Научная статья на тему 'СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В ОБЛАСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА: ПРАВОВЫЕ, ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В ОБЛАСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА: ПРАВОВЫЕ, ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
31
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / AGRICULTURE / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / STATE POLICY / LEGISLATION / PERSONNEL TRAINING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трашкова С.М., Айснер Л.Ю.

В статье рассматривается ряд положений, касающихся необходимости на федеральном нормативном правовом уровне обозначить важность решения кадрового вопроса для содействия в развитии сельского хозяйства. Устанавливается взаимосвязь между рядом действующих федеральных нормативных правовых актов в данной сфере и в сфере образования вообще, отмечается необходимость совершенствования действующего законодательства как предпосылки формирования и развития квалифицированного кадрового потенциала. Обращается внимание на нужность единообразной государственной политики не только в области сельского хозяйства и агропромышленного комплекса, но и в формировании аграрного образования в стране, для чего требуется принятие базового концепционного документа на федеральном уровне, который бы закрепил основы данной политики на годы вперед, а также отмечается потребность в увеличении финансирования аграрных вузов на развитие учебно-лабораторной базы и приобретение современной сельскохозяйственной техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF HUMAN RESOURCES IN AGRICULTURE AND AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX: LEGAL, ORGANIZATIONAL AND SOCIO-ECONOMIC ASPECTS

The objective if this article is to consider the correlation between peopleware and development of agriculture. The article makes special reference to federal legal acts in the sphere of agriculture and in the sphere of education, attention in drawn to the necessity to improve legislation as a majour factor of formation and development of peopleware. The article demonstrates the importance to develop uniform state policy not only in the sphere of agriculture but agrarian education at the national level; the need to create a legal document which would provide the background of the state policy years ahead and exigency to increase financing of agricultural higher educational establishments on development of laboratory facilities and modern agricultural equipment.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В ОБЛАСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА: ПРАВОВЫЕ, ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

• ПРЕДСТАВЛЯЕМ ЮРИДИЧЕСКИЕ ВУЗЫ РОССИИ -

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ КРАСНОЯРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА •

С.М. Трашкова,

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Юридического института Красноярского государственного аграрного университета Л.Ю. Айснер, кандидат культурологии, доцент кафедры профессиональной коммуникации Юридического института Красноярского государственного аграрного университета

S.M. Trashkova,

Candidate of Law, Associate Professor Criminal Law Department Law Institute Krasnoyarsk State Agrarian University sveta kurbatova@mail.ru

L.Yu. Aysner,

Candidate of Culturology, Associate Professor Professional Communication Law Institute Krasnoyarsk State Agrarian University

larisa-ajsner@yandex.ru

Системный подход к развитию кадрового потенциала в области сельского хозяйства и агропромышленного комплекса: правовые, организационные и социально-экономические аспекты

Аннотация: в статье рассматривается ряд положений, касающихся необходимости на федеральном нормативном правовом уровне обозначить важность решения кадрового вопроса для содействия в развитии сельского хозяйства. Устанавливается взаимосвязь между рядом действующих федеральных нормативных правовых актов в данной сфере и в сфере образования вообще, отмечается необходимость совершенствования действующего законодательства как предпосылки формирования и развития квалифицированного кадрового потенциала. Обращается внимание на нужность единообразной государственной политики не только в области сельского хозяйства и агропромышленного комплекса, но и в формировании аграрного образования в стране, для чего требуется принятие базового концепционного документа на федеральном уровне, который бы закрепил основы данной политики на годы вперед, а также отмечается потребность в увеличении финансирования аграрных вузов на развитие учебно-лабораторной базы и приобретение современной сельскохозяйственной техники.

Ключевые слова: нормативное правовое регулирование, развитие, кадровое обеспечение, сельское хозяйство, государственная политика.

