Научная статья на тему 'Конституция Российской Федерации и развитие конституционных социальных прав граждан'

Конституция Российской Федерации и развитие конституционных социальных прав граждан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
750
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Конституция РФ 1993 года / законодательство / конституционные социальные права и свободы / право на образование / право на охрану здоровья и медицинскую помощь / мероприятия и программы по развитию образования и здравоохранения. / Constitution of the Russian Federation 1993 / legislation / constitutional social rights and free- doms / right to education / right to health protection and medical care / actions and programs for development of education and health care.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баранов Владимир Михайлович, Колесников Евгений Викторович

Статья посвящена анализу становления основных социальных прав и свобод в Российской Федерации, их особенностям. Цель: показать природу социальных прав в постсоветской России, выделить типологические основания прав и свобод; обосновать самостоятельность основных социальных прав. Проведен анализ некоторых прав анализируемой группы – права на образование, права на охрану здоровья и медицинскую помощь. Методологическая основа: использован метод материалистической диалектики в современной интерпретации, применялись формально-юридический, сравнительно-правовой, социологический, исторический, статистический приемы познания. Результаты: взаимосвязь данных типологических групп правомочий личности в современной России позволяет выявить важный аспект развития постсоветской государственности и раскрыть природу социальных прав. Предложены рекомендации по совершенствованию действующего российского законодательства. Выводы: анализируемые права находятся в стадии становления. Их осуществление и состояние во многом детерминированы сложившимся экономическим потенциалом, качеством «человеческого капитала». Конституционные социальные права должны получить предметную конкретизацию в текущем отечественном законодательстве – прежде всего в законах, так как они являются обязательным условием устойчивого и прогрессивного развития личности, экономики, социально-культурной сферы. В реализации основных социальных прав и свобод исключительно велика роль государства и его органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Баранов Владимир Михайлович, Колесников Евгений Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitution of the Russian Federation and development of the constitutional social rights of citizense

Article is devoted to the analysis of formation of the basic social rights and freedoms in the Russian Federation, to their features. Purpose: to show the nature of the social rights in Post-Soviet Russia, to allocate the typological bases of the rights and freedoms; to prove independence of the basic social rights. The analysis of some rights of the analyzed group – rights to education, the rights to health protection and medical care is carried out. Methodological basis: the method of materialistic dialectics in modern interpretation is used, legallistic, comparative and legal, sociological, historical, statistical methods of knowledge were applied. Results: the interrelation of these typological groups of competences of the personality in modern Russia allows to reveal important aspect of development of Post-Soviet statehood and to open the nature of the social rights. Recommendations about improvement of the legislation are offered. Conclusions: The analyzed rights are in a formation stage. Their implementation and a state are determined in many respects by the developed economic potential, quality of «the human capital». The constitutional social rights have to receive a subject specification in the current legislation – first of all in laws as they are an indispensable condition of sustainable and progressive development of the personality, economy, the welfare sphere. In realization of the basic social rights and freedoms the role of the state and its bodies is exclusively big.

Текст научной работы на тему «Конституция Российской Федерации и развитие конституционных социальных прав граждан»

К 25-летию принятия Конституции Российской Федерации и 70-летию принятия Всеобщей декларации прав человека

УДК 34

DOI 10.24411/2078-5356-2018-10401

Баранов Владимир Михайлович Vladimir M. Baranov

доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, помощник начальника по инновационному развитию научной деятельности, член Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации

Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

doctor of sciences (law), professor, honored scientist of the Russian Federation, honorary worker of higher professional education of the Russian Federation, assistant to head for innovative research development, member of the Expert council under the Commissioner for human rights in the Russian Federation

Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, Russian Federation, 603950)

E-mail: [email protected]

Колесников Евгений Викторович Evgeny V. Kolesnikov

доктор юридических наук, главный научный сотрудник научно-образовательного центра, профессор кафедры конституционного права

Саратовская государственная юридическая академия (410056, Саратов, ул. Вольская, 1)

doctor of sciences (law), chief researcher of the scientific and educational center, professor of department of constitutional right

