Научная статья на тему 'Содержание конституционного права человека на охрану здоровья'

Содержание конституционного права человека на охрану здоровья Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
409
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА / КОНСТИТУЦИЯ / АННОТАЦИЯ / RIGHT TO HEALTH CARE / CONSTITUTIONAL RIGHTS / CONSTITUTION / ABSTRACT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Швец Юрий Юрьевич

Цель: Уточнение содержания конституционного права человека на охрану здоровья с позиций национального и международного законодательства и юридической науки. Методология: Применялся метод конкретизации путем привязки нормативного формирования юридической мысли. Результаты: Статья посвящена освещению проблемы уточнения содержания категории «право на охрану здоровья». Проанализированы содержательное и сущностное соотношение права на здравоохранение с другими конституционными правами. На основании проведенного анализа сделан вывод, что понятие «право на здоровье» семантически шире, чем понятие «право на охрану здоровья». Они соотносятся как общее и отдельное. Право на охрану здоровья касается специфических проблем здравоохранения. Использование подобного подхода определяет взаимосвязь системы конституционных прав и политической ситуации в стране. Новизна/оригинальность/ценность: В статье выделены полноценные этапы развития системы подходов к определению части конституционного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contents of the human constitutional right to health

Purpose: The clarification of the content of the constitutional human right to health protection from the standpoint of national and international legislation and legal science. Methodology: Concretization, by linking the normative formation of legal thought. Results: The article is devoted to the coverage of the problem of clarifying the content of the category «right to health protection». The substantial and essential correlation of the right to healthcare with other constitutional rights is analyzed. Based on the analysis, it was concluded that the «right to health» is semantically broader than the concept of «right to health care»; they are correlated as general and separate; The «right to health care» swings specific health problems. The use of this approach determines the relationship of the system of constitutional rights depending on the political situation in the country. Novelty/originality/value:Highlighting the full stages of the development of a system of approaches to determining part of constitutional law.

Текст научной работы на тему «Содержание конституционного права человека на охрану здоровья»

Права человека в евразийском пространстве

Швец Ю.Ю.

СОДЕРЖАНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ

Цель: Уточнение содержания конституционного права человека на охрану здоровья с позиций национального и международного законодательства и юридической науки.

Методология: Применялся метод конкретизации путем привязки нормативного формирования юридической мысли.

Результаты: Статья посвящена освещению проблемы уточнения содержания категории «право на охрану здоровья». Проанализированы содержательное и сущностное соотношение права на здравоохранение с другими конституционными правами. На основании проведенного анализа сделан вывод, что понятие «право на здоровье» семантически шире, чем понятие «право на охрану здоровья». Они соотносятся как общее и отдельное. Право на охрану здоровья касается специфических проблем здравоохранения. Использование подобного подхода определяет взаимосвязь системы конституционных прав и политической ситуации в стране.

Новизна/оригинальность/ценность: В статье выделены полноценные этапы развития системы подходов к определению части конституционного права.

Ключевые слова: право на охрану здоровья, конституционные права, конституция, аннотация.

Shvets Yu.Yu.

CONTENTS OF THE HUMAN CONSTITUTIONAL RIGHT TO HEALTH

Purpose: The clarification of the content of the constitutional human right to health protection from the standpoint of national and international legislation and legal science.

Methodology: Concretization, by linking the normative formation of legal thought.

Results: The article is devoted to the coverage of the problem of clarifying the content of the category «right to health protection». The substantial and essential correlation of the right to healthcare with other constitutional rights is analyzed. Based on the analysis, it was concluded that the «right to health» is semantically broader than the concept of «right to health care»; they are correlated as general and separate; The «right to health care» swings specific health problems. The use of this approach determines the relationship of the system of constitutional rights depending on the political situation in the country.

Novelty/originality/value:Highlighting the full stages of the development of a system of approaches to determining part of constitutional law.

Keywords: right to health care, constitutional rights, constitution, abstract.

В Конституции Украины провозглашено, что жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность человека являются высшей ценностью (ст. 3) [1]. В этом конституционном предписании здоровье определено как ценность и первичная и исходная предпосылка жизнедеятельности каждого человека. Поэтому из многочисленных прав, которые предусматривает Основной Закон нашего государства, можно выделить право человека на охрану здоровья как право, которое гарантирует его физическое существование и является условием обеспечения всех других прав человека. Законодательство Украины определяет здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (ст. 93 Основ законодательства Украины о здравоохранении) [2].

