Bibliography
1. Nedovich, D.S. Zadachi iskusstvovedeniya. Voprosih teorii prostranstvennihkh iskusstv. - M., 1927.
2. Rudomyotov, M.D. Opiht sistematicheskogo kursa po graficheskim iskusstvam. - SPb., 1898.
3. Anisimov, V.I. Graficheskie iskusstva i reprodukciya. - M.; Petrograd, 1924.
4. Flekelj, M.I. Ot Markantonio Rayjmondi do Ostroumovoyj-Lebedevoyj. Ocherki po istorii i tekhnike reprodukcionnoyj gravyurih. - M., 1987.
5. Thipanov, A.S. Khudozhniku-lyubitelyu. - M., 1970.
6. Nemirovskiyj, E.L. Izobretenie loganna Gutenberga. Iz istorii knigopechataniya. Tekhnicheskie aspektih. - M., 2000.
7. Byalik, V.M. Grafika. - M., 2010.
8. Parihgin, A.B. Iskusstvo shelkografii. KhKh vek: monografiya. - Spb., 2010.
Статья поступила в редакцию 05.03.12
УДК+70
PlahotnikovA.G. PROGNOSTIC MODEL OF MODERNIZATION OF THE PROGRAM OF AVERAGE VOCATIONAL TRAINING IN PREPARATION OF THE TEACHER OF THE FINE ARTS AND DESIGN IN ELEMENTARY GRADES. It
is presented by the purpose of increase of qualitative potential in effective creative thinking in sphere of training graphic, it is decorative - applied art, to design and art designing. And also revealing of socially-pedagogical conditions in interests of self-development of the creative person of students of an average is art-vocational training. Problems systems of development of average vocational training of the person of the master-artist defining the basic direction consist in formation: active thinking, skills of independent creative work, realization of own is art-creative activity, development the subject - of subject relations.
Key words: active thinking, creativity, subject relations, self-development, the person, the teacher, the artist, a trade.
А.Г. Плахотников, канд. пед. наук, доц. каф. изобразительного искусства Воронежского гос. педагогического университета, г. Воронеж, E-mail: [email protected]
ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ДИЗАЙНА В МЛАДШИХ КЛАССАХ
Представлена целью повышения качественного потенциала в эффективности творческого мышления в сфере обучения изобразительному декоративно - прикладному искусству дизайну и художественному проектированию. А также выявление социально-педагогических условий в интересах саморазвития творческой личности студентов среднего художественно-профессионального образования. Задачи определяющие основное направление системы развития среднего профессионального образования личности учителя-художника состоят в формировании: деятельного мышления, навыков самостоятельной творческой работы, реализации собственной художественно-творческой деятельности, развития субъект-субъектных отношений.
Ключевые слова: деятельное мышление, творчество, субъектные отношения, саморазвитие, личность, учитель, художник, профессия.
Целью исследования среднего профессионального образования «подготовки учителя изобразительного искусства и дизайна» является:
- определение и выявление социально-педагогических условий в интересах творческой личности студентов СПО по повышению их качественного потенциала в эффективном развитии обучения: народно-художественным ремеслам, декоративно-прикладному и изобразительному искусству, дизайну и художественному проектированию.
Задачи, определяющие основное направление системы развития среднего профессионального образования личности мастера, художника, состоят:
• в формировании деятельного мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям в сфере применения методов развивающего обучения будущего учителя изобразительного искусства и дизайна;
• в формировании навыков самостоятельной творческой работы при эффективном усвоении графики, живописи, цвето-ведения и колористики, композиции, компьютерной графики, художественного проектирования;
• в реализации творческого потенциала в собственной художественно-творческой деятельности, в осуществлении самоопределения и самореализации личности на эстетическо-ху-дожественном уровне;
• в развитии субъект - субъектных отношений учащихся и преподавателя в создании условий для диалога, рисующего студента в форме «художника», на уроках мастер-класса.
Методологическими основами исследования среднего профессионального образования (СПО) являются научные положе-
ния о технологическом преобразовании действительности (П.Р. Атутов), теория развивающего обучения (В.В. Давыдов), концепции и принципы непрерывного профессионального образования, теории развития личности художника, мастера изобразительного искусства и дизайна [1, с. 2].
Для решения поставленных задач развивающего обучения
2-го уровня - среднего профессионального образования в обучении изобразительному искусству и дизайну студентов СПО использовались следующие методы: аналитический для анализа научно-методической литературы по проблеме исследования; содержательно-исследовательский, направленный на изучение сущности развития творческой личности художника; моделирование для построения методом развивающего обучения студентов СПО; наблюдение, изучение опыта и анкетирование.
Необходимость перехода системы СПО на реализацию модели развивающего обучения в основе которого лежит идея развития личности, развитие самой системы СПО и ее влияния на основные общественные процессы. Опережающее образование в отличие от традиционного ориентирования в подготовке специалистов не столько на конкретную профессиональную деятельность, сколько на формирование готовности к освоению новых знаний, умений и навыков.
