УДК 352.075(470.313-21Рязань) Бочаров Александр Сергеевич
аспирант Рязанского государственного радиотехнического университета, менеджер-консультант по роботизированным системам ООО «АБИКОР БИНЦЕЛЬ Сварочная Техника»
УПРАВЛЕНИЕ
УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ Г. РЯЗАНИ)
Аннотация:
В статье рассматриваются основные аспекты, формулируются понятие, система и последовательный алгоритм управления устойчивым развитием муниципального образования. Анализируются возможности внедрения устойчивого управления социо-эколого-экономическими системами на примере г. Рязани.
Ключевые слова:
устойчивое развитие, социо-эколого-экономиче-ская система, муниципальное управление, управление устойчивым развитием муниципального образования.
Bocharov Alexander Sergeyevich
PhD student,
Ryazan State Radio Engineering University, Robotic Systems Consultant, "ABICOR BINZEL Welding Equipment" LTD
SUSTAINABLE DEVELOPMENT MANAGEMENT OF MUNICIPAL ENTITIES (CASE STUDY OF RYAZAN CITY)
Summary:
The article discusses the main aspects, formulates the concept, the system and the serial sequential algorithm of the sustainable development management of a municipal entity. The author analyses if it is possible to implement sustainable management of social, ecological and economic systems by case study of the Ryazan city.
Keywords:
sustainable development, social, ecological and economic systems, municipal management, sustainable development management of municipal entity.
В настоящее время обеспечение устойчивого развития регионов России является одной из приоритетных задач долгосрочного социально-экономического развития. Перед органами государственной и муниципальной власти стоит важная задача управления устойчивым развитием на уровне национальной экономики, экономики отдельных регионов и муниципальных образований. Это требует комплексного применения организационно-экономических, нормативно-правовых, производственно-технологических и других инструментов, которые должны реализовы-ваться не только в целях создания благоприятных условий для стабильного развития экономики.
Устойчивость экономического развития трактуется по-разному:
1) экономический (классический) подход (Л. Вальрас, А. Маршалл, П. Самуэльсон и др.) - в основе понятия устойчивости лежит идея о равновесном состоянии экономики, устойчивое развитие в свою очередь рассматривается как процесс перехода из одного равновесного состояния в другое;
2) системно-кибернетический подход (Л. Берталанфи, К. Виннер, У. Эшби и др.) - понятие устойчивости базируется на категории устойчивости системы, то есть способности системы за счет внутренних источников гасить внешние колебания среды;
3) социо-эколого-экономический подход (Международная комиссия ООН по окружающей среде и развитию) - устойчивое развитие - такое состояние экономики, которое способствует удовлетворению потребностей нынешнего поколения без снижения возможностей удовлетворять потребности будущих поколений [1].
В Российской Федерации понятие «устойчивое развитие» нашло отражение в документах нормативно-правового характера:
- Указ Президента РФ от 04.02.1994 г. № 236 «Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» [2];
- Указ Президента РФ от 01.04.1996 г. № 440 «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» [3].
В соответствии с законодательством устойчивое развитие состоит в обеспечении гармоничного развития производства, социальной сферы и природной среды, то есть нормативно рассматривается в социо-эколого-экономическом контексте. Основополагающей задачей обеспечения устойчивости развития является одновременное повышение качества жизни населения, формирование системы инновационно-ориентированного развития конкурентоспособной экономики и социальной сферы при сохранении потенциала природного комплекса России.
Таким образом, для органов государственной и муниципальной власти в Российской Федерации формируется относительно новое, но критически важное поле деятельности - управление
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
устойчивым развитием территорий, которое должно осуществляться: 1) для сохранения имеющегося потенциала; 2) для обеспечения комплексного развития региона. Крайне важным является формирование грамотного регулирующего воздействия для обеспечения устойчивого про-грессирования отдельных регионов и муниципальных образований, представляющих собой относительно обособленные сложные социо-эколого-экономические системы. В рамках управления ими власти должны решать задачи развития по всем значимым направлениям - в социальной, экономической и экологической сферах.
На уровне муниципального образования значимость управления устойчивым развитием определяется соответствием его направлений решению приоритетных задач местного значения, к которым, согласно федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [4], отнесены задачи, отвечающие сферам экономического, социального и экологического развития данных муниципальных образований.
Управление развитием муниципального образования должно строиться и реализовы-ваться на трех базовых уровнях: стратегическом, тактическом и оперативном (таблица 1):
- стратегический (или концептуальный), определяющий принципы и приоритеты устойчивого развития муниципального образования;
- организационно-управленческий, касающийся механизмов и инструментов реализации политики, а также программирования развития;
- оперативный, отвечающий за конкретные мероприятия и проекты по формированию устойчивого развития территории.
