственности образовательных организаций за обеспечение качества образования.

Процедура аккредитации для отечественной образовательной системы является инновационной управленческой функцией, в отличие от традиционного контроля в форме государственной инспекции. С изменением рынка труда, спроса на образовательные услуги и индивидуального мышления осознается необходимость переноса приоритета педагогической практики с трансляции знаний и передачи типовых алгоритмов деятельности на интеллектуальное и эмоциональное развитие личности. Однако по-прежнему остается

потребность в защите общества и личности от дипломированной «некомпетентности и необразованности». Именно поэтому вполне очевидной представляется тенденция государственной образовательной политики к сохранению стабильного состояния и качественного уровня всей системы образования, включающей сегодня учреждения различных типов, видов и форм собственности.

Аккредитация (от лат. credo «вера, доверие») - процедура оценивания деятельности образовательной организации, определения ее соответствия установленным социальным нормам с целью признания (установления, подтверждения, изменения) аккредитационного статуса и предоставления соответствующих прав и полномочий [1].

Вузы России можно разделить на две группы: государственные учреждения, созданные до начала 90-х гг., и вновь созданные высшие учебные заведения - муниципальные и негосударственные. Традиционные государственные высшие учебные заведения также в большинстве своем претерпели значительные изменения, связанные с открытием новых специальностей, с изменением государственного статуса учреждения (как правило, при увеличении перечня специальностей институт получал статус университета), с увеличением доли гуманитарного образования, в основном за счет открытия специальностей в области бизнеса, менеджмента, экономики, юриспруденции.

Специфика исторических и культурных традиций, появление негосударственных уч-

реждений образования и изменение стратегии образовательной политики оказали влияние на создание российской модели аккредитации.

В Российской Федерации законодательно определена государственная и общественная форма аккредитации.

Общественная аккредитация - процедура признания общественными и профессиональными ассоциациями и объединениями соответствия деятельности образовательной организации определенным критериям, требованиям и нормам. Уровень требований общественной аккредитации обычно выше уровня среднестатистических показателей.

Государственная аккредитация - признание эффективности деятельности образовательного учреждения, установление (подтверждение, изменение) его государственного статуса (типа, вида), передача ему на определенный срок установленных законодательством прав и полномочий.

Аккредитация является формой государственного контроля качества подготовки в высших учебных заведениях, направленного на повышение качества подготовки специалистов, рациональное использование средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование системы образования. Цель аккредитации - управление качеством образования в части:

- защиты прав граждан на получение образования соответствующего содержания, уровня и качества в объеме и в сроки, предусмотренные государственными образовательными стандартами;

-установления государственного статуса образовательного учреждения (типа и вида);

- обеспечение единого образовательного пространства;

- управления образовательными учреждениями, включая контроль за эффективностью образовательного процесса. Концепция управления, изложенная в

законодательных и нормативных актах [7], проектах реформирования системы образования [5; 8], предполагает государственнообщественную форму управления и оценки деятельности учреждений образования, которая может быть реализована при следующих условиях:

- соблюдение принципов гласности, объективности оценивания;

- добровольность участия в процедурах оценки;

- привлечение профессиональных и общественных объединений к процедурам внутреннего и внешнего оценивания деятельности учреждения;

- коллегиальность в принятии решения. Анализ зарубежного опыта аккредитации

образовательных учреждений и образовательных программ показывает [1], что перечень показателей, как правило, определяется органом аккредитации, содержит от 6 до 16 показателей [4] и формирует их в единую систему для оценки деятельности учреждения.

Коллегией Госкомвуза России утверждены следующие показатели государственной аккредитации учреждений высшего профессионального образования.

Показатель 1. Документально-содержательное обеспечение учебного процесса.

Содержание подготовки Содержание образовательных программ подготовки специалистов рассматривается практически во всех существующих системах оценки качества образования в сочетании с методикой преподавания и формами обучения. Оценка образовательных программ проводится, как правило, экспертным путем на соответствие их содержания концепции данного образовательного учреждения, его целям и задачам, а также общепринятым нормам высшей школы. Большое значение имеет равномерное распределение учебной нагрузки и различных форм учебной деятельности, сопряжение обязательных и специальных дисциплин в рамках одной профессиональной образовательной программы.

Структура и содержание реализуемых образовательных программ

Экспертами проверяется соответствие содержания федерального компонента каждой профессиональной образовательной программы (ПрОП) требованиям ГОС (Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников), наличие и содержание регионального и вузовского компонентов.

Соответствие учебных планов и программ учебных дисциплин требованиям государственных образовательных стандартов

Экспертами проверяется соответствие рабочих учебных планов профессиональной образовательной программе, наличие и соответствие программ учебных дисциплин рабочим учебным планам.

