Научная статья на тему 'Медиапространство в структуре социального пространства'

Медиапространство в структуре социального пространства Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3380
404
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / SOCIAL SPACE / МЕДИАПРОСТРАНСТВО / MEDIA SPACE / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бузин Валерий Николаевич

В статье рассматриваются актуальные вопросы социологии пространства. Медиапространство определяется как часть социального пространства. Рассмотрение проблематики медиапространства ведется в рамках деятельностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Media space in the structure of social space

The article deals with topical issues of sociology of space. The media space is defined as a part of social space. Consideration of issues of the media space is done within the activity approach.

Текст научной работы на тему «Медиапространство в структуре социального пространства»

МЕДИАПРОСТРАНСТВО В СТРУКТУРЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

УДК 316.77

В современной социологии придается большое значение информационному измерению. Так, П Шиллер считает информационное измерение наиболее важной подструктурой социального пространства. Социальная стратификация в обществе в информационную эпоху изменяет свою специфику. На первый план выходит платежеспособность как фактор, определяющий доступ и создание информации. Чем ниже стоит человек на социальной лестнице, тем ниже качество информации, которую он может получить. Доступ к информации становится функцией имущественного состояния и дохода. В обществе усиливается дифференциация по признаку информационного «иметь» и «не иметь», превращая тех, кто не имеет - а их в информационную эпоху подавляющее большинство - в существа еще более зависимые от немногочисленных генераторов, обработчиков и передатчиков информации [14, р. 88]. В информационном измерении социальное пространство не только по-иному структурируется. В нем реальные отношения все больше подменяются виртуальными. Виртуализация в данном случае понимается как любое замещение реальности её симуляцией/образом.

Поскольку социальное пространство может быть представлено с помощью бесчисленного множества подпространств, различающихся своим объемом и структурой, то логичным будет выделение одного из многих видов социального пространства, но достаточно важного с нашей точки зрения - медиапространства. В данном случае критерием выделения такого пространства является отношение к производству и потреблению массовой информации в средствах массовой коммуникации.

Само понятие медиапространства достаточно ново. В социологический дискурс оно было введено в 1990 году А. Аппадураи в работе «Разъединение и различие в глобальной культур-экономике» [8], идеи которой были в дальнейшем развиты в вышедшей в 1996 году книге «Современность в полный рост: Культурные измерения глобализации» [9] в рамках обсуждения теорий глобализации. А. Аппа-дураи радикализировал противопоставление теории глобализации и мир-системной теории, акцентируя примат культурного-символического и феноменологического. Глобализацию он рассматривает как детерриторизацию -утрату привязки социальных процессов к физическому пространству. В ходе глобализации

В. Н. БУЗИН

формируется «глобальный культурный поток», который распадается на пять культурно-символических пространств-потоков (landscapes): этнопространство (ethnoscape) образуется потоком туристов, иммигрантов, беженцев, гастарбайтеров; технопространство (technoscape) - потоком технологий; финанс-пространство (finanscape) - потоком капиталов; медиапространство (mediascape) - потоком образов; идеопространство (ideoscape) - потоком идеологем. Эти текучие, нестабильные пространства являются строительными блоками тех воображаемых миров, в которых люди взаимодействуют, и взаимодействие это носит характер символических обменов.

Анализируя проблемы глобализации в сфере культуры, М. Уотерс, опираясь на концепцию А. Аппадураи, но несколько видоизменив классификацию пространств-потоков, сориентировал ее на концепцию симулякров Ж. Бодрийяра [1]. «Измерениями» культуры в теории М. Уотерса являются: сакропро-странство (sacriscape), образуемое потоком симулякров религиозности; этнопространство (ethnoscape), образуемое потоком симулякров этнической идентичности; эконопространство (econoscape), образуемое потоком симуля-кров стоимости и капитала; медиапространство (mediascape), образуемое потоком симу-лякров информации; досуг-пространство (leisurescape), образуемое потоком симулякров развлечений и впечатлений, например туристических [15].

