ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 27. ГЛОБАЛИСТИКА И ГЕОПОЛИТИКА. 2017. № 2
А.Ю.Лесь*
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
A.Yu. Les
INFORMATION POLICY LEGAL SUPPORT OF THE RUSSIAN FEDERATION IN A CONTEMPORARY CONTEXT
Статья посвящена рассмотрению ключевых документов, регламентирующих деятельность российских СМИ в глобальном медиапространстве.
Ключевые слова: глобальное медиапространство, обеспечение информационной безопасности РФ, Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, Национальная технологическая инициатива.
The article is devoted to the consideration of key documents which regulate Russian media on the global media space.
Key words: Global Mediaspace, informational security, the strategy of scientific and technological development of the Russian Federation, the national and technological initiative.
В современном мире происходят фундаментальные изменения социальной реальности, трансформируются многие институты и механизмы функционирования общества. Существенно возрастает роль информационных взаимодействий, разнообразие которых составляет специфику современного медиапространства.
Медиапространство в общем смысле представляет собой поле информационно-коммуникативного взаимодействия индивидов, содержанием которого могут быть любые сферы деятельности. Главные события современности освещаются с помощью средств массовой информации, поэтому узким значением понятия «медиапространство» является сфера СМИ. Как поясняет И.В. Юдин, «современное медиапространство на уровне массме-диа представляет собой виртуальную реальность, для которой характерны манипуляция общественным сознанием, сериально-рекламная фоновая информационная культура и стереотипизация социальных реакций, от-
*Лесь Анастасия Юрьевна — аспирант кафедры глобалистики ф-та глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: [email protected]
влекающая от естественной среды взаимодействия и актуальных политических социальных действий»1.
В условиях глобализации медиасектор выходит на ведущие позиции в мировом экономическом развитии, Global Media становятся ключевыми инструментами мировой политики. «Глобализация медиаресурсов привела к формированию глобального медиапространства... — пишет Т. Л. Шес-това. — Основным содержанием современного политического процесса является формирование системы участия в институтах и практиках глобального регулирования. ...В этой системе огромную роль играют Global Media — средства массовой информации и коммуникации, работающие с глобальной аудиторией. Это крупнейшие информагентства, теле- и радиовещательные корпорации, влиятельные периодические издания, социальные сети и поисковые системы (в ряде стран они приравнены к СМИ) и т.д.»2. В этой связи все большее значение приобретает проблема контроля и регулирования информационных потоков, которая сейчас активно обсуждается на международном уровне.
Существуют международные документы, регламентирующие взаимоотношения в глобальном медиапространстве, такие, например, как Всеобщая декларация прав человека и гражданина (1948), Окинавская хартия глобального информационного общества (2000)3, предложенная ООН российская концепция Конвенции об обеспечении международной информационной безопасности (2011)4 и др.
В России информационная политика регламентируется Конституцией, а также многочисленными нормативно-правовыми актами, затрагивающими вопросы информационной политики. Сама информационная политика — это, по мнению Ю. А. Нисневича, совокупность управленческих решений и методов их реализации «для регулирования и совершенствования как непосредственно процессов информационного взаимодействия во всех сферах жизнедеятельности общества и государства, так и процессов (в широком смысле) технологического обеспечения такого взаимодействия»5.
Осуществление функции контроля информационного пространства на государственном уровне выполняется на основе Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»6, Федерального закона от 27 июля
1 Юдин И.В. Государственная информационная политика Российской Федерации: Проблемы и перспективы. Тамбов, 2011.
2 Шестова Т.Л. Global Media и современный политический процесс // Вестн. Моск. ун-та. Сер. XXVII. Глобалистика и геополитика. 2016. № 3. С. 64—65.
3 Кузнецов А.П. Правовое обеспечение информационных отношений в России. URL: http://cyberleninka.rU/article/n/pravovoe-obespechenie-informatsionnyh-otnosheniy-v-rossii (дата обращения: 23.05.2017).
4 Конвенция об обеспечении международной информационной безопасности (концепция). URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/ content/id/191666 (дата обращения: 25.09.2016).
5 Нисневич Ю.А. Информационная политика России: Проблемы и перспективы. М., 2000. С. 45.
6 Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи». URL: http://base.garant.ru/ 186117/ (дата обращения: 17.08.2016).
2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»7, Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212, Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 (ред. от 03.07.2016) «О средствах массовой информации»8, а также документов, издаваемых ведомствами российских государственных органов, регулирующих Рунет.
Среди наиболее актуальных документов, регламентирующих юридическое обеспечение информационной политики РФ, следует отметить обновленную Стратегию научно-технологического развития Российской Федерации9, Доктрину информационной безопасности Российской Федерации10, Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы:»11.
