Научная статья на тему 'НОРМОТВОРЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В КОНСТИТУЦИЯХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН'

НОРМОТВОРЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В КОНСТИТУЦИЯХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
68
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ЗАРУБЕЖНЫЕ СТРАНЫ / PRINCIPLES / CONSTITUTIONAL LAW / HEALTHCARE / FOREIGN COUNTRIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Швец Юрий Юрьевич

Статья посвящена описанию руководящих принципов права человека на охрану здоровья в конституциях зарубежных страны, прежде всего - государствах-членах Европейского Союза. Определено понятие и сущность принципов права на охрану здоровья; проведен анализ конституционных принципов права на охрану здоровья в некоторых зарубежных государствах, а также основополагающих принципов, определенных международными организациями. Разработаны предложения по совершенствованию конституционных принципов права на охрану здоровья в Украине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATORY PRINCIPLES OF THE HUMAN RIGHT TO HEALTH IN THE CONSTITUTIONS OF FOREIGN COUNTRIES

The article is devoted to the coverage of the guiding principles of the human right to health protection in the constitutions of foreign countries, primarily to the Member States of the European Union. The concept and essence of the principles of the right to health protection are defined; the analysis of the constitutional principles of the right to health care in some foreign countries, as well as the fundamental principles defined by international organizations. Proposals have been developed to improve the constitutional principles of the right to health in Ukraine.

Текст научной работы на тему «НОРМОТВОРЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В КОНСТИТУЦИЯХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»

НОРМОТВОРЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В КОНСТИТУЦИЯХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Швец Ю. Ю.

II. ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.00)

7. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО; КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС; МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.02)

7.1. НОРМОТВОРЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В КОНСТИТУЦИЯХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

©Швец Юрий Юрьевич, кандидат экономических наук, доцент; ORCID 0000-0002-6557-14-16, Scopus 50162531900, SPIN-код: 7942-1891

Место работы: Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва

jurijswets@yahoo.com

Аннотация: статья посвящена описанию руководящих принципов права человека на охрану здоровья в конституциях зарубежных страны, прежде всего - государствах-членах Европейского Союза. Определено понятие и сущность принципов права на охрану здоровья; проведен анализ конституционных принципов права на охрану здоровья в некоторых зарубежных государствах, а также основополагающих принципов, определенных международными организациями. Разработаны предложения по совершенствованию конституционных принципов права на охрану здоровья в Украине. Ключевые слова: принципы, конституционное право, здравоохранение, зарубежные страны.

Право на охрану здоровья нашло свое воплощение в конституциях многих стран мира; руководящие принципы в этой сфере определены также в международных конвенциях и других международных актах. Именно на этих руководящих принципах основывается конституционное право на охрану здоровья в большинстве зарубежных государствах. Однако в каждой стране превалирует собственный национальный подход к определению содержания соответствующих принципов.

Для Украины, как государства, в котором давно назрела необходимость в проведении реформы системы здравоохранения, может оказаться полезным опыт некоторых зарубежных стран, в частности государств - членов Европейского Союза (далее - ЕС). Поэтому в целях анализа конституционного опыта этих стран необходимо провести комплексное исследование нормотворческих принципов права на охрану здоровья в некоторых зарубежных странах.

Отдельные аспекты проблемы определения принципов права человека на охрану здоровья, в том числе в зарубежных странах, исследовали такие ученые, как Ю.М. Бисага, М.М. Белинская, А.В. Бондарь, С.Б. Булеца В.С. Виткова, В.В. Дудка, Д.В. Карамышев, Н.В. Коробцова, А.А. Отставнову, И.Я. Сенюта, М.В. Певец и другие. Однако комплексных достижений, посвященных описанию конституционных принципов права человека на охрану здоровья в зарубежных странах, в отечественной науке конституционного права недостаточно.

