ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА
В.А. Федоров, Т.М. Степанова, А.В. Степанов ГЛОБАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН:
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА
Ключевые слова: визуально-аудиально-кинестетические технологии; всеобщее и особенное в проектных процессах; глобальность в проектировании; универсальная дизайнерская пропедевтика; оптимальное профессиональное развитие; раннее профессиональное воспитание.
Аннотация: В статье предлагается инновационный подход к обучению дизайнера в системе профессиональнопедагогического образования, который содержательно оформляется и реализуется как пропедевтический. Предлагаемый подход к овладению дизайнерской практикой - глобальный дизайн - обоснован стремлением к целостному моделированию окружающей среды, к универсализации проектного мышления. Глобальный дизайн предлагается рассматривать как целостное проектное моделирование среды обитания человека (и процессов, в ней происходящих) на основе синтеза средств основных языковых систем (визуальной, аудиальной, вербальной и т.д.) на доступном субъекту проектирования уровне.
В системе профессионально-педагогического образования важно не только развитие существующих практик, но и выявление новых, актуальных векторов подготовки будущего профессионала [5; 6; 10]. В связи с этим, на наш взгляд, особое значение имеет исследование проблем формирования содержания образования при подготовке педагогов профессионального обучения в области дизайна [7; 11]; одним из важных прогностических направлений развития подготовки дизайнера представляется глобальный дизайн. С данной темой связана также проблема подготовки педагогических кадров для системы предпрофессио-нального образования детей по направлению «дизайн» в детских художественных школах и в детских школах искусств (заявлено Министерством культуры РФ). Термином «глобальный дизайн» определяют свое направление универсальные проектировщики, которые занимаются и графическим дизайном, и продукт-дизайном, и иллюстрацией, и граффити, и арт-дизайном и многим другим. Такие дизайнеры не замыкаются в рамках узкой специализации и постоянно расширяют поле своей проектировочной деятельности, к ним себя относят, например, Zоер (Франция), А. Нуроками (Япония); с подобными работами можно ознакомиться в Интернете.
Если в практике дизайна универсальные проектировщики сформировали свою нишу, то для системы образования задача подготовки такого рода специалистов представляется, на первый взгляд, невыполнимой, однако далее обосновывается возможность использования идей и принципов глобального дизайна при подготовке педагогов для общего и профессионального образования. Полагаем, что подготовка универсального проектировщика (как специалиста по проектированию без учета специальности и специализации) должна начинаться в раннем возрасте, впрочем как и качественная подготовка любого специалиста узкого профиля. Соотнесение т.н. «узкого» и «широкого» профессионального подходов в области дизайна следует рассматривать с позиций системного подхода: универсальность широкого подхода незаменима в пропедевтике образовательных процессов (что доказывает практика обучения дизайну), а значимость узкого высока в реальной практической деятельности дизайнера. Разделяя подходы, следует учитывать и их взаимодействие как в образовательном пространстве дизайна, так и при формировании предметнопространственных реалий (объектов) окружающей действительности.
Таким образом, подготовка универсального проектировщика - это теоретически не обоснованный, не имеющий ни методологической базы, ни специфической методики и технологии педагогический процесс. В то же время существуют определенные предпосылки, позволяющие обозначить реперные точки процесса, создать его ориентировочную модель. К таким предпосылкам можно отнести, например, ярко выраженную мотивацию ребенка на
восприятие целостной (назовем ее глобальной) информации, представленной мультимедийными технологиями. Дети с большим интересом и погруженностью в материал «считывают» интегрированную экранную информацию мультфильмов, кинофильмов, доступных по тематике документальных событий и сюжетов, привлекательных проектов.
