Научная статья на тему 'СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРИЧИН НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБОРОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ'

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРИЧИН НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБОРОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ПРЕДПРИЯТИЯ / ПРИЧИНЫ БАНКРОТСТВА / ОПЛАТА ТРУДА / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ МОЩНОСТИ / ГОСОБОРОНЗАКАЗ / DEFENSE-INDUSTRIAL COMPLEX / ENTERPRISES / REASONS FOR BANKRUPTCY / REMUNERATION / PRODUCTION FACILITIES / STATE ORDER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гудкова Оксана Евгеньевна

Несмотря на масштабное обновление вооружений армии и флота, проведенное в последние годы, а также беспрецедентный рост объемов государственного оборонного заказа, продолжается банкротство предприятий и организаций оборонно - промышленного комплекса. В статье анализируются причины этих процессов с целью подготовить основу для рекомендаций по их устранению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Systematization of the reasons for the insolvency of defensive enterprises

Despite the large-scale renewal of the army and navy in recent years, as well as the unprecedented growth of the volume of the state defense order, the bankruptcy of enterprises and organizations of the defense - industrial complex continues. The article analyses the reasons for these processes in order to prepare a basis for recommendations for their elimination.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРИЧИН НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБОРОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ»

УДК 338.242; 338.245

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРИЧИН НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБОРОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Гудкова Оксана Евгеньевна

доцент кафедры государственного, муниципального и корпоративного управления ФГБОУ ВО "Рязанский государственный радиотехнический университет ", кандидат экономических наук

Аннотация. Несмотря на масштабное обновление вооружений армии и флота, проведенное в последние годы, а также беспрецедентный рост объемов государственного оборонного заказа, продолжается банкротство предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса. В статье анализируются причины этих процессов с целью подготовить основу для рекомендаций по их устранению.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, предприятия, причины банкротства, оплата труда, производственные мощности, гособоронзаказ.

Gudkova Oxana Eugenievna, Associate Professor of the Department of State, Municipal and Corporate Management of FSBOU "Ryazanskiy State Radio Engineering University ", Candidate of Economic Sciences, Ryazan, Russian Federation.

Systematization of the reasons for the insolvency of defensive enterprises.

Abstract. Despite the large-scale renewal of the army and navy in recent years, as well as the unprecedented growth of the volume of the state defense order, the bankruptcy of enterprises and organizations of the defense-industrial complex continues. The article analyses the reasons for these processes in order to prepare a basis for recommendations for their elimination.

Keywords: defense-industrial complex, enterprises, reasons for bankruptcy, remuneration, production facilities, state order.

Формирование и развитие рыночных институтов в России сопровождается поиском наиболее соответствующих специфике отечественной экономики решений, однако реализуются эти процессы давно дискредитировавшим себя методом проб и ошибок. И если, например, в сфере фондового рынка нашей страны такой поиск простителен в силу крайне незначительной его капитализации*, то в практике реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) подобный подход приводит к невосполнимым последствиям для экономики в целом и для ОПК в частности. Первый закон о банкротстве 1992 г.2 вообще не предусматривал различий в подходах к квалификации несостоятельности и выбору способов ее преодоления для гражданских и оборонных предприятий, что соответствовало царившей в то время эйфории по поводу высокой саморегулирующей роли рынка. Между тем такая ситуация имела следствием массовое закрытие или смену собственника активов предприятий ОПК,** возникновение част-

* Капитализация всего российского фондового рынка в 2019 г. составила 62,5% рыночной стоимости компании Apple, которая достигла $1 трлн1.

** Прекратили свое существование: судостроительный завод "Авангард" (Петрозаводск) и Николаевский судостроительный завод (Хабаровский край), Саратовский авиационный завод, Челябинский "Станкомаш"; Иркутский завод радиоприемников; Хорский "Био-

ных оборонных компаний (Таблица 1) и вызвала необходимость все шире прибегать к приобретению необходимых для производства ВВСТ комплектующих за рубежом, ставя стратегические интересы страны в зависимость от устремлений поставщиков из США, Европы, Китая, Тайваня и иных стран, которые будучи контролируемыми правительственными структурами этих стран далеко не всегда руководствовались соображениями добрососедства и партнерских отношений.

