Научная статья на тему 'Global media и современный политический процесс'

Global media и современный политический процесс Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
279
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ГЛОБАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГЛОБАЛЬНОЕ МЕДИАПРОСТРАНСТВО / ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ МЕДИАРЕСУРСОВ / СЛИЯНИЕ МЕДИАКОПОРАЦИЙ / THINK TANKS / ПАРАДОКС GLOBAL MEDIA / СИНТЕЗ ФОРМАТОВ / ЭКЛЕКТИКА МЕДИЙНЫХ ЖАНРОВ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ FAKE NEWS / УНИВЕРСАЛИЗАЦИЯ СТАНДАРТОВ / CONTEMPORARY POLITICAL PROCESS / GLOBAL GOVERNANCE / GLOBAL MEDIASPACE / CENTRALIZATION OF MEDIA RESOURCES / MEDIA INCORPORATION / PARADOX OF GLOBAL MEDIA / MIXING OF MEDIA FORMATS / ECLECTICISM OF MEDIA GENRES / POLITICAL FAKE NEWS / UNIVERSALIZATION OF STANDARDS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шестова Татьяна Львовна

В статье обозначены некоторые направления исследований глобальных медиаресурсов как одного из важнейших факторов мирового политического процесса. Раскрыты перспективы участия Global Media в формировании системы институтов глобального регулирования. Особое внимание уделяется проблеме централизации медиаресурсов и тенденции к олигополизации глобального медиарынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Global media and contemporary political process

This article discusses Global Media as one of the most important world political factors. It also reveals the prospects of Media in the formation of Global governance system. Particular attention is paid to the problem of media resources centralization and the tendency to oligopolization of the global media market.

Текст научной работы на тему «Global media и современный политический процесс»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. XXVII. ГЛОБАЛИСТИКА И ГЕОПОЛИТИКА. 2016. № 3

Т.Л. Шестова*

GLOBAL MEDIA И СОВРЕМЕННЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

T.L. Shestova

GLOBAL MEDIA AND CONTEMPORARY POLITICAL PROCESS

В статье обозначены некоторые направления исследований глобальных медиаресурсов как одного из важнейших факторов мирового политического процесса. Раскрыты перспективы участия Global Media в формировании системы институтов глобального регулирования. Особое внимание уделяется проблеме централизации медиаресурсов и тенденции к олигополизации глобального медиарынка.

Ключевые слова: современный политический процесс, глобальное регулирование, глобальное медиапространство, централизация медиаресурсов, слияние медиакопораций, think tanks, парадокс Global Media, синтез форматов, эклектика медийных жанров, политические fake news, универсализация стандартов.

This article discusses Global Media as one of the most important world political factors. It also reveals the prospects of Media in the formation of Global governance system. Particular attention is paid to the problem of media resources centralization and the tendency to oligopolization of the global media market.

Key words: contemporary political process, global governance, global mediaspace, centralization of media resources, media incorporation, think tanks, paradox of Global Media, mixing of media formats, eclecticism of media genres, political fake news, universalization of standards.

Основным содержанием современного политического процесса является формирование системы участия в институтах и практиках глобального регулирования. Под это понятие подпадают и региональные интег-рационно-дезинтеграционные процессы, и дискуссия о реформе ООН, и глобальные общественные движения, и порядок выдвижения персон на ключевые должности в глобальных структурах (ВБ, МВФ, ВТО и даже международных спортивных организаций), и многое другое, что явно или неявно формирует порядок принятия политических решений на глобальном уровне. В этой системе огромную роль играют Global Media — средства массовой информации и коммуникации, работающие с глобальной

*Шестова Татьяна Львовна — докт. филос. наук, профессор ф-та глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: [email protected]

аудиторией. Это крупнейшие информагентства, теле- и радиовещательные корпорации, влиятельные периодические издания, социальные сети и поисковые системы (в ряде стран они приравнены к СМИ) и т.д.