Итак, целью данной статьи является проведение тщательного анализа руководящих принципов права человека на охрану здоровья в конституциях зарубежных государств, прежде всего - стран - членов ЕС, и разработка рекомендаций по совершенствованию национальных конституционных принципов в этой сфере.

Традиционная правовая наука рассматривает принципы права, как руководящие идеи и основные принципы, на которых основывается правотворческая, правоприменительная и

любая другая деятельность государства, а также общественные правоотношения, возникающие в ней.

При этом необходимо согласиться с мнением ученых Ю.М. Бисага, Д.М. Белова и др., Которые отмечают, что принципы права являются объективным выражением экономического, социального, политического строя общества, существующих в определенной стране, социальной, целостной основой государства и права, характером господствующего политического и государственного режима, в развитии направлений фундамента политической системы определенного общества [1, с. 39].

Поэтому, исследуя руководящие принципы права человека на охрану здоровья, можно обнаружить аксиологические установки, принятые в соответствующем государстве, не только характеризующие роль этого государства в обеспечении реализации соответствующего права, но и определяют особенности организации системы здравоохранения.

Сфера здравоохранения почти во всех странах Европы и государствах Америки является подконтрольной государству, для чего она образует профильные министерства и ведомства, которые осуществляют руководство соответствующей сферой, определяет основы государственной политики и обеспечивает их реализацию.

Основные принципы права на охрану здоровья были сформулированы Всемирной организацией здравоохранения (далее - ВОЗ). А.В. Бондарь со ссылкой на документы ВОЗ [2] выделяет следующие из них:

1. Финансовую защиту (общая защита от финансовых рисков, связанных с плохим состоянием здоровья, направленный на то, чтобы люди не становились бедными в результате пользования услуг здравоохранения);

2. Принцип социальной справедливости в финансировании (требует от более обеспеченных людей больше платить за

ISSN 2541-8025

Том XV 6-2019

Проблемы экономики и юридической практики

медицинское обслуживание (в процентном отношении от дохода) в сравнении с малообеспеченными;

3. Равенство доступа к медицинскому обслуживанию (базируется на потребности, а не на способности платить);

4. Повышение прозрачности и подотчетности системы здравоохранения (борьба с коррупцией, контроль за деятельностью учреждений здравоохранения и оценка качества их деятельности);

5. Награда за высокое качество медицинской помощи и разработка стимулов рентабельной организации медицинского обслуживания;

6. Поддержка управленческой эффективности (сокращение дублирования функций в сфере финансирования здравоохранения и избежание расходов, не направленных на достижение вышеперечисленных целей) [3, с. 588].

К этим принципам можно добавить принципы:

- государственного управления сферой здравоохранения;

- приоритетности профилактической направленности здравоохранения и тому подобное.

Рассмотрим, как эти принципы находят свое отражение в конституциях отдельных зарубежных государств, прежде всего - стран - членов ЕС.

Характерно, что в конституциях таких государств, как Австрия [4], Германия [5], Франция [6], и других прямо не определено право на охрану здоровья. В то же время закреплены принципы, которые можно считать косвенными элементами права на охрану здоровья, включая такие, как право на жизнь, запрет применения жестких и опасных для жизни и здоровья наказаний, обеспечение уважения чести и достоинства личности и тому подобное. Кроме того, в конституциях этих государств отмечается, что общепринятые принципы международного права действуют в качестве составной части национального законодательства. То есть отсутствие в данных государствах конституционных норм, прямо закрепляют право на охрану здоровья, не следует рассматривать как отсутствие этого права как такового, поскольку его основные положения, которые определены в международных актах, признаются и действуют в указанных странах. Руководящие принципы в этой сфере регламентированы специальными актами национального законодательства.

В частности, в законодательстве Австрии, Германии и Франции предусмотрено обязательное солидарное страхование. Учреждения здравоохранения могут быть государственными, частными, некоммерческими или прибыльными и индивидуальными. Страхование является обязательным, и застрахованное лицо не имеет возможности выбрать организацию социального обеспечения. Конкуренции между институтами НЕТ, для обеспечения эффективного распределения рисков [7, с. 91].