Было бы педагогической ошибкой видеть в интересе детей к подобной информации лишь стремление к развлечению, а не перспективу развития и преобразования данного интереса в будущую созидательную деятельность. В самом процессе освоения информации, синтезирующей изображение, звук и действие, уже заложен некий внутренний, имманентный вектор дальнейшей переработки этой информации в тот или иной социально обусловленный и актуальный материал. Однако следует признать неготовность педагогического сообщества к практической реализации данного вектора. Поэтому задачу сопряжения мотивации ребенка к «экранному действу» с продвижением к практической полезной деятельности следует считать важной задачей современной педагогики. Способствовать решению данной задачи и призвана идея и технология глобального дизайна, пока еще не получившая широкого распространения в инновационном сообществе, заинтересованном в новых уровнях развития человека, целостной реализации его творческих возможностей [3; 4].
С термином «глобальный» контекстно, опосредованно ассоциируются смыслы: глобальность - явление мирового масштаба (от лат. globus - шар, метафора - земной шар); глобализм - модель политико-экономической тенденции развития современного мира и т.п. [9, 160-162]. В нашем случае глобальный - это взятый в целом, общий, всеобщий (от фр. globаl), то есть целостно выражающий какое-либо явление (в нашем случае - дизайн). Понимание дизайна как целостного явления обусловлено спецификой универсальной проектной деятельности, цель которой - установление гармонии человека и окружающей действительности, создание условной пространственно-временной ойкумены (гр. oikumene) как целостной, совокупной антропо-природно-культурной среды.
В данной среде человек выступает не как самостоятельный субъект, наделенный ограниченной функциональностью, а как часть целого (глобального) структурного организма, как субъект, понимающий эту глобальность и пути ее проектного и практического преобразования. То есть проектировщик - творческая фигура, решающая не только оперативные, текущие, но и стратегические, целостные задачи. В плане современной методологии подготовку универсального специалиста-проектировщика следует начинать с раннего возраста: предположительно от трех до пяти лет (может быть и более позднее проявление внимания ребенка к тому или иному виду профессиональной деятельности).
Наглядно проиллюстрировать процесс становления узкого профессионала в акмеоло-гическом понимании можно на примерах из искусства и спорта - сложность профессиональной деятельности в любом виде искусства (музыка, изобразительное искусство, балет) столь высока, что овладеть ею можно только при условии ранней специализации. Причем начальная стадия обучения, как профессионально-базовая, должна быть содержательно и технологически реализована на высоком качественном уровне, чтобы обеспечить преемственность обучения на дальнейших ступенях. С четырех - пяти лет начинают готовить артистов балета, фигуристов, гимнастов и многих других будущих профессионалов в искусстве и спорте. Специалисты большинства видов спорта, балетного и музыкального исполнительства, художественного творчества считают такой путь единственно возможным, приводящим субъекта к акмеологическим высотам [8, 19].
В то же время известен и другой подход к профессиональному становлению субъекта, который, в отличие от вышеизложенного, ориентирован на целостное воспитание человека. Э.В. Ильенков, комментируя известное высказывание К. Маркса и Ф. Энгельса («общество не будет делать из людей «живописцев», «скрипачей», «логиков» или «политиков», а будет формировать из каждого индивида прежде всего Человека, занимающегося (пусть даже преимущественно) живописью, игрой на скрипке или логическими исследованиями»), отметил: «Эту форму часто толкуют упрощенно, а в упрощенном виде она способна вызвать недоумение и даже протест. Ее смысл заключается не в том, что общество вообще ликви-
дирует возможность преимущественного развития индивидуума в каком-то одном направлении, а в том, что оно перестанет культивировать профессиональный кретинизм, уродливую однобокость развития способностей, а не преимущественное развитие одной способности по сравнению с прочими» [1, 7].
