УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Август, № 5
УДК 821.161.1+908
Филологические науки 2015
НАТАЛЬЯ ГЕННАДЬЕВНА УРВАНЦЕВА
кандидат филологических наук, доцент кафедры философии и культурологии Института истории, политических и социальных наук, Петрозаводский государственный университет (Петрозаводск, Российская Федерация) naturv@mail. ru
ГОГОЛЕВСКИЕ ЮБИЛЕИ НА СТРАНИЦАХ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ ГОРОДА ПЕТРОЗАВОДСКА
Статья посвящена чествованию памяти Н. В. Гоголя в 1902 и 1909 годах. Объектом исследования являются материалы о праздновании пятидесятилетия со дня смерти и столетия писателя, опубликованные на страницах газеты «Олонецкие губернские ведомости» и журнала «Олонецкие епархиальные ведомости». Автор реконструирует историю подготовки и празднования гоголевских юбилеев в духовно-учебных заведениях города Петрозаводска, в Мошинской второклассной церковноприходской школе Каргопольского уезда и в Николаевском детском приюте.
Ключевые слова: Н. В. Гоголь, провинциальная периодика, периодические издания, литературные юбилеи, Петрозаводск
На страницах российской дореволюционной периодики большое место занимали статьи, связанные с литературными юбилеями со дня рождения или смерти русских писателей:
A. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя,
B. А. Жуковского. По словам Н. В. Жиляковой, такие публикации «способствовали развитию духовной связи центра и отдаленной провинции, создавали единое социокультурное пространство» [2; 65].
В 1902 году в Российской империи широко отмечалось 50-летие со дня смерти Николая Васильевича Гоголя. Петрозаводск, как и вся Россия, включился в празднование этого юбилея. Подробности торжеств были отражены в местных периодических изданиях губернского города - в газете «Олонецкие губернские ведомости» (далее - ОГВ) и журнале «Олонецкие епархиальные ведомости» (далее - ОЕВ). Информация о готовящемся чествовании писателя появлялась в официальном и неофициальном отделах.
Празднества, посвященные Н. В. Гоголю, прошли во всех духовно-учебных заведениях Петрозаводска, в Мошинской второклассной церковно-приходской школе Каргопольского уезда и в Николаевском детском приюте. Участие в литературных вечерах способствовало приобщению учащихся и воспитанников к творчеству писателя и русской литературе.
22 февраля на литературный вечер в епархиальное женское училище была приглашена петрозаводская интеллигенция, городское духовенство и воспитанники старших классов духовной семинарии. Вечер начался народным гимном, а после этого преподаватель училища Мягков прочел биографию Н. В. Гоголя. Воспитанники декламировали отрывки их сочинений писателя. Учитель Н. Машезерский прочитал «Прощание матери с сыновьями» (из повести «Тарас Бульба»), надзиратель училища А. Крючков - «Капитан Ко-
пейкин» (из поэмы «Мертвые души»), смотритель училища Д. И. Любецкий - 1-е и 3-е явления 1-го действия комедии «Ревизор». Учениками училища были прочитаны «Днепр» (из повести «Страшная месть») и отрывок из повести «Вий». Номера чтения чередовались с пением. Ученическим хором под управлением учителя пения М. Громцова исполнены «Пред Тобой, мой Бог», дуэт «Жаворонок», «Сторона ль сторонушка», «Ах, ты время»1. В заключение дети прослушали до 30 номеров пьес духовного и светского содержания, исполненных на граммофоне. Вечер удостоил своим посещением епископ Олонецкий и Петрозаводский Анастасий, ректор Олонецкой духовной семинарии архимандрит Нафанаил, училищная корпорация и некоторые преподаватели семинарии.
