Научная статья на тему 'Проектные умения в процессе подготовки будущих дизайнеров-проектировщиков'

Проектные умения в процессе подготовки будущих дизайнеров-проектировщиков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектные умения / процесс подготовки / профессиональная подготовка дизайнеров-проектировщиков / проектирование / дизайн-проектирование. / design skills / preparation process / professional training of designers / projecting.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е. О. Катранжи

Статья посвящена рассмотрению проектирования как специфической деятельности современного дизайнера-проектировщика, а также его основных компонентов – проектных умений. В ходе исследования было дано определение проектных умений, проанализирована их роль в профессиональной подготовке будущих специалистов дизайнеров-проектировщиков и описана система таких умений. Кроме того, были сформулированы основные виды образовательной деятельности, которые должны быть задействованы в процессе профессиональной подготовки педагогом. В заключение статьи сделан вывод о том, что проектные умения – это тот профессиональный базис, который должен формировать качественно подготовленного специалиста в области дизайн-проектирования. Проектные умения в процессе подготовки будущих дизайнеров-проектировщиков – это целостная система умений в области проектирования, основная цель которой состоит в формировании творческо-технологической и маркетинговой деятельности. Их специфику можно охарактеризовать несколькими основными заключениями, сделанными в ходе настоящего исследования: адаптивность применения таких умений в различных видах как дизайнерской, так и проектировочной учебно-познавательной и трудовой деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT SKILLS IN THE PROCESS OF TRAINING FUTURE DESIGNERS

The article is dedicated to the consideration of design as a specific activity of a modern designer, as well as its main components – designing skills. In the course of the study, the definition of project-related skills is given, their role in the professional training of future specialists of designers and designers is analyzed, and a system of such skills is described. In addition, the main types of educational activities that should be involved in teacher training process. The article concludes that project-related skills are the professional basis that should form a well-trained specialist in the field of design. The project-related skills in the process of preparing future designers are a holistic system of skills in the field of design, the main purpose of which is to form creative, technological and marketing activities. Their specificity can be characterized by several conclusions made in the course of this study: the adaptability of the application of such skills in various types of both design and design educational, cognitive and work activities.

Текст научной работы на тему «Проектные умения в процессе подготовки будущих дизайнеров-проектировщиков»

Преодоление смыслового барьера (установление доверия) в воспитательном процессе колледжа возможно только в том случае, если педагог обладает психолого-педагогической зоркостью, интуицией, основанной на знаниях, если педагог терпеливо и систематически изучает и наблюдает каждого студента, если он может разобраться в истоках, причинах несогласованности мотива и действия, он добивается доверительного отношения со студентами. Мотивы и поведение каждой личности складываются в процессе воспитания и самовоспитания, когда формируются понятия добра и зла, справедливости, ее нравственный идеал [8].

Из понимания самовоспитания как осознанного изменения личности следует, что адекватный уровень самооценки и самокритичности - необходимое условие для нравственного самосовершенствования. Адекватный уровень самооценки характеризуется тенденциями к самосовершенствованию и устойчивости и создает наиболее благоприятные возможности для работы над собой. Включение студента в процесс самовоспитания наступает в том случае, если он осознает несоответствие своего нравственного развития общественным требованиям, которые приобретают для него смысл [6].

Осознание несоответствия между уровнем развития нравственно-этических качеств и требованиями общества, между уровнем собственных притязаний и возможностями закономерно переходит в осознание личностью нравственного самовоспитания как жизненной необходимости, как условия нормальных взаимоотношений с другими и успешности собственной деятельности. Именно осознание личностью необходимости нравственного самовоспитания становится, в конечном счете, реальной движущей силой процесса нравственно-этического самосовершенствования. Одна из сторон нравственно-этического воспитания -формирование нравственного идеала, который служит планом самовоспитания.

