УДК 330.47 004.94
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИЙСКОГО ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА*
Г. А. ЛАВРИНОВ,
доктор экономических наук, профессор,
действительный член Российской академии
ракетных и артиллерийских наук
E-mail: gelavrinov@yandex. ru
А. А. КОСЕНКО,
кандидат технических наук,
ведущий научный сотрудник
E-mail: stalev@cemi. rssi. ru
46 Центральный научно-исследовательский институт
Е. Ю. ХРУСТАЛЕВ,
доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник E-mail: stalev@cemi. rssi. ru
Центральный экономико- математический институт РАН
Введение. Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) Российской Федерации - системный компонент военной организации государства, занимающий ведущее место в обеспечении национальной безопасности, решении оборонных и социально-экономических задач страны и включающий [4, 5, 18, 25]:
- интегрированные структуры, государственные научные центры, а также организации, не вошедшие в интегрированные структуры и составляющие в целом экономически обоснованный и организационно оформленный высокотехнологичный многопрофильный комплекс отечественной научно-промышленной базы;
- государственные корпорации, созданные в соответствии с законодательством Российской
* Статья подготовлена по материалам журнала «Национальные интересы: приоритеты и безопасность». 2013. № 22 (211).
Федерации и осуществляющие реализацию государственной политики в области развития ОПК, управление организациями, входящими в их состав, и (или) управление активами организаций, переданными им в установленном порядке;
- федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики в области развития ОПК и нормативно-правовому регулированию в соответствующих оборонных отраслях, в сфере деятельности которых находятся организации ОПК. Состав и предназначение ОПК. В силу постоянно происходящих в ОПК интеграционных процессов (в ближайшем будущем планируется его очередная реорганизация: предполагается создать 65 интегрированных структур, 34 из которых будут
18945776
представлять собой самостоятельные субъекты рынка, а 31 будет входить в них на правах дочерних [9, 22]), а также процессов акционирования и приватизации его состав и структура также постоянно изменяются, что подтверждается следующим.
Так, в 2007 г. Сводный реестр организаций ОПК включал 1 389 предприятий и организаций, различных организационно-правовых форм и форм собственности (49,0 % - государственные унитарные предприятия, 26,7 % - акционерные общества с участием государства, 24,3 % - акционерные общества без участия государства), расположенных в 72 регионах России [8]. В 2011 г. количество предприятий и организаций в Сводном реестре, по данным информационного агентства «Телеинформационная сеть военно-промышленного комплекса» (ТС ВПК), сократилось до 1 369. На конец 2012 г. в системе российского ОПК было задействовано
1 353 предприятия, 947 из которых имели статус стратегических [20].
При этом государственные предприятия и учреждения составляют 28,8 % от общего количества предприятий и организаций, акционерные общества (АО) с участием государства - 31,8 %, акционерные общества без участия государства - 39,4 %. Как видно, за 5 лет структура ОПК изменилась: количество государственных предприятий уменьшилось с 49,0 до 28,8 %, количество АО с участием государства увеличилось с 26,7 до 31,8 %, а количество АО без участия государства - с 24,3 до 39,4 %. Налицо акционирование оборонных предприятий и постепенный уход государства из ОПК.
Основным предназначением ОПК является с точки зрения обеспечения национальной безопасности производство вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), иных материальных средств в интересах Вооруженных сил РФ, других силовых ведомств и иностранных заказчиков.
Однако оборонно-промышленный комплекс играет большую роль и в решении социально-экономических задач страны. В нем занято около
2 млн чел. (без учета организаций Росатома), из них 71,6 % - на промышленных предприятиях и 27,9 % - в научно-исследовательских институтах и конструкторских бюро [25]. В ОПК сосредоточены высококвалифицированные кадры (каждый второй работник научной сферы страны), большая часть передовых технологий не только военного, но и гражданского назначения. На его долю приходится более 70 % научной продукции, производимой в России. Удельный вес инновационно активных предприятий составляет более 30 % (в промышленности - 10 %). На этих предприятиях занято
около 50 % работающих в ОПК, в том числе 60 % -с высшим образованием. Около 25 % в экспорте промышленной инновационной продукции составляет удельный вес оборонных секторов [3, 13].
Состояние производственно-технологической базы. Деятельность предприятий оборонно-промышленного комплекса является многопрофильной, направленной на создание:
- технологий для разработки и производства ВВСТ;
- образцов вооружения, военной и специальной техники, поставляемых в Вооруженные силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы;
- продукции военного назначения (ПВН) на экспорт;
- гражданской продукции.
Доля продукции ОПК в промышленном производстве России составляет 5,8 %, а в общем экспорте -4,4 % (при доле в общем экспорте машиностроения 60 %).
В 2009 г. объем выпуска военной продукции увеличился по сравнению с 2008 г. на 13 %, а общий объем - на 4,2 %. Этому в некоторой мере способствовали финансовая поддержка (93 млрд руб.) предприятий ОПК в рамках антикризисной программы Правительства РФ [21]. Кроме того, такой результат был достигнут благодаря финансированию, несмотря на кризис, государственного оборонного заказа и оборонно ориентированных федеральных целевых программ. Положительная тенденция динамики объемов промышленного производства ОПК характерна и для 2010 г., что подтверждают данные таблицы [32-36].
Из анализа данных таблицы видно, что в 2010 г. темп роста общего объема производства ОПК был выше (113,0 %), чем в обрабатывающей промышленности и промышленности в целом (111,8 и 108,2 % соответственно).
При этом практически весь прирост объема производства ОПК был обеспечен военным сектором. Объем производства гражданской продукции в 2010 г. к уровню 2009 г. составил 102,1 %, а ее доля в объеме ОПК - 33,8 %.