Анализ арбитражной практики и ее последствий для оборонного потенциала страны вынудили законодателя учесть сложившуюся ситуацию и разграничить подходы к банкротству стратегических и иных предприятий. Условия и процедуры этого разграничения нашли свое отражение в новом, действующем сегодня законе о несостоятельности 2002 г.4, который уже содержит специальный раздел о банкротстве стратегических предприятий и организаций. В частности, законом увеличены

хим" (Хабаровский край); Томский приборный завод, Оренбургский аппаратный завод; Ульяновский радиоламповый завод; Волгоградский тракторный завод, Клинское СКТБ СП, Вятско-Полянский машиностроительный завод "Молот" и многие другие.

срок неисполнения денежных обязательств такими предприятиями с 3 до 6 месяцев и сумма неисполненных требований кредиторов с 300 тыс. до миллиона рублей. Предусмотрено, что продажа оборонного предприятия осуществляется путем проведения открытых торгов в форме конкурса, а не аукциона, как это происходит с обычными предприятиями. Если же продается ограниченно оборотоспособное имущество, то конкурс должен носить закрытый характер. В то же время и эти новеллы закона не гарантируют сохранения бизнеса должника-оборонного предприятия, лишь давая ему немного больше времени для решения возникающих у него проблем.

Предприятия ОПК, несмотря на свою специфику, являются частью промышленного комплекса страны и в равной мере подвержены тем процессам, которые проистекают в экономике. Также как и остальные в 90-е гг. предприятия ОПК испытывали проблемы с отсутствием финансирования, старением производственного аппарата и загрузки мощностей из-за начавшейся структурной перестройки промышленности и неопределенности военной доктрины государства. "Отсутствие заказов и финансовых средств реально повлекло за

Таблица 1.

Количество частных предприятий и организаций в отраслях ОПК, курируемых Минпромторгом России*

Наименование отрасли Количество предприятий и организаций

Всего В том числе частных

единиц единиц %

Авиационная промышленность (АП) 188 7 3,7

Промышленность боеприпасов и спецхимии (ПБиСХ) 86 2 2,3

Промышленность обычных вооружений (ПОВ) 100 9 9,0

Радиопромышленность (РП) 153 12 7,8

Промышленность средств связи (ПСС) 99 6 6,1

Электронная промышленность (ЭП) 110 6 5,5

Судостроительная промышленность (СП) 134 9 6,7

ИТОГО: 870 51 5,9

* Рассчитано автором на основании данных3

собой нарушение процесса воспроизводства научно-технического и технологического потенциала. Морально устаревшими признаны 75% еще работоспособных производственных фондов предприятий ОПК. Около 50% фондов имели физический износ. На протяжении более десяти лет (19932003 гг.) темпы ежегодного обновления основных фондов в ОПК не превышали 1%, в то время как потребность в их замене, диктуемая требованиями технического прогресса и конкуренцией, составляла 10% (в научно-экспериментальной базе - не менее 15%, а в некоторых ее секторах - до 30% в год). По итогам 2002 г. износ активной части основных производственных фондов превышал 72%, а доля нового оборудования с возрастом до пяти лет составляла всего 4,6%"5. Сегодня ситуация начинает выправляться. В рамках действующей государственной программы вооружений на техническое перевооружение планируется выделить до 15% всего объема финансирования. "На предприятиях ОПК ведется техническое переоснащение, реконструкция части производственной и экспериментально-технологической базы, в том числе в рамках 368 объектов капитального строительства на предприятиях. Только в 2015 г. введено в эксплуатацию 37 объектов, в том числе в авиационной промышленности - 16 объектов; судостроительной - 9 объектов; обычных вооружений боеприпасов и спецхимии - 7 объектов; радиоэлектронной - 5 объектов"6. Однако процессы деградации производственного потенциала

имеют большую инерцию и требуют значительного времени для своего преодоления.

