Научная статья на тему 'Государственная аграрная политика в современной России'

Государственная аграрная политика в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2743
356
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / АГРАРНАЯ СФЕРА / АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / RUSSIAN FEDERATION / STATE POLICY / AGRARIAN SPHERE / AGRARIAN POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Донник И. М., Воронин Б. А., Лоретц О. Г., Фатеева Н. Б.

Как в любой другой стране, российское сельское хозяйство развивается сегодня на основе естественных биологических законов и с учетом природно-климатических условий. Будучи органической составной частью общественного производства, сельское хозяйство также подвержено влиянию общих для всей экономики законов. Наряду с перечисленными факторами сельское хозяйство во многом зависит и от политики государства в аграрной сфере. Государственная аграрная политика представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики. Основными целями государственной аграрной политики являются: повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечение качества российских продовольственных товаров; обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве; сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов; формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и развитие инфраструктуры этого рынка; создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сфере сельского хозяйства; наблюдение за индексом цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и индексом цен (тарифов) на промышленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, и поддержание паритета индексов таких цен (тарифов); решение проблемы импортозамещения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на агропродовольственном рынке страны. В настоящей статье рассматривается содержание аграрной политики в современной России, предложены направления развития российской аграрной политики исходя из геополитических и геоэкономических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE AGRARIAN POLICY IN MODERN RUSSIA

As in any other country, the Russian agricultural industry develops on the basis of natural biological laws and taking into account climatic conditions today. Being a component of a social production, the agricultural industry is also subject to influence of the laws, general for all economy. Along with the listed factors the agricultural industry in many respects depends on policy of the state in the agrarian sphere. The public agrarian policy represents a component of the public social and economic policy. Main objectives of the public agrarian policy are: increase of competitiveness of the Russian agricultural production and agricultural producers, ensuring quality of the Russian foodstuff; providing a sustainable development of rural territories, employment of rural population, increase of level of his life, including compensation of the workers occupied in agricultural industry; preservation and reproduction of the natural resources used for needs of agricultural production; formation of effectively functioning market of agricultural production, raw materials and the food providing increase of profitability of agricultural producers and development of infrastructure of this market; creation of favorable investment climate and increase of the volume of investment in the sphere of agricultural industry; supervision over a price index on agricultural production, raw materials and a price index (tariffs) for the industrial output (services) used by agricultural producers and maintenance of parity of indexes of such prices (tariffs); a solution of the problem of import substitution of agricultural production, raw materials and food in the agrofood market of the country. In the present article the maintenance of an agrarian policy in modern Russia is considered, the directions of development of the Russian agrarian policy proceeding from geopolitical and geoeconomic conditions are offered.

Текст научной работы на тему «Государственная аграрная политика в современной России»

УДК 347.218(4/.5)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

И. М. ДОННИК,

доктор биологических наук, профессор, академик РАН, ректор, Б. А. ВОРОНИН,

доктор юридических наук, профессор, проректор по научной работе и инновациям,

0. Г. ЛОРЕТЦ,

доктор биологических наук, профессор, проректор по учебной работе, Н. Б. ФАТЕЕВА,

аспирант, Уральский государственный аграрный университет

(620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42)

Ключевые слова: Российская Федерация, государственная политика, аграрная сфера, аграрная политика. Как в любой другой стране, российское сельское хозяйство развивается сегодня на основе естественных биологических законов и с учетом природно-климатических условий. Будучи органической составной частью общественного производства, сельское хозяйство также подвержено влиянию общих для всей экономики законов. Наряду с перечисленными факторами сельское хозяйство во многом зависит и от политики государства в аграрной сфере. Государственная аграрная политика представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики. Основными целями государственной аграрной политики являются: повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечение качества российских продовольственных товаров; обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве; сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов; формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и развитие инфраструктуры этого рынка; создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сфере сельского хозяйства; наблюдение за индексом цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и индексом цен (тарифов) на промышленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, и поддержание паритета индексов таких цен (тарифов); решение проблемы импортозамещения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на агропродовольственном рынке страны. В настоящей статье рассматривается содержание аграрной политики в современной России, предложены направления развития российской аграрной политики исходя из геополитических и геоэкономических условий.

