Научная статья на тему 'ГОСОБОРОНЗАКАЗ: СОСТОЯНИЕ С ВЫПОЛНЕНИЕМ И ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ОПК'

ГОСОБОРОНЗАКАЗ: СОСТОЯНИЕ С ВЫПОЛНЕНИЕМ И ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ОПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
325
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОННО ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / ПРОДУКЦИЯ ГРАЖДАНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / DEFENSE INDUSTRY COMPLEX / STATE DEFENSE ORDER / DIVERSIFICATION / CIVILIAN PRODUCTS / DIGITAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волков Вячеслав Иванович, Быстров Егор Николаевич

Настоящая статья посвящена итогам исполнения государственного оборонного заказа в 2019 г, имеющимся проблемам по его реализации и выполнению работ в рамках диверсификации производства на предприятиях ОПК в контексте их увязки и широкого использования цифровых технологий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Волков Вячеслав Иванович, Быстров Егор Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE DEFENSE ORDER: STATUS WITH IMPLEMENTATION AND PROBLEMATIC ISSUES OF DEVELOPMENT OF THE DEFENSE INDUSTRY ENTERPRISES

This article is devoted to results of implementation of the state defense order in 2019, existing problems of its implementation and implementation of works within the framework of production diversification at the defense -industry enterprises in the context of their integration and widespread use of digital technologies.

Текст научной работы на тему «ГОСОБОРОНЗАКАЗ: СОСТОЯНИЕ С ВЫПОЛНЕНИЕМ И ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ОПК»

УДК 338.245; 355/359

ГОСОБОРОНЗАКАЗ: СОСТОЯНИЕ С ВЫПОЛНЕНИЕМ И ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ОПК

Волков Вячеслав Иванович

главный редактор сборника "Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России" ФГУП "ВНИИ "Центр", доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист Российской Федерации, лауреат премии Правительства Российской Федерации, академик РАЕН, член-корреспондент РАРАН

Быстров Егор Николаевич

инженер Центра безопасности РЭУ им. Г.В. Плеханова, аспирант

Аннотация. Настоящая статья посвящена итогам исполнения государственного оборонного заказа в 2019 г., имеющимся проблемам по его реализации и выполнению работ в рамках диверсификации производства на предприятиях ОПК в контексте их увязки и широкого использования цифровых технологий.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, государственный оборонный заказ, диверсификация, продукция гражданского назначения, цифровая экономика.

Volkov Vyacheslav Ivanovich, Chief Editor of the journal "Scientific Bulletin of the military-industrial complex of Russia" of VNII "Center", Doctor of Economics, Professor, Honored Economist of the Russian Federation, Laureate of Government of the Russian Federation, Academician of the Russian Academy of Natural Sciences, Corresponding Member of Russian Academy of Missile and Artillery Sciences, Moscow, Russian Federation.

Bystrov Yegor Nikolaevich, engineer

of Security Сenter of Plekhanov Russian University of Economics, post-graduate student, Moscow, Russian Federation.

State defense order: status with implementation and problematic issues of development of the defense industry enterprises.

Abstract. This article is devoted to results of implementation of the state defense order in 2019, existing problems of its implementation and implementation of works within the framework of production diversification at the defense-industry enterprises in the context of their integration and widespread use of digital technologies.

Keywords: defense industry complex, state defense order, diversification, civilian products, digital economy.

Введение. В настоящее время оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ) новыми видами вооружений, военной и специальной техникой (ВВСТ) осуществляется исходя из необходимого уровня оборонной достаточности, который

определяется имеющимися оценками угроз и вызовов национальной безопасности нашего государства. Данный доктринальный принцип получил свое воплощение в Государственной программе вооружения на 2018-2027 годы (далее - ГПВ), утвержденной Президентом России в конце 2017 г., которая определила приоритеты в области перевооружения на 10 лет вперед. Основная задача предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) России - реализация этой программы, и тем самымудовлетворение потребности ВС РФ и других войск в современном ВВСТ. Вместе с этим предприятиям ОПК отводится одна из ключевых ролей в динамичном развитии экономики. Год за годом они наращивают выпуск продукции, предназначенной для гражданских отраслей или непосредственно на потребительский рынок. При этом инновационная активность данных предприятий в 3 раза выше по сравнению со всеми другими отраслями отечественной промышленности, что придает ОПК роль локомотива инновационной модернизации экономики страны4.

ОПК в настоящее время включает в себя более 1300 предприятий. Предприятия имеют различную отраслевую и ведомственную принадлежность, различные организационно-правовые формы и виды деятельности, расположены в 69 субъектах Российской Федерации. Немалая часть из них выступает в качестве градообразующих предприятий и находится в закрытых автономных территориальных образованиях. Предприятия ОПК играют системообра-

зующую роль в развитии российской экономики и являются создателями современных и перспективных технологий для оборонного и гражданского секторов экономики.

Цель написания статьи - проанализировать состояние с выполнением государственного оборонного заказа (ГОЗ) как годового среза ГПВ и увязать вопросы создания современных образцов ВВСТ с решением другой важной задачи - диверсификацией производства на предприятиях ОПК на основе широкого использования цифровых технологий, которые являются интегратором технологий "промышленной революции 4.0".

