2008.03.023. ЗОЛОТУССКИЙ И.П. ГОГОЛЬ В ДИКАНЬКЕ. - М.: Алгоритм, 2007. - 240 с.
Книга известного критика И.П. Золотусского представляет собой «литературное путешествие по гоголевским местам». Писатель «часто называл себя странником и считал своим домом дорогу»; есть «несколько мест на земле», без которых нельзя понять его творчество. О них и рассказано в семи главах книги: «Сорочинцы», «Васильевка» (так называлось имение родителей Гоголя), «Полтава», «Нежин», «Петербург», «Рим», «Москва». Автор систематизи-рут факты биографии Гоголя (1809-1852), связанные с названными топосами; раскрывает его родословную, близкое окружение; есть много экскурсов в историю, краеведение и др. В результате прослеживаются конкретные связи между жизнью и творчеством, использованные в произведениях многочисленные артефакты. Творчество Гоголя - «это не только внутренний мир, но и мир вокруг него, живые черты тех мест, которые его помнят» (с. 5).
Сорочинцы - место рождения писателя - примечательно в историческом плане. Предки Гоголя по отцу находились в родстве с гетманами Скоропадским и Павлом Полуботком, сторонником независимой от русского царя гетманской власти, не побоявшимся бросить вызов самому Петру Великому. «Так что среди предков Гоголя были и свои возмутители спокойствия. Полковник Танский, судя по всему, человек смелый, но и честолюбец, испытавший тяжесть опалы, к концу жизни раскаявшийся и нашедший утешение в вере; смутьян Полуботок и прадед Гоголя Семён Лизогуб, -тихий, набожный, добрый, - таковы были крови, которые смешались в роду Гоголя и образовали свою взрывчатую смесь» (с. 2324), - обобщает И.П. Золотусский.
По одной легенде, Гоголь родился на пути в село Сорочин-цы; по другой (общепринятой) - в самих Сорочинцах, в домике доктора Михаила Трохимовского, сказавшего о новорожденном: «Славный будет сын» (с. 7). Домик доктора стоял недалеко от моста через реку Псел. Лечил он травами, настоянными на воде из этой реки (так в Сорочинцах врачуют и сегодня). Впоследствии Гоголь брал с собой настойки, сушеные травы в Петербург и Рим. В Сорочинцах некоторое время находилась квартира гетмана левобережной Украины Даниила Апостола; подземный ход от его
квартиры вел в церковь Спасо-Преображения, где крестили Гоголя. Даниил Апостол (ставший сподвижником Петра I) был предком декабристов Муравьевых-Апостолов. Имение их отца находилось по соседству с Сорочинцами. В детстве Гоголь мог видеть малороссийского генерал-губернатора Н.Г. Репнина (брата декабриста С.Г. Волконского), В.В. Капниста (соседа Гоголей), Г.Р. Державина (гостившего в 1813 г. у Капниста) и др.
Отец писателя, помещик Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский официально числился на почтовой службе, но по существу управлял экономиями своего богатого родственника, министра Д.П. Трощинского, проживавшего в Петербурге. Любовь к театру Гоголь унаследовал от отца, который сочинял комедии, играл, оформлял спектакли в театре, построенном Трощинским в его имении Кибинцы. Некоторые другие его родственники писали стихи. От бабушки Татьяны Семёновны Гоголь научился петь козацкие песни. История жизни родителей его отца - Татьяны Семёновны и Афанасия Демьяновича - отчасти нашла отражение в «Старосветских помещиках» (жених увозит невесту из дома, и влюбленные венчаются на стороне) (с. 35). Фамилия героев Гоголя -Товстогубы; напомним, что Татьяна Семёновна носила фамилию Лизогуб и была искусницей в приготовлении травяных настоек; усадьба Товстогубов напоминала «виды Васильевки, все это -родина Гоголя, его пенаты» (с. 24).