Стремление человека к универсальности проявляется уже в раннем возрасте, когда ребенок пытается овладеть различными способами взаимодействия с окружающей действительностью, включает в работу все свои рецепторы и формирующийся мыслительный аппарат, а также развивающийся эмоционально-чувственный (эстетический) интеллект. Безусловно, весь этот опыт охватывает лишь малую часть глобального материала, но уже в самом этом факте стремления ребенка приобщиться к целостному, всеобщему можно видеть не случайность и не произвол подрастающей личности, а проявление некой всеобщей сущности Человека и будущей траектории развития. В данной ситуации, с точки зрения педагогического воздействия на ребенка, естественно возникает вопрос практического плана, а именно: каким образом реализовать «программу поддержки» намерений и направленности подрастающей личности, стремящейся к этой самой глобально выраженной траектории своего развития?
Наиболее актуальным и приемлемым в плане идей целостного развития человека (в контексте природно-культурной окружающей среды) усматривается тип образовательной практики, который обозначен как профессионально-педагогическое образование, в рамках которого реализуется подготовка педагогов профессионального обучения для систем начального и среднего профессионального образования, такие педагоги осуществляют проектирование и реализацию педагогических систем разного уровня (от темы учебной дисциплины до образовательной организации).
Реализацию профессионального образования в настоящее время следует рассматривать как интегральный процесс, в котором обучающийся субъект не только приобретает профессиональную компетентность в той или иной профессии, но и, что особо важно, вводится в ситуацию собственного предпрофессионального развития в самом раннем возрасте1, что порождает новые проблемы педагогики профессионального образования.
В связи с этим обращает на себя особое внимание приобретающая все возрастающую актуальность гуманизация образования. Гуманизм представляет концепцию человеческого бытия и основанную на ней систему мировоззрения, утверждающую ценность человеческого существования, достоинства человека, поддержку прав и свободы каждого индивида, возможность развития человека (как рода и индивида) [9, 167]. Исследователи отмечают, что препятствием развитию современного гуманизма является положение, при котором общественными науками не рассматриваются особенности бытия людей, их способности и деятельность учитываются лишь в абстрактных формах и измерениях. Псевдодиалектиче-ские попытки связать изначально разорванные представления о конкретном и абстрактном бытии людей нежизнеспособны, так как образы их социальной и индивидуальной жизни фактически взаимоисключают (и отторгают) друг друга, вместо того, чтобы взаимодопол-нять. Американский социолог Дж. Хоманс обратился к коллегам с призывом «вернуть людей в теорию», что, по существу, означает необходимость «вернуть» людей в историю, экономику, культуру, науку и предполагает радикальный пересмотр оснований современного об-ществознания [9, 168]. «Вернуть людей в теорию» - прежде всего, сделать теорию антро-поцентричной в смысле ее направленности на получение объективно истинного знания о человеке, раскрывающегося в классической бинарной оппозиции «теория / практика». Решение проблемы теории в данном случае должно давать четкое представление о рассматриваемом объекте (человеке), системно сочетая эмпирические и теоретические аспекты. Такими возможностями обладает тип образовательной практики, реализуемый в рамках
1 Приказ Минкультуры России от 09.08.2012 № 855 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «дизайн» и сроку обучения по этой программе»
профессионально-педагогического образования, содержание которого интегрирует отраслевую, психолого-педагогическую и технологическую (рабочие профессии) подготовку.
Основой решения проблемы профессиональной гуманизации субъекта может и должно стать функционирующее в профессионально-педагогической системе направление - дизайн-образование. Дизайн-образование, представленное в разнообразных видах дизайнерских практик (арт-дизайн, графический дизайн, компьютерный дизайн, дизайн интерьера, дизайн ландшафта, дизайн костюма и др.), благодаря своей универсальности, может быть реализовано в той или иной степени в педагогических технологиях, относящихся к глобальному дизайну при подготовке профессионала-проектировщика (на стадии предпрофессио-нального обучения). Напомним, что глобальный дизайн рассматривается как целостное проектное моделирование среды обитания человека и процессов, в ней происходящих, осуществляемое в рамках синтеза средств основных языковых систем (визуальной, аудиальной, вербальной и т.д.) на доступном субъекту проектирования уровне. Процесс целостного моделирования среды обитания человека (ойкумены) может быть выражен путем моделирования фрагмента среды при условии целостного видения самой среды, понимания ее структурных взаимосвязей в самом общем смысле.
