Научная статья на тему 'Инновационная дизайн-педагогика в ск-30 в контексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»'

Инновационная дизайн-педагогика в ск-30 в контексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
320
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / АВТОРСКАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / СИНТЕЗИРУЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА / ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / THE AUTHOR'S INNOVATIVE PEDAGOGICAL SYSTEM / DESIGN FORMATION / SYNTHESIZING PEDAGOGICS / DESIGN TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Климова Лариса Николаевна

В статье представлена авторская инновационная педагогическая система «Школа Ермолаева» в подготовке дизайнеров на базе профессионального колледжа.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Климова Лариса Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n design formation on the basis of professional college there is an author's innovative pedagogical system «Alexander P. Yermolaev school».

Текст научной работы на тему «Инновационная дизайн-педагогика в ск-30 в контексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»»

ИННОВАЦИОННАЯ ДИЗАЙН-ПЕДАГОГИКА В СК-30 В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ «НАША НОВАЯ ШКОЛА»

КЛИМОВА Л.Н.

В статье представлена авторская инновационная педагогическая система «Школа Ермолаева» в подготовке дизайнеров на базе профессионального колледжа.

In design formation on the basis of professional college there is an author's innovative pedagogical system «Alexander P. Yermolaev school».

Размышляя не один год о проблемах образования, мы - коллектив педагогов-архитекторов, формирующих новое экспериментальное дизайн-образование в Строительном колледже №30 в рамках авторской школы профессора кафедры «Дизайн архитектурной среды» Московского архитектурного института - Государственной Академии Александра Ермолаева, находим много общего с ключевыми мыслями и направлениями национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

В первую очередь, это касается уровня постановки целей образования, т.е. представлений о том, какого человека мы должны готовить, какими качествами он должен обладать, чтобы уметь достойно жить в современной сложной противоречивой реальности, развиваясь сам и принося пользу обществу, стране.

«В условиях решения стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации» («Наша Новая школа»).

Это в полной мере, можно отнести и к профессиональному образованию, особенно среднему, т.к. колледж является пограничным пространством, куда приходят подростки 15-16 лет с зачатками осознания себя и своего жизненного пути. Мы убеждены, что в сегодняшних условиях утраты традиционных ценностей, ориентации на потребительское отношение к миру, пропаганды бездельного образа жизни, быстро взрослеющая, заражённая мелочным расчётом и бытовым цинизмом молодёжь остро нуждается в своевременном формировании зрелого мировоззрения, т.е. осознанной системы ценностей, здорового взгляда на жизнь и качественной жизненной позиции. Ситуация усугубляется еще и тем, что до сих пор среднее профессиональное образование вследствие отношения к нему как к функционально-техническому, было оторвано от культуры и поставляло узких специалистов для отраслей народного хозяйства. Сегодняшний день требует от образования смены ценностей, направленных на развитие зрелого мировоззрения и подготовку современного культурного человека, а не узкоспециализированного умельца, так как со сменой технологий умелец окажется не удел, а культурный человек сможет перестроиться.

Понимание амбивалентности сегодняшних изменений жизни, требующих соответствия педагогики жизненной прагматике, духу времени, и в то же время обнаруживающих почти непоправимые нарушения норм гуманитарного, нерасточительного, опирающегося на культурные ценности, человеческого существования, подвигает нас на создание такой системы образования, которая бы не только обучала профессиональным навыкам проектного творчества, но и воспитывала борцов за возвращение нашей жизни культурного достоинства.

Отсюда следует цель нашего дизайн-образования:

- формировать современного культурного творческого человека,

- инновационную личность с развитым проектно-художественным сознанием, способного продуцировать новое с опорой на непреходящие ценности мировой культуры и самостоятельно строить линию своей жизни, применяя методы дизайна к конкретным требованиям социокультурной реальности.

Профессиональное образование. Столица | № 11 2010 1

Дизайнер - «первооткрыватель» проблем, его важнейшей характеристикой является умение осознавать, выявлять, определять и решать проблему. Сегодня, когда формируется особый тип человеческих отношений с миром с помощью проектного мышления, когда дизайн как воплощение проектной культуры, стал творцом сложной и разветвленной сценографии жизнеообразующей окружающей среды, нужны дизайнеры как универсальные проектировщики, мастера синтеза, способные всеобъемлюще воспринимать процесс проектирования.

Следующий уровень осмысления - это содержание и методика образования. Развитие таких качеств личности как «способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, самостоятельно ставить и достигать серьезные цели и умело реагировать на разные жизненные ситуации» связано с развитием актуального сегодня проектного сознания, т.е. умением проектировать себя, свои действия, свою жизнь и свою деятельность.

