Научная статья на тему 'Значение конституционного права человека на здравоохранение в отношении прочих конституционных прав на примере выбранной страны'

Значение конституционного права человека на здравоохранение в отношении прочих конституционных прав на примере выбранной страны Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
145
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА / СООТНОШЕНИЕ / RIGHT TO HEALTH CARE / CONSTITUTIONAL RIGHTS / CORRELATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Швец Юрий Юрьевич

Статья посвящена освещению проблемы соотношения права на охрану здоровья с другими конституционными правами и определению его места в системе таких прав. Проанализировано содержательное и сущностное соотношение права на охрану здоровья с такими конституционными правами, как право на жизнь, равенство и свободное развитие, достаточный жизненный уровень, уважение достоинства, свободу и личную неприкосновенность, отдых и т.д. На основании проведенного анализа сделан вывод о месте права на охрану здоровья в системе других конституционных прав Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The significance of the constitutional human right to health in relation to other constitutional rights, as exemplified by a selected country

The article is devoted to the coverage of the problem of the correlation of the right to health protection with other constitutional rights and the determination of its place in the system of such rights. The substantial and essential correlation of the right to health protection with such constitutional rights as the right to life, equality and free development, an adequate standard of living, respect for dignity, freedom and personal integrity, rest, etc. is analysed. Based on the analysis, a conclusion is drawn about the place of the right to health protection in the system of other constitutional rights of Ukraine.

Текст научной работы на тему «Значение конституционного права человека на здравоохранение в отношении прочих конституционных прав на примере выбранной страны»

УДК 341.018

DOI 10.23672/SAE.2019.2019.43775

Швец Юрий Юрьевич

кандидат экономических наук, доцент,

Институт проблем управления имени В.А. Трапезникова, РАН jurijswets@yahoo.com

Yuriy Yu. Shvets

Candidate of Economic Sciences,

Associate Professor

Institute of Problems of Management

named after V.A. Trapeznikov, RAN

jurijswets@yahoo.com

Значение конституционного

права человека на здравоохранение в отношении прочих конституционных прав на примере выбранной страны

The significance

of the constitutional human right to health in relation to other constitutional rights, as exemplified by a selected country

Аннотация. Статья посвящена освещению проблемы соотношения права на охрану здоровья с другими конституционными правами и определению его места в системе таких прав. Проанализировано содержательное и сущностное соотношение права на охрану здоровья с такими конституционными правами, как право на жизнь, равенство и свободное развитие, достаточный жизненный уровень, уважение достоинства, свободу и личную неприкосновенность, отдых и т.д. На основании проведенного анализа сделан вывод о месте права на охрану здоровья в системе других конституционных прав Украины.

Ключевые слова: право на охрану здоровья, конституционные права, соотношение.

Annotation. The article is devoted to the coverage of the problem of the correlation of the right to health protection with other constitutional rights and the determination of its place in the system of such rights. The substantial and essential correlation of the right to health protection with such constitutional rights as the right to life, equality and free development, an adequate standard of living, respect for dignity, freedom and personal integrity, rest, etc. is analysed. Based on the analysis, a conclusion is drawn about the place of the right to health protection in the system of other constitutional rights of Ukraine.

Keywords: right to health care, constitutional rights, correlation.

Право на охрану здоровья занимает особое место в системе других конституционных прав, поскольку интегрирует в себе признаки как социальных, экономических, так и культурных прав. Его связь с другими правами обусловлена также особенностью объекта, которым выступают здоровье и здравоохранение, одновременно являются составными элементами объектов других прав. Поэтому комплексный подход в сфере исследования права на охрану здоровья позволяет выявить взаимное влияние различных видов социальных, экономических и культурных прав, их соотношение и критерии разграничения. здравоохранение конституционный право

В то же время, право на охрану здоровья является самостоятельным конституционным правом, в связи с чем, возникает необходимость определения его места в системе других прав, выяснения его специфического значения и роли.

Вопрос систематизации конституционных прав, в частности, определение соотношения некоторых конституционных прав между собой, исследовали такие ученые, как: Ю.М. Бисага, В.С. Виткова, А.Н. Волкова, В.Ф. Москаленко, Я.Ф. Советуешь,

И.Я. Сенюта, Ю.А. Сульженко, А.Н. Циборовский и другие. Однако следует отметить, что комплексных научных работ, посвященных проблеме определения права на охрану здоровья в системе других конституционных прав, в отечественной науке конституционного права не хватает, что обусловливает актуальность предлагаемой темы.

