Научная статья на тему 'ГЛАВЕНСТВУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ В КОНСТИТУЦИИ УКРАИНЫ, СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ'

ГЛАВЕНСТВУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ В КОНСТИТУЦИИ УКРАИНЫ, СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
24
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ / ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ / ПРИНЦИПЫ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / RIGHT TO HEALTH PROTECTION / BASIC PROVISIONS / PRINCIPLES / COMPARATIVE ANALYSIS / FOREIGN EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Швец Юрий Юрьевич

Статья посвящена проведению сравнительного исследования основных положений права человека на охрану здоровья в Конституции Украины и конституциях некоторых зарубежных стран. Проведен анализ содержания основных положений права человека на охрану здоровья в Конституции Украины; охарактеризовано содержание основных положений данного права в конституциях некоторых стран-членов Европейского Союза. На основании проведенного сравнительного анализа сделан вывод о направлениях дальнейшего развития основных положений права на охрану здоровья в Украине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DOMINANT PROVISIONS OF THE HUMAN RIGHT TO HEALTH IN THE CONSTITUTION OF UKRAINE, A COMPARATIVE STUDY

The article is devoted to a comparative study of the main provisions of the human right to health protection in the Constitution of Ukraine and the constitutions of some foreign countries. The analysis of the content of the main provisions of the human right to health protection in the Constitution of Ukraine; The content of the main provisions of this law in the constitutions of some member states of the European Union is described. Based on the comparative analysis, a conclusion is drawn on the directions for the further development of the main provisions of the right to protect health in Ukraine.

Текст научной работы на тему «ГЛАВЕНСТВУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ В КОНСТИТУЦИИ УКРАИНЫ, СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ»

5. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО; КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС; МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.02)

5.1. ГЛАВЕНСТВУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ В КОНСТИТУЦИИ УКРАИНЫ, СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

©Швец Юрий Юрьевич, кандидат экономических наук, доцент; ORCID 0000-0002-6557-14-16, Scopus 50162531900, SPIN-код: 7942-1891

Место работы: Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН Финансовый университет при Правительстве РФ

jurijswets@yahoo.com

Аннотация: статья посвящена проведению сравнительного исследования основных положений права человека на охрану здоровья в Конституции Украины и конституциях некоторых зарубежных стран. Проведен анализ содержания основных положений права человека на охрану здоровья в Конституции Украины; охарактеризовано содержание основных положений данного права в конституциях некоторых стран-членов Европейского Союза. На основании проведенного сравнительного анализа сделан вывод о направлениях дальнейшего развития основных положений права на охрану здоровья в Украине.

Ключевые слова: право на охрану здоровья, основные положения, принципы, сравнительный анализ, зарубежный опыт.

ВВЕДЕНИЕ

Право на охрану здоровья является одним из фундаментальных прав человека, которое признается конституциями многих стран мира, в том числе Украины. Однако основные положения этого права в Конституции Украины и конституциях зарубежных государств хотя и имеют некоторые общие черты, что, как правило, признано на наднациональном (международном) уровне, но в основном они имеют свои особенности, обусловленные спецификой правовой системы, общественного сознания и конституционной модели соответствующего государства.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Конституционные принципы отличаются устойчивостью и основополагающим характером, однако, это не исключает их динамичного развития и эволюции, что связано с изменением социально-экономических, политико-правовых и других условий. В Украине сейчас идет процесс евроинтеграции, который затрагивает различные сферы общественной жизни, в том числе сферу здравоохранения.

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Поэтому с целью дальнейшей гармонизации национального законодательства с правом Европейского Союза (далее - ЕС) необходимо провести сравнительное исследование основных положений права на охрану здоровья в Конституции Украины и конституциях стран-членов ЕС, определить перспективные направления развития этих положений в Украине.

Некоторые вопросы определения понятия и системы принципов права на охрану здоровья в Украине и зарубежных странах, исследовали такие ученые, как Ю.М. Бисага, Д.М. Белов, Р.М. Богачев, А. В. Бондарь, С.Б. Булеца, Д.В. Карамышев, А.В. Клименко, С. Рыжий, М.В. Свечение, И.Я. Сенюта, М.В. Певец и другие. Однако значительная часть научных исследований посвящена освещению лишь отдельных аспектов в этой сфере, в частности принципов финансирования системы здравоохранения (Р.М. Богачев, О. Клименко и др.), Основ управления этой системой (С.А. Рыжий и др.) и др. Ком-

плексных, современных исследований, основанных на сравнительном анализе основных положений права на охрану здоровья в Конституции Украины и конституциях стран-членов ЕС, почти не проводилось.