В авторской дизайн-педагогике это реализуется с помощью проектной технологии, построенной по уровням освоения «спиральной» концепции образования. Смысл которой заключается в том, что студенты осваивают на всех курсах одни и те же фундаментальные профессиональные материи, но на разных уровнях учебного погружения: 1 курс - пробуждение профессиональных впечатлений, 2 курс - прикосновение к ним, 3 курс - изучение, 4 курс - творчество, 5 курс - применение. Структура проектной технологии отражена в схеме.

Так в 2009-2010 учебном году ключевой темой, объединяющей направленность проектнохудожественной педагогики являлся «Конструктивизм», работа над которой закончилась многослойной выставкой учебных творческих работ студентов. В 2010-2011 учебном году проектнотворческая педагогическая работа проходит в рамках темы «Феномен российского дизайна». Учебная работа строится на уникальном материале выставки, автором которой являлся А. Ермолаев, организованной сначала в художественной галерее «МАРС» во время Международной недели дизайна в Москве и затем в выставочном зале колледжа.

Практико-ориентированное теоретическое обучение дизайнеров получает естественное развитие во время профессиональной практики, которую мы ориентируем на решение актуальных задач по совершенствованию учебно-производственной среды колледжа и рассматриваем как инструмент интенсификации решения учебных задач.

К инструментам интенсификации решения учебных задач в авторской дизайн-педагогике также относятся: проекты, средовые акции, перформансы, рефлексивный анализ.

Еще одним аспектом национальной образовательной инициативы, созвучным нашей педагогике, является мысль о том, что «результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов».

Инструментом формирования целостной картины мира у наших учащихся является авторская синтезирующая педагогика, суть которой в том, что дисциплины традиционного художественного цикла - рисунок, живопись, композиция, сплавлены в «Основы пластической культуры дизайнера», которые в свою очередь, тесно связаны с ключевой дисциплиной «Дизайн-проектирование».

Специфика заключается в преподнесении основ одним и тем же педагогом, глубоко чувствующим эти связи, умеющим их воплощать не только в педагогических штудиях, но и в собственном станковом творчестве.

Целью обучения в наших мастерских является не столько обучение строго определенным дизайнерским заданиям и навыкам, а потому, естественно ограниченным, так как дизайн необъятен, - сколько открытие устройства окружающего нас мира, открытие в себе способности чувствовать, сопереживать его многообразию и красоте, разбужение готовности отдаваться творческой работе, выполняемой культурно, терпеливо, смиренно.

Педагогический процесс представляет единый поток, который формирует педагог-»Мастер», ориентированный пропедевтически, т.е. раскрывающий студенту устройство, причины, невидимое в художественно организованном мире через собственное понимании целого. Такой метод обучения требует от педагога творчества, непрерывного развития, учебы вместе со студентами.

Инновационному содержанию соответствуют и новаторские методы и технологии. Обучение проходит в условиях постоянного провоцирования педагогами творчества, т.е. необходимости принятия решений; протекает в разных, постоянно сменяемых формах: беседы, прогулки, лекции со слайдами и видео, знакомство с профессиональной литературой, экскурсии, деловые игры, ма-

лые проекты, средовые акции и постоянные рукотворные упражнения - графические, композиционные, колористические, проектные.

В последнее время большое место в педагогике стал занимать «Сценический перформанс», являющийся не только действенным инструментом овладения предметно-пространственной средой, но и средством исправления дефектов воспитания и освобождения молодого человека от ощущения своей неполноценности.

Основные методические принципы организации учебной работы:

1. включать, не мешкая, студентов в проблематику дизайнерского средового мышления;

2. считать основополагающим пропедевтический, т.е. раскрывающий, способ предъявления изучаемого материала;

3. теоретические разъяснения должны следовать за учебно-проектной необходимостью понимания тех или иных закономерностей;

4. руководствоваться в работе не стереотипами заготовленных программ, а практической, реальной степенью усвояемости материала, подготовленностью учащихся, доверяя педагогической интуиции и здравому смыслу.

Синтезирующий характер педагогики выражается в концепции авторской программы подготовки дизайнеров через формирование трех укрупненных образовательных блоков с отдельными сопутствующими дисциплинами.

I. Блок теоретических и исторических основ профессионального сознания Включает в себя историю искусств; историю дизайна; философию и социальную психологию; принципы средового существования; художественное материаловедение.

Принцип актуализации обучения ведет к необходимости предъявления историкотеоретической материи, позволяющей сориентироваться в необъятных «хитросплетениях» исторической реальности, которые лишь отчасти под силу учащемуся в системе университетского фундаментального образования.

Именно поэтому дисциплины «история искусств» и «история дизайна» строятся на выделении трех ключевых, фундаментальных способов отношения с реальностью: структурно- конструктивного, минималистского, артистично-декоративного.

Дисциплины показывают учащемуся эволюцию, развитие, становление этих способов отношения с миром, демонстрируют сегодняшнее состояние художественной культуры, объясняемое таким образом.

Дисциплина «философия и социальная психология» строится на подобном выделении компактной типологии основных способов человеческого мироотношения, позволяющем юному существу ориентироваться в необъятном поле философских представлений.