Краткие итоги выполнения гособо-ронзаказа в 2019 году. С начала 2000-х гг. наблюдалось фактическое возрождение ГОЗ и стабильное наращивание его объемов из года в год. Если в 2005 г. он достигал около 187 млрд руб., но к 2013 г. объем ГОЗ уже вырос до 1,2 трлн руб., в 2014 г. - до 1,5 трлн руб., в 2015 г. достиг своего пика - 1,8 трлн руб., после чего с 2016 по 2018 гг. объемы ГОЗ стабильно держатся на уровне 1,4-1,5 трлн руб. (Рисунок 1). Однако в реальном выражении с учетом инфляции объемы ГОЗ снижаются ежегодно на 7% в постоянных ценах. Например, реальный объем ГОЗ в 2018 г. в постоянных ценах 2011 г. составляет 917 млрд руб. (Рисунок 2). Из этого следует, что стабильность объема ГОЗ в номинальном выражении не гарантирует предприятиям ОПК сохранения уровня выручки в реальном выражении. Кроме того, объем ГОЗ подвержен колебаниям в зависимости

Рисунок 1. Номинальный объем Гособоронзаказа (ГОЗ), млрд руб. (текущие цены)1

Рисунок 2. Реальный объем Гособоронзаказа (ГОЗ), млрд руб. (постоянные цены 2011 г.)18

от целей и задач государства, приоритетов внешней политики. Нормальным колебанием объема ГОЗ принято считать значение в пределах 30%, как, например, наблюдается в США (Рисунок 3) при смене стратегического курса внешней политики.

На примере предприятий кластера вооружений ГК "Ростех"* видно, что сокращение объемов ГОЗ на 30-35% может спровоцировать веерное банкротство предприятий (Рисунок 4). При таком сценарии будут полностью отсутствовать средства на финансирование инвестиционных программ.

Для большого количества оборонных организаций сокращение объемов ГОЗ станет серьезным препятствием не столько для развития, сколько для продолжения осуществления деятельности. Наиболее вероятные сценарии развития ситуации для предприятий ОПК варьируются от снижения рентабельности производства до сокра щения или полной остановки производства, что, в свою очередь, ведет к вынужденным увольнениям, сокращению персонала, утрате компетенций и возможным социальным волнениям. Отрицательная динамика ГОЗ будет особо ощутима после 2020 г. Если в 2017 г. доля расходов федерального бюджета на оборонные нужды составляла 3,1%, то в 2019 г. она сни-

* В составе ГК выделяют три основных кластера: кластер обычного вооружения, боеприпасов и спецхимии; авиационный кластер и радиоэлектронный кластер. Кластер обычного вооружения состоит из 6 основных структур: АО "НПО "Высокоточные комплексы", АО "НПК "Техмаш", АО "Концерн "Калашников", АО "РТ-Химкомпозит", АО "НПО "Сплав", АО "ЦНИИТОЧМАШ".

зилась до 2,7%, а в 2020 г. этот показатель запланирован на уровне 2,5%.**

В опубликованном бюджете на 2020 г. предусмотрено снижение объема финансирования расходов на оборону по сравнению с параметрами 2019 г. В первую очередь это касается непубличной части, из которой финансируется ГОЗ. Текущие параметры предусматривают снижение доли расходов на оборону в общих расходах бюджета в 2020 г. до 15,9% и по отношению к ВВП -до 2,4%. По вкладу в экономику это самое низкое значение за последние 10 лет.

На текущий момент плановые показатели не предусматривают роста ГОЗ даже в номинальном выражении. В течение 20202022 гг. ГОЗ, очевидно, будет находиться на уровне 1,5-1,6 трлн руб. В 2013 г. уровень современной техники в ВС РФ составлял 16%. По итогам выполнения Государственной программы вооружения на 2011-2020 гг. (ГПВ-2020) в 2019 г. доля современного ВВСТ возросла и достигла почти 68%.

Основные усилия по выполнению ГПВ-2020, обеспечившей переход к массовым поставкам новых и современных образцов ВВСТ в войска, были направлены на сбалансированное развитие стратегических ядерных сил, комплектные поставки современных и перспективных образцов вооружения в соединения и части постоянной готовности, создание информационно-управляющих систем, научно-технического

**КонверсияХХ1века:какжитьпослегособоронзаказа.-URL:https://pro.rbc.ru/demo/5ce66e9c9a7947008a2b3ba7 (дата обращения: 29.04.2020).

Фаза роста

Рисунок 3. Расходы министерства обороны США (млрд долл. США, в ценах 2015 г.)18

Рисунок 4. Пример предприятий кластера вооружения ГК "Ростех", млрд руб.1

задела, необходимого для получения новейших систем и образцов вооружения.16, 17

Уровень современных вооружений в стратегических ядерных силах (СЯС) по итогам 2019 г. составил 83%* , а в Воздушно-десантных войсках (ВДВ) - 63%. Уровень оснащенности современными средствами управления в войсках составил 67%. На перевооружение армии и флота в 2019 г. было выделено свыше 1,5 трлн руб., более 70% этих средств направлено на закупку современных серийных образцов ВВСТ. Войска получили более 2300 единиц новой и модернизированной техники. По сравнению с 2018 г. темп поставок высокотехнологичного оружия вырос на 6,7%16, 17.

Благодаря работе ОПК армия и флот получили новейшие образцы роботизированных комплексов, беспилотных аппаратов,

* В 2013 г. уровень оснащенности был всего 39%.

средств связи и управления. Предприятия ОПК в прошлом году поставили в ВС РФ 624 танка и боевых бронированных машин, 143 современных самолета и вертолета, 13 космических аппаратов, 1 подлодку, 8 надводных кораблей, 17 катеров и судов обеспечения, 4 береговых ракетных комплексов "Бал" и "Бастион", более 10 тыс. ед. современной техники связи16,17.

В Сухопутных войсках было завершено перевооружение всех ракетных бригад на оперативно-тактический ракетный комплекс (ОТРК) "Искандер". Запущен 3-й спутник "Купол" единой космической системы (ЕКС). Она выполняет задачи опытно-боевого дежурства. Выполнены полеты эксперимен-тального разведывательно-ударного БЛА большой дальности "Охотник", превосходящего зарубежные аналоги. На боевое дежурство

заступила уникальная РЛС загоризонтного обнаружения, которая способна вскрывать массовые взлеты авиации и пуски крылатых ракет, в том числе гиперзвуковых.16,17

Не менее масштабные задачи стоят перед отечественным ОПК в текущем году. Предприятия должны передать в войска 565 современных бронированных машин, 436 основных образцов ракетно-артиллерийского вооружения, 106 летательных аппаратов, 14 кораблей, 3 подводные лодки, 18 катеров и судов обеспечения, свыше 10 зенитных ракетных комплексов разного радиуса действия. Уже на начало 2020 г. предприятиями ОПК были заключены долгосрочные контракты на поставку в ВКС 76 самолетов Су-57 и более 200 современных боевых вертолетов. Долгосрочные договоры в этом случае позволяют снизить закупочные цены на 20% и загрузить предприятия до 2028 г. В настоящее время для ВМФ России ведется строительство 22 кораблей дальней морской зоны16,17.