При этом то, что будет заложено в личность человека на этапе общеобразовательной школы, различных ступеней высшего образования, включая среднее профессиональное, проявится позднее в профессиональной деятельности будущих специалистов.

Такие социальные требования общества, как патриотизм, толерантность, трудолюбие, самокритичность, ответственность, организованность, честность являются неотъемлемой частью сформированной, нравственно и этически воспитанной личности. Становление и развитие нравственно-этических потенциалов студенческой молодёжи можно рассматривать как стратегический ресурс всего общества.

При этом формирование нравственно-этического потенциала студентов может происходить разными путями, в том числе средствами искусства и различных видов творческой, спортивной деятельности. Большую роль в этом процессе играют общекультурные компетенции, которые студент получает при изучении гуманитарных и социальных дисциплин, предусмотренных ФГОС среднего профессионального образования.

Так, общекультурные компетенции, предусмотренные Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования, предполагают сформированные у студентов [7]:

- способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции;

Библиографический список

- способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия, обладающие огромным воспитательным потенциалом, формируют гражданскую культуру студентов.

Данные компетенции помогают воспитывать в студентах колледжа нравственные качества личности, которые крайне необходимы для адаптации в современном обществе: гражданственность, патриотизм, гуманизм и другие. Как показывают наблюдения, молодые люди, переходя в новый социальный статус студента, как правило, приобретают активную позицию в обществе и необходимо, чтобы этот процесс не был стихийным, а осуществлялся при содействии педагогов, классных руководителей, наставников. У студентов колледжа появляется много новых потребностей и интересов, соответствующих возрасту. Однако в новый период социального становления молодое поколение становится более зависимым от процессов и проблем общества, таких как нестабильность экономики, политические сложности, необходимость активного участия в рыночных отношениях. Это может привести к регрессу гуманности, нетерпимости, дезинтеграции внутреннего мира личности. В новых реалиях педагог призван ставить перед студентами неисчерпаемые задачи, ориентировать на целесообразное их решение, которое способствует культурному и нравственному развитию. Тем самым одним из важных элементов успешного нравственно-этического воспитания студента является культурный, нравственный педагог. Иными словами, тот педагог, у которого сформирована нравственно-этическая культура [9].

Нравственно и этически воспитанный человек является основой для развития общества. Пути нравственно-этического обновления общества и человека разнообразны. Если рассматривать образовательное пространство как часть образовательной среды, где при личном взаимодействии студентов и преподавателей создаются двусторонние и многосторонние связи для осуществления педагогической деятельности по развитию студента и его социализации в разных системах образования, нравственной культуры педагога, то суть педагогической работы по нравственно-этическому становлению личности студента состоит в том, чтобы помочь ему раскрыть в себе моральные качества и достичь высокого уровня в самовоспитании. Образовательное пространство - это деятельность студентов и педагогов в рамках образовательных отношений, в основе которых должна доминировать нравственно-этическая культура субъектов образовательного процесса.

Таким образом, нравственно-этическое воспитание в колледже - целенаправленный процесс приобщения студентов к моральным ценностям человечества и конкретного общества, это активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противоречий. Специфической особенностью нравственно-этического воспитания студентов заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. Нравственно-этическое воспитание молодого поколения является одним из обязательных элементов образовательного процесса и формирует нравственную личность как основу гражданского общества.

1. Андреев В.И. Педагогическая этика: инновационный курс для нравственного саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2015.

2. Багашев А. Духовно-нравственное воспитание молодежи. Воспитание школьников. 2016; № 9.

3. Бездухов В.П. Теоретические проблемы становления гуманистического стиля педагогической деятельности будущего учителя. Самара: СГПИ, 2016.

4. Гильдебранд Д. Этика. Санкт-Петербург: Алетейя, 2017.

5. Гусейнов А.А. Этика. Новая философская энциклопедия. Институт философии РАН. Москва: 2014.

