Научная статья на тему 'Государственное регулирование формирования кадрового потенциала сельского хозяйства'

Государственное регулирование формирования кадрового потенциала сельского хозяйства Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
148
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / КАДРЫ / СЕЛО / РЫНОК ТРУДА / БЕЗРАБОТИЦА / РАСТЕНИЕВОДСТВО / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЭКОНОМИКА / ДРАЙВЕР / АГРАРНЫЙ СЕКТОР / РАБОТОДАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Климова С.П., Таракин А.В.

В статье рассматривается государственное регулирование формирования кадрового потенциала сельского хозяйства. Освещены особенностей формирования и развития кадрового потенциала в отрасли растениеводства сельского хозяйства. Сформулирована проблематика роли государства в подготовке кадров для АПК через аграрные вузы, которые станут драйвером развития сельских территорий и аграрной отрасли в современных условиях. Сформулирована необходимость взаимодействия «вуз-работодатель-выпускник», что позволит вывести аграрный сектор на принципиально новый уровень ведения сельского хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование формирования кадрового потенциала сельского хозяйства»

УДК 331.5.024.5

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА

СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Климова С.П., кандидат сельскохозяйственных наук, руководитель Центра содействия трудоустройству выпускников, Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина», E-mail: svetlana_klimova_85@mail.ru.

Таракин А.В., кандидат сельскохозяйственных наук, декан факультета агробизнеса и экологии, Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»

Аннотация. В статье рассматривается государственное регулирование формирования кадрового потенциала сельского хозяйства. Освещены особенностей формирования и развития кадрового потенциала в отрасли растениеводства сельского хозяйства. Сформулирована проблематика роли государства в подготовке кадров для АПК через аграрные вузы, которые станут драйвером развития сельских территорий и аграрной отрасли в современных условиях. Сформулирована необходимость взаимодействия «вуз-работодатель-выпускник», что позволит вывести аграрный сектор на принципиально новый уровень ведения сельского хозяйства.

Ключевые слова: сельские территории; трудовой потенциал; кадры; село; рынок труда; безработица; растениеводство; сельское хозяйство; экономика; драйвер; аграрный сектор; работодатель.

STATE REGULATION OF THE FORMATION OF HUMAN POTENTIAL AGRICULTURE

S. P. Klimova, candidate of agricultural sciences, head of the graduate employment promotion center, «Oryol state agrarian university named after N.V. Parahina» A.V. Tarakin, candidate of agricultural sciences, dean of the faculty of agribusiness and ecology, «Oryol state agrarian university named after N.V. Parahina»

Annotation. The article discusses the state regulation of the formation of personnel potential of agriculture. The features of the formation and development of personnel potential in the agricultural plant industry are highlighted. The problem of the role of the state in training personnel for the agro-industrial complex through agrarian universities, which will become a driver for the development of rural areas and the agrarian industry in modern conditions, has been formulated. The necessity of interaction "university-employer-graduate" has been formulated, which will allow the agricultural sector to be brought to a fundamentally new level of agriculture.

Keywords: rural areas; labor potential; frames; village; labor market; unemployment; crop production; Agriculture; economy; driver; agrarian sector; employer.

В настоящее время в силу объективных причин наступает новая реальность, при которой сельское хозяйство как отрасль экономики и основной экономический донор сельских территорий все меньше и меньше связано с сельским образом жизни, а значит, и с состоянием сельских территорий [1].

Агропромышленный комплекс (АПК) страны включает в себя много отраслей сельскохозяйственного и органически связанного с ним промышленного и иного производства: основные отрасли сельскохозяйственного производства (земледелие, растениеводство и животноводство) и специальные отрасли сельского хозяйства (лесное хозяйство, охотничье дело, рыбное хозяйство, мелиорация и водное хозяйство, заготовки, хранение и промышленную переработку сельскохозяйственной продукции) [2].

