Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ'

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
152
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА / КОНСТИТУЦИЯ / RIGHT TO HEALTH PROTECTION / CONSTITUTIONAL RIGHTS / CONSTITUTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Швец Юрий Юрьевич

Статья посвящена проблеме уточнения содержания категории «право на охрану здоровья». Проанализировано содержательное и сущностное соотношение права на охрану здоровья с другими конституционными правами. На основании проведенного анализа сделан вывод, что «право на здоровье» является семантически шире по сравнению с понятием «право на охрану здоровья»; они соотнесены как общее и отдельное; «право на охрану здоровья» касается специфических проблем здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISM FOR THE IMPLEMENTATION OF THE CONSTITUTIONAL HUMAN RIGHT TO HEALTH CARE: THEORETICAL AND LEGAL ANALYSIS

The article is devoted to the problem of clarifying the content of the category “right to health protection". The substantial and essential correlation of the right to health protection with other constitutional rights is analyzed. Based on the analysis, it was concluded that the “right to health" is semantically broader in comparison with the concept of “the right to health protection"; they are correlated as general and separate; the “right to health" refers to specific health problems.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ»

Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ШВЕЦ Юрий Юрьевич,

к.э.н., доцент Института проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН Финансового университета при Правительстве РФ. E-mail: jurijswets@yahoo.com

Краткая аннотация: Статья посвящена проблеме уточнения содержания категории «право на охрану здоровья». Проанализировано содержательное и сущностное соотношение права на охрану здоровья с другими конституционными правами. На основании проведенного анализа сделан вывод, что «право на здоровье» является семантически шире по сравнению с понятием «право на охрану здоровья»; они соотнесены как общее и отдельное; «право на охрану здоровья» касается специфических проблем здравоохранения.

Abstract: The article is devoted to the problem of clarifying the content of the category "right to health protection". The substantial and essential correlation of the right to health protection with other constitutional rights is analyzed. Based on the analysis, it was concluded that the "right to health" is semantically broader in comparison with the concept of "the right to health protection"; they are correlated as general and separate; the "right to health" refers to specific health problems.

Ключевые слова: право на охрану здоровья, конституционные права, конституция.

Keywords: right to health protection, constitutional rights, constitution.

Вступление. Для практической реализации гарантированного конституциями многих государств права человека на охрану здоровья функционируют специальные механизмы, которые в некоторых государствах имеют свои особенности. От эффективности таких механизмов зависит полнота и качественность полученных лицом медицинских услуг, а также возможность использования других составляющих элементов права на охрану здоровья.

Для юридической науки традиционным является подход, согласно которому механизм реализации любого права представляет собой систему взаимодействующих между собой элементов правового, организационного, экономического и иного характера, которые в совокупности обеспечивают реальное, полное и эффективное выполнение всех элементов, составляющих содержание соответствующего права. То есть механизм выступает как движущая сила, которая обеспечивает преобразование статических, юридически определенных прав на реальные возможности.

Правовой природы и содержания права человека на охрану здоровья привлекали внимание многих исследователей. В нашей статье мы обратили внимание на труды ученных С. Булеца, 3. Гладуне, А. Федько, Л. Царенко. Среди зарубежных исследователей нами проработаны работы И. Гундарова, А. Кембела, В. Ларина. Кроме того, предметом научного исследования в данной статье были конституционные нормы ряда зарубежных стран.

Однако, следует заметить, что комплексных научных работ, посвященных проблеме терме-технологическую уточнения права человека на охрану здоровья в отечественной науке конституционного права не достаточно, что обусловливает актуальность представленной темы.

Постановка задачи. Целью статьи является проведение системного научно-правового анализа как научных подходов, так и норм национального и международного

законодательства, в том числе и конституционных норм зарубежных стран по определению и механизма реализации конституционного права человека на охрану здоровья.

Изложение основного материала. В правовой науке нет устоявшегося определения механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Ведь понятие «обеспечение» имеет широкое и многозначное толкование: это и создание надежных условий для осуществления чего-либо; и обеспечения чего-либо; и защита, охрана кого, что-нибудь от опасности [1, с. 85]. В связи с этим в юридической литературе используются различные терминологические словосочетания: «механизм обеспечения», «механизм реализации», «механизм осуществления», «механизм обеспечения» прав и свобод человека и гражданина.

Механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина является более широким понятием и охватывает «реализацию прав и свобод человека и гражданина», «охрану прав и свобод человека и гражданина», «защита прав и свобод человека и гражданина». Согласно приведенным основных доктринальных подходов к пониманию сущности исследуемой нами правовой категории, считаем, что конституционно-правовой механизм защиты права на охрану здоровья я - это система взаимосвязанных между собой элементов, задействованных в процессе защиты указанного права. Составляющими этого механизма являются: объект (правомочия), субъекты (органы государственной власти, институты гражданского общества, самих граждан), основания (юридические и фактический), принципы (общие и специальные), формы (судебные но не судебные ), гарантии защиты.

Конституционно-правовой механизм защиты прав и свобод осуществляется в двух основных формах, имеющих различные видовые реализации:

1) судебную защиту, который в зависимости от

субъекта, который осуществляет, делится на следующие виды: а) защита прав и свобод судами общей юрисдикции;

б) защита прав и свобод Конституционным Судом Украины;

в) защита прав и свобод Европейским судом по правам человека;

2) внесудебный защита, в зависимости от субъекта, который осуществляет, делится на следующие виды: а) государственный внесудебный защиту; б) защита прав и свобод органами местного самоуправления; в) защита общественными организациями и объединениями, профессиональными союзами; г) самозащита прав; г) защита прав и свобод международными организациями.

Объясняя природу механизма обеспечения реализации любого субъективного права лица, необходимо согласиться с мнением Д. С. Подписнова, который отмечает, что в идеале именно ценности естественного права (призваны к жизни самой природой человека как биологического и социального существа, принадлежащие ему от рождения и к смерти, приоритетные (верховные) по нормам позитивного права, создателем которых является государство) прежде всего воплощаются в предписаниях законодательных актов в правовом государстве [2, с. 108]. Однако, на практике для воплощения правовых предписаний в жизнь часто необходимы активные волевые действия, как со стороны правомочного, так и обязанного субъекта. Кроме того, должны функционировать надлежащие организационные и институциональные условия, при которых возможна практическая реализация соответствующих прав.

Таким образом, механизм реализации права характеризуется тем, что: во-первых, представляет собой систему взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, каждый из которых играет свою роль в целостном механизме; -вторых, выступает как своеобразный трансформатор нормативных предписаний в практическую возможность, которой может правомочное лицо без каких-либо препятствий воспользоваться в любое время или с наступлением события или основания, с которой законодательство связывает возникновение соответствующего права (юридический факт).

На этом основании механизм обеспечения реализации конституционного права на охрану здоровья можно определить как систему закрепленных в законодательстве юридических, организационных, институциональных, экономических и других средств и условий, в совокупности создают возможность для беспрепятственной и полной реализации лицом всех основных составляющих права на здравоохранение.

Такой механизм должен давать возможность оперативно и эффективно решать актуальные правовые про-

блемы пациентов, вызванные незнанием, несоблюдением, невыполнением или прямым нарушением лицами, оказывающих медицинскую помощь, установленных государством правовых предписаний, рассчитанных на защиту прав пациентов [3].

На основании анализа актов национального законодательства, можно сделать вывод, что элементами механизма реализации конституционного права на охрану здоровья в Украине:

1) правовые нормы, в которых закреплены, как собственно само право (содержание права) на здравоохранение, так и гарантии обеспечения его реализации (организационные, институциональные, финансовые, юридические и т.п.);

2) организационно-управленческая и институциональная основы, то есть наличие органов и учреждений, а также других институтов, уполномоченных осуществлять управление и организацию надлежащего функционирования системы здравоохранения, а также непосредственно учреждений, оказывающих медицинскую помощь и другие виды медицинских услуг;

3) финансово-экономическое обеспечение реализации права на охрану здоровья, означает определенную модель финансирования этой отрасли, включая оплату труда врачам;

4) юридические средства обеспечения реализации соответствующего права, то есть средства судебной и внесудебной защиты от нарушения прав Особые сфере здравоохранения;

5) дополнительные гарантии для защиты права на охрану здоровья отдельным категориям лиц - детям и женщинам, людям с инвалидностью, лицам пожилого возраста и тому подобное.

Обеспечение конституционного права на охрану здоровья в Украине может иметь различные механизмы реализации.

Механизм 1. Увеличение финансирования системы здравоохранения

- Система здравоохранения - это многоуровневая функционально управляемая система, которая создана и используется обществом для осуществления всего комплекса социальных и медицинских мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья каждого человека и населения страны в целом [4, с. 425].

