Научная статья на тему 'Право человека на здравоохранение: гносеологические международные подходы'

Право человека на здравоохранение: гносеологические международные подходы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
98
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / МЕДИЦИНСКАЯ УСЛУГА / CONSTITUTIONAL LAW / HEALTH CARE / MEDICAL CARE / MEDICAL SERVICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Швец Юрий Юрьевич

Цель: Освещение гносеологических аспектов конституционного права человека на охрану здоровья. Исследованы различные концептуальные подходы к пониманию понятия и содержания права человека на охрану здоровья; проведен анализ широкого и узкого подходов к определению содержания этого права; установлены его структура и объем; выяснено содержание ключевых понятий в этой сфере. Методология: В данной работе использовались формально-юридические и историко-правовые методы. Результаты: На основании данного исследования обоснована целесообразность применения широкого подхода к пониманию содержания конституционного права человека на охрану здоровья. Предложено его авторское определение. Новизна/оригинальность/ценность: В данной статье автором проведен анализ конституционного права на здравоохранение с позиции ранее проведенных исследований, обобщены их результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The human right to health: epistemological international approaches

Purpose: To Highlight the epistemological aspects of the constitutional human right to health. Various conceptual approaches to the understanding of the concept and content of the human right to health protection are investigated; the analysis of broad and narrow approaches to the definition of the content of this right is carried out; its structure and scope are established; the content of key concepts in this area is clarified. Methodology: Formal legal and historical legal methods were used in this work. Results: On the basis of this study, the expediency of applying a broad approach to understanding the content of the constitutional human right to health protection is substantiated; its author’s definition is proposed. Novelty/originality/value: In this article the author analyzes the constitutional law.

Текст научной работы на тему «Право человека на здравоохранение: гносеологические международные подходы»

Швец Ю.Ю.

ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ: ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОДХОДЫ

Цель: Освещение гносеологических аспектов конституционного права человека на охрану здоровья. Исследованы различные концептуальные подходы к пониманию понятия и содержания права человека на охрану здоровья; проведен анализ широкого и узкого подходов к определению содержания этого права; установлены его структура и объем; выяснено содержание ключевых понятий в этой сфере.

Методология: В данной работе использовались формально-юридические и историко-правовые методы. Результаты: На основании данного исследования обоснована целесообразность применения широкого подхода к пониманию содержания конституционного права человека на охрану здоровья. Предложено его авторское определение.

Новизна/оригинальность/ценность: В данной статье автором проведен анализ конституционного права на здравоохранение с позиции ранее проведенных исследований, обобщены их результаты.

Ключевые слова: конституционное право, здравоохранение, медицинское обслуживание, медицинская помощь, медицинская услуга.

Shvets Yu.Yu.

THE HUMAN RIGHT TO HEALTH: EPISTEMOLOGICAL INTERNATIONAL APPROACHES

Purpose: To Highlight the epistemological aspects of the constitutional human right to health. Various conceptual approaches to the understanding of the concept and content of the human right to health protection are investigated; the analysis of broad and narrow approaches to the definition of the content of this right is carried out; its structure and scope are established; the content of key concepts in this area is clarified.

Methodology: Formal legal and historical - legal methods were used in this work.

Results: On the basis of this study, the expediency of applying a broad approach to understanding the content of the constitutional human right to health protection is substantiated; its author's definition is proposed. Novelty/originality/value: In this article the author analyzes the constitutional law. Keywords: constitutional law, health care, medical care, medical service.

Конституция Украины провозглашает право каждого на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование. Содержание этого права раскрывается в ст. 49 Конституции Украины, Основах законодательства Украины о здравоохранении и других законодательных актах. Однако в научной литературе не сложилось единого мнения по поводу определения содержания и объема этого конституционного права, что связано с отсутствием единообразия в понимании значения некоторых ключевых понятий в этой сфере, а также многогранностью этого права.

Необходимо согласиться с мнением ученых, которые отмечают, что правильная трактовка терминов и понятий по вопросам права человека на охрану здоровья будет способствовать более полному их пониманию как природного и неотъемлемого права человека и гражданина, которое защищается государством [1, с. 112]. Таким образом, гносеологические аспекты определения права человека на охрану здоровья являются актуальным направлением исследования, поскольку позволяют выяснить содержание и объем конституционного права человека на охрану здоровья в теоретико-правовом и практическом аспектах.