Именно поэтому целью статьи является проведение сравнительного исследования основных положений права на охрану здоровья в Конституции Украины и конституциях стран-членов ЕС.

Право на охрану здоровья является одним из основополагающих конституционных прав лица, которое в соответствии со ст. 49 Конституции Украины [1], включая целую систему возможностей, признанных и гарантированных государством. При этом основные положения права на охрану здоровья позволяют охарактеризовать его с точки зрения принадлежности к естественным правам и одного из важнейших элементов в структуре социально-правового статуса человека.

Право на охрану здоровья является универсальным, поскольку по своей природе принадлежит одновременно к естественным, то есть неотчуждаемых, принадлежащих от рождения, и социально-экономических прав. Универсальный характер права на охрану здоровья из условий неоднородности структуры его содержания.

И.Я. Сенюта в структуру естественного права человека на охрану здоровья относит следующие элементы:

1. Жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья;

2. Запрет пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, в частности ни одно лицо не может быть без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам;

3. Снижение уровня мертворождаемости и детской смертности, и здорового развития ребенка;

4. Улучшение всех аспектов гигиены внешней среды и гигиены труда в промышленности;

5. Предотвращения и лечения эпидемических, эндемических, профессиональных и других болезней и борьбе с

ГЛАВЕНСТВУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ В КОНСТИТУЦИИ УКРАИНЫ, СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Швец Ю. Ю.

ними;

6. Медицинскую помощь;

7. Консультативные и образовательные услуги;

8. Справедливые и благоприятные, безопасные и здоровые условия труда;

9. Охрану материнства;

10. Защита детей и молодежи в сфере здравоохранения [2, с. 182].

Указанные элементы не являются исчерпывающими, однако они составляют основополагающие содержание права на охрану здоровья. Учитывая универсальный характер этого права, необходимо уточнить, что основные положения (принципы), которые лежат в его основе, одновременно принадлежат к системе личных, общественных, социально-экономических и политических конституционных принципов. При этом иерархичность и способ определения этих принципов в конституциях различных государств зависит от того, какая конституционная модель принята в той или иной стране.

Так, М.В. Свечение в монографии отмечает, что закрепление основных ценностей в основном законе зависит от особенностей конституционной модели (ученый выделяет либеральную, либерально-демократическую, социальную, этатистскую модели), проявляется и в особенностях средств их правовой защиты. Согласно либеральной модели, конституционные ценности основываются на идее минимизации державного вмешательства в частную автономию индивида. Либерально-демократическая конституционная модель предполагает сочетание идеи минимального вмешательства в частную автономию с признанием необходимости легитимации публично-властных институтов на демократических началах. Социальная модель конституции определяет параметры функционирования социального государства. Этатистская конституционная модель основывается на идее легитимности вмешательства государства в частную автономию и является выражением номинального конституционализма. По мнению ученого, украинский конституционализм по своему характеру является переходным между либерально-демократическим и социальным [3, с. 138-141].

Можно согласиться с приведенным мнением и отметить, что такой переход сопровождается усилением роли самоуправления, в том числе в сфере управления системой здравоохранения, изменением подходов к основам финансирования этой отрасли. В то же время, несмотря на разнородность мировых конституционных моделей, необходимо выделить наиболее универсальные принципы-ценности, которые признаны на международном уровне, в связи с чем определены в конституционном законодательстве большинства стран Европы и США.

В частности, согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ) [4], к таким принципам можно отнести:

1. Доступность медицинской помощи;

2. Равенство - равный доступ к медицинским услугам, независимо от расы, вероисповедания, политических взглядов и т.д.;

3. Приоритетность - право на охрану здоровья рассматривается как один из самых приоритетных направлений государственной деятельности, а сохранение общественного здоровья является основным фактором в достижении мира и безопасности;

4. Общедоступность научных достижений в области медицины равной степени для всех стран мира;

5. Эффективность - право человека на получение квалифицированной профильной медицинской помощи;

6. Особенность защиты здоровья ребенка;

7. Сотрудничество общества и государства в сфере охраны здоровья;

8. Ответственность государства за состояние общественного здоровья;

9. Уважение достоинства и запрет на проведение медицинских опытов без согласия человека.

Большинство из указанных принципов отражено в ст. 49 Конституции Украины, детализировано в ст. 4 Основ законодательства Украины о здравоохранении. Основными принципами, согласно этой статье, являются:

- признание здравоохранения приоритетным направлением деятельности общества и государства;

- соблюдение прав и свобод гражданина в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с ними государственных гарантий;

- гуманистическая направленность;

- равноправие граждан;

- соответствие задачам и уровню социально-экономического и культурного развития общества, научная обоснованность, материально-техническая и финансовая обеспеченность;

- ориентация на современные стандарты здоровья и медицинской помощи;

- предохранительно-профилактический характер;

- многоукладность экономики здравоохранения и многоканаль-ность ее финансирования;

- децентрализация государственного управления [5].