ГПВ-2020, реализуемая посредством ежегодных заданий по ГОЗ, была первой полностью реализуемой программой, обеспечившей переход к действительно массовым поставкам в ВС РФ новых и современных образцов ВВСТ. В совокупности с Государственной программой развития ОПК (ГП ОПК) она обеспечила в течение 2014-2018 гг. существенную поддержку развитию организаций ОПК.

На реализацию новой программы ГПВ-2027 на период 2018-2027 гг., предусмотрено 20 трлн руб.*, из них 19 - на закупки, ремонт и разработку вооружения и военной техники. Еще 1 трлн руб. предусмотрен на синхронизацию, т.е. создание всей необходимой инфраструктуры для поступающей в войска техники. В качестве приоритета ГПВ-2027 г. заявлено оснащение войск высокоточным оружием воздушного, наземного и морского базирования, беспилотными ударными комплексами, средствами индивидуальной экипировки военнослужащих и новейшими системами разведки, связи и радиоэлектронной борьбы16.

* Совокупный бюджет предыдущей программы составлял 19,3 трлн руб.

К приоритетам реализации ГОЗ традиционно относятся: развитие сил ядерного сдерживания, средств воздушно-космической обороны, систем связи, разведки и управления, радиоэлектронной борьбы, комплексов беспилотных летательных аппаратов, роботизированных ударных комплексов, современной транспортной авиации, высокоточного оружия и средств борьбы с ним, системы индивидуальной защиты военнослужащих; развитие Военно-Морского Флота, прежде всего в Арктической зоне Российской Федерации и на Дальнем Востоке в целях защиты стратегических интересов России; развитие группировок войск в Арктической зоне и на полуострове Крым 16,17.

Нельзя не отметить, что средства ведения войн непрерывно совершенствуются, и новые технологии в руках вероятного противника грозят весьма большими неприятностями в тех областях развития ВВСТ (авиация, средства ПВО и ПРО, подводные ракетоносцы), которые составляют основу обороноспособности нашей страны. В числе современных направлений развития вооружения и военной техники, над которыми работают ученые по заказу Агентства перспективных оборонных исследований Минобороны США фАИРА), значатся следующие новые технологии: оружие направленной энергии, технологии роевого управления в беспилотных летательных аппаратах, развитие биотехнологий и другие. Активно ведутся работы над внедрением искусственного интеллекта в образцах ВВСТ7,8. Из приведенных примеров следует необходимость комплексного осмысления возможностей новых технологий и формирование военными научно-исследовательских институтов совместно с генеральными конструкторами научно обоснованных путей развития всех элементов отечественной системы вооружения для повышения ее эффективности и обеспечения противодействия угрозам и вызовам вероятного противника7,8.

Промышленное производство на предприятиях ОПК в цифровую эпоху. Очевидно, что новые технологии и технические решения в создаваемых образцах ВВСТ

могут появиться только тогда, когда изобретены (открыты) новые фундаментальные (базовые) промышленные технологии, являющиеся основой для появления нового оружия11. Сегодня технологические изменения в промышленном производстве, которые совсем недавно казались фантастикой, находят практическое воплощение в рамках четвертой промышленной революции. Произошло сращивание телекоммуникационных и информационно-компьютерных технологий (возникновение цифровых технологий) и их проникновение практически во все сферы производственного цикла. Технологии цифрового производства радикально меняют производство, все более размывая границы между физическими и цифровыми производственными системами. Прогресс в развитии робототехники, технологий искусственного интеллекта, аддитивного производства и анализа данных открывает широкие возможности для ускорения процесса создания как продукции военного, так и гражданского назначения6,11. В сборнике "Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России" в последние годы опубликовано ряд статей, в которых показаны успехи отраслей, интегрированных структур и организаций ОПК в цифровизации производства, а также в создании таких цифровых платформ, как Государственная информационная система промышленности (ГИСП) Минпромторга России, Единое информационное пространство оборонно-промышленного комплекса (ЕИП ОПК)5. На базе ГИСП возможно цифровое межрегиональное взаимодействие предприятий-участников сквозных производственных цепочек, задействованных в производственном цикле. ЕИП ОПК обеспечивает информатизацию органов государственной власти и решение ими задач по реализации политики государства в сфере ОПК. Хотя цифровые технологии существуют и активно используются уже давно на предприятиях и в организациях ОПК, однако далеко не все они демонстрируют высокий уровень цифровизации и интеллектуальной обработки и могут похвастаться успехами в этой области.

Россия пока отстает по многим показателям от лидеров в развитии цифровой экономики: США, Японии, Германии, Китая, Тайваня, Франции, Швейцарии, Великобритании, Республики Корея и Нидерландов. В работе15 приводится информация, что на 10 лидеров экономики приходится 90% всех выданных в мире патентов и 70% всего экспорта, напрямую связанного с передовыми технологиями цифрового производства, которые, как известно, являются движущей силой четвертой промышленной революции. Эти страны-лидеры не только изобретают новые технологии цифрового производства, но и продают (покупают) на мировых рынках товары, созданные на основе этих технологий. На их долю приходится почти 70 % экспорта и 46 % импорта в мире15. Наша страна, по данным ЮНИДО, входит в группу так называемых последователей (23 страны) вместе со странами БРИКС и некоторыми странами ЕС. Эти страны постепенно интегрируют новые цифровые технологии в существующие производственные системы предыдущего поколения, т.е. адаптируют технологии четвертой промышленной революции к неполным системам предыдущего поколения.

