3-я ступень Средн< образовг “Учил искусств ге профессиональное 1ние по специальности: гль изобразительного а и дизайна в младших
2-й уровень
Колледж профессиональнохудожественного образования; центр дополнительного профессионального образования.
Рис. 1. Модернизации программы среднего профессионального образования в подготовке учителя изобразительного искусства и дизайна в младших классах
Таким образом, изучение научной и методической литературы по теории преподавания изобразительного искусства, дизайна и диссертационных исследований, анализ способов и средств организации непрерывного профессионального образования в новых интегративных образовательных моделях, определение ведущих организационных и педагогических условий, которые могут составить основу для реализации идеи непрерывности в конкретной концепции и образовательной модели среднего профессионального образования (СПО) в системе многоуровневого обучения выпускников СПО изобразительному искусству и дизайну, которые должны:
Библиографический список
знать: основные нормативные документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям (конвенция о правах ребенка; международная конвенция о правах и основных свободах человека, конституции Российской Федерации; Федеральный закон «Об образовании»); цель, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения, и воспитания школьников; основы психологии человека и психологические особенности детей школьного возраста; методику преподавания ИЗО и дизайна; особенности анатомии и физиологии школьника и требования к обеспечению санитарно-гигиенических условий в школе; требования и способы обеспечения безопасности жизнедеятельности детей; основы организации деятельности образовательного учреждения и управления им.
1. Методологические проблемы развития педагогической науки. - М., 1985.
2. О программе развития среднего профессионального образования России на 2000-2005годы. Приказ Минобразования России от 01.02.2000 № 305. С изменениями в соответствии с приказом Минобразования России от 10.05.2001№2015 и от 09.09.2002 №3242.
Bibliography
1. Metodologicheskie problemih razvitiya pedagogicheskoyj nauki. - M., 1985.
2. O programme razvitiya srednego professionaljnogo obrazovaniya Rossii na 2000-2005godih. Prikaz Minobrazovaniya Rossii ot 01.02.2000 №305. S izmeneniyami v sootvetstvii s prikazom Minobrazovaniya Rossii ot 10.05.2001№2015 i ot 09.09.2002 №3242.
Статья поступила в редакцию 12.03.12
УДК 75.036
Prokhorov S.A. ART EDUCATION AT ARCHITECTURAL SCHOOL BAUHAUS: THE RETROSPECTIVE ANALYSIS.
In work methods architecturally-art education the beginnings of a 20-century are described and the retrospective analysis of connection of its art component in a single whole on an example of architectural school “BAUHAUS” is carried out. The succession is examined theoretically developments and introduction of innovative approaches in teaching subjects in the highest architectural and design school, tasks and ways for its further development.
Key word: Art, painting, drawing, sculpture, architecture, design, architecturally-art education, innovative activity, educational programs.
С.А. Прохоров, зав. каф. института архитектуры и дизайна АлтГТУ им. И.И. Ползунова, канд. психологич. наук, проф., член СХ России, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В АРХИТЕКТУРНОЙ ШКОЛЕ БАУХАУЗ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ
В работе описаны методы архитектурно-художественного образования начала 20-века и проведен ретроспективный анализ соединения его художественной составляющей в одно целое на примере архитектурной школы «Баухауз». Расмотрена приемственность теоритических разработок и внедрение инновационной подходов в сфере преподавания дисциплин в высшей архитектурно-дизайнерской школе, задачи и пути дальнейшего его развития.
Ключевые слова: искусство, живопись, рисунок, скульптура, архитектура, дизайн, архитектурно-художественное образование, инновационная деятельность, образовательные программы.
Рассмотрение научно-методического и творческого опыта мировых архитектурно-художественных школ является необходимым приемом в процессе модернизации архитектурно-художественного образования.
Современный опыт архитектурно-художественного творчества показывает важность процесса интеграции науки и техники, необходимость аккумуляции всего положительного и прогрес-
сивного опыта различных дизайнерских школ. Слияние науки, образования и практики - эта идея имеет свою сложившуюся историю и отражена в опыте европейских архитектурно-художественных школ начала ХХ века.
В архитектурно-художественной практике, в архитектурном образовании в современных условиях происходит пополнение научных исследований и методик рациональным и прогрессив-
ным опытом дизайнерских школ прошлого. Анализ такого опыта подчеркивает перспективность гармоничного развития в целом, архитектурно-художественного образования.
