6. Об утверждении методических рекомендаций по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации. Приказ Минэкономразвития России от 23.03.2017 № 132 [Электронный ресурс]. - URL: http://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minekonomrazvitiya-Rossii-ot-23.03.2017-N-132/ (дата обращения: 19.11.2018).
7. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года. - URL: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/60223a2f-38c5-4685-96f4-
6c6476ea3593/prognoz24svod.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=60223a2f-38c5-4685-96f4-6c6476ea3593 (дата обращения: 15.05.2019).
8. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года. - URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depmacro/201828113 (дата обращения: 15.05.2019).
9. Сивякова М.В., Лапыгин Ю.Н. Стратегические направления региональных проектов // Ученые записки. -Владимирский филиал РАНХиГС. - 2019. - Спецвыпуск 2 (июль). - С. 72-76.
Sources:
1. Documents of strategic planning [Electronic resource]. - URL: http://gasu.gov.ru/stratdocuments (accessed: 12/10/2018).
2. Lapygin Yu.N. Priorities and development goals of the region // Uchenye zapiski. - Vladimir branch of RANEPA. -2019. - Special issue 2 (July). - S. 84-94.
3. Lapygin Yu.N. Regional development factors // Scientific notes. - Vladimir branch of RANEPA. - 2019. - Special issue 1 (April). - S. 34-40.
4. Mikalko M. Hacking stereotypes. 9 strategies for creative genius. - St. Petersburg: Peter, 2009. - 352 p.
5. On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period until 2024. Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018 N 204 [Electronic resource]. - URL: https://rg.ru/2018/05/08/president-ukaz204-site-dok.html (accessed November 6, 2018).
6. On approval of guidelines for the development and adjustment of the strategy for socio-economic development of the subject of the Russian Federation and the plan of measures for its implementation. Order of the Ministry of Economic Development of Russia dated March 23, 2017 No. 132 [Electronic resource]. - URL: http://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minekonomrazvitiya-Rossii-ot 03/23/2017-N-132/ (accessed: 11/19/2018).
7. Forecast of socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2024. - URL: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/60223a2f-38c5-4685-96f4-
6c6476ea3593/prognoz24svod.pdf?M0D=AJPERES&CACHEID=60223a2f-38c5-4685-96f4-6c6476ea3593 (date of access: 05/15/2019).
8. Forecast of socio-economic development of the Russian Federation for the period until 2036. - URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depmacro/201828113 (accessed: 05/15/2019).
9. Sivyakova M.V., Lapygin Yu.N. Strategic directions of regional projects // Scientific notes. - Vladimir branch of RANEPA. - 2019. - Special issue 2 (July). - S. 72-76.
DOI: 10.24411/2304-6139-2020-00045
О.Б. Угурчиев - доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой «Менеджмент» ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет, mbc_@mail.ru,
O.B. Ugurchiev - Doctor of Economics, Professor, Head. Department of Management, FSBEI HE "Ingush State University;
Б.М. Мусаева - преподаватель кафедры «Экономика предприятий» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», mbc_@mail.ru,
B.M. Musaeva - Lecturer, Department of Enterprise Economics, Chechen State University.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ FEATURES OF THE FORMATION OF SPATIAL COMPETITION
Аннотация. Очередной мировой экономический кризис и экономические санкции против Российской Федерации особо актуализировали проблемы повышения конкурентоспособности экономики национального хозяйства.
Развитие рыночных отношений невозможно без формирования конкурентной среды. Особенностью российского экономического пространства является то, что оно не выступает как единое и однородное целое, ибо имеются крайне сложные интеграционные сочетания интеграционных интересов.
Все это, бесспорно, говорит о значимости и первостепенности управленческой инициативы на уровне региона и необходимости формирования надлежащего импульса развития, соответствующего возможностям территории. Переход региональной экономики на ожидаемый уровень конкурентоспособности требует радикальных институциональных, структурных и иных необходимых преобразований с учетом сложного взаимодействия социально-экономических, экологических и политических факторов.
Реализация концепции устойчивого развития в условиях развивающихся в национальной и мировой экономике интеграционных процессов вызывает острую потребность в дальнейшем совершенствовании методов анализа, диагностирования и регулирования и регулирования конкурентоспособности региональной экономической системы, аккумулирующей в себе совокупность разнопрофильных предприятий и отраслей, производящих продукцию для национальных и мировых товарных рынков.