Право на охрану здоровья определяется в ст. 49 Конституции Украины [1] и относится к группе социально-экономических прав. Поэтому, исследуя соотношение права на охрану здоровья с другими конституционными правами, прежде всего, стоит обратить внимание на традиционную классификацию прав человека и гражданина, принятой в правовой теории.

Так, в научной литературе отмечается, что, поскольку основные права и свободы человека и гражданина обеспечивают политическую, социальную, экономическую и культурную сферы жизнедеятельности, то, соответственно, такое разграничение повлекло разделение основных прав и свобод человека и гражданина по категориям и наименованиям [2, с. 21].

По этому поводу необходимо отметить, что на современном этапе развития конституционных прав сложно провести четкое разграничение группы социальных, экономических, культурных прав друг от друга. Такая ситуация обусловлена тем, что указанные сферы жизнедеятельности тесно связаны между собой, а реализация, скажем, социального статуса лица не может быть осуществлена изолированно от удовольствия ее экономических или культурных потребностей.

По мнению А.Н. Волковой, тот факт, что в теории государства и права социальные права часто сочетаются с экономическими и культурными, нельзя считать положительной тенденцией. Проблема разграничения социальных прав с одной стороны, и экономических и культурных - с другой, затруднена, как считает ученый, традиционно принятой в нашей стране концепцией их понимание [3, с. 41].

Поднятую проблему можно рассматривать только в научном ракурсе для того, чтобы определить научно обоснованные пределы различных групп прав, поскольку разграничение социальных, экономических и культурных прав имеет не столько практическое, сколько научно-теоретическое значение, тем более, что Конституция Украины не придает приоритетного значения той или иной группе прав, не выделяет главные и производные права - все права признаются одинаково важными и в равной степени гарантируются государством.

В связи с тем более правильным представляется системный подход, который, по мнению некоторых ученых, позволяет полнее, контрастнее выявить наиболее существенные корреляционные, субординационные и другие связи и отношения между целым и его частями, а также последних между собой. Поэтому интегративный подход к правам человека, как считает А.А. Отставнову, является единственно правильным. Исходя из этого, ученый отмечает, что право на охрану здоровья и медицинскую помощь находится в общей системе конституционно-правового регулирования, из чего следует, что конституционные права и свободы человека и гражданина должны сосуществовать, взаимно дополняя друг друга [4, с. 40]. Следовательно, именно системный подход позволит выяснить взаимосвязи между социальными, экономическими, культурными и другими правами, и, в частности, определить В их системе права на охрану здоровья.

При этом необходимо согласиться с мнением А.Н. Циборовский, который отмечает, что, поскольку здоровье является крупнейшей общественной и индивидуальной ценностью, в значительной мере влияет на процессы и результаты экономического, социального и культурного развития страны, демографическую ситуацию и состояние национальной безопасности, а также является важным социальным критерием степени развития и благополучия общества, проблемы здравоохранения требуют постоянного внимания государства, а их решение должно быть одним из приоритетных направлений социальной политики [5, с. 4].

Взаимообусловленность и тесная связь права на охрану здоровья с другими социально-экономическими и культурными правами определены, прежде всего, тем, что исследуемое право имеет достаточно широкий смысл, а также, общие с другими правами элементы в структуре своего объекта.

В частности, согласно ст. 6 Основ законодательства Украины о здравоохранении, каждый гражданин Украины имеет право на охрану здоровья, что предусматривает:

а) жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и социальное обслуживание и обеспечение, который необходим для поддержания здоровья человека;

б) безопасную для жизни и здоровья окружающую природную среду;

в) санитарно-эпидемическое благополучие территории и населенного пункта, где он проживает;

г) безопасные и здоровые условия труда, учебы, быта и отдыха;

д) квалифицированную медицинскую помощь, включая свободный выбор врача, выбор методов лечения согласно его рекомендациям и учреждения здравоохранения и т.п. [6].

Итак, как показывает анализ приведенной нормы, в законодательстве четко определено, что некоторые из гарантированных Конституцией Украины прав входят в содержание права на охрану здоровья. Поэтому можно сделать предварительный вывод о том, что право на охрану здоровья является шире некоторые другие конституционные права, в частности, такие как право на достаточный жизненный уровень, на безопасную для жизни окружающую среду и др. В то же время, право на охрану здоровья необходимо считать неотъемлемой частью права на жизнь.

В научной литературе высказываются различные точки зрения по поводу определения права на охрану здоровья в системе других конституционных прав.