Отдельные вопросы, связанные с определением содержания и объема права человека на охра-

ну здоровья, исследовали такие зарубежные и отечественные ученые, как Ю.М. Бисага, Д.М. Белов, М.М. Белинская, В.С. Виткова, В.В. Дудка, В.М. Казаков, И.А. Колоцеи, Н.В. Коробцова, В.В. Лещен-ко, А.А. Отставнова, Я.Ф. Советуешь, И.Я. Сенюта, А.В. Солдатенко, А.А. Федя и др. Однако в целом гносеологические аспекты определения конституционного права на охрану здоровья предметом исследования ученых становились редко.

Итак, целью данной статьи является уточнение значения основных понятий, входящих в объект конституционного права на охрану здоровья, на основании критичного обзора различных концептуальных подходов к его пониманию, что позволит очертить его границы и содержание в условиях проведения конституционной реформы.

Как справедливо отмечают Д.М. Белов и Ю.М. Бисага, именно в ходе конституционной реформы наблюдается активизация теоретического объяснения важнейших государственно-правовых явлений и событий, обоснованная на основе их взглядов, научных подходов, оценок, концепций [2, с. 68].

Поэтому, исследуя вопрос относительно понятия и содержания конституционного права на охрану здоровья, необходимо подчеркнуть существенное влияние, которое производят на по-

нимание его содержания и определения границ конституционная реформа, которая продолжается в государстве, а также международные глобальные процессы.

Так, по нормам международного законодательства, это право принадлежит к группе экономических, социальных и культурных прав, то есть прав второго поколения. Право на охрану здоровья признается мировым сообществом в качестве основного неотъемлемого права, принадлежащего каждому человеку. Существуют общие положения, которые гарантируют право на здоровье каждому, и положения, защищающие определенные наиболее уязвимые группы населения, в частности детей, женщин, лиц, подвергающихся расовой дискриминации, иностранных рабочих и т. д. [3, с. 200]. Основные международные стандарты в области здравоохранения нашли свое воплощение в положениях Конституции Украины [4] и других законодательных актах [5]; их анализ показывает, что это право является комплексным и выступает предметом регулирования различных отраслей права, в том числе конституционного, административного, гражданского, уголовного и др.

На комплексный характер права человека на охрану здоровья указывают некоторые ученые. В частности, И.Я. Сенюта отмечает, что понятие «право на охрану здоровья» является самостоятельным понятием, одним из основных в современной юридической науке и обществоведении. По мнению ученого, его появление стало возможным в результате комплексного подхода в исследовании. Такой подход предполагает анализ правовых явлений, системно связанных с понятием «право на охрану здоровья», а именно содержания этого права как естественно-правового явления и юридического механизма обеспечения этого права, законодательства о здравоохранении и т. д. путем объединения формально-юридического, социологического, социологически-антропологического, сравнительно-правового и других методов познания. На этом основании ученый делает вывод, что особенность объектов исследуемого права (в частности «здоровье» и «здравоохранение») заключается в том, что эти объекты изучаются различными отраслями права [6, с. 19].

Необходимо согласиться с мнением ученого, поскольку комплексный характер права на охрану здоровья обусловливает многоаспектность этого понятия. Исследование каждого отдельного аспекта является задачей отдельных научных дисциплин, соответственно, регулирование этих аспектов осуществляется с помощью норм различных отраслей права.

Так, исследование общетеоретического аспекта осуществляется в пределах дисциплины теории права [6, с. 19], что позволяет выяснить значение основных терминов и понятий, входящих в объект права на охрану здоровья, определить методологическую основу исследования этого права, проанализировать историко-правовые условия его возникновения и развития и др.

В гражданско-правовом аспекте [7, с. 87] право на охрану здоровья рассматривается прежде всего как закрепленная в законодательстве и гарантированная государством возможность каждого человека свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим здоровьем как особым нематериальным благом, использовать государственные и другие средства для сохранения и защиты здоровья. Исследуются отдельные механизмы и гражданско-правовые основания ограничения абсолютности такого права, в частности, исходя из положений ст. 9 (Ограничение прав граждан, связанных с состоянием их здоровья) Основ законодательства Украины о здравоохранении [5].

Административно-управленческая составная часть права на охрану здоровья [8] оказывается в основе осуществления государственного управления медицинской отраслью, формирования и реализации государственной политики в этой сфере и т. п.