В конституциях других стран-членов ЕС право на охрану здоровья упоминается лишь вскользь, в конституционных нормах не детализируется содержание этого права. В частности, в §5 Конституции Швеции закреплено, что каждый гражданин должен быть защищен от физического насилия, а также от любых пыток или принудительного медицинского воздействия, вопреки его желанию. [8]. В ст. 32 Конституции Италии в статье 32 закрепляет право на охрану здоровья как основное право лица и гарантирует бесплатное лечение неимущих. Установлено также, что никто не может быть принужден подвергаться определенным медицинским мерам иначе, как на основании закона. Важным дополнением является и то, что закон не мо-

жет нарушать границы, которые определяется, как неуважение к личности [9]. Статья 23 Конституции Бельгии закрепляет право каждого вести жизнь, что соответствует принципам человеческого достоинства. В данном случае Законодатель определяет норму, которая, с некоторыми оговорками, защищает экономические, социальные и культурные права и определяет условия их взаимососуществания. Эти права включают, в частности, право на социальное страхование, здравоохранение, социальную, медицинскую и юридическую помощь; право на здоровую окружающую среду [10].

Итак, в Бельгии, Италии, Швеции и некоторых других странах превалируют такие принципы права на охрану здоровья, как уважение достоинства личности, запрет принудительных медицинских опытов и унижающих человеческое достоинство или являющихся опасными для жизни и здоровья видов, а основным средством реализации права на получение доступной и квалифицированной медицинской помощи является солидарное социальное страхование.

Показательно, что большинство европейских стран определенным образом раскрывают содержание основных принципов права человека на охрану здоровья и детализируют их в нормах конституции.

Одной из таких государств является Испания. Право на охрану здоровья определяется в ст. 43, которая содержится в главе 3 «О руководящих принципах социальной и экономической политики» Конституции Испании. Так, в соответствии со ст. 43 Конституции [11] государством признается право на охрану здоровья. В ведении органов государственной власти находится организация защиты охраны народного здоровья, которая обеспечивается проведением профилактических мероприятий, предоставлением необходимой помощи и услуг. Закон прописывает как права, так и обязанности всех участников правоотношений в сфере здравоохранения.

Отдельная статья в Конституции Испании посвящена обеспечению охраны здоровья лиц, нуждающихся в особом уходе. Так, ст. 49 указывается, что власть в любом ее проявлении обязана принимать меры для оказания помощи, лечение лиц, которые фактически являются, как физически и/или психически ослаблены, с предоставлением им специальной помощи, необходимой защиты, в том числе для возможности пользоваться гражданскими правами и свободами[11]. Таким образом, в Конституции Испании воплощен принцип социальной справедливости по обеспечению реализации права на охрану здоровья, а его содержание, кроме непосредственно права на доступную и квалифицированную медицинскую помощь и другие медицинские услуги, также включает право на получение особой помощи лицами, которые в этом больше нуждаются.

Достаточно основательно право на охрану здоровья регламентировано в Конституции Португалии. Прежде всего, необходимо заметить, что в разделе I Конституции этого государства [12] закреплены общие принципы, которые являются основой всех конституционных прав, в частности это принципы всеобщности и равенства. Отмечается, что положения, в Конституции и законы которые относятся к основным правам и свободам должны, находиться и толковаться в полном соответствии с Всеобщей декларацией прав человека.

Статья, посвященная праву на охрану здоровья, содержится в главе 2 «Социальные права и обязанности» Конституции Португалии. Согласно ст. 64 Конституции все имеют право на охрану здоровья и обязаны его охранять и укреплять. Также Кон-

НОРМОТВОРЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В КОНСТИТУЦИЯХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Швец Ю. Ю.