Итак, национальные конституционные принципы в целом отражают основополагающие ценности, признанные международным правом. Поэтому различия в понимании основных положений права на охрану здоровья в различных государствах необходимо искать не в них, а в тех подходах, применяемых этими государствами при определении их сущности, соответственно, средствах обеспечения их реализации. В связи с этим целесообразно обратиться к проведению сравнительного анализа именно подходов, принятых в конституциях различных стран (прежде всего государств-членов ЕС), к пониманию содержания соответствующих основных положений права человека на охрану здоровья.

Так, один из самых разноплановых подходов в исследуемой сфере проявляется в понимании принципов доступности, равенства и тесно связанного с ними принципа эффективности медицинской помощи. Данная разноплановость выражается прежде всего в различных моделях финансирования мероприятий по охране здоровья.

В специальной научной литературе выделяют три основные системы финансирования здравоохранения:

1. Государственная (бюджетная, модели Семашко и Бевериджа): в финансировании здравоохранения приоритетное значение имеют средства государства и местных бюджетов (50-90%);

2. Страховая (социально-страховая, модель Бисмарка): здравоохранение финансируется преимущественно за счет средств страховых фондов, созданных государством на принципах социального страхования (обязательность и солидарность)

3. Частная (частнострахования, рыночная, платная, американская модель): в основу положено финансирование медицинских услуг за счет средств граждан и субъектов хозяйствования непосредственно [6, с. 25-26].

Во многих странах мира (странах ЕС, США, Канады, Австралии, Японии, Финляндии и т.д.) государственное управление здравоохранением осуществляется на основе медицинского страхования (государственного и

частного). Причем, как отмечают некоторые авторы со ссылкой на выводы ВОЗ, этот принцип рассматривается как один из наиболее эффективных путей реформирования здравоохранения, особенно в условиях экономического кризиса, когда финансирование этой отрасли из бюджета для государства является непосильным. По экспертным оценкам ВОЗ, медицинское страхование признано лучшим в мире подходом к организации медицинского обслуживания [7, с. 159].

При этом, принцип доступности и равенства медицинской помощи при таком подходе обеспечивается частичным или полным (в определенных случаях) государственным финансированием соответствующих медицинских услуг.

Например, в Конституции Италии говорится, что государство гарантирует бесплатное лечение для неимущих [8];

Конституция Бельгии провозглашает право каждого на социальное страхование, здравоохранение, социальную, медицинскую помощь [9];

в Конституции Болгарии говорится, что граждане имеют право на страхование здоровья, гарантирует им доступную медицинскую помощь, и на бесплатное медицинское обслуживание в условиях и в порядке, определенных законом.

При этом к источникам финансирования здравоохранения в Болгарии зачислены средства государственного бюджета, работодателей, за счет личных и коллективных взносов по социальному страхованию и из других источников на условиях и в порядке, определенных законом [10] и т.д.

Итак, во многих странах-членах ЕС введено обязательное и добровольное социальное страхование, то есть организованная социально-страховая модель финансирования системы здравоохранения. При таких условиях уровень финансирования медицинских учреждений, а также научных разработок в области медицины находится на достаточно высоком уровне, в чем усматривается прямая связь с реализацией принципа эффективности медицинских услуг.

Между тем, нельзя обойти вниманием и некоторые обратные моменты, которые содержит частично оплата система здравоохранения. В частности, А.В. Клименко справедливо указывает на то, что результатом такой системы достаточно часто становится диспаритет в результатах лечебных мероприятий, связанный с уровнем доходов пациентов. Подобная ситуация характерна для многих стран, где богатые могут платить больше и получать более качественное лечение. Однако, по мнению ученого, заявленная цель - обеспечить всем гражданам абсолютно равный доступ к медицинским услугам - в основном остается недостижимой даже в рамках управляемой государством системы здравоохранения [11, с. 71]. Поэтому говорить об абсолютном преимуществе социально-страхового принципа финансирования системы здравоохранения нельзя, а тем более утверждать, что при условии применения такого принципа никоим образом не нарушаются такие основополагающие ценности, как доступность и равенство в медицинской помощи.

Однако было бы ошибочным утверждать, что во всех государствах, которые традиционно относятся к странам с развитой экономикой, финансирование системы здравоохранения организовано по социально-страховым или частным принципам.

