нятно для пользователей охарактеризовать содержание каждой из них.
В дальнейшем предусматривается разработка таксономических моделей компетенций и средств их диагностики типа фонда комплексных квалификационных заданий [6] по направлению подготовки «Технологическое образование». И хотя эта работа еще не завершена, использование экспертных методов для выявления и таксономии компетенций позволяет получить четко и однозначно сформулированные требования к уровню их сформированности у бакалавра технологического образования. При этом преимущества компетентностного подхода, заключающиеся в известной обобщенности модели бакалавра, дополняются ее диагностичным описанием на основе тезау-русного подхода [5] и таксономии учебных целей.
Список литературы
1. Байденко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие / В.И. Бай-
денко. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. — 54 с.
2. Методические рекомендации по разработке государственных образовательных стандартов третьего поколения. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. — 40 с.
3. Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования: приказ Минобрнауки Российской Федерации от 18.07.2002 № 2783. — Режим доступа: Ьйр://'^^«ип1ете1-8сЬоо1.ги/Епс.а8Ьх?11ет=3962.
4. Шестакова, Н.В. О преемственности в подготовке бакалавров и магистров технологического направления / Н.В. Шестакова // Инновации в профессиональном и технологическом образовании: квалиметрия, деонтология, те-стология: материалы регион. науч.-метод. конф. — Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2007. — С. 50-51.
5. Черепанов, В.С. Основы педагогической экспертизы: учеб. пособ. / В.С. Черепанов. — Ижевск: Изд-во ИжГ -ТУ, 2006. — 124 с.
6. Фонды комплексных квалификационных заданий по специальностям высшего образования: методические рекомендации / Под ред. Н.А. Селезневой. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1989. — 90 с.
УДК 371;37.01.001.895
Л.Н. Климова, преподаватель ГОУ СПО «Строительный колледж № 30»
профессиональная практика как инструмент интенсификации решения учебных задач в дизайн-педагогике
Содержание текста носит двоякий характер: с одной стороны, автор смотрит на ситуацию изнутри как непосредственный участник педагогического процесса в качестве практикующего педагога дизайнерского отделения Строительного колледжа № 30, а с другой — выступает в роли исследователя (в рамках педагогической диссертации), авторской школы инновационного дизайн-образования А.П. Ермолаева на базе данного колледжа.
Автор школы — Ермолаев Александр Павлович — архитектор, дизайнер, профессор кафедры «Дизайн архитектурной среды» (ДАС) Московского архитектурного института (МАРХИ) — Государственной академии — новатор, автор экспериментальной целостной педагогической системы обучения архитектора-дизайнера, сформированной в течение 25 лет в рамках кафедры «ДАС» МАРХИ.
Его ученики — известные в стране и за рубежом — профессионалы в области средовой художественно-проектной деятельности. Результаты многолетнего педагогического опыта и особенности профессионально-мировоззренческой позиции зафиксированы в ряде изданий, таких как «Сло-
варь для работы дизайнера в XXI веке», «Главная книга средового существования», «Очерки о реальности профессии архитектора-дизайнера».
Истоки актуальной педагогики зарождались в работе неформального студенческого кружка МАРХИ «Театр архитектурной формы» (ТАФ), к числу воспитанников которого относится и автор статьи. Смысл ТАФа был в том, чтобы противопоставить академически-догматическому обучению профессии более широкий взгляд на актуальные проблемы проектной пластики. Кружок создавал почву для неформальных контактов педагога и студентов и знакомил их с современными, но находящимися в то время «за семью печатями», живописью, скульптурой, дизайном, архитектурой, опирающихся на формально-пластические традиции русского авангарда — футуризма, супрематизма, конструктивизма.
В дальнейшем практика кружковых анализов, упражнений, проектов послужила основой для работы в учебной мастерской на кафедре «ДАС» МАРХИ и формирования на этой почве авторской концепции архитектурно-дизайнерского образования.
Студенческий кружок ТАФ развился в независимую архитектурно-дизайнерскую студию «ма-стерская-ТАФ», известную в профессиональных кругах как коллектив единомышленников, объединенных некоммерческими и неконъюнктурными интересами и нацеленных на формирование очага светлой, здоровой, умной, тонко организованной, красивой жизни.
В направлении реализации этих устремлений мастерская-ТАФ активно занимается проектной, художественной, экспозиционной и издательской профессиональной деятельностью. Из последних работ мастерской наиболее заметны экспозиции: «Искусство Меровингов» в Пушкинском музее, «Историческое пространство — Историческому музею» в Историческом музее и «Самиздат» в общественном центре им. А. Сахарова.
