Научная статья на тему 'Юридическое обеспечение информационной политики РФ в современных условиях'

Юридическое обеспечение информационной политики РФ в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
86
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНОЕ МЕДИАПРОСТРАНСТВО / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ / СТРАТЕГИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА / GLOBAL MEDIASPACE / INFORMATIONAL SECURITY / STRATEGY OF SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION / THE NATIONAL AND TECHNOLOGICAL INITIATIVE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лесь Анастасия Юрьевна

Статья посвящена рассмотрению ключевых документов, регламентирующих деятельность российских СМИ в глобальном медиапространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information policy legal support of the Russian Federation in a contemporary context

The article is devoted to the consideration of key documents which regulate Russian media on the global media space.

Текст научной работы на тему «Юридическое обеспечение информационной политики РФ в современных условиях»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 27. ГЛОБАЛИСТИКА И ГЕОПОЛИТИКА. 2017. № 2

А.Ю.Лесь*

ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

A.Yu. Les

INFORMATION POLICY LEGAL SUPPORT OF THE RUSSIAN FEDERATION IN A CONTEMPORARY CONTEXT

Статья посвящена рассмотрению ключевых документов, регламентирующих деятельность российских СМИ в глобальном медиапространстве.

Ключевые слова: глобальное медиапространство, обеспечение информационной безопасности РФ, Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, Национальная технологическая инициатива.

The article is devoted to the consideration of key documents which regulate Russian media on the global media space.

Key words: Global Mediaspace, informational security, the strategy of scientific and technological development of the Russian Federation, the national and technological initiative.

В современном мире происходят фундаментальные изменения социальной реальности, трансформируются многие институты и механизмы функционирования общества. Существенно возрастает роль информационных взаимодействий, разнообразие которых составляет специфику современного медиапространства.

Медиапространство в общем смысле представляет собой поле информационно-коммуникативного взаимодействия индивидов, содержанием которого могут быть любые сферы деятельности. Главные события современности освещаются с помощью средств массовой информации, поэтому узким значением понятия «медиапространство» является сфера СМИ. Как поясняет И.В. Юдин, «современное медиапространство на уровне массме-диа представляет собой виртуальную реальность, для которой характерны манипуляция общественным сознанием, сериально-рекламная фоновая информационная культура и стереотипизация социальных реакций, от-

*Лесь Анастасия Юрьевна — аспирант кафедры глобалистики ф-та глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: [email protected]

влекающая от естественной среды взаимодействия и актуальных политических социальных действий»1.

В условиях глобализации медиасектор выходит на ведущие позиции в мировом экономическом развитии, Global Media становятся ключевыми инструментами мировой политики. «Глобализация медиаресурсов привела к формированию глобального медиапространства... — пишет Т. Л. Шес-това. — Основным содержанием современного политического процесса является формирование системы участия в институтах и практиках глобального регулирования. ...В этой системе огромную роль играют Global Media — средства массовой информации и коммуникации, работающие с глобальной аудиторией. Это крупнейшие информагентства, теле- и радиовещательные корпорации, влиятельные периодические издания, социальные сети и поисковые системы (в ряде стран они приравнены к СМИ) и т.д.»2. В этой связи все большее значение приобретает проблема контроля и регулирования информационных потоков, которая сейчас активно обсуждается на международном уровне.

Существуют международные документы, регламентирующие взаимоотношения в глобальном медиапространстве, такие, например, как Всеобщая декларация прав человека и гражданина (1948), Окинавская хартия глобального информационного общества (2000)3, предложенная ООН российская концепция Конвенции об обеспечении международной информационной безопасности (2011)4 и др.

В России информационная политика регламентируется Конституцией, а также многочисленными нормативно-правовыми актами, затрагивающими вопросы информационной политики. Сама информационная политика — это, по мнению Ю. А. Нисневича, совокупность управленческих решений и методов их реализации «для регулирования и совершенствования как непосредственно процессов информационного взаимодействия во всех сферах жизнедеятельности общества и государства, так и процессов (в широком смысле) технологического обеспечения такого взаимодействия»5.

Осуществление функции контроля информационного пространства на государственном уровне выполняется на основе Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»6, Федерального закона от 27 июля

1 Юдин И.В. Государственная информационная политика Российской Федерации: Проблемы и перспективы. Тамбов, 2011.

2 Шестова Т.Л. Global Media и современный политический процесс // Вестн. Моск. ун-та. Сер. XXVII. Глобалистика и геополитика. 2016. № 3. С. 64—65.

3 Кузнецов А.П. Правовое обеспечение информационных отношений в России. URL: http://cyberleninka.rU/article/n/pravovoe-obespechenie-informatsionnyh-otnosheniy-v-rossii (дата обращения: 23.05.2017).

4 Конвенция об обеспечении международной информационной безопасности (концепция). URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/ content/id/191666 (дата обращения: 25.09.2016).