Так, по мнению В.Ф. Москаленко, Т.С. Грузева и др., право на охрану здоровья тесно связано с некоторыми другими правами человека, в частности гражданскими, политическими, экономическими, социальными, культурными, гуманитарными. Гражданские и политические права, такие как право на жизнь и запрет пыток, призванные права человека, и напрямую связаны со здоровьем. Ряд экономических, культурных и социальных прав вмещает в себя вопросы здоровья. Гуманитарное право содержит положения о защите лица во время международных и внутренних вооруженных конфликтов и касается доступа к медицинской помощи в военное время, безопасного и беспрепятственного ее предоставления [7, с. 201].

В свою очередь И.Я. Сенюта считает, что право человека на охрану здоровья как субъективное юридическое явление, с одной стороны, выпол-

няет гарантийную функцию относительно других субъективных юридических прав (например, о праве на жизнь, права на личную неприкосновенность), а с другой - своими гарантиями имеет другие субъективные юридические права (например, право на информацию, право на социальную защиту), а кроме того, сама здравоохранение является основанием ограничения других субъективных юридических прав человека [8, с. 189].

Другие ученые отмечают, что некоторые социальные и политические права, призванные защищать человека, тесно связанные со здравоохранением - это право на жизнь, запрет пыток. С другой стороны, ряд экономических и социальных прав включает в себя вопросы здравоохранения, в частности право на жилье и право на образование. Больше всего в содержание права на охрану здоровья попадает ряд правомочий, входящих в содержание права на жизнь, права на личную неприкосновенность, права на образование и информацию, права на труд [4, с. 46].

Таким образом, по своему содержанию право на охрану здоровья соотносится с некоторыми другими конституционными правами (на безопасные условия труда, безопасную окружающую среду и т.д.) как цель и средство ее достижения, то есть для сохранения здоровья населения должны быть обеспечены другие права.

При этом необходимо более подробно рассмотреть сущностное соотношение права на охрану здоровья с некоторыми другими конституционными правами, связанными общими элементами в структуре объекта, или есть взаимообусловлены. В частности, право на охрану здоровья имеет особую связь с такими правами, как:

1. Право на жизнь. Так, в соответствии со ст. 27 Конституции Украины каждый человек имеет неотъемлемое право на жизнь.

Выдающийся исследователь конституционного права Ю.М. Бисага отмечает, что право на жизнь -одно из самых дорогих прав, неотъемлемая ценность каждого человека. Оно позволяет человеку владеть всеми правами и свободами. К тому же жизнь - право, которое нельзя обновлять, поэтому защита права на жизнь принадлежит к важнейшим приоритетам [9, с. 33].

Соглашаясь с мнением ученого, необходимо также заметить, что из содержания ст. Из Конституции Украины следует, что жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность человека поставлены на один уровень и признаются в Украине наивысшей социальной ценностью. В связи с этим право на жизнь и право на охрану здоровья относятся к одной группе прав, хотя их содержание составляют также другие правомочия.

Некоторые ученые видят соотношение права на жизнь и права на охрану здоровья в следующем: право на охрану здоровья выступает одной из гарантий права на жизнь, учитывая, что право на

жизнь является определяющим в системе прав человека, а здоровье человека является одним из главных критериев полноценной жизни, условием «качества жизни». Вопросы, связанные с эвтаназией, деятельностью хосписов в качестве альтернативного решения проблем неизлечимо больных людей - одни из определяющих как в исследовании права на жизнь, так и в исследовании права на охрану здоровья. И именно они создают «общую территорию» исследования, дает основание обсуждать соотношение упомянутых выше прав [8, с. 189].

Следовательно, право на жизнь включает в себя, в частности, право на охрану здоровья, поскольку реализация первого права невозможна без создания условий для поддержания здоровья на должном уровне. В то время как право на охрану здоровья, так и право на жизнь имеют наряду с общими элементами объекта (здоровье, полноценную жизнь и т.д.) некоторые различия. В частности, такие правомочия, как свободный выбор врача, выбор методов лечения, медицинское страхование является объектом права на охрану здоровья, однако их сложно отнести к содержанию права на жизнь.

Таким образом, в итоге можно сделать вывод о том, что исследуемые конституционные права имеют общие и отличительные элементы в структуре объектов, и одновременно с этим право на жизнь шире, поскольку частично поглощает в себе некоторые правомочия, входящие в содержание права на охрану здоровья "я - получение квалифицированной медицинской помощи, в том числе бесплатной, в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения, эпидемиологическом благополучии тому подобное.