По предложению Олонецкого епархиального наблюдателя Н. К. Чукова было решено устроить 22 февраля литературное утро в Назарьевском Братском доме, на которое дал архипастырское разрешение епископ Олонецкий и Петрозаводский Анастасий. Утром в присутствии учащихся городских церковно-приходских школ была отслужена панихида по писателю. Программа утренника, которая продолжалась два с половиной часа, была традиционной. Священник П. Дмитриев рассказал биографию писателя. Хор учеников под руководством учителя пения А. В. Рождественского исполнил гимн. Ученики из церковно-приходских школ читали отрывки из произведений Н. В. Гоголя: «Днепр», «Тройка - Русь», отрывки из повестей «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и «Старосветские помещики», пели малороссийские песни «На улицы скрипка грае», «Ой, ходила дiвчiна бережком», «Ой, березыньки», «Ой за гаем, гаем», «Добрый вечер, дiвчiна, дiвчiна». Воспитанница Николаевского детского приюта прочитала отрывки из повести «Ночь под Рож-
© Урванцева Н. Г., 2015
58
Н. Г. Урванцева
дество». В заключение утренника дети пропели славу Н. В. Гоголю и народный гимн. Праздник почтили своим присутствием ректор семинарии, директор и инспектор народных училищ, преподаватели духовной семинарии и училища, городское духовенство, родители учащихся2.
21 февраля в Мошинской второклассной церковно-приходской школе Каргопольского уезда в самой большой классной комнате был устроен литературно-вокальный вечер, состоявший из трех отделений. В присутствии учащих и учащихся 1-х и 2-х классов школы в храме была отслужена панихида по Н. В. Гоголю. После исполнения школьным хором гимна «Коль славен», народного гимна и актовой песни «Светлой радостью горя» заведующий школой и младший учитель 2-го класса школы А. Ильинский сделали доклад о писателе. Затем было чтение отрывков из его произведений, которое чередовалось с исполнением номеров пения. Вечер закончился пением «Многие лета» и гимна «Боже, царя храни!». По инициативе попечителя школы, крестьянина В. М. Дойникова и заведующего школой состоялась подписка в пользу беднейших учащихся. Состоятельными лицами пожертвовано 17 рублей. На вечере присутствовали около 200 крестьян и представителей местной интеллигенции3.
Во многих городах Российской империи в честь писателя переименовали улицы и школы, попечительства открывали народные читальни и общества трезвости. 22 февраля 1902 года Петрозаводская городская дума постановила «в ознаменование 50-летия со дня смерти великого писателя» улицу Древлянскую переименовать в Гоголевскую. К началу 1930-х годов улица Гоголевская стала называться улицей Гоголя.
В марте 1909 года значительным событием в культурной жизни России стали юбилейные празднества, посвященные 100-летию со дня рождения Н. В. Гоголя. Местная периодическая печать отводила целые развороты для знакомства с жизнью, этапами творчества писателя и отражению юбилейных торжеств.
17 марта 1909 года в газете «ОГВ» под рубрикой «К юбилею Гоголя» напечатано 5 публикаций. Автор статьи «19 или 22 марта» под псевдонимом «Сосед Рудого Панька» размышляет, когда нужно праздновать день рождения писателя. В качестве аргумента он приводит такой довод, что он «со своей старухой привык подавать часточку в храм Божий за Николая Васильевича Гоголя 19 марта, в день его рождения»4.
В статье анонимного автора «К биографии Гоголя» сообщаются любопытные данные «о годах учения великого писателя». В 1818-1819 годах Н. В. Гоголь вместе с братом Иваном обучался в Полтавском уездном училище. В ведомости об учениках первого класса за февраль 1819 года под номерами 45 и 46 Николай и Иван Яновские атте-
стованы «учениками “посредственных” способностей, “среднего” прилежания и “благонравного поведения”»5. В ведомости за июнь под номерами 44 и 45 отзывы даны весьма нелестные. Николай аттестован: «туп», «слаб», «резв», а Иван - «туп», «слаб», «тих». В другой ведомости за вторую половину 1819 года записано: «Николай “посредственен, тих”, Иван - “непосредственен, скромен”, первый пропустил четыре урока и опоздал на урок одиннадцать раз, второй пропустил тринадцать уроков и опоздал два раза»6.