«Шкатулка памяти» постоянно «подбрасывала Гоголю кое-что из своих запасов»: в «Записках сумасшедшего» описан дом, в котором писатель жил в Петербурге; в пьесе «Женихи», переделанной в «Женитьбу», невеста имеет «родовую примету» сестер Гоголя - длинный нос; пасека в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», где жил Рудый Панько (это вымышленный образ), была похожа на пасеку Гоголей в Васильевке (с. 19).
Мать писателя, Мария Ивановна, родила двенадцать детей, но большинство из них умерло в младенчестве. В возрасте 10 лет Гоголь лишился брата Ивана, который был моложе его на год; о нем и о себе он сочинил «трогательную поэму под названием "Две рыбки", где скорбел о смерти одной из них» (с. 21). Уход брата, затем отца (в возрасте 48 лет) стали для Гоголя началом тех недобрых предзнаменований, которые преследовали его всю жизнь.
Очередная кончина близкого или даже знакомого человека как бы напоминала о близящейся и его смерти.
Собственной семьи Гоголь не имел и потому был сильно привязан к матери и сестрам. В 1832 г. он устроил сестер Анну и Елизавету учиться в Петербурге. Некоторые обстоятельства жизни сестер нашли отражение в комедии «Женихи», действие которой происходит на родине Гоголя. В ранней редакции «Ревизора» большой пласт лексики был заимствован из малороссийского быта: Хлестаков едет в Екатеринославскую (а не Саратовскую, как в окончательной редакции) губернию и отчасти напоминает самого автора в его петербургский период (герой мечтает иметь экипаж, сапоги и платье от лучших столичных мастеров и т. п.).
Тесно общаясь с крестьянами, Гоголь относился к их нуждам с большим пониманием. С детских лет он осваивал народный быт, лексику и характеры. Осип из «Ревизора» и другие слуги в произведениях Гоголя частично срисованы с его слуги Якима Нимченко (по воспоминаниям П.В. Анненкова).
На основе впечатлений детства и местных преданий создавались «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832). В этом раннем произведении Гоголя отразились природные краски родного края. Название «Диканька» происходит от слова «дикий»; это место славилось знаменитым густым лесом. «Гоголь как-то сказал, что ландшафт, который видит ребенок, едва научившийся различать предметы, влияет на его взгляд на мир» (с. 5).
Мировосприятие писателя складывалось на фоне украинского быта. В «Старосветских помещиках» есть слова: «Я иногда люблю сойти на минуту в сферу этой необыкновенно уединенной жизни, где ни одно желание не перелетает через частокол...» (цит. по: с. 24). Гоголь действительно любил «эту скромную жизнь», как признается он в первых строках этой повести.
Обстоятельства жизни принудили расстаться с родным домом, но память о первых впечатлениях писатель сохранял на протяжении всего творческого пути. В его записной книжке можно найти такие имена, как Параска, Хивря, Ганна и т.п.; их носительницы стали прототипами героев. «Места, связанные с жизнью Гоголя, надо искать на постоялых дворах, в гостиницах, трактирах.» (с. 61). Именно там писатель вживался в простонародный быт, усваивал характерную разговорную лексику.
Город Полтава, где началось обучение Гоголя, мало отличался от Диканьки и Васильевки: те же хаты и яблоневые сады по окраинам, спокойная атмосфера украинского местечка. Он посещал театр И.П. Котляревского, в труппе которого в то время состоял крепостной актер М. Щепкин. Полтава была захолустным городом, однако сохранившим память о героической эпохе Петра Великого, о Мазепе и Кочубее. В период обучения Гоголь уделял много времени прогулкам по городу, знакомился с особенностями местной жизни. В книге уделено видное место архитектуре гоголевских мест, в частности - архитектуре центра Полтавы, выполненной в петербургском стиле.