Например, в Великобритании, которая признана одной

из наиболее развитых во многих отношениях стран мира, финансирование системы здравоохранения построено по модели Бевериджа, то есть финансируется из средств налогоплательщиков, система считается бесплатной для всех. Полисы медицинского страхования отсутствуют, и любой человек, легально работает в Великобритании, может воспользоваться услугами системы здравоохранения. NHS (National Health Service) - это общее название трех систем охраны здоровья: Англии, Шотландии и Уэльса. Несмотря на это, Великобритания - страна с одной из самых лучших сегодня систем здравоохранения в мире [12, с. 4-5]. Этот факт позволяет констатировать, что уровень финансирования непосредственно влияет на реализацию принципа эффективности медицинских услуг, однако прямой зависимости между принятой в государстве моделью финансирования системы здравоохранения и ее эффективностью нет. Иными словами, обеспечить достаточно высокий уровень финансирования системы здравоохранения и, следовательно, повысить ее эффективность может быть и за сохранение значительной доли бюджетного финансирования, не исключая, при этом, финансирование из других источников.

В отличие от большинства стран-членов ЕС, в Украине реализация принципов равенства и доступности медицинской помощи достигается преимущественно за счет утверждения бесплатной медицины, которая гарантированно предоставляется в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения, а также недопущением сокращения сети этих учреждений. На этом основании возникает вполне очевидный вопрос о том, какие причины лежат в основе недостаточной эффективности здравоохранения в Украине.

По этому поводу необходимо отметить, что в Великобритании государственная медицина сохраняется, то есть право присвоения лечебных учреждений остается за государством, но они получают статус юридического лица, превращаются в экономический субъект (некоммерческое предприятие), им делегируется право распоряжения и управления собственностью. В качестве примера могут служить системы здравоохранения Великобритании, Швеции, Финляндии, Новой Зеландии [13, с. 41]. Медицинские учреждения в этих государствах являются субъектами хозяйствования, наделяет их более широкими правами по распоряжению и распределению финансовых ресурсов, поступающих из бюджета и других источников.

Следовательно, для повышения эффективности финансирования здравоохранения в Украине необходимо оптимизировать перераспределение финансовых ресурсов, поступающих из бюджетов различных уровней, не исключая другие источники финансирования - добровольные страховые фонды, благотворительные спонсорские взносы. Ключевую роль при этом должно сыграть усиление мер по предотвращению коррупции, противодействия другим злоупотреблениям в этой сфере. Важным основополагающим положением права на охрану здоровья в странах-членах ЕС является его резистентная направленность, которая выражается в запрете проведения принудительных медицинских опытов над человеком, а также применении мер медицинской помощи в пределах, которые не посягают на человеческое достоинство (ст. 32 Конституции Италии [8], ст. 39 Конституции Польши [14], ст. 52 Конституции Болгарии [10] и т.д.). Этот принцип признается также в Конституции Украины, однако относится к элементу не права на охрану здоровья, а права на уважение человеческого достоинства (ст.

ГЛАВЕНСТВУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ В КОНСТИТУЦИИ УКРАИНЫ, СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Швец Ю. Ю.

28 Конституции Украины).

Также в гуманистических принципах права на охрану здоровья в европейских странах зачислены этические требования к врачам и другим работникам учреждений здравоохранения, право пациентов на информацию о состоянии своего здоровья, обеспечение конфиденциальности такой информации и тому подобное. В связи с этим, справедливым представляется предложение С.Б. Булеца, что для урегулирования всех проблем, возникающих в сфере здравоохранения, оказания медицинской помощи, в Украине обязательно нужно принять Закон Украины «О правах пациентов в Украине», где бы также закреплялись этические требования к врачам, как это сделано в Венгрии [15, с. 43].

Обсуждение выводов. Итак, по результатам проведенного сравнительного анализа можно сделать вывод, что большинство основных положений права на охрану здоровья, которые признаны международными организациями (прежде всего ВОЗ) и конституциями многих стран мира, воплощено в положениях Конституции Украины. Однако все эти принципы реализуются в полной мере на практике, в частности, речь идет о таких из них, как доступность, равенство и эффективность медицинской помощи. Решение этой проблемы требует комплексного подхода, который предполагает не только изменение концепции финансирования системы здравоохранения, оптимизации перераспределения финансовых ресурсов, но и возможность применения действенных мер по противодействию коррупции в медицинской сфере, повышение квалификации медицинских работников, привлечение при необходимости компетентных менеджеров для руководства медицинских учреждений и тому подобное.