STATE AGRARIAN POLICY IN MODERN RUSSIA

1. M. DONNIK,

doctor of biological sciences, professor, academician of the Russian Academy of Sciences, rector, B. A. VORONIN,

doctor of legal sciences, professor, vice-rector for research and innovation, O. G. LORETS,

doctor of biological sciences, professor, vice-rector for academic affairs,

N. B. FATEEVA,

graduate student,

Ural State Agrarian University

(42 K. Liebknechta Str., 620075, Ekaterinburg)

Keywords: Russian Federation, state policy, agrarian sphere, agrarian policy.

As in any other country, the Russian agricultural industry develops on the basis of natural biological laws and taking into account climatic conditions today. Being a component of a social production, the agricultural industry is also subject to influence of the laws, general for all economy. Along with the listed factors the agricultural industry in many respects depends on policy of the state in the agrarian sphere. The public agrarian policy represents a component of the public social and economic policy. Main objectives of the public agrarian policy are: increase of competitiveness of the Russian agricultural production and agricultural producers, ensuring quality of the Russian foodstuff; providing a sustainable development of rural territories, employment of rural population, increase of level of his life, including compensation of the workers occupied in agricultural industry; preservation and reproduction of the natural resources used for needs of agricultural production; formation of effectively functioning market of agricultural production, raw materials and the food providing increase of profitability of agricultural producers and development of infrastructure of this market; creation of favorable investment climate and increase of the volume of investment in the sphere of agricultural industry; supervision over a price index on agricultural production, raw materials and a price index (tariffs) for the industrial output (services) used by agricultural producers and maintenance of parity of indexes of such prices (tariffs); a solution of the problem of import substitution of agricultural production, raw materials and food in the agrofood market of the country. In the present article the maintenance of an agrarian policy in modern Russia is considered, the directions of development of the Russian agrarian policy proceeding from geopolitical and geoeconomic conditions are offered.

Положительная рецензия представлена А. Н. Митиным, доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой теории и практики управления Уральского государственного юридического университета.

Понятие политики многовариантно: в «Новом энциклопедическом словаре» [1] политика определяется как сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой выступает определение форм, задач, содержания деятельности государства.

В «Толковом словаре русского языка» [2] (С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова) политика трактуется как деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность партий и других организаций, общественных группировок, определяемая их интересами и целями.

Существует и аграрная политика государства. В «Народной энциклопедии научных и прикладных знаний» 1911 г. [3] дано определение сельскохозяйственной политики (что тождественно аграрной): это наука о задачах государства и органов местного самоуправления по отношению к развитию производительных сил в сельскохозяйственном производстве и к повышению благосостояния всего земледельческого населения.

Академик В. И. Назаренко считал, что аграрная политика, при всей ее специфичности, составляет часть общей экономической политики и, плохо это или хорошо, часто и политической идеологии [4].

Авторы «Комментария к Федеральному закону "О развитии сельского хозяйства (постатейного)"» (А. П. Анисимов, Р. Т. Бакирова, А. Я. Рыженков, А. Е. Черноморец) изложили такую точку зрения по поводу аграрной политики: «Аграрная политика государства является разновидностью государственной политики как таковой. Под государственной политикой обычно понимается область взаимодействия между различными социальными группами, определяющая формы, методы, содержание деятельности государства по решению различных задач. Существует множество видов и направлений государственной политики, которые можно подразделить по территориальному признаку на внешнюю политику и внутреннюю. В рамках последней федеральные законы упоминают о бюджетной и налоговой политике, экологической политике, национальной политике, государственной научно-технической политике, жилищной, молодежной политике и т. д.» [5].

Следовательно, можно говорить о существовании различных блоков государственной политики (международная, социально-экономическая, военная и т. д.).

На правовом уровне определение понятия государственной аграрной политики дано в ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» [6], который является головным правовым актом в системе российского аграрного законодательства.

Государственная аграрная политика представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий.