Для отечественной промышленности характерно сосуществование нескольких технологических поколений. При внедрении цифровых технологий можно выделить четыре поколения (этапа внедрения).

1. Негибкое производство - характеризуется использованием цифровых приложений только для конкретных задач и в отрыве друг от друга.

2. Бережливое производство - представляет собой полугибкую автоматизацию производства с использованием цифровых технологий при частичной интеграции разных сфер деятельности.

3. Интегрированное производство -предполагает использование цифровых технологий во всех бизнес-функциях.

4. Использование цифровых технологий с информационной обратной связью для поддержки принятия решений. Различия в использовании технологий цифрового производства отражают глобальную неодно-

родность промышленного потенциала: у лидеров, как правило, больший производственный потенциал, чем у последователей; у последователей больший потенциал, чем у опоздавших; у опоздавших больший потенциал, чем у отстающих15.

В зарубежной практике цифровую экономику связывают с широкомасштабным внедрением во все сферы экономической жизни интегрированных технологий, формирующихся на стыке цифровых технологий, интенсивное развитие которых идет сейчас, биотехнологий (на горизонте 2020-2030 гг.), робототехники (2020-2030 гг.), нового материаловедения (нанотех-нологии), новой энергетики, когнитивных технологий. Для всех этих направлений цифровые технологии выступают своего рода системным интегратором, позволяющим создавать многообразные гибридные технологии, относящиеся к шестому технологическому укладу или технологиям "промышленной революции 4.0": большие данные, нейротехнологии и искусственный интеллект, системы распределенного реестра, квантовые технологии, промышленный интернет, робототехника, технологии беспроводной связи6,11.

Таким образом, цифровые технологии являются некими базовыми фундаментальными производственными технологиями для целого ряда новых технологических направлений, которые определяют на будущее облик предприятий ОПК и облик средств ВВСТ, создаваемых для борьбы с постоянно развивающимся оружием вероятного противника.

Переход от простой цифровизации к инновациям, базирующимся на интеграции технологий (четвертая революция), вынуждает компании пересмотреть свое отношение к тому, как они работают. Надо сказать, что необходимость развития и внедрения цифровых технологий в последние годы обрело статус государственной задачи.

В июле 2017 г. распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена госпрограмма "Цифровая экономика Российской Федерации". Во исполнение Указа Президента Российской

Федерации разработан национальный проект "Цифровая экономика", который включает в себя 6 федеральных проектов, на которые выделено 1,6 трлн рублей11. Тем не менее финансовых ресурсов для предприятий, как всегда, не хватает. Очевидна также недостаточность и других принимаемых мер для превращения цифровизации в драйвер экономического роста. В этой связи обратим внимание на ряд важных вопросов, без решения которых, на наш взгляд, процесс цифровизации промышленности останется очередной декларацией.

Ключевые внешние и внутренние вызовы и проблемы. В настоящее время мировая экономика в целом и российская в частности находится в непростой экономической ситуации и, несмотря на то, что первопричины кризиса имеют внешнее происхождение, его влияние на национальную экономику по многим причинам выше, чем в других странах. И, как это не покажется парадоксальным, в этот тяжелый момент органы государственной власти должны обратить свои усилия на инновационное развитие нашей страны, в том числе на обновление производительных сил, чтобы решить проблему перехода к новому технологическому укладу. Должна усилиться роль планового развития, администрирования в сочетании с принципами рыночной экономики. Без этого надеяться на обеспечение высокого уровня национальной безопасности в рыночных условиях сложно10. Текущее состояние развития промышленности и имеющиеся мировые тенденции в развитии промышленности позволяют сформировать следующие вызовы и ограничения, стоящие перед российской промышленностью на современном этапе:

- необходима адаптация к высокой скорости обновления технологий. Существенное изменение технологий происходит за 3-4 года, что меняет требования к скорости строительства новых производств, обновления оборудования, переобучения и т.д.;

- наша страна включилась в процесс ускоренной цифровизации в условиях технологического отставания и высокой степени технологической зависимости от

развитых стран. Пока она еще до определенной степени является импортером новых технологий, 70% используемого программного обеспечения - иностранное. Катастрофическое отставание наблюдается и в микроэлектронике 611;

- имеется значительный разрыв в уровне технологического развития по сравнению с глобальными лидерами (США, Германия, Япония), который осложняется их неготовностью передавать наиболее передовые промышленные технологии;

- существуют заградительные экспортные торговые барьеры для отечественных предприятий и санкции США и ЕС на передачу технологий и привлечение финансирования. В настоящее время более 40 стран ввели различные санкции в отношении физических и юридических лиц, которые ограничивают деятельность экономических агентов на мировых рынках, в том числе рынках капитала;

- неустойчивость мировой экономики. С 2016 г. темпы роста мировой экономики ежегодно снижаются с 3,2% в 2016 г. до 3% в 2019 г., в том числе из-за использования инструментов национализации экономик, возникновения торговых барьеров и других геополитических рисков, которые негативно сказываются на экспорте и импорте отдельных товаров между крупными странами.

Рассматривая тенденции промышленного развития предприятий ОПК, проблемы их реформирования под современные и перспективные задачи, в том числе задачи по выполнению ГОЗ, нельзя не коснуться темы диверсификации военного производства, тем более что цифровые технологии являются эффективным инструментом не только для исполнения ГОЗ, но и диверсификации производства.