В период "безвременья" (90-е - 2000-е гг.) с оборонных предприятий массово увольнялся персонал, в первую очередь молодежь, которая не соглашалась работать за 20-30 тыс. рублей, выплачиваемые за напряженный высоко квалифицированный труд. Авторы статьи отмечают: "Непростая ситуация сложилась с кадровым потенциалом предприятий радиоэлектронной отрасли. Средний возраст персонала здесь приблизился к 50 годам (48 лет), в то время как в середине 80-х годов составлял 35-38 лет, а инженерного и научного состава НИИ и КБ приблизился к 60 годам. Молодежь в возрасте до 30 лет составляла лишь 18% работников, в то же время доля работников в возрасте свыше 50 лет достигла 49%, в том числе 27,4% - работающих пенсионеров. Сложившуюся ситуацию нельзя объяснить лишь общим старением населения, так как доля работников в возрасте от 50 до 65 лет составляет только 32 % от общего количества трудоспособного населения страны (20-65 лет), а в радиоэлектронной промышленности приблизилась к 50% (см. Рисунок 1).

Основной причиной подобного состояния инженерно-технического кадрового потенциала предприятий радиоэлектронной промышленности, по мнению авторов, является низкая (23 тыс. рублей/месяц), даже по сравнению со средним уровнем по стране (30 тыс. руб./месяц), не говоря уже о финансовом секторе (55 тыс. руб./месяц), зара-

Рисунок 1. Возрастная структура персонала предприятий радиоэлектронной отрасли (слева) и трудоспособного населения России (справа)7

ботная плата работников при высочайших требованиях к квалификации и продолжающаяся "утечка мозгов".* Практически все отраслевые НИИ держатся на очень небольшом числе подвижников - воспитанников еще советской научной школы, с уходом которых зачастую безвозвратно утрачиваются и технологии"7. А. Вертинская в этой связи проводит сравнение: "В себестоимости продукции в среднем по стране доля зарплаты 20-25%, в Европе - 50-60, в США - 75-78%. Это означает, что мы пытаемся делать конкурентоспособные товары за счет мизерных зарплат"8. На предприятиях ОПК картина несколько лучше, доля средств, направляемая на оплату труда, выше и разница между предприятиями возникает лишь в зависимости от типа и материалоемкости производства (Таблица 2).

Однако и в таких условиях проблема низкого уровня оплаты труда не решена. "Да, - продолжает далее А. Вертинская, - в России производительность труда составляет примерно четверть от американской, меньше половины, чем во многих странах ЕС, в полтора раза ниже, чем в Восточной Европе. Но хорошо известно, как резко повысить эту производительность. Например, купить современную автоматизированную линию, и ту же единицу продукции станут изготавливать уже не 100, а 10 человек, при-

* Данные по среднему уровню заработной платы в отрасли представлены за 2013 г.

чем раз в пять быстрее. Только это должны быть квалифицированные работники, им и платить надо соответственно больше"8.

Еще один аспект. Относительно низкая оплата труда на государственных предприятиях и в бюджетных учреждениях "вымывает" квалифицированный персонал, что хорошо видно, например, по здравоохранению, высшему образованию и промышленным предприятиям, имеющим статус государственных (ФГУП и АО с превалирующим государственным участием). В частных учреждениях и на предприятиях уровень оплаты труда не столько увязывается с требованиями Единых квалификационных справочников должностей руководителей, специалистов и служащих, работ и профессий рабочих, а также принятых в той или иной отрасли часовых тарифных ставок, сколько зависит от фактических результатов работы предприятия, формируемых на рыночных принципах, то есть в условиях отсутствия государственного регулирования цен и тарифов. При этом конкурентный уровень цены продукции устанавливается не за счет экономии на заработной плате, а путем минимизации иных расходов, которые на промышленных предприятиях составляют подавляющую часть себестоимости, и оптимизации бизнес-процессов.

Следует заметить, что принятие и реализация последних государственных программ вооружений позволили переломить

Таблица 2.