В настоящее время в сложившихся условиях санкций сельское хозяйство претерпевает большие изменения, где государство является локомотивом развития и преобразования агропромышленного комплекса. Сельское хозяйство страны, в настоящий момент является устойчивой, современной и быстроразвивающейся отраслью промышленности. На текущую дату, Россия является лидером по экспорту зерновых культур. Агропромышленный комплекс получает существенную поддержку от государства, как финансово, так и административно. Снижены административные барьеры и коррупционная составляющая, что способствует интенсивному развитию данной отрасли. Руководство страны делает сельское хозяйство более доступным для малого бизнеса. С 2018 года государство в рамках увеличила финансовую составляющую на поддержку агробизнеса. Например, в Орловской области, в рамках Государственная программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области на 2013-2020 годы»: подпрограмма «Поддержка малых форм хозяйствования»:

- мера «Поддержка начинающих фермеров».

Если начинающий фермер на животноводство дается до 3 млн рублей - на разведение крупного рогатого скота мясного или молочного направлений; по остальным направлениям - 1,5 млн, а 10 % - должны быть свои. Если затевать семейную животноводческую ферму, то денег можно получить больше, максимальный размер Гранта на развитие фермы в расчете на одно крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также - К(Ф)Х) составляет: 30 млн рублей, но не более 60 % затрат на развитие семейной животноводческой фермы для разведения крупного рогатого скота мясного и молочного направлений продуктивности, а 21,6 млн рублей, но не более 60 % затрат на развитие семейной животноводческой фермы на иные направления животноводства.

Планируемое поголовье крупного рогатого скота молочного и мясного направлений не должно превышать 300 голов основного маточного стада, поголовье страусов, коз (овец) - 300 голов.

Охарактеризуем основные направления государственного регулирования сельского хозяйства [3]:

- функционирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, и его формирование;

- льготное налогообложение, страхование, кредитование и финансирование;

-правовая защита при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

- консультационные услуги, выполнение НИОКР по заказу сельскохозяйственных организаций;

- создание и развитие социальной инфраструктуры сельских территорий;

- другие направления в рамках правового регулирования законодательством страны.

Деятельность всех федеральных органов исполнительной власти министерства и ведомства аграрной отрасли их работу контролирует и координирует Правительство РФ. Правительство разрабатывает федерально-целевые программы развития сельского хозяйства, а также определяет виды и порядок предоставления и размер государственной поддержки в данной отрасли.

Федеральным органом исполнительной власти осуществляющий государственную политику в аграрном секторе и сфере обеспечения продовольственной безопасности страны является Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз России), а также координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти работающих в этой сфере, в случаях установленными указами Президента, федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации. Минсельхоз России во взаимодействии с другими федеральными и субъектов Российской Федерации органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и общественными организациями осуществляет свою деятельность [4]. В таблице 1 представлены данные о доле занятых в сельском хозяйстве на уровне РФ.

Таблица 1 - Доля занятых в сельском хозяйстве в РФ

Показатели 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2017 г. в п.п. к 2013 г.

Всего 7,0 6,7 6,7 6,7 5,8 -1,2 п.п.

Мужчины 8,5 8,2 8,2 8,3 7,6 -0,9 п.п.

Женщины 5,4 5,2 5,1 5,0 4,0 -1,4 п.п.

Всего же в сельском хозяйстве РФ занято 5074,5 тыс. человек. В сельском хозяйстве существует необходимость совершенствования нормативно правовых актов регулирующие меры государственной поддержки и правовой механизм реализации. Стратегия инновационного развития АПК России на период до 2020 года предусматривает основные направления на среднесрочную и долгосрочную перспективу, где заложены основы модернизации аграрной экономики на основе технологических инноваций.

Ключевым документом, регламентирующим развитие сельского хозяйства страны, является ФЗ от 29 декабря 2006 г. №2б2-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и принятая в его рамках государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы».

В рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы предусмотрены механизмы федерального уровня для реализации основных направлений повышения эффективности инновационной деятельности в аграрном секторе экономике. Правовое регулирование мероприятий по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм реализуется в рамках подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования». Выделение грантов контролируется региональными правилами субъектов РФ [4].

Механизм предоставления государственной поддержки на реализацию местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности определяется ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 20142017 годы и на период до 2020 года» (далее - Программа УРСТ) [4]. НПА субъекта РФ определяется порядок предоставления грантов в субъекте РФ с учетом региональных особенностей, где финансирование проектов осуществляется на основе соглашений, заключенных между региональным органом управления агропромышленного комплекса и муниципальными образованиями. Кадровые и научные вопросы в сфере развития АПК регулируются действующими нормативными актами: ФЗ «О развитии сельского хозяйства от 29 декабря 2006 г. №264-ФЗ; Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р; Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. №2227-р; Доктрина продовольственной безопасности РФ, утвержденная Указом Президента РФ от 30 января 2010 г. №120; Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности РФ на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2012 г. №559-р; Стратегия устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 2 февраля 2015 г. №717.