Согласно закону № 264-ФЗ основными целями государственной аграрной политики выступают:

1) повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и сельхозтоваропроизводителей, обеспечение качества российских продовольственных товаров;

2) обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышение уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве;

3) сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов;

4) формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и развитие инфраструктуры этого рынка;

5) создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сфере сельского хозяйства;

6) наблюдение за индексом цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и индексом цен (тарифов) на промышленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, и поддержание паритета индексов таких цен (тарифов).

Проблемам аграрной политики, как и общим вопросам экономики сельского хозяйства, посвящено много научных исследований и публикаций. Они касаются как микроэкономических аспектов (на уровне хозяйств), региональных, так и макроэкономических, включая вопросы внешнеэкономических связей и продовольственной безопасности.

Проработаны большие пласты первичных материалов, прежде всего во ВНИИЭСХ, ВНИТУСХ, ВИАПИ, в региональных институтах экономики сельского хозяйства, в высших учебных заведениях, а также отдельными исследователями [7].

Цель исследований. Цель настоящего исследования - анализ экономико-правового обеспечения реализации основных направлений государственной аграрной политики, определенных федеральным законом «О развитии сельского хозяйства», а также выработка рекомендаций с учетом существующих геополитических и геоэкономических условий.

Чтобы иметь представление о государственной аграрной политике в Российской Федерации, обратимся к современной истории.

Политические и социально-экономические изменения, происшедшие в Российской Федерации с 1990 г., а также земельная реформа не могли не отразиться на аграрном секторе экономики. Аграрная реформа, начавшись с указов Президента РФ, пошла путем проб и ошибок без необходимого научного обоснования. В результате преобразований сельское хозяйство страны к 1995 г. оказалось на стадии экономического кризиса. Такому положению в немалой степени способствовало отсутствие в Российском государстве четкой современной аграрной политики. Поскольку без участия государства аграрная экономика, как и экономика вообще, не может эффективно функционировать, 14 июля 1997 г. был принят Федеральный закон «О государственном регулировании агропромышленного производства», согласно которому задачами государственного регулирования агропромышленного производства являются: стабилизация и развитие агропромышленного производства, обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации, улучшение продовольственного обеспечения населения, поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, сближение уровня и дохода работников сельского хозяйства и промышленности, защита отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства.

Позитивные результаты действия этого закона общеизвестны. Во всяком случае, и аграрные предприниматели, и органы власти всех уровней впервые за все годы реформ получили документ, определяющий главные направления развития отечественного сельского хозяйства и села в условиях вхождения в рыночную экономику.

Развивая идеологию закона от 14 июля 1997 г., Правительство РФ приняло 27 июля 2000 г. постановление «Об основных направлениях агропродо-вольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001-2010 годы». Согласно этому документу аграрная политика должна быть направлена на формирование развитых агропродовольственных рынков, надежное продовольственное обеспечение страны, развитие эффективного устойчивого агропромышленного производства, повышение уровня доходов сельского населения и сохранение ресурсов для аграрного производства. Развитие аграрного комплекса признано одним из основных приоритетов социально-экономической политики государства. К сожалению, кризисные явления в сельском хозяйстве оказались настолько глубоки, что многое из перечисленного осталось невыполненным. В то же время ситуация с обеспечением продовольственной безопасности страны и жизнедеятельности в сельских поселениях настоятельно требовала принятия политического решения о развитии отечественного

сельского хозяйства и агропродовольственного рынка, а также решения животрепещущих социальных проблем села [8].

Точкой отсчета активной государственной политики в аграрной сфере можно считать Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» и, конечно же, федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», определивший понятие, принципы, цели, основные направления и меры по реализации государственной аграрной политики. Этим законом предусмотрены следующие меры:

1) предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) применение особых налоговых режимов в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей;

3) осуществление закупки, хранения, переработки и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных и муниципальных нужд;

4) регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;

5) информационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и других участников рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также предоставление им консультационной помощи;

6) антимонопольное регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

7) участие общественных организаций в формировании и реализации государственной аграрной политики;

8) проведение закупочных интервенций, товарных интервенций на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также залоговых операций;

9) другие меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Рассмотрим, как реализация указанных мер обеспечивается правовыми и экономическими средствами на практике.