System approach to the development of human resources in agriculture and agro-industrial complex: legal, organizational and socio-economic aspects

Abstract: the objective if this article is to consider the correlation between peopleware and development of agriculture. The article makes special reference to federal legal acts in the sphere of agriculture and in the sphere of education, attention in drawn to the necessity to improve legislation as a majour factor

of formation and development of peopleware. The article demonstrates the importance to develop uniform state policy not only in the sphere of agriculture but agrarian education at the national level; the need to create a legal document which would provide the background of the state policy years ahead and exigency to increase financing of agricultural higher educational establishments on development of laboratory facilities and modern agricultural equipment.

Keywords: legislation, development, personnel training, agriculture, state policy.

На сегодняшний день законодатель закрепил два уровня приоритетных направлений государственной политики развития сельского хозяйства [1—5]. К первому уровню, в частности, относятся приоритеты: в сфере производства (скотоводство, молочное производство и пр.) как системообразующей подотрасли, использующей преимущества конкурентооборота страны, например, значительные площади сельхозугодий; основной приоритет в сфере экономики — повысить доходы товаропроизводителей в сельском хозяйстве; в социальной сфере — социальное развитие сельских территорий, сохранение трудовых ресурсов и территориальной целостности государства и пр., в сфере развития производственного потенциала — мелиорация земель сельхозназначения, введение в оборот неиспользуемых категорий сель-^ хозугодий, в институциональной сфере — развитие интеграционных связей § в агропромышленном комплексе, формирование и развитие продуктовых подкомплексов и территориальных кластеров, в науке — обеспечение ин-новационирования агропромышленного комплекса. § Ко второму уровню относятся следующие приоритеты: развитие импорте тозамещающих подотраслей сельского хозяйства; экологическая безопасность |= сельхозпродукции; рост сельхозэкспорта с учетом состояния внутреннего ^ рынка; минимизация издержек на логистику; оптимизация других факторов, £ которые определяют конкурентоспособность сельхозпродукции с учетом ^ рационального размещения и специализации сельхозпроизводства и пище-§ вой промышленности по зонам и регионам страны [6]. Данные приоритеты выделены, во-первых, с использованием комплексного подхода, во-вторых, < с определением долгосрочных перспектив [1—5]. Безусловно, это правильно, о учитывая роль и значение аграрного сектора для экономики государства, и позволяет оптимально решать разные вопросы, среди которых одним из ^ основных, на наш взгляд, является вопрос кадрового обеспечения.

О его важности говорится в Концепции «Об утверждении Концепции 86 устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 30 ноября N 2010 г. № 2136-р [5]: «Развитие кадрового обеспечения отраслей сельской о экономики предполагает комплексное решение задач по совершенствованию ^ условий и процессов получения профессионального образования, достиже-^ нию соответствия набора профессиональных компетенций выпускников образовательных учреждений квалификационным требованиям инновационного производства, достижению сбалансированности спроса и предложения на рынке труда, а также по повышению обеспеченности организаций отраслей сельской экономики необходимыми молодыми кадрами. Достижение указанных задач предусматривает реализацию следующих мер:

— развитие системы мониторинга и управления кадровым обеспечением отраслей сельской экономики на основе организации регулярных мониторинговых исследований их кадрового потенциала, создания электронной системы взаимодействия профессиональных образовательных учреждений и работодателей, а также совершенствования целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием;

— совершенствование содержания и технологий системы непрерывного профессионального образования на основе внедрения инфокоммуникацион-ных технологий, формирования и развития инновационных образовательных и научно-производственных структур, обеспечивающих повышение практической значимости и качества подготовки кадров;

— развитие ресурсных центров по подготовке кадров для сельской местности в образовательных учреждениях; В

— принятие мер для обеспечения функционирования учебных хозяйств В образовательных учреждений начального профессионального, среднего про- го фессионального и высшего профессионального образования; р е

Л и

— стимулирование закрепления в сельской местности трудоустраи- н Од

вающихся молодых специалистов на основе предоставления субсидируемых §р|

кредитов организациям-работодателям на строительство жилья для молодых 0 0й специалистов». 0

С учетом изложенного представляется обоснованным введение термина го

«аграрное образование», определение которого предлагают авторы про- С ГО 13

екта стратегии аграрного образования в Российской Федерации до 2020 г.: и ^ р

«Аграрное образование — вид образования, который направлен на приоб- |"§В

ретение обучающимися в процессе обучения знаний, умений, навыков и §-о|

формирование компетенции, позволяющих вести профессиональную дея- 0Ы го

тельность по производству, переработке и реализации агропродовольствен- §|ё ных товаров, и прочих составляющих функционирования и развития АПК.

