Научная статья на тему 'Авторская модель дизайн-образования. Особенности экспериментальной деятельности в строительном колледже'

Авторская модель дизайн-образования. Особенности экспериментальной деятельности в строительном колледже Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
338
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / АВТОРСКАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / СИНТЕЗИРУЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА / ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / DESIGN FORMATION / THE AUTHOR S INNOVATIVE PEDAGOGICAL MODEL / SYNTHESIZING PEDAGOGICS / DESIGN TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Климова Лариса Николаевна

В статье рассматриваются особенности формирования содержания вариативной части основной образовательной программы в рамках экспериментальной деятельности в Строительном колледже №30 города Москвы на основе авторской модели дизайн-образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Климова Лариса Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the features of formation of the contents elective component of the basic educational program of the experimental activities in the college based on the author's model of design education.

Текст научной работы на тему «Авторская модель дизайн-образования. Особенности экспериментальной деятельности в строительном колледже»

АВТОРСКАЯ МОДЕЛЬ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ. ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРОИТЕЛЬНОМ

КОЛЛЕДЖЕ

КЛИМОВА Л.Н.

В статье рассматриваются особенности формирования содержания вариативной части основной образовательной программы в рамках экспериментальной деятельности в Строительном колледже №30 города Москвы на основе авторской модели дизайн-образования.

Всё, что делается на дизайнерском отделении в СК №30 с момента его возникновения в 2005 году в стенах вновь созданного колледжа, объединившего три профессиональных строительных училища, - это непрерывный творческий многослойный эксперимент.

Суть его в построении инновационного дизайн-образования на уровне СПО в рамках авторской школы профессора Александра Ермолаева, сложившейся в результате многолетней педагогической практики на кафедре «Дизайн архитектурной среды» в Московском архитектурном институте - Государственной Академии. Реализуется эксперимент командой единомышленников - профессионалов архитекторов, которым интересна педагогическая практика в колледже, в том числе, как опыт адаптации дизайн-образования из высшей школы на контекст среднего профессионального образования.

Определим инновационные особенности авторской педагогической модели дизайн-образования.

На уровне постановки целей. Цель дизайн-образования: формирование специалиста-универсала нового типа - творческой проектно-мыслящей личности с социо-культурным ценностным профессиональным мировоззрением, способной продуцировать новое с опорой на непреходящие ценности мировой культуры и решать нетривиальные задачи в соответствии с конкретными требованиями изменяющейся реальностью.

Цели базируются на понимании требований современного социума и на результатах проведённой социальной диагностики, формирующей социальный портрет студента-дизайнера и выявляющей его интересы и ценностные ориентации. Исходя из анализа ведущих жизненных ценностей , можно сделать вывод о формировании нового типа личности, для которого характерна всё большая переориентация на индивидуалистический прагматизм в ущерб эстетическим, духовнонравственным ценностям, в следствие чего актуализируется необходимость развития социокультурных профессиональных ценностных ориентаций студента в процессе профессионального обучения и воспитания.

На уровне содержания. Ключевое отличие от традиционного преподавания - это синтезирующий характер педагогики. Это выражается в том, что дисциплины традиционного художественного цикла (рисунок, живопись, композиция) сплавлены в специфические «Основы пластической культуры дизайнера», которые, в свою очередь, тесным образом связаны с ключевой дисциплиной «Дизайн-проектирование». Авторская сплавляющая синтезирующая педагогика является инструментом формирования у учащихся целостной картины реальности.

Синтезирующий характер педагогики выражается в концепции авторской программы подготовки дизайнеров через формирование трех укрупненных образовательных блоков с отдельными сопутствующими дисциплинами.

1. Блок теоретических и исторических основ профессионального сознания включает в себя: историю искусств; историю дизайна; философию и социальную психологию; принципы средо-вого существования; художественное материаловедение.

2. Блок пластической культуры включает в себя: рисунок; колористику; объемное моделирование и композицию.

$eccuoHanle discusses the features of formation of the contents elective component of the basic educational program of the experimental activities in the college based on the author's model of design education.

Понятие пластической культуры нацелено на развитие у учащихся навыков целостной ориентации в художественных проблемах проектирования, содержание ее выходит далеко за рамки содержания отдельных дисциплин традиционного художественного цикла.

3. Блок проектной методологии включает в себя: дизайн-проектирование, в том числе проектную графику; этику делового общения.

Дизайн-проектирование поляризуется в учебном процессе по трем направлениям: средовой дизайн; имиджевый дизайн; арт-дизайн.