2. Право на уважение достоинства, которое в соответствии со ст. 28 Конституции Украины объясняется так, что никто не может быть подвергнут пыткам, жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию. Также установлено, что ни один человек без его добровольного согласия не может быть подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

В свою очередь защита от пыток, бесчеловечного обращения является одной из гарантий защиты здоровья лица, реализуется путем не причинения вреда психическому и физическому здоровью человека в любых условиях, независимо от статуса, места нахождения человека и тому подобное. Итак, гарантированная Конституцией Украины защита от пыток и бесчеловечного обращения, выступает одним из видов обеспечения здравоохранения (предупреждение задачи физического или психического вреда здоровью).

3. Право на труд и отдых. Право на труд определено в ст. 43 Конституции Украины, где указывается, что каждый имеет право на труд, что включает возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается. Кроме того, в этой норме устанавливается запрет на

использование принудительного труда, а также труда женщин и несовершеннолетних на опасных для их здоровья работах.

Взаимосвязь этого права с правом на охрану здоровья выражается в следующем:

- во-первых, поддержания здоровья на должном уровне предполагает наличие финансовых и фактических возможностей для этого, чем в определенной степени способствует гарантированная государством оплачиваемый занятость;

- во-вторых, здравоохранение также обеспечивается созданием безопасных и здоровых условий труда; в-третьих, в особом порядке государство заботится об охране здоровья отдельных категорий граждан, в частности, женщин и детей, оказывается, помимо прочего, в запрете использования труда на работах с тяжелыми и вредными условиями труда.

В соответствии со ст. 45 Конституции Украины, каждый, кто работает, имеет право на отдых. Это право обеспечивается предоставлением дней еженедельного отдыха, а также оплачиваемого ежегодного отпуска, установлением сокращенного рабочего дня для отдельных профессий и производств, сокращенной продолжительности работы в ночное время.

Таким образом, право на отдых определенным образом приводит обеспечения здравоохранения, поскольку создает условия для профилактики и предупреждения заболеваемости. Кроме того, отдельные государственные гарантии одновременно обеспечивают реализацию исследуемых видов прав (например, предоставление оплачиваемого ежегодного отпуска, санаторно-курортное лечение и т.д.).

4. Право на социальную защиту, включающее право на обеспечение в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независящим от лица обстоятельствам, а также в старости и в других случаях, предусмотренных законом.

Так, в условиях полной или частичной потери трудоспособности право на охрану здоровья приобретает активный характер, то есть реализуется путем получения гарантированной государством медицинской помощи, в том числе бесплатной, в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения, санаторно-курортного лечения и принятия других мер, необходимых для восстановления здоровья, возмещение государством их стоимости за счет средств фонда социального страхования и др.

5. Право на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи, определено в ст. 48 Конституции Украины, включающий достаточное питание, одежду, жилье.

Связь этого права с правом на охрану здоровья носит преимущественно экономический характер и выражается в том, что, создавая условия для

достаточного жизненного уровня своих граждан и других лиц, государство тем самым заботится о поддержании надлежащего уровня общественного здоровья (благодаря нормальному питанию, надлежащим жилым и гигиеническим условиям и т.д.). Таким образом, реализация права на охрану здоровья тесно связана с реализацией права на достаточный жизненный уровень.

6. Право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду и на возмещение причиненного нарушением этого права вреда. В соответствии со ст. 50 Конституции Украины каждому гарантируется право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта, а также право на ее распространение. Такая информация никем не может быть засекречена.

Одна из обязанностей государства является обеспечение экологического благополучия в государстве, которое напрямую влияет на состояние общественного здоровья. Запрет засекречивания информации о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов в таком случае связана с тем, что такая информация может оказаться жизненно важным фактором, необходимым для принятия соответствующих профилактических, лечебных и других мероприятий, направленных на охрану (восстановление) здоровье. То есть, это право по своей сути является своеобразной гарантией обеспечения реализации права на охрану здоровья.

Выводы.

Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать вывод, что социальные, экономические, культурные и другие конституционные права тесно связаны между собой, является взаимообусловлены и определенным образом пересекаются по содержанию. Поэтому в современных условиях необходимо их комплексное исследование, предусматривает применение прежде всего системного метода. Вместе с тем право на охрану здоровья необходимо признать самостоятельным конституционным правом, поскольку в его содержание включены следующие правомочия, которые в системе создают единый уникальный объект такого права, что позволяет говорить о его сущностную особенность. Последняя выражается в том, что право на охрану здоровья сочетает в себе элементы социальных, экономических и культурных прав, а значит, его реализация требует соответствующих видов гарантий.

