Научная статья на тему 'Глобализация как фактор наращивания конкурентных преимуществ национальной экономики'

Глобализация как фактор наращивания конкурентных преимуществ национальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
179
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
глобализация / возрастающая конкуренция / экономический кризис / санкции / конкурентоспособность / конкурентные преимущества / globalization / increasing competition / economic crisis / sanctions / competitiveness / competitive advantages.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М. В. Кабышева, А. Б. Фиапшев

Глобализация, возрастающая конкуренция, экономические кризисы и санкции обострили проблемы формирования и активного задействования конкурентных преимуществ экономики национального хозяйства. На мировых рынках появились новые игроки – транснациональные компании, региональные и межрегиональные альянсы, торговые блоки и иные объединения, наращивающие свое непосредственное воздействие на структуру конкурентных позиций национальной экономики. Однозначно, что глобализация ослабила национальный суверенитет государств и существенно снизило роль государства как основного регулятора. Все это привело к смещению проблем взаимодействия плана и рынка на общемировой уровень. Отсюда можно утверждать, что проблемы построения и задействования конкурентных преимуществ любого государства решаются уже не только на национальном уровне, но и на мировом с учетом непосредственного воздействия наднациональных институтов. Причем, если основу мирового хозяйства составляет ценовой механизм, то комплекс ограничений, устанавливаемых наднациональными институтами, может иметь и ценовой, и объемный характер. Опыт развития различных стран показывает, что одна группа стран довольно успешно создает и использует свои конкурентные преимущества на мировом рынке и грамотно подстраивает свои национальные интересы под набор ограничений, устанавливаемых наднациональными институтами. При этом, немало стран, обладающих источниками формирования конкурентных преимуществ, но не способных их задействовать, в т.ч. по причине игнорирования влияния наднациональных институтов. Это говорит о необходимости смены соотношения инструментов плана и рынка в процессе создания и использования конкурентных преимуществ национальной экономики. Все это повлияло на выбор темы нашего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GLOBALIZATION AS A FACTOR OF INCREASING THE COMPETITIVE ADVANTAGES OF THE NATIONAL ECONOMY

Globalization, increasing competition, economic crises and sanctions have exacerbated the problems of forming and actively using the competitive advantages of the national economy. New players have appeared on the world markets – multinational companies, regional and interregional alliances, trade blocks and other associations that are increasing their direct impact on the structure of the competitive positions of the national economy. It is clear that globalization has weakened the national sovereignty of States and significantly reduced the role of the state as the main regulator. All this has led to a shift in the problems of interaction between the plan and the market to the global level. Hence, it can be argued that the problems of building and using the competitive advantages of any state are solved not only at the national level, but also at the world level, taking into account the direct impact of supranational institutions. Moreover, if the basis of the world economy is the price mechanism, then the set of restrictions set by supranational institutions can have both a price and volume character. The development experience of various countries shows that one group of countries quite successfully creates and uses its competitive advantages in the world market and competently adjusts its national interests to the set of restrictions set by supranational institutions. At the same time, there are many countries that have sources of competitive advantages, but are not able to use them, including due to ignoring the influence of supranational institutions. This indicates the need to change the ratio of the plan's tools to the market in the process of creating and using the competitive advantages of the national economy. All this influenced the choice of our research topic.

Текст научной работы на тему «Глобализация как фактор наращивания конкурентных преимуществ национальной экономики»

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10338

М.В. Кабышева - студентка 4 курса факультета «Социология и политология», «Финансовый университет при правительстве Российской Федерации», eldar_khamizov@list.ru,

M.V. Kabysheva - 4th year student of the Faculty of Sociology and Political Science, Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education Financial University under the Government of the Russian Federation;

Научный руководитель: А.Б. Фиапшев - д.э.н., профессор Департамента финансовых рынков и банков «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», el-dar_khamizov@list.ru,

Scientific adviser: A.B. Fiapshev - Doctor of Economics, Professor, Department of Financial Markets and Banks, Financial University under the Government of the Russian Federation.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР НАРАЩИВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ GLOBALIZATION AS A FACTOR OF INCREASING THE COMPETITIVE ADVANTAGES OF THE NATIONAL ECONOMY

Аннотация. Глобализация, возрастающая конкуренция, экономические кризисы и санкции обострили проблемы формирования и активного задействования конкурентных преимуществ экономики национального хозяйства. На мировых рынках появились новые игроки - транснациональные компании, региональные и межрегиональные альянсы, торговые блоки и иные объединения, наращивающие свое непосредственное воздействие на структуру конкурентных позиций национальной экономики.

