Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ МОНИТОРИНГА УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ С ДЛИТЕЛЬНЫМ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ЦИКЛОМ (НА ПРИМЕРЕ СУДОСТРОЕНИЯ)'

ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ МОНИТОРИНГА УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ С ДЛИТЕЛЬНЫМ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ЦИКЛОМ (НА ПРИМЕРЕ СУДОСТРОЕНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / УСТОЙЧИВОСТЬ / ДЛИТЕЛЬНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЦИКЛ / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ПРЕДПРИЯТИЯ СУДОСТРОЕНИЯ / MONITORING / STABILITY / LONG PRODUCTION CYCLE / DEFENSE INDUSTRY COMPLEX / ENTERPRISES OF SHIPBUILDING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Витушкина Марина Геннадиевна

Цель статьи - обратить внимание исследователей и практиков на необходимость дифференцированного подхода к мониторингу устойчивости предприятий с длительным производственным циклом и с короткой оборачиваемостью. Сегодня такого различия не делается. Существующие методики мониторинга, основанные на анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятий, в качестве основных критериев эффективности используют наличие стабильной квартальной выручки и соблюдение лимитированных сроков исполнения обязательств перед кредиторами. Причем показатели оценки, получаемые с использованием этих критериев, нормируются, и выход за пределы установленных нормативов рассматривается как признак неудовлетворительной работы. Между тем предприятия авиа- и судостроения, отраслей тяжелого машиностроения и ряда других отраслей промышленности с длительным производственным циклом оказываются не соответствующими принятым нормативам и вынуждены изыскивать пути подтверждения своей состоятельности вне рамок делового оборота с использованием эксклюзивных решений органов отраслевого государственного управления и правительства. Очевидно, учитывая масштабы и значимость названных отраслей, необходимы объективные инструменты оценки деятельности и мониторинга входящих в них предприятий для принятия научно обоснованных управленческих решений по государственному регулированию устойчивого развития ключевых секторов промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Витушкина Марина Геннадиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of the specifics of monitoring the stability of en-terprises with a long production cycle (on example of ship-building)

Article purpose - to draw the attention of researchers and practical workers to need of the differentiated approach to monitoring of stability of the enterprises with a long production cycle and with short turnover. Today such distinction does not become. The existing monitoring techniques based on the analysis of financial and economic activity of the enterprises as the main criteria of efficiency use existence of stable quarter revenue and observance of the limited dates of performance of obligations to creditors. And assessment indicators received with use of these criteria are normalized and an exit out of limits of the established standards is considered as sign of unsatisfactory work. Meanwhile, the enterprises of an avia - and shipbuilding, branches of heavy mechanical engineering and some other industries with a long production cycle are not corresponding to the adopted standards and are forced to find ways of confirmation of the solvency outside a business conduct with use of exclusive decisions of bodies of branch public administration and the Government. Obviously, considering scales and the importance of the called industries, objective tools of assessment of activity and monitoring of the enterprises entering them are necessary for adoption of evidence-based management decisions on state regulation of sustainable development of key sectors of the industry.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ МОНИТОРИНГА УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ С ДЛИТЕЛЬНЫМ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ЦИКЛОМ (НА ПРИМЕРЕ СУДОСТРОЕНИЯ)»

УДК 338.242

ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ МОНИТОРИНГА УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ С ДЛИТЕЛЬНЫМ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ЦИКЛОМ (НА ПРИМЕРЕ СУДОСТРОЕНИЯ)

Витушкина Марина Геннадьевна

старший преподаватель АНО ВО "Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт", соискатель

Аннотация. Цель статьи - обратить внимание исследователей и практиков на необходимость дифференцированного подхода к мониторингу устойчивости предприятий с длительным производственным циклом и с короткой оборачиваемостью. Сегодня такого различия не делается. Существующие методики мониторинга, основанные на анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятий, в качестве основных критериев эффективности используют наличие стабильной квартальной выручки и соблюдение лимитированных сроков исполнения обязательств перед кредиторами. Причем показатели оценки, получаемые с использованием этих критериев, нормируются, и выход за пределы установленных нормативов рассматривается как признак неудовлетворительной работы. Между тем предприятия авиа- и судостроения, отраслей тяжелого машиностроения и ряда других отраслей промышленности с длительным производственным циклом оказываются не соответствующими принятым нормативам и вынуждены изыскивать пути подтверждения своей состоятельности вне рамок делового оборота с использованием эксклюзивных решений органов отраслевого государственного управления и правительства. Очевидно, учитывая масштабы и значимость названных отраслей, необходимы объективные инструменты оценки деятельности и

мониторинга входящих в них предприятий для принятия научно обоснованных управленческих решений по государственному регулированию устойчивого развития ключевых секторов промышленности.

Ключевые слова: мониторинг, устойчивость, длительный производственный цикл, оборонно-промышленный комплекс, предприятия судостроения.