Гособоронзаказ и диверсификация. Государственная программа вооружения ГПВ-2020, а также ГПВ-2015 дали существенный толчок к масштабной модернизации ОПК, которая реализовывалась за счет исполнения ГОЗ и выполнения мероприятий в рамках государственных и федеральных целевых программ5,9. Для гособо-ронзаказа характерно детальное описание

технических характеристик производимой продукции, гарантированный спрос на продукцию со стороны заказчика и относительно невысокий уровень неопределенности. Но понятно, что процесс обновления вооружения не бесконечен. Есть экономические и финансовые возможности государства, есть потребное количество продукции в зависимости от видов и родов войск: самолетов, кораблей, средств огневой поддержки и различного рода номенклатуры вооружений для видов и родов Вооруженных Сил Российской Федерации, — поэтому объемы госборонзаказа прошли свой пик. Трендом развития на ближайшую перспективу является диверсификация производства с акцентом на необходимость ускоренного импортозамещения, активное участие предприятий ОПК в реализации национальных проектов, удовлетворение внутреннего запроса на отечественные решения и продукты, призванные обеспечить безопасность критической инфраструктуры страны.

В этой ситуации многие предприятия ОПК, "заточенные" на выпуск военной продукции, без новых контрактов по ГОЗ или с уменьшенным объемом выпускаемой продукции для армии и флота столкнулись и сталкиваются с большими трудностями. Между тем вопрос диверсификации ОПК намного шире, чем просто загрузка мощностей предприятий выпуском гражданской продукцией. Это вопрос становления страны в качестве технологического суверена, способного самостоятельно инновационно развиваться в сложной геополитической обстановке.

Диверсификация ОПК - это управленческие решения и следующие за ними действия по сокращению избыточных производств, автоматизации производственных процессов, созданию соответствующего программного обеспечения и промышленных роботов и по большому счету — переход промышленности на новый технологический уклад. Но при этом нельзя забывать о мобилизационной готовности, о сохранении потенциала оборонной промышленности на уровне, обеспечивающем обороноспособность и безопасность Российской Федерации.

В процессе принятия решений по созданию и развитию диверсификационных мощностей важным моментом является тщательное изучение вопросов обеспечения технологической независимости предприятий ОПК в период глобального противостояния. Так, использование исключительно иностранного оборудования в критической инфраструктуре, например электросетевого оборудования, может привести к веерному отключению электроэнергии и невозможности функционирования транспортной и производственной инфраструктуры. Поэтому необходимо определить наиболее чувствительные к угрозам зоны, создающие неуправляемые риски в критически важной инфраструктуре, и сформировать долгосрочный план по снижению рисков данного вида угроз на обороноспособность страны.

Реализуя политику государства по диверсификации производства, а по большому счету политику собственного выживания, предприятиям необходимо принятие мер по трансформации в части диверсификации производства своей продукции в сторону высокотехнологичной гражданской продукции. Следует отметить, что в рамках ГОЗ наработано достаточно много объектов интеллектуальной собственности, которые пока используются не очень эффективно. В процессе диверсификации предприятиям ОПК приходится преодолевать немалые трудности, в частности сталкиваться с конкурентной средой, которой свойственна высокая неопределенность продаж, с необходимостью постоянного совершенствования продукции для сохранения доли рынка, что требует гибкости в управлении предприятием. Это происходит в ситуации, когда имеет место колоссальное отставание России в рейтинге экспорта высокотехнологичной продукции. Так, в 2018 г. было следующее отставание от лидеров: от Китая, где экспорт свыше 650 млрд $ США, - более чем в 60 раз; от Германии, где экспорт свыше 200 млрд $ США, - более чем в 20 раз. При этом доля России в мировом экспорте высокотехнологичной продукции составляла 0,45%.

Отсутствие опыта и компетенций, психо-

логические проблемы, отсутствие наработанных схем взаимодействия предприятий с гражданским сектором экономики являются большой преградой для выхода предприятий ОПК на открытый рынок, причем не менее важной, чем дефицит станочного оборудования.

На общесистемном уровне определенной проблемой диверсификации является отсутствие утвержденных ключевых параметров эффективности (КПЭ) для интегрированных структур (ИС), которые необходимы для постановки целей и отслеживания реальных результатов по диверсификации. На текущий момент цели по диверсификации утверждены только в относительных значениях доли продукции гражданского назначения (ПГН) в общем объеме производства, изменение которых может не являться следствием реального наращивания производства и продаж ПГН. Так, при снижении объемов ГОЗ доля ПГН может вырасти даже при снижении реальных объемов поставок гражданской продукции. Однако установка четких целей по диверсификации холдингам является недостаточной мерой для стимулирования реальных изменений. Нельзя также не отметить, что в настоящее время руководство предприятий ОПК недостаточно мотивировано на развитие гражданских проектов. Только около 10% премии руководства зависит от показателей развития ПГН, что несоизмеримо с уголовной ответственностью за невыполнение ГОЗ.

Анализ показывает, что реализации заданий по диверсификации производства сдерживается из-за дефицита проектов продуктового развития, недостатка внешних финансовых инструментов поддержки проектов на ранних стадиях развития (НИОКР), недостатка компетенций по оценке проектов, низкой культуры управления корпоративными финансами, отсутствия должной системы работы с внешними источниками идей. На стадии разработки продукции разрабатывающим организациям ОПК не хватает собственных средств для проведения НИОКР. Выполняемые разработки ПГН характеризуются низкой степенью коммерциализации. Их выполнение осложнено и тем,

что организациям ОПК сложно определить продукцию для разработки ввиду недостатка компетенций в части анализа потенциала рынка и прогнозирования спроса9.

Существенные проблемы имеют промышленные предприятия ОПК на этапе организации производства. Прежде всего, это отсутствие финансов, необходимых для переоборудования производства на выпуск гражданской продукции. Высокая кредитная нагрузка на предприятия ОПК значительно сокращает объем свободных средств для инвестиций в организацию производства создаваемой ПГН. При высокой кредитной нагрузке предприятиям сложно привлекать новые кредиты на финансирование инвестиционных проектов. Привлечение частных инвесторов для создания совместных гражданских инвестиционных проектов могло бы решить проблему финансирования, однако частные инвесторы опасаются создавать совместные предприятия из-за закрытости предприятий ОПК, а также отсутствия доступа к государственным мерам поддержки, которыми пользуются предприятия.