Особенностью обучения дизайн-проектированию в авторской модели дизайн-образования является его реализация на основе непрерывной проектной технологии, построенной по уровням освоения «спиральной» концепции образования. Смысл которой заключается в том, что студенты осваивают на всех курсах одни и те же фундаментальные профессиональные материи, но на разных уровнях учебного погружения: 1 курс - пробуждение профессиональных впечатлений, 2 курс - прикосновение к ним, 3 курс - изучение, 4 курс - творчество, 5 курс (повышенный уровень) - применение.

Педагогический процесс представляет единый поток, который формирует педагог - «Мастер», ориентированный пропедевтически, т.е. раскрывающий студенту устройство, причины, невидимое в художественно организованном мире через собственное понимание целого. Такой метод обучения требует от педагога творчества, непрерывного развития, учёбы вместе со студентами.

На уровне методов, технологий, средств. Инновационному содержанию соответствуют и новаторские методы и технологии. Обучение проходит в условиях постоянного провоцирования педагогами творчества, т.е. необходимости принятия решений; протекает в разных, постоянно сменяемых формах: беседы, прогулки, лекции со слайдами и видео, знакомство с профессиональной литературой, экскурсии, деловые игры, малые проекты, средовые акции и постоянные рукотворные упражнения - графические, композиционные, колористические, проектные.

Параллельно с дизайн-проектированием применяется комплекс сопутствующих (поддерживающих) педагогических технологий: средовые акции, сценический перформанс, творческие конкурсы, творческие выставки, аналитическая работа со студентами в форме эссе, педагогика сотрудничества.

«Сценический перформанс», занимающий в последнее время большое место в педагогике, является не только действенным инструментом овладения предметно-пространственной средой, но и средством исправления дефектов воспитания и освобождения молодого человека от ощущения своей неполноценности.

Основные методические принципы организации учебной работы:

1. включать, не мешкая, студентов в проблематику дизайнерско-средового мышления;

2. считать основополагающим пропедевтический, т.е. раскрывающий, способ предъявления изучаемого материала;

3. теоретические разъяснения должны следовать за учебно-проектной необходимостью понимания тех или иных закономерностей;

4. руководствоваться в работе не стереотипами заготовленных программ, а практической, реальной степенью усвояемости материала, подготовленностью учащихся, доверяя педагогической интуиции и здравому смыслу.

Тема эксперимента 2010-11 учебного года определена как «Разработка вариативной части основной образовательной программы по специальности «Дизайн» (по отраслям)» средо-вые проблемы проектирования интерьеров жилых и общественных зданий)».

Цель научно-исследовательской и экспериментальной деятельности ГЭП состоит в создании научно- методической базы для будущей работы в рамках нового ФГОС на основе обобщения, анализа и систематизации опыта авторской инновационной дизайн - педагогики.

Формирование содержания вариативной части ОПОП велось на основе авторской про-

граммы подготовки дизайнеров и в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными в НИИРПО группой авторов Читаевой О.Б., Володарской А.А. и др.

В связи с этим, вариативная часть отражает специфику подготовки дизайнера в конкретном образовательном учреждении, которая выражается в следующих аспектах:

- ориентация колледжа на решение проблем архитектурно-строительного комплекса;

- отделение «Дизайн» позиционирует себя преемником традиций «БАУХАУЗА» - легендарного учебного заведения 20-х годов в Германии, положившего начало дизайну, то есть соединения под одной крышей обучения архитектуре, строительству, промышленному дизайну, прикладному ремесленному искусству, фотографии, театру, и стремится организовать подобное на современном уровне, развивая направления «средовой дизайн», «имиджевый дизайн», «арт-дизайн», близкий к прикладному и станковому искусству, а также пытаясь оказывать осовременивающее влияние на колледж в целом;

- наличие педагогов высшей школы МАРХИ является основанием для развития непрерывной траектории образования: колледж-вуз;

- развитие дизайн-образования в рамках авторской школы предопределяет инновационный характер обучения;

- совокупность педагогических и профессиональных компетенций преподавателей, являющихся одновременно практикующей архитектурно-дизайнерской мастерской, не только определяет практикоориентированное обучение, направленное на решение социально-значимых задач, но и позволять выступать им в роли потенциального работодателя;

- ориентация колледжа на реорганизацию образования и управления, в том числе и на развитие внебюджетной деятельности: организация дизайн-бюро, создание дизайн-галереи, обновление педагогического коллектива позволяет выступать руководству в роли потенциального заказчика на подготовку современных универсальных проектировщиков.

С учётом названной специфики подготовки дизайнера были определены цели использования вариативной части:

- интеграция программ профессионального образования СПО - ВПО;

- учёт требований работодателей (освоение новых видов деятельности, компетенций, специализаций);

- учёт профессиональных потребностей конкретного обучающегося (освоение компетенций, востребованных поступающими на обучение).