Комплексность права на охрану здоровья обусловила формирование отдельной правовой дисциплины и, как считают некоторые ученые [9; 10], самостоятельной отрасли права - медицинского права. Можно положительно оценить его появление, поскольку в рамках единой научной дисциплины становятся возможными систематизация научного знания в этой сфере, обобщение и упорядочение правовых норм, но следует учитывать комплексный характер медицинского права и его тесную связь с другими отраслями права.

Однако в контексте нашего научного исследования акцентируем внимание именно на конституционно-правовом аспекте права человека на охрану здоровья, который выражается в определении естественной и ценностной составляющей частей этого права, выяснении конституционно-правовых гарантий его реализации. Необходимо заметить, что в отечественной науке конституционного права проблемы определения его содержания и понятия исследовала незначительная группа ученых. Среди них необходимо выделить таких ученых, как В.С. Виткова [11], Ю. Бисага и М.М. Палинчак [12], В.Е. Скоромоха [13] и некоторые другие.

Традиционно различают узкий и широкий подходы к трактовке права на охрану здоровья. Узкий подход, который преимущественно был характерен для советской правовой парадигмы [14; 15], предполагает, что конституционное право на охрану здоровья - это обеспеченная (гарантированная) государством возможность лица получить медицинскую помощь или с помощью других медицинских мероприятий обеспечить поддержание своего здоровья на должном уровне или его восстановление при необходимости.

В современной правовой мысли превалирует широкий подход к пониманию содержания исследуемого права. В частности, как отмечают некоторые ученые, трудно согласиться с узким подходом к определению права на охрану здоровья, поскольку понятие этого права гораздо шире и не ограничивается только медицинскими мероприятиями. В его содержание входят и другие правовые возможности, направленные на укрепление, сохранение и восстановление физического и психического здоровья [16, с. 24].

Не случайно отдельные ученые посвятили свои исследования изучению более широкого права - права на здоровье. Так, А.А. Пунда рассматривает его как личное неимущественное право, которое заключается в совокупности возможностей личности свободно, по своему усмотрению определять свое поведение в отношении собственного здоровья. Структурными элементами права на здоровье, по мнению ученого, являются право на охрану здоровья, на медицинскую помощь, на информацию о состоянии своего здоровья и на медицинское страхование [17, с. 84]. В свою очередь, А.А. Романова считает, что систему обеспечения права человека на здоровье целесообразно рассматривать через социальную составляющую часть этого права - право человека на охрану здоровья, включая институциональное, правовое, организационное и ресурсное обеспечение такого права [18, с. 5].

Итак, подчеркивается, что право на охрану здоровья является частью права на здоровье. Последнее включает также право на жизнь, на безопасные и здоровые условия труда и др. и рассматривается, прежде всего, как личное неимущественное благо человека, неотчуждаемое и абсолютное. Необходимо отметить, что здоровье является объектом права человека на здоровье, на здравоохранение и ряда других прав, позволяет отнести эти права к группе однородных социальных прав. В то же время право на охрану здоровья, кроме социального, имеет также экономический характер, что приводит к его самостоятельности.

Некоторыми учеными высказывается мнение, что право на охрану здоровья, как и другие конституционные права, относится к субъективным правам человека, поскольку принадлежит каждому конкретному субъекту и зависит от его воли, сознания, личного желания и усмотрения, а также выражает не потенциальные, а реальные возможности индивида. Право на охрану здоровья имеет все признаки субъективных прав и обладает специфическими чертами, которые проявляются в рассмотрении его содержания, а также в процессе реализации. Как любое субъективное право, право на охрану здоровья - это мера и вид возможного поведения лица (правовые возможности) с целью достижения им высокого психического, физического и социального состояния [16, с. 22].

Рассматривая содержание права на охрану здоровья, необходимо заметить, что в ст. 49 Конституции Украины [4] отмечается, что каждый имеет право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование. Таким образом, законодатель разграничивает три субъективные возможности: по охране здоровья, получению медицинской помощи и социального страхования.

