Научная статья на тему 'Гоголевская конференция в Санкт-Петербурге'

Гоголевская конференция в Санкт-Петербурге Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
83
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гоголевская конференция в Санкт-Петербурге»

НАУЧНЫЕ ВСТРЕЧИ_

ГОГОЛЕВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Научно-практическая конференция «Гоголь сегодня», посвященная 210-й годовщине со дня рождения великого писателя, прошла 25 октября 2019 г. в Центральной библиотеке имени Н.В. Гоголя (Красногвардейский район Санкт-Петербурга). Ее подготовила специалисты библиотеки и преподаватели кафедры русского языка Российского государственного гидрометеорологического университета совместно с учеными Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, московского «Дома Гоголя» и Театральной библиотеки Санкт-Петербурга. Гостеприимные хозяева конференции объединили в одном зале ученых и учеников, экскурсоводов, книговедов и краеведов, представителей общественности, украинской диаспоры и просто любителей гоголевского творчества - и все почувствовали присутствие великого русского и петербургского Писателя. Накануне среди российских и иностранных студентов РГГМУ были проведены викторины о его жизни и творчестве, а победителей пригласили на конференцию прочесть отрывки из его произведений.

На фото: презентация карты Перед началом заседаний была проведена презентация интерактивной сенсорной карты «Гоголевский Петербург», где обозначены места, связанные с жизнью и творчеством писателя. Не имеющая аналогов работа различных специалистов с этим уникальным материалом продолжалась около полугода. Результатом стали возникающие перед зрителями на карте Санкт-Петербурга начала XIX в. картины, портреты писателей и общественных деятелей, современные фотографии домов, где жил Гоголь, их адреса, цитаты из его произведений и писем, подробная информация, дающая представление об атмосфере, в которой творил великий русский писатель. Своеобразным повествовательным продолжением показа были восприняты и последующие доклады...

Так, Татьяна Галкина - хранитель экспозиции Музея-дачи Пушкина (Всероссийский музей А.С. Пушкина) - рассказала про обстоятельства первого появления молодого писателя на даче у Пушкина в Царском Селе.

На фото: рассказ о музее Пушкина

Старший преподаватель СПбГУ, научный сотрудник Отдела рукописей РНБ Евгений Филонов посвятил свой содержательный доклад противоречиям авторской, читательской и сценической трактовки комедии «Ревизор» в разные эпохи.

Снежана Волоскова - зав. отделом Фундаментальной библиотеки РГПУ им. А.И. Герцена - представила уникальные экземпляры гоголевских книг, находящиеся в ее отделе, - в частности, первое издание поэмы «Мертвые души» (1842). Среди многочисленных библиотечных штампов на этой книге есть и штамп гимназии княгини Оболенской. Известно, что гимназию с отличием окончила Н.К. Крупская. Возможно, она познакомилась с героями бессмертной поэмы именно по представленному экземпляру. Также в библиотеке есть повесть Гоголя «Тарас Бульба» (книга подписана к печати 24 мая 1943 г.) и комедии «Ревизор. Женитьба» (книга подписана к печати 10 февраля 1944 г.). Это свидетельствует о том, что даже во время блокады Ленинграда здесь не прекращали издавать книги для школы. Кроме того, обращение к русской классике как великому духовному наследию помогало поднимать боевой дух жителей города.

На фото: рабочий момент конференции

Учитель русского языка и литературы петербургской гимназии № 426 Елизавета Матросова говорила о неоднозначном восприятии подростками гоголевского юмора. Современникам была ясна его двойственная природа, согласно формуле «смех сквозь слезы». И комические приемы писателя соответствовали определенным литературно-эстетическим критериям. Поэтому одна из главных целей при изучении творчества Гоголя в школе - сформировать представления учащихся об этой особой эстетике его юмора. Однако практика изучения цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки», повести «Шинель», комедии «Ревизор» и поэмы «Мертвые души» показывает, что учащиеся зачастую не способны увидеть и/или правильно оценить комические приемы писателя, а это приводит к искаженному восприятию гоголевского творчества в целом.

В заочном сообщении Светланы Егоровой - преподавателя ВА МВД России (Волгоград) - шла речь о том, как Н.В. Гоголь создавал противоречивый образ российской столицы в петербургских повестях и «Петербургских записках 1836 года».

Зав. сектором отдела редкой книги, рукописных, архивных и иконографических материалов Театральной библиотеки Ирина Боглачева подробно рассказала, каковы особенности прижизненных экземпляров пьес Н.В. Гоголя, где есть постановочные пометы для первых представлений на сцене императорских театров. С этими текстами в собрании отдела связано немало различных тайн и загадок.

На фото: А. Денисова

Алина Денисова - доцент Российского государственного университета правосудия (РГУП) - отметила некоторые контекстуальные (и концептуальные!) связи гоголевского творчества с произведениями А.Н. Радищева и Ф.М. Достоевского.

Старший преподаватель РГГМУ Николай Кармишенский посвятил свое сообщение книге Гоголя «Афоризмы. Изречения. Сентенции», недавно изданной Пушкинским Домом.

В докладе Артема Ершова - аспиранта кафедры русской литературы РГПУ им. А.И. Герцена - шла речь о том, каким образом и зачем писатель изменил реальные черты прототипов у героев «Выбранных мест из переписки с друзьями». Например, в своей книге Гоголь как бы «реконструировал» образ художника А.А. Иванова, домысливая какие-то факты его жизни и дополняя этот образ чертами, которые считал принципиально важными для изображения творца. Однако в реальной жизни писатель был далек от идеализации самого художника, а иногда прямо критиковал его. Подобное использование черт прототипа было необходимо автору для того, чтобы снизить общий пафос своих размышлений об искусстве и обеспечить более доверительный тон, соответствующий избранной эпистолярной форме.

Особое внимание было уделено языку писателя. Так, доцент РГГМУ Марина Ляпидовская проанализировала особенности личных имён в ранних произведениях Гоголя, а старший преподаватель Алена Шестакова-Стукун - фразеологизмы в повести «Тарас Бульба» (1835, 1841).

Доктор филологических наук, доцент кафедры русской литературы РГПУ им. А.И. Герцена Юлия Балакшина рассказала о храмах Санкт-Петербурга, которые имели огромное значение в жизни и творчестве великого писателя.

На фото: Олег Робинов Старший научный сотрудник ГБУК г. Москвы «Дом Гоголя» Олег Робинов в своем увлекательном рассказе провел слушателей по гоголевским адресам и маршрутам в Москве.

Светлана Троцюк - доцент кафедры русского языка РГГМУ -сделала обзор новых книг и статей о творчестве великого писателя.

На фото: Задан вопрос...

В конце заседания были представлены студенческие работы: Екатерина Вахнина (РХГА) говорила о современной интерпретации произведений Н.В. Гоголя в экранизациях, театральных постановках, а Софья Никитченко (СПбГУ) и Лидия Апушкина (СПбГИК) — о том, как воплощаются образы писателя и героев его произведений в современном уличном искусстве.

На фото: Ромео читает Гоголя Своеобразный итог освоения современным искусством гоголевского творчества подвела художница Елизавета Воронина в своем докладе «Гоголь в комиксах: опыт создания».

В.Д. Денисов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.