Научная статья на тему 'Глобальное медиапространство как научная метафора'

Глобальное медиапространство как научная метафора Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
344
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНОЕ МЕДИАПРОСТРАНСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МЕТАФОРА ВОЛНЫ / МЕТАФОРА СЕТИ / GLOBAL MEDIASPACE / SOCIAL SPACE / "WAVE" AND "NET" METAPHORS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шестова Татьяна Львовна, Лесь Анастасия Юрьевна

В статье проанализировано содержание категории «глобальное медиапространство». Раскрыт эвристический потенциал «пространственных» метафор в современной науке, представлены идейные истоки теории глобального медиапространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Global mediaspace as a scientific metaphor

The article analyzes the “Global mediaspace” concept presented as a scientific metaphor. Revealed the heuristic potential of the “spatial” metaphors in modern science, presented the ideological origins of the global media space theory.

Текст научной работы на тему «Глобальное медиапространство как научная метафора»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. XXVII. ГЛОБАЛИСТИКА И ГЕОПОЛИТИКА. 2016. № 2

Т.Л. Шестова, А.Ю. Лесь*

ГЛОБАЛЬНОЕ МЕДИАПРОСТРАНСТВО КАК НАУЧНАЯ МЕТАФОРА

T.L. Shestova, A.Yu. Les'

GLOBAL MEDIASPACE AS A SCIENTIFIC METAPHOR

В статье проанализировано содержание категории «глобальное медиа-пространство». Раскрыт эвристический потенциал «пространственных» метафор в современной науке, представлены идейные истоки теории глобального медиапространства.

Ключевые слова: глобальное медиапространство, социальное пространство, метафора волны, метафора сети.

The article analyzes the "Global mediaspace" concept presented as a scientific metaphor. Revealed the heuristic potential of the "spatial" metaphors in modern science, presented the ideological origins of the global media space theory.

Keywords: Global mediaspace, Social space, "Wave" and "Net" metaphors.

После того, как на рубеже 1970—1980-х гг. Пьер Бурдье ввел в постмодернистскую социологию понятие социального пространства, в общественных науках началась активная «спатиализация» теорий и концепций. Социальное, культурное, информационное и другие «пространства», вошедшие в круг научных исследований в конце ХХ в. — это научные метафоры, посредством которых постсовременная наука расширяет традиционные границы объекта познания. Метафора как «осмысление одного явления в терминологии, присущей другим явлениям»1 открывает новые возможности для определения тех сторон предмета, которые остались не раскрытыми в рамках классических логоцентристских подходов.

Эвристический смысл пространственных метафор в науке заключается в их топологическом потенциале: через аналогию с пространством удается описать структуру исследуемых объектов как множество неравнозначных связей, организующих сверхсложные, многомерные системы. С помощью пространственных характеристик удается показать многочисленные зависимости в существе предмета. В общественных науках топо-

* Шестова Татьяна Львовна — докт. филос. наук, доцент ф-та глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: tshestova@mail.ru. Лесь Анастасия Юрьевна — аспирант ф-та глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: les_nastya@mail.ru

1 Полозова И.В. Метафора как средство философского и научного познания: Дисс. ... докт. филос. наук. М., 2003.

логические категории, позволяя выявить количественные соотношения в рамках предмета, открывают пути для математизации анализа.

Раскрывая когнитивные возможности термина «социальное пространство», Бурдье поясняет: «Социальная реальность, о которой говорил Дюрк-гейм, представляет собой сеть невидимых связей, образующих пространство, складывающееся из внешних по отношению друг к другу позиций, характеризующихся соотношением друг с другом — близостью, соседством или удаленностью, а также взаимным расположением в пространстве относительно друг друга — выше- или нижестоящим, промежуточным или срединным. Социология в ее объективистском толковании — это социальная топология, Analysis Situs, как в эпоху Лейбница назвали новое направление в математике, т.е. анализ относительных позиций и релационных отношений между ними. Релационный принцип мышления стал отправной точкой концепции, изложенной в «Различении» (книга Бурдье «Различение. Социальная критика суждения». — Авт.). Однако я больше чем уверен, что пространство, а именно связи, несмотря на использование в этой работе диаграмм (и сложнейшей формы факторного анализа), не привлекут внимания читателей; это объясняется, во-первых, тем, что субстан-циализм как способ мышления проще и «естественнее»; во-вторых, как это часто бывает, средства, используемые для конструирования и демонстрации пространства, могут отвлечь внимание от полученных с их помощью результатов»2.