Vitushkina Marina Gennadievna - senior teacher of ANO VO "Moscow information and technological university - Moscow architectural and construction institute", applicant, Moscow, Russian Federation.

Study of the specifics of monitoring the stability of en-terprises with a long production cycle (on example of ship-building).

Abstract. Article purpose - to draw the attention of researchers and practical workers to need of the differentiated approach to monitoring of stability of the enterprises with a long production cycle and with short turnover. Today such distinction does not become. The existing monitoring techniques based on the analysis of financial and economic activity of the enterprises as the main criteria of efficiency use existence of stable quarter revenue and observance of the limited dates of performance of obligations to

creditors. And assessment indicators received with use of these criteria are normalized and an exit out of limits of the established standards is considered as sign of unsatisfactory work. Meanwhile, the enterprises of an avia - and shipbuilding, branches of heavy mechanical engineering and some other industries with a long production cycle are not corresponding to the adopted standards and are forced to find ways of confirmation of the solvency outside a business conduct with use of exclusive decisions of bodies of branch public administration and the Government. Obviously, considering scales and the importance of the called industries, objective tools of assessment of activity and monitoring of the enterprises entering them are necessary for adoption of evidence-based management decisions on state regulation of sustainable development of key sectors of the industry.

Keywords: monitoring, stability, long production cycle, defense industry complex, enterprises of shipbuilding.

Определение категории продукции с длительным производственным (технологическим) циклом производства приведено в ст. 17 Закона о государственном оборонном заказе (ГОЗ). Согласно Закону это - "продукция, длительность производственного цикла изготовления которой в соответствии с технологией ее производства составляет более шести месяцев. Порядок отнесения продукции к продукции с длительным технологическим циклом производства и порядок выдачи документа, подтверждающего длительность производственного цикла изготовления продукции, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" в соответствии с их компетенцией"1. Приказом Минпромторга России от 21.04.2017 № 1270 утвержден порядок отнесения про-

дукции, изготавливаемой по государственному оборонному заказу, к данному типу2. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1465 для целей ценообразования на продукцию, поставляемую по ГОЗ, длительным технологическим циклом определен период в три года3. Указанная продукция выпускается предприятиями таких отраслей промышленности, как судостроение (создание атомной подводной лодки и фрегата занимает в среднем 5-6 лет, эсминца - 3-5 лет); авиастроение (постройка самолета длится от нескольких месяцев до четырех лет); тяжелое машиностроение (цикл создания прокатных станов, тепло- и электровозов, объектов энергетического машиностроения и дизелестроения; тяжелых станков и кузнечнопрессового оборудования, тяжелых экскаваторов; металлургического и горно-шахтного оборудования, оборудования для нефтяной и газовой промышленности заведомо больше шестимесячного периода)*. "От года до трех лет требуется, как правило, приборостроительным предприятиям отрасли для изготовления различных радиоэлектронных систем, - отмечает А.Б. Попов. Такая же картина наблюдается и при выполнении опытно-конструкторских работ. Данная особенность приводит к тому, что возникает значительный временной разрыв между движением денежных средств, выполнением работ и реализацией продукции с формированием конечных результатов"5. Из других производственных отраслей продукцию с длительным технологическим циклом производит строительная отрасль (гражданское и промышленное строительство).

С позиции мониторинга устойчивого развития предприятия перечисленных отраслей имеют существенные отличия от предприятий с коротким технологическим циклом. Во-первых, в силу масштабности, дороговизны и значимости их продукции для экономики страны, заказчиком у предприятий с длительным технологическим циклом, как правило, выступают структуры,

* Для промышленности перечень видов продукции с длительным производственным циклом установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2006 № 468 4.

финансирование которых осуществляется за счет средств государственного бюджета и средств иностранных покупателей (Минобороны России, АО "Рособоронэкспорт"), либо контролируемые государством (ПАО "Русгидро", ПАО "Газпром", ОАО "РЖД", ПАО "Транснефть" и другие (Рисунок 1).

В связи с этим устойчивость подобных предприятий в значительной мере зависит от общего состояния экономики страны, степени наполнения государственного бюджета и политической конъюнктуры, т.е. от внешних факторов, не зависящих от усилий их менеджмента. Из этого следует, что при проведении мониторинга предприятий с длительным производственным циклом следует разграничивать (учитывать обособленно) результаты, являющиеся следствием работы собственно предприятия, и результаты, обусловленные влиянием внешних обстоятельств.