Такое положение также сопряжено с разработкой единых методических подходов к выбору критериев, системы показателей и методов конкурентной борьбы на всех иерархических уровнях экономики национального хозяйства.
В своей работе мы исходим из того, что для конкурентной политики, также как и для промышленной политики, характерна единая цель - устойчивый экономический рост, повышение качества жизни.
Annotation. The next world economic crisis and economic sanctions against the Russian Federation have especially actualized the problems of increasing the competitiveness of the national economy.
The development of market relations is impossible without the formation of a competitive environment. A feature of the Russian economic space is that it does not appear as a single and homogeneous whole, for there are extremely complex integration combinations of integration interests.
All this, undoubtedly, speaks of the importance and paramount importance of the managerial initiative at the regional level and the need to form an appropriate development impulse corresponding to the capabilities of the territory. The transition of the regional economy to the expected level of competitiveness requires radical institutional, structural and other necessary transformations, taking into account the complex interaction of socio-economic, environmental and political factors.
The implementation of the concept of sustainable development in the context of developing integration processes in the national and global economy causes an urgent need for further improvement of the methods of analysis, diagnosis and regulation and regulation of the competitiveness of the regional economic system, which accumulates a set of diverse enterprises and industries producing products for national and world commodity markets .
This situation is also associated with the development of unified methodological approaches to the selection of criteria, a system of indicators and methods of competition at all hierarchical levels of the economy of the national economy.
In our work, we proceed from the fact that competition policy, as well as industrial policy, is characterized by a common goal - sustainable economic growth, improving the quality of life.
Ключевые слова: экономический кризис, санкции, спад производства, пространственная конкуренция, формирование конкурентных преимуществ, конкурентоспособность.
Keywords: economic crisis, sanctions, decline in production, spatial competition, the formation of competitive advantages, competitiveness.
Анализ специальной литературы по проблемам формирования и развития конкурентной политики позволяет понимать под последней целенаправленную поддержку и создание конкурентной среды на рынках путем обеспечения общепринятых правил, запрещающих иные способы поведения на рынках. Кстати, это положение отражено и в Федеральном законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
В соответствии с данным законом конкуренция рассматривается в виде свойства определенного равновесного состояния рынка, базовые характеристики которого статичны. При этом сама конкуренция проявляется в виде динамического процесса, заключающегося в совершенствовании технологии, продукции, образовании новых рынков и т.д., что, в свою очередь, сопряжено с необходимостью поиска инвестиций.
Мы не разделяем фетишизацию конкурентной политики касательно того, что она способна однозначно обеспечить экономическое развитие и эффективное задействование ресурсов.
Концепция конкурентоспособности экономики национального хозяйства в рыночной экономике строится на ее способности производить и использовать продукцию и услуги в условиях возрастающей конкуренции с аналогичными товарами других стран. При этом, в качестве конечного результата конкуренции должен выступать рост благосостояния населения с соблюдением общепринятых мировых экономических стандар-тов.[3,7,12,15]
Нам представляется недопустимым рассматривать такие важные показатели в виде положительного баланса внешней торговли, позитивного платежного баланса, роста золотовалютных ресурсов (хотя все это важно) как абсолютно достаточные критерии конкурентоспособности. Здесь еще также очень важны интерактивные связи роста в следующей архиважной системе: образовательный уровень - экономическая инфраструктура - качество жизни.
Невозможно не признать, что переход Российской Федерации на рыночные отношения не позволил ей автоматически решить главную цель - повышение жизненного уровня населения страны.
В числе основных причин такого положения можно отметить несформированность конкурентной среды, непрозрачность взаимоотношений двух основных составляющих данной среды - государства и бизнеса.
Нам представляется, что на современном этапе государство все еще не смогло четко и однозначно изложить основные параметры конкурентной среды как рамочных условий функционирования и развития бизнеса и тем самым обеспечить стабильность основных индикаторов налоговой, кредитной, таможенной, инвестиционной, инновационной и т.п. политики.