Современному сельскому хозяйству требуются высококвалифицированные кадры, так как деятельность АПК направлена не только на обеспечение регионов продукцией, но и созданием рабочих мест и закрепление молодых специалистов в аграрном секторе экономики страны [4, 6]. Государству отводится главная роль в подготовке кадров для АПК через аграрные вузы, которые станут драйвером развития сельских территорий и аграрной отрасли в современных условиях. Необходимо взаимодействие «вуз-работодатель-выпускник», что позволит вывести аграрный сектор на принципиально новый уровень ведения сельского хозяйства. Аграрные вузы должны стать базисом инновационного развития агропромышленного комплекса региона. Человеческий капитал был и остается основным ключевым фактором для обеспечения устойчивого развития аграрного

сектора экономики, однако для восполнения кадрового голода необходимо преодолеть разрыв в поколениях. Сельское хозяйство - это наукоемкое производство [5, 7-10]. По словам Министра сельского хозяйства А.Н. Ткачева, сельское хозяйство превращается в высокотехнологичную инновационную отрасль в современных условиях развития при поддержке государства.

В российском законодательстве создана правовая основа, стимулирующая модернизацию сельского хозяйства, основополагающими актами в этой области являются [11]:

Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 6 декабря 2017 г. N 609 "Об утверждении форм документов, предусмотренных Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, приведенных в приложении N 8 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717"

Распоряжение Министерства сельского хозяйства РФ от 30 ноября 2017 г. N 98 -р "О Плане проведения проверок на 2018 год"

Письмо Министерства сельского хозяйства РФ от 28 ноября 2017 г. N ИК-17-18/14994 "О внесении изменений в сводную бюджетную роспись расходов федерального бюджета на 2017 год"

Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 3 ноября 2017 г. N 563 "Об утверждении предельных значений стоимости единицы мощности объектов агропромышленного комплекса и предельных значений суммарной мощности отобранных инвестиционных проектов, по которым оформлены акты приемки, в целом по Российской Федерации"

Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 2 ноября 2017 г. N 555 "Об утверждении Положения о Департаменте бюджетной политики и государственных закупок"

Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 2 ноября 2017 г. N 553 "Об утверждении детального плана-графика реализации "Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"

Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 19 октября 2017 г. N 524 "Об утверждении программ продвижения и увеличения объемов экспорта отдельных видов продукции агропромышленного комплекса, в том числе продукции микро-, малых и средних предприятий АПК"

Письмо Министерства сельского хозяйства РФ от 6 октября 2017 г. N ИК-17-19/12766 О направлении плана деятельности Министерства сельского хозяйства РФ на 2016-2021 гг.

Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 22 сентября 2017 г. N 479 "Об утверждении Порядка отбора инвестиционных проектов, направленных на строительство и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса"

Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 18 сентября 2017 г. N 474 "Об утверждении перечней направлений использования кредитов, предусмотренных Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, приведенными в приложении N 12 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, и форм документов».

Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 18 сентября 2017 г. N 472 "Об утверждении форм документов, предусмотренных Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса, а также на приобретение техники и оборудования"

Постановление Правительства РФ от 25 августа 2017 г. N 996 "Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы"

Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 21 августа 2017 г. N 422 "О внесении изменений в состав Экспертной комиссии по оценке результатов реализации подпрограмм и федеральных целевых программ Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717, утвержденный приказом Минсельхоза России от 19 мая 2015 г. N 200"

Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 21 августа 2017 г. N 416 "Об утверждении Положения о Департаменте правового обеспечения"

Письмо Министерства сельского хозяйства РФ от 11 июля 2017 г. N 21/875 «Об установлении перечня мероприятий, направленных на развитие агропромышленного комплекса, целевых индикаторов и показателей результативности использования субсидий региональной программы

Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 17 мая 2017 г. N 242 "Об утверждении стратегии Центра анализа экспорта продукции АПК до 2020 г."

