УДК 316
DOI 10.23672/SAE.2020.2.56090
Акопова Елена Сергеевна
доктор экономических наук, профессор кафедры коммерции и логистики, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) akopova-sovet@mail.ru
Пржедецкая Наталья Витовна
доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономическая теория», Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) nvpr@bk.ru
Назарян Григор Аршамович
кандидат экономических наук, доцент,
декан факультета регулирования экономики и международных экономических отношений, Государственная некоммерческая организация «Армянский государственный экономический университет» grinazaryan@gmail.com
Elena S. Akopova
Doctor of Economics,
Professor of Department
of commerce and logistics
Rostov State Economic University (RINH)
akopova-sovet@mail.ru
Natalia V. Przhedetskaya
Doctor of Economics, Professor of Department of Economic Theory,
Rostov State Economic University (RINH) nvpr@bk.ru
Grigor A. Nazaryan
Candidate of Economic Sciences,
Associate Professor,
Dean of the Faculty of Regulation
of Economics and International
Economic Relations,
State Non-Profit Organization
«Armenian State Economic University»
grinazaryan@gmail.com
Глобализация
социально-экономическои системы: маркетинговое влияние на образовательное пространство
Globalization of social
and economic system: marketing influence on educational space
Аннотация. Наиболее актуальной и фундаментальной проблемой современного мирового сообщества, без влияния которой не остается ни одна сфера общественной жизнедеятельности, сегодня по праву является процесс глобализации. Целью данной статьи является анализ глобального маркетингового влияния на современное образовательное пространство. Авторы рассматривают основные преимущества и недостатки глобальной маркетинговой стратегии как фактора влияния на образовательное пространство. Делается вывод о многоаспектности и неоднозначности влияния глобализационных процессов на образовательном пространстве.
Ключевые слова: глобализация, образовательное пространство, глобальные вызовы, образовательные услуги, маркетинговое влияние, система образования, социально-экономическая система.
Annotation. The most urgent and fundamental problem of the modern world community, without the influence of which is not any sphere of social life, today rightfully is the process of globalization. T he purpose of this article is to analyze the global marketing impact on the modern educational space. The authors consider the main advantages and disadvantages of the global marketing strategy as a factor in influencing the educational space. The conclusion is drawn about the multidimensional^ and ambiguity of the impact of globalization processes on the educational space.
Keywords: globalization, educational space, global challenges, educational services, marketing influence, education system, social and economic system.
Н
аиболее актуальной и фундаментальной проблемой современного мирового
сообщества, без влияния которой не остается ни одна сфера общественной жизнедеятельности,
сегодня по праву является процесс глобализации. Глобализация социально-экономической системы ведет:
- к формированию глобальных экономических сетей; универсализации политических, социально-экономических и социокультурных явлений;
- к резкой интенсификации связей и взаимодействий;
- способствует появлению всеобщих проблем и кризисов - т.н. глобальных «вызовов» в демографической, экономической, экологической, политической, здравоохранительной, образовательной сферах [1; 2].
Как подчеркивают в своей статье, посвященной осмыслению глобализации социально-экономической системы и ее влиянию на национальные системы высшего образования О.Б. Воейкова и А.А. Лукьянова, глобализация образовательного пространства высшей школы направлена на создание «единого планетарного образовательного рынка и основным его инструментом является конкурентная борьба за потребителя образовательных продуктов и услуг»; при этом ключевым игрокам образовательного рынка для продвижения собственных образовательных услуг, «необходимо преодолеть такие препятствия как: языковые барьеры, особенности менталитета, национальные культурные и педагогические традиции, исторические корни» [3, с. 162].
Процессы глобализации в образовательном пространстве следует рассматривать в трех аспектах:
- концептуальном - формирование глобального спектра концепций в образовательной сфере вследствие унификации, мультикультурного подхода;
- процессуальном - к глобальным преобразованиям, иллюстрирующим процессуальный аспект, относятся: введение классно-урочной системы, введение стандартов качества образования, ком-петентностный подход;
- институциональном - к основным направлениям институционального аспекта можно отнести создание различных международных образовательных организаций. К примеру, ЮНЕСКО осуществляет регулирование процесса формирования мирового образовательного пространства, разрабатывает для всех стран международно-правовые акты, способствует развитию интеграционных процессов в сфере образования [4].