6. Старостин В.П. Общество. Культура. Образование: монография. Available at: https://monogгaphies.гu/en/book/section?id=12951

7. Подрезова О.М. Проблема формирования нравственных качеств личности. Каргополь, 2015.

В. Покатыло В.В., Глухова Л.Р, Волкова А.В. О необходимости нравственного воспитания молодежи. Молодой ученый. 2014; № 4.

9. Шадрина И.М. Теоретические основы формирования нравственной культуры будущего учителя: монография. Мурманск: МГГУ 2015.

References

1. Andreev V.I. Pedagogicheskaya 'etika: innovacionnyjkurs dlya nravstvennogo samorazvitiya. Kazan': Cenfr innovacionnyh tehnologij, 2015.

2. Bagashev A. Duhovno-nravstvennoe vospitanie molodezhi. Vospitanie shkol'nikov. 2016; № 9.

3. Bezduhov V.P. Teoreticheskie problemy stanovleniya gumanisticheskogo stilya pedagogicheskoj deyatel'nosti buduschego uchitelya. Samara: SGPI, 2016.

4. Gil'debrand D. 'Etika. Sankt-Pete^u^: Aletejya, 2017.

5. Gusejnov A.A. 'Etika. Novaya filosofskaya 'enciklopediya. Institut filosofii RAN. Moskva: 2014.

6. Starastin V.P. Obschestvo. Kultura. Obrazovanie: monografiya. Available at: https://monogгaphies.гu/en/book/section?id=12951

7. Podrezova O.M. Problema formirovaniya nravstvennyh kachestv lichnosti. Kaigopol', 2015.

В. Pokatylo V.V., Gluhova L.R., Volkova A.V. O neobhodimosti nravstvennogo vospitaniya molodezhi. Molodoj uchenyj. 2014; № 4.

9. Shadrina I.M. Teoreticheskie osnovy formirovaniya nravstvennoj kultury buduschego uchitelya: monografiya. Murnansk: MGGU, 2015.

Статья поступила в редакцию 29.02.20

УДК 371

Katranji Ye.O., teaching assistant, Academy of the Humanities and Pedagogics, Branch V. I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: viza_1986@ukr.net

PROJECT SKILLS IN THE PROCESS OF TRAINING FUTURE DESIGNERS. The article is dedicated to the consideration of design as a specific activity of a modern designer, as well as its main components - designing skills. In the course of the study, the definition of project-related skills is given, their role in the professional training of future specialists of designers and designers is analyzed, and a system of such skills is described. In addition, the main types of educational activities

that should be involved in teacher training process. The article concludes that project-related skills are the professional basis that should form a well-trained specialist in the field of design. The project-related skills in the process of preparing future designers are a holistic system of skills in the field of design, the main purpose of which is to form creative, technological and marketing activities. Their specificity can be characterized by several conclusions made in the course of this study: the adaptability of the application of such skills in various types of both design and design educational, cognitive and work activities.

Key words: design skills, preparation process, professional training of designers, projecting.

Е.О. Катранжи, ассистент, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет

имени В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: mailviza_1986@ukr.net

ПРОЕКТНЫЕ УМЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ-ПРОЕКТИРОВЩИКОВ

Статья посвящена рассмотрению проектирования как специфической деятельности современного дизайнера-проектировщика, а также его основных компонентов - проектных умений. В ходе исследования было дано определение проектных умений, проанализирована их роль в профессиональной подготовке будущих специалистов дизайнеров-проектировщиков и описана система таких умений. Кроме того, были сформулированы основные виды образовательной деятельности, которые должны быть задействованы в процессе профессиональной подготовки педагогом. В заключение статьи сделан вывод о том, что проектные умения - это тот профессиональный базис, который должен формировать качественно подготовленного специалиста в области дизайн-проектирования. Проектные умения в процессе подготовки будущих дизайнеров-проектировщиков - это целостная система умений в области проектирования, основная цель которой состоит в формировании творческо-технологической и маркетинговой деятельности. Их специфику можно охарактеризовать несколькими основными заключениями, сделанными в ходе настоящего исследования: адаптивность применения таких умений в различных видах как дизайнерской, так и проектировочной учебно-познавательной и трудовой деятельности.