В газете приводились курьезные случаи, связанные с подготовкой к чествованию юбилея писателя в России, которые были перепечатаны из других периодических изданий. Павлоград-ская дума не выделила 70-100 рублей на покупку книг и портретов Н. В. Гоголя для раздачи ученикам начальных школ. Рекорд непочтительного отношения к памяти великого писателя побит в Житомирской думе гласным Доманевским. Как сообщает газета «Жизнь Волыни», он открыто высказался против чествования: «Раз мы не праздновали юбилей Л. Н. Толстого, который еще жив, то зачем же чтить память давно умершего Гоголя?». «Ведь мертвые срама не имут»7. Харьковская дума среди центральных улиц не нашла ни одной, которая могла бы носить имя великого писателя, и присвоила это звание самой захолустной улице на окраине города, по которой, как сообщает газета «Утро», «в день проходит всего пять-шесть обывателей»8.
ОГВ публикуют репортажи о торжественном праздновании юбилея писателя за границей -в Риме и Болгарии. 20 февраля русская читальня имени Н. В. Гоголя праздновала столетний юбилей писателя. «Публики собралось очень много. Не только весь большой зал был переполнен, но многие стояли в передней. Вся русская колония с ее аристократическим и демократическим элементом, все наши дипломаты обоих посольств, художники, учащаяся молодежь, даже русская прислуга - все без различия класса - собрались чествовать память русского писателя»9. 20 марта состоялось торжественное празднование юбилея писателя в Болгарии. Во всех учебных заведениях были прочитаны рефераты и подарены сочинения Н. В. Гоголя, переведенные на болгарский язык. В театре поставлен спектакль «Ревизор»10.
Газета в неофициальной части продолжает печатать юбилейные материалы в следующем номере за 19 марта. Под рубрикой «Юбилей Н. В. Гоголя» опубликовано шесть материалов о писателе. Статья N-на «К 100-летнему юбилею Гоголя»11 посвящена взглядам Николая Васильевича на просвещение и религию. С-в в биографическом очерке «Николай Васильевич Гоголь» сделал акцент на религиозности писателя, «отличавшей его с детских лет»12. Религиозному мировоззрению писателя посвящены статьи анонимных авторов «Религиозность Гоголя»13,
Гоголевские юбилеи на страницах дореволюционной периодической печати города Петрозаводска
59
«Из произведений Гоголя. Значение православной церкви. О церкви и духовенстве»14, «Из “размышлений о Божественной литургии” Н. В. Гоголя»15. Несмотря на бедность, писатель находил возможность помогать не только своим родным, но и всем обращавшимся к нему за помощью. ОГВ напечатали статью о благотворительности Н. В. Гоголя16. За всеми этими публикациями стоит желание редакции газеты дать объективный взгляд на жизненный и творческий путь писателя.
Во всех духовно-учебных заведениях планировалось отметить столетие писателя. В конце февраля 1909 года в Олонецкой мужской и женской гимназиях была организована особая комиссия по организации 100-летнего юбилея писателя, которая была разделена на три подкомиссии - литературную, музыкально-вокальную и декоративную. Юбилей писателя планировалось отметить 20 марта в Народном доме. Любительскими силами к постановке готовилась комедия «Ревизор» и живые картины из произведений Н. В. Гоголя под руководством К. А. Бельского. Репетиции спектакля проходили ежедневно. В ОГВ сообщалось, что город и земство должны примкнуть к этому торжеству, «отчего характер чествования будет величественнее»17.
100-летие Н. В. Гоголя учащимися мужской и женской гимназий отмечалось 20 марта в помещении губернской земской управы. Перед началом торжества речь о писателе произнес преподаватель В. А. Богданов. На сцене учащиеся показывали «Утро делового человека», «Ссору Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем», «Сцену у судьи», свидание Гали с Левком из «Майской ночи» и другие избранные места. Затем была исполнена кантата Гоголю и народный гимн. В «Местной хронике» ОГВ сообщалось, что подготовленная музыкально-вокальная часть «не будет исполнена, так как получен циркуляр (уже третий), которым не допускается участие в чествовании посторонних»18 - жен учителей и матерей учащихся. Вечером в Народном доме любителями была поставлена пьеса «Ревизор» и живые картины из произведений писателя. Перед началом спектакля торжественные речи о Гоголе как поэте-гражданине произнес С. А. Левицкий19.