Прежде всего, отметим принятие Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14 июля 2007 г. № 446 [9]. Данной программой были утверждены пять основных направлений для финансовой поддержки из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и других источников:

1) устойчивое развитие сельских территорий;

2) создание общих условий функционирования сельского хозяйства;

3) развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства;

4) достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства;

5) регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

К сожалению, общие итоги реализации этой госпрограммы по отдельным показателям оказались невыполненными (мясо, молоко, овощи), а импорт продовольствия вырос к 2013 г. до 43 млрд дол.

Постановлением Правительства РФ от 14 июля

2012 г. № 717 была утверждена новая Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы [10]. В структуре новой программы имеются:

а) подпрограммы: «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства»; «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства»; «Развитие мясного скотоводства»; «Поддержка малых форм хозяйствования»; «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие»; «Обеспечение реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 годы» и др.;

6) федеральные целевые программы: «Социальное развитие села до 2013 года»; «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» (проект); «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до

2013 года»; «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы».

Госпрограмма на 2013-2020 гг. нацелена на решение следующих задач:

- обеспечение продовольственной независимости России в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации;

- воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, а также экологизация производства;

- устойчивое развитие сельских территорий;

- повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках на основе инновационного развития АПК, создания благоприятной среды для развития предпринимательства, повышения инновационной привлекательности отрасли;

- обеспечение финансовой устойчивости товаропроизводителей АПК.

К документам, определяющим аграрную политику Российского государства, следует отнести

Доктрину продовольственной безопасности РФ, утвержденную Указом Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120 [11], которая представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи и основные направления государственной экономической политики в области гособеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации.

Инновационному развитию субъектов агропромышленного комплекса страны, формированию его институционной среды придается большое значение. В связи с этим решением Коллегии Минсельхоза России (протокол от 27 сентября 2011 г. № 10) [12] была утверждена Стратегия инновационного развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, которая предусматривала повышение эффективности сельскохозяйственной науки, развитие научных организаций и университетов, формирование инновационной системы аграрного образования, обеспечение внедрения инноваций в АПК.

Членство России во Всемирной торговой организации потребовало внесения в содержание отечественной аграрной политики новых направлений. Серьезной корректировке аграрная политика подвергается в условиях санкций в отношении Российской Федерации, введенных США, странами ЕС и др., и контрмер, принятых органами государственной власти нашей страны. Особенно это отразилось на проблеме импортозамещения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

В утвержденных Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 г. сказано, что решение задач агропромышленного комплекса намечается на основе реализации следующих мер:

- поддержка развития инфраструктуры агро-продовольственного рынка, стимулирование строительства оптово-распределительных центров и тепличных комплексов, а также объектов первичного хранения скоропортящейся сельскохозяйственной продукции;

- создание условий для эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения, развитие мелиорации;

- стимулирование технической и технологической модернизации производства, инновационного развития агропромышленного комплекса, развитие биотехнологии, поддержка создания селекционных генетических центров и селекционных семеноводческих центров;

- поддержка малых форм хозяйствования и кооперации на селе.

В целях развития рыбохозяйственного комплекса предусматриваются рост масштабов товарной ак-вакультуры, обеспечение и расширение ресурсных

исследований для увеличения объемов разведанных запасов водных биологических ресурсов и вылова рыбы, стимулирование модернизации объектов перерабатывающей инфраструктуры и объектов хранения рыбной продукции.

Новая аграрная политика уже получает практическую реализацию. Минсельхозом России отобраны 464 проекта на общую сумму более 265 млрд руб. привлеченных кредитных средств, из них 49 -по строительству и модернизации теплиц, 48 -по строительству и модернизации овощехранилищ, 4 - по переработке плодов и ягод, 166 - по молочному скотоводству и переработке молочной продукции, 79 - по свиноводству, 65 - по птицеводству, 53 - по мясному скотоводству.