Ключевые слова: проектные умения, процесс подготовки, профессиональная подготовка дизайнеров-проектировщиков, проектирование, дизайн-проектирование.

Как известно, сегодня индустриальная эпоха настигла все сферы общественной жизни человечества и сформировала глобальную систему подготовки специалистов разного уровня и специальности. Именно она диктует правила на рынке труда и регулирует процесс возникновения спроса и предложения. Таким образом, возникает необходимость в образованных, всесторонне развитых и эрудированных многопрофильных специалистах, которые могут не только осуществлять поручения и качественно выполнять свои профессиональные обязанности, но и создавать инновационные продукты, способные удовлетворить различные потребности социума в той или иной области. Именно с этим связано возникновение такого направления, как дизайн-проектирование, а также необходимость в подготовке грамотных кадров - дизайнеров-проектировщиков [1 - 7].

Профессиональная подготовка - сложный, многоуровневый процесс, требующий от педагогического состава и обучающихся особенного внимания, терпения и ответственности, поскольку предполагает постоянную перестройку методических указаний, учебных планов и программ, а также системы формирования профессиональных умений, проектной культуры и профессиональной подготовки в принципе. Главной целью таких изменений является подготовка наиболее грамотных специалистов, на практике использующих лишь рациональные методы и средства, принимающих правильные решения на основе полученных знаний и выработанных умений и навыков.

Рассмотрению проектных умений будущих дизайнеров-проектировщиков уделяется достаточно мало внимания в отечественных и зарубежных научных трудах фундаментального и прикладного характера. Однако существует теоретический базис в области общего понятия проектных умений и их формирования у дизайнеров в процессе профессиональной подготовки, который состоит из трудов таких отечественных ученых, как С.В. Тигров и А.В. Кучерова. Рассмотрению теоретических основ дизайн-проектирования посвящены труды таких специалистов, как О.Н. Майдибор, Е.Б. Коробий, РЮ. Овчинникова, Ю.А. Симакова, И.Г Шендрик и другие.

Специалист, освоивший такой вид деятельности, как дизайн-проектирование, совмещает в себе два направления: творческое и техническое. Он не только занимается художественным оформлением и представлением товара на рынке, но и участвует в разработке этого самого товара, его системы позиционирования на рынке, а также все нюансы, связанные с его материальным исполнением, если это предмет или продукт, и визуальным цифровым - если это веб-страница, цифровые ресурсы и т.д. Основная деятельность такого специалиста базируется на разработке и моделировании проекта; формировании четкой концепции проекта; разработке технической документации; эффективном взаимодействии с людьми на всех уровнях разработки и реализации проекта (заказчиками, работодателями, подрядчиками, подчиненными и т.д.); осуществлении всех мероприятий, связанных с изучением и воплощением проекта и т.д.

Обратить внимание следует на многозадачность дизайнера-проектировщика: он и «творец» в художественном смысле, и «производитель идеи» - в техническом. Именно с этим связана проблема профессиональной подготовки такого специалиста, поскольку абитуриент, поступая на факультет дизайна, не до конца понимает, что его будущая деятельность будет заключаться не только в графическом и живописном исполнении художественных замыслов - заказных иллюстраций, логотипов и брендбуков, но и в техническом исполнении инженерных - составлении технических расчетов, документации и чертежей. Об этом важно знать не только будущим студентам и специалистам, но и педагогам, в особенности на этапе разработки программы профессиональной подготовки.