- Право на охрану здоровья, медицинскую помощь, медицинское страхование является конституционным правом каждого гражданина Украины. Соблюдение норм Конституции Украины путем усиленного финансирования здравоохранения позволит гарантировать каждому гражданину

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2020. № 2(182)

Украины осуществления этого права.

- Реализация медицинской реформы в Украине должна ассоциироваться с конституционным регулирования права на охрану здоровья. В частности, концепция медицинской реформы должно опираться на ст. 68 Конституции Украины: «Каждый обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Украины и законы Украины, не посягать на права и свободы, честь и достоинство других людей. Незнание законов не освобождает от юридической ответственности »[5].

- Конституция Украины может закрепить право на охрану здоровья как такое, что гарантируется каждому гражданину с включением содержанию этого права медицинского страхования, которое будет осуществляться за средства государственного бюджета. Для этого бюджетным законодательством может быть закреплена конструкция целевого использования средств, полученных от взимания ренты за использование природных ресурсов. Примеры таких финансово-бюджетных механизмов у государствах мира (Королевство Норвегия, Объединенные Арабские Эмираты), которые финансируют медицину на уровне более 90% за счет эффективного использования только одно-го-двух видов природных ресурсов.

- Такое право будет принадлежать каждому гражданину Украины независимо от социально-экономического статуса. Условная стоимость здравоохранения каждого гражданина в год составляет примерно 90 000 грн (3000 евро), исходя из имеющихся объемов бюджетного финансирование здравоохранения (2017 г.) И количества населения Украины (42 млн) [6] . Здравоохранение в 2017 профинансированы на уровне 2,8% от внутреннего валового продукта (ВВП), хотя, по расчетам Всемирной организации здравоохранения и Европейского Союза, для эффективного функционирования системы здравоохранения, ее финансирование должно составлять не менее 6-8% ВВП [7]. Вероятно, даже 1% от ВВП, что дополнительно был бы выделен на финансирование системы здравоохранения, стал бы весомым и нужным для отечественной медицины развития.

Механизм 2. Прямая государственная поддержка социально-экономически уязвимых групп граждан

- Данная конструкция обеспечения конституционного права на охрану здоровья предусматривает обеспечение уязвимым группам граждан, нуждающихся в медицинской помощи и медицинских услуг, права на прямую оплату или компенсацию стоимости медицинского страхования за счет государственного бюджета.

- В Конституции Украины нет понятия «социально-экономически уязвимые группы», поэтому его следует конкретизировать в законодательстве, причем учитывая со-

держание и природу права, закрепляется для таких лиц, их имущественном положении, повышенную потребность в медицинских услугах и т. Новый термин «социально-экономически уязвимые группы» должен иметь достаточно четкие границы для отраслевого правового регулирования и конституционного толкования. И это некоторый компромиссный вариант между полярными положениями ст. 49 Конституции Украины и Концепцией реформы финансирования системы здравоохранения [8].

- Основные правовые механизмы, социальные и экономические основы обеспечения прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь установленные Основами законодательства Украины об охране здоровья [9] и нормами Гражданского кодекса Украины. В то же время соответствующими нормами Уголовного кодекса Украины предусмотрена ответственность медицинских работников за ненадлежащее исполнение ими профессиональных обязанностей.

- Защита прав пациента может осуществляться в следующих формах:

- - в Неюрисдикционная - самозащита своих прав и законных интересов;

- - в юрисдикционной - в специальном административном порядке или по общему правилу в судебном порядке.

Важнейшее значение в современном украинском обществе приобретают вопросы гражданско-правовой защиты прав пациентов. Учитывая норму Основного Закона государства о том, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, с точки зрения целесообразности изложения основных способов защиты прав пациентов их можно разделить на досудебные и судебные [10]. Судебная защита прав пациента является вариантом восстановления нарушенных прав и законных интересов посредством обращения в судебные органы. Суд является органом государственной власти, наделенный властными полномочиями. Судебная система -это наиболее адекватный и эффективный способ защиты прав пациента в случае, если он не доволен качеством полученной медицинской помощи.

Основными способами судебной защиты прав пациентов являются:

а) обращение пациента с иском на неправомерные действия органов власти, их должностных и служебных лиц;

б) обращение пациента с исковым заявлением в порядке гражданского судопроизводства. При решении дела по существу суд может удовлетворить административный иск полностью или частично, или отказать в его удовлетворении полностью или частично [11].

