Научная статья на тему 'Глобальный дизайн: профессионально-педагогическая перспектива'

Глобальный дизайн: профессионально-педагогическая перспектива Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛЬНО-АУДИАЛЬНО-КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВСЕОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В ПРОЕКТНЫХ ПРОЦЕССАХ / ГЛОБАЛЬНОСТЬ В ПРОЕКТИРОВАНИИ / УНИВЕРСАЛЬНАЯ ДИЗАЙНЕРСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА / ОПТИМАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / РАННЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / VISUALLY-AUDIALNO-KINESTETICHESKIE TECHNOLOGIES / GENERAL AND ESPECIAL IN DESIGN PROCESSES / GLOBALISM IN DESIGNING / UNIVERSAL DESIGN PROPAEDEUTICS / OPTIMUM PROFESSIONAL DEVELOPMENT / EARLY PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федоров Владимир Анатольевич, Степанова Татьяна Михайловна, Степанов Александр Владимирович

В статье предлагается инновационный подход к обучению дизайнера в системе профессионально-педагогического образования, который содержательно оформляется и реализуется как пропедевтический. Предлагаемый подход к овладению дизайнерской практикой – глобальный дизайн – обоснован стремлением к целостному моделированию окружающей среды, к универсализации проектного мышления. Глобальный дизайн предлагается рассматривать как целостное проектное моделирование среды обитания человека (и процессов, в ней происходящих) на основе синтеза средств основных языковых систем (визуальной, аудиальной, вербальной и т.д.) на доступном субъекту проектирования уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GLOBAL DESIGN: IS PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL PROSPECT

In article the innovative approach to training of the designer in system professionally-pedagogical education which is substantially made out and realised as propaedeutic is offered. The offered approach to mastering by design practice - global design - is proved by aspiration to complete modelling of environment, to universalization design thinking. The global design is offered to be considered as complete design modelling of an inhabitancy of the person (and processes, in it occurring) on the basis of synthesis of means of the basic language systems (visual, auditory, verbal etc.) on accessible to the subject of designing level.

Текст научной работы на тему «Глобальный дизайн: профессионально-педагогическая перспектива»

ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА

В.А. Федоров, Т.М. Степанова, А.В. Степанов ГЛОБАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН:

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Ключевые слова: визуально-аудиально-кинестетические технологии; всеобщее и особенное в проектных процессах; глобальность в проектировании; универсальная дизайнерская пропедевтика; оптимальное профессиональное развитие; раннее профессиональное воспитание.

Аннотация: В статье предлагается инновационный подход к обучению дизайнера в системе профессиональнопедагогического образования, который содержательно оформляется и реализуется как пропедевтический. Предлагаемый подход к овладению дизайнерской практикой - глобальный дизайн - обоснован стремлением к целостному моделированию окружающей среды, к универсализации проектного мышления. Глобальный дизайн предлагается рассматривать как целостное проектное моделирование среды обитания человека (и процессов, в ней происходящих) на основе синтеза средств основных языковых систем (визуальной, аудиальной, вербальной и т.д.) на доступном субъекту проектирования уровне.

В системе профессионально-педагогического образования важно не только развитие существующих практик, но и выявление новых, актуальных векторов подготовки будущего профессионала [5; 6; 10]. В связи с этим, на наш взгляд, особое значение имеет исследование проблем формирования содержания образования при подготовке педагогов профессионального обучения в области дизайна [7; 11]; одним из важных прогностических направлений развития подготовки дизайнера представляется глобальный дизайн. С данной темой связана также проблема подготовки педагогических кадров для системы предпрофессио-нального образования детей по направлению «дизайн» в детских художественных школах и в детских школах искусств (заявлено Министерством культуры РФ). Термином «глобальный дизайн» определяют свое направление универсальные проектировщики, которые занимаются и графическим дизайном, и продукт-дизайном, и иллюстрацией, и граффити, и арт-дизайном и многим другим. Такие дизайнеры не замыкаются в рамках узкой специализации и постоянно расширяют поле своей проектировочной деятельности, к ним себя относят, например, Zоер (Франция), А. Нуроками (Япония); с подобными работами можно ознакомиться в Интернете.