Видимо поэтому большая часть промпредприятий при выборе стратегии импортозамещения практически и не предполагает войти в зону более жесткой конкуренции на развитых зарубежных рынках, в т.ч. стран ЕС. Действительно, при низком качестве российской конкурентной среды, слабой инфраструктуры рынка, не-
внятной государственной макроэкономической политике нет объективных возможностей, чтобы создать агрессивно-настроенные (в экономическом смысле) экспортные фирмы обрабатывающей промышленности. В этих условиях отечественным хозяйствующим субъектам остается лишь использовать, в основном, методы ценовой конкуренции, исходя из того, что конкурентоспособность характеризуется соотношением цена/качество продукции. [2,8,11,17]
Справедливости ради, надо признать, что зарубежные конкуренты, работающие на российском рынке, более конкурентоспособны касательно российских товаропроизводителей, посредством масштабного использования новых технологий, более высокого качества продукции и существенных финансовых возможностей.
Все это так. Но также надо указать и на то, что при концептуальном анализе конкурентоспособности функциональных межотраслевых комплексов очевидно, что продукция сырьевых (добывающих) отраслей более предпочтительна на внешнем рынке (особенно, углеводородном), чем продукция обрабатывающих отраслей.
Все это требует от государства принятия и реализации незамедлительных мероприятий по снижению налогов, стабилизации финансово-экономической политики, удешевлению коммерческого кредита.
В свою очередь, предприятия должны быть ориентированы на повышение квалификации кадров, создание работоспособных маркетинговых служб (с рыночным мышлением), модернизацию производственного аппарата.
Нам представляется, что нельзя дальше затягивать реформирование экономики. Необходимо форсировать условия для интегрирования в новые гибкие альянсы составляющих общепринятой и инновационной экономики, что позволит новым предприятиям в условиях возрастающей конкуренции мобилизовать конкурентные преимущества для производства наукоемких продуктов на базе достижений цифровой экономи-ки.[4,10,14,18]
Анализ статистических показателей ФСГС РФ вынуждает констатировать о потере Россией международной конкурентоспособности, о снижении экспортных возможностей промышленности. Сравнительный анализ издержек на производство промышленной продукции показывает, что РФ кратно - три и более раз - превышает аналогичные показатели экономически развитых стран. Так, если в Японии для выпуска промышленной продукции объемом 100 долларов США затрачивается 89,5 долларов США, то в России на этот же объем уходит 253 долларов США. Причем, эта тенденция проявляется и во всех составляющих издержек - топливе, сырье, заработной плате, амортизации... Бесспорно, в подобном положении невозможно думать о какой-либо ценовой конкурентоспособности промышленных товаров на международных рынках - здесь конкурентоспособность товара зависит: в первую очередь, от уровня производительности труда.
Одной из причин технологического застоя в отечественной промышленности эксперты называют невосприимчивость российской экономики к нововведениям. А ее и не может быть, особенно, в условиях устойчивой тенденции кратного сокращения фактических ассигнований на науку, что, бесспорно, привело к деградации научно-технического потенциала.[1,5,9,16,19]
Другой проблемой формирования фирменной конкурентоспособности является ненадлежащий уровень менеджмента. По данным международных рейтинговых ассоциаций Россия по качеству менеджмента, по финансовому менеджменту и в области маркетинга не входит в первые пятьдесят мест.
Необходимость противостояния ежедневного натиска глобальной унификации заставляет страны и регионы искать надежных партнеров. Очень часто, при этом, образуются региональные блоки стран. Бурный рост взаимосотрудничества между компаниями интегрирующихся государств требует наладки межгосударственного и даже надгосударственного регулирования с одновременным формированием и развитием единого рынка. Такой подход позволяет организовать свободное продвижение продукции (услуг), капиталов и рабочей силы между интегрированными странами. Здесь также активно проводится совместная экономическая, научно -техническая, валютно-финансовая, социальная, внешняя и военная политика.
Как видно из вышесказанного, глобализационные процессы также усиливают роль локальных факторов в развитии регионов. Здесь уместно вспомнить парадокс Нейсбитта - «чем выше уровень глобализации экономики, тем сильнее ее мельчайшие участники».
Парадокс состоит в том, что, с одной стороны, наблюдается желание получить политическую независимость и самоуправление, с другой, - желание и необходимость формировать экономические альянсы.
