Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА: ПОНЯТИЕ И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА: ПОНЯТИЕ И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
278
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / STATE AGRICULTURAL POLICY / ЗАКОН / LAW / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО / GOVERNMENT INTERVENTION / МЕРЫ ПОЛИТИКИ / ВИДЫ ПОЛИТИКИ / POLICIES / ПРЕДМЕТ ПОЛИТИКИ / ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ / OBJECT POLICY OBJECTS AND SUBJECTS OF POLICY / ЦЕЛИ / PURPOSE / ПРИНЦИПЫ / PRINCIPLES / НАПРАВЛЕНИЯ / DIRECTIONS / POLICY TYPES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Навальный С. В., Пыжикова Н. И.

Актуальность статьи обусловлена потенциалом государственной аграрной политики, который возможно реализовать посредством использования механизмов государственно-правового регулирования. Именно с этой точки зрения можно задействовать ее потенциал в интересах устойчивого развития сельского хозяйства и сельских территорий. Цель статьи - проанализировать содержание государственной аграрной политики, обосновать тезис, закрепляющий мнение о том, что без использования форм и принципов правовой политики трудно рассчитывать на получение значимых результатов в аграрном секторе экономики. Реализация поставленных задач была достигнута при помощи общенаучных (диалектический, анализа, синтеза) и частно-научных (формально-юридический, сравнительно-правовой) методов. Автор делает выводы о том, что осуществляемая в стране государственная аграрная политика должна быть обоснованной и продуманной, сочетать в себе меры в зависимости от фактически складывающейся ситуации в стране и в мире в целом, состояния экономики и развития аграрной науки, сопровождаться проведением фундаментальных и приоритетных прикладных научных исследований. Одновременно правоприменителю необходимо искать подходы, которые в перспективе могут привести к повышению эффективности осуществляемой государственной аграрной политики, что позволит объединить интересы производителя и научного сообщества, способствовать внедрению инноваций в агропромышленном комплексе в интересах граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Навальный С. В., Пыжикова Н. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE CONTENT OF THE CONCEPT "STATE AGRARIAN POLICY": METHODOLOGICAL APPROACHES

Relevance of articles due to the possibility of the state agrarian policy through the use of state regulation mechanisms. It is from this perspective, you can use its potential for sustainable development of agriculture and rural areas. The purpose of the article - to analyze the content of the state agrarian policy, to justify the thesis in which to fix the opinion that without the use of forms and legal policies is difficult to expect significant results in the agricultural sector. The implementation of the tasks has been achieved with the help of general scientific (dialectical analysis, synthesis) and private-scientific methods (formal and legal, comparative legal). The authors conclude that carried out in the country of the state agrarian policy should be reasonable and well thought-out, combine the measures, depending on the actual current situation in the country and the world at large, the economy and the development of agricultural science, accompanied by a deepening of the fundamental and priority applied research. At the same time law enforcer, you must look for approaches that could potentially lead to an increase in the effectiveness of the state agrarian policy, which will combine the interests of the producer and the scientific community, to promote innovation in the agricultural sector for the benefit of citizens.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА: ПОНЯТИЕ И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ»

С.В. Навальный,

кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры теории и истории государства и права Красноярского государственного аграрного университета Н.И. Пыжикова, доктор экономических наук, профессор Красноярского государственного аграрного университета

S.V.Navalnyi,

Candidate of Law, Associate Professor, Krasnoyarsk State Agrarian University [email protected]

N.I. Pyzhikova,

Doctor of Economic Sciences Krasnoyarsk State Agrarian University

Государственная аграрная политика: понятие и пути реализации

Аннотация: актуальность статьи обусловлена потенциалом государственной аграрной политики, который возможно реализовать посредством использования механизмов государственно-правового регулирования. Именно с этой точки зрения можно задействовать ее потенциал в интересах устойчивого развития сельского хозяйства и сельских территорий. Цель статьи — проанализировать содержание государственной аграрной политики, обосновать тезис, закрепляющий мнение о том, что без использования форм и принципов правовой политики трудно рассчитывать на получение значимых результатов в аграрном секторе экономики. Реализация поставленных задач была достигнута при помощи общенаучных (диалектический, анализа, синтеза) и частно-научных (формально-юридический, сравнительно-правовой) методов. Автор делает выводы о том, что осуществляемая в стране государственная аграрная политика должна быть обоснованной и продуманной, сочетать в себе меры в зависимости от фактически складывающейся ситуации в стране и в мире в целом, состояния экономики и развития аграрной науки, сопровождаться проведением фундаментальных и приоритетных прикладных научных исследований. Одновременно правоприменителю необходимо искать подходы, которые в перспективе могут привести к повышению эффективности осуществляемой государственной аграрной политики, что позволит объединить интересы производителя и научного сообщества, способствовать внедрению инноваций в агропромышленном комплексе в интересах граждан.