В связи с этим, к примеру, О.Н. Майдибор указывает на большое значение технических знаний, особенно математики, в процессе проектирования: «Возможное использование математики на определенных этапах проектирования повышает уровень профессиональной деятельности. Нахождение характеристик новых дизайн-изделий с использованием математического моделирования унифицирует процесс проектирования» [3]. Для того чтобы сформировать систему представления о специфике профессиональной подготовки по этому направлению, необходимо обратить внимание на два аспекта: на этапы и специфику собственно деятельности (дизайн-проектирования) и, исходя из нее, на проектные умения, необходимые для ее реализации.

РЮ. Овчинникова, обращаясь к теме сущности и специфики дизайн-проектирования, выделяет такие его этапы [4]:

1. Определение проблемы на основе сбора информации. Этап характеризуется сбором информации о проектируемом объекте, будь то цифровой продукт (например, веб-сайт) или физический (например, упаковка); аналитическом исследовании рынка похожих объектов; изучении функциональных свойств и специфики объекта; сборе информации о конкурентах на рынке.

2. Выявление целевой аудитории объекта (потребителей). На этом этапе проводится подробный многоуровневый анализ и оценка потребностей, предпочтений и нужд потенциальных потребителей; анализ визуальной потребительской культуры, динамики изменений в составе целевой аудитории (в основном демографических, связанных с возрастом, социальным положением, моделью поведения и т.д.).

3. Поиск методов реализации проекта. Он включает: осуществление поиска методов и способов решения проблем, связанных с реализацией проекта; поиск креативных, нетривиальных новых идей по реализации; поиск и освоение, модернизация уже существующих методов.

4. Собственно разработка дизайн-концепции. Этот этап характеризуется созданием концепции - основного форменного «плана», в соответствии с которым будет проходить реализация проекта. Кроме того, формулируется образная идея проекта, его цель и «миссия». Выявляется роль дизайнера-проектировщика в процессе создания материального или цифрового исполнения проектируемого объекта.

5. Выбор композиционно-пластических и оптимальных вариантов проектного решения. Этап заключается в поиске соотношения формы и содержания через эскизное, схематичное графическое исполнение и макетирование.

6. Представление-презентация проекта. На этом этапе происходит окончательное обоснование идеи проектного решения, делается общее заключение идеи, средств проектного решения, включая его оценку [4].

Перечень проектных умений, необходимых специалистам для достижения максимальной эффективности в области дизайн-проектирования, указан выше, в описании каждого этапа проектирования. Резюмируя вышесказанное, условно разделим их на такие сегменты, в соответствии с ранее описанной системой проектирования в области дизайна, как аналитическая оценка рынка, планирование и целеполагание деятельности, реализация проекта, его презентация. Каждый сегмент должен быть тщательно проанализирован педагогом, учтен в рабочей учебной программе в рамках профессиональной подготовки будущего специалиста в этой области. Проектные умения в этом случае являются задачами, нуждающимися в педагогическом решении.

Эту мысль поддерживает И.Г Шендрик, который считает следующее: «В результате проектирования создается обусловленное и востребованное культурой описание деятельности, т.е. такой способ взаимодействия человека с ми-

ром, который может, с определенной вероятностью, обеспечить достижение ими (человеком и миром) желаемого будущего» [7].

Обратим внимание на другую группу проектных умений. Дизайнер-проектировщик, ко всему прочему, выступает еще и в роли менеджера проектируемого объекта, будучи связующим звеном между всеми субъектами проекта, он обладает стратегическим мышлением и пониманием маркетинга продукта. Именно этому должны обучаться будущие специалисты в этой области. Их проектные умения должны развиваться на стыке всех связанных с этим делом наук, что, несомненно, должно быть включено в образовательную программу. Проектные умения в этом случае связаны с принятием решений, ответственности за результаты проекта. Кроме того, сюда можно включить и проектирование «судьбы» объекта, которая зависит от знаний и умений дизайнера-разработчика; творческие способности в области решения задач; постоянное ориентирование на потребителя. Таким образом, дизайнер-проектировщик выполняет множество функций, казалось бы, совершенно не свойственных «обычному», «рядовому» дизайнеру в классическом его понимании.