Таблица 1 - Уровни управления устойчивым развитием муниципального образования
Уровень Документ, определяющий устойчивое развитие Основная сфера
Стратегический Стратегия устойчивого развития муниципального образования Принципы Цели Стратегические приоритеты
Организационно-управленческий Муниципальная программа по формированию устойчивого развития муниципального образования Направления формирования курса устойчивого развития Механизм реализации Задачи Ресурсное обеспечение
Оперативный Конкретные нормативные акты органов муниципальной власти и местного самоуправления, направленные на формирование курса устойчивого развития муниципального образования Реализация муниципальной программы для достижения поставленных задач
Можно выделить два существенных фактора, непосредственно оказывающих влияние на устойчивое развитие муниципального образования. Это прежде всего политика, реализуемая на федеральном и региональном уровнях, устанавливающая принципы и общий вектор развития России, а также объективные условия социально-экономического развития конкретных территорий.
Говоря об устойчивом развитии г. Рязани, необходимо отметить отсутствие в настоящее время управления развитием. Прежде всего отсутствуют нормативно зафиксированные механизмы регулирования. Формирование управления устойчивого развития муниципального образования должно осуществляться следующим образом.
1. Создание нормативной базы устойчивого развития, включающее принятие ряда нормативно-правовых актов, регулирующих устойчивое развитие: концепции устойчивого развития г. Рязани, определяющей стратегические приоритеты и общие направления по их достижению; и закона об основах устойчивого развития г. Рязани, устанавливающего общий механизм управления.
2. Определение целей управления устойчивым развитием, основанное на тщательном количественном и качественном анализах социо-эколого-экономической ситуации в г. Рязани. Базовые цели, на достижение которых должно быть направлено управление развитием, - усиление конкурентоспособности экономики муниципального образования, инновационное развитие и повышение уровней производительности труда и социальной защищенности населения. На данной стадии необходимо проведение детальных SWOT- и PEST-анализов, исследования «форсайт». На этом этапе чрезвычайно важно выявить сильные и слабые стороны социо-эколого-экономи-ческого состояния города, а также возможности и перспективы дальнейшего развития. Основная стратегическая цель - обеспечение высокого уровня жизни горожан.
3. Формирование регулирующего воздействия - разработка и принятие муниципальной программы по организации устойчивого развития муниципального образования - г. Рязани, при этом данная программа должна включать следующие шаги:
- Целевые индикаторы реализации программ должны быть определены по всем трем направлениям - экономика, экология, социум. В качестве ключевых показателей могут выступать индекс промышленного производства, удельный вес прибыльных предприятий, величина инвестиций, размер заработной платы, затраты на охрану окружающей среды и др.
- Меры регулирующего воздействия, в частности, должны включать мероприятия по совершенствованию институциональной среды, устранение излишних административных барьеров, принятие административных регламентов, борьбу с коррупцией, поддержку малого бизнеса, улучшение экологического состояния.
- Ресурсное обеспечение программы должно включать выделение средств на реализацию программы из муниципального бюджета, а также внешних по отношению к муниципалитету источников финансирования (в частности из ресурсной базы соответствующих государственных программ федерального [5] и регионального [6] уровней).
- Дорожная карта реализации должна состоять из следующих компонентов:
- плана-графика реализации;
- распределения ответственности;
- ресурсного обеспечения мероприятий и учета рисков их реализации;
- контроля параметров реализации проекта - решения задач, исполнения бюджета, сроков;
- плана коммуникации.
В настоящее время управление устойчивым развитием муниципального образования -г. Рязани - осуществляется бессистемно, отдельные мероприятия, направленные на решение ключевой задачи - повышение уровня жизни населения, реализуются в рамках иных курсов деятельности, но в целом дискурс развития не сформулирован.
Комплексная система управления устойчивым развитием должна быть направлена прежде всего на формирование устойчивой конкурентоспособной экономики (с учетом специализации конкретного муниципального образования): как высокотехнологичной, с большой долей добавленной стоимости, так и традиционной, для обеспечения местных потребностей. В существующих условиях экономическая политика на всех уровнях в рамках общегосударственного тренда должна быть нацелена на всестороннее использование (там, где это возможно) подхода, основанного на сбалансированности социо-эколого-экономического развития.
Ссылки:
1. Брунтланд Г. Наше общее будущее: доклад Комиссии ООН по окружающей среде и развитию 1987 г. М., 1988.
2. Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития [Электронный ресурс] : утв. Указом Президента Российской Федерации от 4 февр. 1994 г. № 236. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102028490&rdk=&backlink=1 (дата обращения: 05.05.2016).
3. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию [Электронный ресурс] : утв. Указом Президента Российской Федерации от 1 апр. 1996 г. № 440. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/Pdoc-body=&firstDoc=1 &lastDoc=1 &nd=102040449 (дата обращения: 05.05.2016).
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон от 6 окт. 2003 г. № 131-Ф3 в ред. от 15 февр. 2016 г. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/Pdoc-body=&nd=102083574 (дата обращения: 05.05.2016).
5. См.: Госпрограммы [Электронный ресурс] // Портал государственных программ Российской Федерации. URL: http://programs.gov.ru (дата обращения: 05.05.2016).
6. См.: Государственные программы Рязанской области, реализуемые в 2015 г. [Электронный ресурс] // Минэкономразвития и торговли Рязанской области. URL: http://mineconom.ryazangov.ru/upload/iblock/dd8/gos_prog_regiona.pdf (дата обращения: 05.05.2016).