Научная статья на тему 'Природа конституционного права человека на охрану здоровья: правовой и социальный аспект на примере выбранной страны'

Природа конституционного права человека на охрану здоровья: правовой и социальный аспект на примере выбранной страны Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
223
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ / ПРАВА ПАЦИЕНТА / ПРАВО НА МЕДИЦИНСКУЮ ИНФОРМАЦИЮ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УКРАИНЫ О ЗДРАВООХРАНЕНИИ / ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРАВ НА ЗДОРОВЬЕ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ / RIGHT TO HEALTH PROTECTION / THE HUMAN RIGHT TO HEALTH PROTECTION / THE RIGHTS OF A PATIENT / THE RIGHT TO MEDICAL INFORMATION / THE LEGISLATION OF UKRAINE ON HEALTHCARE / THE CONSOLIDATION OF THE RIGHT TO HEALTH IN INTERNATIONAL LEGAL ACTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Швец Юрий Юрьевич

В данной статье анализируется сущность правовой и социальной природы права человека на охрану здоровья. Раскрываются содержание и взаимосвязь конституционных и социальных прав человека на охрану здоровья и медицинскую помощь. Целью статьи является научно-теоретическое исследование правовой и социальной природы права на охрану здоровья сегодняшних условиях на основании концептуальных теоретико-правовые проблемы в понимании Конституции Украины Сделан вывод о неотделимости права на охрану здоровья от права на безопасную окружающую среду и безопасные условия труда как социальной основы поддержания здоровой нации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The nature of the constitutional human right to health care: a legal and social aspect on the example of the selected country

This article analyzes the essence of the legal and social nature of the human right to health protection. The content and relationship of constitutional and social human rights to health protection and medical care are revealed. The purpose of the article is a scientific and theoretical study of the legal and social nature of the right to health protection in today's conditions based on conceptual theoretical and legal problems in the understanding of the Constitution of Ukraine It is concluded that the right to health care is inseparable from the right to a safe environment and safe working conditions as the social basis for maintaining a healthy nation.

Текст научной работы на тему «Природа конституционного права человека на охрану здоровья: правовой и социальный аспект на примере выбранной страны»

Природа конституционного права человека на охрану здоровья: правовой и социальный аспект на примере выбранной страны

Швец Юрий Юрьевич

к.э.н., доцент, Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН Финансовый университет при Правительства РФ, jurijswets@yahoo.com

В данной статье анализируется сущность правовой и социальной природы права человека на охрану здоровья. Раскрываются содержание и взаимосвязь конституционных и социальных прав человека на охрану здоровья и медицинскую помощь. Целью статьи является научно-теоретическое исследование правовой и социальной природы права на охрану здоровья сегодняшних условиях на основании концептуальных теоретико-правовые проблемы в понимании Конституции Украины Сделан вывод о неотделимости права на охрану здоровья от права на безопасную окружающую среду и безопасные условия труда как социальной основы поддержания здоровой нации. Ключевые слова: право на охрану здоровья, права человека на охрану здоровья, права пациента, право на медицинскую информацию, законодательство Украины о здравоохранении, закрепления прав на здоровье в международных правовых актах.

Основополагающую роль в системе источников права социального обеспечения занимает Конституция как Основной Закон. Конституции стран СНГ, как правило, использует опыт других государств, выстраивает национальную систему источников права на основе Конституции - анализируя развитие политико-правовой мысли о гарантиях прав и свобод человека и гражданина, акцентировал на том, что Основной Закон страны рассматривается с социальной, политичной и юридической позиций: по социальной - как проявление общественного согласия, свободы всех членов украинского общества, своеобразный договор, занимается созданием основ стабильности в государстве, а также для развития и становления каждого человека; с политической - как основа осуществления государственной власти, ее функционирования согласно принципу разделения единой государственной власти на ветви; с юридической - как нормативно-правовой акт, который имеет наивысшую юридическую силу и прямо регулирует общественные отношения в различных сферах жизни государства, закрепляет основы правовой системы [2, с. 11]. Мы поддерживаем эту позицию, дополнив ее, учитывая предмет исследования статьи, тезисом, что именно в таких составляющих элементах и проявляется социально-правовая природа конституционного права человека на охрану здоровья.

