Научная статья на тему 'Перспективные направления повышения качества подготовки специалистов в образовательных учреждениях МВД России'

Перспективные направления повышения качества подготовки специалистов в образовательных учреждениях МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
698
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управление качеством образования / аккредитация / практическая направленность обучения / повышение квалификации / компетентностный подход / активные формы обучения / quality management of education / Accreditation / practical orientation of training / staff development / Competency-based approach / active forms of learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ганченко Игорь Олегович, Гривенная Елена Николаевна

Обосновывается необходимость дальнейшего совершенствования ведомственного образования как приоритетного направления в поддержании общественной безопасности; предлагается реализация наиболее эффективных проектов, способствующих достижению поставленной цели: дальнейшая оптимизация сети образовательных учреждений; развитие института общественно-профессиональной аккредитации; повышение практической направленности обучения; совершенствование системы повышения квалификации преподавателей; внедрение компетентностного подхода; поиск активных и интерактивных форм обучения; мониторинг удовлетворенности потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ганченко Игорь Олегович, Гривенная Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Explains the need for further improvement of departmental education as a priority in maintaining public security, is invited to implement the most effective projects that help achieve this goal: further optimization of the network of educational institutions, the development of the institute of social and professional accreditation; more practical training, improving the qualification of teachers, introduction of the competency approach; search active and interactive forms of training, monitoring of customer satisfaction.

Текст научной работы на тему «Перспективные направления повышения качества подготовки специалистов в образовательных учреждениях МВД России»

ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 37.01

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД РОССИИ

© 2011 г. И.О. Ганченко, Е.Н. Гривенная

Краснодарский университет МВД России, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

ул. Ярославская, 128, г. Краснодар, 350005, Yaroslavlskaya St., 128, Krasnodar, 350005,

info@krdu-mvd.ru info@krdu-mvd.ru

Обосновывается необходимость дальнейшего совершенствования ведомственного образования как приоритетного направления в поддержании общественной безопасности; предлагается реализация наиболее эффективных проектов, способствующих достижению поставленной цели: дальнейшая оптимизация сети образовательных учреждений; развитие института общественно-профессиональной аккредитации; повышение практической направленности обучения; совершенствование системы повышения квалификации преподавателей; внедрение компетентностного подхода; поиск активных и интерактивных форм обучения; мониторинг удовлетворенности потребителей.

Ключевые слова: управление качеством образования, аккредитация, практическая направленность обучения, повышение квалификации, компетентностный подход, активные формы обучения.

Explains the need for further improvement of departmental education as a priority in maintaining public security, is invited to implement the most effective projects that help achieve this goal: further optimization of the network of educational institutions, the development of the institute of social and professional accreditation; more practical training, improving the qualification of teachers, introduction of the competency approach; search active and interactive forms of training, monitoring of customer satisfaction.

Keywords: quality management of education, accreditation, practical orientation of training, staff development, competency-based approach, active forms of learning.

Высшая школа МВД России представляет отлаженную, эффективную систему профессиональной подготовки будущих специалистов правоохранительных органов, включающую новые организационные и методические принципы решения проблем качества милицейского образования и конкурентоспособности ведомственных вузов. Наряду с этим в силу объективных причин сохраняется необходимость дальнейшего совершенствования ведомственного образования как приоритетного направления в организации борьбы с преступностью и поддержании общественной безопасности.

Во-первых, сложная оперативная обстановка, эскалация криминального насилия и постоянно усложнение правоохранительной деятельности предъявляют высокие требования к уровню профессионализма и специальной подготовки сотрудников ОВД. На этом фоне многочисленные факторы, характеризующие современную ситуацию в правоохранительной сфере, провоцируют отток перспективных сотрудников в иные государственные и коммерческие структуры, что неизменно влечет снижение уровня профессионализма, рост числа нарушений законности, коррупционные связи отдельных сотрудников с криминальными структурами. К таким факторам относятся интернационализация преступной среды, увеличение масштабов различных видов социальной патологии, непрерывный рост «профессионализма» в преступной среде, появление новых видов преступлений, связан-

ных с использованием достижений научно-технического прогресса [1].