Рассмотрим данное определение, расчленив его на ряд фрагментов-понятий.
В одном из фрагментов - всеобщее, целостное моделирование среды обитания человека - присутствуют наиболее сложные понятийно-содержательные моменты. Прежде всего, возникает вопрос о возможности осуществления такого всеобщего моделирования, носящего, по определению, тотальный экуменический характер, поскольку более традиционным является фрагментарное моделирование среды, связанное с разделением проектных функций, то есть владение узкой проектной специализацией. Данная проблема неоднозначна - создание реальной среды на основе концепции глобального подхода представляет большую сложность, что может быть непосильно даже для весьма талантливого проектировщика. Наиболее выдающийся результат подобного рода в мировой истории связан с именем Леонардо да Винчи, добившегося успешных результатов во многих областях творческой проектной деятельности, но и он охватил далеко не всю сферу человеческой ойкумены.
Обратимся к примерам, которые демонстрируют всеобщее в решении проектной идеи, представляя простое как сложное или, точнее, репрезентируя синтез сложного и простого. Один из таковых - яркий пример поистине глобального дизайнерского решения - формирование образа iPhone руководителем (главой) кампании Apple Стивом Джобсом. Дизайн iPhone предельно прост: одна кнопка управления и активное использование позитивно воспринимаемого цвета. Но за простым образом стояла идея пальцевого управления и многофункциональность аппарата, что позволило отказаться от инструкции по применению и дало возможность пользователю войти в «творческое взаимодействие» с продуктом дизайна.
Безусловно, не все могут получить такой невероятный результат, как Леонардо и Стив Джобс, однако необходимость и возможность всесторонне подготовленного к проектной деятельности контингента продолжают быть актуальными. На вопрос о возможности подготовки такого специалиста, скорее всего, ответ будет отрицательный. Но можно предположить возможность увидеть результатом дизайна не законченный продукт глобального проектирования, так сказать «готовый к употреблению», а целостную всеобщую проектную модель окружающей среды через систему объектов-символов, объектов-знаков, передающих общий характер мироустройства. Такой подход может показаться несколько упрощенным, схематичным, однако на практике может иметь большое значение, так как будет побуждать проектное мышление человека к созданию целостной средовой формы.
Объектное поле - совокупность проектируемых средовых объектов дизайна - в настоящее время определяется сложными, синтезированными системами, такими как, например, предметное наполнение экстерьеров и интерьеров урбанизированных пространств, фитодизайн и аквадизайн внутренних и внешних урбанизированных пространств, информацион-
ный дизайн, дизайн безбарьерной среды, цветовой и световой дизайн урбанизированных пространств и т.д. Данные системные объекты дизайна структурно и содержательно сложны, овладение практикой их проектирования - процесс длительный и требующий специфической, узконаправленной проектной подготовки специалиста (так же как, впрочем, и проектирование любого другого объекта из номенклатуры современного дизайна - промышленного, графического, интерьерного, ландшафтного и др.). В то же время в процессе подготовки современного дизайнера начинает преобладать многомерное содержание, определяемое целями целостного проектирования предметной среды.
Заметим, что подобный педагогический опыт моделирования среды в образовательной практике в определенной степени уже реализован. Например, в задачи советской школы входило воспитание всесторонне развитого человека, подготовленного к широкой практической деятельности, способного применить и развить свои знания и умения в любой области труда и науки [2]. Технологически эта установка реализовалась в рамках бидисци-плинарного блока «рисование - труд», включавшего моделирование следующих объектов: инструменты, средства передвижения (автомобили, пароходы и др.); ракеты и т.д. Все это осваивалось в советских школах 60-х годов ХХ века на доступном технологическом уровне в пятых - шестых классах общеобразовательной школы и носило пропедевтический характер [2, 3-5]. При внешней простоте данного пропедевтического подхода, осуществляемого в рамках простых технологий для подготовки будущего специалиста-профессионала, он оказался на практике действенным и эффективным. В современных условиях подобный пропедевтический подход реализуется на более сложном технологическом уровне - виртуально-анимационном (мультимедийные, компьютерные, экранные технологии), способствующем продуцированию творческих неожиданных проектных достижений.