Однозначно, что глобализация ослабила национальный суверенитет государств и существенно снизило роль государства как основного регулятора. Все это привело к смещению проблем взаимодействия плана и рынка на общемировой уровень. Отсюда можно утверждать, что проблемы построения и задействования конкурентных преимуществ любого государства решаются уже не только на национальном уровне, но и на мировом с учетом непосредственного воздействия наднациональных институтов. Причем, если основу мирового хозяйства составляет ценовой механизм, то комплекс ограничений, устанавливаемых наднациональными институтами, может иметь и ценовой, и объемный характер.

Опыт развития различных стран показывает, что одна группа стран довольно успешно создает и использует свои конкурентные преимущества на мировом рынке и грамотно подстраивает свои национальные интересы под набор ограничений, устанавливаемых наднациональными институтами. При этом, немало стран, обладающих источниками формирования конкурентных преимуществ, но не способных их задействовать, в т.ч. по причине игнорирования влияния наднациональных институтов. Это говорит о необходимости смены соотношения инструментов плана и рынка в процессе создания и использования конкурентных преимуществ национальной экономики.

Все это повлияло на выбор темы нашего исследования.

Abstract. Globalization, increasing competition, economic crises and sanctions have exacerbated the problems of forming and actively using the competitive advantages of the national economy. New players have appeared on the world markets - multinational companies, regional and interregional alliances, trade blocks and other associations that are increasing their direct impact on the structure of the competitive positions of the national economy.

It is clear that globalization has weakened the national sovereignty of States and significantly reduced the role of the state as the main regulator. All this has led to a shift in the problems of interaction between the plan and the market to the global level. Hence, it can be argued that the problems of building and using the competitive advantages of any state are solved not only at the national level, but also at the world level, taking into account the direct impact of supranational institutions. Moreover, if the basis of the world economy is the price mechanism, then the set of restrictions set by supranational institutions can have both a price and volume character.

The development experience of various countries shows that one group of countries quite successfully creates and uses its competitive advantages in the world market and competently adjusts its national interests to the set of restrictions set by supranational institutions. At the same time, there are many countries that have sources of competitive advantages, but are not able to use them, including due to ignoring the influence of supranational institutions. This indicates the need to change the ratio of the plan's tools to the market in the process of creating and using the competitive advantages of the national economy.

All this influenced the choice of our research topic.

Ключевые слова: глобализация, возрастающая конкуренция, экономический кризис, санкции, конкурентоспособность, конкурентные преимущества.

Keywords: globalization, increasing competition, economic crisis, sanctions, competitiveness, competitive advantages.

В условиях развития рыночной экономики конкуренция способствует выявлению приоритетных отраслей для формирования конкурентных преимуществ, что позволит хозяйствующим субъектам обеспечить высо-

кий доход. Благодаря конкуренции, предприятия вынуждены искать новые источники, продукты, вступать в конкурентную борьбу и саморазвиваться, действовать на опережение.

Рынок есть система отношений, обособленный социальный механизм, который посредством цен позволяет выявлять общественные потребности. Рынок, являясь сферой обращения, ориентирован на удовлетворение как личных, так и общественных потребностей.

Любой субъект рыночных отношений следует принципу рациональности. Отсюда - выбор источников построения конкурентных преимуществ и наиболее эффективных отраслей зависит от их способности быстро и в достаточном объеме приносить доход. [3,8]

Но при этом нельзя все отдавать на откуп рынку. Необходимо участие государства в виде госрегулирования, чтобы избежать нежелательные последствия. Более того, разумная господдержка позволяет создавать новые источники конкурентных преимуществ.

Плановую хозяйственную систему принято считать как противоположную рыночной системе. Вместе с тем, нельзя отвергать, что плановый механизм создает источники конкурентных преимуществ, позволяет увеличить плановый объем производства, мобилизовать необходимые ресурсы и рационально их распределять, проводить обоснованные институциональные преобразования, формировать конкурентные преимущества в выбранных отраслях.

Исключительной особенностью планового хозяйственного механизма является его способность сокращения технологического разрыва от стран-лидеров, сформировать соответствующую материально-техническую базу, сократить общественные издержки производства.