Как показал нам анализ научной литературы, влияние глобализации на образовательное пространство обусловлено следующими факторами:
- стремлением мирового сообщества к формированию в современных условиях новых глобальных ценностей, связанных с толерантностью и взаимообогащением культур;
- развитием НТП и информационных технологий, что детерминирует возможность интеграционных
процессов в образовательном пространстве регионального, государственного и глобального уровня [5];
- прозападным продвижением (вестернизация) и влиянием западных духовных ценностей, сопряженных с превалирующей позицией западной цивилизации в социально-политической, экономической, научно-технической и образовательной сферах жизнедеятельности;
- переносом на социальную сферу, в целом, и на образовательное пространство, в частности, неолиберальной идеологии, которая характерна для глобальной социально-экономической системы [6];
- внедрением Болонского процесса как образца глобализации образования и гармонизации образовательных систем стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования.
Важность исследований глобализационных процессов в социально-экономической системые определяется принципиальностью осмысления позитивных и негативных сторон глобализации как фактора влияния на образовательное пространство. Особенно это имеет отношение к обнаруженным преимуществам и недостаткам глобализации применительно к сфере высшего образования, содержательной чертой которого является унификация пространства образования, универсализация разнообразных национальных идей и образовательной системы под единые институциональные правила глобального миропорядка.
В определении того, чем же чревата глобализация как фактор влияния на образовательное пространство, мнения исследователей разделились на два лагеря. Так, одни авторы усматривают в ней позитивное влияние, обусловленное:
- стимулированием экономического развития;
- усилением конкуренции в сфере получения образования и формированием профессиональных компетенций молодежи;
- международной интеграцией образовательного пространства, а также «стимулированием дальнейшего развития инновационных образовательных технологий и распространением их среди других стран»;
интеграцией различных форм и направлений образовательной политики, внедрением междисциплинарного подхода в учебном процессе, созданию межправительственных образовательных учреждений [7; 8; 9].
Другие же, напротив, указывают на ряд негативных (рискогенных) последствий от процесса глобализации социально-экономической системы и маркетингового влияния на образовательное пространство:
- разрушение национальной образовательной системы;
- формирование рыночного менталитета, культа материального благополучия и масштабной перестройки ценностных ориентаций и мотиваций деятельности у всех субъектов образовательного пространства;
- кризис культуры, который признает около 80% современной молодежи; размывание этничности; утрата национального суверенитета и национальной безопасности; внедрение глобального маркетинга и др. [10; 11; 12].
Глобальный маркетинг - процесс сложный, поскольку требует учета дополнительных факторов
внешней среды, включая различия в социально-политической и социокультурной системах, а также - в законодательстве. Мы полагаем, что необходима адаптация элементов системы маркетинга к условиям того или иного местного рынка. Недостаточное понимание социокультурных различий может обернуться для компании проблемами [13].
Итак, рассмотрим основные преимущества и недостатки глобальной маркетинговой стратегии как фактора влияния на образовательное пространство (табл. № 1).
Таблица № 1
Преимущества влияния глобального маркетинга на образовательное пространство Недостатки влияния глобального маркетинга на образовательное пространство
- Возможность сформировать глобальную идентичность образовательных услуг - Невзирая на сокращение различий во вкусах потребителей образовательных услуг разных стран, необходимо учитывать социокультурные и религиозно-конфессиональные различия
- Возможность сократить материальные издержки: один и тот же образовательный продукт можно производить для всех образовательных рынков - Бренды/названия тех или иных образовательных услуг не всегда представляется возможным грамотно и благозвучно перевести на другие иностранные языки
- Сокращение различий между потребителями образовательных услуг разных стран; академическая мобильность молодежи - Правовые ограничения могут варьироваться в зависимости от страны: не все можно показывать в рекламе и не везде ее размещать
- Формирование глобальной науки, чему способствуют международные академические обмены, развитие мировой академической инфраструктуры - Единая ценовая политика, как правило, не учитывает разницу в доходах потребителей образовательных услуг разных стран
A.М. Старыгина говорит о двух категориях вызовов для образовательной системы многих стран:
1) внешних, детерминированных глобальной экономической конкуренцией за высокообразованную, обладающую современными профессиональными компетенциями, рабочую силу;
2) внутренних дисфункций образовательной системы, также восходящих к глобализации образовательного пространства и препятствующих возможности ускорения проинновационого развития [10].