Ключевые слова: государственная аграрная политика, закон, государственное вмешательство, виды политики, предмет политики, объекты и субъекты политики, цели, принципы, направления, меры политики.

About the content of the concept "state agrarian policy": methodological approaches

Abstract: relevance of articles due to the possibility of the state agrarian policy through the use of state regulation mechanisms. It is from this perspective, you can use its potential for sustainable development of agriculture and rural areas. The purpose of the article — to analyze the content of the state agrarian policy, to justify the thesis in which to fix the opinion that without the use of forms and legal policies is difficult to expect significant results in the agricultural sector. The implementation of the tasks has been achieved with the help of general scientific (dialectical analysis, synthesis) and private-scientific methods (formal and legal, comparative legal). The authors conclude that carried out in the country of the state agrarian policy should be reasonable and well thought-out, combine the measures, depending on the actual current situation in the country and the world at large, the economy and the development of agricultural science, accompanied by a deepening of the fundamental and priority applied research . At the same time law enforcer, you must look for approaches that could potentially lead to an increase in the effectiveness of the state agrarian policy, which will combine the interests of the producer and the scientific community, to promote innovation in the agricultural sector for the benefit of citizens.

Keywords: State agricultural policy, law, government intervention, policy types, object policy objects and subjects of policy, purpose, principles, directions, policies.

Интересы страны требуют постоянного внимания к вопросам развития сельского хозяйства, что во многом связано с обеспечением суверенитета государства, его экономической безопасности. Эту задачу невозможно решить без осуществления взвешенной государственной аграрной политики.

Б.Д. Бруцкус в своей работе «Аграрный вопрос и аграрная политика» еще в 1922 г. определял государственную аграрную политику как «систему государственных мероприятий, имеющих целью регулировать экономические отношения сельского хозяйства». Он полагал, что «более просвещенные правительства стремятся использовать... добытые наукой выводы, чтобы их аграрная политика... содействовала наивысшему развитию производительных сил в сельском хозяйстве и благоприятствовала росту экономического благосостояния наиболее широких кругов сельского населения» [1, с. 68]. Косвенно можно убедиться в том, что автор указывает на необходимость регулирования вопросов аграрной политики, в том числе с помощью различных норм (технических, правовых), на основе функционирующих государственных механизмов.

Аналогичной точки зрения придерживался и П. Маслов, который отмечал, что аграрная политика должна содействовать и общему развитию производительных сил страны, и благосостоянию наиболее широких слоев т населения [2, с. 209—210].

^ Современные авторы определяют государственную аграрную политику к как «совокупность принципов и действий, которые проводит государство § в решении комплекса проблем, связанных с функционированием агропромышленного комплекса (собственно сельскохозяйственного производства, с структур агробизнеса, рынка сельхозпродукции, потребления, развития ^ сельских сообществ и т. д.) [3, с. 8].

В последующем понятие «государственная аграрная политика» получи-

н ло законодательное закрепление в ст. 5 Федерального закона «О развитии

с сельского хозяйства» [4, с. 2]. Законом установлено, что государственная

с аграрная политика выражает отношение государства к деятельности в области

^ сельского хозяйства и определяет цели, направления, принципы, меры по ее со Г)

о реализации. В данном случае уместно говорить о самостоятельности аграрной <с политики, проводимой государством в силу ее значимости в вопросах посто-с янного снабжения населения сырьем и продовольствием. Важно подчеркнуть тот аспект, что в этих условиях государственная аграрная политика должна 80 быть гибкой и эффективной, рассчитанной на решение крупных проблем в развитии аграрного сектора экономики. щ Таким образом, государственная аграрная политика — это целенаправ-

^ ленная планомерная деятельность государства, осуществляемая посредством <м регулирования аграрных правоотношений, сущность которых заключается N в выработке и практической реализации решений, направленных на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий; их стабильное социально-экономическое развитие; увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции; обеспечение полной занятости сельского населения, повышение уровня его жизни; рациональное использование земель.