Во-вторых, помимо перечисленных заказчиков свою продукцию предприятия с длительным производственным циклом отгружают крупнейшим производителям (добытчикам) руды, металла, угля; компаниям, занятым нефтедобычей и нефтепереработкой; а также предприятиям тяжелой промышленности. Все эти потребители также,

как и сами предприятия исследуемой группы, являясь системообразующими, в своей снабженческо-сбытовой политике придерживаются правил, принятых в государственном секторе экономики, и осуществляют торгово-закупочную деятельность в рамках законодательства о государственных за-купках10, 11 и связанных с ним нормативно-правовых документов1,3,12. В то же время действующее законодательство о государственных закупках и сложившаяся практика его применения обладают рядом недостатков. По данным Федеральной антимонопольной службы России сохраняется высокий объем закупок у единственного поставщика; проведение так называемого «бумажного» конкурса при высокой значимости субъективных критериев оценки допускает несанкционированное раскрытие содержания заявок участников. Организация конкурса с ограниченным участием при предъявлении требований к участникам закупки о наличии конкретных материальных ресурсов позволяет ограничить участие "нежелательных" соискателей. Отсутствие требований к экспертам, осуществляющим контроль конфликтных контрактов, также предоставляет возможность для ограничения состава участников торгов и т.д.13. Эти и другие свя-

Рисунок 1. Структура уставного капитала ряда крупнейших компаний России6-9

занные с ними обстоятельства приводят к тому, что затрудняется обеспечение качества поставок, их ритмичности; значительно увеличиваются сроки процедур контрактации и сокращаются возможности для хозяйственного маневра; не гарантируется сохранение долгосрочных взаимоотношений с добросовестными, хорошо себя зарекомендовавшими поставщиками. В результате возрастают риски невыполнения собственных обязательств производителя, что в целом повышает неопределенность достижения им конечных результатов, а также риск утраты устойчивости. С позиции мониторинга это означает необходимость учета особенностей нормативно-правовой базы деятельности предприятий с длительным производственным циклом при установлении количественных критериев оценки их деятельности.

Обращаясь к теме судостроения, следует отметить проблемы, специфичные для данного вида деятельности. Вот какие наблюдения приводятся в годовом отчете ПАО СЗ "Северная верфь" за 2017 г. "Одной из основных проблем отечественного судостроения являются сложности с привлечением инвестиций в постройку судов, вызываемые существенными отличиями судостроения от других отраслей промышленности, а именно: длительными сроками постройки судов и кораблей...; высокой стоимостью судов и кораблей, составляющей от 10 до 500 млн $ в зависимости от типа и размера объекта; большими проектно-конструкторскими расходами; высокой долей импортного судового оборудования, следовательно, большой потребностью в валюте на сравнительно длительный период времени от 6 до 24 месяцев; изменение цен на сырье, материалы и услуги вспомогательного производственного характера, продукцию, является высоким (по контрагентским поставкам оборудования и контрагентским работам, составляющим 50% в общей стоимости гражданской продукции ПАО СЗ "Северная верфь"), что может оказать существенное влияние на стоимость продукции предприятия. Указанные отличительные особенности судостроительного производства требуют больших объемов и длительных сроков

финансирования, что сложно сегодня обеспечить в России из-за отсутствия у предприятий оборотных средств, а у судовладельцев - средств для строительства судов, высокой стоимости кредитных российских денег и сложности получения верфями гарантий под западные относительно дешевые кредиты"14. Влияние этого фактора существенно осложняет задачу обеспечения устойчивости предприятий с длительным производственным циклом. Как показал анализ, по группе обследованных предприятий коэффициент финансовой зависимости Кфз, рассчитываемый по формуле: _ ДО+КОСКОр.

Кфз - П ,

где ДО - долгосрочные обязательства, КОскор - скорректированные краткосрочные обязательства, П - пассивы, у восьми из десяти предприятий уже выходит за пределы допустимых значений и превышает рекомендованные 0,8 (Таблица 1). Более того, у трех предприятий этот коэффициент избыточен и в части долгосрочных обязательств. При этом окупаемость долгосрочных обязательств, например у АО "Дальневосточный завод "Звезда", достигает 11,8 лет, что неприемлемо по обычаям делового оборота и практике работы кредитных организаций.

То есть третьим отличием предприятий с длительным производственным циклом с позиции сохранения их устойчивости является сложность привлечения финансирования в необходимых масштабах. Данное обстоятельство указывает на целесообразность включения в состав методического аппарата мониторинга рекомендаций, связанных с учетом изменений в структуре финансирования деятельности исследуемых предприятий в части привлечения кредитных ресурсов.