Анализ рабочих учебных планов высшего профессионального образования (РУП ВПО) выполняется с целью определения их соответствия требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО). Использование технологии электронной экспертизы РУП обеспечивает единство методических подходов к оценке соответствия рабочих учебных планов требованиям ГОС ВПО, повышает ее объективность, сокращает сроки аттестации, а также расширяет возможности проведения мониторинга указанного соответствия по образовательным учреждениям, отдельным специальностям и ряду других признаков. Основанием для электронного анализа РУП образовательных программ (ОП) вуза является утвержденный график проведения аттестации или другой руководящий документ Рособрнадзора.Электрон-ный анализ РУП проводится с использованием имеющейся в ФГУ «ИМЦА» (Федеральное государственное учреждение «Информационно-методический центр анализа») базы данных ГОС ВПО и предоставленных вузами РУП ВПО в специальном формате, позволяющем осуществлять их автоматизированную проверку.

Набор РУП в специальном формате осуществляет образовательное учреждение или, по его желанию, ИМЦА. Если набор осуществляет ИМЦА, соответствующие файлы РУП отправляются в образовательное учреждение (ОУ) для проверки и пересылки в ИМЦА. Электронному анализу подлежат РУП ВПО, указанные в принятом Рособрнадзором заявлении образовательного учреждения. Экспертизе подлежат РУП по всем курсам и формам обучения, что позволит построить график тестирования студентов.

В результате проведения экспертизы РУП ВПО на соответствие ГОС формируется заключение о результатах экспертизы, состоящее из трех частей:

1) текстовое представление результатов анализа;

2) табличное представление результатов анализа;

3) таблица существенных отклонений. Табличное представление результатов анализа состоит из нескольких частей.

Таблица 1. Результаты анализа структурного соответствия по циклам дисциплин.

Таблица 2. Результаты анализа количественных показателей соответствия рабочих учебных планов ГОС. В этой таблице представляются следующие показатели соответствия требованиям ГОС:

- средняя недельная нагрузка;

-теоретическое обучение (в часах);

- фонд времени на практики, каникулы, экзаменационные сессии, дипломное проектирование и ГЭК.

Относительные показатели, выделенные шрифтом (курсив, подчеркивание и цвет), отражают требования утвержденного макета стандарта, а именно:

- средняя недельная нагрузка не должна превышать требований стандарта;

-объем теоретического обучения и фонд времени на экзаменационные сессии не должен отклоняться от требований стандарта;

- фонд времени на практики, дипломное проектирование, ГЭК и каникулы должен быть не менее того, что требует стандарт. Как показывает опыт работы центра,

данные отклонения (кроме отклонения средней недельной нагрузки) не являются существенными.

Таблица 3. Показатели соответствия общих объемов нагрузки по циклам дисциплин.

Таблица существенных отклонений представляет собой документ Excel, предназначенный для предоставления в Росаккредагент-ство для включения в пакет документов образовательного учреждения к аккредитационной коллегии.

Показатель 2. Информационное обеспечение учебного процесса.

Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса

Стратегически важным направлением деятельности вуза в настоящее время является наращивание учебных ресурсов и информационного потенциала образовательного учреждения: объемов библиотечного фонда, достаточности и доступности источников информации, в том числе и на основе современных технических средств.

Состояние библиотечного фонда По каждой дисциплине экспертами проверяется достаточность (более пяти экземпляров) и современность учебников и учебных пособий.

Современными считаются источники информации не более пятилетней давности издания:

- для общих гуманитарных и социальноэкономических дисциплин;

- специальных дисциплин;

и не более десятилетней давности издания:

- для математических и общих естественнонаучных дисциплин;

- общепрофессиональных дисциплин.

По каждой дисциплине экспертами проверяется наличие в библиотеке вуза перечня методических пособий (указаний) каждой лабораторной работы (с указанием, на каких кафедрах находятся), необходимого оборудования и инвентаря для проведения лабораторных работ.

Состояние учебно-информационного фонда

Общее состояние библиотеки (удобство обслуживания читателей, наличие компьютеризованного справочно-библиографического каталога и т. п.).

Экспертами оценивается общее состояние библиотеки и читальных залов, удобство обслуживания читателей, наличие компьютеризованного справочно-библиографического каталога, доступность и достаточность терминалов для работы с компьютеризованным каталогом, объем средств, ежегодно направляемых на обновление библиотечного фонда и т. п.

Объем библиотечных фондов (учебнометодическая, научная, периодика и др.).

Количество посадочных мест в студенческих читальных залах библиотеки (включая читальные залы в общежитиях).

Показатель 3. Качество подготовки выпускников.

Качество подготовки Качество подготовки выпускников является наиболее важным показателем работы вуза, но он менее всего поддается формализации. Для России характерна оценка соответствия качества образования требованиям ГОС по четырем циклам дисциплин - гуманитарным и социально-экономическим, есте-

ственнонаучным и математическим, общепрофессиональным и специальным.