В начале ХХ века в европейском архитектурном образовании были установлены новые границы: воспитание и подготовка нового поколения архитекторов и дизайнеров. Так в 1919 году был торжественно открыт Баухауз («Бау-хауз» - «строй-дом») со специальной задачей: понять сущность искусства архитектуры, которая соответственно человеческой природе охватывала бы собой все проявления жизни. Школа добровольно сосредоточила внимание на том, что является сейчас насущной необходимостью, - на предотвращение порабощения человека машиной путем спасения массового производства и быта от анархии механизации и возвращения их к смыслу, чувству и жизни. Задачей было искоренить излишнюю механизацию, создать в архитектуре подлинные ценности, а не проходящие новшества [1].
Баухауз пропагандировал на практике равноправие всех видов творческого труда и их логическую взаимосвязь в современном мире. Ведущим принципом данной школы стало - извлечь художника из состояния отрешенности и восстановить его связь с миром каждодневной реальности, т.е. восстановить художественную составляющую в архитектуре. Воспитание творческого сознания у будущего архитектора, т.е. нового отношения к жизни.
Баухауз был первым учреждением в мире, осмелившимся воплотить этот принцип в конкретной программе. Художественная индивидуальность архитектора не должна «убиваться» социально-политическими заказами индустриального типа. До создания Баухауза в Германии имели место попытки создать школы прикладного искусства, целью которых было заняться подготовкой художественно одаренных личностей для промышленности и ремесленного производства, однако это производственное образование оставалось дилетантским.
В Государственном Баухаузе в Вейморе в 1919 году впервые была предпринята попытка воплотить идеи соединения художественной составляющей и грамотного архитектурного стиля на практике в одно целое. Прикладное и изобразительное искусство нашло воплощение в образовательном процессе в «Государственном Баухаузе». Именно здесь удалось соединить творческий подход и практическую деятельность. Школу возглавил Вальтер Гропиус.
Вальтер Гропиус говорил: «Совершенная архитектура должна быть воплощением самой жизни, что подразумевает проникновенное знание биологических, социальных, технических и художественных проблем». Прототипом для них были «средневековые артели строителей соборов: зодчие, каменщики, мастера витражных дел и настенной росписи, девизом которых был «синтез ремесла и искусства».
Ведущим принципом, которому была подчинена вся работа в школе, стало стремление к слиянию всех видов художественного творчества, к воссоединению всех прикладных дисциплин с новой архитектурой в качестве её неотъемлемых частей. Стирание граней между декоративным и монументальным искусством - та конечная цель, которую видели организаторы школы, достижение некоего неделимого целого, соответствующего внутренней целостности человека и получающего свой смысл и назначение в реальной жизни. В процессе обучения большое значение придавалось таким смысловым частям содержания курса, как учение о пространстве, учение о цвете, учение о композиции. Вводный пропедевтический курс (6 месяцев) предполагал высвободить дремлющие творческие силы учащегося. Учащийся выполнял упражнения с различными материалами и инструментами всех свойств, так он находил возможность определить свое призвание. Одновременно начиналось обучение проектированию [2]. Основу педагогики Баухауза составлял следующий принцип: «Каждый учащийся и сотрудник учится одновременно у двух мастеров - мастера-ремесленника и мастера художественной формы» [3]. Такая методика позволяла достичь обозначенной цели школы, она использовалась на протяжении последующих двух с половиной лет обучения в школе.
Наряду с практическим обучением в школе имело место обучение духовное. Для наиболее яркого воплощения творческого замысла, учащийся должен понимать средства языка, форм, цвета и так далее и владеть их выразительностью. Такая составляющая образования нашла воплощение в Буахаузе. Важным практическим курсом являлся строительный, он включал в себя работу на экспериментальной и строительной площадках.
Баухауз становится востребованной школой в 30-е годы, расширяются образовательные программы - происходит обуче-
ние дизайнерскому профилю, возникает отделение архитектуры. Для преподавания в школу приглашались именитые мастера: теоретик нового искусства и педагог Иоганнес Иттен, немецкий и швейцарский художник, график Пауль Клее, теоретик искусства, голландец Тео ван Дусбург. Известный русский художник-универсал Василий Кандинский и нидерландский художник Питер Мондриан, который одновременно с Кандинским и Малевичем положил начало абстрактной живописи (см. Приложение). Живописец Лионел Файнингер и скульптор Герхард Маркс [4]. Важные художественные курсы вел В. Кандинский. Он преподавал живопись и стал видным теоретиком школы «Баухауз». Вскоре Кандинский получил всемирное признание как один из лидеров абстрактного искусства. Василий Кандинский известен своими теоритическими разработками по абстрактному изобразительному искусству. Его труды: «О духовном в искусстве» 1910года, «Точка и линия на плоскости», переведенная с немецкого Еленой Козиной, Избранные труды по теории искусства в 2 томах являются неотьемлемой частью образовательного процесса предмета «Живопись» в архитектурном образовании.