В связи с этим в научной литературе сформировалась концепция, согласно которой каждое из этих прав рассматривается отдельно. Например, В.С. Виткова посвятила диссертационное исследование конституционному праву на медицинскую помощь, определяя его как комплекс возможностей личности и определенный законодательством способ бесплатно получить у физических лиц-предпринимателей и в хозяйственных организациях здравоохранения медицинскую помощь, к которой относятся: экстренная медицинская помощь; первичная медицинская помощь; вторичная (специализированная) медицинская помощь; третичная (высокоспециализированная) медицинская помощь; паллиативная помощь, что не исключает права на врачебную ошибку в условиях, которые не зависят от воли и профессионализма врача [11, с. 9].

Подобный подход присущ И.А. Колоцея, которая в своем диссертационном исследовании рассматривает право на охрану здоровья и на медицинскую помощь. Ученый считает, что эти конституционные права можно понимать как ценностно значимые и формально закрепленные возможности каждого по укреплению и сохранению здоровья, его восстановлению, гарантированные правовыми, финансовыми, организационными ресурсами государства и общества [19, с. 189].

Таким образом, ученый, хотя и разграничивает право на охрану здоровья и медицинскую помощь, не отрицает их тесной взаимосвязи.

Характерно, что право на медицинское страхование (как самостоятельное право или как элемент права на охрану здоровья) является наименее исследованным в науке конституционного права. Его обычно рассматривают как вид добровольного или, в определенных законодательством случаях, обязательного страхования, объектом которого является оплата услуг по предоставлению медицинской помощи [20, с. 203]. То есть медицинское страхование можно считать одной из экономических гарантий реализации права человека на охрану здоровья.

В научной литературе также встречается подход, согласно которому право на охрану здоровья является комплексным конституционным правом, включая несколько составляющих элементов, в том числе право на медицинскую помощь и медицинское страхование. Такого мнения, в частности, придерживается И.Я. Сенюта, которая считает, что структурными элементами права человека на охрану здоровья как общественно-социального (естественного) права человека являются такие возможности: 1) жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья; 2) запрет пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания; 3) снижение уровня мертворождаемости и детской смертности, здоровое развитие ребенка; 4) улучшение всех аспектов гигиены внешней среды и гигиены труда в промышленности; 5) предупреждение и лечение эпидемических, эндемических, профессиональных и других болезней и борьба с ними; 6) медицинская помощь;

7) консультативные и просветительские услуги;

8) справедливые и благоприятные, безопасные и здоровые условия труда; 9) охрана материнства; 10) защита детей и молодежи в сфере здравоохранения [6, с. 45].

Необходимо поддержать концепцию единства конституционного права на охрану здоровья, в структуре которого выделяются определенные элементы. Однако элементы, определенные И.Я. Сенюта, нуждаются в уточнении. Такой вывод можно сделать на основании анализа положений ст. 49 Конституции Украины [4]. В частности, из содержания этой статьи следует, что право человека на охрану здоровья является центральным в системе других возможностей, определенных в этой статье, поскольку включает (но не ограничи-

вается) все эти возможности (права), в том числе право на медицинскую помощь и медицинское страхование.

Для обоснования такой позиции необходимо определение содержания ключевых понятий «здоровье», «здравоохранение» и др. По этому поводу в Решении Конституционного Суда Украины от 29 мая 2002 г. № 10-рп отмечается, что определения понятий «здоровье», «здравоохранение», «учреждения здравоохранения», «медицинская помощь», «медицинская услуга», «медицинское обслуживание», «гарантированный уровень медицинской помощи», «стандарты медицинской помощи», «медицинское страхование», «доступность медицинского обслуживания», «бесплатность медицинской помощи», «платность медицинских услуг» и других были даны различными учеными и экспертами. Суд установил, что дефиниции указанных понятий и терминов разнообразны и совпадают только в отдельных частях или элементах. Так, «медицинская помощь» и «медицинская услуга» трактуются и как синонимы, и как антонимы, и как часть друг друга. Так же соотносятся понятия «медицинская помощь» и «медицинское обслуживание» и др. [21]. Подобная неоднозначность наблюдается и в научной литературе.

Сегодня основные из этих понятий определены в нормах Основ законодательства Украины о здравоохранении, в частности, приведены следующее их формулировки:

- здоровье - состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков;

- медицинская помощь - деятельность профессионально подготовленных медицинских работников, направленная на профилактику, диагностику, лечение и реабилитацию в связи с болезнями, травмами, отравлениями и патологическими состояниями, а также по беременности и родам;

- здравоохранение - система мероприятий, осуществляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, их должностными лицами, учреждениями здравоохранения, медицинскими и фармацевтическими работниками и гражданами с целью сохранения и восстановления физиологических и психологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной биологически возможной индивидуальной продолжительности его жизни [5].