В соответствии с изменением требований к среднему профессиональному образованию определяются следующие исходные принципы его развития:
1-й принцип вариативности образования предполагает гибкое реагирование сПо на изменения внешней среды и как следствие - диверсификацию профессиональных образовательных программ, видов и организационно-правовых форм средних специальных учебных заведений, а также форм государственнообщественного управления и социального партнерства.
2-й принцип непрерывности образования предполагает преемственность среднего профессионального образования с другими образовательными уровнями с учетом сложившихся традиций формирования структуры и содержания образования. Исходным моментом в развитии взаимодействия среднего профессионального образования с начальным профессиональным и высшим профессиональным образованием является общность совместно принятых концептуальных подходов и их реализация в подготовке кадров, удовлетворении потребностей личности в непрерывном образовании. При реализации программ дополнительного профессионального образования средняя профессиональная школа должна формировать гибкие системы повышения квалификации и переподготовки кадров с ориентацией на удовлетворение индивидуальных профессионально-образовательных потребностей.
3-й принцип регионализации образования предполагает последовательную ориентацию деятельности учебных заведений на комплексное социально-экономическое развитие региона, местные рынки труда и запросы населения, гибкое сочетание федерального, отраслевого и регионального управления средними специальными учебными заведениями с участием государственно-общественных структур.
4-й принцип автономности средних специальных учебных заведений предполагает развитие их академической и хозяйственной самостоятельности, совершенствование механизма самоуправления, формирование программ экономического развития образовательных учреждений.
5-й принцип эффективности социального взаимодействия отражает необходимость согласования действий всех субъектов образовательного пространства и направлен на формирование и проведение единой образовательной политики в целях развития среднего профессионального образования [2, с. 9].
В связи с выше перечисленными принципами профессионального образования специфика современных социально-экономических условий требует повышения статуса выпускника средне-профессионального учебного заведения - специалиста среднего звена.
Происходящие в жизни российского общества изменения, появление в хозяйственной жизни страны различных форм ма-
лого и среднего бизнеса вносят серьезные коррективы в стратегию образования. Сегодня в начале XXI века особенно важно совершенствовать качество подготовки студентов в средне профессиональных учебных заведениях художественного профиля, так как именно выпускники данных учебных заведений являются основными активными субъектами культурного общества страны. Сложность решения проблемы, профессионализации обучения учащихся учебных заведений художественного профиля во многом определяет и нормативный срок освоения специальности художественного образования.
Одним из направлений решения этой проблемы может стать ранняя профессионализация обучения будущих специалистов в общеобразовательной школе. Именно на этом этапе, по нашему мнению, должно происходить первичное знакомство учащихся с основами профессиональных знаний, умений, навыков и видов различной художественной деятельности мышления будущего художника-педагога-дизайнера. При такой постройке вопроса решается и еще одна важная педагогическая задача - задача обеспечения преемственности в обучении.
Проблема профессионализации обучения учащихся в условиях преемственности «школа - среднепрофессиональное учебное заведение и высшее художественное образование» как будущего художника-педагога-дизайнера, к настоящему времени мало исследована. Вопросы формирования основ профессионального мастерства будущего художника, педагога, дизайнера остались вне поля зрения исследования.
Таким образом, важность и актуальность проблемы формирования у будущих учителей изобразительного искусства и дизайна их профессиональной устойчивости в среднепрофессиональных учебных заведениях, ее недостаточность для современного образования научно-теоретическая и практическая разработанность и послужили ее исследования в рамках настоящей работы.
В этой связи мы предлагаем разработанную нами концептуальную модель личностного подхода в обучении среднепро-фессионанальной обеспеченности специальности «Учитель изобразительного искусства и дизайна» в начальных классах.
Таблица
Разработка «Прогностической модели» 2-го уровня, 3-й ступени среднего профессионального образования в подготовке учителя изобразительного искусства и дизайна начальных классов
Индекс Наименование дисциплин и их основные разделы СПО максимальная нагрузка обязательных часов
Обязательная часть циклов ОПОП: 3365 2243
ОГСЭ.ОО Общий гуманитарный и социально-экономический цикл 678 452
ОГСЭ.01 Основы философии 48
ЕН.02 Анатомия, физиология и гигиена 150
ЕН.03 Начертательная геометрия 251
П.00 Профессиональный цикл 2429 1619
ОП.00 Профессиональные дисциплины 672 448
ОП.01 Педагогика 89
ОП.02. Психология 89
ОП.03 Безопасность жизнедеятельности 89
ОП.04 История изобразительного искусства 34
ОП.05 Композиция 147
ПМ.00 Профессиональные модули 1757 1171
ПМ.01 МДК 01.01. Основы теории и методики преподавания изобразительного искусства. 136
ПМ.02 Основы теории и методики преподавания черчения и художественное проектирование. 200
ПМ.03 МДК 03.01. Основы выполнения графических работ. 200
МДК 03.02. Основы выполнения живописных работ. 192
МДК 03.03. Основы выполнения объемно-пластических и дизайнерских работ. 136
МКД 03.04. Основы выполнения работ по декоративно-прикладному оформительскому искусству, художественно-дизайнерской обработке материалов и народных ремесел. 205
ПМ.04 МКД 01.01. Теоретические основы и методика организации внеурочной деятельности в сфере изобразительного искусства и дизайна. 34
ПМ.05 МДК 05.01. Теоретические и практические аспекты методической работы учителя изобразительного искусства и дизайна. 68
3-я ступень Средн< образовг “Учил искусств ге профессиональное 1ние по специальности: гль изобразительного а и дизайна в младших
2-й уровень
Колледж профессиональнохудожественного образования; центр дополнительного профессионального образования.