Государственная аграрная политика должна опираться на полноценную законодательную базу, в которой учтены интересы многочисленных субъектов политико-правовых отношений в аграрной сфере. Именно поэтому один из известнейших разработчиков аграрной политики А.А. Никонов отмечал, что «важно не только иметь хорошие законы, но и преодолеть имеющий место правовой нигилизм, обеспечить выполнение законов. Сами же они должны исходить из реальной потребности, а не быть плодом сделок и компромиссов политических сил, обычно страдающих амбициозностью» [5, с. 441—442]. Наличие пробелов, коллизий в принятых актах может привести к выработке приоритетов, реализация которых будет способствовать дисгармонии в ее осуществлении. Кроме того, необходимо обеспечивать правовую преемственность и последовательность в принимаемых решениях.

Социальная практика свидетельствует, что государственная аграрная политика в зависимости от условий ее реализации может быть активной, умеренной или пассивной; сдержанной, дающей простор рыночным процессам; протекционистской по отношению к отечественному агропромышленному комплексу; может опираться на собственный научно-исследовательский потенциал; отдавать приоритет использованию возможностей аграрной науки и научному обеспечению агропромышленного комплекса России.

Осуществление государственной аграрной политики зависит от многих факторов: степени экономического развития государства; внутренних и внешних условий экономической политики, проводимой правительством; участия о союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в форми- Уа ровании и реализации государственной аграрной политики и др. Вновь образуемые союзы (ассоциации) выступают как элементы гражданского общества, о g отстаивающие его интересы, способствующие совместному с государством поиску компромиссных решений. И это — то новое, что сопровождает сегодня реализацию государственной аграрной политики, то, без чего она не может П а осуществляться. Данный процесс сегодня характеризуется как сложный и болезненный, но альтернативы в современном понимании проблемы ему нет.

Предметом государственной аграрной политики выступают стороны экономико-правовых отношений в АПК, которые не могут быть отрегулированы механизмами рыночной экономики и требуют для своего решения участия государства, включения в эти процессы инструментов и возможностей права как регулятора общественных отношений. В свою очередь, g^

методы аграрной политики — это приемы (инструменты) государственного -

регулирования экономики АПК. По способу функционирования необходимо выделить методы прямого воздействия (изменения в налоговом и таможен- ^ ном законодательстве, административные ограничения в области контроля э ^ качества продовольствия и т. д.) и косвенного воздействия (косвенные на- | g логи, пошлины, предоставление необходимой информации, в том числе и

ч 0 1

правовой, и др.). g |

Следуя законодательным установлениям, государство фактически в рамках осуществляемой аграрной политики стремится реализовать основные ее цели посредством создания благоприятного инвестиционного климата, функционирования инновационной системы, сопряженной с переходом к

и

"U

ф

и л

01 J=

ресурсосберегающим технологиям, обеспечить устойчивое развитие сельских территорий, повысить уровень жизни населения.

Однако реальная действительность говорит о том, что в 2014 г. при 4 %-ном удельном весе сельского хозяйства в валовой добавленной стоимости, его доля в расходах консолидированного бюджета составляла лишь 1,4 %. Даже разрешенные правилами ВТО объемы государственной поддержки села в сумме 9 млрд долларов выделяются менее чем на 75 %, а это самый минимальный объем, необходимый только для удержания достигнутого уровня производства, но не для развития отрасли. Этот пример свидетельствует о том, что без продуманной взвешенной аграрной политики государство будет ограничено в достижении заявленных целей. Более того, необходима новая модель государственной аграрной политики с учетом изменений в части вступления России в ВТО, развития евроазиатского экономического сотрудничества, воздействия введенных рядом зарубежных государств санкций.

В качестве направлений проводимой государством аграрной политики целесообразно выделить: 1) поддержание стабильности в обеспечении населения российскими продовольственными товарами; 2) формирование и регулирование сельскохозяйственного рынка, развитие его инфраструктуры; 3) развитие науки и инновационной деятельности в сфере агропромышленного комплекса; 4) совершенствование системы обучения, подготовки и переподготовки специалистов для сельского хозяйства.