С рядом проблем также сталкиваются предприятия при продаже ПГН. Предприятиям ОПК сложно интегрировать свою продукцию в реализацию национальных проектов из-за отсутствия оцифрованного спроса и распределения бюджета закупок по регионам. Предприятиям ОПК достаточно трудно побеждать на конкурсах по федеральным законам № 44-ФЗ от 05.04.2013 и № 223-ФЗ от 18.07.2011, т.к. заказчики находят способы обходить текущие механизмы импортозамещения, закупают иностранную продукцию путем указания избыточных характеристик или коротких сроков поставки, а также потому, что при реализации конкурсов основные объемы приходятся на контракты с единственным поставщиком, что создает условия монополистического рынка. Ко всему прочему предприятиям сложно продвигать свою продукцию, так как присутствует дефицит компетенций по организации каналов сбыта ПГН и отсутствуют каталоги ПГН по основным направлениям. Что касается сер-

виса и послепродажного обслуживания, то предприятия ОПК уступают другим компаниям на гражданском рынке. Кроме дефицита компетенций по предоставлению сервисных услуг, текущие объемы оборотного капитала также не позволяют предприятиям обеспечивать послепродажное обслуживание на необходимом уровне.

Как итог, оборонные предприятия в своем большинстве обладают ограниченными возможностями в сфере производства конкурентоспособной, качественной, имеющей устойчивый рыночный спрос гражданской продукции. Для этого на предприятиях ОПК необходимо развитие научно-технологического потенциала, как и для совершенствования тактико-технических характеристик образцов вооружения.

Проблемы исполнения гособоронзака-за. В настоящее время ГОЗ является одним из важнейших источников финансирования предприятий ОПК. Любые сложности и проблемы с ГОЗ находят свое отражение в снижении финансовой стабильности предприятий. В числе основных проблем его исполнения, как нам представляется, находятся следующие: снижение объемов ГОЗ; неготовность ряда предприятий к выполнению поставок ВВСТ в плановых объемах; влияние санкций на выполнение ГОЗ; недостаточная гибкость ценообразования на военную продукцию; недостаточно эффективная система финансирования проектов; сложности в реализации банковского сопровождения ГОЗ; срыв сроков ГОЗ; низкое качество производимой продукции; отсутствие выстроенной системы послепродажного обслуживания образцов ВВСТ9,18.

Снижение объемов ГОЗ приводит к уменьшению объемов выпускаемой продукции и снижению загрузки производственных мощностей, что в свою очередь повышает себестоимость единицы продукции, но не отражается на цене продукции.

Неготовность ряда предприятий к выполнению поставок ВВСТ в плановых объемах — прежде всего по причине недостаточности производственных мощностей и квалифицированных кадров.

Влияние санкций на выполнение ГОЗ.

Необходимость в закупке иностранных комплектующих для производства отечественного оборудования существовала всегда, однако в связи с введением недавних санкций против России некоторые предприятия потеряли своих зарубежных поставщиков. Санкции свели на нет доступ предприятий ОПК России к внешним заимствованиям, запрет на импорт технологий, отказ от сотрудничества с иностранными разработчиками и производителями, поэтому предприятиям пришлось брать кредиты в российских банках под большие проценты. Еще более активизировались процессы иммиграции высококвалифицированных специалистов на Запад, в то время как на предприятиях ОПК ощущается нехватка квалифицированного персонала.

Недостаточная гибкость ценообразования на военную продукцию:

1. Низкая рентабельность для предприятий, занятых на последних этапах изготовления продукции (например, сборка), не позволяет предприятиям инвестировать в свое развитие за счет собственных средств.

2. Использование стандартного индекса-дефлятора при установлении цены на продукцию на следующие года не учитывает реальный рост цен на отдельные закупаемые комплектующие, который может в разы превышать индекс-дефлятор.

3. Отсутствует стимул снижения издержек со стороны подрядчика. При формировании цены контракта по принципу "издержки + прибыль подрядчика" увеличивается с ростом издержек, что приводит к неэффективному использованию ресурсов.

4. Принцип "20% + 1%" порождает стремление компаний к вертикальной интеграции производства и препятствует развитию базы поставщиков.

5. Стандарты ценообразования для продукции, изначально разработанной в СССР, основываются на советских нормах трудоемкости для массового производства, что также приводит к снижению рентабельности.

6. В интересы головного исполнителя не входит контроль за деятельностью поставщиков, т.к. цена контракта формируется на

основе затратного метода.

Недостаточно эффективная система финансирования проектов. Отсутствие авансирования контрактов и задержка оплаты выполненных работ приводят к кассовым разрывам и необходимости предприятиям брать кредиты, что снижает прибыль предприятий и их потенциал инвестирования в собственное развитие.

Сложности в реализации банковского сопровождения ГОЗ. Необходимое банковское сопровождение ГОЗ обязывает предприятия открывать огромное количество счетов для совершения операций, понижая эффективность деятельности и приводя к задержкам.

Срыв сроков ГОЗ. Наиболее распространенные причины нарушения сроков выполнения заказов: утрата отдельных технологий производства и нарушение кооперационных связей; отсутствие проведения предпроектной оценки исполнителя, что в ряде случаев приводит к заключению контрактов с предприятиями, которые не могут выполнить заказ в полном объеме; недостоверная оценка головным исполнителем своих возможностей при выходе на конкурс; низкое качество планирования производственной программы; слабая организация деятельности предприятий*.

