УДК 316.4 DOI: 10.22394/2079-1690-2020-1-1-251-255
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
доктор социологических наук, профессор, зав. кафедрой социологии, истории и политологии Института управления в экономических, экологических и социальных системах, Южный федеральный университет (347928, Россия, г. Таганрог, ул. Чехова, 22, корпус «А»); профессор-совместитель кафедры 109 «б», Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (125993, Россия, г. Москва, Волоколамское шоссе, 4). E-mail: [email protected]
кандидат экономических наук, доцент кафедры управления персоналом и социологии, Ростовский государственный экономический университет (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 69). E-mail:[email protected]
доктор социологических наук, профессор кафедры управления персоналом и социологии, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 69). E-mail: [email protected]
Аннотация
Системе образования отводится ключевая роль в формировании духовно-нравственных ценностей в процессе субъект-субъектного взаимодействия. В рамках статьи установлено, что ценностно-смысловые ориентации руководителя образовательной организации являются фактором повышения качества управления. В статье описаны принципы обучения и воспитания, ориентируясь на которые, руководитель сможет повысить качество управления образовательной организацией. Авторы работы выделяют следующие принципы: принцип единства образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения, принцип сознательности и активности, принцип ориентации на систему нравственных ценностей и ценностные отношения, личностно-ориентированный подход.
Ключевые слова: ценностно-смысловые ориентации, руководитель, образовательная организация, качество управления организацией, образовательный менеджмент, субъект управления, принципы управления, мировоззрение руководителя, образовательное пространство.
В условиях противоречивых процессов реформирования и глубокого кризиса практически всех сфер социальной жизнедеятельности [1], когда прежние ценностно-смысловые ориентации и духовно-нравственные установки разрушены, а новые еще только формируются и носят преимущественно утилитарный, потребительский характер, вопросы управления занимают лидирующие позиции. Это имеет отношение и к вопросам управления образовательной организацией, поскольку в современных условиях реализации образовательных стандартов третьего поколения, направленных на формирование и развитие профессиональных компетенций, образовательная система нуждается не просто в преподавателе-лекторе, репрезентирующим научно-образовательную информацию, но еще и в менеджере, тренере, организаторе самостоятельной работы участников образовательного процесса [2].
В ходе наблюдений за процессом развития менеджмента в образовательных организациях в течение ряда лет демонстрируют плавное и ежегодное перетекание старых и появление новых проблем в образовательной системе. В числе такого рода проблем можно обозначить: снижение статуса образования на фоне общего понижения его качества и абсолютизации компетентностного подхода; недостаточное финансовое и материально-техническое обеспечение (финансирование по остаточному принципу); существенное снижение общего уровня педагогической активности у профессорско-преподавательского состава на фоне формализма рейтинговой оценки педагогической деятельности; слепое копирование опыта западных стран в сфере управления образовательной системой без учета национальной традиционной специфики российского образования; проявление бездуховности и злоупотреблений в образовательной среде, а также снижение качества образовательного менеджмента, что объясняется проникновением консьюмеризма - идеологии рыночных отношений, характерных для общества потребления [3, 4].
Рачипа Андрей Валерьевич
Бурмистров Сергей
Владимирович
Самыгин
Сергей
Иванович
Весь спектр и серьезность обозначенных выше проблем актуализирует проблему рассмотрения ценностно-смысловых ориентаций руководителя как фактора повышения качества управления образовательной организацией. Как подчеркивает В.А. Ситаров, потребности, которые существуют у современных социальных групп «диктуют новые условия качественных характеристик управленческой деятельности» в образовательной системе, главной целью которой выступает «реализация высоких гуманитарных стандартов и достижение социально значимых результатов», направленных на повышение качества управления образовательной организацией [5, с. 18].
Целью данного исследования является анализ ценностно-смысловых ориентаций современного руководителя как субъективного фактора повышения качества управления образовательной организацией.
Теоретико-методологическая база исследования основывается на концептуальных положениях гуманитарной методологии, изучающей нравственно-смысловые ценностные ориентации личности, являющейся субъектом управляющего воздействия. Базовые аспекты гуманитарной методологии в сфере образовательного менеджмента представлены в работах таких специалистов, как: А.А. Одинцов, Л.Н. Сахьянов, В.А. Ситаров, Т.И. Шамова, В.А. Шевченко, Г.П. Щедровицкий и др.
Управление качеством образовательного процесса, по мнению Л.Н. Сахьянова, необходимо начинать с организации деятельности управленческого и педагогического коллектива в этом направлении. Рассматривая управление качеством в рамках образовательной системы, мы представляем комплекс целенаправленных мер, которые воздействуют на ценностно-смысловые элементы процесса обучения для приведения результатов учебной, воспитательной, образовательной деятельности федеральным государственным образовательным стандартам и запросам со стороны социальных партнеров [6].