5 Нисневич Ю.А. Информационная политика России: Проблемы и перспективы. М., 2000. С. 45.

6 Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи». URL: http://base.garant.ru/ 186117/ (дата обращения: 17.08.2016).

2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»7, Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212, Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 (ред. от 03.07.2016) «О средствах массовой информации»8, а также документов, издаваемых ведомствами российских государственных органов, регулирующих Рунет.

Среди наиболее актуальных документов, регламентирующих юридическое обеспечение информационной политики РФ, следует отметить обновленную Стратегию научно-технологического развития Российской Федерации9, Доктрину информационной безопасности Российской Федерации10, Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы:»11.

Само понятие «информационная безопасность» на законодательном уровне формально пока не закреплено. Вместе с тем в ряде документов предлагаются определения данного термина. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная президентом, определяет информационную безопасность как состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства12. Это определение носит довольно общий характер, более конкретно данный вопрос рассматривается в ряде межправительственных соглашений.

Немаловажно упомянуть тенденцию к нарастанию угроз информационной безопасности. Ранее отмечались в основном спам и вирусы, но теперь угрозы стали более разнообразными: мошеннические программы, мощные хакерские атаки, воровство информации, вброс fake news, манипулирование общественным мнением в социальных сетях для достижения определенных целей отдельного государства и др. Среди новых угроз значится и фишинг — создание ложных сайтов, копирующих оригинал. Лаборатория Касперского так определяет этот новый вид компьютерного мошенничества: «Фишинг — это компьютерное преступление, основан-

7 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». URL: http://ivo.garantm/#/document/12148555/ paragraph/3471:1 (дата обращения: 19.08.2016).

8 Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 03.07.2016) «О средствах массовой информации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/ (дата обращения:

23.09.2016).

9 Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации. URL: http:// pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102416645 (дата обращения:

08.01.2017).

10 Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. URL: https:// rg.ru/2016/12/06/doktrina-infobezobasnost-site-dok.html (дата обращения: 07.01.2017).

11 Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы». URL: http://legalacts.ru/doc/ ukaz-prezidenta-rf-ot-09052017-n-203-o-strategii/ (дата обращения: 19.05.2017).

12 Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71456224/ (дата обращения: 15.05.2017).

ное на принципах социального инжиниринга. Злоумышленником создается практически точная копия сайта выбранного банка, международной организации. Затем при помощи спам-технологий рассылается письмо, составленное таким образом, чтобы быть максимально похожим на настоящее письмо от выбранной организации. При составлении письма используются логотипы, имена и фамилии реальных руководителей. В таком письме, как правило, сообщается о том, что из-за смены программного обеспечения в системе интернет-банкинга, пользователю необходимо подтвердить или изменить свои учетные данные. В качестве причины для изменения данных могут быть названы выход из строя ПО банка или же "нападение хакеров". Во всех случаях цель таких писем одна — заставить пользователя нажать на приведенную ссылку, а затем ввести свои конфиденциальные данные на "ложном" сайте банка»13. В этой связи требуется постоянное обновление инструментов контроля информационного пространства.

Глобальные вызовы и угрозы подтолкнули органы государственной власти РФ к пересмотру и обновлению Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. В соответствии со ст. 18-1 Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»14 1 декабря 2016 г. был издан Указ Президента Российской Федерации № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»15.

Основная цель Стратегии заключается в разработке новейших технологий, которые смогут противостоять угрозам международного класса, вывести российские научные разработки на новый уровень, а также повысить их результативность. Предполагается усиление научного потенциала страны для решения задач, связанных с необходимостью регулирования экстенсивной эксплуатации ресурсов, нагрузки на окружающую среду, а также по защите информационных ресурсов. Обозначены приоритетные направления развития науки, среди которых: обновленные цифровые технологии, развитие систем обработки данных, создание искусственного интеллекта, переход к экологичной энергетике.

Особое внимание в Стратегии уделено приоритетам и перспективам научно-технологического развития Российской Федерации. В п. 22 отмечается значимость дальнейших исследований информационных процессов: «В долгосрочной перспективе особую актуальность приобретают исследования в области понимания процессов, происходящих в обществе и природе, развития природоподобных технологий, человеко-машинных систем, управления климатом и экосистемами. Возрастает актуальность исследо-

13 Что такое фишинг. URL: https://support.kaspersky.ru/viruses/general/2313 (дата обращения: 18.02.2017).

14 Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc= 102416645&backlink=1&&nd=102354386 (дата обращения: 20.11.2016).

15 Указ Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody= &firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102416645 (дата обращения: 08.01.2017).

ваний, связанных с этическими аспектами технологического развития, изменениями социальных, политических и экономических отношений»16.