Качество производимой продукции порой желает лучшего в силу следующих факторов: устаревшее оборудование, нуждающееся в модернизации; зависимость от иностранных комплектующих; недостаток квалифицированных специалистов, низкий уровень качества изготовления комплектующих изделий и материалов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отсутствие выстроенной системы послепродажного обслуживания образцов ВВСТ. Предприятия ОПК слабо встроены в систему послепродажного обслуживания выпускаемой продукции ВВСТ, что на сегодняшний день не является для предприятий ОПК источником потенциальной выручки. В этой связи актуальным является переход на контракты полного жизненного

* Анализ причин нарушения сроков поставок в ОПК. Решение проблемы / ПроАтом.-ЦКЬ: М1р://%г«глг. ргоайзт .ra/modules.php?name=News&file=artide& sid =6782 (дата обращения: 24.04.2020).

цикла. Негативными факторами, влияющими на реализацию заданий гособорон-заказа, являются также кризис системы профессионально-технического образования, нехватка современной стендовой и испытательной базы на многих предприятиях, кризис производства отечественного станкостроения. Нельзя не признать, что на многих предприятиях парк станочного оборудования удалось до определенной степени обновить. Однако в большинстве случаев это станки, полученные из-за рубежа. Что касается отечественного станочного оборудования, то процент его был невелик. Однако оно является очень востребованным для решения задачи по выпуску ПГН в рамках проводимой диверсификации производства.

На процедуры размещения оборонных заказов оказывают негативное влияние недостаточные темпы импортозамещения; неразвитость конкурентной среды; сжатые сроки и сложность проведения конкурсов; ошибки в прогнозировании инфляции; ошибки прогнозирования цен на оборонную продукцию при разработке программ и планов; высокая забюрократизирован-ность механизма размещения и заключения оборонных контрактов, порождающая колоссальные трансакционные издержки, в результате которой процедура взаимоотношений государственного заказчика и предприятий ОПК отягощается большим количеством документов, отнимающих в процессе работы много времени и ресурсов12.

В существующей системе реализации ГОЗ слабо учитываются современные международные практики. На текущий момент в сфере ГОЗ в мировой практике используются следующие механизмы, которые целесообразно рассмотреть с целью применения в России:

- гибкая система контрактов, учитывающая риски исполнителей по каждому отдельно взятому контракту и стимулирующая их к сокращению издержек;

- детальный контроль эффективности взаимодействия подрядчика с субподрядчиками на всех уровнях;

- возложение полномочий на контрольный орган, который отвечает за весь процесс формирования ГОЗ и обладает необ-

ходимыми ресурсами и компетенциями на основе затратного метода. Формирование в данной структуре специализированных подразделений с целью проведения аудита издержек по контрактам ГОЗ;

- образование проектных команд, которые сопровождают исполнение контракта от начала и до конца, обеспечивая необходимое качество.

В США сформирована одна из наиболее развитых систем реализации ГОЗ. Для выбора подрядчика, способного выполнить свои обязательства, используются специальные информационныесистемы. Ключевые источники информации о прошлой деятельности подрядчика: федеральная информационная система о деятельности подрядных организаций PPIRS (Past Performance Information Retrieval System); автоматизированная база данных Система ранжирования подрядных организаций на основе оценки их деятельности CPARS (Contractor Performance Assessment Reporting System) Министерства обороны США; информационная система о поставщиках для федеральных ведомств FAPIIS (Federal Awardee Performance and Integrity Information System).

Контроль субподрядчиков осуществляют сам подрядчик и госзаказчик. Для эффективного управления контрактами субподряда используется система внешних заказов, которая проходит сертификацию госзаказчика. Такая система способствует развитию конкуренции, обеспечивает наличие обоснованных критериев отбора и объективную оценку предложений, поступающих от субподрядчиков, обеспечивает контроль соблюдения подрядчиком стандартов расчета производственных издержек. Контроль этого процесса со стороны госзаказчика возникает в ситуациях, когда присутствует подозрение на сговор подрядчика с субподрядчиками. Контракты субподряда предлагаются в условиях отсутствия конкуренции. Процесс предполагает заключение контракта субподряда, в основе которого лежит метод "Издержки +".

ОПК: функционирование в условиях коронавируса. Российская экономика в последние месяцы столкнулась с очень се-

рьезными вызовами. Одновременно на нее стали воздействовать эпидемия коронави-руса, требующая карантина и закрытия ряда компаний, резкое падение цен на нефть и газ, вызванное всемирным характером эпидемии и фундаментальными сдвигами в энергетическом балансе, а также связанный с этими и иными обстоятельствами понижательный тренд на фондовых рынках14. В настоящее время трудно предсказать, насколько сильно пострадает российская экономика и в какой степени все это отразится на функционировании предприятий оборонно-промышленного комплекса. По оценкам известных экономистов14, во 2-м квартале текущего года ожидается рекордно большой спад производства (в Европе — до 15% к предыдущему году, в США - 8-9%, в странах Латинской Америки - около 5%, в России - 4-5%) и очень значительный спад по итогам 2020 г. В этой ситуации Правительство Российской Федерации предпринимает кардинальные меры. Но так или иначе произошло резкое сжатие покупательского спроса, падение доходов населения, сокращение экономической активности компаний, что оказало влияние практически на всю экономику, в том числе на ОПК. Можно предполагать, что будет корректировка бюджета и, возможно, сокращение расходов на оборону страны и финансирование госпрограмм и национальных проектов.

В этот период интегрированные структуры и предприятия решали проблемы по мере их поступления. Были мобилизованы силы и средства для вывода на рынок новой продукции, необходимой для борьбы с ко-ронавирусной инфекцией. В оперативном порядке было налажено массовое производство стационарных и переносных аппаратов ИВЛ, обеззараживателей воздуха, тепловизоров для определения людей с повышенной температурой в местах интенсивного трафика. В условиях введения режима повышенной готовности были приняты все необходимые меры для повышения уровня защиты персонала предприятий ОПК. В основном предприятия ОПК работали в штатном режиме. По заявлению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации

Ю.И. Борисова, сделанному 10 апреля 2020 г. по итогам заседания Комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества с иностранными государствами14, "работы по гособоронзаказу ведутся по графику и в полном объеме, несмотря на распространение коронавирусной инфекции СОУГО-19. К настоящему времени на предприятиях размещено 72,6% заданий, что соответствует темпам 2019 г. То же можно сказать и об объеме финансовых средств, перечисленных головным исполнителям ГОЗ. Эпидемия коронавируса пока не отразилась на темпах выполнения гособоронзаказа".