Глобализация привела к тому, что мир выступает в виде единого поля конкурентного воздействия, где в качестве основных игроков мы наблюдаем как совокупность отдельных стран, блоков стран, так и отдельных субъектов каких-то стран. В любом случае все это направлено на борьбу за реальных потребителей.
Возрастающая масштабность возможностей передвижения продукции (услуг), производственных факторов, и особенно развитие цифровой экономики выдавили так называемую «защиту расстоянием» для отдельных территорий или отсталых по уровню своего социально-экономического развития. В этих условиях в качестве ключевого фактора пространственной конкуренции начинает позиционировать информационное поле. И это естественно, ибо информационный ресурс, сопряженный с системой некодифицируемых локальных знаний на отдельной территории, становится стратегической возможностью формирования локальных конкурентных преимуществ.[3,6,13,21]
Понятно, что при этом происходит смена структуры конкурентных преимуществ и направлений конкурентной борьбы. Акценты в возрастающей борьбе смещаются с углеводородных и т.п. ресурсов в сторону ин-
формационно-интеллектуальных ресурсов. Более того, информационный ресурс как активнейший фактор конкуренции, не только модифицирует группу основных факторов достижения конкурентного преимущества, но и целенаправленно воздействует на пространственную структуру экономики.
Примечательно, что под воздействием подобных факторов в региональной экономике стали образовываться новые пространственные единицы, построенные на информационных конкурентных преимуществах, так называемые обучающиеся регионы. Таковыми являются Силиконовая Долина, Сколково и т.д.
Вместе с тем, нам представляется, нельзя допустить, чтобы глобальная конкуренция выдавила культуру, имидж, самобытность отдельных регионов, где проживают малые народы, ибо все это невозможно ни при каких условиях воспроизвести в других регионах страны, мира.
Источники:
1. Авдашева С., Ястребова О. Государственная поддержка в регионах: состояние и проблемы реорганизации. //Вопросы экономики. - 2011. - №5. - с.42-54
2. Амосов А.Н. О сценарии модернизации и инновационного развития промышленности России. - М.: Институт экономики РАН,2012
3. Брук М. Гиперконкурфеенция: характерные особенности. - М.,2012. - 475 с.
4. Джеффри Лайкер. Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира /Пер. с англ. - М.: Альпи-на Бизнес Букс,2005. - 402 с.
5. Кошкина И.А., Шайхеева Д.Х. Машиностроение как фактор экономической безопасности //Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2014. - №29. - С.180-185
6. Мажигова Е.М., Мисаков В.С., Гоова Р.Х. Систематизация принципов стратегического управления предприятиями //Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2007. - Т. 5. - № 4-2. - С. 152-155.
7. Мисаков В.С. Новые формы экономической работы в строительстве. - Нальчик, 1986.
8. Мисаков В.С. Развитие финансового анализа на стадии инвестирования //Вопросы статистики. - 2002. - №
2. - С. 47.
9. Мисаков В.С., Гертер И.К. Критерии и показатели устойчивого развития территорий //В сборнике: Системный кризис на Северном Кавказе и государственная стратегия развития макрорегиона. Материалы Всероссийской научной конференции. Ответственный редактор Г.Г. Матишов, 2011. - С. 190-193.
10. Мисаков В.С., Дзагоева И.Т., Кушбокова Р.Х. Особенности управления агропромышленным комплексом депрессивного региона //Terra Economicus. - 2009. -Т.7. - № 3-2. - С. 247-251.
11. Мисаков В.С., Дикинов А.Х., Куянцев И.А., Казанчева Х.К., Касаева Т.В., Сабанчиев А.Х., Мисаков А.В., Дикинова А.А. Некоторые подходы к обеспечению сбалансированного развития субъектов СКФО /Под научной редакцией Мисакова В.С.- Нальчик, 2016.
12. Мисаков В.С., Паршин А.Н. Малый бизнес как основа регионального развития //В сборнике: Национальные элиты и проблемы социально-политической и экономической стабильности. Материалы Всероссийской научной конференции. Ответственный редактор: Г.Г. Матишов,2009. - С. 215-218.