Приоритет становления национальной технологической инициативы отражен в п. 23: «Одним из основных инструментов, обеспечивающих преобразование фундаментальных знаний, поисковых научных исследований и прикладных научных исследований в продукты и услуги, способствующие достижению лидерства российских компаний на перспективных рынках в рамках как имеющихся, так и возникающих (в том числе и после 2030 года) приоритетов, должна стать Национальная технологическая инициатива»17. Национальная технологическая инициатива — это комплекс проектов и программ, «направленных на активное включение России в формирование стандартов глобальных рынков будущего и получение российскими компаниями на этих рынках значимой доли»18.

Цель и основные задачи научно-технологического развития Российской Федерации, согласно Стратегии, состоят в том, чтобы обеспечить конкурентоспособность страны с помощью наращивания эффективности и наиболее полного использования интеллектуального потенциала. Для достижения поставленной цели следует решить ряд основных задач. В первую очередь создать условия для проведения исследований инновационной деятельности, сформировать единую систему коммуникации в области науки, повысить инвестиционную привлекательность разработок. Немаловажная роль отводится международному научно-техническому сотрудничеству. Пункт 29-д Стратегии гласит, что государственная политика в этой сфере должна «способствовать формированию модели международного научно-технического сотрудничества и международной интеграции в области исследований и технологического развития, позволяющей защитить идентичность российской научной сферы и государственные интересы в условиях интернационализации науки и повысить эффективность российской науки за счет взаимовыгодного международного взаимодействия»19. Сратегия рассчитана на долгосрочный период реализации при финансовой поддержке федерального бюджета и внебюджетных средств.

Конфронтация в глобальном медиапространстве не только не сглаживается, но и постоянно обостряется. В связи с актуальными событиями конца 2016 — начала 2017 г., 9 мая 2017 г. Президентом РФ был подписан Указ № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы»20. В нем, в частности, говорится об урегулировании похожих на СМИ сервисов. В качестве примеров приведены новостные агрегаторы, соцсети, мессенджеры и сайты в сети Интернет. Подобные меры необходимы для «формирования в России информаци-

16 Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации.

17 Там же.

18 Национальная технологическая инициатива. URL: http://www.nti2035.ru/nti/ (дата обращения: 22.05.2017).

19 Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации.

20 Указ Президента Российской Федерации от 09 мая 2017 г.

онного пространства, учитывающего потребности граждан»21. В Стратегии делается акцент на условия проникновения «облачных сервисов» и их применение в глобальном медиапространстве, на регулирование хранилищ баз данных, а также их сохранность, защиту объектов критической информационной инфраструктуры и др.

Более детальное изучение вопросов информационной политики помогает укрепить уровень защищенности общества от дестабилизирующего информационного воздействия со стороны иностранных специализированных структур. В этой связи приоритетным направлением обеспечения национальной безопасности Российской Федерации является увеличение уровня информационно-технологической безопасности, а также повышение значимости России на мировой арене.

По словам Д.Ф. Мезенцева, «общественное обсуждение проблем становления в России информационного общества позволит нам всем сделать еще один шаг к пониманию задач, которые власть, бизнес и общество должны решить на современном этапе развития и реформирования экономики и социальной сферы нашей страны с целью ее полноправного вхождения в круг государств, являющихся лидерами в области развития информационного общества и экономики знаний»22.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Конвенция об обеспечении международной информационной безопасности (концепция). URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_ publisher/CptICkB6BZ29/content/id/191666

Кузнецов А.П. Правовое обеспечение информационных отношений в России. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-obespechenie-informatsionnyh-otnosheniy-v-rossii

Мезенцев Д. Ф. Информационная политика Российской Федерации в условиях формирования информационного общества. URL: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/ emag.nsf/%20BPA/88191ef79090a5a0c3256d5700419c84

Национальная технологическая инициатива. URL: http://www.nti2035.ru/nti Нисневич Ю.А. Информационная политика России: Проблемы и перспективы. М., 2000.

Путин подписал указ против анонимности в сети. URL: https://news.mail.ru/ politics/29705133/?frommail=1

Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102416645

Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации». URL: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71456224

21 Путин подписал указ против анонимности в сети. URL: https://news.mail.ru/politics/ 29705133/?frommail=1 (дата обращения: 11.05.2017).

22 Мезенцев Д.Ф. Информационная политика Российской Федерации в условиях формирования информационного общества. URL: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/%20BPA/ 88191ef79090a5a0c3256d5700419c84 (дата обращения: 11.05.2017).

Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы». URL: http:// legalacts.ru/doc/ukaz-prezidenta-rf-ot-09052017-n-203-o-strategii/

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи». URL: http:// base.garant.ru/186117/

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». URL: http://ivo.garant.ru/#/ document/12148555/paragraph/3471:1

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody= &prevDoc=102416645&backlink=1&&nd=102354386

Что такое фишинг. URL: https://support.kaspersky.ru/viruses/general/2313 Шестова Т.Л. Global Media и современный политический процесс // Вестн. Моск. ун-та. Сер. XXVII. Глобалистика и геополитика. 2016. № 3.

Юдин И.В. Государственная информационная политика Российской Федерации: Проблемы и перспективы. Тамбов, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.