Реализация инвестиционных проектов обеспечит прирост в 2015-2016 гг.: на 344,6 га - площади теплиц, на 857,4 тыс. т - мощности единовременного хранения овощей, на 22,4 тыс. т - объемов переработки плодов и ягод, на 291,1 тыс. т - производства и переработки молока, на 612,5 тыс. т - объемов производства свинины, на 455,4 тыс. т - мяса птицы, на 24,1 тыс. т - мяса крупного рогатого скота.

Программа по созданию селекционно-генетических центров по разведению (высокопродуктивных чистопородных) племенных животных предусматривает строительство и ввод в эксплуатацию к 2020 г. 12 центров. Из них три - в сфере молочного животноводства, четыре - по птице, пять - по свинине.

Кроме того, программа по созданию селекционно-семеноводческих центров для выведения новых высокопродуктивных сортов сельскохозяйственных растений предполагает формирование 148 таких центров.

В рамках работы по модернизации российского мелиоративного комплекса в 2015 г. подведомственными Минсельхозу России учреждениями по мелиорации планируется ввести в эксплуатацию 24 объекта капитального строительства и реконструкции.

Придавая особую значимость устойчивости социально-экономического развития сельских территорий, Правительство РФ распоряжением от 2 февраля 2015 г. № 151-Р утвердило Стратегию устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года [14].

Стратегия направлена на создание условий для обеспечения стабильного повышения качества и уровня жизни сельского населения на основе преимуществ сельского образа жизни, что позволит сохранить социальный и экономический потенциал села и обеспечит выполнение селом общенациональных функций - производственной, демографической, трудоресурсной, пространственно-коммуникационной, сохранения историко-культурных основ идентичности народов страны, поддержания социального контроля и освоенности сельских территорий.

В настоящей статье изложены далеко не все законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области государственной аграрной политики современного Российского государства. Вместе с тем перечисленные акты убедительно доказывают, что в стране реально функционирует экономико-правовой механизм осуществления государственной аграрной политики.

Выводы. Анализ экономико-правовых документов и научных работ в области государственной аграрной политики свидетельствует об активизации органов государственной власти в этой сфере.

Необходимо отметить позитивную динамику финансирования деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей по производству сырья и продовольствия и обеспечения продовольственной безопасности. При этом с учетом сложившихся геополитических и геоэкономических условий необходима корректировка организационного и экономико-правового механизма осуществления государственной аграрной политики.

В первую очередь, речь идет о кадровой политике как важнейшей составляющей аграрной политики. Дальнейшее позитивное развитие системы агропромышленного комплекса невозможно без наличия трудоспособных, квалифицированных, обладающих современными профессиональными компетенциями аграрных специалистов.

Анализ, например, по Свердловской области показывает, что в значительной части экономически эффективных сельскохозяйственных организаций работают руководители и специалисты или предпенсионного, или пенсионного возраста. Очевидно, в ближайшее время им будет нужна адекватная замена.

Возьмем другую проблему - создание селекционно-семеноводческих и селекционно-генетических центров, а затем внедрение научных разработок в аграрное производство. Чтобы на новой технологической основе решить проблему импортозамещения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, жизнь объективно востребует молодых, инициативных и творческих работников, обладающих знаниями в области современных зарубежных агротехнологий, мировой аграрной науки и практики.

Без молодых научных кадров не могут существовать и научно-исследовательские учреждения РАН, занимающиеся проблемами в сфере АПК. В связи с этим назрела необходимость по-новому подойти к подготовке кадров для аграрной сферы.

К сожалению, в стране сегодня нет консолидированного подхода к подготовке аграрных кадров. Школы находятся в ведении субъекта РФ или муниципалитетов, техникумы и колледжи, например в Свердловской области, управляются Министерством общего и профессионального образования, аграрные вузы - Минсельхозом России.

333^»— Аграрный вестник Урала № 9 (139), 2015 г. - < JJJ^^L

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экономика

Следует сохранить кадры опытных преподавателей и закрепить молодых. Очевидно, что в учебных заведениях должно быть современное лабораторное оборудование, приборы и сельскохозяйственная техника. Все это требует финансирования, причем не только из федерального бюджета, но и из бюджетов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и аграрных предпринимателей.