Однако, и плановой экономике присущи свои внутренние противоречия. Так, с одной стороны, она задает долгосрочные планы и настроена формировать конкурентные преимущества страны; с другой - плановая экономика не способна обеспечить гарантии успешной реализации конкурентных преимуществ на мировых рынках.

Разрешение подобных противоречий плана и рынка может происходить при надлежащем сочетании различных механизмов на этапах построения и реализации.

Экономическая компаравистика (сравнительный анализ экономических систем) выделяет ряд моделей хозяйствования [1,6], различающихся, в основном, степенью государственного вмешательства в национальную экономику. И это естественно, ибо любое государство, исходя из заданных целей и ориентиров, использует соответствующий механизм (плановый, рыночный, смешанный). При этом, каждая страна ориентирована на наращивание своей конкурентоспособности на мировой арене, что, бесспорно, актуализирует проблему выбора такого механизма, который обеспечит надлежащее формирование и реализацию конкурентных преимуществ. Уровень глобальной конкурентоспособности страны лучше всего характеризует для ее экспорта на мировом рынке, доля ВВП в мировом валовом продукте, а также темп прироста ВВП на душу населения.

Рассмотрим наиболее популярные модели формирования и реализации конкурентных преимуществ.

В числе наиболее продвинутых исследователи отмечают англосаксонскую модель, основными представителями которой являются США и Великобритания. Эти страны заслужено многие десятилетия занимают первые места в рейтинге конкурентоспособности по приведенным выше показателям.

Надо сказать, что в США государство играет активнейшую роль в создании стимулов для бизнес-структур в задействовании источников конкурентных преимуществ (инновации, квалифицированные рабочие кадры, разумная бюджетно-налоговая политика, кредитно-денежное регулирование, размещение госзаказов). [11]

Вместе с тем, надо особо отметить, что госрегулирование в США четко ограничено и имеет целевой характер, в силу чего конкурентные преимущества страны достигают, в первую очередь, в области реализации высокотехнологичных продуктов на мировом рынке. Страна сумела стать центром мирового базирования информационных технологий, биотехнологий растений и т.п., что обеспечивает ей монопольную прибыль, ускоренное наращивание инновационного сектора и другое.

Не менее интересной является и германская модель, типичными представителями которой являются Германия, Франция и др.

В соответствии с рейтингом Всемирного экономического форума 2017-2018 гг. Германия занимает пятое место в рейтинге конкурентоспособности стран. Примечательно - Германия на стартовом этапе практически не имела ни одного явного источника формирования конкурентных преимуществ. Именно благодаря умелому использованию планового механизма ФРГ удалось создать специализированные, высокопроизводительные источники для возрождения и устойчивого развития обрабатывающих отраслей. По мере насыщения национальной экономики конкурентными преимуществами плановый механизм уступил рыночному, предусматривающему введения рационального государственного регулирования.

Особый интерес вызывает японская модель. Она предполагает жесткую конкуренцию между национальными производителями, активную политику госвмешательства в экономику, наличие сильных профсоюзов, предоставление гарантий пожизненной занятости на крупных предприятиях...

Здесь также, как и в Германии, в первые послевоенные годы был активно задействован плановый механизм, что позволило в кратчайшие сроки создать масштабный центр производства инновационных продуктов. Надо подчеркнуть, что основной причиной задействования планового механизма выступило отсутствие базо-

вых источников конкурентоспособности в виде природных богатств. Здесь - как и в Германии - не было углеводородов и иных видов промышленного сырья...

По мере развития страны (как и в Германии) здесь произошел переход к рыночному механизму при сохранении высокого уровня госрегулирования. Ряд эффективных инструментов в виде государственных трансфертов, субсидий, дотаций и закупок был ориентирован, в первую очередь, на формирование конкурентных преимуществ в секторе высокотехнологичных продуктов с высокой добавленной стоимостью. Особо отметим, что при этом государство активно воздействовало на построение конкурентных преимуществ посредством преднамеренного перераспределения ВВП в пользу образования и развития науки эксперты в данном вопросе также отмечают и значимость культурных традиций в становлении японской модели формирования и реализации конкурентных преимуществ. [5,7]

Не менее интересной является шведская модель, построенная на симбиозе элементов свободной рыночной экономики и принципов социальной справедливости, общественного благосостояния и оптимального вмешательства государства в экономику. [14] Такой подход позволил Швеции выйти на седьмую позицию в рейтинге глобальной конкурентоспособности.