Надо заметить, что для большинства работ, оперирующих различением реального и виртуального, является созданная в середине 1970-х - начале 1980-х годов концепция «упадка реальности» Ж. Бодрийяра. Ж. Бодрийяр первым к концу 1980-х годов стал использовать метафору виртуальности при описании современных социальных процессов [2]. Термин «виртуализация» для обозначения социальных процессов активно вводится в научный оборот с середины 1 990-х годов А. Крокером, А. Бюлем, М. Паэтау и питерским социологом Д. В. Ивановым [4]. Виртуализация в этих теориях в общем понимается как любое замещение реальности ее симуляцией/образом - не обязательно с помощью компьютерной техники, но обязательно с применением логики виртуальной реальности. Эту логику можно наблюдать и там, где компьютеры непосредственно не используются. Например,

виртуальной экономикой можно назвать и ту, в которой хозяйственные операции ведутся преимущественно через Интернет, и ту, в которой спекуляции на фондовой бирже преобладают над материальным производством. Виртуальной политикой можно назвать борьбу за власть и посредством агитации с помощью веб-страниц или пресс-конференций в Интернет, и посредством рекламных акций в телестудии или на концертной площадке. Определение социальных феноменов с помощью понятия «виртуальность» уместно тогда, когда конкуренция образов замещает конкуренцию институционально определенных действий - экономических, политических и др. Социальное содержание виртуализации -симуляция институционального строя общества - первична по отношению к содержанию техническому. Общее представление о феномене замещения реальности образами позволяет разрабатывать собственно социологический подход: не компьютеризация жизни виртуализирует общество, а виртуализация общества компьютеризирует жизнь. Распространение технологий виртуальной реальности вызывается стремлением компенсировать с помощью компьютерных симуляций дефицит социальной реальности.

Ядром, организующим медиапростран-ство, выступает массовая информация. Поэтому все объекты (социальные институты, социальные организации, группы и отдельные личности), имеющие отношение к производству и потреблению информации, должны органично входить в это пространство. В этом смысле медиапространство представляет собой систему отношений по поводу производства и потребления массовой информации.

Одна из причин такого поворота к признанию значимости медиапространства в современной науке видится в виртуализации социальных процессов. А средства массовой коммуникации играют в этом процессе далеко не последнюю роль.

Собственно, обозначение роли средств массовой коммуникации, хотя и с некоторой натяжкой, можно увидеть у Р. Парка и Е. Бер-джеса во «Введении в науку социологии», которые в главе «Социальные контакты» пишут: «Фундаментальный социальный процесс есть взаимодействие. Взаимодействие бывает (а) с лицами и (б) групп с группами. Самый простой аспект взаимодействия, или его первая фаза, это контакт. Контакт можно рассматривать как начальную стадию взаимодействия, подготовительную для последующих стадий» [12, р. 280]. В связи с понятием контакта они вводят понятие социального пространства: «Для определенных целей может быть удобно

понимать контакт в терминах пространства. Тогда контакты лиц и группы лиц могут быть изображены в единицах социальной дистанции [12, р. 282]. Собственно социальное пространство они выстраивают вокруг понятия социального взаимодействия.

Можно также вспомнить, что П Зиммель приводит в качестве примера частного пространства пространство ценностей - то есть некий аналог общественного мнения. А общественной мнение во многом в настоящее время является продуктом средств массовой коммуникации.

Медиапространство можно интерпретировать как особую реальность, которую нельзя полностью визуализировать и которая организует практики и представления агентов, производящих и потребляющих массовую информацию посредством средств массовой коммуникации, которые составляют объективную/физическую основу медиапространства. По определению Н. Лумана, «понятием масс-медиа должны быть охвачены все общественные учреждения, использующие технические средства для распространения сообщений. Прежде всего подразумеваются книги, журналы, газеты, изготавливаемые на печатном станке, а также результаты всякого рода фото-или электронного копирования, в том случае, если массовые продукты производятся ими не для определенных адресатов. Распространение сообщений в эфире также попадает под это понятие, если сообщения общедоступны, не служат исключительно для телефонной связи отдельных адресатов» [5]. Но в нашей работе мы будем придерживаться более узкого и традиционного понимания средств массовой коммуникации. Собственно, различие между ними достаточно условное: «с какого количества зерен начинается кучка», то есть с размера аудитории и скорости обновления информации в том физическом или виртуальном носителе, который мы относим к средству массовой информации.

Для анализа структуры медиапространства ряд исследователей привлекает трехчленную схему А. Лефевра [7], которая охватывает масс-медиа, и две формы репрезентации физического пространства в виде социальных отношений по поводу производства массовой информации, и сложные символические системы, возникающие в результате этого производства. Согласно этой схеме в медиапро-странстве выделяется следующая структура: массмедиа, составляющие материальную основу производства и передачи массовой информации; социальные отношения агентов, связанные с производством и потреблением массовой информации; информационный

символический продукт, в форме которого распространяется массовая информация. Привлечение схемы А. Лефевра достаточно популярно. Так, современный японский исследователь Й. Аватани использует её для анализа «пользователей» медиапространства [10].