Именно топологический взгляд на соотношения агентов в современном социуме позволил выделить такую форму современной социальной структуры, как сетевое общество. Сеть — это тоже метафора. В начале XXI в. метафора сети стала столь популярной, что начала вытеснять главную научную метафору ХХ в. — метафору волны.

О волне как метафоре лучше всего написал Элвин Тоффлер: «Идея волны — не только способ организовать огромные массы весьма противоречивой информации. Она помогает нам также видеть то, что находится под бушующей поверхностью перемен. Когда мы используем волновую метафору, проясняется многое из того, что казалось весьма запутанным. Часто и уже знакомое предстает перед нами в новом, ослепительно ярком свете»3.

Один из крупнейших идеологов сетевого общества Мануэль Кастельс обращает внимание на особую роль информации в создании сетевых структур. Именно информация, по Кастельсу, создает новые организационные формы социальных связей, а в наш век базовой формой социации станут глобальные сети, формирующиеся на основе Интернета и других электронных систем массовой коммуникации. Сетевыми, по предсказанию Кастельса, будут и экономические, и политические институты. «Интернет — это не просто очередная техническая новинка или технология, — пишет он. — Это ключевая технология информационной эпохи. Он воплощает культуру свободы и личного творчества, будучи как источником

2 Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть. URL: http://gtmarket.ru/ laboratory/expertize/2006/883 (дата обращения: 18.05.2016).

3 Тоффлер Э. Третья волна. М., 2004. С. 27.

новой экономики, так и общественного движения, базирующегося скорее на изменении человеческого сознания, чем на увеличении власти государства»4. Информационное (информациональное, по Кастельсу) общество — это «пространство потоков», направления которых во многом определяются развитием информационных технологий. «В сетевом обществе, — пишет Кастельс, — пространство организует время. ...И пространство, и время трансформируются под совместным влиянием информационно-технологической парадигмы и социальных форм и процессов, вызванных... текущим процессом исторических изменений»5.

Эти «исторические изменения» в 1990-х гг. были подведены под категорию «глобализация». В парадигме глобалистических теорий пространственные концепции получают широкое распространение6.

Одной из ключевых метафор глобалистики остается предложенная еще в конце 1960-х гг. создателем современной теории медиа канадским журналистом и философом Маршалом Маклюэном метафора глобальной деревни7. Планетарный социум, по Маклюэну, это «глобальная деревня», мир которой определяется пространством, создаваемым медиа. Медиа «расширяют» человека, практически превращаясь в его новый «органон» (почти в аристотелевском смысле)8.

Современная медиафилософия углубила понимание медиа, претерпевших значительные изменения со времен Маклюэна. Медиа не только изменили стиль жизни современного общества, они создали новую реальность. Один из основоположников современной медиафилософии петербургский философ Валерий Савчук в своих работах раскрывает различные стороны этой новой реальности. Одной из подмеченных им особенностей медиа-пространства, или «медиареальности», является прогрессирующая визуализация информации, ее нарастающий отрыв от вербализации, от «телесности» самого информационного контакта9.

Пространственное, временное — в физическом смысле — все дальше уходит в идеальное, вечное и неизменное. Медиапространство превращается в среду, в которой формируются образы, определяющие нашу социальную жизнь.

Идея многомерности социальных процессов, идея «потоков» пространства была развита американским социологом Арджуном Аппадураи.

4 Кастельс М. Галактика интернет. URL: http://fanread.ru/book/9892494/?page=1 (дата обращения: 19.05.2016).

5 Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура. М., 2001.

6 См.: Заславская Т.И., Ядов В.А. Социальные трансформации в России в эпоху глобальных изменений //Глобалистика как область научных исследований и сфера преподавания / Под ред. И.И. Абылгазиева, И.В.Ильина. М., 2009; Middell M. Global history and the spatial turn: From the impact of area studies to the study of critical junctures of globalization.

URL: http://studium.unict.it/dokeos/2012/courses/1001272C1/document/ARTCLES/MIDDEL_

Global_History (дата обращения: 19.05.2016).

7 McLuhan M, Fiore Q. War and Peace in the Global Village. N.Y., 1968.

8 Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. М., 2007.