Во-вторых, объективная потребность качественного изменения подготовки специалистов в образовательных учреждениях МВД России обусловлена реформированием ОВД, развитием конституционной и судебной реформ, обновлением законодательства в области регулирования правоохранительной деятельности.

В-третьих, в настоящее время актуализируется реализация системной подготовки специалистов по ряду новых направлений и видов деятельности МВД России, роль которых в последние годы существенно возросла: обучение специалистов по борьбе с незаконной миграцией, преступностью в сфере высоких технологий, экстремизмом и терроризмом, новыми схемами экономических преступлений.

В-четвертых, необходимость совершенствования управления качеством подготовки специалистов в вузах МВД России обусловливается постоянно возрастающими требованиями Минобрнауки и МВД России к подготовке сотрудников правоохранительных органов.

Образовательное учреждение МВД России функционирует в системе высшего профессионального образования РФ как важнейшее звено ведомственного института образования и, наконец, как самостоятельная система профессиональной подготовки кадров. Данные факторы определили содержание предлагаемых ниже направлений

совершенствования профессиональной подготовки специалистов в вузах МВД России.

С целью повышения эффективности функционирования образовательной системы МВД России в новых социально-экономических условиях весьма продуктивной представляется дальнейшая оптимизация сети образовательных учреждений и перенесение на региональный уровень выполнения ряда задач и функций по профессиональной подготовке сотрудников ведомства. Создание региональных образовательных центров МВД России позволит исходить из специфики региональных условий и задач, имеющихся проблем и трудностей, объективных потребностей в тех или иных категориях специалистов.

Далеко не все субъекты Российской Федерации способны самостоятельно обеспечить качественную подготовку кадров, поскольку не везде имеются учебные заведения МВД с необходимой учебно-материальной базой, а также штатом квалифицированных преподавателей, и лишь подобная интеграция позволит обеспечить качественную подготовку сотрудников ОВД для всего региона. Вследствие этого в каждом федеральном округе (или крупном регионе) целесообразно создание единой централизованной системы учебных заведений МВД России. Деятельность существующей на сегодняшний день совокупности образовательных подразделений МВД различной подчиненности недостаточно скоординирована, в то время как создание региональных образовательных центров позволит обеспечить концентрацию всех имеющихся возможностей для решения проблем подготовки кадров для ОВД.

Сказанное подтверждается уже произведенной интеграцией образовательных учреждений МВД России на базе трех ведомственных университетов. Так, Санкт-Петербургский университет МВД России координирует деятельность ведомственных учебных заведений в северо-западном регионе России, Московский - осуществляет подобную деятельность в масштабах Москвы и Московской области, Краснодарский - в Южном федеральном округе. Предпринятые шаги позволили создать единое образовательное пространство внутри указанных регионов, обеспечить глубокую структурную и программную интеграцию образования и науки, повысить эффективность институционального управления, организовать сетевое взаимодействие образовательных учреждений для развития мобильности обучающихся, внедрить механизмы взаимодействия образовательных учреждений и комплектующих ОВД, развить систему непрерывного профессионального образования.

Надежной гарантией качества образования в системе МВД России может стать общественно-профессиональная аккредитация, под которой понимается признание уровня деятельности вуза, отвечающего критериям и требованиям соответствующих профессиональных, научных и других организаций.

На основании ст. 33 Закона РФ «Об образовании» образовательные учреждения могут получать общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных общественных обра-

зовательных, научных и промышленных структурах. Представляется, что эту процедуру необходимо сделать обязательной. Безусловно, придание общественно-профессиональной аккредитации статуса официальной и одновременно добровольной процедуры, -достаточно сложный процесс. Однако если при государственной аккредитации этот показатель (его наличие или отсутствие, положительное или отрицательное заключение) будет учитываться, то вузы добровольно пойдут на дополнительное обследование своей деятельности. В этом случае общественная аккредитация имеет возможность стать неотъемлемой частью процедуры государственной аккредитации, может предшествовать ей и проводиться регулярно.