Системообразующим компонентом современного медиапространства справедливо считается телевидение. Телепространство обладает такими характеристиками, как дискретность, неравномерность, способность программировать медиапространство и влиять на все остальное социальное пространство. Коммерциализация негативным образом сказалась на всех акторах российского медиапространства, но наибольший ущерб, с точки зрения автора, она нанесла содержанию телепространства. Медиапространство в целом вынуждено следовать логике развития, которую навязывает телевидение, так как это способствует притоку социального и финансового капитала к тем акторам, которым удалось позиционировать себя в этом пространстве. Отсутствие в медиапространстве России такого некоммер-циализированного структурного компонента, как общественное телевидение, негативно влияет на все медиапространство и тормозит формирование гражданского общества в России.

Современное медиапространство представляет собой систему, акторы которой взаимодействуют по сетевому принципу. Организация медиапространства в единую сеть становится возможной благодаря Интернету. Если медиапространство в целом является репрезентацией социального пространства, то Интернет в информационном аспекте, согласно взглядам, идущим от Э. Кастельса, является репрезентацией самого медиапространства. Важность этого компонента он объясняет также тем, что наиболее образованная и критически мыслящая часть аудитории телевидения -лидеры мнений, не желающие отказываться от своих культурных и информационных притязаний, имеют возможность покинуть телепространство, компенсируя возникший дефицит некоммерческой медиапродукции активным освоением пространства Интернета. Такой подход, на наш взгляд, является следствием несколько идеализированного представления о давно уже коммерциализированном Интернете. В настоящее время Интернет, так же как и телевидение, достаточно сильно политизирован и коммерциализирован. Создание и поддержание в рабочем состоянии сайтов требует значительных затрат, диапазон которых достаточно велик: от нескольких тысяч до нескольких десятков миллионов рублей в год. Хотя надо признать, что это значительно дешевле, чем содержание телевизионного канала.

К анализу медиапространства привлекается и интегрированный подход Дж. Ритцера [7], который позволяет показать, что масс-медиа, транслируя тексты, создают и воссоздают социальное пространство в микро-, макро- и объективно-субъективных континуумах. На субъективном уровне медиапростран-ство превращается в гипертекст, воссоздающий социальное пространство на микроуровне. В этом смысле гипертекст представляется смысловой конструкцией, которую социальная элита, обладающая ресурсом производства массовой информации, помещает между индивидом и реальностью, побуждает его думать в определенных категориях, актуализируя лишь те аспекты реальности, которые производитель информации признает в качестве значимых. Отсюда медиапространство в символическом выражении на субъективном уровне - это мировоззренческое видение социального пространства, формируемое производителями массовой информации. Следовательно, вытеснение из современного российского медиапространства социально и культурно значимых контентов, «банализа-ция» информационного потока ведет к снижению культурных и информационных ресурсов каждой отдельной личности и снижению качества человеческого капитала России в целом.

Использование этого подхода, в частности Е. Н. Юдиной, приводит автора к выводу, что медиапространство является открытой социальной системой, которая создается взаимообусловленной целостностью отношений производителей и потребителей массовой информации, передаваемой через средства массовой коммуникации [6]. Именно эта специфика медиапространства позволяет ей применить «синергетический подход» к анализу динамики медиапространства России. Меди-апространство в символическом выражении на субъективном уровне - это мировоззренческое видение социального пространства, контролируемое производителями массовой информации. Медиапространство для индивида не является ни реальным, ни воображаемым, а становится результатом их соединения. То есть на микросубективном уровне медиа-пространство - это синтез реального и виртуального. Оно является плодом культуры реальной виртуальности, которая организует современные социальные практики [7, с. 72].