Если в практике дизайна универсальные проектировщики сформировали свою нишу, то для системы образования задача подготовки такого рода специалистов представляется, на первый взгляд, невыполнимой, однако далее обосновывается возможность использования идей и принципов глобального дизайна при подготовке педагогов для общего и профессионального образования. Полагаем, что подготовка универсального проектировщика (как специалиста по проектированию без учета специальности и специализации) должна начинаться в раннем возрасте, впрочем как и качественная подготовка любого специалиста узкого профиля. Соотнесение т.н. «узкого» и «широкого» профессионального подходов в области дизайна следует рассматривать с позиций системного подхода: универсальность широкого подхода незаменима в пропедевтике образовательных процессов (что доказывает практика обучения дизайну), а значимость узкого высока в реальной практической деятельности дизайнера. Разделяя подходы, следует учитывать и их взаимодействие как в образовательном пространстве дизайна, так и при формировании предметнопространственных реалий (объектов) окружающей действительности.

Таким образом, подготовка универсального проектировщика - это теоретически не обоснованный, не имеющий ни методологической базы, ни специфической методики и технологии педагогический процесс. В то же время существуют определенные предпосылки, позволяющие обозначить реперные точки процесса, создать его ориентировочную модель. К таким предпосылкам можно отнести, например, ярко выраженную мотивацию ребенка на

восприятие целостной (назовем ее глобальной) информации, представленной мультимедийными технологиями. Дети с большим интересом и погруженностью в материал «считывают» интегрированную экранную информацию мультфильмов, кинофильмов, доступных по тематике документальных событий и сюжетов, привлекательных проектов.

Было бы педагогической ошибкой видеть в интересе детей к подобной информации лишь стремление к развлечению, а не перспективу развития и преобразования данного интереса в будущую созидательную деятельность. В самом процессе освоения информации, синтезирующей изображение, звук и действие, уже заложен некий внутренний, имманентный вектор дальнейшей переработки этой информации в тот или иной социально обусловленный и актуальный материал. Однако следует признать неготовность педагогического сообщества к практической реализации данного вектора. Поэтому задачу сопряжения мотивации ребенка к «экранному действу» с продвижением к практической полезной деятельности следует считать важной задачей современной педагогики. Способствовать решению данной задачи и призвана идея и технология глобального дизайна, пока еще не получившая широкого распространения в инновационном сообществе, заинтересованном в новых уровнях развития человека, целостной реализации его творческих возможностей [3; 4].

С термином «глобальный» контекстно, опосредованно ассоциируются смыслы: глобальность - явление мирового масштаба (от лат. globus - шар, метафора - земной шар); глобализм - модель политико-экономической тенденции развития современного мира и т.п. [9, 160-162]. В нашем случае глобальный - это взятый в целом, общий, всеобщий (от фр. globаl), то есть целостно выражающий какое-либо явление (в нашем случае - дизайн). Понимание дизайна как целостного явления обусловлено спецификой универсальной проектной деятельности, цель которой - установление гармонии человека и окружающей действительности, создание условной пространственно-временной ойкумены (гр. oikumene) как целостной, совокупной антропо-природно-культурной среды.

В данной среде человек выступает не как самостоятельный субъект, наделенный ограниченной функциональностью, а как часть целого (глобального) структурного организма, как субъект, понимающий эту глобальность и пути ее проектного и практического преобразования. То есть проектировщик - творческая фигура, решающая не только оперативные, текущие, но и стратегические, целостные задачи. В плане современной методологии подготовку универсального специалиста-проектировщика следует начинать с раннего возраста: предположительно от трех до пяти лет (может быть и более позднее проявление внимания ребенка к тому или иному виду профессиональной деятельности).

Наглядно проиллюстрировать процесс становления узкого профессионала в акмеоло-гическом понимании можно на примерах из искусства и спорта - сложность профессиональной деятельности в любом виде искусства (музыка, изобразительное искусство, балет) столь высока, что овладеть ею можно только при условии ранней специализации. Причем начальная стадия обучения, как профессионально-базовая, должна быть содержательно и технологически реализована на высоком качественном уровне, чтобы обеспечить преемственность обучения на дальнейших ступенях. С четырех - пяти лет начинают готовить артистов балета, фигуристов, гимнастов и многих других будущих профессионалов в искусстве и спорте. Специалисты большинства видов спорта, балетного и музыкального исполнительства, художественного творчества считают такой путь единственно возможным, приводящим субъекта к акмеологическим высотам [8, 19].