13. Мисаков В.С., Шахмурзов З.М., Ивазов А.Х. Составляющие и специфика потенциала перерабатывающих предприятий регионального АПК //Terra Economicus. - 2009. - Т. 7. - № 4-3. - С. 283-285.
14. Сергеев А. Проблемы и перспективы инновационного развития и повышения конкурентоспособности предприятий России //РИСК-ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2012. -№4. - С.118-122
15. Угурчиев О.Б, Аджигов М.Т. Кластерный подход в управлении эффективностью использования природ-но-ресурсной базы региона. //Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - №37. - С.32-36.
16. Угурчиев О.Б, Бероева З.М. Теория менеджмента. - М., 2016.
17. Угурчиев О.Б, Гатагажев Б.М. Состояние и тенденции развития регионального продовольственного рынка //Региональная экономика: теория и практика. - 2010. - №6.- С.21-24.
18. Угурчиев О.Б, Угурчиев Д.О. Методические аспекты региональной инвестиционной политики //Экономические науки. - 2011. - №85. - С.241-286.
19. Угурчиев О.Б, Угурчиев Д.О. Практика управления инвестициями в регионе и предложения по их совершенствованию (на примере Республики Ингушетия //В сборнике «Вузовское образование и наука»: Материалы региональной научно- практической конференции, 2009. - С. 199-202.
20. Угурчиев О.Б, Угурчиева Р.О. Основные подходы к формированию критериев эффективности управления //В сборнике «Вузовское образование и наука»: Материалы региональной научно- практической конференции, 2007. -С.193-196
21. Угурчиев О.Б, Угурчиева Р.О. Основы государственного и муниципального управления. - М., 2016.
22. Угурчиев О.Б, Угурчиева Р.О.Некоторые подходы к анализу факторов реструктуризации управления хозяйствующими субъектами АПК //Экономика и предпринимательство. - 2016. - №7(72). - С.700-703
23. Чикатуева Л.А., Тоторкулов Ш.М., Мисаков В.С. Системный анализ прогнозных оценок показателей эффективности деятельности предприятий малого бизнеса //Terra Economicus. - 2012. - Т. 10. - № 1-3. - С. 137-141.
24. Шихабахов Т.А., Акежев А., Канихов А.С., Мисаков В.С. Формирование стратегии как фактора повышения конкурентоспособности предприятия //Экономические науки. - 2012. - № 86. - С. 157-161.
25. Довтаев С.-А.Ш. Конкурентоспособность и конкуренция как ориентиры эффективности производства // Вестник академии знаний. - 2018. - № 27 (4). - С. 99-103.
26. Шибиченко Г.И. Особенности управления бизнесом российских компаний в условиях санкционного режима европейских государств // Вестник академии знаний. - 2018. - № 26 (3). - С. 273-277.
Sources:
1. Avdasheva S., Yastrebova O. State support in the regions: state and problems of reorganization. // Issues of economics. -2011. - No. 5. - p. 42-54
2. Amosov A.N. About the scenario of modernization and innovative development of Russian industry. - M.: Institute of Economics, RAS, 2012
3. Brooke M. Hypercompetition: salient features. - M., 2012. - 475 p.
4. Jeffrey Liker. Toyota: 14 principles of management of a leading company in the world / Transl. from English - M .: Alpina Business Books, 2005. - 402 s.
5. Koshkina I.A., Shaikheeva D.Kh. Engineering as a factor of economic security // Modern trends in economics and management: a new look. - 2014. - No. 29. - S.180-185
6. Mazhigova E.M., Misakov V.S., Goova R.Kh. Systematization of the principles of strategic enterprise management // Economic Bulletin of Rostov State University. - 2007. - T. 5. - No. 4-2. - S. 152-155.
7. Misakov V.S. New forms of economic work in construction. - Nalchik, 1986.
8. Misakov V.S. The development of financial analysis at the investment stage // Statistics. - 2002. - No. 2. - S. 47.
9. Misakov V.S., Herter I.K. Criteria and indicators of sustainable development of territories // In the collection: Systemic crisis in the North Caucasus and the state development strategy of the macroregion. Materials of the All-Russian Scientific Conference. Executive Editor G.G. Matishov, 2011 .-- S. 190-193.