Целью статьи является научно-теоретическое исследование правовой и социальной природы права на охрану здоровья в сегодняшних условиях. Концептуальные теоретико-правовые проблемы в понимании Конституции Украины в системе источников права социального обеспечения исследовались в трудах таких ученых, как: М. Гуренко, А. Яро-шенко, Ю. Кундеев, А. Романова но др. В то же время, учитывая актуальность и важность конституционной реформы, объективную необходимость развития системы источников права социального обеспечения в новых условиях осуществления демократических преобразований, развития гражданского общества, данная проблематика не только не потеряла актуальности, а приобрела важное значение как составляющая социальных изменений.

А. Ярошенко резюмирует, что Основной Закон страны рассматривается комплексно с трех различных позиций [3, с. 11]. Определенный подход ярко отражает основные сущностные характеристики Конституции, подчеркивая ее социально-правовую ценность.

Изучение социальной природы права на охрану здоровья тесно связано с определением самого понятия «здоровье человека». В научной литературе

5

гп

о

а

Н

А У

т; А

X <¡2 СП

0 сч сч

01

есть разные толкования этого термина, сделанных по определенным методических и теоретических позиций. Отправным пунктом для медико-социальной и правовой интерпретации здоровья является определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения, которое трактует его как «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов» [4] .

Однако, как справедливо отмечает часть 1 Конституции Российской Федерации и академик Ю. Кундиев, каждый «отдельный человек и народ в целом должны иметь не только конституционное, но и реальное право на охрану здоровья, ответственность за него лежит на обществе и государстве» [5]. Эта мысль актуальна и сейчас. Ведь, как указано в докладе Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека о состоянии и соблюдения прав и свобод человека и гражданина на Украине в 2016, по многочисленным жалобам граждан Украины о невозможности своевременно получить доступные медицинские услуги, лекарства и медицинские изделия, право на бесплатное которых гарантировано законодательством, свидетельствуют о полном разрушении и глубокий кризис медицинской отрасли создает реальную угрозу жизни людей, которым нужна медицинская помощь [6]. Поэтому вопрос поиска действенных механизмов полноценной реализации конституционного права человека на охрану здоровья остаются актуальными, в частности в контексте определения социально-правовой составляющей части этого права.

Растущий XXI в. растет спрос на социальную справедливость и конституционно-правовое ее обеспечения подталкивает к необходимости поиска новых подходов к реализации указанных прав, в свете снижающихся доходов населения. Подтверждением этого служат такие заявленные предметные конституционной ценности характеристики здоровья как:

1) универсальность и стабильность в связи с интересом всего общества к поддержанию здоровья;

2) само здоровье является благом, ценится всеми сторона отношений, а именно людьми, обществом и государством;

3) система мер по поддержанию здоровья, которая гарантируется не только государством, но и с помощью ресурсов всего общества.

Ценности, которые можно отнести к нормативным права на охрану здоровья имеет такие проявления:

- оказания направленного воздействия на установление права;

- аксиологическая определение гарантий уровней обеспечения выбранного права;

- достижение баланса конституционных прав (ценностей)и прав;

Понятие «охрана здоровья» имеет юридический смысл, поскольку оно закреплено в Конституции, полнее раскрывается в «Основах законодательства Украины о здравоохранении» и конкретизуется в отраслевом законодательстве.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь является нормой-принципом. Это право постоянно, что означает не просто возможность, а отношении в поставке услуг. Во время его осуществления возникают взаимоотношения общего, в которых не обозначены субъекты, с размытыми правами и обязанностями. В поле этих правоотношений вовлечены все граждане. В процессе реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь возникают конкретные правоотношения, вызывают определенные факты, случаи, споры и притязания. Например, в случае обращения за медицинскими услугами возникают прямые, обозначенные правоотношения, где субъектами выступают лечебное учреждение, врач, пациент, каждый из которых имеет специфические права и обязанности.