Заключение.

1. Обеспечение своевременного и качественного выполнения заданий ГОЗ является ключевой задачей, стоящей перед отечественным ОПК в свете выполнения задачи массового перевооружения армии и флота. Несмотря на западные экономические санкции, Россия продолжает создавать технологически независимые системы вооружений, способные эффективно противостоять средствам нападения вероятного противника.

2. В числе основных проблем исполнения ГОЗ находятся: снижение объемов ГОЗ; неготовность ряда предприятий к выполнению поставок ВВСТ в плановых объемах; влияние санкций на выполнение ГОЗ; недостаточная гибкость ценообразования на военную продукцию; недостаточно эффективная система финансирования проектов; сложности в реализации банковского сопровождения ГОЗ; срыв сроков ГОЗ; низкое качество производимой продукции; отсутствие выстроенной системы послепродажного обслуживания образцов ВВСТ и др.

3. Государство ориентирует предприятия ОПК на высотехнологичное развитие, сосредоточение усилий на разработке стратегий, программ, планов и проектов перевода отраслей и предприятий на использование современных цифровых платформ производства. При этом наибольшие шансы на успех будут иметь организации, располагающие квалифицированными кадрами и мощным собственным производством, эффективно соединяющие реальный и виртуальный секторы деятельности.

4. Базовые технологии промышленного производства технических средств являются определяющим фактором в развитии вооружения и характера войны. Повышение требований к эффективности (тактико-техническим характеристикам) средств ВВСТ может осуществляться только в рамках возможностей по совершенствованию базовой технологии.

5. От уровня развития цифровизации на предприятии зависит как облик создаваемых образцов ВВСТ и их составных частей, так и конкурентоспособность разрабатываемой и выпускаемой продукции гражданского назначения. Цифровизация заставляет руководителей предприятий осмысливать управленческие решения и производственные процессы, инвентаризировать имеющиеся информационные системы и создавать новые.

6. Существенное влияние на развитие предприятий ОПК и промышленности в Российской Федерации оказывает негативная макроэкономическая ситуация, складывающаяся в настоящее время.

Список литературы

1. О государственном оборонном заказе: федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ .-иЯЬ: https://www.pro-goszakaz.ru/275fz-novaya-нала и организации бесперебойной работы redakciya (дата обращения: 29.04.2020).

2. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 // Собрание законодательства Российской Федерации.-2018.-№ 20.-Ст. 2817.

3. О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса": постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2019.- № 85-6 // Собрание законодательства Российской Федерации.-2019.-№ 6.-Ст. 540.

4. Батьковский А.М., Батьковский М.А., Гордейко С.В., Мерзлякова А.П. Оценка экономической устойчивости предприятий оборонно-промышленного комплекса // Аудит и финансовый анализ. - 2011 - № 6.- С. 0-6.

5. Бочкарев О.И., Довгучиц С.И. Диверсификация российских оборонных предприятий: проблемы, состояние перспективы // Научный вестник ОПК России. - 2019. - № 2 - С. 5-18.

6. Белоусов Д.Р. Цифровизация российской экономики - от тактических задач к стратегической повестке // Форсайт "Россия": будущее технологий, экономики и человека: сб. пленар. докл. СПЭК-2019.-Т.1- СПб: ИНИР, 2019.- С. 88-97.

7. Буренок В.М. Концептуальный тупик // Вооружение и экономика. -2019 - № 3 (49).- С.4-10.

8. Буренок В.М. Технические и технологические основы развития вооружения и военной техники // Вооружение и экономика. -2010. - № 4 (12).- С. 113-124.

9. Волков В.И. Диверсификация и цифрови-зация в их взаимосвязи - важнейшие факторы в становлении инновационного облика российской экономики // Научный вестник ОПК России. - 2019. - №2 - С.27-37.

10. Кандыбко Н.В. Современные проблемы размещения государственного оборонного заказа// Вооружение и экономика.- 2010. - №1(9).- С. 80-85.

11. Ленчук Е.Б. Цифровизация экономики: драйверы и результаты // Форсайт "Россия": будущее технологий, экономики и человека: сб. пленар. докл. СПЭК-2019.-Т.1- СПб: ИНИР,

2019.- С. 28-36.

12. Смуров А.М. Проблемные вопросы реализации государственного оборонного заказа и возможные способов их решения// Известия Санкт-Петербургского гос. экономич. ун-та. -2017. - № 4 (106).- С. 27-35.

14. ОПК: гособоронзаказ и ВТС в условиях короновируса. - URL: https://dfnid-19/opk-i-gosoboronzakaz-i-vts-v-usloviyah-koronavirusa/c. ru/cov (дата обращения: 29.04.2020).

15. Отчет о промышленном развитии-

2020.-URL:https://www.unido.org/sites/default/ files/files/2019-11/UNID0_IDR2020-Russian_ overview.pdf (дата обращения: 29.04.2020).

16. Предварительные итоги ГПВ-2020 / Новый оборонный заказ. Стратегии.- URL: https:// dfnc.ru/c106-technika/predvaritelnye-itogi-gpv-2020/ (дата обращения: 29.04.2020).

17. Заседание коллегии Министерства обороны 24 декабря 2019 г.- URL: http://www.kremlin. ru/events/president/news/62401 (дата обращения: 23.03.2020).

18. Доклад к Государственному совету по направлению "Промышленность" (рабочие материалы).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.