Специалисты АО "ПО "Севмаш" указывают на следующие специфические обстоятельства, способные привести к снижению устойчивости работы предприятия: "срыв государственным заказчиком сроков поставки опытно-штатного оборудования, что неизбежно влечет за собой срыв сроков изготовления и поставки штатного оборудования для серийных заказов; срыв поставщиками сроков поставки оборудования;

* Рассчитано автором по данным бухгалтерской отчетности предприятий 15

Таблица 1

Расчет показателей финансовой зависимости по ряду судостроительных

предприятий России*

Наименование предприятия Коэффициент финансовой зависимости (рекомендуемое значение <0,8) Коэффициент финансовой зависимости (по долгосрочным обязательствам) Отношение долгосрочных обязательств к выручке

2015 2016 2017 2015 2016 2017 2015 2016 2017

АО "ПО "Севмаш" 0,95 0,97 0,96 0,26 0,24 0,18 0,23 0,27 0,15

АО"Адмиралтейские верфи" 0,58 0,55 н/д 0,35 0,43 н/д 0,68 0,86 н/д

АО "ЦС "Звездочка" 1,35 1,28 н/д 0,91 0,90 н/д 3,13 3,85 2,93

ПАО СЗ "Северная верфь" 0,97 0,99 1,00 0,47 0,68 0,75 2,76 5,56 4,70

АО "Зеленодольский завод им. А.М. Горького" 0,95 0,97 0,96 0,26 0,24 0,18 1,14 1,58 0,41

ПАО "Амурский судостроительный завод" 0,67 0,80 0,85 0,55 0,44 0,63 3,69 4,69 3,88

ПАО "Завод "Красное Сормово" 0,59 0,47 0,59 0,23 0,15 0,22 0,39 0,25 0,42

АО "Дальневосточный завод "Звезда" 0,94 0,98 1,06 0,70 0,68 0,90 8,53 6,87 11,80

АО "Средне-Невский судостроительный завод" 0,89 0,88 0,90 0,67 0,79 0,80 2,78 2,88 3,42

АО "Балтийский завод" 1,32 1,35 0,97 0,03 0,05 0,90 0,74 1,17 9,91

недостаток квалифицированного персонала, отсутствие на рынке труда основных производственных рабочих с необходимой квалификацией; срыв проектантами сроков поставки рабочей конструкторской документации; недостаточность объемов финансирования, что не позволяет оплатить в необходимом объеме поставки и работу контрагентских организаций; отказ поставщиков в заключении договоров на поставку материалов и комплектующих в связи с вступлением в силу изменений Федерального закона "О государственном оборонном заказе"; неполучение денежных средств из бюджета по федеральной целевой программе в запланированном объеме"16.

В данном перечне проблем следует выделить высокую зависимость устойчивости судостроительных предприятий от деятель-

ности их многочисленных контрагентов, которые часто свободны от нормативно-правовых особенностей условий работы головных исполнителей. Это четвертое отличие. Поэтому при мониторинге исследуемых предприятий следует особое внимание уделить оценке данного аспекта их деятельности, а именно степени их зависимости от контрагентов.

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что "по производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом в случае, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), доход от реализации указанных работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания дохода на основании данных учета. При этом принципы и

методы, в соответствии с которыми распределяется доход от реализации, должны быть утверждены налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения"17. В этом состоит пятое отличие исследуемых предприятий. Данная норма Кодекса направлена на возможность унификации бухгалтерской отчетности предприятий, обладающих как коротким, так и длительным производственным циклом. Проще говоря, ее использование позволяет предприятию с длительным производственным циклом, как и прочим предприятиям, отражать в форме № 2 бухгалтерского баланса "Отчет о финансовых результатах" выручку и себестоимость для формирования финансовых результатов деятельности за квартал и год в целях налогообложения. Однако при этом и выручка, и себестоимость, исчисленные так называемым методом "по мере готовности", являются фиктивными учетными величинами и не отражают (особенно выручка) реальных результатов работы предприятия. На практике это приводит к невозможности осуществлять обоснованный мониторинг производственно-хозяйственной деятельности, реальной финансовой устойчивости предприятий; а также оставляет открытым вопрос о сроках и стоимости выполнения долгосрочных заказов. Например, вице-премьер Правительства Российской Федерации Ю.И. Борисов отметил, что "начиная с 2014 г., мы практически ежегодно имеем дело с системными срывами сроков поставки кораблей и судов для ВМФ со стороны ряда судостроительных предприятий. Переносы сроков постройки и ремонта кораблей произошли и в прошлом (2017*) году"18.

"Многие известные срывы гособоронза-каза для ВМФ за этот период, - продолжает автор цитируемой статьи, - приходятся на Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК). Так, в 2015 г. входящий в состав ОСК "Амурский судостроительный завод" не поставил Военно-морскому флоту ремонтируемую дизель-электрическую подводную лодку (ДЭПЛ) в г. Комсомольск-на-Амуре. В ремонте на заводе субмарина

* Примечание автора.