Рис. 1. Модернизации программы среднего профессионального образования в подготовке учителя изобразительного искусства и дизайна в младших классах
Таким образом, изучение научной и методической литературы по теории преподавания изобразительного искусства, дизайна и диссертационных исследований, анализ способов и средств организации непрерывного профессионального образования в новых интегративных образовательных моделях, определение ведущих организационных и педагогических условий, которые могут составить основу для реализации идеи непрерывности в конкретной концепции и образовательной модели среднего профессионального образования (СПО) в системе многоуровневого обучения выпускников СПО изобразительному искусству и дизайну, которые должны:
Библиографический список
знать: основные нормативные документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям (конвенция о правах ребенка; международная конвенция о правах и основных свободах человека, конституции Российской Федерации; Федеральный закон «Об образовании»); цель, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения, и воспитания школьников; основы психологии человека и психологические особенности детей школьного возраста; методику преподавания ИЗО и дизайна; особенности анатомии и физиологии школьника и требования к обеспечению санитарно-гигиенических условий в школе; требования и способы обеспечения безопасности жизнедеятельности детей; основы организации деятельности образовательного учреждения и управления им.
1. Методологические проблемы развития педагогической науки. - М., 1985.
2. О программе развития среднего профессионального образования России на 2000-2005годы. Приказ Минобразования России от 01.02.2000 № 305. С изменениями в соответствии с приказом Минобразования России от 10.05.2001№2015 и от 09.09.2002 №3242.
Bibliography
1. Metodologicheskie problemih razvitiya pedagogicheskoyj nauki. - M., 1985.
2. O programme razvitiya srednego professionaljnogo obrazovaniya Rossii na 2000-2005godih. Prikaz Minobrazovaniya Rossii ot 01.02.2000 №305. S izmeneniyami v sootvetstvii s prikazom Minobrazovaniya Rossii ot 10.05.2001№2015 i ot 09.09.2002 №3242.
Статья поступила в редакцию 12.03.12
УДК 75.036
Prokhorov S.A. ART EDUCATION AT ARCHITECTURAL SCHOOL BAUHAUS: THE RETROSPECTIVE ANALYSIS.
In work methods architecturally-art education the beginnings of a 20-century are described and the retrospective analysis of connection of its art component in a single whole on an example of architectural school “BAUHAUS” is carried out. The succession is examined theoretically developments and introduction of innovative approaches in teaching subjects in the highest architectural and design school, tasks and ways for its further development.
Key word: Art, painting, drawing, sculpture, architecture, design, architecturally-art education, innovative activity, educational programs.
С.А. Прохоров, зав. каф. института архитектуры и дизайна АлтГТУ им. И.И. Ползунова, канд. психологич. наук, проф., член СХ России, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В АРХИТЕКТУРНОЙ ШКОЛЕ БАУХАУЗ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ
В работе описаны методы архитектурно-художественного образования начала 20-века и проведен ретроспективный анализ соединения его художественной составляющей в одно целое на примере архитектурной школы «Баухауз». Расмотрена приемственность теоритических разработок и внедрение инновационной подходов в сфере преподавания дисциплин в высшей архитектурно-дизайнерской школе, задачи и пути дальнейшего его развития.
Ключевые слова: искусство, живопись, рисунок, скульптура, архитектура, дизайн, архитектурно-художественное образование, инновационная деятельность, образовательные программы.
Рассмотрение научно-методического и творческого опыта мировых архитектурно-художественных школ является необходимым приемом в процессе модернизации архитектурно-художественного образования.
Современный опыт архитектурно-художественного творчества показывает важность процесса интеграции науки и техники, необходимость аккумуляции всего положительного и прогрес-
сивного опыта различных дизайнерских школ. Слияние науки, образования и практики - эта идея имеет свою сложившуюся историю и отражена в опыте европейских архитектурно-художественных школ начала ХХ века.
В архитектурно-художественной практике, в архитектурном образовании в современных условиях происходит пополнение научных исследований и методик рациональным и прогрессив-