Социальная ориентированность здесь проявляется в масштабной выдаче жилищных субсидий и займов на жилье, в гарантии высоких пособий по безработице, предоставлению значительного пакета социальных гарантий и т.д.

Можно привести и опыт других стран, которые экономически развиты. Нам представляется целесообразным перенять у них опыт формирования благоприятной национальной среды посредством оптимального перераспределения национального дохода через государственный бюджет и внебюджетные фонды. Необходимо также научиться правильному установлению ориентиров устойчивого развития экономики национального хозяйства посредством рационального распределения госзаказов, стимулирования экспорта и импортозамеще-ния, политики поддержания социально-ориентированных убыточных отраслей, надлежащего контроллинга иностранного капитала. [2,5,9,12]

Как мы показали выше, и Германия, и Япония на первоначальном этапе формирования и реализации конкурентных преимуществ были вынуждены использовать плановый механизм. Такой подход позволил в кратчайшие в кратчайшие сроки построить материально-техническую базу создания специализированных и высокопроизводительных источников конкурентного преимущества, что позволило, в т.ч., существенно снизить издержки базового сектора, наладить деловые связи между базовым и пионерным секторами. По мере решения поставленных краткосрочных задач плановый механизм, ибо спрос на международных рынках на производимые товары этих стран существенно вырос. Такое положение освободило предприятия от необходимости госвмешательства - более того, они стали напрямую заинтересованными в создании специализированных и высокопроизводительных источников конкурентных преимуществ для оперативного их задействования в производственный процесс.

Формат нашей статьи не позволяет нам охватить опыт развития латиноамериканской модели, азиатской модели. Но, вместе с тем, можно отметить, что и в этих моделях доминирование плана уступило рыночному механизму с определенной долей госвмешательства с учетом влияния наднациональных факторов. [4,10,13]

Глобализационные процессы предполагают наращивание объемов международной торговли, открытие национальных рынков, обеспечение свободного доступа к сравнительным преимуществам других стран. Признавая, что мировое хозяйство развивается в соответствии с рыночными законами, также необходимо признать, что формирование интеграционных союзов происходит в условиях усиления роли и значимости плана в процесс построения и задействования конкурентных преимуществ страны в виде снижения таможенных пошлин. Предоставления достаточных экспортных субсидий, расчетов в национальной валюте и т.п.

Мы не разделяем подход, что глобализация есть источник проблем большинства стран. Это не так, ибо глобализация не порождает проблемы, а всего лишь обостряет существующие проблемы, которые, в конечном итоге, для экономически не развитых стран сводятся к следующему - продолжать быть сырьевым придатком и постоянно зависеть от влияния развитых стран или усиливать планирование и научиться конкурировать с миром путем умелого использования наднациональных институтов. В противном случае естественные источники конкурентных преимуществ подобных стран неизбежно окажутся в руках иностранных ТНК.

Источники:

1. Абалкин Л.И. Россия: поиск самоопределения. Очерки. - М.: Наука,2002. - 428 с.

2. Бжезинский З. Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы). - М.: Международные отношения,1998. - 216 с.

3. Дятлов С.А., Чекмарев В.Д. Глобальная инновационная гиперконкуренция как фактор трансформации и развития экономических систем //Вестник Костромск. ГУ им. И.А. Некрасова. - 2012. - №6. - С.66-78

4. Иноземцев В.Л. «Глобализация» национальных хозяйств и современный экономический кризис //Проблемы теории и практики управления. - 1999. - №3. - С.18-23

5. Колодко Г. Глобализация и сближение уровней экономического развития: от спада к росту в странах с переходной экономикой //Вопросы экономики. - 2010. - №10. - С.4-26

6. Мисаков В.С. Сравнение как общенаучный метод познания //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2007. - №3. - С.16

7. Мисаков В.С. Функционально-стоимостный анализ сроков строительства //Бухгалтерский учет. - 1985. - №8. - С.0

8. Мисаков В.С., Байдуев И.З., Гендугов С.З. Функционально-стоимостный анализ как метод системного исследования //Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2015. - №22-2. - С.167

9. Мусаев М.М., Мусаева Х.М., Мисаков В.С. Некоторые подходы к интегрированию экономико-статистических методов исследования для проведения функционально-стоимостного анализа //Финансовая экономика. - 2018. -№8. - С.73-75

10. Митропольский Д.Ю. Рынок и план в условиях глобальной нестабильности //Государство и рынок: механизмы взаимодействия в условиях глобальной нестабильности экономических систем /Под ред. С.А. Дятлова. - СПб: Изд-во СПбГЭУ,2014. - С.6-20

11. Никонова Я.И. Сравнительный анализ государственной инновационной политики в США и Японии //Теория и практика общественного развития. - 2011. - №3. - С.319-321

12. Ойкен В. Основы национальной экономики /Пер с нем. - М.: Экономика,1996. - 349 с.