Доля средств в структуре себестоимости, направляемых на оплату труда по ряду

предприятий ОПК

Наименование предприятий Отрасль Год %

АО "Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина", г. Москва АП 2014 17,6

АО "Калиновский химический завод", Свердловская обл. ПБиСХ 2017 22,2

АО "Муромский радиозавод", г. Муром РП 2018 33,2

АО "Калугаприбор", г. Калуга ПСС 2016 39,7

АО "Завод "МАРС", г. Торжок ЭП 2018 30,5

АО "Балтийский завод", г. Санкт-Петербург СП 2018 26,1

* Рассчитана автором на основании бухгалтерских отчетов перечисленных в таблице предприятий

негативные тенденции и заметно улучшить материальное положение работников предприятий оборонно-промышленного комплекса. "Среднемесячная заработная плата работников организаций ОПК в 2017 г. составила более 50 тыс. рублей (в 2016 году - 46,6 тыс. рублей), в том числе в промышленности - 45 тыс. рублей, в науке - 62 тыс. рублей. Таким образом, увеличение за год составило около 4 тыс. рублей (или 9,3%) <...> благодаря реализуемым мерам поддержки как на уровне государства, так и компаний ОПК в последние годы численность работников в целом стабилизировалась, а на целом ряде предприятий она даже растет. При этом созданы условия для обеспечения притока и закрепления в ОПК талантливой молодежи, способной решать амбициозные технологические задачи и обеспечить преемственность научным школам. Доля молодежи в возрасте до 35 лет составила более 30%, а средний возраст занятых в ОПК сократился до 45 лет"9. Вместе с тем проблемы сохранения и развития кадрового потенциала предприятий не решаются одномоментно, имеют большую инерцию и существенно влияют на результативность работы предприятий.

Весьма высокую значимость в числе проблем, сдерживающих гармоничное развитие оборонных предприятий на пути сочетания выпуска ВВСТ и гражданской продукции, играют коллизии ментальности специалистов ОПК. Как отмечается в статье С. Роз-мирович, "основные причины кризисных явлений в ОПК обусловлены следующими обстоятельствами.

1. Для большинства руководителей предприятий ОПК процессы разработки, производства и реализации гражданской продукции остаются второстепенными. По сравнению с высокорентабельными многомиллионными военными заказами доходы от реализации непрофильной продукции невелики, а, следовательно, малопривлекательны. Тем более что на развитие этих биз-несов и позиционирование на новых рынках в условиях сильной конкуренции требуются значительные ресурсы.

2. На предприятиях распространен

утилитарно-технологический взгляд на выпуск гражданских изделий как на временную вынужденную меру, призванную загрузить простаивающее дорогостоящее оборудование и поддержать незанятый персонал. Такой взгляд является отражением традиции пренебрежительного отношения к гражданской продукции как к низко технологичному "ширпотребу". Руководители ОПК считают, что любое оборонное предприятие способно легко войти на любой близкий ему по технологическим особенностям сегмент гражданского рынка. Хотя многолетний опыт проведения конверсии оборонной промышленности не дает на это особых оснований.

3. Как правило, осваиваемое гражданское изделие максимально приспосабливается под существующие на предприятии организацию и технологии производства без особых изменений в них. Высокомерное отношение к присутствующим на этом рынке отечественным и зарубежным конкурентам сочетается с нежеланием рассматривать выпуск непрофильной гражданской продукции в качестве полноценного бизнеса, равнозначного работе по государственному заказу. "Второстепенность" подрывает конкурентоспособность и коммерческую эффективность непрофильного гражданского производства.

4. Следствие "второстепенности" - соответствующее отношение к ресурсному обеспечению непрофильного направления, осуществляемому по остаточному принципу. В результате это направление значительно острее, чем другие, испытывает нехватку менеджеров, квалифицированных кадров рабочих и конструкторов.

5. Отсутствует практика объективных независимых оценок эффективности непрофильных направлений деятельности, что приводит к непрозрачности издержек, невозможности управления ими, образованию дополнительных центров затрат. Все это в конечном счете выливается в неконкурентоспособную цену основной массы продукции"10.