Действительно, внутренняя дисфункциональ-ность той или иной системы образования в условиях экономической глобализации, по мнению
B.В. Касьянова, В.В. Ковалева и С.И. Самыгина, заключается в прохождении процесса превращения образовательного пространства высшей школы «в некую бизнес-корпорацию, цель которой состоит в передаче утилитарного знания и выработке формализованных показателей, как бы указывающих на его состоятельность на ниве образования и науки» [14].
Исследуя состояние научно-образовательного пространства в условиях глобализации общества, М.Г. Делягин выделяет следующие негативные тенденции: деградация науки, подрыв образовательных ценностей и образования, отказ от системного подхода, бегство исследователей в
бизнес, снижение эффективности человеческого сознания. Образование в современном российском обществе превратилось, по выражению М.Г. Делягина, в «дрессировку», разрозненные знания об отдельных сторонах изучаемого процесса подменили целостное, системное понимание, что становится фактором снижения жизнеспособности общества [11].
Таким образом, анализ глобализационных процессов в образовательном пространстве характеризуется многоаспектностью и неоднозначностью. При этом важно помнить о том, что процессы глобализации как насущный глобальный, транснациональный обмен в области науки, культуры, техники остановить невозможно [15], поскольку появился мощный социальный аспект глобализации, касающийся укрупнения, расширения социальных связей между странами и народами; а также - сформировались новые жизненные стратегии молодежи, как особой социально-демографической группы, под влиянием не только экономических эффектов глобализации, но и их диспозиций на получение образования, углубление профессиональной квалификации и компетентности.
Все изменения, происходящие в образовательном пространстве, связаны необходимостью соответствовать требованиям времени и тем реалиям, складывающимся, прежде всего, в связи с процессом глобализации.
Литература:
1. Natalia V. Przhedetskaya. Information and communication technologies as a means of increasing effectiveness of marketing and cluster / Natalia V.
Literature:
1. Natalia V. Przhedetskaya. Information and communication technologies as a means of increasing effectiveness of marketing and cluster / Natalia V.
Przhedetskaya, Elena P. Kulkova, Veronika V. Sheveleva, Elena S. Akopova, Anastasia V. Kaplina. // Espacios. Vol. 33 (Number 42). Year 2018. P. 33. URL : http://www.revistaespacios.com
2. Gafiatulina N.Kh. Socio-political changes as a socio-cultural trauma for the social health of Russian youth / N.Kh. Gafiatulina, A.V. Rachipa, G.A. Voro-byev, V.V. Kasyanov, T.M. Chapurko, I.I. Pavlenko, S.I. Samygin // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018. Vol. 8. № 5. P. 602-609.
3. Воейкова О.Б. Глобализация образовательного пространства и ее влияние на национальные системы высшего образования / О.Б. Воейкова, А.А. Лукьянова // Вестник УРФУ. 2013. № 3. С. 159-167.
4. Макулова Р.К. Проблемы современной системы образования в условиях глобализации // Образование в современном мире: сборник научных статей. Саратов, 2019. С. 104-110.
5. Гафиатулина Н.Х. Информационная сетевая среда как фактор влияния на социальное здоровье российской студенческой молодежи / Н.Х. Гафиатулина, А.В. Рачипа, С.И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 1. С. 23-27.
6. Шевченко Н.Н. Образовательное пространство в условиях мировой глобализации // Достижения вузовской науки: сб. статей II Международного научно-исследовательского конкурса. Пенза,
2018. С. 202-206.
7. Гежа А. Глобализация как фактор модернизации социальных ценностей российской молодежи // Общество. 2016. № 9(312). С. 56-59.
8. Романенко Н.М. Глобализация как новая возможность образовательного пространства и мироустройства или угроза национальному суверенитету // Среднее профессиональное образование. 2016. № 11. С. 9-12.
9. ЛахотнюкЛ.А. Формирование мирового образовательного пространства в условиях глобализации // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007. № 7. С. 7-10.