Каждое духовно-учебное заведение планировало свою программу празднования дня рождения писателя. За три недели до юбилейного вечера Олонецкая духовная семинария составила план литературного вечера, который делился на две части - церковную и литературную. 20 февраля в семинарской церкви было совершено всенощное бдение, а 21 февраля отслужена заупокойная литургия с панихидой. В этот же
день вечером началось литературное чествование писателя. В зале Назарьевского братского дома состоялся литературный вечер, посвященный Н. В. Гоголю. В программу входило чтение произведений Николая Васильевича (отрывки из «Тараса Бульбы», «Мертвых душ») и пение. В качестве чтецов выступили воспитанники семинарии. Семинарский хор исполнил два гимна в честь писателя и 7 различных песен. Некоторые номера семинарский хор и хор епархиального женского училища исполнили вместе. Вечер удостоил своим посещением Его Преосвященство Преосвященнейший Анастасий, епископ Олонецкий и Петрозаводский.
20 марта в Николаевском детском приюте города Петрозаводска также проходило празднование дня рождения Н. В. Гоголя. Перед панихидой почетный член попечительства протоиерей Н. К. Чуков обратился к воспитанникам с речью о писателе. После панихиды, отслуженной в домовой церкви приюта, присутствующие собрались в зале, и директор приюта для девочек И. И. Благовещенский рассказал детям биографию Н. В. Гоголя. Смотрительница приюта А. А. Алпатова сделала доклад о значении произведений писателя «для очищения русской жизни от пороков и недостатков и воспитания чувства любви к родине»20. Директор народных училищ И. Л. Волкович, «указав на черты личной жизни Гоголя, поставил их детям в пример для подра-жания»21. Чествование закончилось исполнением детьми народного гимна. На вечере присутствовала попечительница приюта А. В. Протасьева и почетные члены попечительства.
В целом большинство статей, опубликованных в местной периодической печати, представляли собой отчеты о «гоголевских днях» в духовно-учебных заведениях. Сценарии утренников, литературных и литературно-вокальных вечеров, по которым проводилось празднование юбилеев Н. В. Гоголя, были однотипные. Они всегда заканчивались «народным гимном» «Боже, царя храни!», что «подчеркивало государственную важность мероприятия, его торжественность и способствовало утверждению общероссийской идентичности в сознании каждого гражданина еще со школьной скамьи» [1].
Государственные праздники как социальнокультурный феномен со свойственной им общественной и личной идентификацией сохраняют культурную память и передают духовные ценности подрастающим поколениям. Пятидесятилетие со дня смерти и столетие со дня рождения Н. В. Гоголя стали тому ярким примером. «’’Гоголевский бум” 1902 и 1909 годов, связанный с его юбилеями, обозначил вхождение писателя в пространство русской культуры XX века» [3; 138].
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Чествование Н. В. Гоголя в духовно-учебных заведениях г. Петрозаводска // ОЕВ. 1902. № 5. С. 211.
60
Н. Г. Урванцева
2 П. Д. Чествование памяти Н. В. Гоголя в церковно-приходских школах г. Петрозаводска и в Мошинской второклассной церковно-приходской школе // ОЕВ. 1902. № 6. С. 254-255.
3 Ильинский А. [Мошинская второклассная церковно-приходская школа чествовала память Н. В. Гоголя] // ОЕВ. 1902. № 6. С. 255-256.
4 Сосед Рудого Панька. К юбилею Гоголя. 19 или 22 марта? // ОГВ. 1909. № 31. С. 2.
5 К биографии Гоголя // ОГВ. 1909. № 31. С. 2.
6 К биографии Гоголя // ОГВ. 1909. № 31. С. 2.
7 Памяти Н. В. Гоголя // ОГВ. 1909. № 31. С. 2.
8 Памяти Н. В. Гоголя // ОГВ. 1909. № 31. С. 2.
9 Гоголевское торжество в русской читальне в Риме // ОГВ. 1909. № 31. С. 2-3.