Итак, анализируя определения указанных понятий в системной связи со ст. 49 Конституции

Украины, можно сделать вывод, что право человека на охрану здоровья включает такие элементы (возможности): 1) государственное финансирование социально-экономических, медико-санитарных и оздоровительно-профилактических программ; 2) доступность для всех граждан медицинского обслуживания; 3) бесплатное получение в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения профессиональной, качественной и эффективной медицинской помощи; 4) территориальная доступность медицинской помощи и медицинского обслуживания; 5) доступность профилактических и оздоровительных программ для населения, развитие физической культуры и спорта, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.

Необходимо заметить, что содержание права на охрану здоровья не следует ограничивать только элементами, определенными в ст. 49 Конституции Украины, поскольку его объектом являются здоровье и меры, которые способствуют (обеспечивают) его сохранению, укреплению, восстановлению или поддержанию. Это позволяет к структуре права на охрану здоровья отнести также право на безопасные и здоровые условия труда, на информацию об экологическом состоянии, право на достаточный жизненный уровень и тому подобное. То есть конституционное право на охрану здоровья включает прямые элементы (которые определены в ст. 49 Конституции Украины) и косвенные (вытекающие из других норм Конституции).

Таким образом, на основе проведенного исследования можно сделать вывод, что право на охрану здоровья является одним из фундаментальных конституционных прав, которое тесно связано с другими возможностями личности и включает, но не ограничивается ими, право на медицинскую помощь и медицинское страхование. Вследствие того, что право на охрану здоровья является многоаспектным, оно относится к предмету исследования различных правовых дисциплин и регулируется различными отраслями права. В конституционном праве превалирует широкий подход к пониманию его содержания, что соответствует тенденциям международной глобализации.

В конституционно-правовом аспекте право на охрану здоровья можно определить как незыблемую, абсолютную, гарантированную государством и международным сообществом, закрепленную в международных договорах и в Конституции Украины возможность человека по сохранению, укреплению, восстановлению и поддержанию своего здоровья на должном уровне с использованием,

в случае необходимости, бесплатной, доступной и эффективной медицинской помощи в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения.

Пристатейный библиографический список

1. Лещенко В.В., Радиш Я.Ф. Права людини на жит-тя та охорону здоров'я - методолопчна основа державного управлшня здоровоохоронною сферою: вступ до проблеми // Державне управлшня: теорiя та практика. 2014. № 1. С. 104-113.

2. Белов Д.М., Бисага Ю.М. Парадигма украшського конституцiоналiзму та конституцшна реформа: питания сшввЦношення // Науковий вiсник Ужгородсь-кого нацюнального ушверситету. Серiя «Право». 2014. Вил. 28. Т. 1. С. 60-64.

3. Москаленко В.Ф., Грузева Т.С., 1ншакова Г.В. Регламентащя права на охорону здоров'я у мiжнародних нормативно-правових актах // Медичне право Укршни: правовий статус пащенпв в Укршш та його законодавче забезпечення (генезис, розвиток, проблеми i перспективи вдосконалення): Матерiали II Всеукршнсько! науково практично! конференцп (1718 квiтня 2008 р.). Львiв, 2008. С. 186-201.

4. Конституцiя Укршни: Основний Закон Украши вЦ 28 червня 1996 р. № 254к/96-ВР [Электронный ресурс]. URL: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/ show/254%00%ВА/96-%00%В2%01%80.

5. Основи законодавства Украши про охорону здоров'я: Закон Украши вЦ 19 листопада 1992 р. № 2801-ХП [Электронный ресурс]. URL:http://zakon3. rada.gov.ua/laws/show/2801-12.

6. Сенюта 1.Я. Право людини на охорону здоров'я та його законодавче забезпечення в Укршш: дис. ... канд. юрид. наук. Львiв, 2006.

7. Коробцова Н.В. Право на охорону здоров'я: по-няття та змшт // Науковий вшник Херсонського державного ушверситету. Серiя «Юридичш науки». 2013. Вип. 5. Т. 1. С. 86-88.

8. Гладун З.С. Державна пол^ика охорони здоров'я в Укршш (адмшстративно- правовi проблеми форму-вання i реалiзацii): монографiя. Тернопiль: Економiчна думка, 2005.