Такое понимание понятия здоровья соответствует преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения. Приведенное определение имеет абсолютный характер, то есть, согласно

этой позиции, формируется предел идеального здоровья, который, по понятным причинам, остается для большинства населения недосягаемым. Но это не значит, что лица, которые не являются носителями такого идеального состояния, на практике не наделены благом здоровья. Итак, с этих позиций невозможно говорить о состоянии нездоровья. Больной также наделен благом здоровья, которое отличается от состояния болезни определенными качественными и количественными показателями. Так, М. Амосов считал, что определения здоровья как комплекса нормативных морфофункциональных показателей организма человека недостаточно, поскольку необходима еще и количественная оценка здоровья [3, с. 57]. Исходя из высказанных соображений, актуализируется потребность уточнения содержания конституционного права человека на охрану здоровья.

В основу статьи положены анализ норм международного и национального законодательства, а также результаты научных поисков таких уче-

ных, как М. Амосов, Р. Стефанчук, А. Пунда, В. Бегун, В. Москаленко, А. Соснина.

В современной юридической науке имеются различные взгляды и позиции относительно определения права человека на здоровье. Так, по мнению Р. Стефанчук, право на здоровье - это субъективное право физических лиц, которое возникает в отношении здоровья как нематериального блага и обеспечивает владение, пользование, распоряжение этим благом, а также его правовую охрану [4, с. 24].

А. Пунда считает, что право на здоровье можно определить как личное неимущественное право человека (физического лица), совокупность различного рода правомочий, связанных с регулированием отношений по осуществлению потребления блага здоровья, самостоятельно или с помощью других лиц в сфере частной жизни продолжающегося на протяжении всей жизни [5, с. 82]. Но при этом какие бы дефиниции ни предлагались учеными, право человека на здоровье является абсолютным неотъемлемым правом, которым он наделен от рождения. Оно занимает ведущее место во всей системе личных прав человека и гражданина.

Кроме различных подходов к толкованию дефиниции «право человека на здоровье» и дискуссий относительно правовой корректности использования этого термина актуальным является вопрос обеспечения такого права. По мнению В. Бегуна, обеспечить права человека - означает создать условия, при которых они уважаются и признаются как государством, так и лицом, а также эффективно реализуются, при необходимости защищаются, с помощью права [6, с. 18].

Статья 49 Конституции Украины недвусмысленно закрепляет, что «каждый имеет право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование» [1]. При этом не определено, кто именно этот «каждый»: гражданин Украины, иностранный гражданин, апатрид или бипатрид, лицо без гражданства. Проведя анализ нормативно-правовых актов по вопросам правового положения иностранцев и многочисленных межгосударственных и международных актов, конвенций, соглашений, мы выяснили, что нормы Конституции по охране здоровья касаются всех лиц, независимо от их гражданства или отсутствия такового. Но вопрос их бесплатности гораздо сложнее. Все понятно относительно граждан Украины, проживающих в стране: именно им «в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно» (ч. 3 ст. 49) [1]. Могут

ли неграждане Украины воспользоваться этим правом - вопрос открытый и дискуссионный.

Содержание конституционного права на охрану здоровья детализируется в главах I и II Конституции Украины. В ст. 3 Основного Закона четко указано: «Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью».

Более того, Конституция гласит, что «права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства».

Согласно этой статье жизнь и здоровье человека отнесены к главным национальным и социальным ценностям, ответственность за охрану которых берет на себя государство. Таким образом, право гражданина на жизнь и здоровье отождествляется с правом на охрану его жизни и здоровья государством. Можно полностью согласиться с В. Москаленко, который объединяет упомянутые понятия в формуле ПО / ПОЗ [7, с. 25].

Непосредственное отношение к реализации конституционного права человека на охрану здоровья имеет ст. 49 Конституции Украины, которой определено, что «каждый имеет право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование». Конституцией также предусмотрено, что «охрана здоровья обеспечивается государственным финансированием соответствующих социально-экономических, медико-санитарных и оздоровительно-профилактических программ». Основной Закон не уточняет содержания этих программ, но в нем чувствуется стремление гарантировать реализацию такого права: «Государство создает условия для эффективного и доступного для всех граждан медицинского обслуживания. В государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно; имеющаяся сеть таких учреждений не может быть сокращена. Государство способствует развитию лечебных учреждений всех форм собственности» [1].

Эта же статья содержит положения, свидетельствующие о профилактической направленности здравоохранения, поскольку отмечает, что «государство заботится о развитии физической культуры и спорта, обеспечивает санитарно-эпи-демическое благополучие».