Однако результаты 2011 г. показывают, что индекс производства промышленной продукции в ОПК снизился по отношению к индексам производства в обрабатывающей промышленности и промышленности в целом.
Учитывая, какую роль призван ОПК играть в современных условиях при проведении военной реформы, структурной перестройке и модернизации экономики страны, перед ним поставлена задача
обеспечения высокого технологического уровня, качества и конкурентоспособности продукции военного, гражданского и двойного назначения на основе развития и использования его конкурентных преимуществ путем широкой интеграции с высокотехнологичным гражданским сектором промышленности [16]. Однако решение данной задачи сдерживается факторами, снижающими эффективность функционирования оборонных предприятий.
Так, большинство отечественных промышленных предприятий, в том числе и оборонных, вынуждено использовать устаревшие технологии (1960-1980-х гг.) на фоне критического морального и физического износа оборудования. Обновление оборудования на отечественных предприятиях происходит в течение 18-20 лет, в то время как у ведущих зарубежных фирм - 5-7 лет. При этом 70-80 % станочного парка отечественных предприятий морально и физически устарело [11].
Относительно новое оборудование в активной части основных фондов ОПК (не старше 10 лет) составляет менее 20 %, а общий износ машин и оборудования превысил 70 %. Доля оборудования, имеющего прямое отношение к исследованиям и
Динамика объемов производства промышленной продукции (в % по отношению к аналогичному периоду предыдущего года)
Сектор экономики 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Промышленность РФ в целом 89,2 108,2 104,7
Обрабатывающая промышлен- 84,0 111,8 106,5
ность
Военно-промышленный ком- 104,2 113,0 104,5
плекс
Производство гражданской продукции ОПК: - авиационная 99,4 98,4 98,4
промышленность
- судостроительная 145,5 76,2 97,7
промышленно сть
- промышленность обычных 53,6 144,6 128,2
вооружений
Радиоэлектронный комплекс 78,6 107,5 98,9
в том числе:
- электронная 76,8 119,0 102,0
промышленно сть
радиопромышленность 87,4 96,3 89,3
- промышленность средств 88,1 97,9 105,4
связи
- промышленность боеприпасов и спецтехники 77,8 110,9 100,7
- ракетно-космическая 101,6 108,5 112,4
промышленно сть
разработкам, снизилась за последние 6-7 лет с 69,3 до 35 %.
Потеряны технологии производства многих видов материалов (порядка 35 %), в результате чего в отечественных образцах ВВСТ, предназначенных как для внешнего, так и для внутреннего рынка, иностранная элементная база составляет более 65 % [3].
В результате этого сохраняется только частичная конкурентоспособность как оборонно-промышленного комплекса, так и всего отечественного машиностроения (по данным Всемирного экономического форума 2010 г., в рейтинге глобальной конкурентоспособности Россия занимает 63-е место между Шри-Ланкой и Уругваем), снижается экономическая эффективность для России экспортных сделок и, главное, могут возникнуть негативные последствия для обороноспособности и технологической безопасности страны.
Такое положение стало следствием технологической деградации и постепенной утраты технологической основы создания высокотехнологичной продукции военного и гражданского назначения -промышленных технологий.
Так, по данным Минэкономразвития России, на рубеже веков объем экспорта технологий государственными и частными компаниями на 20 млн долл. превышал объем их импорта. Сейчас Россия закупает технологий на 1 млрд долл. в год. Новые технологии внедряют менее 10 % отечественных предприятий (в Ирландии и Эстонии - более 50 %). Если в 1995 г. российские компании на 1 руб. затрат производили инновационной продукции на 5,5 руб., то в 2009 г. - на 2,4 руб.
В первую тысячу мировых компаний по затратам на исследования и разработки входят только три отечественные компании: «Газпром» - 108-е место, «АвтоВАЗ» - 758-е место, ОАО «Ситроникс» - 868-е место [2, 24].
Имеются проблемы и в производстве специальных материалов (легированных сталей, сплавов цветных металлов и интерметаллидов), необходимых для создания как образцов ВВСТ, предусмотренных государственной программой вооружения, так и высокотехнологичной продукции гражданского назначения. Практически прекращено производство некоторых видов полимерных материалов (полиамиды, поликарбонаты), ряда специальных каучуков, клеев, герметиков, смазок, жидких ракетных топлив. Под угрозой закрытия находится производство всех углеродных материалов, необходимых для изготовления конструкционных, теплостойких и эрозионностойких композиционных материалов,
используемых в современной авиационной и ракетно-космической технике, атомной промышленности. В критическом положении находится более 42 % производств по изготовлению материалов, необходимых для производства авиационной техники (нет сырья, демонтировано оборудование, аварийное состояние зданий и сооружений).
В критическом состоянии находится более 25 % номенклатуры сырья и компонентов изделий малотоннажной и специальной химии, необходимых для производства ракет.
Все это приводит к тому, что данная продукция не выдерживает конкуренции на мировом рынке и утрачиваются позиции на внутреннем.
В настоящее время лишь 9,4 % российских промышленных предприятий реально участвуют в технологических инновациях, в то время как оптимальным стартовым уровнем для развития экономики считается 25-30 %. В результате на рынке высоких технологий позиции России продолжают падать (ее доля на этом рынке составляет 0,25 % или от уровня отдельных стран: от США - около 2 %, от Японии и Германии - 3, от Франции и Великобритании - 7 %). Количество предприятий, производящих машины и оборудование, к 2011 г. сократилось по сравнению с 2005 г. более чем на 30 % (с 74,2 тыс. до 49 тыс.), а количество предприятий, добывающих полезные ископаемые, выросло с 14,5 тыс. до 17,5 тыс. [7]. Это, естественно, не способствует переходу российской экономики с сырьевого пути развития на инновационный.