Говоря о такой многозадачности и многопрофильности, обратимся к высказыванию Ю.А. Симаковой: «Современный мир культуры невероятно сложен и многообразен, что заставляет дизайнера быть буквально "всеядным" и анализировать максимальное количество факторов, влияющих на проектируемый объект прямо и косвенно» [5].

Специфика дизайн-проектирования состоит еще и в том, что дизайнер не может стать проектировщиком точно так же, как и проектировщик не может стать дизайнером без наличия определенных умений и навыков. Дизайнер без проектных умений не сможет создать качественной концепт коммерческого проекта, а проектировщик, в свою очередь, - художественное оформление, соответствующее изобразительно-эстетическим (художественным) принципам и законам. В связи с этим главной педагогической задачей можно считать систематизацию методов, способов предоставления знаний в области и дизайна, и проектирования. Так, получая знания из обеих областей, будущий дизайнер-проектировщик расширяет кругозор, обретая необходимые навыки для эффективного воплощения идей в материальном (или нематериальном) виде - в виде коммерческих проектов. Таким образом, проектные умения в процессе подготовки будущих дизайнеров-проектировщиков - это целостная система умений в области проектирования, основная цель которой состоит в формировании творческо-техно-логической и маркетинговой деятельности. Их специфику можно охарактеризовать несколькими основными заключениями, сделанными в ходе настоящего исследования: адаптивность применения таких умений в различных видах как дизайнерской, так и проектировочной учебно-познавательной и трудовой деятельности.

Проектные умения формируют культуру проектной деятельности, которая, в свою очередь, является значительной частью профессиональной культуры -основы профессиональной компетентности специалиста. Это лишь подтверждает острую необходимость в их освоении будущими дизайнерами-проектировщиками, желающими развиваться в этой области. Для этого педагогом должны быть определены основные виды образовательной деятельности, которые будут задействованы в процессе профессиональной подготовки. К ним можно отнести

Библиографический список

следующие: мыслительно-деятельностные, заключающиеся в генерировании, формулировке и выдвижении идеи проекта; целеполагании и определении задач, необходимых для реализации проекта; выдвижении основополагающей гипотезы; обоснованном выборе способа или метода, пути в проектной деятельности; планировании проектной деятельности, а после воплощения и представления результатов проекта - самоанализа и рефлексии; презентационные, состоящие из построения устного доклада о проделанной работе; выбора форм визуального или мультимедийного представления результатов проектной деятельности; подготовки технической документации проекта (пояснительной записки, электронной презентации или аннотации к проекту); построения презентационной речи, резюмирующей результаты проделанной работы, а также аналитических отчетов, связанных с маркетинговой реализацией проекта; коммуникативные, которые предусматривают активное слушание и понимание других субъектов процесса проектной деятельности; изложение идей, мыслей и предложений грамотно и понятно; умение приходить к компромиссу во время споров и недопониманий в группе; эффективное и плодотворное непрерывное взаимодействие внутри группы для обеспечения максимальной взаимовыгоды; поисковые, включающие наличие поисково-навигационных навыков во всевозможных источниках, в том числе в каталогах, СМИ, открытых и закрытых базах данных, периодических и непериодических печатных и электронных изданиях; навыков в проведении контекстного поиска при помощи глобальной сети Интернет и гипертексте; навыков в области лаконичного и точного формулирования ключевых слов, необходимых для эффективного поиска; информационные, в основе которых лежат такие умения и навыки, как структурирование и систематизация информации, приведение ее в общедоступный и общепонятный вид, облегчающий взаимодействие с ней; вычленение ключевых аспектов в большом объеме каких-либо проектировочных сведений; прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск; и, наконец, проведение инструментального эксперимента, который обязательно должен присутствовать на всех этапах дизайн-проектирования, поскольку является основополагающим и организационно-управленческим умением, необходимым студенту-дизайнеру [1, 6].