В то же время известен и другой подход к профессиональному становлению субъекта, который, в отличие от вышеизложенного, ориентирован на целостное воспитание человека. Э.В. Ильенков, комментируя известное высказывание К. Маркса и Ф. Энгельса («общество не будет делать из людей «живописцев», «скрипачей», «логиков» или «политиков», а будет формировать из каждого индивида прежде всего Человека, занимающегося (пусть даже преимущественно) живописью, игрой на скрипке или логическими исследованиями»), отметил: «Эту форму часто толкуют упрощенно, а в упрощенном виде она способна вызвать недоумение и даже протест. Ее смысл заключается не в том, что общество вообще ликви-

дирует возможность преимущественного развития индивидуума в каком-то одном направлении, а в том, что оно перестанет культивировать профессиональный кретинизм, уродливую однобокость развития способностей, а не преимущественное развитие одной способности по сравнению с прочими» [1, 7].

Стремление человека к универсальности проявляется уже в раннем возрасте, когда ребенок пытается овладеть различными способами взаимодействия с окружающей действительностью, включает в работу все свои рецепторы и формирующийся мыслительный аппарат, а также развивающийся эмоционально-чувственный (эстетический) интеллект. Безусловно, весь этот опыт охватывает лишь малую часть глобального материала, но уже в самом этом факте стремления ребенка приобщиться к целостному, всеобщему можно видеть не случайность и не произвол подрастающей личности, а проявление некой всеобщей сущности Человека и будущей траектории развития. В данной ситуации, с точки зрения педагогического воздействия на ребенка, естественно возникает вопрос практического плана, а именно: каким образом реализовать «программу поддержки» намерений и направленности подрастающей личности, стремящейся к этой самой глобально выраженной траектории своего развития?

Наиболее актуальным и приемлемым в плане идей целостного развития человека (в контексте природно-культурной окружающей среды) усматривается тип образовательной практики, который обозначен как профессионально-педагогическое образование, в рамках которого реализуется подготовка педагогов профессионального обучения для систем начального и среднего профессионального образования, такие педагоги осуществляют проектирование и реализацию педагогических систем разного уровня (от темы учебной дисциплины до образовательной организации).

Реализацию профессионального образования в настоящее время следует рассматривать как интегральный процесс, в котором обучающийся субъект не только приобретает профессиональную компетентность в той или иной профессии, но и, что особо важно, вводится в ситуацию собственного предпрофессионального развития в самом раннем возрасте1, что порождает новые проблемы педагогики профессионального образования.

В связи с этим обращает на себя особое внимание приобретающая все возрастающую актуальность гуманизация образования. Гуманизм представляет концепцию человеческого бытия и основанную на ней систему мировоззрения, утверждающую ценность человеческого существования, достоинства человека, поддержку прав и свободы каждого индивида, возможность развития человека (как рода и индивида) [9, 167]. Исследователи отмечают, что препятствием развитию современного гуманизма является положение, при котором общественными науками не рассматриваются особенности бытия людей, их способности и деятельность учитываются лишь в абстрактных формах и измерениях. Псевдодиалектиче-ские попытки связать изначально разорванные представления о конкретном и абстрактном бытии людей нежизнеспособны, так как образы их социальной и индивидуальной жизни фактически взаимоисключают (и отторгают) друг друга, вместо того, чтобы взаимодопол-нять. Американский социолог Дж. Хоманс обратился к коллегам с призывом «вернуть людей в теорию», что, по существу, означает необходимость «вернуть» людей в историю, экономику, культуру, науку и предполагает радикальный пересмотр оснований современного об-ществознания [9, 168]. «Вернуть людей в теорию» - прежде всего, сделать теорию антро-поцентричной в смысле ее направленности на получение объективно истинного знания о человеке, раскрывающегося в классической бинарной оппозиции «теория / практика». Решение проблемы теории в данном случае должно давать четкое представление о рассматриваемом объекте (человеке), системно сочетая эмпирические и теоретические аспекты. Такими возможностями обладает тип образовательной практики, реализуемый в рамках

1 Приказ Минкультуры России от 09.08.2012 № 855 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «дизайн» и сроку обучения по этой программе»

профессионально-педагогического образования, содержание которого интегрирует отраслевую, психолого-педагогическую и технологическую (рабочие профессии) подготовку.