Если создание и применение в России новых высокоэнергетических веществ, порохов и топлив, а также систем направленной энергии соответствуют мировому уровню, то в создании ряда других технологий (перспективные конструкции сооружений, машин и механизмов, новые материалы и вещества, перспективные датчики и чувствительные элементы, оптические и оп-тикоэлектроные средства, технологии имитации и моделирования ситуаций, прогнозирования, подготовки, обоснования и выбора решений, перспективные средства телекоммуникаций и др.) страна отстает на 5-10 лет.
Наибольшее отставание (более 10 лет) сложилось в области компьютерных технологий и автоматизированного управления.
Неэффективно используются основные производственные фонды оборонных предприятий, их общая загрузка составляет менее 30 %. При этом вклад оборонного заказа составляет 25-30 % этой загрузки. Большая часть предприятий обременена значительными мобилизационными заданиями.
Недозагруженность производственных мощностей ОПК приводит к тому, что их основная часть представляет собой «обузу» для государственного оборонного заказа, так как накладные расходы по содержанию незагруженных мощностей включаются в себестоимость продукции, что, естественно, приводит к повышению ее цены.
Средняя рентабельность производства в ОПК составляет 5-6 % (по мнению экспертов, она должна быть минимум 15 %). Здесь следует отметить, что в настоящее время предложен порядок определения прибыли на продукцию, производимую в рамках государственного оборонного заказа, - 20 % от собственных затрат предприятия и 1 % от привнесенных затрат. Однако специалисты считают, что для предприятий ОПК, продукция которых состоит на 80-90 % из комплектующих, рентабельность в этом случае составит менее 5 % [22]. Вследствие этого производство ВВСТ пока является убыточным на каждом шестом предприятии, гражданской продукции - на каждом третьем. Основными причинами являются низкая серийность выпускаемой продукции и рост себестоимости при вынужденном сдерживании отпускных цен.
Незначительный объем оборонного заказа, низкая рентабельность и, соответственно, прибыль оборачиваются другой проблемой - у предприятий сужается возможность инвестировать средства в развитие производства.
Структура инвестиций в техническое перевооружение оборонных предприятий выглядит так [30]: собственные средства предприятий составляют 75 %, бюджетные средства - 20, привлеченные -5 %. В то время как для развития основных фондов предприятий ОПК на базе современных технологий инвестиции, по мнению экспертов, должны иметь следующую структуру: 46,7 % - собственные средства предприятий, 29,9 - бюджетные средства, 23,4 % -привлеченные.
В результате негативного влияния рассмотренных факторов поставленная задача превратить ОПК в «локомотив инновационного развития» российской экономики пока решается с трудом. Это косвенно подтверждается динамикой доли гражданской продукции в общем объеме производства ОПК (в 2005 г. она составляла более 41 %, в 2007 г. снизилась до 38,4 % [31]). В 2010 г. она составила 33,8 %, а в 2011 г. - 33 %.
Финансово-экономическое состояние предприятий оборонно-промышленного комплекса. Финансово-экономическое состояние подавляющего большинства предприятий и организаций ОПК остается сложным: около половины из них хронически
убыточны, неконкурентны по заработной плате и неспособны к воспроизводству высококвалифицированных кадров [6]. Основными причинами бедственного состояния ОПК являются: несоответствие загрузки имеющимся производственным мощностям, высокий износ основных фондов и оборудования, незначительная государственная помощь в их обновлении, накапливающаяся из года в год кредиторская задолженность предприятий при росте дебиторской, в том числе за счет недоплат по работам в рамках оборонного заказа. Последний фактор в рыночной экономике играет важную роль.
На финансово-экономические показатели ОПК неблагоприятное влияние оказывает недостаток собственных средств предприятий. В связи с ростом цен на ресурсы естественных монополий и комплектующие, а также из-за необходимости содержания мобмощностей и не переданных в муниципальную собственность объектов жилого фонда и социальной инфраструктуры, неритмичности получения средств на оборонные заказы и экспортные контракты предприятия вынуждены брать кредиты под высокие проценты, что приводит к задолженности, составляющей иногда до 20 % от объема финансирования оборонного заказа.
Невыполнение ряда заданий оборонного заказа в значительной степени связано с проблемой ценообразования [14, 15]. Постоянный рост цен на материалы и комплектующие при фиксированной цене на ПВН приводит к тому, что оборонные предприятия вынуждены либо работать на грани нулевой рентабельности, либо производить меньше продукции, т. е. увеличивать ее стоимость.
Это, очевидно, стало одной из причин того, что реализация Федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса на 2007-2010 годы и на период до 2015 года» ощутимых результатов в развитии ОПК не принесла. Этим же объясняется и снижение темпов роста производства гражданской продукции и ее качества.
Причинами, обусловившими финансово-экономические и производственно-технологические проблемы в ОПК, являются: рост цен на сырье, комплектующие и энергоносители; моральное и физическое старение основных производственных фондов; низкий уровень управления оборонными отраслями; несвоевременная и не в полном объеме оплата выполненных заказов; низкая загруженность предприятий оборонными заказами, недостаток оборотных средств и, как следствие, значительная кредиторская задолженность предприятий и низкий спрос на ПВН со стороны государства; высокая арендная плата за землю, устанавливаемая местны-
ми органами власти и их отказ брать на свой баланс объекты соцкультбыта, принадлежащие стратегическим предприятиям; неучет налоговым и таможенным законодательством специфики деятельности стратегических предприятий; отсутствие критериев отнесения того или иного предприятия к «стратегическому»; отсутствие четкого понятия «стратегическое предприятие».