Показатель 4. Структура подготовки кадров по основным профессиональным образовательным программам.

Показатель 5. Возможность продолжения образования по основным профессиональным образовательным программам.

Возможность продолжения образования по программам послевузовского и дополнительного профессионального образования

Для количественной оценки спектра программ послевузовского и дополнительного образования используются следующие показатели:

Реализация программ послевузовского профессионального образования (аспирантура, докторантура), контингент аспирантов и (или) докторантов, соискателей ученой степени кандидата и (или) доктора наук.

Перечень специальностей аспирантуры.

Количество аспирантов на 100 студентов (приведенного контингента).

Процент аспирантов, окончивших аспирантуру (в течение года после окончания) с защитой диссертации.

Перечень специальностей докторантуры.

Количество докторантов.

Диссертационные советы.

Перечень диссертационных советов, количество рассмотренных диссертационных работ.

Реализация образовательных программ профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации.

Перечень программ, дополнительных к высшему профессиональному (программ переподготовки и повышения квалификации), контингент обучаемых.

Проведенный анализ показывает, что по данному показателю учебные заведения различных видов дифференцированы по статистическим характеристикам.

Показатель 6. Научные исследования.

Научные исследования

Основной типовой характеристикой высшего учебного заведения и видовой характеристикой для университетов и академий является наличие и эффективность фундаментальных и прикладных научных исследований,

спектр научных исследований, результативность и востребованность научно-исследовательских работ внешними организациями.

Спектр наук, в рамках которых выполняются научные исследования

Описываются основные научные направления и научные школы вуза. Рассчитывается широта спектра научно-исследовательской работы как количество разнопрофильных научных школ вуза.

Объем финансирования и результативность научных исследований

Указывается общий объем финансирования НИР и его отношение к единице ППС. Показатель характеризует не абсолютный объем научных исследований в вузе, а активность ППС с учетом масштаба и вида учебного заведения.

Для классических университетов характерным является наличие фундаментальных научных исследований. Для технических университетов более характерно проведение прикладных научных исследований.

Показатель 7. Научно-методическая работа.

Научно-методическая работа Показатель эффективности научно-методической работы необходим с точки зрения использования научного потенциала высшего учебного заведения и результатов научно-исследовательской деятельности в образовательном процессе. Эффективность и результативность научно-методической работы может быть оценена по числу изданных учебников, учебных пособий и монографий, подготовленных преподавателями вуза.

Изданные монографии Указывается общее количество изданных монографий и их отношение к единице ППС с учеными степенями и званиями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изданные учебники и учебные пособия с грифами федеральных органов управления образованием, других федеральных органов исполнительной власти, учебно-методических объединений.

Указывается общее количество изданных учебников и учебных пособий (с грифами Минобразования России, Госкомвуза России, отраслевых министерств, учебно-методических объединений и научно-методических советов Минобразования России) и их

отношение к единице ППС с учеными степенями и званиями.

Показатель 8. Качественный состав научно-педагогических кадров.

Качественный состав научно-педагогических кадров.

Профессорско-преподавательский штат является показателем потенциала образовательного учреждения и эффективности процесса преподавания. Этот показатель рассматривается с точки зрения уровня квалификации и профессиональной компетенции профессорско-преподавательских кадров, распределения учебной нагрузки, научно-исследовательской и научно-методической активности.

Преподаватели с учеными степенями и (или) званиями

Указывается процент штата ППС с учеными степенями и званиями.

Преподаватели - доктора наук и/или профессора

Указывается процент штата ППС с ученой степенью доктора наук и/или званием профессора.

Оценка качества подготовки выпускников проводится по следующим параметрам: Показатель 9. Довузовская подготовка и отбор абитуриентов.

Требования при приеме в вуз Довузовская подготовка и отбор абитуриентов - показатель, являющийся специфическим для российской системы аккредитации. Его введение обусловлено требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к типу и виду учреждения образования (конкурсная основа приема, доступность и бесплатность высшего образования при условии получения его впервые).

По каждой ПрОП экспертами дается оценка в целом качества выпускных квалификационных работ.

Организация учебного процесса. Соответствие уровня подготовки обучающихся требованиям государственных образовательных стандартов

Основой экспертного заключения являются различные методы оценки уровня подготовки выпускников. Тестовые методы контроля качества, обеспечивающие более объективную и надежную оценку, в последнее время получили широкое распространение в

процедурах внешней экспертизы. К экспертному заключению в данном случае прилагаются использованные педагогические измерительные материалы и сертификат (например, заключение УМО) об их соответствии государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки. Использование тестовых технологий позволяет проводить накопление и сравнение данных, создавая основу для развития системы мониторинга качества образования в России. Результаты представляются по каждой ПрОП по блокам дисциплин: гуманитарных и социально-экономических; математических и общих естественнонаучных; общепрофессиональных.