Основой решения проблемы профессиональной гуманизации субъекта может и должно стать функционирующее в профессионально-педагогической системе направление - дизайн-образование. Дизайн-образование, представленное в разнообразных видах дизайнерских практик (арт-дизайн, графический дизайн, компьютерный дизайн, дизайн интерьера, дизайн ландшафта, дизайн костюма и др.), благодаря своей универсальности, может быть реализовано в той или иной степени в педагогических технологиях, относящихся к глобальному дизайну при подготовке профессионала-проектировщика (на стадии предпрофессио-нального обучения). Напомним, что глобальный дизайн рассматривается как целостное проектное моделирование среды обитания человека и процессов, в ней происходящих, осуществляемое в рамках синтеза средств основных языковых систем (визуальной, аудиальной, вербальной и т.д.) на доступном субъекту проектирования уровне. Процесс целостного моделирования среды обитания человека (ойкумены) может быть выражен путем моделирования фрагмента среды при условии целостного видения самой среды, понимания ее структурных взаимосвязей в самом общем смысле.

Рассмотрим данное определение, расчленив его на ряд фрагментов-понятий.

В одном из фрагментов - всеобщее, целостное моделирование среды обитания человека - присутствуют наиболее сложные понятийно-содержательные моменты. Прежде всего, возникает вопрос о возможности осуществления такого всеобщего моделирования, носящего, по определению, тотальный экуменический характер, поскольку более традиционным является фрагментарное моделирование среды, связанное с разделением проектных функций, то есть владение узкой проектной специализацией. Данная проблема неоднозначна - создание реальной среды на основе концепции глобального подхода представляет большую сложность, что может быть непосильно даже для весьма талантливого проектировщика. Наиболее выдающийся результат подобного рода в мировой истории связан с именем Леонардо да Винчи, добившегося успешных результатов во многих областях творческой проектной деятельности, но и он охватил далеко не всю сферу человеческой ойкумены.

Обратимся к примерам, которые демонстрируют всеобщее в решении проектной идеи, представляя простое как сложное или, точнее, репрезентируя синтез сложного и простого. Один из таковых - яркий пример поистине глобального дизайнерского решения - формирование образа iPhone руководителем (главой) кампании Apple Стивом Джобсом. Дизайн iPhone предельно прост: одна кнопка управления и активное использование позитивно воспринимаемого цвета. Но за простым образом стояла идея пальцевого управления и многофункциональность аппарата, что позволило отказаться от инструкции по применению и дало возможность пользователю войти в «творческое взаимодействие» с продуктом дизайна.

Безусловно, не все могут получить такой невероятный результат, как Леонардо и Стив Джобс, однако необходимость и возможность всесторонне подготовленного к проектной деятельности контингента продолжают быть актуальными. На вопрос о возможности подготовки такого специалиста, скорее всего, ответ будет отрицательный. Но можно предположить возможность увидеть результатом дизайна не законченный продукт глобального проектирования, так сказать «готовый к употреблению», а целостную всеобщую проектную модель окружающей среды через систему объектов-символов, объектов-знаков, передающих общий характер мироустройства. Такой подход может показаться несколько упрощенным, схематичным, однако на практике может иметь большое значение, так как будет побуждать проектное мышление человека к созданию целостной средовой формы.

Объектное поле - совокупность проектируемых средовых объектов дизайна - в настоящее время определяется сложными, синтезированными системами, такими как, например, предметное наполнение экстерьеров и интерьеров урбанизированных пространств, фитодизайн и аквадизайн внутренних и внешних урбанизированных пространств, информацион-

ный дизайн, дизайн безбарьерной среды, цветовой и световой дизайн урбанизированных пространств и т.д. Данные системные объекты дизайна структурно и содержательно сложны, овладение практикой их проектирования - процесс длительный и требующий специфической, узконаправленной проектной подготовки специалиста (так же как, впрочем, и проектирование любого другого объекта из номенклатуры современного дизайна - промышленного, графического, интерьерного, ландшафтного и др.). В то же время в процессе подготовки современного дизайнера начинает преобладать многомерное содержание, определяемое целями целостного проектирования предметной среды.