Опираясь на идеи, разработанные Л.Н. Сахьяновым, необходимо отметить, что деятельность руководителя, имеющая аналитическую направленность, обладает такими характеристиками, как управленческо-ориентированная - административно-управленческий персонал, методико-ориен-тированная - ППС и образовательно-ориентированная - обучающиеся [6].
В рамках образовательного менеджмента (управления организацией в системе образования] есть собственные особенности, которые осуществляются путем воздействия на учебно-образовательные процессы, на условия образовательной деятельности и ценностные ориентации. Также отметим, что образование - это процесс «управления социальным институтом подготовки и включения индивидов в различные сферы жизнедеятельности общества, их приобщения к культуре человечества» [7, с. 202].
В образовательном менеджменте задействованы субъект-субъектные отношения, т.е. объектом управления в системе образования является личность как субъект, управляющее воздействие оказывает другой субъект, выполняющий функции управления и принимающий управленческие решения как субъект процесса управления [8].
Управление качеством образования - это системное, скоординированное воздействие как на образовательный процесс, так и на комплекс других связанных с ним основных, управленческих и поддерживающих процессов с целью достижения наибольшего соответствия параметров функционирования образовательной системы, ее социальных, педагогических и образовательных результатов по установленным и предполагаемым стандартам, нормам и экспектациям системы образования. Повышение качества образования связано и с эффективным финансовым обеспечением данного процесса [9].
Все субъекты образовательного процесса наделены своей личностной мировоззренческой основой, системой ценностно-смысловых ориентаций, норм нравственности, в соответствии с которыми строится их жизнь и отношения в межличностном и деловом взаимодействии. Чем выше уровень иерархии, на котором располагается субъект управления образовательной системой, тем более высокие требования должны предъявляться к его ценностно-смысловому (духовно-нравственному] состоянию. Если сослаться на мнение американского П. Друкера, известного теоретика, то для начала процесса управления... необходимо самому себе задать вопрос: «Каковы мои моральные принципы?» [10, с. 12].
На наш взгляд, ценностно-смысловой основой и фактором повышения качества управления системой образования является выбор принципов обучения и воспитания в образовательной организации. Анализ научной литературы позволяет выделить ряд принципов, использование которых при управлении образовательной организации, позволяет руководителю повысить качество образования. В рамках данной работы мы обозначили только те принципы, которые влияют на экстраполяцию ценностно-смысловых ориентаций как фактору повышения качества управления образовательной организацией.
Прежде всего, необходимо выделить принцип функционального триединства - единство образовательной, развивающей и воспитательной функций образовательного процесса. Для того, чтобы процесс обучения протекал эффективно для обучающегося, необходимо использовать обозначенный принцип, который заключает в себе не только трансляцию знаний и умений, но и развитие духовно-нравственных качеств личности, помогающих в дальнейшем студенту сконструировать свой жизненный план.
Также необходимо обозначить принцип сознательности и активности со стороны обучающихся. Данный принцип говорит о том, что процесс обучения является эффективным в том случае, если сами студенты активным образом включены в познавательный процесс, а также ставят перед собой проблемы духовно-нравственного и интеллектуального развития, сознательно формируют систему ценностных ориентаций.
К третьему принципу отнесем принцип ориентации на систему нравственных ценностей и ценностные отношения, который означает акцентирование внимания в образовательном процессе на важность формирования социокультурных ценностей по отношению к природе, человеку и обществу, к добру, истине и духовной красоте, к профессиональной деятельности, а также знаниям и ценностно-смысловым основам жизни.
В-четвертых, отметим принцип личностно ориентированного подхода, в соответствии с которым управление образовательной организацией должно быть личностно ориентированным [11].
Бесспорно, что моральные принципы и мировоззрение субъектов образовательной системы, тем более ее руководителей, оказывает решающее воздействие на эффективность стратегического управления человеческими ресурсами в образовательной организации. Для руководства образовательной организацией важную роль играют следующие элементы мировоззрения: сложившаяся у руководителя система взглядов и принципов; представления о месте руководителя в управлении образовательной организацией; выбор определенного стиль управления (соперничество или сотрудничество, авторитаризм или демократизм]; отношение к субъектам образовательного пространства, способствующее формированию того или иного социально-психологического климата; ценностные ориентации, смысложизненные и нравственные ориентиры и др.