проекта 877 находилась более десяти лет. В боевой строй она вернулась только в январе 2017 г. Аналогичная ситуация складывалась с корветом "Совершенный", который вошел в состав Тихоокеанского флота на год позже запланированного срока в июле 2017 г. <...> заложенные в Государственную программу вооружений ГПВ-2020 атомные подводные лодки (АПЛ) проектов "Борей" и "Ясень", оговоренные к поставке до 2020 г., примут в эксплуатацию до конца 2021 и 2023 гг. В 2017 г. были перенесены сроки ввода ледокола "Арктика"18. При этом, как показал анализ бухгалтерской отчетности предприятия, упомянутое в статье ПАО "Амурский судостроительный завод" в ходе выполнения, а вернее - неисполнения заказа (2014 г.) получило 67,5 млн рублей чистой прибыли, а в 2015 г., после срыва срока сдачи ДЭПЛ - 59,9 млн рублей убытка19. То есть промежуточные финансовые результаты работы предприятия камуфлировали фактическое состояние дел с выполнения ГОЗ.

Следующее, шестое отличие предприятий с длительным производственным циклом от их коллег, имеющих высокую оборачиваемость, предопределено задачей, поставленной Президентом Российской Федерации в отношении 50% дифференциации продукции предприятий ОПК, решить которую намечено к 2030 г.20. Для АО "ОСК" данная задача отражена в бизнес-модели корпорации (Рисунок 2). В ходе ее решения следует ожидать фактического разделения деятельности оборонных предприятий на два неразрывно связанные, но обладающие существенной спецификой блока: ограниченно-рыночный, ориентированный на выпуск продукции по ГОЗ, и полностью рыночный, занятый производством продукции гражданского назначения, реализуемой на свободном рынке. Как это будет реально происходить, пока предположить сложно. Однако можно с уверенностью утверждать, что подобное разделение затронет систему управления предприятием путем выделения в ее структуре отдельных дивизионов (департаментов) и вызовет необходимость обособления учета хозяйственных результатов. При этом получат развитие производ-

ос<

БИЗНЕС-МОДЕЛЬ АО «ОСК»: обеспечиваем обороноспособность государства, развивая технический потенциал военного кораблестроения и гражданского судостроения путем концентрации интеллектуальных, производственных и финансовых ресурсов

Группа ОСК предоставляет спектр услуг, охватывающих полный жизненный циш производимой продукции военного кораблестроения, гражданского судостроения и производства морской техники: от проведения перспективных исследований до утилизации

- гоз/втс --.

88 8 818888888

Проектчо-конотрукгорекие бюро

(ПКБ)

Судостроительные и судоремонтные заводы

Одна из основных задач Группы ОСК - обеспечить к 2030 году баланс между военным кораблестроением и гражданским судостроением Решение этой амбициозной задачи связано с реализацией ряда крупных проектов переход к 100% цифровому проектированию и создание условий для крупноблочного строительства.

ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ

Ледоколы и суда специального назначения

Группа ОСК является единственным в мире производителем ледоколов с ядерной силовой установкой.

Военная продукция

Группа ОСК является ведущим поставщиком кораблей всех рангов для нужд Военно-морского флота РФ

Гражданская продукция

Группа ОСК последние три года стабильно наращивает объем поставок в сегменте гражданского судостроения, производя наиболее сложные топы судов

ВМФ МО ФСБ Иностранные заказчики

■-- ГС :

Государственные

заказчики, судовладельцы

Суда и морская техника для освоения шельфа Группа ОСК пэоизводиг морские платфорш для освоения разведки и добычи углеводородсв на шельфе.

Судовье конструкции, оборудование

и изделия машиностроения Группа ОСК производит широкий спектр изделий судового машиностроения обеспечивая собственные потребности и потребности клиентов на рынке

Рисунок 2. Бизнес-модель АО "ОСК"

ственные процессы с коротким технологическим циклом, результаты которых будут учитываться на общих для промышленности основаниях, и наоборот.

Например, одну из групп продукции АО "Концерн "Калашников" с недавнего времени составляют катера специального назначения (гражданская продукция) с длительностью производственного цикла порядка девяти месяцев. При этом стрелковое оружие - основная продукция концерна - имеет короткий производственный цикл - в пределах квартала. 88,4% в объеме реализованной продукции по состоянию на 2016 г. составляла профильная продукция на АО "Зеленодольский завод им. А.М. Горького" - судостроение и судоремонт, выпускаемая в течение длительного периода. Вспомогательные виды деятельности, объединенные в такие группы, как литье, мостостроение, машиностроение, услуги и работы для других организаций, имели короткий производственный цикл22. На Рисунке 3 приведены данные об удельном весе различной продукции, выпускае-

мой ПАО "Амурский судостроительный завод". Его особенность состоит в том, что оно выпускает и ремонтирует как военные, так и гражданские суда. Поэтому в ходе диверсификации отнесение предприятия к имеющему длительный производственный цикл сохранится, но принципы работы на различных рынках (ГОЗ и открытом рынке) будут разниться, что необходимо учитывать в ходе мониторинга устойчивости его деятельности.