В Полтаве Гоголь становится свидетелем взяточничества среди чиновников, и этот «стиль жизни» губернского общества он позднее отобразил в «Мертвых душах». Окраины города хранили свои традиции и предания. Мрачные легенды тех мест Гоголь воссоздал в таких произведениях, как «Страшная месть», «Вечер накануне Ивана Купалы».
Сады, похожие на диканьские, Гоголь находит и в Нежине -там, где располагался его лицей, окруженный большим старинным парком и садом (с. 78). В Нежинском лицее, или гимназии высших наук (учебном заведении, основанном в 1820 г. князем А.А. Безбородко по образцу Царскосельского лицея), Гоголь обучался вместе с будущим юристом П. Редким, писателями Е. Гребёнкой и Н. Кукольником, художником А. Мокрицким и др. Некоторые черты жизни обитателей Нежина нашли отражение в «Ревизоре», например, показ «богоугодных заведений» Хлестакову (с. 80), а персонаж этой комедии учитель Тентетников, вероятно, списан с профессора Нежинского лицея Н.Г. Белоусова (с. 83).
Учась в гимназии, Гоголь мечтал попасть в Петербург, рисовавшийся его воображению сказочными красками. Но реальный Петербург разочаровал писателя. Климат города и все устройство столичной жизни представляли полную противоположность тому, что Гоголь знал и любил. На Невском проспекте, на Гороховой улице он находил прототипы новых героев: чиновников, художников, цирюльников, поручиков и др. («Петербургские повести»).
Исследователь характеризует круг общения Гоголя в разные периоды жизни. В Петербурге он знакомится с Пушкиным (предание относит их первую встречу к первым месяцам 1829 г.) (с. 106).
Учась в Нежине, он пытался подражать Пушкину. Позднее вся его писательская жизнь в той или иной мере была связана с великим поэтом. Гоголь переписывался с Пушкиным, гостил у него в Царском Селе, часто просил творческих советов. В Петербурге он общался с В.А. Жуковским, А.А. Плетнёвым, А.О. Смирновой-Россет - будущим адресатом многих писем в «Выбранных местах из переписки с друзьями». Результатом увлечения рисованием явились некоторые сцены повести «Портрет» (те, что происходят в петербургской Академии художеств); в «Невском проспекте» один из героев - художник.
Своеобразный мир представляла петербургская Коломна -место, где обитали «низы общества». Атмосфера городских трущоб воспроизведена в «Шинели», а в незаконченной повести «Фонарь умирал» Гоголь писал: «Фонарь умирал на одной из дальних линий Васильевского острова. Одни только белые каменные домы кое-где вызначивались. Деревянные чернели и сливались с густою массою мрака, тяготевшего над ними» (цит. по: с. 101). Гротескные, мрачные образы неуютного города - это Петербург «Записок сумасшедшего».
Одно время Гоголь жил в доме Зверкова; публиковался в «Литературной газете» (А.А. Дельвига), где 1 января 1813 г. появился отрывок из его повести «Страшный кабан». Символично и то, что отрывок был напечатан рядом со стихотворением Пушкина (с. 113). Первое прозаическое произведение - повесть «Басаврюк» (впоследствии - «Вечер накануне Ивана Купала») - Гоголь напечатал в «Отечественных записках» П.П. Свиньина (после его безжалостной правки Гоголь снял свою подпись) (с. 116).
Конфликтная ситуация возникла в связи с выходом его статьи «О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 годах», где автор критиковал русскую прессу. Вскоре Гоголь уехал за границу: 17 мая 1836 г. в «Прибавлениях» к «Санкт-Петербургским ведомостям» появилось сообщение о его отъезде.