Внутривузовская система контроля качества

Показатель наличия и эффективности внутривузовского механизма гарантии качества может обеспечить перенос ответственности за качество и оценку качества туда, где она должна быть - в высшее учебное заведение. Эффективная система мониторинга качества образования в вузе обеспечивает объективную оценку и доверие к работе вуза. Кроме того, механизм гарантии качества закладывает основы системы управления качеством образования. Регулярная объективная самооценка всех сторон деятельности учреждения, мониторинг качества его работы исключают необходимость полной и тщательной внешней экспертизы, значительно сокращая, таким образом, расходы на ее проведение. Экспертами описывается внутривузовская система управления качеством образования, ее эффективность в решении управленческих задач.

Показатель 10. Востребованность выпускников.

Показатель востребованности выпускников широко применяется в различных системах оценки деятельности вузов (как правило, общественных формах) как показатель соответствия подготовки выпускников социальному заказу и ожиданиям общества. Востребованность выпускников - один из основных показателей результативности и качества работы высшего учебного заведения, показатель социальной защищенности и гарантии адаптации выпускников в новых социально-экономических условиях. Экспертами описывается

организация работы с выпускниками вуза, учитываются данные о выпускниках, направленных на работу, и заявки на выпускников.

Процедура государственной аккредитации постоянно ставит все новые вопросы по повышению эффективности оценки показателей, формированию механизма мотивации развития высших учебных заведений и системы образования в целом.

Данные по полученным показателям представляют собой цикличное оценивание вуза, включающее:

1) ежегодное представление информации в Централизованный банк данных [4];

2) принятие решения образовательным учреждением об аттестации и государственной аккредитации, проведение самообследования;

3) аттестацию учреждения образования (внешняя экспертиза);

4) подготовку аналитических материалов (представлений) к государственной аккредитации и процедуру установления государственного статуса.

Результаты оценивания для принятия решений отражаются в форме «Представления образовательной организации к государственной аккредитации», которое формирует независимый аккредитационный центр (Научноинформационный центр государственной аккредитации). «Представление...» формируется на основе информации по результатам само-обследования, внешней экспертизы и Централизованного банка данных государственной аккредитации. Механизм принятия решений носит (неформализованный) экспертный характер. Решение на основе «Представления образовательной организации к государственной аккредитации» принимается общественно-государственной комиссией - Аккредитационной коллегией Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.

Последействие аккредитации определено действующим законодательством [2; 6] и является комплексным:

- получение государственного статуса;

- право на выдачу своим выпускникам документов об образовании государственного образца;

- право на пользование печатью с государственным гербом РФ;

- права и льготы участникам образовательного процесса.

Таким образом, процедура государственной аккредитации в Российской Федерации является процедурой установления государственного статуса образовательной организации:

- по типу образовательной организации в соответствии с уровнем и спецификой реализуемых образовательных программ;

- по виду образовательной организации в соответствии с направленностью и формами реализации образовательных программ. Отечественная система аккредитации

стремится сохранить лучшие традиции российского образования, учесть мировые тенденции развития, формируя при этом свой оригинальный механизм управления качеством образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аккредитация высших учебных заведений в России : учеб. пособие / В. Г. Наводнов, Е. Н. Геворкян, Г. Н. Мотова, М. В. Петропавловский. - Йошкар-Ола : Марийский гос. техн. ун-т, 2008. - 166 с.

2. Закон РФ «Об образовании» от 10.07 1992 г. № 3266-1 : с доп. и изм.

3. Мотова, Г. Н. Аккредитация образовательных систем / Г. Н. Мотова. - М. ; Йошкар-Ола : 2005. - 260 с.

4. Наводнов, В. Г. Методика определения конкурсных категорий высших учебных заведений на основе Центрального банка данных государственной аккредитации : научное издание / В. Г. Наводнов, М. В. Петропавловский. - Йошкар-Ола : Центр гос. аккредитации Минобразования России, 2003. - 124 с.

5. Письмо Минобрнауки России от 13.05 2010 г. № 03-956 «О разработке вузами основных образовательных программ»

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07 2008 г. № 522 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций»

7. Приказ Минобрнауки России от 23.06 2009 г. № 218 «О порядке создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования»

8. Постановление Правительства РФ от 24.02 2009 г. № 142 «О правилах разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов»

THE STATE ACCREDITATION IN THE SYSTEM OF EVALUATION OF EFFICIENCY ANDQUALITYOFUNIVERSITIES

Yu. V. Butenko

In this paper we consider the performance indicators used in the procedure of the state accreditation of the Russian universities.

Key words: higher education, accreditation, assessment, indicator, quality control.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.