Как видно, овладение будущим дизайнером-проектировщиком всеми проектными умениями в процессе профессиональной подготовки зависит не только от его личностных и творческих качеств и профессионального потенциала, но и от правильно выбранной концепции преподавания. Педагог должен учесть все аспекты дизайн-проектирования, тщательно изучить его специфику и сущность и лишь после этого формировать систему профильной подготовки студентов. Конечно, немаловажным фактором является и профессионализм педагога в преподаваемой области.

Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что большое значение в процессе профессиональной подготовки будущих дизайнеров-проектировщиков имеет педагогическая компетентность и знание основ проектной деятельности. Нужно учитывать многозадачность и многопрофильность специалистов в этой области и в соответствии с этим выстраивать эффективную систему профессиональной подготовки. Студент же, в свою очередь, также должен быть осведомлен о специфике выбранной профессии, учитывать ее и ориентироваться на овладение проектными умениями.

1. Коробий Е.Б. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности в ходе художественного проектирования. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014; № 6/1: 21З - 21У.

2. Кучерова А.В. Формирование проектно-художественных способностей студентов педагогического колледжа на занятиях по основам дизайна. ОНВ. 2009; № 2 (У6).

3. Майдибор О.Н. Дизайн-проектирование в условиях подготовки бакалавров. Символ науки. 2016; № 11-2.

4. Овчинникова РЮ. Дизайн-проектирование: теоретические основания и специфика. Омский научный вестник. 2012; № 1-105: 26У - 2У0.

5. Симакова Ю.А. Дизайн-проектирование как герменевтическая практика. Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 201У; № 4 (З5).

6. Тигров С.В. Личностно ориентированные задания в процессе формирования проектных умений студентов вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Липецк, 2004.

У. Шендрик И.Г Проектирование в дизайн-образовании. Человек. Спорт. Медицина. 2005; № 15 (55). References

1. Korobij E.B. Teoreticheskie osnovy formirovaniya professional'noj kompetentnosti v hode hudozhestvennogo proektirovaniya. Gumanitarnye, social'no-'ekonomicheskie i obschestvennye nauki. 2014; № 6/1: 21З - 21У.

2. Kucherova A.V. Formirovanie proektno-hudozhestvennyh sposobnostej studentov pedagogicheskogo kolledzha na zanyatiyah po osnovam dizajna. ONV. 2009; № 2 (У6).

3. Majdibor O.N. Dizajn-proektirovanie v usloviyah podgotovki bakalavrov. Simvolnauki. 2016; № 11-2.

4. Ovchinnikova R.Yu. Dizajn-proektirovanie: teoreticheskie osnovaniya i specifika. Omskij nauchnyj vestnik. 2012; № 1-105: 26У - 2У0.

5. Simakova Yu.A. Dizajn-proektirovanie kak germenevticheskaya praktika. Akademicheskij vestnik UralNIIproekt RAASN. 201У; № 4 (З5).

6. Tigrov S.V. Lichnostno orientirovannye zadaniya v processe formirovaniya proektnyh umenij studentov vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Lipeck, 2004. У. Shendrik I.G. Proektirovanie v dizajn-obrazovanii. Chelovek. Sport. Medicina. 2005; № 15 (55).

Статья поступила в редакцию 29.02.20

УДК 371

Maksimenko A.Ye., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Academy of the Humanities and Pedagogics, Branch of V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: viza_1986@ukr.net

CONTENTS AND STRUCTURE OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE DESIGNERS FOR THE FORMATION OF PROJECT-RELATED AND RESEARCH CULTURE. The article discusses the main provisions of the professional training of design students in the direction of developing a design and research culture. Its contents, basic structural elements are described, their specific characteristics are highlighted. The basic knowledge, skills and abilities of the teacher in

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.