В данном вопросе мы исходим из требований федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, согласно которым базовая часть изучаемых дисциплин (т.е. дисциплин, изучение которых предписывает государство) составляет не более 50 %. Соответственно, при лицензировании и государственной аккредитации образовательных учреждений уполномоченными органами будет подвергнуто проверке содержание именно этих дисциплин с целью установить, выдерживается ли в вузе минимальный порог требований к реализации основных образовательных программ.

В контексте сказанного актуализируется осуществление проверки содержания дисциплин вариативной части общественно-профессиональным сообществом, что позволит реализовать на практике требования международных стандартов в области качества и определять вузы, добившиеся наибольших результатов в подготовке квалифицированных специалистов.

Известно, что основой государственной аккредитации является процедура самообследования вуза. На этом этапе вуз также может представлять заключение о результатах общественной аккредитации, в том числе размещать данную информацию на своем сайте. Правового закрепления требуют и следующие вопросы:

- перечень организаций, которые могут принимать решение об общественной аккредитации вузов МВД России, и установление параметров, по которым организация может быть включена в указный перечень (либо порядок формирования и осуществления своих полномочий коллегиальным органом по проведению общественно-профессиональной аккредитации);

- разработка процедуры проведения общественно-профессиональной аккредитации в системе образования МВД России и соответствующего законодательного акта;

- определение критериев и требований, которые могут быть предъявлены к вузу и к подготовке специалистов в ходе общественно-профессиональной аккредитации вузов МВД России.

Реализация данного проекта будет способствовать практическому воплощению исключительно декларативного до настоящего времени принципа демократического, государственно-общественного характера управления образованием, установленного ст. 2 Закона РФ «Об образовании».

Содержание обучения в вузах МВД России должно в первую очередь исходить из конкретных задач, стоящих перед правоохранительной системой государства. Данный подход необходимо рассматривать в качестве основного вектора развития ведомственной образовательной политики.

Для повышения качества практикоориентирован-ной подготовки целесообразно обеспечить в вузах МВД России поддержание в актуальном состоянии регионального компонента рабочих учебных планов, обеспечив наличие в них дисциплин, способствующих формированию практических умений и навыков, необходимых для несения службы в конкретном регионе. Весьма эффективно включение в перечень дисциплин по выбору практикоориентированных курсов, проводимых на базе потенциального места службы.

Для дальнейшего развития практической направленности обучения следует предусмотреть обеспечение организации и осуществления углубленного изучения и систематизации знаний по профильным дисциплинам с привлечением практических сотрудников правоохранительных органов, а также посредством выбора тем для дипломных работ с учетом рекомендаций комплектующих ОВД с последующим использованием полученных результатов на практике.

Необходимо активизировать привлечение исследовательских центров, лабораторий и экспериментальных баз к сотрудничеству в разработке и обеспечении учебного, практического и инновационного процессов в образовательных учреждениях МВД России.

Для усиления практической направленности обучения и формирования у курсантов прочных профессиональных знаний, навыков и умений необходима разработка и реализация комплексной программы материально-технического оснащения полигонов, лабораторий и специальных классов вузов МВД России, соответствующего современному техническому обеспечению деятельности правоохранительных органов.

Следует шире использовать такую форму занятий, как специальные семинары комплексного характера с участием преподавателей различных кафедр (например, рассмотрение на семинарском занятии уголовного дела с участием преподавателей кафедр уголовного права, криминалистики, уголовного процесса, психологии позволит обеспечить более полный его анализ (осмотр, квалификация, доказательства, экспертиза), что и имеет место на практике, где требуется применять не одно какое-либо знание об объекте исследования, а их совокупность).