Заключение. Кроме того, дальнейшее развитие принципов права на охрану здоровья в Украине может быть направлено на детализацию прав пациентов, что требует принятия специального закона в этой сфере (решение проблемы информационных прав, права выбирать врача, закрепление этических требований к медицинским работникам и т.п.); расширение источников финансирования системы здравоохранения за счет привлечения добровольных фондов социального страхования, их популяризация среди населения (обеспечение их финансовой стабильности и надежности) развитие форм сотрудничества органов управления здравоохранением и общественных организаций в различных сферах.

Список литературы:

1. Богачев Р.М. Порiвняльний аналiз принцитв фЫансування медичноТ rany3i в УкраТн та деяких краТнах CBiTy // Всник НАДУ 2013. № 4. С. 24-30.

2. Булеца С.Б. Деяк аспекти поняття права на охорону здо-ров'я, медичну допомогу та бюетики в УкраМ, Словаччин та Угорщин // Медичне право УкраТни: проблеми становлення та ро-звитку: матерiали I ВсеукраТнськоТ науково-практичноТ конферен-цп 19-20.04.2007, г. Львов. 2007. С. 38-44.

3. Камнська Т.М. Уроки зарyбiжних краТн для реформування охорони здоров'я в УкраТн // Економiчна теорiя та право. 2015. № 1 (20). С. 39-50.

4. Клименко О.В. Система охорони здоров'я та медичне страхування у Францп // 1нвестицп: практика та досвщ. 2011. № 10. С. 69-71.

5. Конституция Бельгии от 17 февраля 1994 г. (Электронный ресурс) Режим доступа http://www.urzona.com /¡ndex.php?catjd=65:2010-07-22-19-48- 30&i6=454:—17~ (дата доступа 18.07.2017).

6. Конституция Италии от 22 декабря 1947 г. Электронный ресурс. Режим доступа https://worldconstitutions.ru /?р=148 (дата доступа 20.07.2017).

7. Конституция Польской Республики от 2 апреля 1997 г. Электронный ресурс Режим доступа http://www.concourt.am /armenian/legal_resources/world_ (дата доступа 22.07.2017).

8. Конституция Республики Болгарии от 13 июля 1991 г. (Электронный ресурс) Режим доступа http://www.krugosvet.ru /node/42735?page=0,0. (дата доступа 25.07.2017).

9. Конституця УкраТни: Основний Закон УкраТни вщ 28.06.1996 № 254к/96-ВР. (Электронный ресурс) Режим доступа: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/ (дата доступа 28.07.2017)

10. Литвиненко М.В. Принципи нацюнальноТ системи охорони здоров'я в УкраТн // Теорiя та практика державного управлЫня. 2015. Вип. 2 (49). С. 1-8.

11. Основы законодательства Украины об охране здоровья: Закон Украины от 19.11.1992 № 2801-XII. Электронный ресурс. Режим доступа.: http://zakon3.rada.gov.ua /laws/show/2801-12. (дата доступа 30.08.2017).

12. Савчин М.В. Конститyцiоналiзм i природа конституций моно-графiя. Ужгород: Полiграфцентр <сГфа», 2009. 372 с.

13. Сенюта 1.Я. Право людини на охорону здоров'я та його за-конодавче забезпечення в УкраМ дис. ... канд. юрид. наук: спец. 12.00.01. Львiв, 2006. 215 с.

14. Оташ Т. Медичне страхування та фЫансове забезпечення охорони здоров'я: в^чизняний та зарyбiжний досвщ // Науковий вюник Одеського нацюнального економiчного уыверситету. 2014. № 10. С. 149-162.

15. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения. Документ от 22.07.1946. Электронный ресурс. Режим доступа .: http://zakon3.rada.gov.ua /laws/show/ 995_599. (дата доступа 23.08.2017).

THE DOMINANT PROVISIONS OF THE HUMAN RIGHT TO HEALTH IN THE CONSTITUTION OF UKRAINE, A COMPARATIVE STUDY

©Shvets Yuri Yu., PhD in Economics, Associate Professor

Place of employment: Institute of Management Problems V.A. Trapeznikov RAS. Financial University under the Government of the Russian Federation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

jurijswets@yahoo.com

Abstract: the article is devoted to a comparative study of the main provisions of the human right to health protection in the Constitution of Ukraine and the constitutions of some foreign countries. The analysis of the content of the main provisions of the human right to health protection in the Constitution of Ukraine; The content of the main provisions of this law in the constitutions of some member states of the European Union is described. Based on the comparative analysis, a conclusion is drawn on the directions for the further development of the main provisions of the right to protect health in Ukraine.

Keywords: right to health protection, basic provisions, principles, comparative analysis, foreign experience.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.