Все это привело к снижению конкурентоспособности целого ряда видов продукции, в том числе военной (по сравнению с импортными аналогами), а следовательно, к проникновению последних на российский рынок.
Кадровый и научный потенциалы ОПК. Одним из условий решения поставленных перед ОПК задач по обеспечению дальнейшего переоснащения Вооруженных сил РФ новыми и модернизированными образцами ВВСТ и инновационного развития его отраслей является наличие квалифицированных кадров (научные работники, специалисты с высшим и средним профессиональным образованием и рабочие), способных разрабатывать и создавать продукцию на основе новейших технологий, соответствующих мировому уровню.
Вопросы развития и сохранения кадрового потенциала ОПК непосредственно связаны с финансово-экономическим состоянием оборонных предприятий, которое, как было отмечено, остается сложным.
При высоких требованиях к уровню квалификации работников ОПК и низких уровнях их заработной платы и социальной обеспеченности престиж работников оборонной промышленности снизился. В связи с этим произошло значительное сокращение количественного и качественного состава работников в отраслевых научных, проектно-конструкторс-ких организациях, что в отсутствие возможности их восполнения на рынке труда привело к кадровому дефициту.
Следует заметить, что количество научных организаций ОПК по сравнению с 2007 г. немного сократилась, но в последние годы остается на одном уровне - 40,5 % (рис. 1) [12].
Приблизительно на одном уровне рассматриваемый показатель зафиксирован в авиационной промышленности и промышленности обычных вооружений - 45 и 42 % соответственно, а также в промышленности боеприпасов и спецхимии и судостроительной промышленности - 24 и 26 % соответственно. Кроме того, численность организаций в отраслевом разрезе за период 2007-2010 гг. изменялась незначительно.
За 2007-2010 гг. численность персонала научных организаций секторов ОПК практически не изме-
43,5 43,0 42,5 42,0 41,5 41,0 40,5 40,0 39,5 39,0
43,35
2007
2008
2009
Рис. 1. Динамика доли научных организаций в общей численности организаций, %
нилась. В период кризиса 2008 г. она незначительно снизилась в секторе боеприпасов и спецхимии, авиационной и радиоэлектронной промышленности, небольшой рост этого показателя в отмеченный период зафиксирован в судостроении и в промышленности обычных вооружений. Наибольшая численность персонала научных организаций наблюдается в радиоэлектронной промышленности, наименьшая -в судостроении. За 2010 г. численность персонала научных организаций возросла во всех секторах ОПК.
Низкая заработная плата явилась одной из причин оттока специалистов из ОПК (с 4,5 млн до 2,0 млн чел.) и ухудшения возрастной структуры работающих: до последнего времени средний возраст работников ОПК составлял 54 года, а в научной сфере - выше 57 лет (в настоящее время средний возраст работников ОПК снизился до 46 лет).
Сокращение кадров в науке происходило и происходит из-за перехода исследовательских и обслуживающих науку кадров в другие секторы экономики (внутренняя миграция), эмиграции за рубеж («утечка мозгов») и естественной убыли.
Однако за последние годы наметилась тенденция роста средней заработной платы в ОПК. Так, в 2009 г. она увеличилась на 10,9 % по отношению к 2008 г. и составила 18 550 руб. в мес. (по России в целом - 21 090 руб.) [32, 34]. В 2011 г. средняя заработная плата в ОПК выросла на 15,8 % и превысила 23 тыс. руб., а в научных организациях составила около 30 тыс. руб. [17]. Эту тенденцию можно объяснить необходимостью решения задач по развитию и модернизации ОПК, а также усиливающимся дефицитом высококвалифицированных кадров.
Как видно из проведенного анализа, сегодняшнее состояние ОПК можно охарактеризовать следующи-
2010
ОПК
ми качественными показателями: износ производственных мощностей; низкая производительность труда; низкая доля высококвалифицированных специалистов; высокие энергоемкость и материалоемкость; устаревшие технологии; фрагментарная кооперация с предприятиями западных стран; низкое качество продукции; неразвитость конкурентной среды; устаревшая инфраструктура; отсутствие предложений на рынке инноваций и др.
Такое состояние ОПК не могло не сказаться на качестве вооружения и военной техники. Как отмечают эксперты, количество рекламаций на военную продукцию, поставляемую на внутренний рынок, за последние несколько лет увеличилось в 10 раз, а на продукцию, поставляемую на внешний рынок, - почти в 20 раз (в 2010 г. Минобороны России предъявило, как заявил первый заместитель министра обороны, предприятиям ОПК 6 889 рекламаций, а в 2011 г. - 7 119).
Состояние научного, производственно-технологического и кадрового потенциалов ОПК, естественно, влияет на инновационный климат в нем.
Инновационный климат в оборонно-промышленном комплексе. Нынешнее состояние инновационного климата в ОПК характеризуется следующими показателями.
Удельный вес инновационно-активных предприятий составляет более 30 % (в промышленности Российской Федерации в целом -менее 10 %). На этих предприятиях занято более 50 % работающих в ОПК, в том числе 60 % работников с высшим образованием. На их долю приходится 70 % общего объема продукции и почти 90 % продукции, поставленной на экспорт [10].
Доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции предприятий ОПК Минпромторга России невелика, и за 2007-2011 гг. практически не изменилась (13,8-13,9 %)1.