Значимое место в работе мастерской занимает процесс формирования и реализации авторской экспериментальной педагогики под руководством А.П. Ермолаева.
Ключевые мотивы авторской педагогики заключаются в следующем: суть ее в формировании инновационной личности, под которой мы понимаем творческого современного человека, способного создавать новый продукт в соответствии с требованиями времени с опорой на непреходящие ценности мировой культуры.
Основной метод — непрерывная пропедевтика, инструмент открытия студенту мироустройства.
Содержание строится на синтезе традиционных художественных дисциплин: рисунок, живопись, скульптура, сплавленных в «Основы пластической культуры архитектора-дизайнера». Специфика «основ» в обнаружении пластических связей между этими дисциплинами, объединяемых явлением «композиции». Специфика в преподнесении этих открытий одним и тем же педагогом, глубоко чувствующим эти связи, умеющим их воплощать не только в педагогических штудиях, но и в собственном станковом творчестве. Авторская сплавляющая, синкретическая педагогика является инструментом формирования у учащегося более целостной картины реальности. Под синкретической педагогикой (от греч. ВупкгеЙБтш — соединение, объединение) в данном случае понимается синтез содержания отдельных дисциплин, объединенных в единый взаимосвязанный учебный поток, направленный на формирование ключевой компетенции будущего дизайнера — проектного мышления.
Актуальная форма обучения сегодня — «сценический перформанс» — действенный инструмент овладения предметно-пространственной средой, средство исправления дефектов воспитания и возвращения молодому человеку естественных жестов, движений, мимики, освобождения от ощущения своей неполноценности.
76
Этому же способствует важный методический принцип выполнения посильных упражнений, получающих позитивную педагогическую реакцию, формирующих хорошее состояние духа студента, формирующих его интерес к учебе.
Новизна и нетривиальность авторской педагогики базируется на принципе «смотри на всякую проблему, задачу, упражнение так, как будто сталкиваешься с ними впервые». Такой подход в равной мере присущ как студенту, так и, прежде всего, педагогу.
Сегодня педагогика Ермолаева реализуется на трех «площадках»: на кафедре «Дизайн архитектурной среды МАРХИ; в «мастерской-ТАФ», правопреемнице студенческого кружка ТАФ; на дизайнерском отделении Строительного колледжа № 30, месте более перспективном, свободном от труднопреодолимых «традиций».
Тенденция смещения акцентов дизайн-педагогики с уровня вуза в сторону среднего профессионального образования естественна для автора, так как он убежден, что в сегодняшних условиях утраты традиционных ценностей, ориентации на потребительское отношение к миру, пропаганды бездельного образа жизни, быстро взрослеющая, зараженная мелочным расчетом и бытовым цинизмом молодежь остро нуждается в своевременном формировании зрелого мировоззрения, т. е. осознанной системы ценностей, здорового взгляда на жизнь и качественной жизненной позиции.
Ситуация усугубляется еще и тем, что до сих пор среднее профессиональное образование вследствие отношения к нему как к функционально-техническому было оторвано от культуры и поставляло узких специалистов для отраслей народного хозяйства. Сегодняшний день требует от образования смены ценностей, направленных на развитие зрелого мировоззрения и подготовку современного культурного человека, а не узкоспециализированного умельца, так как со сменой технологий умелец окажется не у дел, а культурный человек сможет перестроиться.
Представляется, что такие новые ориентиры образовательной стратегии смогут перевести сегодняшний колледж — несовременный организм, наспех скроенный из вчерашних ПТУ, на иной качественный уровень в соответствии с требованиями изменяющейся социокультурной реальности.
Дизайн, появившийся в строительном колледже, открывает и развивает эти новые ценности.
В качестве примера практической реализации заявленных принципов авторской экспериментальной педагогики следует рассмотреть особенности проведения профессиональной технологической практики в группе второго курса дизайнерского отделения колледжа, организованной с середины апреля по июнь минувшего учебного года.
Профессиональная практика — значимая часть учебного процесса в подготовке дизайнера на уров-
не колледжа. В течение трехлетнего обучения студентов практика в соответствии с учебным планом занимает 29 нед, что составляет почти одну треть времени теоретического обучения. Этот объем приобретения практического опыта и мастерства складывается из следующих этапов:
• практика для получения первичных профессиональных умений и навыков;
• практика по профилю специальности (технологическая);
• практика преддипломная.