В условиях нестабильности государственного оборонного заказа предприятия

комплекса вынуждены кредитовать изготовление ВВСТ. "Усугубляет проблему то, что большинство предприятий имеют огромные долги, которые росли в течение многих лет и достигли критического масштаба, - отмечает А. Степанов. - По словам представителей ОПК, годовой процент по кредитам доходил до 22-23%, но выхода не было, потому приходилось брать взаймы. И хотя государство предоставляло меры поддержки и давало субсидии, те не покрывали всех затрат. Речь идет о кредитах под государственные гарантии, которые брались предприятиями ОПК в 2011-2014 гг. По данным Института Гайдара, за этот период банки выдали оборонным предприятиям кредитов под госгарантии на сумму 1,22 трлн рублей. Крупнейшими кредиторами являются подконтрольные государству Сбербанк (542 млрд рублей) и ВТБ (541 млрд рублей). Также немало средств было предоставлено Газпромбанком и Внешэкономбанком"11. Эти обстоятельства привели к утрате финансовой самостоятельности многих стабильно

работающих оборонных предприятий. В частности, в Таблице 3 приведена выборка уровня закредитованности по ряду судостроительных предприятий.

Из данных Таблицы 3 следует, что практически все анализируемые предприятия полностью зависят от своих кредиторов и могут быть в любой момент признаны банкротами. В целом по ОПК закредито-ванность заводов по состоянию на середину 2019 г. составила 2,3 трлн рублей. При этом 90% долгов приходится на ведущие предприятия и корпорации: ОАК, ОСК, АО "НПК "Уралвагонзавод", АО "НПО "Высокоточные комплексы" и "Концерн ВКО "Алмаз-Антей"11.

Для корректировки ситуации начиная с 2017 г. Фонд развития промышленности (ФРП), созданный по инициативе Мин-промторга России, приступил к реализации программ кредитования - "Конверсия" и "Комплектующие изделия". Первая позволит предприятиям ОПК получать льготные займы на производство высокотехнологич-

Таблица 3.

Расчет показателей финансовой зависимости по ряду судостроительных предприятий России12

Наименование предприятия Коэффициент финансовой зависимости Отношение долгосрочных обязательств к выручке

по обязательствам рекомендуемое значение <0,8 по долгосрочным обязательствам

2015 2016 2017 2015 2016 2017 2015 2016 2017

АО "ПО "Севмаш" 0,95 0,97 0,96 0,26 0,24 0,18 0,23 0,27 0,15

АО "Адмиралтейские верфи" 0,58 0,55 н/д 0,35 0,43 н/д 0,68 0,86 н/д

АО "ЦС "Звездочка" 1,35 1,28 н/д 0,91 0,90 н/д 3,13 3,85 2,93

ПАО СЗ "Северная верфь" 0,97 0,99 1,00 0,47 0,68 0,75 2,76 5,56 4,70

АО "Зеленодольский завод им. А.М. Горького" 0,95 0,97 0,96 0,26 0,24 0,18 1,14 1,58 0,41

ПАО "Амурский судостроительный завод" 0,67 0,80 0,85 0,55 0,44 0,63 3,69 4,69 3,88

ПАО "Завод "Красное Сормово" 0,59 0,47 0,59 0,23 0,15 0,22 0,39 0,25 0,42

АО "Дальневосточный завод "Звезда" 0,94 0,98 1,06 0,70 0,68 0,90 8,53 6,87 11,80

АО "Средне-Невский судостроительный завод" 0,89 0,88 0,90 0,67 0,79 0,80 2,78 2,88 3,42

АО "Балтийский завод" 1,32 1,35 0,97 0,03 0,05 0,90 0,74 1,17 9,91

ной продукции гражданского или двойного назначения, вторая направлена на развитие производства комплектующих изделий, не имеющих отечественных аналогов. Сумма займа по программе "Конверсия" составляет 200-750 млн рублей сроком до 5 лет, при этом первые три года пользования займом ставка составит всего 1%, а потом стандартные для Фонда 5%. Общий бюджет проекта начинается от 400 млн рублей, софинанси-рование ФРП составляет до 50% от бюджета проекта. Также заемщик должен оплатить за счет собственных средств не менее 15% от суммы займа. Вторая новая программа ФРП "Комплектующие изделия" направлена на модернизацию или организацию производства комплектующих изделий, не имеющих аналогов производства в России или производящихся в недостаточном коли-честве13. Следует ожидать, что инициатива ФРП снизит остроту ситуации с кредитованием в ОПК, хотя строго целевой характер выдаваемых фондом займов не позволит использовать данную возможность для удовлетворения всего спектра финансовых потребностей оборонных предприятий.