10 Гоголевский юбилей в Болгарии // ОГВ. 1909. № 31. С. 3.
11 N-н. К 100-летнему юбилею Гоголя // ОГВ. 1909. № 32. С. 1.
12 С-в. Николай Васильевич Гоголь (биографический очерк) // ОГВ. 1909. № 32. С. 1-2.
13 Религиозность Гоголя // ОГВ. 1909. № 32. С. 2.
14 Из произведений Гоголя. Значение православной церкви. О церкви и духовенстве // ОГВ. 1909. № 32. С. 3.
15 Из «размышлений о Божественной литургии» Н. В. Гоголя // ОГВ. 1909. № 32. С. 3.
16 Благотворительность Гоголя // ОГВ. 1909. № 32. С. 2-3.
17 Столетний юбилей Гоголя // ОГВ. 1909. № 22. С. 1.
18 Местная хроника // ОГВ. 1909. № 31. С. 1.
19 Местная хроника // ОГВ. 1909. № 34. С. 1.
20 Чествование Н. В. Гоголя в приюте // ОГВ. 1909. № 34. С. 1.
21 Чествование Н. В. Гоголя в приюте // ОГВ. 1909. № 34. С. 1.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дзалаева К. Р. Городские праздники: юбилейные литературные торжества как механизм интеграции Осетии в социокультурное пространство России (вторая половина XIX - начало XX вв.) // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6 [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.science-education.ru/113-11618
2. Жилякова Н. В. Два «литературных юбилея»: проблемы рецепции творчества русских писателей в провинциальной дореволюционной периодике // Журналистский ежегодник. 2002. № 1. С. 65-70.
3. Янушкевич А. С. Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» в пространстве русской культуры 1920-1930-х годов // Гоголь и время: Сб. ст. / Ред. А. С. Янушкевич, А. В. Петров. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2005. 212 с.
Urvantseva N. G., Petrozavodsk State University (Petrozavodsk, Russian Federation)
CELEBRATION OF GOGOL’S ANNIVERSARIES ON PAGES OF PRE-REVOLUTIONARY
PERIODICALS OF PETROZAVODSK
The article is devoted to the memorial celebrations held in the honor of N. V Gogol in 1902 and 1909. Materials reflecting the celebration procedure of the fiftieth and centennial anniversaries since the death of the writer were studied. The researched materials were published in the local newspaper “Olonets Provincial Bulletin” and in the journal “Olonets Diocesan Gazette”. The author reconstructed the process of preparation and the process of actual anniversary celebration held on the premises of spiritual and educational institutions of Petrozavodsk, Moshinskii second-class parochial school in Kargopolsky county, and Nikolaevsky orphanage. Key words: Gogol, provincial periodicals, periodicals, literary anniversaries, Petrozavodsk
REFERENCES
1. Dzalaeva K. R. City Holidays: literary jubilee celebration as an integration mechanism of Ossetia into Russian socio-cultural space (the second half of the XIX - early XX centuries) [Gorodskie prazdniki: yubileynye literaturnye torzhestva kak mekhanizm integratsii Osetii v sotsiokul’turnoe prostranstvo Rossii (vtoraya polovina XIX - nachalo XX vv.)]. Sovremen-nyeproblemy nauki i obrazovaniya. 2013. № 6. Аvailable at: www.science-education.ru/113-11618
2. Zhilyakova N. V. For the “literary anniversary”: the problems of creativity of Russian writers in provincial pre-revolutionary periodicals [Dva “literaturnykh yubileya”: problemy retseptsii tvorchestva russkikh pisateley v provintsial’noy dorev-olyutsionnoy periodike]. Zhurnalistskiy ezhegodnik. 2002. № 1. P. 65-70.
3. Yanushkevich A. Poem Gogol “Dead Souls” in the space of Russian culture of 1920-1930 years [Poema N. V Gogolya “Mertvye dushi” v prostranstve russkoy kul’tury 1920-1930-kh godov]. Gogol ’ i vremya / Ed. A. S. Yanushkevich, A. V Petrov. Tomsk, Tomsk University Publ., 2005. 212 p.
Поступила в редакцию: 05.05.2015