Такой значительный по объему и содержанию практический блок заставляет педагогов задуматься, как разумнее им распорядиться с точки зрения эффективной организации целостного учебного процесса и в связи с этим переосмыслить традиционные подходы к организации и проведению практики. Соображения автора по этому поводу развиваются в нескольких направлениях:
1. В рамках теоретического обучения, наполненного множеством предметов, в условиях традиционной организации учебного процесса, где творческие дисциплины «размазываются» по 2 ч в неделю, невозможно интенсивное обучение, в то время как творческий процесс требует непрерывного погружения, постепенного дозревания, «ныряния с головой» в глубины профессионального мастерства.
Из этого следует естественный вывод о том, что целесообразно использовать непрерывный характер практики для интенсивного решения учебных задач методом погружения. Такой подход обеспечивает постоянный диалог педагога и студентов, позволяет гибко организовать процесс работы, направленный на развитие творческой активности и самостоятельности студентов, и в конечном счете на улучшение качества обучения.
2. Хотя традиционно принято студента направлять на предприятие с целью знакомства с требованиями работодателя, автор считает более целесообразным оставлять его как можно дольше в учебном процессе, руководствуясь следующими причинами:
• заказчик, работодатель — культура, а не конкретные организации, тем более в ситуации кризиса, поэтому важнее использовать это учебное время для обучения и формирования культурного человека;
• студенты имеют дело с педагогами — практикующими архитекторами-дизайнерами, которые заняты разнообразной профессиональной деятельностью, поэтому «мастерская-ТАФ» в данном случае выступает в качестве реальной организации, на примере которой можно изучить и прочувствовать многогранный комплекс дизайн-проектирования в разных направлениях;
• колледж нуждается в профессиональном внимании будущих дизайнеров с точки зрения осовременивания производственно-учебной среды,
тем более что педагоги-дизайнеры постоянно решают насущные проблемы колледжа от проектирования фирменного стиля до реконструкции интерьеров аудиторий, холлов, рекреаций, кабинета директора, студенческого клуба;
• студент-практикант является зачастую обузой в организации, временный, незрелый персонаж, которому пока трудно что-либо поручить; иногда подобная практика превращается в формальное соответствие, а по сути — убивание времени. Поэтому педагоги пытаются превратить практику в полноценный фрагмент творческой жизни — модель будущей профессиональной активности. Подобным образом была организована технологическая практика для студентов 2 курса, проходившая с апреля по июнь 2008/2009 учебного года, этот этап профессиональной практики — самый существенный в становлении будущего профессионала, он самый продолжительный — 2,5 мес. Основное, чему учат студентов, развивая дизайнерское сознание, — это умению проектировать. Поэтому практика была наполнена целым рядом содержательных проектов, раскрывающих многообразный спектр работы дизайнера на примере профессиональной деятельности «мастерской-ТАФ».
Вначале студенты по изданиям мастерской знакомились с ее философско-мировоззренческими принципами, профессионально-этической позицией, структурой устройства и историей создания организации. Ключевым моментом в этом знакомстве была работа по поводу одного из последних изданий ТАФа — «Конгресс формирования будущего», обобщившем результаты коллективного дипломного проекта, выполненного выпускниками учебной студии А.П. Ермолаева на кафедре «ДАС» МАР-ХИ. Некоторые из этих дипломников преподают теперь в колледже. Смысл работы студентов заключался в том, чтобы, изучив непростое содержание и графический дизайн издания, ответить на сущностные вопросы «Что я понял о мире, об архитектуре, о жизни и о себе в форме эссе.
Не менее интересным в направлении знакомства с издательской деятельностью и освоения навыков графического дизайна был проект издания «Моя философия». Задача работы состояла в том, чтобы, изучив аналоги, прототипы и выбрав направление, сделать проект графического дизайна издания и реализовать его вручную или на компьютере в соответствии с идеей и возможностями студента. Текст издания представляет собой дайджест из студенческих высказываний, выполненных ранее на занятиях по «основам философии» под руководством А.П. Ермолаева, по ключевым жизнеобразующим позициям: мое отношение к миру, к человеку, к профессии и к противоположному полу.