10. Misakov V.S., Dzagoeva I.T., Kushbokova R.Kh. Management features of the agro-industrial complex of the depressed region // Terra Economicus. - 2009. -T.7. - No. 3-2. - S. 247-251.
11. Misakov V.S., Dikinov A.Kh., Kuyantsev I.A., Kazancheva H.K., Kasaeva T.V., Sabanchiev A.Kh., Misakov A.V., Dikinova A.A. Some approaches to ensuring the balanced development of subjects of the North-Caucasian Federal District / Under the scientific editorship of Misakov V.S.- Nalchik, 2016.
12. Misakov V.S., Parshin A.N. Small business as the basis for regional development // In the collection: National elites and problems of socio-political and economic stability. Materials of the All-Russian Scientific Conference. Executive Editor: G.G. Matishov, 2009. - S. 215-218.
13. Misakov V.S., Shakhmurzov Z.M., Ivazov A.Kh. Components and specifics of the potential of processing enterprises of the regional agro-industrial complex // Terra Economicus. - 2009. - T. 7. - No. 4-3. - S. 283-285.
14. Sergeev A. Problems and prospects of innovative development and improving the competitiveness of Russian enterprises // RISK resources, information, supply, competition. - 2012.-№4. - S.118-122
15. Ugurchiev O.B., Adzhigov M.T. The cluster approach to managing the effectiveness of using the region's natural resource base. // Regional economy: theory and practice. - 2009. - No. 37. - S. 32-36.
16. Ugurchiev O.B., Beroeva Z.M. Management theory. - M., 2016.
17. Ugurchiev O.B., Gatagazhev B.M. The state and development trends of the regional food market // Regional Economics: theory and practice. - 2010. - No. 6.- S.21-24.
18. Ugurchiev O.B., Ugurchiev D.O. Methodological aspects of regional investment policy // Economic Sciences. - 2011. -No. 85. - S.241-286.
19. Ugurchiev O.B., Ugurchiev D.O. The practice of investment management in the region and suggestions for their improvement (for example, the Republic of Ingushetia // In the collection "Higher education and science": Materials of the regional scientific and practical conference, 2009. - S.199-202.
20. Ugurchiev O.B., Ugurchiev R.O. The main approaches to the formation of management performance criteria // In the collection "University Education and Science": Materials of the regional scientific and practical conference, 2007. - P.193-196
21. Ugurchiev O.B., Ugurchiev R.O. Fundamentals of state and municipal government. - M., 2016.
22. Ugurchiev O.B., Ugurchieva R.O. Some approaches to the analysis of factors of restructuring management of economic entities of the agro-industrial complex // Economics and Entrepreneurship. - 2016. - No. 7 (72). - S.700-703
23. Chikatueva L.A., Totorkulov Sh.M., Misakov V.S. System analysis of forecast estimates of performance indicators of small businesses // Terra Economicus. - 2012. - T. 10. - No. 1-3. - S. 137-141.
24. Shihabakhov T.A., Akezhev A., Kanikhov A.S., Misakov V.S. Formation of a strategy as a factor in increasing the competitiveness of an enterprise // Economic Sciences. - 2012. - No. 86. - S. 157-161.
25. Dovtaev S.-A.S. Competitiveness and competition as guidelines for production efficiency // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018. - No. 27 (4). - S. 99-103.
26. Shibichenko G.I. Features of business management of Russian companies in the conditions of the sanctions regime of European states // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018. - No. 26 (3). - S. 273-277.
DOI: 10.24411/2304-6139-2020-00046
А.И. Уткин - магистрант экономического факультета, кафедра экономического анализа и бухгалтерского учета, Ивановский государственный университет, alexeyutkin98@mail.ru,
A.I. Utkin - Master Student of the Faculty of Economics, Economic Analysis and Accounting Department, Ivanovo State University;
Е.В. Шитик - доцент кафедры экономического анализа и бухгалтерского учета, к.т.н., Ивановский государственный университет, shitik_65@mail.ru,
E.V. Shitik - Associate Professor of Economic Analysis and Accounting Department, Ph.D. in Technical Sciences, Ivanovo State University.
РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОГО КЛАСТЕРА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ELABORATION AND SUBSTANTIATION OF THE BALANCED SCORECARD FOR ASSESSING THE