Медиапространство открыто для одних взаимодействий и закрыто для других. Так как массмедиа напрямую не связаны со своей аудиторией, то вопрос о том, посредством каких механизмов они связаны с обществом, остается дискуссионным. Чтобы методологически обосновать эту связь, исследователям,

выбравшим данную логику построения теории, приходится вводить в социологический дискурс понятие «метакоммуникация» и интерпретировать сущность ее проявления в социальных системах. Один из путей такого построения -привлечение концепции П Бейтсона, согласно которой в любой передаче информации возникают передающий и командный аспекты. Передающий аспект сообщения синонимичен содержанию. Командный аспект несет информацию об информации, то есть определенную инструкцию, которая воплощена в форме сообщения. Эта инструкция относится к взаимоотношениям коммуникаторов и налагает взаимные обязательства на их поведение. Такое выделение в каждом акте коммуникации массмедиа смыслового и командного аспекта дает возможность проследить характер их воздействия, как на отдельного человека, так и на общество в целом [6]. Общая и понятная участникам коммуникации система социальных норм образует «смысловое поле», в котором понятен глубинный смысл коммуникативного акта. В этом поле становится возможным воспринять, перекодировать «командный аспект» переданного сообщения, дать адекватную ответную реакцию. То есть именно социальные нормы выполняют интегративную функцию, обеспечивая обратную связь массмедиа и общества, и, следовательно, метакоммуникацию в медиа-пространстве. Наиболее заметным следствием метакоммуникации стало влияние СМИ на разрушение советской системы [7]. Информация, которую транслировали СМИ в период перестройки, подвергла сомнению самые основы социализма, привела к кардинальному изменению системы ценностей и социальных норм в социальном пространстве страны, что стало мощным катализатором трансформационных процессов. Пространство социального дискурса, в котором доминировала публицистика и обсуждение общественно-значимых тем в начале перестройки, постепенно трансформировалось в коммерциализированное пространство, имеющее потребительскую, прагматическую ориентацию. Современное российское телевидение перестало играть роль духовного аттрактора российского общества, притягивающего к себе лидеров мнений. На следующем этапе развития общества в телепространстве должна сложиться модель общественного вещания. Общественное радио и телевидение позволит наметить новый вектор развития медиапространства, способствующий формированию гражданского общества в России. Пока идея образования такого телевидения не позиционирована в массовом сознании. Для того, чтобы возникла новая модель, необходим общественный консенсус

потребителей массовой информации, власти и самих СМИ, нужна активная финансовая, политическая и моральная поддержка граждан и согласие власти считаться с существованием этого социального института [6]. На наш взгляд, привлечение концепции П Бейтсона, выделяющей передающие и командные аспекты при передаче информации, и введение понятия метакоммуникации не представляет, как будет показано далее, необходимого методологического аппарата для анализа структуры медиа-пространства [3; 11]. Представляется логичным остановиться на понимании медиапростран-ства как особой реальности, которая организует практики и представления агентов, производящих и потребляющих массовую информацию посредством средств массовой коммуникации. Такое определение медиапространства уже позволяет провести достаточно подробный анализ: во-первых, собственно средств массовой коммуникации как физических объектов; во-вторых, потребителей массовой информации; в-третьих, проанализировать взаимодействия агентов/акторов в процессе производства и потребления массовой информации. Анализ этих коммуникационных процессов не потребует привлечения таких дополнительных сущностей, как метакоммуникация. Преимущества анализа в поле коммуникационных процессов достаточно очевидны.

Нам представляется важным то, что осознание деятельностной природы медиапространства заставляет следовать парсоновскому структурно-функциональному подходу и привлекать к анализу медиапространства понятие социального института, которому в теории социального действия принадлежит одна из ведущих ролей. Так, Т. Парсонс строит концептуальную модель общества, понимая его как систему социальных отношений и социальных институтов. Причем последние трактуются как особым образом организованные «узлы», «связки» социальных отношений. В общей теории действия социальные институты выступают и в качестве особых ценностно-нормативных комплексов, регулирующих поведение индивидов, и в качестве устойчивых конфигураций, образующих статусно-ролевую структуру общества. Институциональной структуре социума в этом подходе [13] придается важнейшая роль, поскольку именно она призвана обеспечить социальный порядок в обществе, его стабильность и интеграцию.

Введенное Р. Парком и Е. Берджесом понятие взаимодействия как фундаментального социального процесса дает возможность провести анализ медиапространства «изнутри», находясь в плоскости самого медиапростран-ства, и избежать, согласно рекомендации

У Оккама, введения в дискурс излишних сущностей. Понятие взаимодействия хорошо согласовывается как с теорией социального действия, так и со структурно-функциональным подходом в целом.

Взаимодействие как социологическая категория позволяет напрямую связать взаимодействующие в процессе коммуникации социальные институты, включая средства массовой коммуникации и аудиторию средств массовой коммуникации. А главное, использовать весь наработанный аппарат социологических теорий массовой коммуникации и социального управления информационными кампаниями.