9 См.: Савчук В.В. Медиафилософия. Приступ реальности. URL: http://www.intelros.ru/ pdf/mediaphilisofiy_pristup_realnosti_glava_1.pdf (дата обращения: 05.04.2014).

Он подчеркивает, что в век глобализации социальное пространство окончательно теряет связь с пространством географическим. В книге «Современность в свободном плавании: Культурные измерения глобализации» Аппадураи выделяет пять пространств глобализации: этнопространство, медиапространство, технопространство, финансовое пространство, идео-пространство10.

Медиапространство Аппадураи составляют медийные практики, формирующие наши представления о мире: печать, телевидение, кино, литература и даже реклама. Медиапространство, по Аппадураи, — это сфера производства и распространения информации с помощью электронных средств, а также те образы мира, которые создаются с помощью медиа ("the distribution of electronic capabilities toproduce and disseminate information and ...the images of the world created by media")11. Интересно, что медий-ность у Аппадураи принципиально не совпадает с технологиями и идеологией. Это отличает его видение от многих других концепций культурной глобализации, в том числе и такого мэтра теории глобализации, как Роланд Робертсон.

Для Робертсона культурная глобализация — это прежде всего формирование глобального сознания, т.е. планетарной духовной сферы, ценности которой будут общими для человечества в целом. Этот процесс является проекцией «пространственного сжатия мира», «компрессии нашего мира», обусловленного технологическим развитием и выходом наших представлений на планетарный уровень. «Проблема глобального сознания, — пишет он. — позволяет нам привлечь внимание к вопросам, связанным со средой обитания или к контексту изучения планеты Земля»12. Робертсон обращает внимание на то, что социально-культурная плотность глобального пространства увеличивается, а сознание стремительно расширяется. Особую роль в процессе глобализации он отводит развитию СМИ и информационных технологий.

Глобальное медиапространство — это сфера общественной информации, предназначенной для человечества в целом, а также сфера публичных коммуникаций в масштабах планеты; это научная метафора, в содержании которой заключены широкие возможности для исследования глобальных информационно-коммуникационных процессов и явлений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть. URL: http:// gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/883

10 Powell J.L. Revisiting Appadurai: Globalizing Scapes in a Global World — the pervasiveness of economic and cultural power. URL: http://sincronia.cucsh.udg.mx/powellfall2011.htm (дата обращения: 19.05.2016).

11 Appadurai A. Disjuncture and Difference in the Global Cultural Economy // Theory, Culture and Society. 1990. Vol. 7, N 2—3. P. 330—331.

12 Робертсон Р. Глобальное сознание // Вестн. Моск. ун-та. Сер. XXVII. Глобалистика и геополитика. 2013. № 1. С. 88.

Заславская Т.И., Ядов В. А. Социальные трансформации в России в эпоху глобальных изменений // Глобалистика как область научных исследований и сфера преподавания / Под ред. И.И. Абылгазиева, И.В. Ильина. М., 2009.

Кастельс М. Галактика интернет. URL:http://fanread.ru/book/9892494/?page=1

Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура. М., 2001.

Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. М., 2007.

Полозова И.В. Метафора как средство философского и научного познания: Дисс.... докт. филос. наук. М., 2003.

Робертсон Р. Глобальное сознание // Вестн. Моск. ун-та. Сер. XXVII. Глобалистика и геополитика. 2013. № 1.

Савчук В.В. Медиафилософия. Приступ реальности. URL: http://www.mtel-ros.ru/pdf/mediaphilisofiy_pristup_realnosti_glava_1.pdf

Тоффлер Э. Третья волна. М., 2004.

AppaduraiA. Disjuncture and Difference in the Global Cultural Economy //Theory, Culture and Society. 1990. Vol. 7, N 2—3.

McLuhan M, Fiore Q. War and Peace in the Global Village. N.Y., 1968.

Middell M. Global history and the spatial turn: From the impact of area studies to the study of critical junctures of globalization. URL: http://studium.unict.it/dokeos/ 2012/courses/1001272C1/document/ARTCLES/MIDDEL_Global_History

Powell J.L. Revisiting Appadurai: Globalizing Scapes in a Global World — the pervasiveness of economic and cultural power. URL: http://sincronia.cucsh.udg.mx/po-wellfall2011.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.