Сегодня трудно доказать вину лечебного учреждения в потере здоровья пациента. Истцы должны сами дока-

зать наличие причиненного им вреда и оценить ее размер. Довольно часто при этом возникают проблемы с медицинской документацией, которая хранится в медицинском учреждении, поэтому может быть, при необходимости, исправлена в пользу заведения.

Анализ практики обнаружил и другие типичные проблемы:

- отсутствие клинических протоколов по многим нозологиям, что позволяет врачам по-разному лечить одно и то же заболевание;

сложная организация судебной экспертизы - сегодня пациент не имеет возможности обратиться за заключение в другой компетентный орган, кроме государственной судебной экспертизы; - ограниченная индивидуальная ответственность медицинских работников - главный врач не имеет реального влияния на своих подчиненных, если те причиняют пациенту вред.

Все это заодно затрудняет отстаивание прав пациента. Даже если суд принимает положительное решение в таком вопросе, это решение часто не выполняется, ведь ответчиками обычно учреждения, имеющие ограниченный смета и значительные расходы.

Библиография:

Выводы. На основании проведенного анализа нами установлено, что основными элементами механизма обеспечения реализации права человека на охрану здоровья по законодательству ряда европейских и других стран являются:

1) нормы-предписания, в которых находят свое отражение: содержание соответствующего права, обязательства государства и учреждений здравоохранения в этой сфере, основные гарантии реализации права, юридическая ответственность за его нарушение;

2) государственное управление и организация системы здравоохранения;

3) финансовое и институциональное обеспечение функционирования медицинских учреждений и других учреждений здравоохранения;

4) судебные и внесудебные процедуры защиты права человека на охрану здоровья.

Итак, перспективными направлениями дальнейших научных поисков в данной области теоретических разработок вопрос научного анализа данных элементов механизма обеспечения реализации конституционного права человека на охрану здоровья.

1. Чуйко 3. Д. Конституцшно-правовий мехашзм забезпечення нацюнальноТ безпеки Укра'ши // Бюлетень Мшютерства юстицп Укра'ши. № 8. 2006. С. 81-89.

2. Подпюнов Д. С. Ознаки реалiзацiТ' норм права // Вюник НТУУ «КП1». Полгголопя. Соцюлопя. Право. 2013. Вип. З (19). С. 107-111.

3. Центр захисту прав патент. Веб-сайт 1нституту аналггики та адвокацп. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://iaaukraine.org/eentr-zahistu-prav-paeiientiv-0 (дата обращения 01.02.2018).

4. Солоненко Н. Удосконалення механiзмiв державного управлЫня перебудовою галузi охорони здоров'я в УкраТш в контекст суспiльних потреб // Державне управлЫня в УкраТнi: реалп та перспективи: 36. наук. пр. НАДУ. К., 2005. С. 424-431.

5. Конститу^я УкраТни: Основний Закон УкраТни вiд 28.06.1996 № 254к/96-ВР. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/254%D0%BA/96-%D0%B2%D1%80

6. Козловська Л. Чи може держава забезпечити здмснення конституцшного права на охорону здоров'я кожному громадянину УкраТни? // Дзеркало тижня вщ 27 жовтня 2017 року. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dt.uaЛ-IEALTH/пg-dostatku-dlya-шediciш-rozvitku-258343_.html (дата обращения 17.09.2018).

7. Держбюджет-2017: система охорони здоров'я в цифрах / Выпуск от 16 января 2017 року. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.apteka.ua/article/397685 (дата обращения 10.03.2017).

8. Про схвалення Концепцп реформи фЫансування системи охорони здоров'я: Розпорядження Кабшету Мiнiстрiв УкраТни вщ 30 листопада 2016 р. № 1013. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon0.rada.gov.ua/laws/show/1013-2016-p (дата обращения 09.07.2018).

9. Основы законодательства об охране здоровья: Закон Украины от 19.11.1992 № 2801. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/2801-12 (дата обращения 11.07.2018).

10. Медицинское право: учебник / С. Г. Стеценко, Н. Г. Гончаров, В. Ю. Стеценко, А. Н. Пищита. Москва: РМАПО, 2011. 567 с.

11. ОзЫцова Ю. Ю. Права патент та медичних пра^внишв: формування захисту обох сторЫ // Порiвняльно-аналогiчне право. 2014. № 2. С. 134-135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.