Последнее, седьмое, отличие предприятий с длительным производственным циклом непосредственно касается судостроения в части выполнения ГОЗ. Речь идет о государственном регулировании цен на продукцию по ГОЗ, которое реализуется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 14653. Указанным документом жестко регламентированы состав затрат, методы определения цен и уровень рентабельности продукции военного назначения. Предусмотрен исчерпывающий перечень вариантов ситуаций, в которых могут применяться те

Рисунок 3. Динамика структуры выпуска ПАО "Амурский судостроительный завод"23

или иные решения в отношении ценообразования на ВВСТ. Активная роль в этой работе отводится Федеральной антимонопольной службе России. При всем понимании целесообразности регулирования вопросов производства оборонной продукции за счет средств государственного бюджета следует отметить, что данный подход существенно ограничивает возможности хозяйственного маневра для предприятий, работающих по ГОЗ, и ставит их в неравное положение по сравнению с предприятиями, действующими на свободном рынке. Данное обстоятельство требует своего учета в процессе подготовки предложений по мониторингу устойчивости предприятий с длительным производственным циклом.

Проведенный краткий анализ ряда факторов, определяющих специфику подходов к мониторингу устойчивости предприятий с длительным производственным циклом и их последствий, показывает, что эта группа предприятий под влиянием внешних обстоятельств находится в более уязвимом положении с позиции возможности самого обеспечения устойчивости, нежели предприятия с коротким циклом изготовления продукции, более приспособленные к рынку. Вместе с тем практика свидетельствует о том, что подходы к внешнему мониторингу и оценке этих двух групп хозяйствующих субъектов, как правило, идентичны.

Понимание сложностей в обеспечении устойчивости исследуемой группы предприятий объективно вызвало соответствующую реакцию со стороны федеральных

органов исполнительной власти, направленную на снижение остроты испытываемых ими проблем. Так, Законом о государственном оборонном заказе разрешено "включать по согласованию с головным исполнителем, исполнителем в контракт условие о возмещении (компенсации) в пределах цены контракта понесенных исполнителем за счет собственных средств расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для изготовления продукции с длительным технологическим циклом производства в целях выполнения государственного оборонного заказа, при условии подтверждения исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса"1. Данная норма в определенной мере гарантирует, что обоснованные расходы исполнителя ГОЗ на эти цели будут учтены в цене контракта, что позволит повысить устойчивость деятельности предприятия.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1465 предусмотрено, что при определении цен на продукцию с длительным циклом производства применяется метод индексации по статьям затрат, "заключающийся в установлении цены на продукцию на очередной год и плановый период в виде суммы величин затрат по отдельным статьям в составе собственных и привнесенных затрат, определяемых путем индексации с применением соответствующих индексов, и размера прибыли, определяемого в соответствии с

установленным порядком"3. Это положение обеспечивает стабильность стартовых и промежуточных условий выполнения контракта для исполнителя ГОЗ, что, как минимум, не ухудшает его устойчивость.

Законом о несостоятельности (банкротстве) для стратегических предприятий (а все рассматриваемые нами предприятия являются стратегическими*) поднята планка оценочных критериев отнесения предприятий к несостоятельным. Предусмотрено, что "стратегические предприятие и организация считаются неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Для возбуждения производства по делу о банкротстве стратегических предприятия или организации принимаются во внимание требования, составляющие в совокупности не менее чем один миллион рублей"24. По общему правилу производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику-юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем 300 тыс. рублей, и с момента наступления даты их погашения прошло три месяца. Эта норма также несколько снижает вероятность поспешных

* "Под стратегическими предприятиями и организациями понимаются: федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, а также иные организации в случаях, предусмотренных федеральным законом; организации оборонно-промышленного комплекса - производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа"24.

ошибочных решений субъекта внешнего мониторинга в отношении предприятий с длительным производственным циклом, вызванных спецификой их деятельности.

Существенными особенностями обладает продукция с длительным циклом изготовления с точки зрения налогообложения. В частности, Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что "в случае получения налогоплательщиком-изготовителем товаров (работ, услуг) оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев, налогоплательщик-изготовитель указанных товаров (работ, услуг) вправе определять момент определения налоговой базы как день отгрузки (передачи) указанных товаров (выполнения работ, оказания услуг) при наличии раздельного учета осуществляемых операций и сумм налога по приобретаемым товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций по производству товаров (работ, услуг) длительного производственного цикла и других операций"17. То есть предприятие, реализующее товары, производство которых имеет длительный цикл, вправе выбрать один из вариантов определения налоговой базы. Первый вариант предусматривает исчисление налоговой базы в наиболее раннюю из дат - дату отгрузки или дату предоплаты (в том числе частичной) товаров работ, услуг. При втором варианте налоговая база определяется на дату отгрузки продукции. Это значит, что с сумм авансов продавец товаров с длительным производственным циклом НДС не уплачивает. Данный момент должен быть зафиксирован в учетной политике организации. Указанная норма направлена на стабилизацию финансовой устойчивости предприятий и позволяет им формировать резервы на пополнение оборотных средств, необходимые при выполнении заказов с длительным производственным циклом.