Распоряжение Министерства сельского хозяйства РФ от 4 мая 2017 г. N 28-р О внесении изменений в распоряжение Министерства сельского хозяйства РФ от 29 ноября 2016 г. N 139-р

Распоряжение Министерства сельского хозяйства РФ от 31 января 2017 г. N 3-р "Об утверждении планов мероприятий ("дорожных карт") по разработке Минсельхозом России проектов нормативных правовых актов в 2017 году" (с изменениями и дополнениями).

Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2016 г. N 1470 "О внесении изменений в Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской

Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации".

Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 24 января 2018 г. N 26 «Об утверждении документов и коэффициентов, предусмотренных Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства».

Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации", определяет в качестве приоритетных на ближайшие 10 - 15 лет направления научно-технологического развития Российской Федерации, которые позволят получить научные и научно- технические результаты и создать технологии, являющиеся основой инновационного развития внутреннего рынка продуктов и услуг и обеспечат устойчивое положение России на внешних рынках [4].

Целью Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы (далее - Программа), разработанной с учетом Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации", и Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации", а также в соответствии с положениями Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике", Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и Бюджетного кодекса Российской Федерации, является обеспечение стабильного роста производства сельскохозяйственной продукции, полученной за счет применения семян новых отечественных сортов и племенной продукции (материала), технологий производства высококачественных кормов, кормовых добавок для животных и лекарственных средств для ветеринарного применения, пестицидов и агрохимикатов биологического происхождения, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, современных средств диагностики, методов контроля качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и экспертизы генетического материала.

Основной проблемой развития сельского хозяйства, по мнению академика Ушачева И.Г. недостаточная обеспеченность высококвалифицированными кадрами. Кадры — это движущая сила, от того насколько грамотно сработают механизмы привлечения высококвалифицированных сотрудников, какие созданы меры поддержки и закрепления на селе зависит развитие агропромышленного комплекса.

Литература

1. Савченко Е.С. Особая миссия сельского хозяйства // АПК: экономика, управление. 2018. №1. С. 4-10.

2. Прока Н.И. Концептуальные основы формирования механизма управления кадровым потенциалом отрасли растениеводства в аграрном секторе экономики // Вестник ОрелГАУ. 2012. № 6. С. 12.

3. Ловчикова Е.И. Анализ состояния и использования трудовых ресурсов села как основы обеспечения сельского хозяйства квалифицированными кадрами // Вестник ОрелГАУ. 2012. № 5. С. 85.

4. Климова С. П. Востребованность выпускников Орловского государственного аграрного университета имени Н. В. Парахина // Образование, наука и производство. 2016. № 3(16). С. 22 - 24.

5. Гуляева Т.И., Калиничева Е. Ю., Климова С. П. Кадровое обеспечение в условиях инновационного развития АПК // Генетические ресурсы растений - основа селекции и семеноводства в развитии органического сельского хозяйства. Матер. Всерос. науч.-практ. конф. - Орел, 2018. С. 3 - 11.

6. Климова С.П. Современная подготовка специалистов для успешной карьеры в агропромышленном комплексе // Вестн. сельск. развития и социал. политики. 2016. № 1(9). С. 66 - 69.

7. Кондыков А.В., Климова С. П. Экономические аспекты, опыт подготовки и переподготовки кадров Орловского ГАУ в рамках реализации доктрины продовольственной безопасности РФ / Продовольственная безопасность: от зависимости к самостоятельности. Сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. - Орел, 2017. С. 302 -305.

8. Студенникова Н.С., Полухина М.Г. Состояние демографической ситуации, рынка труда и инфраструктуры как показатели устойчивого развития сельской территории // Образование, наука и производство. 2013. № 1 (2). С. 7-13.

9. Злобин Е.Ф., Студенникова Н.С., Полухина М.Г. Сельский рынок труда центральной России: состояние и проблемы // Вестник аграрной науки. 2017. №6 (69). С. 117-123.

10 Полухина М.Г., Студенникова Н.С. Опыт и проблемы привлечения молодых специалистов на сельские территории (на примере субъектов Центрального федерального округа) // Аграрный научный журнал. 2017. №8. С. 90-95.

11. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации/ Официальный сайт [Электронный ресурс] Режим доступа: http://mcx.ru/activity/state-support/programs/program-2013-2020/ (дата обращения: 20.11.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.