Как подчеркивает А.А. Одинцов, духовно-нравственный облик руководителя и ценностно-смысловое содержание мировоззрения определяются: мотивацией к профессиональной деятельности, управленческими идеями, степенью и характером усвоения руководителем ценностей образовательной организации, способностью к командной работе, характером использования управленческого инструментария, склонностью к мировоззренческому самообразованию и пр. [12, с. 62].
В.А. Шевченко задается вопросом, каким образом увязываются ценностные ориентации личности с таким управленческим понятием, как «системные ограничения», носящие объективный характер [4, с. 99]. И, отвечая на данный вопрос, ссылается на позицию В.С. Лазарева, который к разряду системных ограничений относит «требования, идущие к процессу и результату от большей системы» [13, с. 46], причем эти требования реализуются через деятельность субъектов управленческого действия.
Субъекты образовательного менеджмента обладают личностными возможностями, которые могут быть востребованы в каждой конкретной управленческой ситуации. Позиция субъекта управления предполагает т.н. «субъектную возможность», раскрывающую сознание, в котором заложены не только личностные идеи, знания, опыт, но также идеалы и ценностно-смысловые основы. Чем выше уровень сознания субъекта управления образовательным процессом, тем выше «субъектная возможность и вероятность преодоления внешних ограничений» [4, с. 100].
Если управленческое решение соответствует системе ценностных ориентаций личности, то будет принято для исполнения. Но в случае несоответствия с системой ценностей личности, могут возникнуть трудности в качестве и добровольности исполнения управленческого решения. Согласно определению Т.И. Шамовой, возникает «насильственное управление», которое основополагается на «подавлении или манипулировании поведением другого человека, на стремлении навязать ему свою волю и свое решение. Такая ценностно-нормативная система ориентирует на установление жесткой дистанции между управляющим и управляемым» в любой образовательной организации [14, с. 84].
Ценностно-смысловые ориентации руководителя играют значимую роль в вопросе повышения качества управления системой образования. Чем яснее ценностно-смысловое наполнение образовательного менеджмента, тем более благополучно общество в своем социально-экономическом и духовно-нравственном развитии [15].
Всем субъектам, входящим в образовательную систему, следует придерживаться ценностно-смысловой основы образования, являющейся фактором повышения качества системы образования. Согласованность и слаженность действий субъектов, функционирующих в рамках системы образования, повышает эффективность образовательного менеджмента и является фактором повышения качества управления системой образования, тем самым способствуя достижению целей, ориентированных на формирование духовно-нравственных ценностей.
Литература
1. Gafiatulina N.Kh., Rachipa A.V., Vorobyev G.A., et al. (2018). Socio-political changes as a socio-cultural trauma for the social health of Russian youth // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018. Т. 8. № 5. P. 602-609.
2. Резник С.Д. Преподаватели вузов России: формирование и развитие профессиональных компетенций: монография. М., 2020. 140 с.
3. Бурмистров С.В., Волочай А.В., Самыгин С.И. Мотивы трудовой деятельности в системе управления персоналом организации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. №9. С. 26-29.
4. Шевченко В.А. Нравственные ценности как субъективный фактор управления образовательными системами // Образование. Наука. Инновации. 2015. №1 (39]. С. 95-100.
5. Ситаров В.А. Педагогический менеджмент как теория и практика управления образовательным процессом // Знание. Понимание. Умение. 2014. №3. С. 18-24.
6. Сахьянов Л.Н. Управление качеством образовательного процесса как педагогическая проблема // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. №1 (129]. С. 144-149.
7. Мухаметзянова Ф.Ш., Левина ЕЮ. Типология управления развитием образовательных систем и структур // Теория и практика общественного развития. 2015. С. 201-203.
8. Popov A.V., Rachipa A.V., Abazieva K.G., Shvets L.G., Kobysheva LI., Goncharova S.N., Samygin SI. (2019). Specificity of explication of the category "management decisions" and scientific-methodological approaches for their development // Revista Inclusiones. 2019. Т. 6. № 2. С. 215-224.
9. Игнатова Т.В., Немашкалова К.Г., Филимонцева Е.М. Программно-целевая ориентация финансового менеджмента в организациях высшего образования // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 2. Ч.1. С. 94-97.
10. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. М., СПб., 2007. 272 с.
11. Гафиатулина Н.Х. Влияние корпоративной культура вуза на социальное здоровье студенческой молодежи // Образование. Наука. Инновации. 2012. № 6 (26]. С. 113-119.
12. Одинцов А.А. Духовно-нравственное развитие руководителя как основа управления социальной организацией //Управление.2013.№2.С. 60-70.
13. Лазарев В.С. Системное развитие школы. М., 2012. 304 с.
14. Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М., 2001. 384 с.
15. Vaskov, M., Rezvanov, A., Kasyanov, V., et al. (2018). Value orientations of Russian youth in the system of managing the moral security of society. Herald National Academy of Managerial staff of culture and arts, 2, 134-140.