Комплексность регулирования прав и обязанностей в системе здравоохранения являются сложными, в связи с тем, что они регулируются нормами и конституционного права, и нормами гражданского, административного, уголовного, трудового права и др. Почти каждая отрасль украинского законодательства содержит нормы, регулирующие данные отношения. Это доставляет трудности субъектам правоотношений в применении соответствующих норм права. Причем эти субъекты правоотношений разнообразны: государство, граждане, учреждения и организации.

Сейчас оживились дискуссии о соматических прав. В комплекс таких прав следует включать исследователи обычно включают: право на трансплантацию органов и тканей, право на аборт, клонирование, искусственное репродуцирования, право на смерть. В этом смысле комплекс соматических прав дают человеку право распоряжаться своим телом по собственному усмотрению. Например, изменение пола связана с тем, что человек испытывает дискомфорт, выполняя тендерную роль, имманентно чужую ее внутреннему миру, что наносит ей психотравмы. Трансплантация органов и тканей человека непосредственно касается физического здоровья человека. Поэтому соматические права следует не рассматривать как самостоятельную группу, а привлечь к содержанию права на охрану здоровья как сделки. В большинстве определенных соматических прав, наряду с юридической природы права на охрану здоровья, проявляется такая его составляющая часть как социальная природа исследуемого нами конституционного права. Например, элементом социальной природы права на охрану здоровья является неотделимость у человека права на жизнь. При этом до сих пор не решен, и, наверное, скоро не будет решен определения начала и конца жизни человека, что связано с такими вопросами, как: аборты, эвтаназия и самоубийство. Сейчас в Украине отсутствует прямой запрет проводить искусственное прерывание беременности (аборты). Несмотря на это, в Верховной Раде Украины зарегистрирован проект Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ограничений по проведению операций искусственного прерывания бере-

менности (абортов) [7], согласно пояснительной записке к Закону формулировка расширяется понятием двойственности права, а именно дав право женщине решать самостоятельно вопрос о проведении аборта, в странах где это разрешено не учитывает право мужчины на отцовство (как часть репродуктивных прав человека). Некоторые организации, в основном не правительственные и религиозные отстаивают позицию, что свободное проведение абортов является нарушением права ребенка на жизнь, что обосновывается современной эмбриологией. При этом, право на репродуктивный выбор может иметь и экономические выгоды для некоторых видов бизнеса, а именно сбора и распространение материала «абортируемого». Именно охота за стволовыми клетками - эмбриональными или фетальными - толкает таких бизнесменов к агитации за проведение абортов среди населения.

Довольно интересным, учитывая возможного имплементирования, является опыт Нидерландов по решению вопроса о правовой и социальной природе абортов. Так, несмотря на доступность абортов, в Нидерландах низкий процент их осуществления. Согласно Акта об абортах, принятого в течение 1981-1984 гг., Проведение операции искусственного прерывания беременности правомерно при наличии следующих условий:

- прямые медицинские показания ("угроза здоровью");

- только женщина принимает решение;

- женщине дается пять дней на обдумывание;

- манипуляция разрешается только до двадцать второй неделе беременности) [8, с. 72-73].

Добавим, что законодательство большинства европейских стран позволяет свободное осуществление абортов по желанию женщины, а в Польше, Исландии, Финляндии, Люксембурге, Швейцарии, Испании, Португалии, Мальте, Кипре, Великобритании и Ирландии есть определенные законодательные ограничения.

Противоречивы взгляды и на эвтаназию как с медицинской и морально-этической, так и с правовой точек зрения. В Украине эвтаназия запрещена. Эвтаназия разрешена в некоторых европейских странах (в Нидерландах, Бельгии). При этом различают активную эвтаназию (помощь врача) и пассивную (неоказание помощи врачом в критической ситуации). Пассивная эвтаназия разрешена, например в Швейцарии, США и других странах.