Само понятие «информационная безопасность» на законодательном уровне формально пока не закреплено. Вместе с тем в ряде документов предлагаются определения данного термина. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная президентом, определяет информационную безопасность как состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства12. Это определение носит довольно общий характер, более конкретно данный вопрос рассматривается в ряде межправительственных соглашений.
Немаловажно упомянуть тенденцию к нарастанию угроз информационной безопасности. Ранее отмечались в основном спам и вирусы, но теперь угрозы стали более разнообразными: мошеннические программы, мощные хакерские атаки, воровство информации, вброс fake news, манипулирование общественным мнением в социальных сетях для достижения определенных целей отдельного государства и др. Среди новых угроз значится и фишинг — создание ложных сайтов, копирующих оригинал. Лаборатория Касперского так определяет этот новый вид компьютерного мошенничества: «Фишинг — это компьютерное преступление, основан-
7 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». URL: http://ivo.garantm/#/document/12148555/ paragraph/3471:1 (дата обращения: 19.08.2016).
8 Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 03.07.2016) «О средствах массовой информации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/ (дата обращения:
23.09.2016).
9 Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации. URL: http:// pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102416645 (дата обращения:
08.01.2017).
10 Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. URL: https:// rg.ru/2016/12/06/doktrina-infobezobasnost-site-dok.html (дата обращения: 07.01.2017).
11 Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы». URL: http://legalacts.ru/doc/ ukaz-prezidenta-rf-ot-09052017-n-203-o-strategii/ (дата обращения: 19.05.2017).
12 Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71456224/ (дата обращения: 15.05.2017).
ное на принципах социального инжиниринга. Злоумышленником создается практически точная копия сайта выбранного банка, международной организации. Затем при помощи спам-технологий рассылается письмо, составленное таким образом, чтобы быть максимально похожим на настоящее письмо от выбранной организации. При составлении письма используются логотипы, имена и фамилии реальных руководителей. В таком письме, как правило, сообщается о том, что из-за смены программного обеспечения в системе интернет-банкинга, пользователю необходимо подтвердить или изменить свои учетные данные. В качестве причины для изменения данных могут быть названы выход из строя ПО банка или же "нападение хакеров". Во всех случаях цель таких писем одна — заставить пользователя нажать на приведенную ссылку, а затем ввести свои конфиденциальные данные на "ложном" сайте банка»13. В этой связи требуется постоянное обновление инструментов контроля информационного пространства.
Глобальные вызовы и угрозы подтолкнули органы государственной власти РФ к пересмотру и обновлению Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. В соответствии со ст. 18-1 Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»14 1 декабря 2016 г. был издан Указ Президента Российской Федерации № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»15.
Основная цель Стратегии заключается в разработке новейших технологий, которые смогут противостоять угрозам международного класса, вывести российские научные разработки на новый уровень, а также повысить их результативность. Предполагается усиление научного потенциала страны для решения задач, связанных с необходимостью регулирования экстенсивной эксплуатации ресурсов, нагрузки на окружающую среду, а также по защите информационных ресурсов. Обозначены приоритетные направления развития науки, среди которых: обновленные цифровые технологии, развитие систем обработки данных, создание искусственного интеллекта, переход к экологичной энергетике.
Особое внимание в Стратегии уделено приоритетам и перспективам научно-технологического развития Российской Федерации. В п. 22 отмечается значимость дальнейших исследований информационных процессов: «В долгосрочной перспективе особую актуальность приобретают исследования в области понимания процессов, происходящих в обществе и природе, развития природоподобных технологий, человеко-машинных систем, управления климатом и экосистемами. Возрастает актуальность исследо-
13 Что такое фишинг. URL: https://support.kaspersky.ru/viruses/general/2313 (дата обращения: 18.02.2017).
14 Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc= 102416645&backlink=1&&nd=102354386 (дата обращения: 20.11.2016).
15 Указ Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody= &firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102416645 (дата обращения: 08.01.2017).
ваний, связанных с этическими аспектами технологического развития, изменениями социальных, политических и экономических отношений»16.
Приоритет становления национальной технологической инициативы отражен в п. 23: «Одним из основных инструментов, обеспечивающих преобразование фундаментальных знаний, поисковых научных исследований и прикладных научных исследований в продукты и услуги, способствующие достижению лидерства российских компаний на перспективных рынках в рамках как имеющихся, так и возникающих (в том числе и после 2030 года) приоритетов, должна стать Национальная технологическая инициатива»17. Национальная технологическая инициатива — это комплекс проектов и программ, «направленных на активное включение России в формирование стандартов глобальных рынков будущего и получение российскими компаниями на этих рынках значимой доли»18.