Иоганнес Иттен свои теоретические и педагогические взгляды и, что особенно ценно, саму систему подготовки художников изложил в своей знаменитой книге о цвете и форме «Искусство цвета». Иттен разрабатывает теорию законов восприятия цвета и колористики в созвучии с творческими задачами лежащими в основе образовательного процесса художественной составляющей архитектурно-дизайнерского образования.
Преподавателей и учащихся школы «Баухауз» объединяли новаторские подходы к искусству. Один из них Питер Мондриан, создатель геометрического абстракционизма, выразил свои наставления художнику в пяти правилах:
«1. Средством пластического выражения должна быть плоскость или прямоугольная призма основных цветов (красного, синего и желтого) и нецветов (белого, черного и серого). В архитектуре пустое пространство должно быть принято за нецвет, а строительный материал должен быть принят за цвет.
2. Необходима эквивалентность пластических средств. Различные по размерам и цвету, они тем не менее имеют ту же ценность. Вообще говоря, равновесие предполагает большую поверхность нецвета и меньшую поверхность цвета или материи.
3. Дуализм противоположности пластических средств требуется уже в самой композиции.
4. Постоянное равновесие достигается отношением положения и выражается прямой линией (границей пластического средства) в ее принципиальном противопоставлении.
5. Равновесие, которое нейтрализует и устраняет пластические средства, создается отношением пропорций, в которых они взяты и которые являются источником живого ритма» [5].
Мастера Баухауза были практиками высочайшего класса. Они верили в изменение мира посредством «хорошей формы». Человек должен жить в среде, где воплощены высокие принципы искусства - эта заповедь их творчества живёт и поныне, продолжая питать архитектурную и дизайнерскую мысль всего последующего времени. Однако в 1932 году, политические процессы, происходящие в Германии, привели к закрытию Баухауза.
На сегодняшний день происходит возрождение идей Баухауза. Ныне в Германии действует Фонд Баухауза. Его руководитель доктор Вальтер Пригге считает, что «современное окружение зачастую перегружено стилизациями и инсценировками, активно противопоставляющими себя живому человеческому опыту»[6].
Идея «манифеста Баухауза» высказанная Вальтером Гропиусом «Давайте создадим здание будущего, которое объединит в себе все: архитектуру, и пластику, и живопись», говорит о необходимости и важности живописной составляющей в архитектурно-дизайнерском образовании в начале прошлого века и актуальности ее сегодня в период перехода на новые инновационные программы обучения 3 поколения. Девиз Баухауза: «Новое единство искусства и технологии» сегодня мы наблюдаем всюду: в архитектуре современных офисов, фабрик, жилых зданий, дизайне мебели, различных по функциям помещениях. Архитектор, дизайнер, художник, ремесленник, технолог в одном лице. Такая программа для подготовки специалистов легла в основу современной школы формообразования в дизайне и оказало влияние на становление современного станкового и прикладного изобразительного искусства.
Высшая школа строительства и художественного конструирования - художественное учебное заведение и художественное объединение в Германии «Баухауз» (1919-1933), дало искусству ХХ в. много замечательных идей и выдающихся деяте-
лей. Исследование ретроспектив архитектурно-художественной подготовки имеет огромное практическое значения для модернизации современного содержания архитектурно художественного образования. Прогрессивные идеи Баухауза положены в основу многих современных теоретических разработок связанных с новыми технологиями. Применение их в образовании специалистами практиками также подтверждает правильность интеграции методик художественной составляющей в процесс образования различных архитектурных школ.