Закрепление их конституционном прав на охрану здоровья накладывает на государство обязанность не только воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы индивида, а также заставляет создавать условия для использования этими правами. Реализация права для реализации права на охрану здоровья, как одного из компонентов социально-экономических прав, возможна только в правовом, социальном государстве.

Право на охрану здоровья относится к «положительных» прав человека. В структуру права на охрану здоровья входят такие правомочия:

• право на благоприятные условия жизнедеятельности, которые непосредственно влияют на состояние здоровья человека, а именно: право на благоприятную окружающую среду, право на благоприятные и безопасные условия труда, право на отдых, право на нормальные жилищные условия, право на полноценное и сбалансированное питание;

• право на социальное обеспечение при достижении определенного возраста и при болезни;

• право на полноту информации о факторах, влияющих на здоровье;

• право на благоприятные санитарно-эпидемиологические условия;

• право на медицинскую помощь в необходимом объеме, которая определяется установленном программой государственных гарантий;

• право при необходимости обращаться к правозащитнику субъектов.

Выводы. Исследование социальной и правовой природы конституционного права человека на охрану здоровья позволило нам рассмотреть здоровье как неотчуждаемое первостепенное благо человека, без которого в определенной степени теряет смысл многие другие блага. Кроме того, здоровье населения является одной из составных частей национальной безопасности государства. Именно в силу значимости этого блага государство и право охраняют его от неправомерных посягательств. Это характерно для всех демократических, правовых государств с развитым гражданским обществом. Именно поэтому право на охрану здоровья всегда будет рассматриваться сквозь призму права, особенно конституционного воплощения.

Условия развития прав на охрану здоровья в современной Украине заставляют по-другому определять приоритеты приоритеты и практику реализации конституционного права на охрану здоровья. Количество населения, которое не умеет воспользоваться полнотой своих прав растет, а условия оказания помощи меняются. Ведь право человека на здоровье является абсолютным неотъемлемым правом, которым она наделена от рождения, и оно занимает ведущее место во всей системе личных прав человека и гражданина [9, с. 220]. При обеспечении права человека на здоровье, как и любого другого права человека, надо, по нашему мнению, рассматривать субъектный компонент обеспечения, а именно государство, общество и человека, как основных субъектов обеспечения.

Право на охрану здоровья присущи все черты и особенности социальных прав: социальные права являются неотъемлемой частью системы неотчуждаемых прав человека; главной характерной чертой социальных прав является то, что они призваны обеспечивать личности удовлетворение важнейших жизненных потребностей, без которых не может быть и речи о нормальном существовании человека; без реализации этих прав невозможно построение социально ориентированного государства. Это те основные постулаты, соблюдение которых будет способствовать всесторонней реализации конституционного права на охрану здоровья.

5

гп

о

а

Н А

У

т; А

Литература

1. Конституция Украины: Основной закон Украины от 28.06.1996 г. № 254к/96-ВР [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/254%D0%BA/ 96-%D0%B2%Dl%80.

2. Гуренко М. Розвиток пол^ико-правовоТ думки про гаранти прав i свобод людини та громадянина: [монографiя] / М. Гуренко. - Киев: Логос, 2002. - 252 с.

3. Ярошенко О. Джерела трудового права УкраТни : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.05 / О. Ярошенко ; Нац. юрид. акад. УкраТни iм. Я. Мудрого. - Херсон., 2007. - 42 с.

4. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения : Международный документ от 22.07.1946 г [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://zakon2.rada.gov.ua/ laws/show/995_599.

5. Кундieв Ю. З висоти - с^мголов, або чому ре-форми охорони здоров'я е неефектив-ними? // Дзеркало тижня. - 2008. - № 1(680), 12 ачня. - с. 8.

6. Щорiчна доповщь Уповноваженого ВерховноТ Ради УкраТни з прав людини про стан дотримання прав i свобод людини i громадянина в УкраТн за 2016 рк [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://www.ombudsman.gov.ua/ua/page/secretariat/do cs/presentations/&page=3.