Rachipa Andrey Valeryevich, doctor of sociological sciences, professor, head of department of sociology, history and political science of Institute of management in economic, ecological and social systems, Southern federal university (105/42, Bolshaya Sadovaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation); professor-associate of the department 109 «b», Moscow Aviation Institute (National Research University] (4, Volokolamsk Highway, Moscow, 125993, Russian Federation). E-mail: [email protected] Burmistrov Sergey Vladimirovich, candidate of economic sciences, associate professor of personnel management and sociology, Rostov state economic University (RINH) (69, B. Sadovaya str., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Samygin Sergey Ivanovich, Doctor of Sociology, Professor of chair of human resource management and sociology, Rostov state economic University (RINH) (69, B. Sadovaya str., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]
VALUE AND SENSE GUIDANCE OF THE HEAD AS A FACTOR OF IMPROVING THE QUALITY OF MANAGEMENT OF EDUCATIONAL ORGANIZATION Abstract
The education system plays a key role in the formation of spiritual and moral values in the process of subject-subject interaction. In the framework of the article it was established that the value-semantic orientations of the head of the educational organization are a factor in improving the quality of management. The article
describes the principles of training and education, focusing on which, the head will be able to improve the quality of management of the educational organization of the education system. Among these principles: the principle of the unity of the educational, developing and educational functions of learning, the principle of consciousness and activity, the principle of orientation to the system of moral values and value relations. Keywords: value-semantic orientations, leader, educational organization, organization management quality, educational management, management subject, management principles, leader's worldview, educational space.
References
1. Gafiatulina N.Kh., Rachipa A.V., Vorobyev G.A., et al. (2018]. Socio-political changes as a socio-cultural trauma for the social health of Russian youth // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018. T. 8. № 5. P. 602-609.
2. Reznik S.D. Prepodavateli vuzov Rossii: formirovanie i razvitie professional'nyh kompetencij: monografi-ya. M., 2020. 140 p.
3. Burmistrov S.V., Volochaj A.V., Samygin S.I. Motivy trudovoj deyatel'nosti v sisteme upravleniya person-alom organizacii // Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. 2019. №9. P. 26-29.
4. SHevchenko V.A. Nravstvennye cennosti kak sub"ektivnyj faktor upravleniya obrazovatel'nymi sistema-mi // Obrazovanie. Nauka. Innovacii. 2015. №1 (39). P. 95-100.
5. Sitarov V.A. Pedagogicheskij menedzhment kak teoriya i praktika upravleniya obrazovatel'nym proces-som // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2014. №3. P. 18-24.
6. Sah'yanov L.N. Upravlenie kachestvom obrazovatel'nogo processa kak pedagogicheskaya problema // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2013. №1 (129). P. 144-149.
7. Muhametzyanova F.SH., Levina E.YU. Tipologiya upravleniya razvitiem obrazovatel'nyh sistem i struktur // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2015. P. 201-203.
8. Popov A.V., Rachipa A.V., Abazieva K.G., Shvets L.G., Kobysheva L.I., Goncharova S.N., Samygin S.I. (2019]. Specificity of explication of the category "management decisions" and scientific-methodological approaches for their development // Revista Inclusiones. 2019. T. 6. № 2. P. 215-224.
9. Ignatova T.V., Nemashkalova K.G., Filimonceva E.M. Programmno-celevaya orientaciya finansovogo menedzhmenta v organizaciyah vysshego obrazovaniya // Konkurentosposobnost' v global'nom mire: ekonomika, nauka, tekhnologii. 2017. № 2. CH.1. P. 94-97.
10. Druker P. Zadachi menedzhmenta v HKHI veke. M., SPb., 2007. 272 p.
11. Gafiatulina N.H. Vliyanie korporativnoj kul'tura vuza na social'noe zdorov'e studencheskoj molodezhi // Obrazovanie. Nauka. Innovacii. 2012. № 6 (26). P. 113-119.
12. Odincov A.A. Duhovno-nravstvennoe razvitie rukovoditelya kak osnova upravleniya social'noj organi-zaciej //Upravlenie.2013.№n2.nP. 60-70.
13. Lazarev V.S. Sistemnoe razvitie shkoly. M., 2012. 304 p.
14. SHamova T.I. Upravlenie obrazovatel'nym processom v adaptivnoj shkole. M., 2001. 384 p.
15. Vaskov, M., Rezvanov, A., Kasyanov, V., et al. (2018]. Value orientations of Russian youth in the sys-tem of managing the moral security of society. Herald National Academy of Managerial staff of culture and arts, 2, 134-140.