10. Старыгина А.М. Основные тенденции развития российской высшей школы в контексте вызовов глобализации образовательного пространства // Вестник Адыгейского государственного университета. 2017. № 1(194). С. 143-148.
11. Делягин М.Г. Конец эпохи: осторожно, двери открываются! Общая теория глобализации. М.,
2019. Т. 1. 832 с.
12. Самыгин С.И. Экономическая глобализация как фактор риска снижения социального здоровья молодежи / С.И. Самыгин, Н.Х.Гафиатулина // Модернизация экономики России: отраслевой и региональный аспект. Материалы международной науч.-практ. конф. профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. Ро-стов-н/Д., 2018. С. 360-364.
Przhedetskaya, Elena P. Kulkova, Veronika V. Sheveleva, Elena S. Akopova, Anastasia V. Kaplina. // Espacios. Vol. 33 (Number 42). Year 2018. P. 33. URL : http://www.revistaespacios.com
2. Gafiatulina N.Kh. Socio-political changes as a socio-cultural trauma for the social health of Russian youth / N.Kh. Gafiatulina, A.V. Rachipa, G.A. Voro-byev, V.V. Kasyanov, T.M. Chapurko, I.I. Pavlenko, S.I. Samygin // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018. Vol. 8. № 5. P. 602-609
3. Voeikova O.B. Globalization of the educational space and its impact on national higher education systems / O.B. Voeikova, A.A. Lukyanova // Bulletin of Ural Federal University. 2013. № 3. P. 159-167.
4. Makulova R.K. Problems of the modern education system in the context of globalization / Education in the modern world: a collection of scientific articles. Saratov, 2019. P. 104-110.
5. Gafiatulina N.Kh. The information network environment as a factor of influence on the social health of Ru ssian students / N.Kh. Gafiatulina, A.V. Rachipa, S.I. Samygin // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2018. № 1. P. 23-27.
6. Shevchenko N.N. Educational space in the context of world globalization // Achievements of university science: Sat. Articles of the II International Research Competition. Penza, 2018. P. 202-206.
7. Gezha A. Globalization as a factor in the modernization of social values of Russian youth // Society. 2016. № 9(312). P. 56-59.
8. Romanenko N.M. Globalization as a new opportunity for educational space and world order or a threat to national sovereignty // Secondary vocational education. 2016. № 11. P. 9-12.
9. Lakhotnyuk L.A. The formation of the world educational space in the context of globalization // Bulletin of Tomsk State Pedagogical University. 2007. № 7. P. 7-10.
10. Starygina A.M. The main trends in the development of Russian higher education in the context of the challenges of the globalization of the educational space // Bulletin of the Adygea State University. 2017. № 1(194). P. 143-148.
11. Delyagin M.G. End of an era: watch out, doors open! T.1. The general theory of globalization. M., 2019. 832 p.
12. Samygin S.I. Economic globalization as a risk factor for reducing the social health of youth / S.I. Samygin, N.Kh. Gafiatulina // Modernization of the Russian economy: sectoral and regional aspects. Materials of international scientific and practical. conf. faculty, young scientists and students. Rostov-on/D., 2018.
13. Levitt Т. The Marketing Imagination. New-York : Free Press, 1983. P. 20-49.
14. Касьянов В.В. Университетов не должно быть много: классический университет в структуре реформируемой системы высшего образования России / В.В. Касьянов, В.В. Ковалев, С.И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 2.
15. Акопова Е.С. Развитие информационных технологий в сфере транспортной инфраструктуры как индикатор экономической глобализации / Е.С. Акопова, Л.К. Попова, С.Ю. Нестеров // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 10.
13. Levitt Т. The Marketing Imagination. New-York : Free Press, 19ВЗ.
14. Kasyanov V.V. Universities should not be many: a classical university in the structure of a reformed system of higher education in Russia / V.V. Kasya-nov, V.V. Kovalev, S.I. Samygin // Humanitarian, social, economic and social sciences. 2017. № 2.
15. Akopova E.S. The development of information technology in the field of transport infrastructure as an indicator of economic globalization / E.S. Akopova, L.K. Popova, S.Yu. Nesterov // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2018. № 10.