7. Про внесення змш до деяких законодавчих ак^в УкраТни щодо обмежень по проведенню опе-рацш штучного переривання ваптносп (абор^в): проектЗакону вщ 27.03.2017 р. №6239 [Елек-трон-ний ресурс]. -Режим доступу: http://wLd.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_Ppi3511 =61424.

8. Styczeh Т. Moralny fundament Europy czyli о cywikizaj zycia / T. Styczeh, S. Majdanski, C. Ritter // Moralny fundament Europy czyli о cywikizaj zycia. mat. Sympozjumu "O solidamosc rodziny narodów Europy", 13-14 maja, 2012 r. - Lublin, 2012. - S. 71-89.

9. Романова А. Забезпечення права людини на здоров'я: суб'ектний компонент / А. Рома-нова //Порiвняльно-аналiтичне право. -№4,- 2013. - С. 219-221.

Keywords: the right to health protection, the human right to health protection, the rights of a patient, the right to medical information, the legislation of Ukraine on healthcare, the consolidation of the right to health in international legal acts. References

1. Constitution of Ukraine: Basic Law of Ukraine of June 28, 1996 No.

254k / 96-BP [Electronic resource]. - Access mode: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/254%D0%BA/ 96-% D0% B2% Dl% 80.

2. Gurenko M. Rozvitok political and legal thoughts about the guarantee of rights and freedoms of people and the enormous: [monograph] / M. Gurenko. - Kiev: Logos, 2002 .-- 252 p.

3. Yaroshenko O. Dzherela labor law of Ukraine: author. dis. ... Dr.

jur. Sciences: 12.00.05 / O. Yaroshenko; Nat legal Acad. Ukraine im. I. Wise. - Kherson., 2007 .-- 42 p.

4. The Charter (Constitution) of the World Health Organization:

International document of 07/22/1946 [Electronic resource]. -Access mode: http://zakon2.rada.gov.ua/ laws / show / 995_599.

5. Kundiv Y. Z vasoti - strimgolov, but why should reform the protection of health 'ne eKTMB ineffective? // Mirror tizhnya. -2008. - No. 1 (680), 12 September. - from. 8.

6. Schorichna dopovid of the Supreme Supreme For the sake of

Ukraine from the rights of people about the state of pre-criminal rights and freedoms of people and the big man in Ukraine for 2016 r [Electronic resource]. - Access mode: http://www.ombudsman.gov.ua/ua/page/secretariat/docs/presen tations/&page=3.

7. About the introduction of the amendment before the deed of

legislative acts of Ukraine. Another way to carry out the operation of carrying out piece-wise reconfiguration of abnormality (abortion): draft Law of March 27, 2017, p. No. 6239 [Electronic resource]. -Access mode:

http://wl.cl.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_l?pi3511=61424.

8. Styczeh T. Moralny fundament Europy czyli about cywikizacj A

zycia / T. Styczeh, S. Majdanski, C. Ritter // Moralny fundament Europy czyli about cywikizacj A zycia. mat. Sympozjumu "O solidamosc rodziny narodow Europy", 13-14 maja, 2012 r. -Lublin, 2012 .-- S. 71-89.

9. Romanova A. Zabechechennya rights of people to health: sub-

component / A. Roma-nova // Socially-legal right. -№4, - 2013 .-- S. 219-221.

The nature of the constitutional human right to health care: a legal and social aspect on the example of the selected country Shvets Yu.Yu.

Financial University under the Government of the Russian Federation

This article analyzes the essence of the legal and social nature of the human right to health protection. The content and relationship of constitutional and social human rights to health protection and medical care are revealed. The purpose of the article is a scientific and theoretical study of the legal and social nature of the right to health protection in today's conditions based on conceptual theoretical and legal problems in the understanding of the Constitution of Ukraine It is concluded that the right to health care is inseparable from the right to a safe environment and safe working conditions as the social basis for maintaining a healthy nation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.