Saratov state legal academy (1 Volskaya st., Saratov, Russian Federation, 410056)

E-mail: [email protected]

Конституция Российской Федерации и развитие конституционных

социальных прав граждан

Constitution of the Russian Federation and development of the constitutional

social rights of citizense

Статья посвящена анализу становления основных Article is devoted to the analysis of formation of the

социальных прав и свобод в Российской Федерации, basic social rights and freedoms in the Russian Federa-

их особенностям. Цель: показать природу социальных tion, to their features. Purpose: to show the nature of

прав в постсоветской России, выделить типологиче- the social rights in Post-Soviet Russia, to allocate the

ские основания прав и свобод; обосновать самостоя- typological bases of the rights and freedoms; to prove

тельность основных социальных прав. Проведен ана- independence of the basic social rights. The analysis of

лиз некоторых прав анализируемой группы - права на some rights of the analyzed group - rights to education,

© Баранов В.М., Колесников Е.В., 2018

образование, права на охрану здоровья и медицинскую помощь. Методологическая основа: использован метод материалистической диалектики в современной интерпретации, применялись формально-юридический, сравнительно-правовой, социологический, исторический, статистический приемы познания. Результаты: взаимосвязь данных типологических групп правомочий личности в современной России позволяет выявить важный аспект развития постсоветской государственности и раскрыть природу социальных прав. Предложены рекомендации по совершенствованию действующего российского законодательства. Выводы: анализируемые права находятся в стадии становления. Их осуществление и состояние во многом детерминированы сложившимся экономическим потенциалом, качеством «человеческого капитала». Конституционные социальные права должны получить предметную конкретизацию в текущем отечественном законодательстве - прежде всего в законах, так как они являются обязательным условием устойчивого и прогрессивного развития личности, экономики, социально-культурной сферы. В реализации основных социальных прав и свобод исключительно велика роль государства и его органов.

Ключевые слова: Конституция РФ 1993 года, законодательство, конституционные социальные права и свободы, право на образование, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, мероприятия и программы по развитию образования и здравоохранения.

the rights to health protection and medical care is carried out. Methodological basis: the method of materialistic dialectics in modern interpretation is used, legallistic, comparative and legal, sociological, historical, statistical methods of knowledge were applied. Results: the interrelation of these typological groups of competences of the personality in modern Russia allows to reveal important aspect of development of Post-Soviet statehood and to open the nature of the social rights. Recommendations about improvement of the legislation are offered. Conclusions: The analyzed rights are in a formation stage. Their implementation and a state are determined in many respects by the developed economic potential, quality of «the human capital». The constitutional social rights have to receive a subject specification in the current legislation - first of all in laws as they are an indispensable condition of sustainable and progressive development of the personality, economy, the welfare sphere. In realization of the basic social rights and freedoms the role of the state and its bodies is exclusively big.

Keywords: Constitution of the Russian Federation 1993, legislation, constitutional social rights and freedoms, right to education, right to health protection and medical care, actions and programs for development of education and health care.

В советский период в систематизированном виде социальные права и свободы впервые были закреплены в Конституции Союза ССР 1936 года (гл. Х) и Конституции Союза ССР 1977 года (гл. 7) [1, с. 120-123, 240-341].

В действующей российской Конституции 1993 года зафиксирован широкий круг основных правомочий человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права [2].

В учредительном акте права и свободы регламентируются без разделения их на определенные группы, без указания наименования видов прав или отношений, которые они регулируют. Общепринятым в советском и российском правоведении являлось разграничение прав и свобод на личные, социально-экономические и политические. Характерно, что в Конституции Союза ССР 1977 года (ст. 39) использовался термин «социально-экономические права» [1, с. 130]. В учебных целях и в политико-правовом просвещении подобное допустимо. Однако необходимо учитывать, что социальные и экономические права обла-

дают различным материально-правовым содержанием и являются относительно самостоятельными. Многообразие этих групп прав, их динамичное развитие требуют новой типологической характеристики.