Основными видами инноваций в ОПК являются продуктовые и процессные инновации (рис. 2) [12]. При этом продуктовые инновации - это готовая продукция, различные образцы или модели готовых изделий, например суда,комплектующие, металлоконструкции и др., процессные - новые технологии
1 Здесь и далее используются данные организаций ОПК Минпромторга России. Не учтены предприятия ОПК Министерства обороны РФ, Роскосмоса, Росатома, Ростехнологий.
а
О
о
с
О
3" о
Промышленность боеприпасов и спецхимии
Промышленность обычных вооружений
Авиационная промышленность
Судостроительная промышленность
Рис. 2. Инновации в секторах ОПК: продуктовые инновации; 2 - процессные инновации; 3 - маркетинговые инновации; 4 - экологические инновации; 5 - организационные инновации; 6 - итого инноваций по секторам ОПК
обработки и проектирования, автоматизированные процессы и производства и др.
Не слишком пристальное внимание уделяется организации производства - доля организационных инноваций на предприятиях ОПК хоть и не числится в «отстающих», но и не является приоритетной.
Доля экологических инноваций незначительна. К этому виду инноваций предприятия относят в основном реконструкцию очистных сооружений и различные виды обезвреживаний, вторичную переработку сырья и др.
Как известно, основным условием для внедрения инноваций является наличие эффективной системы маркетинга и сбыта, осуществляющей связь предприятия с конечными потребителями с целью постоянного выявления новых требований покупателей, предъявляемых к качеству производимых товаров и услуг. Это условие существенно, на практике инновации часто определяются как «создание и предоставление товаров или услуг, которые предлагают потребителям выгоды, воспринимаемые ими как новые или более совершенные»2. Большинство неудач с выведением инноваций на рынок объясняется тем, что они возникают на базе новых знаний, а не потребностей, в то время как покупателям нужен не новый товар, а новые выгоды [27].
Однако маркетинговой политике предприятия ОПК не уделяют должного внимания, о чем сви-
2 Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. СПб: Питер, 1999.
детельствуют низкие показатели маркетинговых инноваций. По данным ряда оборонных предприятий, их маркетинговые инновации заключаются главным образом в исследовании спроса на продукцию средствами Интернета, в завоевании новых рынков сбыта путем продвижения бренда, проведения выставок и презентаций и др.
Налицо очевидное намерение выпускать готовую продукцию, ориентированную на экспорт и отсутствие стремления к технологической модернизации.
Вялотекущий характер инновационных процессов подтверждается и количеством организаций ОПК, занимающихся производством инноваций: менее половины в каждой из секторов. Лидирует по этому показателю авиационная промышленность -47,2 % организаций, в судостроении и промышленности обычных вооружений - по 19,1 %, на последнем месте находятся организации промышленности боеприпасов и спецхимии - 14,6 % (рис. 3) [12].
При этом большинство оборонных предприятий занимается либо производством только продуктовых инноваций, либо 4 видов инноваций. Наибольшее число организаций (11,5 %), занимающихся производством всех видов инноваций, наблюдается в промышленности боеприпасов и спецхимии, наименьшее (2,9 %) - в промышленности обычных вооружений; в судостроении нет ни одной такой организации. Только маркетинговые инновации производят 3,8 % организаций промышленности боеприпасов и спецхимии, только организационные - 2,4 % предприятий авиационной промышленности. Такая картина свидетельствует практически об отсутствии инновационных процессов в этих организациях.
Из приведенных данных видно, что в ОПК наиболее динамично инновационные процессы протекают в радиоэлектронной промышленности, наименее - в судостроительной.
В интересах создания высокотехнологичных и конкурентоспособных образцов ВВСТ в ОПК разработаны такие перспективные материалы и технологии, как:
1
Орган кз ац и грэуьшлзннсстм бЕнтишв и спецхи^ии
фгэнкзщуи про1л>шшннссш о5ычи>х вооружений
12 4 5 6 7 8
Ораиа|м хщшш пра/ьш лен ноет
Организщк судостроигз льнем проуьшленнссти
Рис. 3. Организации ОПК, производящие инновации: 1 - только продуктовые инновации; 2 - только процессные инновации; 3 - только маркетинговые инновации; 4 - только организационные инновации; 5 - пять видов (все виды) инноваций; 6 - четыре вида инноваций; 7 - три вида инноваций; 8 - два вида инноваций; 9 - итого организаций ОПК, производящих инновации
- высококачественные композиционные материалы на основе углеродных волокон конструкционного назначения;
- базовый технологический маршрут и технологические процессы изготовления монохромных электролюминесцентных полимерных плоских индикаторов (экранов) с высокими функциональными характеристиками, не уступающие лучшим мировым образцам, маршрутные технологии сверхбольших интегральных схем уровня 0,5 мкм, создан 6-координатный станочный модуль бездефектного микрошлифования электронных материалов;
- принципиальные технологические основы создания полупроводниковых и твердотельных лазеров с диодной накачкой и их элементной базы;
- основы технологии создания геоинформационных систем нового поколения на основе сложноструктурированных баз данных дистанционного зондирования и принципов виртуальной реальности;
- технологии производства прецизионных реакторных и конструкционных материалов на основе циркония для оболочек ТВЭЛов и других элементов и узлов действующих и разрабатываемых реакторов атомных электростанций, позволяющие увеличить срок службы и повысить безопасность атомных электростанций;
- базовые основы экологически безопасной технологии очистки оружейного плутония, включая иммобилизацию высокоактивных отходов в минералоподобные матричные системы,
пригодные для длительного контролируемого хранения и др.
Важное место в ряду новейших технологий занимают нанотехнологии, являющиеся одним из наиболее перспективных направлений для производства продукции как гражданского, так и военного назначения.