Социальные сети и поисковые системы приобретают в медиасекторе все больший вес, их доходы от рекламы уже превышают таковые на телевидении, причем более 50% всех доходов в интернет-пространстве приходится на Facebook и Google1. С развитием цифрового вещания возможности регулирования медийного контента оказываются в руках IT-компаний: производителей программного обеспечения и самих устройств. На расширение медийных функций ориентируются операторы мобильной связи. Конкурентная борьба в этих отраслях выходит за пределы чисто экономических отношений, приобретая глобально-политическую значимость. Телерадиовещательные корпорации объединяются с киностудиями, рекламными агентствами, производителями видеоигр и т.п.2 В последние десятилетия тенденция к централизации ресурсов привела к появлению медиахолдингов, объединяющих активы различных медиакомпаний. Медиахолдинги часто создаются при крупных транснациональных корпорациях и банках, а также других глобальных акторах3.

Глобальная централизация медиаресурсов происходит в форме универсализации стандартов, развития инсорсинга, слияния и поглощения медиа-корпораций4. Из последних примеров можно назвать Guerra Mediaset — Vivendi (поглощение французской корпорацией Vivendi итальянского ме-диахолдинга Mediaset)5, слияние ресурсов МегаФона и Mail.Ru Group6. Глобализация медиаресурсов привела к формированию глобального ме-диапространства, на котором пока еще сохраняется режим конкуренции, но тенденция к олигополизации информационного сектора уже вполне очевидна.

Global Media имеют широкий функционал. В политической сфере они осуществляют главным образом идеологическую функцию, состоящую в обосновании и продвижении интересов различных групп влияния, осуществляющих борьбу за принципы формирования институтов глобальной власти и за участие в деятельности этих институтов. Глобальные СМИ могут выражать интересы широких демократических слоев, могут быть рупором интересов элитарных политических клубов, партий, групп капитала, ра-

1 Public service news in a social media age. URL: http://www.channel4.com/info/press/ news/public-service-news-in-a-social-media-age (дата обращения: 13.12.2016).

2 См.: Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. М., 2003; Вартанова Е.Л. Современные медиа как «расширения» общества //Медиаальманах. 2016. № 1(72).

3 См.: Шестова Т.Л., Лесь А.Ю. Глобальное медиапрстранство как научная метафора // Вестн. Моск. ун-та. Сер. XXVII. Глобалистика и геополитика. 2016. № 2. С. 49.

4 6 Corporations Control 90% Of The Media In America. URL: http://www.morriscreative. com/6-corporations-control-90-of-the-media-in-america/ (дата обращения: 11.11.2016).

5Mediaset, aperta indagine per aggiotaggio su Vivendi. URL: http://www.ansa.it/sito/ notizie/economia/2016/12/12/mediaset-vivendi-al-3-punta-al-10-20_ae1a565c-abcd-48b8-add0-bb5e82c2aa9f.html (дата обращения: 12.12.2016).

6 «МегаФон» покупает Mail.Ru Group. URL: https://trashbox.ru/topics/106061/megafon-pokupaet-mail.ru-group (дата обращения: 23.12.2016).

дикальных движений, государств, религиозных организаций, этнических сообществ и т.д. При этом классические императивы свободной журналистики7 (право граждан на достоверную информацию, объективное освещение событий, социальная ответственность и профессиональная честность журналистов, общественный доступ к информации, уважение общественных интересов, всеобщих ценностей и многообразия культур и т.д.8) оказываются под мощным давлением со стороны различных групп интересов. Кризис свободных СМИ — одно из проявлений кризиса либеральных ценностей.

Парадокс Global Media состоит в том, что, выступая в качестве инструмента все более узких групп влияния, они вынуждены вести политику, направленную на максимальное расширение аудитории. Это достигается различными методиками: актуальностью и широтой проблематики, эксклюзивностью или утилитарностью информации, адресной работой с аудиторными группами, прогрессивным дизайном и т.д. Борьба за аудиторию, за рейтинг обусловливает характер глобального информационного потока — структуру форматов, специализацию контента, социокультурный подтекст и т.д. «Невидимая рука» глобального медиарынка ведет к универсализации стандартов вещания. Фэшн-тренд в глобальных СМИ — смешение форматов, эклектика медийных жанров. Популярным становится использование развлекательного функционала для продвижения идеологических стратегий.