В перспективе мы стремимся к тому, чтобы сплавлять очевидно сходные, пересекающиеся представления отдельных историко-теоретических дисциплин в единый предмет, создающий целостную, объемную, глубокую картину реальности. Естественно, что этот сплав может быть только личностным, авторским, - но лишь такой педагогический подход, лишенный холодной умозрительности, начетничества (чтения десятилетиями кем-то написанных лекций), несвязанности отдельных дисциплин способен увлечь сегодняшних учащихся. Однако, формирование подобных универсальных педагогов пока в небезнадежной перспективе.

II. Блок пластической культуры

Включает в себя рисунок; колористику; объемное моделирование и композицию.

Понятие пластической культуры нацелено на развитие у учащихся навыков целостной ориентации в художественных проблемах проектирования, содержание ее выходит далеко за рамки содержания отдельных дисциплин традиционного художественного цикла.

III. Блок проектной методологии

Включает в себя дизайн-проектирование, в том числе проектную графику; этику делового общения.

Дизайн-проектирование поляризуется в учебном процессе по трем направлениям:

- средовой дизайн;

- имиджевый дизайн;

- арт-дизайн.

Где даются самые общие представления об отдельных направлениях дизайна, позволяющих учащемуся определить свои ориентиры, временные приоритеты, выполнив дипломную работу в одном из направлений дизайна.

Размышляя о материи российского дизайнерского творчества, не приходится говорить об успехах отечественного дизайна в повышении реального комфорта, устроенности, гармонии российской жизни. Таких успехов немного, государство было занято другими проблемами. Однако, несмотря на это, нам есть чем гордиться, за что уважать себя, что показать.

Российскому миру проектного творчества свойственно не столько стремление к реализации проектных замыслов, сколько к их активному продуцированию.

При этом многие идеи, рождаемые в поле проектно-дизайнерской активности, оказывали невероятное влияние, формируя художественную культуру XX века. Таковы идеи русских Футуризма, Супрематизма, Конструктивизма, идеи ВХУТЕМАСа, воплощенные в учебных упражнениях и в архитектурно-дизайнерских проектах.

Проектные замыслы тех лет весьма продуктивны как источники вдохновения практически всех выдающихся дизайнеров и архитекторов минувшего столетия.

Формируя сознание будущих созидателей реальности наша педагогика опирается на достоинства национальной проектной культуры, которые выражаются в следующих характеристиках:

1. социальная ориентированность;

2. эстетическая противопоставленность пошлости, мещанству, потребительству, безвкусице, украшательству;

3. естественная, природно-архаическая, традиционная основательность.

Поэтому, размышляя о дипломе 2011 года, мы понимаем, что диплом должен быть:

1. социально ориентирован;

2. эстетически чист, строг, авангарден;

3. глубинно традиционен.

Вот некоторые осязаемые темы будущего диплома, сгруппированные по четырем типам дизайнерской деятельности:

- средовойдизайн:

1. студенческий клуб,

2. клуб в столовой,

3. возвращение архитектурно-дизайнерского достоинства объекту.

- графический дизайн

1. графический комплекс для студенческого клуба,

2. графическо-предметный комплекс для выставки «Образование и карьера» в гостином дворе,

3. персональный имидж-комплекс.

- арт-дизайн

1. сувениры представительские,

2. уличная рекламная установка отделения «дизайн»,

3. представительский арт-комплект в кабинет директора.

- экспозиционный дизайн

1. экспозиция в гостином дворе,

2. мобильная экспозиция - визитная карта колледжа,

3. экспозиция в колледже «10 лет БАУХАУЗ-30».

Таким образом, представленная инновационная дизайн-педагогика, направленная на формирование у студентов дизайнерского сознания и целостной профессиональной картины мира, актуализирует современные тенденции образовательных реформ, ориентирующих на подготовку творческой современной личности адекватной сегодняшней социокультурной реальности.

Библиографический список:

1. Ермолаев А.П. Словарь для работы дизайнера в 21 веке. М.: Турбо-Принт. - 1998.

2. Ермолаев А.П. Чистый журнал. Мастерская-таф., 2010., М.

3. Ткаченко Е.В., Кожуховская С.М., Штейнберг В.Э. Специализированный выпуск «Дизайн-

образование» 2(41) Вестник УМО по профессионально-педагогическому образованию. Екатеринбург. 2007.

4. Климова Л.Н.. Дизайн-педагогика в профессиональном колледже. Журнал «Профессиональное

образование. Столица», №10 - 2009, М.

5. Кожуховская С.М., Кожуховская И.Е.. Построение компетентностной модели подготовки дизайнеров. «Научные исследования в образовании». Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица» №9 - 2010, М.

Ключевые слова: дизайн-образование, авторская инновационная педагогическая система, синтезирующая педагогика, проектная технология.

Keywords: design formation, the author's innovative pedagogical system, synthesizing pedagogics, design technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.