Первостепенное значение имеют технологии с перспективой широкого внедрения в создаваемые и модернизируемые образцы ВВСТ в процессе реализации оборонного заказа; технологии двойного применения, разработанные в гражданском секторе экономики, внедрение которых может обеспечить существенное качественное улучшение боевых и эксплуатационных характеристик ВВСТ; технологии, разработанные по заказам Минобороны России и легко адаптируемые для создания продукции гражданского назначения.
Такой подход существенно расширяет возможности использования перспективных технологий в интересах создания инновационной продукции гражданского и военного назначения [1, 19, 23, 28].
При этом внедрение технологических разработок предполагается сочетать с созданием соответствующих производственных мощностей, совершенствованием опытно-конструкторской и испытательной баз, поскольку до последнего времени на предприятиях и в организациях ОПК в основном проводились только техническое перевооружение и реконструкция действующих производств. В целях быстрейшего перехода инновационных разработок от стадии военных научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ (НИОКР) к внедрению в гражданский сектор промышленности для их коммерциализации необходимо эффективное взаимодействие оборонных предприятий с научно-исследовательскими организациями.
Практика развитых стран показывает, что до 50-60 % оборонных научных разработок и технологий имеют применимость и высокую потенциальную эффективность при производстве наукоемкой гражданской продукции и продукции двойного применения, а их внедрение в гражданский сектор усиливает конкурентоспособность страны на мировом рынке. При этом повышается устойчивость оборонно-промышленного комплекса к внешним изменениям (появление новых угроз, изменение уровней бюджетного финансирования и др.) вследствие происходящей диверсификации производства, военно-гражданской интеграции и обеспечения возможности проведения единой технической и технологической политики [29].
Создание инноваций на оборонных предприятиях сдерживается недостатком собственных средств, дефицитом квалифицированного персонала, недостатком информации о новых рынках сбыта и новых технологиях, отсутствием возможностей для кооперирования, неразвитостью инновационной инфраструктуры (посреднических, информационных, юридических, банковских, венчурных и других услуг).
В общем объеме производства предприятий ОПК, осуществляющих инновационную деятельность, инновационная продукция составляет около 16 %, в том числе принципиально новая - 11 %.
Результативность инновационной деятельности предприятия (сектора экономики) определяется объемом экспорта инновационной продукции. Удельный вес оборонных секторов в российском экспорте инновационной промышленной продукции составляет 25 %, в том числе в экспорте принципиально новой продукции - 50 %. Более 30 % инновационно активных оборонных предприятий ориентированы в основном на зарубежные рынки [13].
Финансирование инновационной деятельности. В затратах на технологические инновации в оборонных секторах около 40 % составляют капитальные вложения, направляемые на приобретение машин и оборудования. Кроме того, почти 20 % общих затрат приходится на производственное проектирование и другие виды технологической подготовки производства для выпуска новой продукции. Таким образом, более половины инновационных затрат связано непосредственно с процессами освоения нововведений.
На исследования и разработки, проводимые в ОПК, приходится 25 % общего объема инновационных затрат.
Доля затрат на маркетинговые исследования и рыночное внедрение инновационной продукции составляет 7 %. Затраты на приобретение программных средств, новых технологий, а также на обучение и подготовку персонала невелики (соответственно 1,7 %, 1,1 и 0,7 % от общей суммы затрат на технологические инновации) [3].
Собственные средства оборонных предприятий, направляемые на финансирование технологических инноваций, составляют более 80 % от общей суммы затрат, а средства федерального бюджета -менее 10 %. Доля средств местных бюджетов и внебюджетных фондов в структуре затрат на технологические инновации крайне незначительна. Иностранные инвестиции в технологическое перевооружение предприятий оборонных секторов практически отсутствуют.
Тем не менее научно-технический и производственно-технологический потенциалы ОПК могут стать базой для создания инновационной продукции военного, двойного и гражданского назначения, чему будут способствовать:
- формирование опережающего научно-технического задела;
- разработка и освоение критических технологий для развития производства конкурентоспособной продукции военного назначения;
- создание на новой технологической основе производств по выпуску перспективных образцов ВВСТ;
- реконструкция и техническое перевооружение научно-экспериментальной и стендовой базы;
- создание единой информационной базы, единых стандартов;
- создание специальной структуры-посредника (брокера) между военными, промышленными, научными, финансово-кредитными и политическими кругами;
- привлечение научного потенциала гражданских университетов;
- развитие трансферта военных и гражданских инноваций и технологий;
- широкое использование возможностей частных предприятий ОПК (при соблюдении разумного режима секретности), создав для этого открытый информационный источник по имеющимся потребностям оборонной промышленности;
- ревизия мобилизационных потребностей страны;
- повышение престижа профессий, связанных с работой на оборонных предприятиях. Существенным стимулом для инновационного
развития ОПК являются планы по дальнейшему финансированию мероприятий по укреплению обороноспособности и национальной безопасности. Так, согласно утвержденной Президентом РФ Государственной программе вооружения (ГПВ) на 2011-2020 годы, только на создание образцов вооружения и военной техники планируется израсходовать почти 22 трлн руб., из них на НИОКР, которые являются основой инновационных разработок, - 16-20 %. Особого внимания заслуживают инновационные проекты, запланированные в ГПВ. Данные проекты нацелены на разработку межвидовых технологий, а также экспериментальных и опытных образцов такого нетрадиционного вооружения, как:
- кинетическое оружие (артиллерийское вооружение на основе электро-термохимического высокоскоростного метания, комплекс кинетического оружия на основе ствольно-реактивных технологий метания);
- роботизированное лазерное оружие (мобильные лазерные комплексы силового поражения высокоточного оружия и беспилотных летающих аппаратов, переносной лазерный комплекс оптико-электронного противодействия, основные технологии лазерного комплекса силового поражения воздушного базирования);
- радиочастотное оружие (аппаратура радиотехнической защиты баллистических ракет от средств противоракетной обороны, бортовой радиочастотный комплекс индивидуальной защиты летательных аппаратов от управляемых ракет);
- высокоскоростные системы, комплексы и образцы ВВСТ, в том числе микроразмерные;
- гиперзвуковое оружие (выстрелы с бронебойными снарядами повышенного кинетического действия, оснащенные гиперзвуковой двигательной установкой, двигательные установки на основе прямоточного воздушно-реактивного двигателя для оснащения перспективных высокоточных крылатых ракет тактического назначения);
- оружие нелетального действия.