Аграрное образование включает профориентационное обучение, среднее С

профессиональное образование, высшее образование, дополнительное про- | оо

фессиональное образование и профессиональное обучение и прочие нефор- »|Н

мальные форматы» [7]. Как следствие, предлагается использование термина оОа «система аграрного образования» — «взаимосвязанная совокупность организаций, осуществляющих обучение по программам аграрного образования,

а также представителей сторон, заинтересованных в его высоком качестве ду

(в т.ч. представителей государства, сельских муниципалитетов, обучающих- -

ся, работников образовательных организаций, объединений работодателей, других общественных объединений)» [7].

Помимо утверждения на федеральном уровне нормативного правового

^ о

50

ь-Э

акта подобного рода, необходимо дополнить гл. 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (в ред. от 1 мая 2017 г.) «Об образовании в | Российской Федерации» [8] «Особенности реализации некоторых видов об- 3 разовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся» соответствующей статьей «Особенности реализации образовательных программ в области сельского хозяйства и агропромышленного комплекса».

Сегодня подготовку кадров для АПК осуществляют 54 подведомственных Минсельхозу России вуза в 50 регионах, в которых обучаются 355,4 тыс. студентов. Более 80 % от общего числа студентов обучаются по профильным специальностям, остальные получают образование по направлениям, необходимым для развития сельских территорий и их инфраструктуры. «Сегодня стремительному развитию аграрного образования препятствует недостаточное финансирование деятельности наших вузов. Его снижение приводит к сложностям в современном развитии материально-технической базы, препятствует внедрению новых информационных технологий и созданию комфортных условий для обучения и проживания студентов» [9].

Говоря о перспективах, следует отметить, что дальнейшее развитие будет осуществляться в рамках Стратегии развития аграрного образования до 2030 года, которой предусматривается увеличение финансирования вузов из Госпрограммы развития сельского хозяйства на развитие учебно-лабораторной базы и приобретение современной сельскохозяйственной техники.

Список литературы:

_о 1. О развитии сельского хозяйства : федеральный закон от 29 декабря 2006 г.

го (в ред. от 12 февраля 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2007. | — № 1, ч. 1, ст. 27.

к 2. Об утверждении Государственной программы развития сельского хозяйства и

gi регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

0 на 2013—2020 годы : постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717 gj // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2012. — № 32, ст. 4549.

с 3. Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического раз-

s вития Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства

2 РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2008. н — № 47, ст. 5489.

с; 4. Об утверждении Доктрины, Стратегии развития пищевой и перерабатывающей

с промышленности Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение к Правительства РФ от 17 апреля 2012 г. № 559-р // СПС «КонсультантПлюс».

03 5. Об утверждении Концепции устойчивого развития сельских территорий m Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства РФ

01 от 30 ноября 2010 № 213-р // СПС «КонсультантПлюс».

6. Трашкова, С.М. Нормативные правовые основы приоритетных направлений государственной политики развития сельского хозяйства / С.М. Трашкова // 88 Актуальные вопросы развития территорий: теоретические и прикладные аспекты: — сб. науч. ст. — Пермь, 2016. — С. 98-99. N 7. Стратегия развития аграрного образования в Российской Федерации до

т- 2020 г. (проект). — URL: http://www.ngma.su/images/news_ris/2016 (дата обращения: ° 01.06.2017).

^ 8. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29 декабря

2012 г. № 273-ФЗ (в ред. от 1 мая 2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2012. — № 53, ч. 1, ст. 7598.

9. URL: http://kvedomosti.ru/news/dlya-effektivnogo-razvitiya-agrarnogo-obrazovani-ya-nuzhna-sovmestnaya-strategiya-s-minobrnauki.html (дата обращения: 01.06.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.