Существенное негативное влияние на результаты работы оборонных предприятий оказывает сохраняющееся несовершенство организации тендеров при формировании производственной программы. Длительность периода подготовительных работ и собственно процедур заключения хозяйственных договоров и государственных контрактов приводит к невозможности, во-первых, полноценно спланировать работу предприятия, своевременно заказать материалы и комплектующие от поставщиков 3-4 уровней и, во-вторых, вовремя получить финансирование из-за того, что соответствующие договоры не согласованы и не подписаны к началу планового периода. В результате предприятиям приходится на свой страх и риск вновь прибегать к коммерческому кредитованию для оплаты начальных этапов работ, а также задерживать платежи контрагентам и выплату заработной платы в полном объеме. Характерный пример: по дивизиону электронной компонентной базы и сверхвысокочастотной

электроники АО "Росэлектроника" на начало 2018 г. было законтрактовано только 50% работ, к концу года - 88%. По гособоронза-казу картина еще более сложная: 16% - на начало года и 87% - к окончанию. Только 16 из 54 (30%) предприятий дивизиона смогли сформировать свою производственную программу полностью к концу года14.

Еще одна системная проблема, в результате которой сохраняется угроза несостоятельности оборонных предприятий - наличие существенной доли недозагруженных производственных мощностей, в свою очередь являющаяся следствием ограниченности ГОЗ, низкого уровня диверсификации производства и старения основных производственных фондов. "Несмотря на то, что за последние годы загрузка мощностей, занятых в производстве оборонной продукции, увеличилась, - отмечают С.Е. Закут-нев и А.В. Уваров, - объем гособоронзаказа недостаточен для оптимальной загрузки промышленных предприятий". Уровень загрузки производственных мощностей, по данным Минпромторга России, составляет около 30%, что приводит к тому, что их основная часть представляет собой "обузу" для оборонного заказа, так как накладные расходы по содержанию незагруженных мощностей включаются в себестоимость продукции, что вызывает повышение цен на оборонную продукцию15. По оценкам Д.О. Рогозина, в системе "Роскосмос" большая часть предприятий загружена на 30-40%16. Кроме повышения цен на оборонную продукцию излишние производственные мощности ухудшают структуру баланса предприятий и показатели их финансового положения, что, в свою очередь, повышает вероятность утраты устойчивости и последующего банкротства. Не способствует стабилизации финансовой устойчивости и обязанность содержания мобилизационных мощностей при уровне их финансирования в пределах 10% от реальных расходов предприятий на эти цели.

С проблемой излишних производственных мощностей тесно связана необходимость содержания непрофильных активов оборонных предприятий, многие из

которых также имеют градообразующий статус. В последнем случае на балансе предприятия, как правило, состоит комплекс сооружений, обеспечивающий прилегающие населенные пункты теплом и/или электроэнергией, а их жителей - медицинскими, социально-бытовыми и иными услугами. Помимо этого, в составе имущественного комплекса предприятий часто находятся объекты, обеспечивавшие реализацию давно прекращенных видов и направлений деятельности (квартиры, дома отдыха, здания пустующих цехов; производственные комплексы; трансформаторные и канализационные подстанции; ограждения; дороги; железнодорожные пути; склады; земельные участки и т.д.)17. Предприятия постепенно избавляются от такого рода имущества, однако это процедура длительная и требующая определенных затрат.

Перечисленные процессы и проблемы ведут к остановке предприятий ОПК и массовым увольнениям. Так, "в марте - апреле 2019 г. открыто конкурсное производство в отношении ПАО "Мотовили-хинские заводы" (Пермский край), специализирующегося на выпуске полевой, самоходной артиллерии и минометов, РСЗО, а в гражданской части - на нефтепромысловом оборудовании"18. Кредиторская задолженность предприятия составляет 13,8 млрд рублей19. "Расширяется программа увольнений на Пермском пороховом заводе. Он выпускает заряды к РСЗО, комплексам ПВО и двигателям для авиаракет, стартово-разгонные системы, изделия для комплекса ПРО А-135, сферические пороха для стрелкового оружия. Начата процедура банкротства ПАО "Тантал" (свыше 20 предприятий Саратовской области) сверхширокой специализации: комплектующие радиоэлектронной, спутниковой аппаратуры, электровакуумные СВЧ-приборы магнетронного типа, навигационное оборудование, многокаскадные транзисторные усилители. Приостановлена работа Киреевского завода легких металлоконструкций (Тульская область): производство оцинкованной и рулонной стали, профилированного листа разной