В Риме, который писатель называл «родиной своей души», он прожил с перерывами шесть лет. Герой его юношеской поэмы «Ганц Кюхельгартен» стремился в Италию, как «в землю обетованную» (с. 133). Однако прежде чем попасть в Рим, писатель совершил путешествие по Европе: выехал из России 6 июня 1836 г., а прибыл в Рим в конце апреля 1837 г. Здесь Гоголь сбли-
зился с художниками А.А. Ивановым и Ф.А. Моллером, написавшим лучший прижизненный портрет писателя, а также с гравером Ф.И. Иорданом. Работая над самым крупным своим произведением -«Мертвыми душами», он создал 11 глав первого тома и начало второго. Идея этого фундаментального произведения - триптиха о России - окончательно сложилась именно в Риме. Гоголь очень быстро освоил культуру Италии, находясь под ее воздействием. «Фреска Микеланджело "Страшный суд" в Сикстинской капелле Ватиканского дворца была одной из первых картин, которые пошел он смотреть в Риме» (с. 134). И как в «Страшном суде», он решил показать в своей «поэме» русских грешников и праведников.
Климат Италии, краски природы напоминали Гоголю родные места. В Риме он много гулял и плодотворно работал. Здесь были написаны первая и вторая редакции «Портрета», вторая редакция «Тараса Бульбы», «Театральный разъезд», «Авторская исповедь», а также повесть «Рим» - картина итальянской жизни. По мнению И.П. Золотусского, Гоголь невольно переносил реалии итальянской жизни на русскую почву. Так, дворик Плюшкина своим запустением очень напоминает старый римский форум.
Но самое сильное влияние на творчество Гоголя оказала средняя Россия - Москва и ее окрестности. Гоголь видел в Москве русские корни, необходимые России: «Москва нужна для России, для Петербурга нужна Россия...» (цит. по: с. 151). Впервые Гоголь попал в Москву в конце июня 1832 г. на пути из Петербурга в Васильевку. Потом он поселился здесь и провел последние годы жизни. В конце жизненного пути Гоголь меньше путешествует, основную часть времени проводя в Москве, общаясь с узким кругом лиц. В начале 1834 г. Гоголь избран в действительные члены Общества любителей российской словесности: «Это была дань Москвы его заслугам перед литературою» (с. 160), - отмечает И. П. Золотусский.
Как считал Пушкин, в Москве Гоголя принимали лучше, чем в Петербурге (с. 127). В его окружение входили М.П. Погодин, братья К.С. и И.С. Аксаковы, М.Н. Загоскин, А.С. Хомяков; он был знаком и с «западниками»: Н.П. Огаревым, И.С. Тургеневым, Т.Н. Грановским, В. Г Белинским, П.Я. Чаадаевым. Гоголь присутствовал на первом чтении «Банкрута» (окончательное название -«Свои люди - сочтемся!») А.Н. Островского и похвалил эту коме-
дию (с. 220). В то время Гоголь - известный, признанный писатель; тем не менее рядом с высокопоставленными людьми он продолжал чувствовать себя незначительным человеком. Этот комплекс затем проявится у его героя Башмачкина («Шинель»).
Литературные интересы Гоголя переплетались «с архитектурными, историческими, лингвистическими. Он изучал ботанику, греческий язык.» (с. 220). Писатель посещал выставки, народные праздники и гуляния. Летом 1851 г. он жил в Спасском, в имении О.А. Смирновой. Продолжалась работа над вторым томом «Мертвых душ». Но перед смертью Гоголь отказался от издания второго тома и сжег большую часть своих рукописей. Остались лишь некоторые черновики: «Размышления о Божественной литургии», «Авторская исповедь».
В 1929 г. в Васильевке, в доме доктора Трохимовского, был основан музей Гоголя, не уцелевший в военные годы. На его месте после войны построен новый дом в украинском стиле. Ранее, в 1909 г., открылся музей в Нежине, в бывшем здании лицея. Во время Великой Отечественной войны архивы писателя перевезли в Киев. Памятник Гоголю в честь 100-летия со дня рождения был открыт 29 апреля 1929 г. в Москве, на Арбатской площади.
А.О. Ковалёва