В последние годы развлекательные каналы и программы все чаще становятся площадкой для политической рекламы и политических заявлений. Предваряя выступления на официальных трибунах выступлениями в entertainment-форматах, политики «прощупывают» аудиторию, смягчая остроту заявлений и манифестов. Так, Б. Обама за несколько днейдо своей итоговой пресс-конференции 2016 г. в интервью юмористическому каналу Comedy Central сообщил о том, что Россия пыталась повлиять на президентские выборы в США9.

Важную роль в деятельности масс-медиа играет приоритет в освещении событий. В 2016 г. мировые СМИ взорвало высказывание актера Д. Вашингтона: «Теперь не важно, правду ты сообщаешь или нет, важно сообщить первым (What is the long-term effect of too much information? One of the effects is the need to be first, not even to be true anymore)»10.

Еще Ж. Бодрийяр указывал на возрастание «режима симуляции» в современном мире11. С развитием IT, с глубоким проникновением цифровых

7 Муратов С.А. Опыт этического кодекса // Телевизионное общение в кадре и за кадром. М., 2003. С. 153.

8 Кодекс профессиональной этики российского журналиста. URL: http://www.spj.org/ ethicscode.asp; http://ruj.ru/about_organization/kodeks-professionalnoy-etiki-rossiyskogo-zhur-nalista/index.php (дата обращения: 13.10.2016).

9 Exclusive — Barack Obama full Intervew. URL: http://www.cc.com/full-episodes/dd2z7w/ the-daily-show-with-trevor-noah-december-12--2016---president-barack-obama-season-22-ep-22036 (дата обращения: 13.12.2016).

10 Fake news is the only one you need. URL: http://www.complex.com/pop-culture/2016/ 12/denzel-washington-fake-news (дата обращения: 13.12.2016).

11 Бодрийяр Ж.Симулякры и симуляция. М., 2015.

технологий во все сферы жизнедеятельности общества виртуализация реальности создала благоприятные условия для появления политических симулякров12. Один из их видов — политические fake news (поддельные новости).

Fake news давно вошли в инструментарий «профессионалов» работы с общественным сознанием. Первоначально они использовались в PR-кампаниях и маркетинговых технологиях, с развитием социальных сетей стали применяться в более широких целях, быстро превратившись в одну из самых болезненных проблем информационного пространства. С распространением политических fake news проблема переросла в глобальную. Проблема fake news, горячо обсуждавшаяся медиаобщественностью в 2012—2013 гг. в контексте общей проблемы достоверности публичной информации, в очередной раз стала набирать обороты в 2015 г. в связи с обменом громкими fake-заявлениями между представителями отдельных государств, и, наконец, стала топовой в конце 2016 г. в связи с обсуждениями результатов президентских выборов в США.

Сегодня медиапространство стало ареной острых политических баталий, отражающих глобальные геополитические противоречия. Развернувшаяся в конце 2016 г. в мировых СМИ дискуссия о fake news13, «сверхзадачей» которой стало продвижение в общественном мнении идеи о русском влиянии на выборы в Америке, является ярким примером медийной идеологической атаки. В рамках этой кампании директор по маркетингу и связям с общественностью влиятельнейшего британского общественного телеканала Channel 4 Д. Брук поднял вопрос о возможности использования политических fake news в электоральном процессе в Западной Европе. Выступая на Вестминстерском медиафоруме 12 декабря 2016 г., он заявил: «Поддельные новости в Великобритании не столь широко распространены (как в Америке. — Т.Ш.), однако то, что случилось в США — это первая ласточка... У нас более чем три года до наших следующих всеобщих выборов, так что давайте действовать сейчас, чтобы то же самое не произошло и здесь»14.

Большинство политических fake news по жанру являются политической сатирой. Крупный американский политик Т. Бэзайл, анализируя в Forbes постэлекторальный шок ноября 2016 г., назвал мэйнстримом стратегию масс-медиа по дискредитации результатов выборов: «The Real "Fake News" Is The Mainstream Media»15.

12 См.: Фалько В.И. Философия виртуальности: Подходы и принципы, проблемы и перспективы. М., 2000.