В вузах необходимо наладить механизм обеспечения высокой мобильности содержания рабочих учебных программ с целью оперативного учета изменений в законодательстве и правоохранительной системе. Данное предложение обусловлено в числе прочего требованием ежегодного обновления основных образовательных программ с учетом развития науки, техники, экономики, технологий и социальной сферы, установленном в образовательных стандартах третьего поколения.

Высокий уровень профессионализма выпускников ведомственной высшей школы во многом зависит от

компетентности педагогических кадров, в связи с чем особую значимость приобретает повышение квалификации профессорско-преподавательского состава (ППС) в форме обучения в институтах, на факультетах и курсах повышения квалификации; стажировки в ОВД, образовательных и научно-исследовательских учреждениях МВД России, других министерств и ведомств в целях непрерывного пополнения их профессиональных знаний, приобретения новых умений и навыков по занимаемой должности.

Несмотря на четкие требования ведомственной нормативно-правовой базы, в сложившейся ситуации не совсем ясно, кто на уровне конкретного учебного заведения несет ответственность за нарушение требований об обязательном прохождении повышения квалификации не реже одного раза в 5 лет. Это обусловлено неэффективным и фрагментарным контролем динамики повышения квалификации персонально каждого преподавателя вуза, а также несогласованностью локальных нормативно-правовых актов. Во-первых, в соответствии с положениями об управлении учебно-методической работы (учебном отделе, учебном отделении) вуза (филиала) данные структурные подразделения осуществляют организационно -методическое обеспечение повышения профессионального мастерства ППС (при этом из контекста не ясно, что имеется в виду - организация проведения открытых и показательных занятий (т.е. сугубо методических мероприятий в рамках деятельности вуза), или же речь идет об организации повышения квалификации, например, в других вузах). Во-вторых, в соответствии с положениями о кафедре вузов именно кафедра организует повышение квалификации своих сотрудников. Наконец, в соответствии с положениями о кадровых подразделениях вузов они также призваны обеспечить выполнение задач повышения квалификации кадров постоянного состава.

Результаты инспектирования вузов МВД России за последние 5 лет свидетельствуют о недостаточно высоком уровне организации системы повышения квалификации ППС с отрывом от работы. Так, в соответствующих актах отмечается: отсутствие на отдельных кафедрах плановой деятельности по организации повышения квалификации ППС; отсутствие системного подхода к организации повышения квалификации сотрудников вуза, что не может способствовать качественной организации практической направленности обучения; необходимость активизировать работу по повышению квалификации ППС; система повышения квалификации сотрудников отдельных вузов действует только во исполнение централизованно поступающих разнарядок и инициативных заявок руководителей подразделений, а внут-ривузовская система организации повышения квалификации не сформирована.

Очевидно, что возможности повышения квалификации, предоставляемые ДКО МВД России, в полной мере не удовлетворяют реальную потребность в данной сфере, поскольку в соответствующих планах не предусматривается повышение квалификации препо-

давателей по целому ряду (в основном непрофильных) кафедр. Одновременно с этим структурные подразделения дополнительного профессионального образования государственных вузов предоставляют широкий спектр возможностей по повышению квалификации на возмездной основе, однако соответствующая статья расходов бюджетом ведомственных вузов не предусмотрена.

Учитывая изложенное, вопрос об ответственности за определение условий и изыскание возможностей для систематического повышения квалификации преподавателей и сотрудников остается открытым. В сложившейся ситуации целесообразно устранить дублирование функций по организации повышения квалификации постоянного состава в вузах МВД России, утвердив в установленном порядке структурное подразделение и конкретных лиц, ответственных за данное направление деятельности, вменив им в обязанности в том числе маркетинговые исследования рынка дополнительного профессионального образования и мониторинг повышения квалификации всех категорий сотрудников.