Подводя итоги нашим рассуждениям следует отметить недостаточное внимание исследователей медиапространства к дея-тельностным теориям. Схемы деятельности, благодаря неоднородности своих элементов и полиструктурному характеру, обладают большими оперативными возможностями, чем любые другие схемы и модели из уже существующих теорий. Они позволяют описывать и объяснять с определенной стороны все, что встречается и может встретиться при анализе любых социальных процессов, в том числе и процессов управления медиапространством. Дея-тельностный подход, разработанный в рамках российской деятельностной школы, соотносим с предлагаемой Т. Парсонсом общей теорией действия, которая зависит от реконструкции именно расширенных цепочек действий и взаимодействий, в которую должна быть встроена логико-аналитическая абстракция «единич-

ного акта» как соотнесенности условий, цели и средств. Единица деятельности выступает как механизм, осуществляющий или производящий какую-то другую структуру, что означает, что мы каким-то образом соотносим эти две структуры и устанавливаем между ними определенное отношение соответствия. Схемы деятельности при соотнесении со схемами, изображающими социальные процессы, отношения и связи, могут трактоваться как изображения механизмов этих процессов и связей. Деятельность выступает как предельно широкая, по сути дела универсальная, конструктивная система, из единиц которой можно строить модели любых социальных явлений и процессов, в том числе и процесс конструирования медиапространства, процессы его динамики и процессы управления им.

Итак, сформулировать новое определение понятия медиапространства можно следующим образом: медиапространство является сложной открытой социальной системой, которая создается в процессе целостного коммуникационного взаимодействия следующих социальных институтов: аудитории средств массовой коммуникации, производителей/авторов контента для средств массовой коммуникации и самого контента, техническими средствами, служащими для передачи этого контента, и собственно средствами массовой коммуникации.

Задача данного определения - подчеркнуть впервые вводимую нами в социологический дискурс медиапространства методологическую основу, опирающуюся на деятельностный подход.

1. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция [Текст] / Ж. Бодрияр. - Киев : Основи, 2004. - 230 с.

2. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры [Текст] / Ж. Бодрияр. - М. : Культурная революция, 2006. - 269 с.

3. Бузин В. Н. О роли системного подхода к социальному управлению медиапространством [Текст] / В. Н. Бузин // Среднерусский вестник общественных наук. - № 1. - 2011. - С. 38-48.

4. Иванов Д. В. Виртуализация общества // Социология и социальная антропология / под ред. В. Д. Виноградова и В. В. Козловского. - СПб., 1997. - С. 83-94.

5. Луман Н. Реальность масс-медиа [Текст] / Н. Луман. - М. : Праксис, 2005. - 256 с.

6. Юдина Е. Н. Медиапространство как культурная и социальная система [Текст] / Е. Н. Юдина. - М. : Прометей, 2005. - 160 с.

7. Юдина Е. Н. Развитие медиапространства на примере России [Текст] / Е. Н. Юдина. Дисс... доктора со-циол. наук. - М., 2008. - 363 с.

8. Appadurai A. Disjuncture and Difference in the Global Cultural Economy // Theory, Culture and Society. -1990. - No. 7. - P. 295-310.

9. Appadurai A. Modernity at Large: Cultural Dimensions of Globalization. - Minneapolis, 1996. - 248 p.

10. Awatani Y. Media Space and "Users": A Study in Media and People's Practice after the greate Hanshin-Awaji Earthquake [Text] / Y. Awatani // Keio Communication Review. - 2010. - No. 32. - P. 75-83.

11. Buzin Valery N. Management sociology in the mass-media [Text] / Valery N. Buzin // Russian Sociology on the Move. Abstracts & Papers of Russian Sociologists for the 17th World Sociological Congress SOCIOLOGY ON THE MOVE in Gothenburg, Sweden, July 11-17, 2010 / Ed. by V. A. Mansurov. - Moscow : RSS, 2010. - P. 448-453.

12. Park R. E., Burgess E. W. Introduction to the science of sociology. 3-ed. - Chicago, London : The University of Chicago Press, 1969. - 1040 p.

13. Parsons T. Essays on sociological theory. - N. Y., 1964. - 460 p.

14. Schiller Herbert. The World Crisis and the New Information Technologies // Columbia Journal of World Business. -1983. - 18 (1). - P.88.

15. Waters M. Globalization (Key Ideas). - London and New York : Routledge, 2001. - 272 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.