По своей сущности социальные права являются определенными возможностями человека и гражданина, направленными на обеспечение приемлемого жизненного уровня человека и его семьи, удовлетворение определенных потребностей индивидов, неспособных обеспечить себя в силу инвалидности, нетрудоспособности, старости. Они призваны предоставить каждому гражданину защищенность, стабильность, уверенность в будущем. В реализации социальных прав первостепенная роль принадлежит государству, его органам и должностным лицам.

Социальные и экономические права установлены в Конституции РФ и в содержательном плане являются фундаментальными и субъективными.

Признаки данной объединенной группы (социальных и экономических) прав:

1) являются основными и прямо обозначены в конституционных предписаниях;

2) обладают высшей юридической силой, ибо никакие иные установленные в Российской Федерации права и свободы не могут противоречить зафиксированным в конституционном тексте (гл. 2);

3) подлежат повышенной защите, их номенклатура не может быть уменьшена, произвольно изменена. Принципиально также то, что возможно обращение за защитой нарушенного права в Конституционный Суд РФ и по ряду оснований - в международные правозащитные органы (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ);

4) имеют общедемократическую, гуманитарную направленность, исторически при своем зарождении были тесно связаны с моральными и религиозными нормами (предписаниями), так как касались вопросов солидарности, взаимопомощи, благотворительности [3];

5) позволяют претендовать на получение от государства определенных материальных и смежных благ и услуг;

6) во многих случаях выступают как права-гарантии, обеспечивающие осуществление других возможностей человека.

Анализируемые права возникли в результате борьбы трудящихся при отстаивании своих классовых и сословных интересов еще в XIX веке, однако системную и относительно целостную конституционную характеристику получили только в ХХ веке. Эта группа прав относится к правам «второго поколения».

Во многих странах Запада социальные права в национальных конституциях зафиксированы неполно, фрагментарно. Вместе с тем, значительно представлены положения о социальных обязанностях (обязательствах) государства, принципы и основы государственной социальной политики. Такой подход характерен для государств Западной и Центральной Европы.

На социальные права оказывают воздействие акты международного права - прежде всего, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года [4].

В действующих конституциях России, зарубежных стран СНГ социальные права регламентируются в целом в соответствии с международными стандартами. Так, Конституция РФ 1993 года включает в число основных социальных прав человека и гражданина: 1) трудовые права, включая право на забастовку (ст. 37); 2) право на отдых (ч. 5 ст. 37); 3) право на государственную защиту семьи, материнства и детства (ст. 38); 4) право на социальное обеспечение (ст. 39);

5) право на жилище (ст. 40); 6) право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); 7) право на образование (ст. 43). В эту же группу входят и экологические права, имеющие определенную специфику (ст. 42 Конституции РФ). Однако в настоящее время эти права в значительной мере декларативны и не конкретизированы в должной мере текущим законодательством.

Многие правоведы не выделяют в особую группу социальные права, объединяя их в общую (объединенную) группу социально-экономических прав [5, с. 168-169; 6, с. 140-141; 7, с. 125, 143; 8, с. 21, 32]. В современный период такие подходы являются не вполне корректными. Многообразие основных прав и свобод, развитие и трансформация последних требуют вычленения однородного содержания и дифференциацию на относительно обособленные, но взаимосвязанные права - социальные, экономические, культурные.

Безусловно, социальная направленность присуща совокупности культурных прав (ч. 2 ст. 26, ч. 1 и 2 ст. 44 Конституции РФ). На современном этапе данная группа прав имеет самостоятельное значение и вплотную примыкает к социальным и экономическим правам, неизменно взаимодействуя с ними [9, с. 59-68]. Что касается права на образование, то, на наш взгляд, его целесообразно рассматривать в качестве комплексного социального и культурного права (ст. 43 Конституции РФ).