9. Волков В.Д., Дешко Л.Н., Заблоцкий В.П. и др. Медицинское право Украины: учеб. пособ. Донецк: Изд-во ДонНУ, 2005.

10. Болотша Н.Б. Медичне право у системi права Украши // Право Украши. 1999. № 7.С. 116-121.

11. Вгткова В.С. Конституцшне право на медичну допомогу та його юридичне забезпечення в Укршш: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ужгород, 2017.

12. Бисага Ю.М., Палшчак М.М., Белов Д.М., Данка-нич М.М. Права людини. Ужгород: Лiра, 2003.

13. Скомороха В.6. Конституцiйне правосуддя i права людини на охорону здоров'я, медичну допомогу i ме-дичне страхувания та забезпечення державою // В^ик Конституцiйного Суду Украши. 2002. № 5. С. 62-68.

14. Воеводин Л.Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. М.: МГУ, 1972.

15. Волков В.Д. Конституционное право на охрану здоровья советских граждан. Конституция СССР и

правовое положение личности. М.: Ин-т государства и права АН СССР, 1979. С. 98-103.

16. Отставнова Е.А. Конституционные основы защиты права человека и гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь в современной России: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2010.

17. Пунда О.О. Поняття та змет права на здоров'я // Вiсник Хмельницького шституту регюнального управлшня та права. 2003. № 3-4. С. 79-84.

18. Романова А.А. Система забезпечення права людини на здоров'я: постановка питання // Часопис Академп адвокатури Украши. 2012. № 16 [Электронный ресурс]. URL: http://e-pub.aau.edu.ua/ index.php/ chasopys/article/download/281/302.

19. Колоцеи И.А. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь как конституционная ценность: дис. ... канд. юрид. наук. Архангельск, 2010.

20. Окунський А.Р. Медичне страхування в Укршш: проблеми i перспективи // Медичне право Украши: проблеми становлення та розвитку: Матерiали I Всеукрашсько1 науково-практично! конференцп (1920 квiтня 2007 р.). Львiв, 2007. С. 203-209.

21. Решение Конституционного суда Украины в деле по конституционному заявлению 53 народных депутатов Украины относительно толкования ч. 3 ст. 49 Конституции Украины «в государственных и коммунальных предприятиях охраны здоровья медицинская помощь предоставляется бесплатно» (дело про бесплатную медицинскую помощь): Решение Конституционного Суда Украины от 29 мая 2002 года № 10-рп/2002 [Электронный ресурс]. URL: http://zakon3.rada. gov.ua/Iaws/show/v010p710-02/paran54#n54.

22. http://ukrlit.org.

References (transliterated)

1. Leshhenko V.V., Radish Ya.F. Prava lyudini na zhittya ta oxoronu zdorov'ya - metodologichna osnova derzhavnogo upravlinnya zdorovooxoronnoyu sferoyu: vstup do problemi // Derzhavne upravlinnya: teoriya ta praktika. 2014. № 1. S. 104-113.

2. Belov D.M., Bisaga Yu.M. Paradigma ukrains"kogo konstituczionalizmu ta konstituczijna reforma: pitannya spivvidnoshennya // Naukovij visnik Uzhgorods"kogo naczionaTnogo universitetu. Seriya «Pravo». 2014. Vil. 28. T. 1. S. 60-64.

3. Moskalenko V.F., Gruzeva T.S., Inshakova G.V. Re-glamentacziya prava na oxoronu zdorov'ya u mizhnarod-nix normativno-pravovix aktax // Medichne pravo Ukrai-ni: pravovij status paczientiv v Ukraini ta jogo zakonodav-che zabezpechennya (genezis, rozvitok, problemi i per-spektivi vdoskonalennya): Materiali II Vseukrains"koi naukovo praktichnoi konferenczii (17-18 kvitnya 2008 r.). LViv, 2008. S. 186-201.

4. Konstitucziya Ukraini: Osnovnij Zakon Ukraini vid 28 chervnya 1996 r. № 254k/96-VR [E4ektronny>j resurs]. URL: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/254%00%VA/ 96-%00%V2%01%80.

5. Osnovi zakonodavstva Ukraini pro oxoronu zdorov'ya: Zakon Ukraini vid 19 listopada 1992 r. № 2801-XII [E4ektronny>j resurs]. URL:http://zakon3.rada.gov.ua/ laws/show/2801-12.