Указанные направления реализации конституционного права на охрану здоровья дополня-

EURASIAN

> 5 (42) 2019 <

ADVOCACY

ются ст. 50 Конституции Украины, которой определено: «Каждый имеет право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду и на возмещение причиненного нарушением этого права вреда. Каждому гарантируется доступ к информации о состоянии окружающей среды», которая «никем не может быть засекречена». Так, если сравнить действующие конституционные нормы, касающиеся профилактики здорового образа жизни, с похожими конституционными нормами других стран, то окажется. что Конституцией Украины не на должном уровне предусмотрены мероприятия по профилактике здорового образа жизни. Например, здравоохранение в Словакии определяется как система мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и ограничения распространения нарушения здоровья, улучшение здоровья путем заботы о здоровом жизненном и рабочем пространстве, пропаганда здорового образа жизни заведениями по охране здоровья [8].

Хотя понятия «право человека на здоровье» и «право человека на охрану здоровья» семантически близкие, они имеют существенные смысловые оттенки и различия.

Право человека на здоровье охватывает широкий спектр явлений и практик, связанных со здоровьем. К этому спектру непосредственно относится и право на охрану здоровья. Поэтому право человека на охрану здоровья целесообразно рассматривать как часть права человека на здоровье.

Конечно, можно еще предложить понятие «право на медицинский уход» или «право на адекватный уровень здоровья» и т. п., которые точно обозначат тот или иной узкий аспект права человека на здоровье. Или можно воспользоваться неудобной для использования формулировкой ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах: «Право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья» [9]. Однако такие неологизмы усилят терминологический разнобой и мало послужат для описания феномена здоровья.

Несмотря на этимологическую близость, как отмечает А. Соснина, юридическая теория различает понятия охраны и защиты прав человека [10, с. 42]. М. Воробьев определяет охрану как конституционный принцип, принцип деятельности государства, а защиту - как деятельность суда по реализации этого принципа в каждом конкретном случае [11, с. 24]. Понятие «защита прав» признается более узким по сравнению с «охраной прав». Институт защиты прав начинает применяться в случае нарушения этих прав. Охрана прав имеет

более широкий спектр конституционного воздействия и направлена на обеспечение и создание соответствующих условий их реализации.

Проведенный нами анализ позволяет определить в широком смысле охрану как совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпи-демичного характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание долголетия и активного образа жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Согласно широкому толкованию этой общественной практики возможно определить комплекс базовых мероприятий, государственных, коллективно-групповых и личностных действий, направленных на защиту жизни и здоровья каждого человека и всего населения.

Узкий подход, который преимущественно был присущ советской правовой парадигме [12, 13], предполагает, что конституционное право на охрану здоровья - это обеспеченная (гарантированная) государством возможность лица получить медицинскую помощь или с помощью других медицинских мероприятий обеспечить поддержание своего здоровья на должном уровне или его восстановление в случае необходимости.

Считаем, что в узком смысле здравоохранение целесообразно рассматривать как систему правовых, социально-экономических и лечебно-профилактических средств, направленных на сохранение здоровья человека.

Конституцией Украины и международными документами предусмотрено: человек, независимо от расы, религии, политических убеждений, экономического и социального положения, имеет право на наивысший достижимый уровень здоровья. Каждый имеет право для сохранения своего здоровья, то есть для комплексного социального благополучия, на доступ к пище, одежде, жилищу, природным ресурсам, качественному и доступному в экономическом и географическом смысле медицинскому уходу и необходимому социальному обслуживанию. Государства должны принять меры для создания условий, способствующих реализации права человека на здоровье, и обеспечить возможность его судебной защиты в случае нарушения.

Право человека на здоровье включает в себя как свободы, так и права. К числу конституционных свобод относятся, например, свобода контроля за своим здоровьем и телом, включая половую

и репродуктивную свободу. Перспективными направлениями дальнейших научных исследований видим исследования взаимосвязи свобод и прав человека в сфере здравоохранения.

Пристатейный библиографический список

1. Конституция Украины от 28 июня 1996 г. № 254к/96-ВР [Электронный ресурс]. URL: http:// zakon3.rada.gov.ua/laws/show/254%D0%BA/96-%D0%B2%D1%80.

2. Основы законодательства Украины о здравоохранении: Закон Украины от 19 ноября 1992 г. № 2801 [Электронный ресурс]. URL: http://zakon5.rada. gov.ua/laws/show/2801-12.

3. Амосов Н. Раздумья о здоровье. М.: Мол. гвардия, 1978.

4. Стефанчук Г. Гражданское право Украины: учеб. пособ. Киев: Прецедент, 2005.