Все вышеназванные права и свободы основываются на базовых принципах, провозглашенных в статье 7 конституционного акта, согласно которой Российская Федерация - то социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в России охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, предусматриваются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защищенности. Охранять и реализовывать социальные и экономические права и свободы призван весь государственный механизм - Президент РФ, представительные, исполнительные, судебные органы, прокуратура, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. Все они, действуя в рамках своей компетенции, реализуют данные важные правомочия личности, руководствуясь

Конституцией России, актами российского законодательства и международного права.

Гарантированность анализируемой группы прав и свобод (как и других) обусловлена следующими факторами: 1) закреплением обязанности Российского государства защищать права и свободы как высшую ценность конституционного строя (ст. 2); 2) запретом на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55); 3) введением обязанности (императива) не нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17); 4) установлением системы государственной (в т. ч. и судебной) защиты прав и свобод (ч. 1 ст. 45); 5) предоставлением каждому обеспечивать свои права и свободы всеми легитимными способами (ч. 2 ст. 45); 6) регламентацией условий ограничения прав и свобод только федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Несомненно, гарантированность правомочий личности в соответствии с базовыми стандартами предполагает и создание соответствующих социальных, экономических и организационных условий реализации рассматриваемых прав и свобод.

Отметим, что в Конституции РФ все вышеназванные права установлены как права «каждого», то есть права человека и гражданина. В отличие от России, конституции ряда стран СНГ (закрепляющие примерно одинаковый объем анализируемых прав) определяют многие из социальных прав - только как права граждан конкретных государств. Это, к примеру, конституции Республики Беларусь 1994 года и Республики Казахстан 1995 года [10, с. 345-347; 11, разд. II].

В российской Конституции социальные права предоставлены каждому в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, но приоритетом в обеспечении этих прав обладают именно российские граждане.

Уникально содержание конституционного права на образование, в котором сочетаются и социальные, и культурно-духовные правомочия личности.

Впервые право на образование было провозглашено в советском конституционном акте -Конституции РСФСР 1918 года (ст. 17 разд. II), но распространялось формально-юридически только на рабочих и беднейших крестьян. Более развернутую характеристику оно получило в Конституции Союза ССР 1936 года (ст. 121) и в Конституции Союза ССР 1977 года (ст. 45) [1, с. 121-122, 200, 241].

Радикальные социально-экономические и политические преобразования в Советском государстве потребовали пересмотра традиционных в духе марксистско-ленинской идеологии подходов к образовательной сфере. Одним из первых нормативных актов избранного Президента РСФСР Б.Н. Ельцина стал Указ о совершенствовании системы образования от 11 июля 1991 года [12]. В частности, он предусматривал разработку Государственной программы развития образования, подчинение органов управления образования и наукой непосредственно главе российского государства (ранее - Совету министров), существенное повышение заработной платы работникам образовательно-научной сферы. Однако из-за острого социально-экономического и политического кризисов большинство положений президентского указа реализовано не было.

В Конституции РФ 1993 года право на образование получило развернутую характеристику (ч. 1-5 ст. 43).

Базовая норма закрепила общедоступность дошкольного, общего и среднего образования. Вводилось в качестве обязательного одиннадцатилетнее обучение. Российские граждане, другие лица, законно находящиеся на российской территории, вправе на конкурсной основе получать бесплатно высшее образование.

В современных условиях развитие отношений в образовательной сфере регламентировано Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 года № 273-ФЗ. В нем закреплены социально-экономические, организационно-правовые основы образования, принципы государственной политики России в этой области, общие правила функционирования образовательной системы и осуществления образовательной деятельности [13]. При этом законодатель рассматривает образование как единую целостную систему с компонентами воспитания и обучения, направленную на развитие человеческого капитала и общества. В целом это соответствует традиционному либерально-европейскому подходу к определению образования. Ряд аспектов образовательной деятельности нуждается в более полном и тщательном регулировании на федеральном уровне. Это, к примеру, статус заочной формы обучения, дистанционного образования, предоставление образовательных кредитов.