На цели модернизации ОПК на период до 2020 г. предусмотрены ассигнования в объеме более 3 трлн руб., из которых порядка 200 млрд руб. планируется ежегодно направлять на перспективные оборонные НИОКР и на их базе создавать технологии двойного назначения. В 2011 г. ОПК получил за счет бюджетного финансирования Федеральной космической программы 75,8 млрд руб., ФЦП «Развитие гражданской
морской техники» - 10,2 млрд руб., ФЦП «Национальная технологическая база» (подпрограмма «Создание и организация производства в Российской Федерации в 2011-2015 гг. дизельных двигателей и их компонентов нового поколения») - 7,9 млрд руб. [33].
Кроме того, в 2010 г. предприятия ОПК помимо финансовых средств, предусмотренных ФЦП и ФАИП, получили из федерального бюджета 75 млрд руб. в качестве различных субсидий и средств на их докапитализацию [32].
В бюджете 2011-2013 гг. сохранены ассигнования на применявшиеся ранее субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских организациях, и лизинговых платежей:
- организациями-экспортерами промышленной продукции в объеме: 8 000 млн руб. - в 2011 г., 6 000 млн руб. - в 2012 г., 3 000 млн руб. - в 2013 г.;
- транспортными компаниями и пароходствами и организациями рыбохозяйственного комплекса на закупку гражданских судов, изготовленных на российских верфях, - по 20 млн руб. ежегодно;
- транспортными компаниями и пароходствами и организациями рыбохозяйственного комплекса на приобретение в лизинг гражданских судов, построенных на российских верфях: 70 млн руб. - в 2011 г., 316 млн руб. - в 2012 г. и 417 млн руб. - в 2013 г.;
- российскими производителями самолетов на техническое перевооружение и на уплату лизинговых платежей за технологическое оборудование, поставляемое российскими лизинговыми компаниями: 888 млн руб. - в 2011 г., 1 160 млн руб. - в 2012 г. и 1 507 млн руб. - в 2013 г.;
- российскими производителями авиационных двигателей на техническое перевооружение и на уплату лизинговых платежей за технологическое оборудование, поставляемое российскими лизинговыми компаниями: 289,1 млн руб. -в 2011 г., 319,45 млн руб. - в 2012 г. и 319,45 млн руб. - в 2013 г.;
- российскими лизинговыми компаниями на закупку воздушных судов отечественного производства с последующей передачей их российским авиакомпаниям по договорам лизинга -1 530 млн руб. ежегодно;
- организациями оборонно-промышленного комплекса на осуществление инновационных и инвестиционных проектов по выпуску высокотехнологичной продукции - по 1 000 млн руб. ежегодно;
- организациями оборонно-промышленного комплекса - головными исполнителями (исполнителями) государственного оборонного заказа: 3 000 млн руб. - в 2011 г. и 1 500 млн руб. - в 2012 г. (ассигнования по этой статье на 2013 г. в проекте бюджета не указаны).
С учетом таких финансовых вливаний ОПК может (и должен!) стать «локомотивом» развития остальных секторов народного хозяйства (машиностроения, химической промышленности, топливно-энергетического комплекса и др.) и экономики в целом, а также обеспечить устойчивое развитие научных и конструкторских организаций.
Заключение. Предприятия ОПК являются основой инновационного развития отечественной экономики, ведь именно здесь органично сочетаются следующие характерные черты инновационности:
- высокая концентрация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на создание новой продукции, и полученных в ходе их выполнения результатов интеллектуальной собственности;
- высокая конкурентоспособность и экспортный потенциал выпускаемой продукции на основе разработки и внедрения передовых технологий;
- наличие «прорывных» технологий и научно-технического задела, определяющих возможность формирования новых рынков высокотехнологичной продукции, развития новых индустрий (информационные технологии, нано- и биоиндустрия);
- наличие высококвалифицированного кадрового потенциала.
Инновационная деятельность оборонных предприятий в интересах реализации государственной программы вооружения осуществляется на основе технологических требований, предъявляемых к перспективным образцам ВВСТ, а также научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ новаторского характера.
Кроме того, в обеспечение реализуемости мероприятий ГПВ выполняется комплекс оборонно ориентированных федеральных целевых программ - ФЦП (Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, Федеральная космическая программа России, Национальная технологическая база, Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники).
Основными направлениями инновационной деятельности в оборонно-промышленном комплексе должны стать:
1) переход от предметной ориентации развития ОПК (под конкретные системы вооружения,
которые закупаются все в меньшем объеме, что провоцирует деградацию оборонных предприятий) к объектной - целенаправленному развитию научно-технического и производственно-технологического потенциалов ОПК -основы создания высокотехнологичных образцов военной и гражданской продукции, а также продукции двойного назначения;
2) повышение спроса на высокотехнологичную (инновационную) продукцию отечественного ОПК;
3) реализация диффузной модели инновационной деятельности оборонных предприятий (усиление трансферта технологий из гражданской сферы в военную и обратно), для чего необходимо создать в стране эффективный научно-технологический рынок;
4) изменение парадигмы взаимоотношений системы заказов ВВСТ и ОПК с тем, чтобы они были обоюдно заинтересованы в создании инновационных образцов ВВСТ.