6. Senyuta I.Ya. Pravo lyudini na oxoronu zdorov'ya ta jogo zakonodavche zabezpechennya v Ukraini: dis. ... kand. yurid. nauk. LViv, 2006.

7. Korobczova N.V. Pravo na oxoronu zdorov'ya: ponyattya ta zmist // Naukovij visnik Xersons'kogo derzhavnogo universitetu. Seriya «Yuridichni nauki». 2013. Vip. 5. T. 1. S. 86-88.

8. Gladun Z.S. Derzhavna politika oxoroni zdorov'ya v Ukraini (administrativno- pravovi problemi formuvan-nya i realizaczii): monografiya. Ternopil": Ekonomichna dumka, 2005.

9. Volkov V.D., Deshko L.N., Zabloczkij V.P. i dr. Medicinskoe pravo Ukrainy": ucheb. posob. Doneczk: Izd-vo DonNU, 2005.

10. Bolotina N.B. Medichne pravo u sistemi prava Ukraini // Pravo Ukraini. 1999. № 7.S. 116-121.

11. Vitkova V.S. Konstituczijne pravo na medichnu dopomogu ta jogo yuridichne zabezpechennya v Ukraini: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Uzhgorod, 2017.

12. Bisaga Yu.M., Palinchak M.M., Belov D.M., Dank-anich M.M. Prava lyudini. Uzhgorod: Lira, 2003.

13. Skomoroxa V.C. Konstituczijne pravosuddya i prava lyudini na oxoronu zdorov'ya, medichnu dopomogu i medichne straxuvannya ta ix zabezpechennya derzha-voyu // Visnik Konstituczijnogo Sudu Ukraini. 2002. № 5. S. 62-68.

14. Voevodin L.D. Konstitudonny'e prava i obyazan-nosti sovetskix grazhdan. M.: MGU, 1972.

15. Volkov V.D. Konstitucionnoe pravo na oxranu zdorov'ya sovetskix grazhdan. Konstituciya SSSR i pravo-voe polozhenie lichnosti. M.: In-t gosudarstva i prava AN SSSR, 1979. S. 98-103.

16. Otstavnova E.A. Konstitucionny'e osnovy" zashh-ity" prava cheloveka i grazhdanina na oxranu zdorov'ya i medicinskuyu pomoshh" v sovremennoj Rossii: dis. ... kand. yurid. nauk. Saratov, 2010.

17. Punda O.O. Ponyattya ta zmist prava na zdorov'ya // Visnik XmeFnicz'kogo institutu regionaknogo upravlinnya ta prava. 2003. № 3-4. S. 79-84.

18. Romanova A.A. Sistema zabezpechennya prava lyudini na zdorov'ya: postanovka pitannya // Chasopis Akademii advokaturi Ukraini. 2012. № 16 [E'lektronny'j resurs]. URL: http://e-pub.aau.edu.ua/ index.php/chaso-pys/article/download/281/302.

19. Kolocei I.A. Pravo na oxranu zdorov'ya i medicinskuyu pomoshh" kak konstitucionnaya cennost": dis. ... kand. yurid. nauk. Arxangeksk, 2010.

20. Okuns'kij A.R. Medichne straxuvannya v Ukraini: problemi i perspektivi // Medichne pravo Ukraini: prob-lemi stanovlennya ta rozvitku: Materiali I Vseukrains'koi naukovo-praktichnoi konferenczii (19-20 kvitnya 2007 r.). LViv, 2007. S. 203-209.

21. Reshenie Konstitucionnogo suda Ukrainy" v dele po konstitucionnomu zayavleniyu 53 narodny'x depu-tatov Ukrainy" otnositekno tolkovaniya ch. 3 st. 49 Kon-stitucii Ukrainy" «v gosudarstvenny'x i kommunakny'x predpriyatiyax oxrany" zdorov'ya medicinskaya po-moshh" predostavlyaetsya besplatno» (delo pro bes-platnuyu medicinskuyu pomoshh"): Reshenie Konstitucionnogo Suda Ukrainy" ot 29 maya 2002 goda № 10-rp/2002 [E'lektronny'j resurs]. URL: http://zakon3. rada.gov.ua/Iaws/show/v010p710-02/paran54#n54.

22. http://ukrlit.org.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.