Цель и основные задачи научно-технологического развития Российской Федерации, согласно Стратегии, состоят в том, чтобы обеспечить конкурентоспособность страны с помощью наращивания эффективности и наиболее полного использования интеллектуального потенциала. Для достижения поставленной цели следует решить ряд основных задач. В первую очередь создать условия для проведения исследований инновационной деятельности, сформировать единую систему коммуникации в области науки, повысить инвестиционную привлекательность разработок. Немаловажная роль отводится международному научно-техническому сотрудничеству. Пункт 29-д Стратегии гласит, что государственная политика в этой сфере должна «способствовать формированию модели международного научно-технического сотрудничества и международной интеграции в области исследований и технологического развития, позволяющей защитить идентичность российской научной сферы и государственные интересы в условиях интернационализации науки и повысить эффективность российской науки за счет взаимовыгодного международного взаимодействия»19. Сратегия рассчитана на долгосрочный период реализации при финансовой поддержке федерального бюджета и внебюджетных средств.
Конфронтация в глобальном медиапространстве не только не сглаживается, но и постоянно обостряется. В связи с актуальными событиями конца 2016 — начала 2017 г., 9 мая 2017 г. Президентом РФ был подписан Указ № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы»20. В нем, в частности, говорится об урегулировании похожих на СМИ сервисов. В качестве примеров приведены новостные агрегаторы, соцсети, мессенджеры и сайты в сети Интернет. Подобные меры необходимы для «формирования в России информаци-
16 Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации.
17 Там же.
18 Национальная технологическая инициатива. URL: http://www.nti2035.ru/nti/ (дата обращения: 22.05.2017).
19 Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации.
20 Указ Президента Российской Федерации от 09 мая 2017 г.
онного пространства, учитывающего потребности граждан»21. В Стратегии делается акцент на условия проникновения «облачных сервисов» и их применение в глобальном медиапространстве, на регулирование хранилищ баз данных, а также их сохранность, защиту объектов критической информационной инфраструктуры и др.
Более детальное изучение вопросов информационной политики помогает укрепить уровень защищенности общества от дестабилизирующего информационного воздействия со стороны иностранных специализированных структур. В этой связи приоритетным направлением обеспечения национальной безопасности Российской Федерации является увеличение уровня информационно-технологической безопасности, а также повышение значимости России на мировой арене.
По словам Д.Ф. Мезенцева, «общественное обсуждение проблем становления в России информационного общества позволит нам всем сделать еще один шаг к пониманию задач, которые власть, бизнес и общество должны решить на современном этапе развития и реформирования экономики и социальной сферы нашей страны с целью ее полноправного вхождения в круг государств, являющихся лидерами в области развития информационного общества и экономики знаний»22.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Конвенция об обеспечении международной информационной безопасности (концепция). URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_ publisher/CptICkB6BZ29/content/id/191666
Кузнецов А.П. Правовое обеспечение информационных отношений в России. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-obespechenie-informatsionnyh-otnosheniy-v-rossii
Мезенцев Д. Ф. Информационная политика Российской Федерации в условиях формирования информационного общества. URL: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/ emag.nsf/%20BPA/88191ef79090a5a0c3256d5700419c84
Национальная технологическая инициатива. URL: http://www.nti2035.ru/nti Нисневич Ю.А. Информационная политика России: Проблемы и перспективы. М., 2000.
Путин подписал указ против анонимности в сети. URL: https://news.mail.ru/ politics/29705133/?frommail=1
Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102416645
Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации». URL: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71456224
21 Путин подписал указ против анонимности в сети. URL: https://news.mail.ru/politics/ 29705133/?frommail=1 (дата обращения: 11.05.2017).
22 Мезенцев Д.Ф. Информационная политика Российской Федерации в условиях формирования информационного общества. URL: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/%20BPA/ 88191ef79090a5a0c3256d5700419c84 (дата обращения: 11.05.2017).
Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы». URL: http:// legalacts.ru/doc/ukaz-prezidenta-rf-ot-09052017-n-203-o-strategii/
Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи». URL: http:// base.garant.ru/186117/
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». URL: http://ivo.garant.ru/#/ document/12148555/paragraph/3471:1
Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody= &prevDoc=102416645&backlink=1&&nd=102354386
Что такое фишинг. URL: https://support.kaspersky.ru/viruses/general/2313 Шестова Т.Л. Global Media и современный политический процесс // Вестн. Моск. ун-та. Сер. XXVII. Глобалистика и геополитика. 2016. № 3.
Юдин И.В. Государственная информационная политика Российской Федерации: Проблемы и перспективы. Тамбов, 2011.