Важнейшим социальным правомочием личности является право на охрану здоровья, впервые закрепленное в Конституции Союза

ССР 1977 года (ст. 42). В учредительном акте 1993 года оно обогатилось и сформулировано как право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч. 1 ст. 41). Охрана здоровья - это инициативная, рассчитанная на длительный период деятельность государства, его органов и учреждений, а также граждан. На законодательном уровне установлены правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья, прав и обязанностей личности в сфере здравоохранения, гарантии реализации этого права, полномочия и ответственность федеральных, региональных и муниципальных органов. Важнейшие отношения в анализируемой области урегулированы в Федеральном законе от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [14].

В системе конституционных прав и свобод право на охрану здоровья занимает одно из ведущих мест. Здоровье - это величайшая ценность. Согласно одному из решений Конституционного Суда РФ в Российской Федерации особой защите подлежат такие значимые для всего общества и отдельного человека неотчуждаемые блага, как жизнь и здоровье [15].

Характерно, что федеральный законодатель в соответствии с общепризнанными международными стандартами определяет здоровье как состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют не только заболевания, но и расстройства функций органов и систем организма (ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья в Российской Федерации»).

Ценность данного права обусловлена его значимостью для личности, тем, что оно является ключевым условием воспроизводства населения в рамках реализации государственных программ демографического развития. Государственные институты призваны создавать условия доступного и качественного медицинского обслуживания, что в реальной жизни бывает далеко не всегда.

Общим интегративным показателем качества жизни и здоровья человека является продолжительность его жизнедеятельности, составлявшая в России на конец 2017 года всего 72,6 года [16; 17]. Средний возраст россиян за последние два десятилетия существенно вырос, но в целом по сравнению с другими странами является весьма скромным - Россия по долголетию занимает 96-е место в мире. В числе лиде-

ров по этому показателю - Япония, Швейцария, Сингапур, в которых продолжительность жизни равна 83-84 годам [17].

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию 2018 года поставлена задача - к 2030 году увеличить среднюю продолжительность жизни как минимум до 80 лет [18]. Осуществить эту важную социальную цель как часть стратегии по «сбережению народа» возможно только при условии повышения качества медицинской помощи, ее доступности. По данным печати, во многих регионах граждане недовольны услугами в таких сферах, как акушерство, гинекология, стоматология, педиатрия [19; 20].

Под влиянием общественного мнения федеральный законодатель в 2017 году ввел независимую оценку качества условий оказания услуг медицинскими организациями. В частности, по таким основаниям, как доступность медицинской информации, комфортность (от лат. оопМиге - усиливать - совокупность бытовых удобств, уют) [21, с. 301] предоставления данных услуг, в том числе время предоставления медицинской услуги, доброжелательность, вежливость врачей, других медицинских работников (ст. 79.1 Федерального закона от 21 ноября

2011 г. № 323-ФЗ).

Улучшение работы системы здравоохранения может быть достигнуто только на основе инновационных научных подходов. 28 декабря

2012 года Правительством РФ была принята Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года [22]. Она призвана быть научной основой системы здравоохранения, а также направлена на радикальное повышение качества медицинской помощи различным категориям граждан.

Отметим, что существующих нормативных правовых источников, регулирующих отношения в сфере медицины и здравоохранения, недостаточно для развития наиболее динамичных областей, имеющих, как правило, новаторский и междисциплинарный характер. Поэтому в Стратегии развития медицинской науки от 28 декабря 2012 года признана необходимость разработки на федеральном уровне законопроектов, регулирующих статус инновационных продуктов и технологий: 1) отношения по пересадке органов и тканей; 2) об обращении тканевых медицинских продуктов; 3) о генно-терапевтических медицинских средствах; 4) о биомедицинской этике. Такие проекты должны быть подготовлены Министерством здравоохранения РФ и Российской академией наук в кратчайшие сроки.

8 июня 2016 года принят Государственной Думой Федеральный закон № 180-ФЗ «О биомедицинских клеточных продуктах», вступивший в силу 1 января 2017 года [23]. Он регламентирует весь комплекс отношений, возникающих в связи с разработкой и исследованиями биомедицинских клеточных продуктов (ст. 3).