Список литературы
1. Авдонин Б. Н., Хрусталев Е. Ю. Методология организационно-экономического развития наукоемких производств. М.: Наука, 2010.
2. Бородин С. Наука попала в катастрофу // Аргументы недели. 2001. № 7.
3. Буренок В. М., Косенко А. А., Лавринов Г. А. Техническое оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации: организационные, экономические и методические аспекты. М.: Граница, 2008.
4. Буренок В. М., Лавринов Г. А., Хрусталев Е. Ю. Механизмы управления производством продукции военного назначения. М.: Наука, 2006.
5. Викулов С. Ф., Хрусталев Е.Ю. Военно-экономический анализ современных оборонных проблем России // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 12.
6. Викулов С. Ф., Хрусталев Е.Ю. Российский оборонно-промышленный комплекс: финансово-экономический и институциональный анализ // Аудит и финансовый анализ. 2010. № 1.
7. Военно-промышленный курьер. 2011. № 22.
8. ВПК России. Структурные реформы. Январь-март 2008 г. № 1 (25).
9. ВПК России. Отрасли. Июль-сентябрь 2011 г.
10. Время новостей от 12.04.2007.
11. Зарубежный ВПК. Экономика. Рынки вооружения (июль-сентябрь 2009 г.). Информационное агентство «Телеинформационная сеть военно-промышленного комплекса» (ТС ВПК). 2009.
12. Кудрявцева С. С. Инновационные процессы в ОПК. URL: http://innclub. info/wp-content/ uploads/2011/06/Кудрявцева_26...
13. Лавринов Г. А., Косенко А. А., Бабкин Г.В. Экономические аспекты военно-технической политики Российской Федерации на современном этапе. М.: ООО «Издательская группа «Граница», 2012.
14. Лавринов Г. А., Подольский А. Г., Хруста-лев Е. Ю. Анализ факторов, влияющих на ценообразование продукции военного назначения // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 28.
15. Лавринов Г. А., Подольский А. Г., Хрусталев Е. Ю. Концепции построения системы внутреннего ценообразования на продукцию военного назначения // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 29.
16. Ларин С. Н., Хрусталев Е. Ю. Новые тенденции в организации партнерских отношений государства и бизнеса в инновационной сфере // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 34.
17. Независимое военное обозрение от 09.02.2012.
18. Основы государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу (утверждены Президентом РФ
01.03.2010 Пр-528).
19. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 г. (утверждены Правительством РФ 05.08.2005 № 2473п-П7).
20. Реестр предприятий ВПК. М.: Информационное агентство «Телеинформационная сеть военно-промышленного комплекса» (ТС ВПК), 2012.
21. Российский военно-промышленный комплекс. Дайджест материалов прессы, 05-09.04.2010. М.: Информационное агентство «Телеинформационная сеть военно-промышленного комплекса» (ТС ВПК), 2010.
22. Российский военно-промышленный комплекс. Дайджест материалов прессы, 05-09.12.2011. № 47 (85). М.: Информационное агентство «Телеинформационная сеть военно-промышленного комплекса» (ТС ВПК), 2011.
23. Рудцкая Е. Р., Хрусталев Е. Ю. Концепция инновационного развития российской экономики // Вестник университета. 2009. № 2.
24. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства РФ от
08.12.2011 № 2227-р.
25. Стратегия создания в оборонно-промышленном комплексе системы многоуровнего непрерывного образования на период до 2015 года: утверждена приказом Минпромторга России от 13.04.2009 № 256.
26. Хрусталев Е. Ю. Оборонно-промышленный комплекс России: предназначение, состояние и перспективы развития // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 35.
27. Хрусталев Е. Ю. Семантическое моделирование как метод производства, систематизации и использования знаний об оборонном потенциале государства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 9.
28. Хрусталев Е. Ю., Мингалиев К. Н. Когнитивные модели стратегического управления оборонно-промышленным комплексом // Вооружение и экономика. 2011. № 1.
29. Хрусталев Е. Ю., Рассадин В. Н. Организационно-экономический механизм распространения технологий и изделий двойного применения // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 28.
30. Экономика ВПК России (январь - март 2007 г.). М.: Информационное агентство «Телеинформационная сеть военно-промышленного комплекса» (ТС ВПК), 2007.
31. Экономика ВПК России (октябрь-декабрь 2007 г.). М.: Информационное агентство «Телеинформационная сеть военно-промышленного комплекса» (ТС ВПК), 2008.
32. Экономика ВПК России (июль-сентябрь
2010 г.). М.: Информационное агентство «Телеинформационная сеть военно-промышленного комплекса» (ТС ВПК), 2010.
33. Экономика ВПК России (январь-март
2011 г.). М.: Информационное агентство «Телеинформационная сеть военно-промышленного комплекса» (ТС ВПК), 2011.
34. Экономика ВПК России (октябрь-декабрь
2010 г.). М.: Информационное агентство «Телеинформационная сеть военно-промышленного комплекса» (ТС ВПК), 2011.
35. Экономика ВПК России (июль-сентябрь
2011 г.). М.: Информационное агентство «Телеинформационная сеть военно-промышленного комплекса» (ТС ВПК), 2011.
36. Экономика ВПК России (октябрь-декабрь 2011 г.). М.: Информационное агентство «Телеинформационная сеть военно-промышленного комплекса» (ТС ВПК), 2012.