5. Пунда О. Понятие и содержание права на здоровье // Вестник Хмельницкого института регионального управления и права. 2003. № 3-4 (7-8). С. 79-84.

6. Бегун В. Судебное право понимания в механизме обеспечения прав человека [Электронный ресурс]. URL: http://bihun.in.ua/jushits/ jurhit/article/632/.

7. Москаленко В. Рекомендация права на жизнь и права на здоровье в Конституции Украины, ее соответствие международному законодательству: состояние, проблемы и перспективы // Вестник Национального медицинского университета им. А.А. Богомольца. 2005. № 2. С. 23-32.

8. Zakon Narodnej Rady Slovenskej Republiky z 24 augusta 1994 «O ochrane zdravia ludi» // ASPI. 2004.

9. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. [Электронный ресурс]. URL: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/ show/995_042.

10. Соснина А. Совершенствование юридического механизма защиты прав человека // Проблемы государства и защиты прав человека в Украине: материалы II региональной научной конференции (февраль 1996 г.). Львов, 1996. C. 41-45.

11. Воробьев М. Охрана гражданских прав - конституционный принцип советского государства // Проблемы действия и совершенствования советского гражданского процессуального законодательства: межвуз. сб. науч. трудов. Свердловск, 1982. C. 22-29.

12. Воеводин Л. Конституционные права и обязанности советских граждан. М.: МГУ, 1972.

13. Волков В. Конституционное право на охрану здоровья советских людей // Конституция СССР и право-

вое положение личности. М.: Ин-т государства и права АН СССР, 1979. С. 98-103.

References (transliterated)

1. Konstituciya Ukrainy" ot 28 iyunya 1996 g. № 254k/96-VR [E4ektronnyxj resurs]. URL: http:// zakon3.rada.gov.ua/laws/show/254%D0%BA/96-%D0%B2%D1%80.

2. Osnovy" zakonodateFstva Ukrainy" o zdra-vooxranenii: Zakon Ukrainy" ot 19 noyabrya 1992 g. № 2801 [E'lektronny'j resurs]. URL: http://zakon5.rada. gov.ua/laws/show/2801-12.

3. Amosov N. Razdum"ya o zdorov"e. M.: Mol. gvard-iya, 1978.

4. Stefanchuk G. Grazhdanskoe pravo Ukrainy": ucheb. posob. Kiev: Precedent, 2005.

5. Punda O. Ponyatie i soderzhanie prava na zdorov"e // Vestnik XmeFniczkogo instituta regionaFnogo upravleniya i prava. 2003. № 3-4 (7-8). S. 79-84.

6. Begun V. Sudebnoe pravo ponimaniya v mexanizme obespecheniya prav cheloveka [Elektronny^ resurs]. URL: http://bihun.in.ua/jushits/ jurhit/article/632/.

7. Moskalenko V. Rekomendaciya prava na zhizn" i prava na zdorov"e v Konstitucii Ukrainy", ee sootvetstvie mezhdunarodnomu zakonodateFstvu: sostoyanie, proble-my~ i perspektivy" // Vestnik NacionaFnogo medicinskogo universiteta im. A.A. BogomoFcza. 2005. № 2. S. 23-32.

8. Zakon Narodnej Rady Slovenskej Republiky z 24 augusta 1994 «O ochrane zdravia ludi» // ASPI. 2004.

9. Mezhdunarodny"j pakt ob e"konomicheskix, social>ny~x i kul>turny~x pravax ot 16 dekabrya 1966 g. [E4ektronny>j resurs]. URL: http://zakon3.rada. gov.ua/laws/ show/995_042.

10. Sosnina A. Sovershenstvovanie yuridicheskogo mexanizma zashhity" prav cheloveka // Problemy" gosu-darstva i zashhity" prav cheloveka v Ukraine: materialy" II regionaTnoj nauchnoj konferencii (fevral" 1996 g.). LVov, 1996. C. 41-45.

11. Vorob"ev M. Oxrana grazhdanskix prav -konstitudonny'j princip sovetskogo gosudarstva // Prob-lemy" dejstviya i sovershenstvovaniya sovetskogo grazh-danskogo processuaFnogo zakonodateFstva: mezhvuz. sb. nauch. trudov. Sverdlovsk, 1982. C. 22-29.

12. Voevodin L. Konstitudonny"e prava i obyazannosti sovetskix grazhdan. M.: MGU, 1972.

13. Volkov V. Konstitucionnoe pravo na oxranu zdorov'ya sovetskix lyudej // Konstituciya SSSR i pravo-voe polozhenie lichnosti. M.: In-t gosudarstva i prava AN SSSR, 1979. S. 98-103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.