В результате экспериментального исследования были определены структура и содержание вариативной части.

1. Вводится новая дисциплина «Дизайн в сферах применения», которая расширяет общепрофессиональный цикл ОПОП. Это инновационная синтезирующая дисциплина, предъявляющая широкий профессиональный взгляд на социокультурную реальность с позиций дизайна: дизайн в строительстве, дизайн в архитектуре и интерьере, дизайн в изобразительном искусстве, в арт-дизайне, в экспозиционном дизайне, в графическом дизайне, в визуальных коммуникациях, в кино, театре, поэзии, литературе и философии. Нам представляется, что для реализации принципа подготовки универсального проектировщика у будущего профессионала необходимо формировать широкий взгляд на мир через призму дизайна как языка времени, языка осмысленного, рационального, умного, гармоничного проектирования, производства, организации жизни. Программа находится в стадии разработки, в дальнейшем планируется издание нетривиального учебного пособия.

2. На основе анализа содержания подготовки в рамках дисциплин регионального компонента реализуемой программы были актуализированы 3 авторские дисциплины, отражающие направления дизайн-проектирования: «Дизайн среды», «Арт-дизайн» (художественно-объектный дизайн), «Имиджевый дизайн» (графический дизайн). Эти программы, с одной стороны, отражают направления специализаций деятельности дизайнера, с другой стороны, в интеграции в дисциплиной «Дизайн-проектирование» формируют универсальные проектные компетенции.

Новый ФГОС предлагает разделение базовой подготовки ОПОП, которая реализуется в промышленности, определяя область деятельности выпускников как организацию и проведение работ

по проектированию художественно-технической, предметно-пространственной, производственной и социально-культурной среды, т. е. решение средовых проблем и углублённой подготовки, реализуемой в культуре и искусстве, где область деятельности определяется как художественное проектирование объектов графического дизайна, дизайна среды, промышленного дизайна, арт-дизайна, а также художественное образование от средних школ до СПО.

В авторской модели дизайн-образования в рамках базовой подготовки обучение сразу происходит параллельно по 3-м ключевым направлениям дизайн-проектирования: дизайн среды, имиджевый дизайн, арт-дизайн, что представляется нам более естественным и гуманным для самоопределения студента, таким образом, к диплому, попробовав себя в разных аспектах дизайна, он имеет возможность уточнить свои способности и приоритеты. Кроме того, это направлено на учёт профессиональных потребностей конкретного обучающегося.

В этой связи мы предлагаем ввести эти 3 дисциплины в качестве дополнительных МДК профессионального модуля «Разработка художественно-конструкторских (дизайнерских) проектов промышленной продукции, предметно-пространственных комплексов. Для этого были определены дополнительные профессиональные компетенции, которые должны быть сформированы средствами данного профессионального модуля, затем они оформляются содержанием соответствующего дополнительного МДК по форме программы модуля.

3. На основе анализа ФГОС ВПО по направлению подготовки «Дизайн архитектурной среды» были актуализированы 2 дисциплины: «Основы композиционного моделирования в дизайн-проектировании» и «Визуально-пластическая театрализация как инструмент проектирования». В развитие направления интеграции программ профессионального образования СПО - ВПО предлагается включить содержание этих дисциплин в МДК.01.01. Дизайн-проектирование (композиция, макетирование, современные концепции в искусстве).

Кроме того, следует отметить, что инновационное начинание «Сценический перформанс» в итоге оформилось в содержание дисциплины «Визуально-пластическая театрализация как инструмент проектирования».

Таким образом, экспериментальная деятельность на дизайнерском отделении колледжа базируется на принципах авторской модели дизайн-образования и реагирует на актуальные требования реформируемого профессионального образования.

Библиографический список:

1. Ермолаев А.П.. Словарь для работы дизайнера в 21 веке. М.: Турбо-Принт. - 1998.

2. Ермолаев А.П.. Чистый журнал. Мастерская-таф., 2010., М.

3. Ткаченко Е.В., Кожуховская С.М., Штейнберг В.Э. Специализированный выпуск «Дизайн-образование» 2(41) Вестник УМО по профессионально-педагогическому образованию. Екатеринбург. 2007.

4. Климова Л.Н.. Дизайн-педагогика в профессиональном колледже. // Журнал «Профессиональное образование. Столица», №10 - 2009, М.

Ключевые слова: дизайн-образование, авторская инновационная педагогическая модель, синтезирующая педагогика, проектная технология.

Keywords: design formation, the author s innovative pedagogical model, synthesizing pedagogics, design technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.