Между тем предпринимаемые государством меры по дифференциации подходов к предприятиям с длительным производственным циклом по сравнению с предприятиями, производственный процесс которых не выходит за пределы отчетного (бухгалтерского) периода, носят точечный, избирательный характер и пока не дают возможности учесть описанную выше специфику данной группы хозяйствующих субъектов в ходе мониторинга устойчивости. Об этом косвенно свидетельствуют данные об их финансовом положении. Так, по оценкам члена-корреспондента РАН, В.А. Цветко-ва, только 36% предприятий ОПК сегодня финансово устойчивы, а 25% находятся на грани банкротства25. В Таблице 2 и на Рисунке 4 приведены данные о динамике финансовых показателей ряда судостроительный предприятий.

Как становится ясным из таблицы и рисунка, половина из десяти рассмотренных предприятий (или 17,5% по выручке) в 2017

г. испытывали проблемы, в значительной мере отражающие уровень их финансовой устойчивости. И эти проблемы нарастают (смотри Таблицу 3).

Из одиннадцати регионов присутствия АО "ОСК" по результатам 2017 г. в семи на предприятиях корпорации были получены убытки (Мурманская, Калининградская, Астраханская области, Республика Татарстан, Хабаровский край, Республика Крым и Севастополь, Финляндская Республика).

Заключение. Таким образом, исследование показало, что, исходя из особенностей предприятий с длительным производственным циклом, при формировании методического аппарата мониторинга их устойчивости целесообразно: разграничивать (обособленно учитывать) результаты, являющиеся следствием работы собственно предприятия и результаты, обусловленные влиянием внешних обстоятельств; учитывать особенности нормативно-правовой базы деятельности предприятий с длительным производствен-

Таблица 2

Финансовые показатели ряда судостроительных предприятий России* (млн руб.)

Наименование предприятия Выручка от реализации Себестоимость реализованной продукции Чистая прибыль (убыток)

2015 2016 2017 2015 2016 2017 2015 2016 2017

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

АО "ПО "Севмаш" 62 530 74 274 88 787 56 687 72 663 80 666 7 218 5 720 8 892

АО"Адмиралтейские верфи" 45 287 44 925 27 084 25 242 28 639 20 289 5 258 5 194 2 712

АО "ЦС "Звездочка" 42 356 40 435 47 363 40 396 30 312 44 846 59 998 268

ПАО СЗ "Северная верфь" 18 267 13 601 19 177 16 486 15 199 20 130 117 -1 834 -1 651

АО "Зеленодольский завод им. А.М. Горького" 12 492 12 690 32 135 11 604 12 205 29 030 6 8 91

ПАО "Амурский судостроительный завод" 8 638 5 421 11 539 8 676 11 518 11 865 -59 -8 024 -1 633

ПАО "Завод "Красное Сормово" 7 568 6 642 7 345 6 723 5 684 6 466 488 390 213

АО "Дальневосточный завод "Звезда" 6 285 10 613 7 433 6 453 9 966 7 164 -933 -3 208 -8 809

АО "Средне-Невский судостроительный завод" 3 765 5 110 6 844 4 243 5 210 7 303 -232 -172 -421

АО "Балтийский завод" 310 328 9 666 172 162 9 817 -532 -124 2 676

* При подготовке таблицы использованы данные.15

Рисунок 3. Рост доли убыточных предприятий (по выручке от реализации)*

Таблица 3

Финансовые результаты предприятий АО "ОСК" по регионам присутствия корпорации в 2017 г.21

Регион присутствия Выручка от реализации Чистая прибыль

Москва 48 599,6 348,6

Санкт-Петербург и Ленинградская область 148 975,0 5 336,8

Архангельская область 145 324,7 10 613,5

Мурманская область 2 556,3 -154,3

Калининградская область 12 271,7 -302,2

Нижегородская область 7 819,4 216,4

Астраханская область 2 340,0 -152,7

Республика Татарстан 392,6 -106,4

Респуюлика Крым и Севастополь 692,6 -16,9

Хабаровский край 12 065,8 -1 873,6

Финландская республика 15 766,8 -2 655,1

ИТОГО: 396 804,5 11 254,1

ным циклом при установлении количественных значений критериев оценки их деятельности; включить в состав методического аппарата мониторинга рекомендации, связанные с учетом необходимых изменений в структуре финансирования деятельности исследуемых предприятий в части привлечения кредитных ресурсов; особое внимание уделить оценке степени зависимости результатов работы предприятий с длительным производственным циклом от воздействия

* Рисунок составлен автором по данным Таблицы 2

особенностей деятельности контрагентов; нивелировать влияние недостаточно корректного (с точки зрения достоверности результатов мониторинга) отражения деятельности исследуемых предприятий в бухгалтерском учете; разработать рекомендации по адаптации в ходе мониторинга изменений, следующих из поставленной перед предприятиями ОПК задачи 50% диверсификации своей деятельности к 2030 году.