плотности для ОПК и предприятий двойного профиля. На грани банкротства один из крупнейших подрядчиков судостроителей - АО "Новая эра" (г. Санкт-Петербург). Арестовано имущество Сосновского судостроительного завода (Кировская область). Он один из немногих в СССР и Российской Федерации применял поточную технологию производства судов "река-море" для ОПК и гражданской экономики"18.

Таким образом, учитывая вышесказанное, а также иные результаты проведенного исследования, причины, вызывающие банкротство оборонных предприятий, можно систематизировать следующим образом (см. Таблицу 4). Из анализа содержания Таблицы 4 следует несколько выводов, которые должны составить основу дальнейшего исследования.

1. Внешние причины, вызывающие банкротство оборонных предприятий, крайне слабо регулируются на уровне их менеджмента, носят объективный характер и могут быть приняты в качестве ограничений для разработки рекомендаций исследования.

2. Внутренние причины банкротства, как правило, выступают следствием действия внешних причин, однако, как показывает практика работы экономически состоятельных предприятий ОПК, во многом носят субъективный характер. Их влияние может быть существенно снижено за счет грамотных действий руководства и специалистов, заинтересованных в сохранении и развитии бизнеса своих предприятий.

3. Как это следует из перечня внутренних проблем предприятий, основной путь решения большинства из них предполагает совершенствование производственной подсистемы, а также реформирование подсистемы управления и социальной подсистемы предприятия в направлении снижения потерь и развития рыночных компетенций персонала, основная направленность которых состоит в формировании и обеспечении реализации сбалансированного портфеля заказов ВВСТ и ПГН, позволяющего обеспечить безубыточную текущую деятельность и развитие предприятия.

Таблица 4.

Систематизация причин банкротства оборонных предприятий *

1. Внешние причины

2. Внутренние причины

1.1. Несоответствие объемов расходов на ОПК I потребностям содержания имеющегося произ^ водственного потенциала

и

1.2. Необходимость поддержания мобилизационных мощностей на заданном уровне, не обеспеченном их загрузкой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.3. Наличие непрофильных активов, обусловленных градообразующей ролью многих предприятий ОПК

1.4. Нестабильность ГОЗ, высокая процентная ставка

2.1. Хронический недостаток средств для содержания производственных мощностей и оплаты труда персонала

1.5. Строгая регламентация и длительные сроки тендерных процедур

W

Гъ

2.2. Невозможность сформировать производственную программу в достаточном для безубыточной деятельности объеме (контрактация)

1.6. Смещение приоритетов государственной программы вооружений в пользу конечных образцов ВВСТ в ущерб расходам на НИОКР_

2.3. Дефицит средств на исследования и разработки при необходимости содержать научный персонал для выполнения ГОЗ

1.7. Традиционная концентрация ответственности руководителя оборонного предприятия на вопросах соблюдения сроков поставки и обеспечения тактико-технических характеристик (ТТХ) ВВСТ

2.4. Необходимость добиваться решения поставленных задач внеэкономическими методами с дополнительным расходованием ресурсов

1.8. Преимущественно затратный способ ценообразования на продукцию предприятий ОПК 2.5. Неконкурентный уровень цены продукции на внешнем рынке или невозможность покрытия реально произведенных затрат за счет конкурентного уровня цены 2.6. Наличие потерь на всех стадиях производства продукции

1.9. Высокая степень монополизма в ОПК (единственный поставщик)

1.10. Специфика ВВСТ (короткий срок службы в боевых условиях)

1.11. Менталитет разработчиков и производителей ВВСТ, отводящий ПГН второстепенное место по сравнению с военной продукцией_

*

2.7. Отсутствие рыночных компетенций (маркетинг, ка-стомизация, сервисное послепродажное обслуживание, гарантийный и текущий ремонт) и, как следствие, неконкурентоспособность ПГН

* Составлена автором.