Без признания значимости социальных прав невозможна и полноценная реализация таких естественных прав, как право на жизнь, на человеческое достоинство. Социальные права - это позитивные права, права-притязания, которые современные государства обязаны обеспечить. Их осуществление невозможно без активной деятельности всех органов и учреждений публичной власти, а также самих граждан.

Примечания

1. Конституция общенародного государства: сборник / под общ. ред. М.С. Смиртюкова и К.М. Боголюбова. М.: Политиздат, 1978. 348 с.

2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами о поправках к Конституции РФ): официальная публикация // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31, ст. 4398.

3. Колотова Н.В. Нравственные предпосылки социальных прав // Общественные науки и современность. 2015. № 5. С. 118-127.

4. Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах» от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.

5. Ковешников Е.М., Марченко М.Н., Стешенко Л.А. Конституционное право стран Содружества Независимых Государств. М.: Норма; Инфра-М, 1999. 464 с.

6. Конституционное право России: учебник / под ред. Г.Н. Комковой. М.: Юристъ, 2006. 399 с.

7. Конституционное право России: учебник. 2-е изд., испр. и доп. / под ред. В.Т. Кабышева. Саратов: изд-во Саратов. гос. юрид. академии, 2014. 364 с.

8. Конституционное право: университетский курс: в 2-х т. / под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова. М.: Проспект, 2015. Т. 2. 528 с.

9. Ивакина Д.С. Конституционные права и свободы граждан Российской Федерации в области культуры. Старый Оскол: ООО «Тонкие наукоемкие технологии» (ТНТ), 2016. 208 с.

10. Кириленко В.П., Мандрыка Е.В. Конституционное законодательство государств - участников СНГ: вопросы теории и практики. Симферополь: Таврия, 2009. 596 с.

11. Конституция Республики Казахстан. Астана: Елорда, 2015. 46 с.

12. О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР: указ Президента РСФСР от 11 июля 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 31, ст. 1025.

13. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 21 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53, ст. 7558; 2014. № 19, ст. 2289; № 30, ст. 4257; 2015. № 1, ст. 42; 2017. № 50, ст. 7563.

14. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. № 48, ст. 6724; 2016. № 1, ст. 9; № 15, ст. 2055; 2017. № 3. Ч. 1, ст. 4754; № 31, ст. 4791; № 50, ст. 7544, ст. 7563.

15. Постановление Конституционного Суда РФ от 31 мая 2005 г. № 6-П // Российская газета. 2005. 7 июня.

16. Миркин Я. Путь к «золотому миллиарду» // Российская газета. 2018. 20 марта.

17. Невинная И. Пусть Альцгеймер подождет: секреты японского долголетия // Российская газета. 2018. 28 марта.

18. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию от 1 марта 2018 г. // Российская газета. 2018. 2 марта.

19. Аваков А. Почему Крым завидует Дагестану // Московский комсомолец. 2018. 16 марта.

20. Гусенко М. Жертва красоты: косметолог может быть опасен // Российская газета. 2018. 27 марта.

21. Большой словарь иностранных слов / сост. А.Ю. Москвин. М.: Центрполиграф, 2005. 816 с.

22. Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2580-р // Собрание законодательства РФ.

2013. № 2, ст. 11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. О биомедицинских клеточных продуктах: федеральный закон от 8 июня 2016 г. № 180-ФЗ // Российская газета. 2016. 28 июня.

Notes

1. Constitution of the public state: the collection / under a general edition of M.S. Smirtyukov and K.M. Bo-golyubov. Moscow: Politizdat Pabl., 1978. 348 p. (In Russ.)

2. Constitution of the Russian Federation: it is accepted by national vote on December 12, 1993 (taking into account the amendments made by laws on amendments to the Constitution of the Russian Federation): official publication. Collection of legislative acts of the RF,

2014, no. 31, art. 4398. (In Russ.)