Список литературы

1. О государственном оборонном заказе: федер. закон от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ // Собрание законодательства РФ.-2012.-№ 53 (ч. 1).- Ст. 7600.

2. Об утверждении Порядка отнесения продукции к продукции с длительным технологическим циклом производ-ства и Порядка выдачи документа, подтверждающего длительность производственного цикла изготовления про-дукции: приказ Минпромторга России от 21 апреля 2017 № 1270// Официальный интернет-портал правовой ин-формации.-Режим доступа: http://www. pravo.gov.ru (дата обращения: 25.07.2017)

3. О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1465// Собрание законодательства РФ.-2017.-№ 50 (ч. Ш).-Ст. 7624.

4. Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления (выполнения, оказания) которых составляет свыше 6 месяцев: постановление Правительства Российской Федерации от 28.06.2006 № 468//Собра-ние законодательства РФ.-2006.- № 32.-Ст. 3576.

5. Попов А.Б. Финансовая устойчивость организаций оборонно-промышленного комплекса с длительным произ-водственным циклом // Экономический анализ: теория и практика. -2015. -№ 7 (406). -С. 9-19.

6. ОАО "РЖД" сегодня. -URL: http://www.rzd. ru/static/public/ru? STRUCTURE _ID=628& (дата обращения: 17.10.2018).

7. Структура акционерного капитала ПАО "Газпром". - URL: http://www.gazprom.ru/investors/ stock/ (дата обращения: 17.10.2018).

8. Структура и состав акционеров ПАО "Русгидро". -URL: https://smart-lab.ru/q/HYDR/ shareholders/ (дата обращения 17.10.2018).

9. Структура уставного капитала ПАО "Транснефть". -URL: https://www.transneit.ru/investors/ akcionernii-kapital-i-stryktyra-gryppi/ctryktyra-akcionemogo-kapitala (дата обращения 17.10.2018).

10. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: федер. закон от 18 июля 2011 № 223-Ф3 // Собрание законодательства РФ.-2011.- № 30 (ч. 1).- Ст. 4571.

11. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федер. закон

от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ // Собрание законодательства РФ.-.2013.-№ 14.-Ст. 1652.

12. Об утверждении Положения о ведении реестра единственных поставщиков российских вооружения и военной техники: постановление Правительства РФ от 19 сентября 2013 № 826// Собрание законодательства РФ.- 2013 г. -№ 39.-Ст. 4981.

13. Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2016 год. - М.: ФАС России, 2017. - 739 с.

14. Годовой отчет ПАО "Северная верфь" за 2017 г.: протокол от 20.06.2018.- № ОСК-8. - 102 с.

15. Центр раскрытия корпоративной информации. -URL: https://www.e-disclosure.ru (дата обращения: 19.10.2018).

16. Годовой отчет АО «ПО «Севмаш» за 2017 г.: протокол от 15.06.2018.- № 1. - 87 с.

17. Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. II): федер. закон от 5 августа 2000 № 117-ФЗ// Собрание законо-дательства РФ.- 2000.-№ 32.- Ст. 3340.

18. Березовский Г. Срыв сроков: корабли уплыли от ВМФ. URL: https://www.gazeta.ru/ army/2018/08/01/11878951.shtml (дата обращения 6.11.2018).

19. ПАО"Амурский судостроительный завод". Бухгалтерская отчетность. URL: http://www.e-disclosure.ru/ por-tal/files.aspx?id=1381&type=3 (дата обращения 6.11.2018).

20. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 01.12.2016.-URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_207978/ (дата обращения: 27.08.2018).

21. Годовой отчет АО "Объединенная судостроительная корпорация" за 2017 г.: распоряжение Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 30.06.2018 № 463-р. - 357 с. - С. 22-50.

22. Годовой отчет Акционерного общества "Зеленодольский завод имени А.М. Горького" за 2016 и 2017 гг. - Зеленодольск: АО "Зеленодольский завод имени А.М. Горького", 2017. - 50 с.

23. Годовой отчет ПАО "Амурский судостроительный завод" за 2017 г.: Протокол ГОСА от 28.06.2018. - 124 с.

24. О несостоятельности (банкротстве): федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ// Собрание законодательства РФ.-2002.-№ 43.-Ст. 4190.

25. Цветков В.А. Оборонно-промышленный комплекс России: проблемы и перспективы развития: докл. на Второй конф. "Экономический потенциал промышленности на службе оборонно-промышленного комплекса", Москва, 2016.-с. 198.- С-7-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.