На наш взгляд, важнейшей стратегической задачей современного образования является переход от парадигмы преподавания (передачи информации) к парадигме научения (передаче компетенций как потенциала к действиям). В связи с этим в высшей школе складывается ситуация, которая характеризуется смещением от понятия «академическая степень» к понятию «квалификация», а построение критериев качества подготовки специалистов основывается на компетентностном подходе, составляющем методологию Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения, в котором в ряду используемых терминов вводится понятие «компетенция», определяемое как «способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области».

Применительно к системе образования МВД России актуальность подобного решения очевидна: результаты анкетирования руководителей комплектующих ОВД свидетельствуют о том, что компетенции, демонстрируемые выпускниками ведомственных вузов в первые годы трудовой деятельности, не всегда совпадают с ожиданиями работодателей. Это еще раз подтверждает, что система профессиональной подготовки МВД России недостаточно гибка в современных условиях, поскольку в значительной степени теоретизировала при одновременной скудной нацеленности на прикладную подготовку обучающихся. Сказанное определяет принципиально важную задачу высшего образования в системе МВД России: формирование у обучающихся компетенций, которые понадобятся им в дальнейшей практической деятельности по избранной специальности [2, 3]. Построение учебно-воспитательного процесса в вузах МВД России с позиций формирования профессионально значимых навыков и деловых качеств актуально еще и потому, что востребованным качеством специалиста становится его надежность [4] - способность успешно работать на протяжении всей профессиональной дея-

тельности. Наиболее эффективно данная методология может быть применена в рамках указанного компетент-ностного подхода. Его суть заключается в такой организации учебного процесса, при котором курсанты и слушатели будут иметь возможность апробировать, адаптировать и закрепить в виде практических навыков получаемые в вузе профессиональные знания.

Понятие, структура и содержание компетенций рассматривались в трудах многих исследователей [5 - 11]. Большинство из них понимают под компетенцией динамичную совокупность знаний, умений, навыков, способностей, ценностей, необходимых для эффективной профессиональной деятельности выпускников, которые они обязаны освоить и продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы. В случае эффективной организации учебного процесса у выпускника вуза к моменту его окончания должны сформироваться следующие виды компетентности: компетентность в узкой (специальной) области профессиональной деятельности; компетентность в широкой (инвариантной к различным специальностям) области профессиональной деятельности; компетентность в общенаучной сфере, являющейся базой соответствующей профессии; компетентность в сфере социальных отношений; аутопсихологическая компетентность, готовность к критической самооценке, постоянному повышению квалификации.

Востребованность сотрудника милиции нового типа, обладающего высокой мобильностью и готовностью к непрерывному самообразованию, позволяет сделать вывод о необходимости поиска и разработки новых научных подходов и педагогических технологий для их успешного применения в ведомственной высшей школе.

В первую очередь принципиально важен поиск активных и интерактивных форм обучения и самообразования. Традиционные лекции и семинары, безусловно, должны оставаться в арсенале преподавателей. Наряду с этим необходимо в существенно большей степени направлять усилия на самостоятельный поиск и усвоение необходимых знаний; умение использовать возможности Интернета и существующих справочных правовых систем; ориентироваться в периодике, пользоваться базами данных МВД России. Очевидно, что в силу высокой динамичности современной жизни знания через определенный период времени теряют свою актуальность, поэтому успешность или, напротив, низкая эффективность профессиональной деятельности будущих сотрудников правоохранительных органов зависит от их способности постоянно овладевать новыми знаниями. Закладывать же навыки этой деятельности - задача образовательных учреждений МВД России. Следовательно, в ведомственных вузах необходимо развивать практику применения активных и интерактивных методов обучения, использование которых зависит не только от профессиональных знаний, ораторских способностей, но и от творческого потенциала преподавателей.

Данное предложение приобретает особую актуальность в свете требований новых стандартов, согласно

которым удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов) должны составлять не менее 20 % аудиторных занятий.