13. Сорокин П.А. Кризис нашего времени: социальный и культурный обзор. - М.: ИСПИ РАН,2009. - 384 с.

14. Фейгин Г.Ф. Развитие национальных экономик в условиях глобализации //Известия СПбГУЭиФ. - 2009. - №2. -С.13-24

References:

1. Abalkin L. I. Russia: search for self-determination. Essays. - Moscow: Nauka, 2002. - 428 p.

2. Brzezinski Z. The great chessboard (American Domination and its geostrategic imperatives). Moscow: International relations, 1998. - 216 p.

3. Dyatlov S. A., Chekmarev V. D. Global innovation hypercompetition as a factor of transformation and development of economic systems //Bulletin of the Kostroma. I. A. Nekrasov state University. - 2012. - No. 6. - Pp. 66-78

4. Inozemtsev V. L. "Globalization" of national farms and the modern economic crisis //Problems of management theory and practice. - 1999. - №3. - P. 18-23

5. Kolodko G. Globalization and convergence of levels of economic development: from recession to growth in transition economies //Questions of economy. - 2010. - No. 10. - P. 4-26

6. Misakov V. S. Comparison as a General scientific method of cognition. //Izvestiya Kabardino-Balkarian scientific center of the Russian Academy of Sciences. - 2007. - No. 3. - P. 16

7. Misakov V. S. Functional and cost analysis of construction terms / / Accounting. - 1985. - No. 8. - P. 0

8. Misakov V.S., Baiduev I.Z., Gendugov S.Z. Functional-cost analysis as a method of system research // Bulletin of the Orenburg State Agrarian University. - 2015. - No. 22-2. - S.167

9. Musaev M.M., Musaev H.M., Misakov V.S. Some approaches to the integration of economic and statistical research methods for functional-cost analysis // Financial Economics. - 2018. - No. 8. - S.73-75

10. Mitropolsky D. Yu. Market and plan in the conditions of global instability //The state and the market: the mechanisms of interaction under conditions of global instability of economic systems /Under the editorship of S. A. Dyatlov. - Saint Petersburg: Spbgeu Publishing House, 2014. - P. 6-20

11. Nikonova Ya. I. Comparative analysis of state innovation policy in the USA and Japan //Theory and practice of social development. - 2011. - №3. - P. 319-321

12. Oiken V. Fundamentals of the national economy / Per. s nem. - Moscow: Ekonomika, 1996. - 349 p.

13. Sorokin P. A. The Crisis of our time: social and cultural review, Moscow: ISPI RAS, 2009. - 384 p.

14. Feigin G. F. Development of national economies in the context of globalization //Izvestiya Spbgueif. - 2009. - №2. - P. 13-24

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10339

М.А. Карленко, Южный Федеральный Университет, студентка 4 курса экономического факультета, karlenko@sfedu.ru,

Научный руководитель: Е.Н. Каргина, Южный Федеральный Университет, к.э.н, доцент, кафедры «Бухгалтерскийучет и аудит», ekargina@sfedu.ru;

M.A. Karlenko, Southern Federal University, 4th year student of the Economics faculty, karlen-ko@sfedu.ru,

Research advisor: E.N. Kargina, Southern Federal University, Cand. Sci. (Economic), Associate Professor of Accounting and audit department, ekargina@sfedu.ru.

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА DIGITAL TRANSFORMATION OF MANAGEMENT ACCOUNTING

Аннотация:

Цель. Обозначение необходимости ведения управленческого учета и его автоматизации с помощью программного продукта «1С: ERP Управление предприятием», как фактора повышения эффективности управления деятельностью бизнес-структуры.

Методология и методы. Теоретико-методологическую основу составляют фундаментальные концепции, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых в области исследования управленческого учета. Информационно-эмпирическая база включает официальные данные Федеральной службы государственной статистики России, исследования в области использования ERP-систем, опыт практической работы в «1С: ERP Управление предприятием». В работе использованы следующие методы: историко-генетический, компаративистский, системный анализ, графической интерпретации, общенаучные методы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.