Изложенное позволяет сделать следующие выводы.
Тенденция личностного развития человека в той или иной степени связана со стремлением (интенцией) к целостности, всеобщности собственного потенциала, что обусловливает необходимость соответствующих педагогических подходов и условий. Особое значение глобализация как обеспечение целостного, всеобщего развития человека может иметь для профессионально-педагогических процессов, связанных с необходимостью становления будущего профессионала в раннем возрасте. То есть пропедевтическая основа содержания образования может быть ориентирована на субъекта обучения разного возраста, в том числе и младшего.
Феномен глобализации должен проявляться в педагогике при подготовке будущего специалиста-проектировщика (дизайнера) на пропедевтическом уровне сформированности содержания образования (в предпрофессиональном образовании). Для реализации идеи «глобализированной» подготовки будущего специалиста в области проектирования необходимы профессионально-педагогические кадры, ориентированные на овладение соответствующими педагогическими методиками и технологиями. В качестве реальных технологий, поддерживающих глобальное проектирование, могут быть использованы современные мультимедийные технологии (визуально-аудиально-кинестические) в сочетании с традиционными образовательными технологиями и средствами.
Подготовка специалистов по глобальному проектированию включает, в свою очередь, задачу подготовки педагогов профессионального обучения для пропедевтической деятельности в детских художественных школах, детских школах искусств, в школах общего образования, студиях, клубах и т.д. Реальное обучение специалистов данного профиля возможно уже в ближайшее время на базе существующей системы профессиональнопедагогического образования.
1. Ильенков, Э.В. Об эстетической природе фантазии. Что там, в Зазеркалье? [Текст] / Э.В. Ильенков. - М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. - 128 с.
2. Кирсанов, Ф.И. Рисование и труд в школе : пособие для учителей [Текст] / Ф.И. Кирсанов. - М. : Просвещение, 1965. - 84 с. ; ил.
3. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики [Текст] / А. Маслоу. - СПб : Евразия, 1999. - 432 с.
4. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. - СПб : Питер, 2006. - 352 с.
5. Романцев, Г.М. Федоров, В.А. Чапаев, Н.К. и др. Интернатура как необходимая составляющая уровневой подготовки специалистов по профессиональному обучению рабочих кадров для инновационных производств // Образование и наука. Екатеринбург. 2009. Т.67. №10. С.3-12.
6. Романцев, Г.М. Федоров, В.А. Педагог профессионального обучения: история и перспективы подготовки // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина. 2010. №4. С.44-48.
7. Степанова, Т.М. Подготовка педагога профессионального обучения в области дизайна: модель обучения рисунку // Образование и наука. Екатеринбург. Прил.№2 (6). С. 41-51.
8. Степанов, А.В., Степанова, Т.М. Начальное профессиональное образование ... музыканта // Профессиональное образование. Столица. Москва. 2011. №9. С.19-20.
9. Современный философский словарь / под. ред. В.Е. Кемерова. - М. : Академический проект, 2004. - 862 с.
10. Федоров, В.А. Профессионально-педагогическое образование в изменяющихся социально-экономических условиях: научное обеспечение развития // Образование и наука. 2008. № 9. С.127-135.
11. Федоров, В.А., Фалько, В.П. Структура и содержание формирования художественно-проектных компетенций педагога профессионального обучения в области дизайна // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2008. № 12. С.152-162.