Экономико-правовой основой для подготовки кадров для системы агропромышленного комплекса может стать специальная государственная программа. Современные геополитические и геоэкономические условия потребуют также перестройки системы управления АПК и решения других актуальных задач. В связи с этим необходимо формирование адекватной государственной политики в аграрной сфере страны.

Литература

1. Новый энциклопедический словарь. М. : Большая российская энциклопедия, 2000.

2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М. : Азъ, 1996.

3. Народная энциклопедия научных и прикладных знаний. М., 1911. Т. 13.

4. Назаренко В. И. Теоретические основы аграрной политики на Западе и в России : монография. Екатеринбург : Изд-во УрГСХА, 2010. 419 с.

5. Анисимов А. П., Бакирова Р. Т., Рыженков А. Я., Черноморец А. Е. Комментарий к Федеральному закону «О развитии сельского хозяйства» (постатейный). М. : Ось-89, 2008. 160 с.

6. О развитии сельского хозяйства : федер. закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ // СЗ РФ. 2007. № 1. Ч. I. Ст. 27.

7. Назаренко В. И. Аграрная политика России в период реформ : монография. М., 2005. 623 с.

8. Воронин Б. А. Аграрная политика Российского государства // Аграрный вестник Урала. 2006. № 4. С. 47-50.

9. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы : утв. постановлением Правительства РФ от 14 июля 2007 г. № 446 // СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4080.

10. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы : утв. постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717 // СЗ РФ. 2012. № 32. Ст. 4549.

11. Доктрина продовольственной безопасности РФ : утв. Указом Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120 // СЗ РФ. 2010. № 5. Ст. 502.

12. Стратегия инновационного развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года : утв. решением Коллегии Минсельхоза России от 27 сентября 2011 г. № 10. М., 2011.

13. Сайт Правительства Российской Федерации. URL : http://government.ru.

14. Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года : утв. распоряжением Правительства РФ от 2 февраля 2015 г. № 151-Р // СПС «КонсультантПлюс». URL : http://www.consultant.ru.

References

1. New encyclopaedic dictionary. M. : Great Russian encyclopedia, 2000.

2. Ozhegov S. I., Shvedova N. Y. Dictionary of Russian language. M. : Az, 1996.

3. National encyclopedia of scientific and application knowledge. M., 1911. Vol. 13.

4. Nazarenko V. I. Theoretical foundations of agricultural policy in the West and in Russia : a monograph. Ekaterinburg: Publ. house of USACA, 2010. 419 p.

5. Anisimov A. P., Bakirova R. T., Rizhenkov A. Y., Chernomorets A. E. Commentary to the Federal law "On agricultural development" (itemized). M. : Os-89, 2008. 160 p.

6. On the development of agriculture : Feder. law of December 29, 2006 № 264-FZ // SZ RF. 2007. № 1. Part I. Art. 27.

7. Nazarenko V. I. The agrarian policy of Russia in the period of reforms : a monograph. M., 2005. 623 p.

8. Voronin B. A. The agrarian policy of the Russian state // Agrarian bulletin of the Urals. 2006. № 4. P. 47-50.

9. The state program of agricultural development and regulation of agricultural products, raw materials and food for 2008-2012 : approved RF Government Decree of July 14, 2007 № 446 // SZ RF. 2007. № 31. Art. 4080.

10. The state program of agricultural development and regulation of agricultural products, raw materials and food for 2013-2020 : approved RF Government Resolution of July 14, 2012 № 717 // SZ RF. 2012. № 32. Art. 4549.

11. Food Security Doctrine of the Russian Federation : approved Presidential Decree of January 30, 2010 № 120 // SZ RF. 2010. № 5. Art. 502.

12. The strategy of innovative development of the agro-industrial complex of the Russian Federation for the period till 2020 : approved the decision of the Collegium of the Ministry of Agriculture of Russia of September 27, 2011 № 10. M., 2011.

13. Site of the Government of the Russian Federation. URL : http://government.ru.

14. Strategy for the sustainable development of rural territories of the Russian Federation for the period till 2030 : approved Decree of the Government of the Russian Federation of February 2, 2015 № 151-p // PCA "ConsultantPlus". URL : http://www.consultant.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.