Активные методы обучения позволяют моделировать целостное содержание будущей практической деятельности. Такое обучение вносит новое качество в традиционные формы учебно-воспитательного процесса: происходит смещение центра значимости с процессов передачи, переработки и усвоения информации на самостоятельный поиск ее обучаемыми и на моделирование способов ее применения в будущей профессиональной сфере. Наиболее эффективные возможности в реализации новых форм преподавания предоставляют практические и семинарские занятия с применением компьютерных технологий, позволяющих моделировать практически значимые ситуации, требующие группового решения. Это позволяет обеспечить высокую степень включенности в процесс обучения; «вынужденную активность», т.е. принудительную активизацию мышления и деятельности обучающихся; повышенную эмоциональную включенность обучаемых и творческий характер занятий; обязательность непосредственного взаимодействия обучаемых между собой и с преподавателем; интенсификацию процесса обучения.

В свете личностно ориентированной модели подготовки специалистов для ОВД не менее актуальным является дальнейшее внедрение в массовую педагогическую практику современных инновационных технологий обучения (блочно-модульных, структурно-логических, интеграционных, тренинговых, мультимедийных) [12], т.е. конструирование оптимальных обучающих систем, обеспечивающих возможность достижения эффективного результата в процессе освоения дисциплин.

Систематическое, а не фрагментарное применение активных форм обучения и инновационных педагогических технологий позволит курсантам и слушателям вузов МВД России сформировать системное видение собственной профессиональной деятельности и открыть горизонты для дальнейшего самосовершенствования.

Наконец, следование высших учебных заведений МВД России международным стандартам в области управления качеством предполагает мониторинг удовлетворенности субъектов образовательного процесса его эффективностью, поскольку одним из показателей качества образования является мнение обучающихся и управ-ленческо-преподавательского состава образовательных учреждений по существу обозначенного вопроса. Из это-

Поступила в редакцию

го следует необходимость научно-методической разработки и апробации на институциональном уровне анали-тико-диагностического инструментария и механизма осуществления анкетирования каждой категории перечисленных потребителей образовательных услуг.

По нашему мнению, реализация перечисленных предложений по оптимизации учебного процесса в образовательных учреждениях МВД России, несомненно, будет способствовать повышению качества ведомственного образования, а значит совершенствованию правоохранительной деятельности в целом.

Литература

1. Кузнецова Л.В. Моделирование управления педагогическим процессом в вузе МВД России (современный социокультурный контекст) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2006. С. 118 - 119.

2. Дроздова Н.В., Лобанов А.П. Компетентностный подход как новая парадигма студентоцентрированного образования. Минск, 2007. 100 с.

3. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М., 2005. 216 с.

4. Мельник Н.М. Средства управления надежностью профессиональной деятельности выпускника вуза // Высшее образование в России. 2008. № 10. С. 20 - 22.

5. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый элемент проектирования ГОС ВПО нового поколения. М., 2006. 55 с.

6. Девисилов В.А. Стандарты высшего профессионального образования компетентностного формата - вопросы структуры и содержания // Высшее образование сегодня. 2008. № 9. С. 18 - 22.

7. Дорофеев А. Профессиональная компетентность как показатель качества // Высшее образование в России. 2005. № 4.

8. Иванова Е.О. Компетентностный поход как новый взгляд на качество результата высшего образования // Право и образование. 2007. № 10.

9. Ильязова М.Д. Методика формирования профессиональной компетентности будущих специалистов как актуальная теоретическая и прикладная задача современных исследований // Высшее образование сегодня. 2008. № 7. С. 28 - 30.

10. Носков М.В., Шершнева В.А. Междисциплинарная интеграция в условиях компетентностного подхода // Там же. № 9. С. 23 - 25.

11. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Там же. 2004. № 3. С. 20 - 26.

12. Горлинский И.В. Технология педагогического процесса в образовательных учреждениях МВД России. М., 1997. 320 с.

4 октября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.