Заметим, что подобный педагогический опыт моделирования среды в образовательной практике в определенной степени уже реализован. Например, в задачи советской школы входило воспитание всесторонне развитого человека, подготовленного к широкой практической деятельности, способного применить и развить свои знания и умения в любой области труда и науки [2]. Технологически эта установка реализовалась в рамках бидисци-плинарного блока «рисование - труд», включавшего моделирование следующих объектов: инструменты, средства передвижения (автомобили, пароходы и др.); ракеты и т.д. Все это осваивалось в советских школах 60-х годов ХХ века на доступном технологическом уровне в пятых - шестых классах общеобразовательной школы и носило пропедевтический характер [2, 3-5]. При внешней простоте данного пропедевтического подхода, осуществляемого в рамках простых технологий для подготовки будущего специалиста-профессионала, он оказался на практике действенным и эффективным. В современных условиях подобный пропедевтический подход реализуется на более сложном технологическом уровне - виртуально-анимационном (мультимедийные, компьютерные, экранные технологии), способствующем продуцированию творческих неожиданных проектных достижений.

Изложенное позволяет сделать следующие выводы.

Тенденция личностного развития человека в той или иной степени связана со стремлением (интенцией) к целостности, всеобщности собственного потенциала, что обусловливает необходимость соответствующих педагогических подходов и условий. Особое значение глобализация как обеспечение целостного, всеобщего развития человека может иметь для профессионально-педагогических процессов, связанных с необходимостью становления будущего профессионала в раннем возрасте. То есть пропедевтическая основа содержания образования может быть ориентирована на субъекта обучения разного возраста, в том числе и младшего.

Феномен глобализации должен проявляться в педагогике при подготовке будущего специалиста-проектировщика (дизайнера) на пропедевтическом уровне сформированности содержания образования (в предпрофессиональном образовании). Для реализации идеи «глобализированной» подготовки будущего специалиста в области проектирования необходимы профессионально-педагогические кадры, ориентированные на овладение соответствующими педагогическими методиками и технологиями. В качестве реальных технологий, поддерживающих глобальное проектирование, могут быть использованы современные мультимедийные технологии (визуально-аудиально-кинестические) в сочетании с традиционными образовательными технологиями и средствами.

Подготовка специалистов по глобальному проектированию включает, в свою очередь, задачу подготовки педагогов профессионального обучения для пропедевтической деятельности в детских художественных школах, детских школах искусств, в школах общего образования, студиях, клубах и т.д. Реальное обучение специалистов данного профиля возможно уже в ближайшее время на базе существующей системы профессиональнопедагогического образования.

1. Ильенков, Э.В. Об эстетической природе фантазии. Что там, в Зазеркалье? [Текст] / Э.В. Ильенков. - М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. - 128 с.

2. Кирсанов, Ф.И. Рисование и труд в школе : пособие для учителей [Текст] / Ф.И. Кирсанов. - М. : Просвещение, 1965. - 84 с. ; ил.

3. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики [Текст] / А. Маслоу. - СПб : Евразия, 1999. - 432 с.

4. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. - СПб : Питер, 2006. - 352 с.

5. Романцев, Г.М. Федоров, В.А. Чапаев, Н.К. и др. Интернатура как необходимая составляющая уровневой подготовки специалистов по профессиональному обучению рабочих кадров для инновационных производств // Образование и наука. Екатеринбург. 2009. Т.67. №10. С.3-12.

6. Романцев, Г.М. Федоров, В.А. Педагог профессионального обучения: история и перспективы подготовки // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина. 2010. №4. С.44-48.

7. Степанова, Т.М. Подготовка педагога профессионального обучения в области дизайна: модель обучения рисунку // Образование и наука. Екатеринбург. Прил.№2 (6). С. 41-51.

8. Степанов, А.В., Степанова, Т.М. Начальное профессиональное образование ... музыканта // Профессиональное образование. Столица. Москва. 2011. №9. С.19-20.

9. Современный философский словарь / под. ред. В.Е. Кемерова. - М. : Академический проект, 2004. - 862 с.

10. Федоров, В.А. Профессионально-педагогическое образование в изменяющихся социально-экономических условиях: научное обеспечение развития // Образование и наука. 2008. № 9. С.127-135.

11. Федоров, В.А., Фалько, В.П. Структура и содержание формирования художественно-проектных компетенций педагога профессионального обучения в области дизайна // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2008. № 12. С.152-162.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.