13 Fake news could affect next UK election. URL: https://www.theguardian.com/media/ 2016/dec/13/fake-news-could-affect-next-uk-election-warns-channel-4-executive (дата обращения: 13.12.2016).

14Public service news in a social media age. URL: http://www.channel4.com/info/press/ news/public-service-news-in-a-social-media-age (дата обращения: 13.12.2016).

15 Basile T. The real "Fake News" is the mainstream media. URL: http://www.forbes.com/ sites/thomasbasile/2016/12/12/the-real-fake-news-is-the-mainstream-media/#28903e926a5b (дата обращения: 12.12.2016).

К дискуссии о fake news подключились «регуляторы» соцсетей. М. Цу-керберг был вынужден выступить по поводу политики Facebook в отношении ложной информации (объем которой в своей сети он оценивает в 1%16): «Проблема сложная как технически, так и философски. Мы верим в необходимость предоставления людям голоса... В борьбе с ложной информацией следует соблюдать осторожность, чтобы не препятствовать свободному обмену мнениями и не ограничивать распространение правильной информации»17. Он также отметил, что при определении тактики борьбы с ложной информацией Facebook не будет стремиться брать на себя роль арбитра в определении истинности информации, а предоставит эту функцию сетевому сообществу и третьей стороне (экспертам)18. Заявление Цукерберга показывает, что общество находится в самом начале пути борьбы с ложной информацией в СМИ. И непонятно, кто в этой борьбе преуспеет — само общество или «Большой брат», к установлению власти которого оно объективно будет стремиться, устав от хаоса и иррационализма медийного потока.

Проблема виртуализации информационного пространства очень глубока. В своей работе о типологии реальностей российский философ В.И. Фаль-ко показывает, что основой виртуализации сознания является отрыв человека от владения собственным состоянием и безграничные возможности искусственно создаваемой гиперреальности19. Воздействие этой гиперреальности «превосходит обычную реальность своей выразительностью и убедительностью. Поэтому проблема различения реального и виртуального миров для человека информационной цивилизации становится, пожалуй, еще более актуальной, чем для бушмена, порой не отличающего сон от яви», — пишет философ и приводит чудесную бушменскую пословицу, в пяти словах выражающую суть виртуального мировоззрения: «Есть сон, которому мы снимся»20. При переходе через определенный порог соотношения истинной и ложной информации человек цифровой цивилизации может потерять связь с актуальной реальностью. Возможно, отличать медийную ложь от правды современному человеку вскоре будет не только трудно, но и не нужно, как счастливому в своем неведении бушмену.

Виртуализация политических отношений ведет к отрыву индивидуумов от сознательного и действительного участия в процессе принятия политических решений. В результате сближения политических и информационных технологий содержание политического регулирования может свестись к управлению рычагами массового сознания.

16Zuckerberg claims 1 percent facebook posts fake news Trump election. URL: http:// arstechnica.com/business/2016/11/zuckerberg-claims-1-percent-facebook-posts-fake-news-trump-election/ (дата обращения: 14.11.2016).

17 Mark Zuckerberg. 18.11.16. URL: https://www.facebook.com/zuck/posts/10103269806149061 (дата обращения: 18.11.2016).

18 Там же.

19 Фалько В.И. Типология мировоззрений // Лесной вестн.: Спец. вып. гум. ф-та МГУЛ. 2002. № 3(23); Он же. Типология мировоззрений. Ст. 2 // Вестн. Моск. гос. ун-та леса. Лесной вестн. 2003. № 4(29).

20 Там же. С. 141.

Общественное сознание все в большей мере становится сферой управляемого развития. Первостепенную роль в технологии этого процесса играют средства массовой информации и коммуникации. В последние десятилетия идеологическая деятельность глобальных СМИ все более срастается с работой влиятельных «фабрик мысли» (think tanks), обеспечивающих теоретическую основу работы с общественным мнением. Их открытые ресурсы, массово тиражируемые ссылки на их данные, издательские проекты, мероприятия и кампании, широко освещаемые как в инкорпорированных, так и в инсайдерских медиа, оказывают существенное влияние не только на академические круги и политический и экономический эстеблишмент, но и на широкие слои мировой общественности. Создавая собственные аналитические центры, группы интересов подводят под свои стратегии фундаментальный теоретический базис, а обладание медиаресурсами позволяет быстро и эффективно распространять нужные идеи в массовом сознании.