В продолжение идеи и бесценного опыта «Баухауза», соединения искусства и техники, на базе кафедры изобразительного искусства института архитектуры и дизайна АлтГТУ применяется как инновация - соединение предмета «Живопись» и декоративных преобразований с использованием компьютерных технологий. На кафедре на протяжении 10 лет при проведении практических занятиях по живописи со студентами отрабатывается новая методика по использованию электронных технологий. По данной теме в 2010 году издано учебное пособие с грифом УМО «Цветографические интерпретации в проектной культуре», авторами которого являются директор
института профессор, доктор архитектуры С.Б. Поморов, заведующий кафедрой профессор С.А. Прохоров, доцент кафедры А.В. Шадурин, учебное пособие «Живопись для архитекторов», авторы профессор С.А. Прохоров и доцент А.В. Ша-дурин. Изданы более двух десятков иллюстрированных статей с анализом методики практических занятий по живописи с использованием компьютерных программ. В июле 2011 года нашим институтом в учебно-производственном центре АлтГ-ТУ была проведена международная пленэрная практика по живописи и рисунку с участием студентов и ведущих преподавателей Восточно-Казахстанского государственного технического университета (г. Усть-Каменогорск), Новосибирской государственной архитектурной академии (г. Новосибирск) [7]. В период проведения пленэра были проведены мастер-классы по декоративным преобразованиям живописных студенческих работ с применением компьютерных программ. Несомненно, такого рода занятия способствуют развитию интереса студентов к предмету, к творчеству, при этом полезность высока в рамках непрерывного процесса обновления архитектурнохудожественного образования.
Приложение
Здание «Баухауза» в Дессау. Библиографический список
В. Кандинский. Композиция 321.
П. Клее. Сенекио.
П. Мондриан. Композиция
1. Творчество: журнал Союза дизайнеров СССР - 1986. - № 10.
2. Гропиус, В. Границы архитектуры. - М., 1971.
3. Всеобщая история архитектуры. - М., 1973. - Т. 11.
4. Фремптон, К. Современная архитектура. Критический взгляд на историю развития. - М., 1990.
5. Всеобщая история архитектуры. - М., 1973. - Т. 11.
6. Всеобщая история архитектуры. - М., 1973. - Т. 11.
7. Поморов, С.Б. Декоративная живопись и цветографические интерпретации в проектной культуре / С.Б. Поморов, С.А. Прохоров, А.В. Шадурин. - Барнаул, 2010.
Bibiography
1. Tvorchestvo: zhurnal Soyuza dizayjnerov SSSR. - 1986. - № 10.
2. Gropius, V. Granicih arkhitekturih. - M., 1971.
3. Vseobthaya istoriya arkhitekturih. - M., 1973. - T. 11.
4. Frempton, K. Sovremennaya arkhitektura. Kriticheskiyj vzglyad na istoriyu razvitiya. - M., 1990.
5. Vseobthaya istoriya arkhitekturih. - M., 1973. - T. 11.
6. Vseobthaya istoriya arkhitekturih. - M., 1973. - T. 11.
7. Pomorov, S.B. Dekorativnaya zhivopisj i cvetograficheskie interpretacii v proektnoyj kuljture / S.B. Pomorov, S.A. Prokhorov, A.V. Shadurin. -Barnaul, 2010.
Статья поступила в редакцию 20.03.12
УДК 785.6
Ruba^ina G.A. FOLK AND ACADEMIC DIRECTIONS IN «THE WHIMS» BY E. PODGAITS. This article is devoted to the authors interpretation of concert genre in example «The Whims» by E. Podgaits. The idea of the article is coexistence folk and academic directions in the genre-stylish base of modern music, which consist of: interaction of tradition of folk and symphonic orchestras, to introduce of academic genres in the practice of folk instruments, the analysis of genre, interpreting of the author, the concert-suite «Whim» wrote by E. Podgaits and others.
Key words: concert, suite, folk orchestra, symphony orchestra, polizhanrovost.
Г.А. Рубахина, аспирантка каф. теории музыки Ростовской Государственной Консерватории (академии)
им. С.В. Рахманинова, E-mail: [email protected]
НАРОДНОЕ И АКАДЕМИЧЕСКОЕ В «ПРИЧУДАХ» Е. ПОДГАЙЦА
Статья посвящена авторской трактовке жанра концерта на примере «Причуд» Е. Подгайца. Раскрытие проблемы - сосуществование народного и академического направлений в жанрово-стилевой природе современной музыки, потребовало обращения к ряду задач, в числе которых: взаимодействие традиций народного и симфонического оркестра, введение академических жанров в практику народных инструментов, анализ жанровой интерпретации концерта-сюиты «Причуды» Е. Подгайца.
Ключевые слова: концерт, сюита, народный оркестр, симфонический оркестр, полижанровость.