Список литературы

1. Рыночная стоимость Apple достигла $1 трлн. Это в 1,6 раза больше капитализации всего российского фондового рынка. - URL: https://www.vedomosti.ru/finance/ articles/2018/08/02/772311-stoimost-apple-

dostigla-1-trln#%2Ffinance%2Farticles%2F2018% 2F08%2F02%2F7723П-stoimos^apple-dostigla-1-trln%23!%23%2Fboxes%2F140737494127774 (дата обращения: 28.10.2019).

2. О несостоятельности (банкротстве) предприятий. Закон Российской Федерации от 19.11.1992 № 3929-1 // Российская газета.-1992.-№ 279.

3. Об утверждении перечня организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса: приказ Минпромторга России от 03.07.2015 № 1828.

4. О несостоятельности (банкротстве): фе-дер. закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ // Собрание законодательства Российская Федерация.-2002.- № 43.- Ст. 4190.

5. Состояние основных фондов ОПК.-URL: http://www.oboznik.ru/?p=22232#more-22232 (дата обращения: 28.10.2019).

6. Оборонно-промышленный комплекс: некоторые важные результаты и показатели 2015 г.- URL: http://government.ru/info/22714/ (дата обращения: 28.10.2019).

7. Николаев И.А., Жидков Д.В., Пирогов Н.Л., Фомина А.В. Радиоэлектронная отрасль как зеркало инновационного потенциала России // Вопросы радиоэлектроники.-2015.-№7.-С. 288-296.

8. Вертинская А. Зарплаты должны быть маленькими // Экономика и жизнь. -2011. -№ 29 (9395).-URL: https://www.eg-online.ru/ article/139815/

9. ОПК России: итоги 2017 года // Национальная оборона. -2018. -№ 1.-URL: http://www.oborona.ru/includes/periodics/ maintheme/2018/0117/110823278/detail.shtml

10. Розмирович С. Открытая оборонка.-URL: https: //stimul.online/articles/analytics/otkrytaya-oboronka/ (дата обращения: 23.10.2019).

11. Степанов А. Военно-промышленный кризис // Наша версия.- 29.07.2019. № 28

12. Витушкина М.Г. Исследование специфики мониторинга устойчивости предприятий с длительным производственным циклом (на примере судостроения) // Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России. -2019. -№ 1.-С. 35-46.

13. ФРП запустил новые программы для предприятий ОПК и локализации производства

комплектующих.- URL: http://minpromtorg. gov.ru/press-centre/news/#!frp_zapustil_ novye_programmy_dlya_predpriyatiy_opk_i_ lokalizacii_proizvodstva_komplektuyushhih (дата обращения: 28.10.2019).

14. Отчет о выполнении бюджета за 2018 г. Дивизион ЭКБ и СВЧ радиоэлектроники АО "Росэлектроника". Презентация. - М.: АО "Ро-сэлектроника", 2019. - 38 с.

15. Закутнев С.Е., Уваров А.В. Современное состояние и проблемы функционирования оборонно-промышленного комплекса // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования: научный интернет-журнал. 2014. № 1(17).-URL: http://iea.gostinfo.ru/files/2014_01/2014_01_09. pdf (дата обращения: 28.10.2019).

16. О производстве в оборонно-промышленном комплексе продукции гражданского назначения. // Диверсификация оборонно-промышленного комплекса и региональное развитие - стратегия перемен: выступление Д. Рогозина (Сочи, 27 февраля 2017 t.).-URL: http://government.ru/news/26581/ (дата обращения: 28.10.2019).

17. Программа реализации непрофильных активов ПАО "Объединенная авиастроительная корпорация" и его дочерних и зависимых обществ на период 2018-2020 гг.: протокол от 09.01.2018 № 193. - 12 с.

18. Чикин А. Ярлык на банкротство // Военно-промышленный курьер, 2019.- № 17 (780).

19. "Мотовилихинские заводы" признаны банкротом.- URL: https://www.kommersant.ru/ archive/online/57/day/2018-03-26 (дата обращения: 20.10.2019).

20. Бобрышев А.Д. Технологии разработки и реализации проекта совершенствования организационного механизма для обеспечения устойчивости компании // Страховое дело. -2011. -№ 10 (25). -С. 16-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.