Такая практика ответов на серьезные вопросы в форме сочинений, эссе, резюме реализуется в ав-
торской дизайн-педагогике с самого начала обучения: абитуриенты пишут эссе, обосновывая свой выбор предметов, первокурсники могут отвечать на вопрос: что я понял о себе через два месяца учебы дизайну, выпускники размышляют о том, как они видят себя через три года после окончания колледжа. Так реализуется педагогический принцип Ермолаева: надо учить студентов не бояться отвечать на любые вопросы на своем уровне, сталкивая их с трудностями, затем показывая, как это просто можно делать. Со стороны педагога в подобных заданиях соединяются философский сущностный подход, воспитательные аспекты и пропедевтика как метод расслоения сложной задачи на более посильные составляющие. У студента таким образом развивается гибкость и масштабность мышления, широта кругозора, формируется целостность взгляда на мир, возникает необходимость самоосознания.
Задание «Моя философия» — пример синкретичной авторской педагогики: один и тот же педагог выступает и в роли философа, и в роли мастера дизайн-проектирования, таким образом, благодаря целостному обучению происходит процесс соединения практических профессиональных навыков и умений студента с его мировоззрением.
Особенностью этой практики было то, что впервые в рамках колледжа удалось ее часть, в течение двух недель, провести на Русском Севере: в летней школе «мастерской--ТАФ» в поселении Ошевенск Каргопольского района и в Кенозёрском национальном парке-заповеднике. Ошевенск — место, сохранившее черты подлинности традиционной русской северной деревни, интересно было всем: архитекторам и педагогам в связи с возможностью поддерживать эту подлинность, реконструируя обветшавшие постройки и приобщая к ней молодых людей.
Кроме того, Ошевенск можно рассматривать как модель перспективного образования, в которой соединяются образ жизни, спорт, учеба и творчество.
В русле развития этой модели северный фрагмент практики был для студентов настоящей «школой жизни», в которой они знакомились с духом Севера, с традиционной архитектурно-исторической средой и принципами «умного делания» народного дизайна; изучали северные постройки «мастерской-ТАФ»; моделировали на месте новый объект — туалет, к проектированию которого прикоснулись еще на занятиях; изготовили и установили деревянные мостки в реке Чурьеге; занимались проектом реконструкции малых сооружений под домики ассистентов; учились командной игре в волейбол и ди-зайнерски готовить необходимую еду.
Этого перечисления вполне хватило бы для иллюстрации разнообразной насыщенной жизни, но естественным образом к ней добавился значимый эпизод, проведенный в Кенозёрском национальном парке-заповеднике в связи с проектированием дизай-
78
на туристического экологического маршрута «Тропа предков». Было решено таким образом приобщить студентов к реальной проектной работе, соединяющей решение функционально-практических задач и выполнение культурной миссии дизайнера.
Работа строилась следующим образом: еще в Москве по книгам и текстам студенты изучали архитектурно-природные особенности Русского Севера, в том числе и Кенозёрского заповедника, и сделали предварительные проектные предложения по дизайну тропы, которые затем были уточнены после знакомства с ее маршрутом (около15 км) на месте, после чего эскизы были показаны руководству парка, одобрены и завершены по возвращении с практики. На их основе «мастерской-ТАФ» был доделан проект и передан в парк для дальнейшей реализации. Находясь на территории заповедника, студенты смогли познакомиться с особенностями его архитектурно-природного ландшафта, с другими экологическими тропами и экспозицией «Мост», выполненной мастерской-ТАФ на музейном материале парка в визит-центре дер. Морщихинская.
Русский Север в соединении с педагогическим воздействием повлиял на представления студентов о себе, жизни, возможностях профессиональной работы. Свои впечатления и открытия они зафиксировали в традиционных сочинениях «Что я увидел, почувствовал и понял в Ошевенске».
Актуализируя инновационные составляющие авторской дизайн-педагогики, можно сделать следующие выводы:
• для того чтобы создавать актуальную педагогику, надо решаться переосмыслять существующие нормы и предписания;
• сегодня необходимо готовить инновационную личность — современного культурного человека, способного творчески реагировать на изменения реальности и создавать новый дизайн-продукт, поэтому студента надо сталкивать в учебных условиях с актуальной социокультурной проблематикой и ставить перед необходимостью искать нетривиальные решения разнообразных задач;
• в контексте необходимости формирования у студентов зрелого мировоззрения педагог должен быть носителем определенной профессиональной системы ценностей;
• авторская синкретическая педагогика, создающая модели реальности, позволяет формировать у студентов целостную картину мира;
• метод погружения в решения учебных задач способствует более интенсивному и эффективному обучению;
• чтобы воспитывать инновационных личностей, педагог должен сам активно меняться, развиваться в соответствии с актуальными изменениями времени.