Ушли в прошлое представления о том, что мировой политический процесс определяется борьбой социальных систем, политических режимов и т.д. В настоящее время разворачивается многосторонняя борьба за участие в глобальном управлении и регулировании. Централизация ресурсов ведет к концентрации управляющих функций всех глобальных систем. Информационные технологии формализуют процесс участия индивидов в общественной жизни. В современных условиях Global Media становятся ключевым фактором глобального политического процесса. Формируя общественное мнение, они концентрируют в своих руках управление общественным сознанием. В то же время они остаются пространством свободного обмена мнениями, и сохранение этой их роли является важнейшей политической задачей глобального сообщества.

В условиях кризиса доверия к медиа человек цифровой цивилизации оказывается столь же оторван от реальной информации о принимаемых в отношении его судьбы решениях, как средневековый крестьянин, который был совершенно отстранен от институтов феодальной государственности и не имел ни малейшего представления о том, какие решения относительно него принимались закрепощавшим его государством. Чтобы избежать закрепощения новой элитой, глобальное сообщество должно не только оберегать свое право на свободный обмен мнениями, но и создавать режим, благоприятствующий сохранению конкурентной среды в информационном пространстве.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. М., 2015.

Вартанова Е.Л. Современные медиа как «расширения» общества // Медиа-альманах. 2016. № 1(72).

Кодекс профессиональной этики российского журналиста. URL: http://www. spj.org/ethicscode.asp; http://ruj.ru/about_organization/kodeks-professionalnoy-etiki-rossiyskogo-zhurnalista/index.php

«МегаФон» покупает Mail.Ru Group. URL: https://trashbox.ru/topics/106061/ megafon-pokupaet-mail.ru-group

Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. М., 2003. Фалько В.И. Философия виртуальности: Подходы и принципы, проблемы и перспективы. М., 2000.

Фалько В.И. Типология мировоззрений //Лесной вестн.: Спец. вып. гум. ф-та МГУЛ. 2002. № 3(23).

Фалько В.И. Типология мировоззрений. Ст.2 // Вестн. Моск. гос. ун-та леса. Лесной вестн. 2003. № 4(29).

Шестова Т.Л., Лесь А.Ю. Глобальное медиапрстранство как научная метафора // Вестн. Моск. ун-та. Сер.XXVII. Глобалистика и геополитика. 2016. № 2.

Basile T. The real "Fake News" is the mainstream media. URL: http://www.forbes. com/sites/thomasbasile/2016/12/12/the-real-fake-news-is-the-mainstream-media/ #28903e926a5b

Exclusive — Barack Obama full Intervew. URL: http://www.cc.com/full-episodes/ dd2z7w/the-daily-show-with-trevor-noah-december-12--2016---president-barack-obama-season-22-ep-22036

Fake news could affect next UK election. URL: https://www.theguardian.com/ media/2016/dec/13/fake-news-could-affect-next-uk-election-warns-channel-4-executive Fake news is the only one you need. URL: http://www.complex.com/pop-culture/ 2016/12/denzel-washington-fake-news

Mark Zuckerberg. 18.11.16. URL: https://www.facebook.com/zuck/posts/101032 69806149061

Mediaset, aperta indagine per aggiotaggio su Vivendi. URL: http://www.ansa.it/ sito/notizie/economia/2016/12/12/mediaset-vivendi-al-3-punta-al-10-20_ae1a565c-abcd-48b8-add0-bb5e82c2aa9f.html

Public service news in a social media age. URL: http://www.channel4.com/info/ press/news/public-service-news-in-a-social-media-age

Zuckerberg claims 1 percent facebook posts fake news Trump election. URL: http:// arstechnica.com/business/2016/11/zuckerberg-claims-1-percent-facebook-posts-fake-news-trump-election/

6 corporations control 90% of the media in America. URL: http://www.moms-creative.com/6-corporations-control-90-of-the-media-in-america

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.