3. Kolotova N.V. Moral prerequisites of the social rights. Social sciences and present, 2015, no. 5, pp. 118-127.

4. The international covenant «About the economic, social and cultural rights» of December 16, 1966. Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation, 1994, no. 12. (In Russ.)

5. Koveshnikov E.M., Marchenko M.N., Steshenko L.A. Constitutional right of the countries of the Commonwealth of Independent States. Moscow: Norm; Infra M Pabl., 1999. 464 p. (In Russ.)

6. Constitutional right of Russia: the textbook / under the editorship of G.N. Komkova. Moscow, 2006. 399 p. (In Russ.)

7. Constitutional right of Russia: textbook. 2nd prod., additional / under the editorship of V.T. Kabyshev. Saratov: Saratov publishing house state academies, 2014. 364 p. (In Russ.)

8. Constitutional right: university course: in 2 vol. / under the editorship of A.I. Kazannik, A.N. Kostyukov. Moscow: Avenue Pabl., 2015, vol. 2. 528 p. (In Russ.)

9. Ivakina D.S. Constitutional rights and freedoms of citizens of the Russian Federation in the field of culture. Stary Oskol: LLC «Tonkiye naukoyemkiye tekhnologii» (TNT) Pabl., 2016. 208 p. (In Russ.)

10. Kirilenko V.P., Mandryka E.V. Constitutional legislation of the State Parties of the CIS: questions of the theory and practice. Simferopol: Tavriya Pabl., 2009. 596 p. (In Russ.)

11. Constitution of the Republic of Kazakhstan. Astana: Elorda Pabl., 2015. 46 p. (In Russ.)

12. About prime measures for development of education in RSFSR: Presidential decree of RSFSR of July 11, 1991. Bulletin of the Congress of People's Deputies of the RSFSR and the Supreme Council of the RSFSR, 1991, no. 31, art. 1025. (In Russ.)

13. About education in the Russian Federation: federal law of December 21, 2012 no. 273-FZ. Collection of legis-

lative acts of the RF, 2012, no. 53, art. 7558; 2014, no. 19, art. 2289; no. 30, art. 4257; 2015, no. 1, art. 42; 2017, no. 50, art. 7563. (In Russ.)

14. About bases of protection of public health in the Russian Federation: federal law of November 21, 2011 no. 323-FZ. Collection of legislative acts of the RF, 2011, no. 48, art. 6724; 2016, no. 1, art. 9; no. 15, art. 2055; 2017, no. 3, p. 1, art. 4754; no. 31, art. 4791; no. 50, art. 7544, art. 7563. (In Russ.)

15. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of May 31, 2005 no. 6-P. Rossiyskaya gazeta, 2005, June 7. (In Russ.)

16. Mirkin Ya. Way to «gold one billion». Rossiyskaya gazeta, 2018, March 20. (In Russ.)

17. Nevinnaya I. Pust Alzheimer will wait: secrets of the Japanese longevity. Rossiyskaya gazeta, 2018, March 28. (In Russ.)

18. The president's letter of the Russian Federation to V. V. Putin to Federal Assembly of March 1, 2018. Rossiyskaya gazeta, 2018, March 2. (In Russ.)

19. Avakov A. Why the Crimea envies Dagestan. Moskovsky Komsomolets, 2018, March 16. (In Russ.)

20. Gusenko M. Beauty sacrifice: beautician can be dangerous. Rossiyskaya gazeta, 2018, March 27. (In Russ.)

21. Big dictionary of foreign words / comp. A.Yu. Moskvin. Moscow: Centrpoligraf Pabl., 2005. 816 p. (In Russ.)

22. The strategy for the development of medical science in the Russian Federation for the period until 2025 was approved by Decree of the Government of the Russian Federation of December 28, 2012 no. 2580-p. Collection of legislative acts of the RF, 2013, no. 2, art. 11. (In Russ.)

23. About biomedical cellular products: federal law of June 8, 2016 no. 180-FZ. Collection of legislative acts of the RF, 2016, June 28. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.