В связи с этим можно говорить о том, что значение права на охрану здоровья в системе других конституционных прав заключается в том, что благодаря его реализации создаются гарантии для осуществления других прав (в частности, права на жизнь, на труд). Одновременно с этим его реализация требует создания определенных предпосылок, которыми могут выступать такие права, как право на достаточный жизненный уровень, экологическое благополучие и т.д.

Литература:

1. Конститу^я УкраГни: Основний Закон УкраГни вiд 28.06.1996 № 254к/96-ВР. URL : http://zakon3. гаСа.доу.иа/^8/5пош/254%00%ВА/96-%00%В2% 01 %80

2. Сульженко Ю.О. Конституцмний генезис за-хисту економiчних прав та свобод людини i гро-мадянина у свiтi та УкраГш. Юридична наука. 2011. № 4-5. С. 16-23.

3. Волкова О.М. Сощапьн права особи: поняття, сутшсть, особливостi. Часопис КиГвського ушвер-ситету права. 2011. № 1. С. 39-43.

4. Отставнова Е.А. Конституционные основы защиты права человека и гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь в современной России : дис. ... канд. юрид наук: 12.00.02. Саратов, 2010. 246 с.

5. Цборовський О.М. Шляхи систематизаци за-конодавства УкраГни у сферi охорони здоров'я / О.М. ^боровський, С.В. 1стомЫ, В.М. Сорока. К., 2011. 72 с.

6. Основи законодавства УкраГни про охорону здоров'я: Закон УкраГни вщ 19.11.1992 № 2801 -XII. URL : Ь|Нр:/^акоп3.гаСа.доу.иа/1аш5/5йош/ 2801-12

7. Москаленко В.Ф. Регламента^я права на охорону здоров'я у мiжнародних нормативно-правових актах. / В.Ф. Москаленко, Т.С. Гру-зева, Г.В. 1ншакова. Медичне право УкраГни: правовий статус па^ен^в в УкраГш та його зако-нодавче забезпечення (генезис, розвиток, про-блеми i перспективи вдосконалення). Матерiали II ВсеукраГнськоГ науково практично'! конференци (17-18.04.2008, м. Львiв). С. 186-201.

8. Сенюта 1.Я. Право людини на охорону здоров'я та його законодавче забезпечення в УкраГш : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. Львiв, 2006. 215 с.

9. Бисага Ю.М. Права людини / Ю.М. Бисага, М.М. Палшчак, Д.М. Белов, М.М. Данканич. Ужгород, 2003. 189 с.

Literature:

1. Constitution of Ukraine: The Basic Law of Ukraine of June 28, 1996 № 254k / 96-BP. URL : http://law3.rada.gov.ua/laws/5iioow/254%00%VA/ 96-%00%B2% 01% 80

2. Sulzhenko Yu.O. The constitutional genesis of the protection of economic rights and freedoms of man and citizen in the world and in Ukraine. Legal Science. 2011. № 4-5. P. 16-23.

3. Volkova O.M. Social rights of the person: concept, essence, features. Journal of the Kyiv University of Law. 2011. № 1. P. 39-43.

4. Otstavnikova E.A. Constitutional Framework for the Protection of the Right of Man and Citizen to Health Protection and Medical Care in Modern Russia : dis. ... edging. opiug sciences: 12.00.02. Saratov, 2010. 246 p.

5. Tseborovskyi O.M. Ways of systematization of the legislation of Ukraine in the field of health care / O.M. Tsiborovsky, S.V. Istomin, V.M. Forty. K., 2011. 72 p.

6. Fundamentals of Legislation of Ukraine on Health Care: Law of Ukraine of November 19, 1992 № 2801 -XII. URL : http://zakon3.rada.gov.ua/1ash5/ 5yosh/ 2801-12

7. Moskalenko V.F. Regulation of the right to health care in international legal acts. / V.F. Moskalenko, TS Georgia, GV. Inshakova. Medical law of Ukraine: legal status of patients in Ukraine and its legislative support (genesis, development, problems and prospects for improvement). Proceedings of the II All-Ukrainian Scientific Practical Conference (April 17-18, 2008, Lviv). P. 186-201.

8. Senyuta I.Ya. Human right to health care and its legislative support in Ukraine: diss. ... cand. lawyer. Sciences: 12.00.01. Lviv, 2006. 215 p.

9. Bisaga Y.M. Human rights / Yu.M. Bisaga, M.M. Polinchak, D.M. Belov, M.M. Dankanic. Uzhhorod, 2003. 189 p.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.