Для реализации государственной аграрной политики могут применяться § следующие меры: 1) применение особых налоговых режимов в отношении □Е сельхозтоваропроизводителей; 2) осуществление закупок, хранения, переработки и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных и муниципальных нужд; 3) информационное обеспечение участников рынка сельскохозяйственной продукции и предоставление им консультационной правовой помощи и др. ° Реальная государственная аграрная политика сочетает указанные меры в заек висимости от фактически складывающейся ситуации в стране и в мире в целом, т состояния экономики и развития аграрной науки, сопряженной углублением т фундаментальных и приоритетных прикладных научных исследований. Можно с уверенностью утверждать, что реализация государственной аграрной политики возможна при условии достаточного финансирования научно-исследовательских 82 и опытно-конструкторских работ; совершенствования системы аграрного об- разования; принятия иных организационно-институциональных мер.

В связи с этим уместно говорить о необходимости формирования информационно-аналитических и научно-образовательных центров государственной аграрной политики (закрепление их правового статуса, обеспечение правовой защиты) на базе современных аграрных университетов. В рамках функционирования данных центров необходимо провести организационную работу по деятельности малых инновационных предприятий, с учетом наличия материальной и научной базы университетов, задействовать элементы правового стимулирования. Именно эти центры могут стать тем звеном, с помощью которого можно будет объединить интересы производителя и научного сообщества, способствовать внедрению инноваций в АПК и реа-

х

со

к

с

с

тО

сч сч

лизации направлений государственной аграрной политики, закрепленных в законодательстве.

В ходе активного поиска путей развития государства стратегические интересы страны требуют первостепенного внимания к развитию сельского хозяйства. Преимущества такого приоритета очевидны и состоят в рациональном использовании аграрного потенциала, позволяющего как обеспечить продовольственную независимость страны, так и принять участие в мировой торговле продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья.

Список литературы:

1. Аграрная политика современной Росси: научно-методологические аспекты стратегии реализации. — М.: ВИАПИ им. А.А. Никонова, 2015. — 521 с.

2. Костяев, А.И. Территориальная дифференциация сельскохозяйственного производства: Вопросы методологии и теории / А.И. Костяев. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. — 240 с.

3. Аграрная политика / А.П. Зинченко, В.И. Назаренко, В.В. Шайкин и др.; под ред. А.П. Зинченко. — М.: Колос, 2004. — 304 с.

4. О развитии сельского хозяйства : федеральный закон РФ от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ // Российская газета. — 2007. — № 2.

5. Никонов, А.А. Спираль многовековой драмы: аграрная наука и политика России (XVIII — ХХ вв.) / А.А. Никонов. — М.: Энциклопедия российских деревень, 1995. — 574 с.

С.А. Трофимова,

кандидат философских наук, доцент, кафедра теории и истории государства и права Красноярского государственного аграрного университета И.Б. Трофимова, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Красноярского государственного аграрного университета

S.A. Trofimova,

Candidate of Philosophy, Associate Professor, Krasnoyarsk State Agriculture Universaty

I.B. Trofimova

Senior Lecturer,

Krasnoyarsk State Agriculture Universaty Iness. kastilia @mail. ru

Проблемы конституционно-правовой ответственности и совершенствование конституционно-правовой политики

Аннотация: актуальность статьи обусловлена важностью роли конституционно-правовой ответственности в развитии правовой политики. Цель статьи — проанализировать конституционно-правовую ответственность как стимул, наличие которого способствует научно обоснованной, последовательной и системной деятельности государственных и негосударственных структур по созданию эффективного механизма конституционно-правового регулирования, оптимизации конституционно-правового развития нашей страны, совершенствованию и реализации Конституции и конституционного законодательства, конституционно-правовой политики, препятствует противоправному поведению субъектов конституционных правоотношений. Поставленная цель была достигнута при помощи общенаучных (диалектический, анализа, синтеза) и частнонауч-ных (формально-юридический, сравнительно-правовой) методов. Авторы делают выводы о том, что проблемы конституционно-правовой ответственности вызваны спецификой ее субъектов, к которым относятся социальные и национальные общности; государство и субъекты государства;

83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.