ституция закрепляет, что право на охрану здоровья может реализоваться через всеобщую службу охраны здоровья, в зависимости от имущественного положения граждан, методом создания условий (экономических, социальных, культурных и экологических), с целью обеспечения защиты детей, молодежи и пожилых людей, и путем систематического улучшения условий жизни и труда, содействие развитию физической культуры и спорта. Управление государственной службой здравоохранения строится на принципах децентрализации и участия.

Свои особенности имеют принципы права на охрану здоровья в Болгарии. На основании анализа положений ст. ст. 29, 52 и др. Конституции Болгарии можно выделить следующие руководящие принципы права на охрану здоровья:

1. Запрет медицинских, научных или иных опытов без добровольного письменного согласия лица;

2. Доступность медицинской помощи, обеспечивается правом каждого на страхование здоровья и предоставлением бесплатного медицинского обслуживания в условиях и в порядке, определенных законом;

3. Совместное финансирование мероприятий по охране здоровья из центрального бюджета, с финансированием работодателями, за счет индивидуальных и коллективных взносов и иных источников;

4. Поощрение государством развития спорта и туризма;

5. Запрет принудительного лечения и санитарных мероприятий к лицу, за исключением случаев, предусмотренных законом [13].

В Конституции Польской Республики [14] право на охрану здоровья закреплено в ст. 68. Публичная власть принимает на себя обязательства обеспечивать особую охрану здоровья детям, беременным женщинам, лицам с физическими и психическими отклонениями и лицам пожилого возраста.

Кроме того, в Конституции определяется принцип профилактики здравоохранения, который выражается в обязательстве публичной власти бороться с эпидемическими болезнями и предотвращать негативное влияние на здоровье последствий деградации окружающей среды, а также способствовать развитию физической культуры, особенно среди детей и молодежи [14].

Словацкая Республика также относится к странам, где на уровне Конституции [15] закреплено обязательное медицинское страхование. В частности, в ст. 40 отмечается, что каждый имеет право на охрану здоровья. На основе медицинского страхования граждане имеют право на бесплатное медицинское обслуживание и на медицинские услуги на условиях, установленных законом. Определены особые условия охраны здоровья отдельных категорий граждан. В соответствии со ст. 38 Конституции Словацкой Республики женщины, молодежь и лица с физическими отклонениями имеют право на повышенную охрану здоровья в процессе труда и особые условия труда, а молодежь и лица с физическими отклонениями имеют право на особую защиту в трудовых отношениях и на помощь в овладении профессией.

Государством, где совсем недавно была проведена медицинская реформа, является Грузия. Опыт этой страны показывает, что реформаторские изменения могут положительно сказаться на эффективности и качестве медицинских услуг. После внесения изменений в Конституцию Грузии [16] право на охрану здоровья получило новое содержание. Согласно ст. 37 каждый гражданин имеет право пользоваться страхованием здоровья, как доступным средством медицинской помощи.

В определенных случаях обеспечивается бесплатная медицинская помощь. Также предусматривается полный контроль государства над производством лекарственных средств и оказанием медицинской помощи гражданам.

Провозглашается также профилактическая направленность права на охрану здоровья путем признания права каждого жить в безопасной окружающей среде, с возможностью пользоваться природной и культурной средой [16].

Итак, в конституциях многих стран-членов и ассоциативных членов ЕС превалирует принцип профилактической направленности здравоохранения: в этих государствах власть прилагает максимальные усилия для обеспечения безопасной окружающей среды, безопасного и качественного питания и тому подобное. Не менее важное значение имеет принцип доступности права на медицинскую помощь, который реализуется преимущественно через систему солидарного социального страхования. При этом, почти в каждом государстве, законодательством определен круг лиц или видов медицинской помощи, предоставляемой в полном объеме за счет бюджетного финансирования.

В конституциях Аргентины [17], Бразилии [18], США [19] и некоторых других стран американского континента прямо не закреплено право на охрану здоровья. Однако, оно достаточно подробно регулируется в других законодательных актах этих государств.

Особенностью системы здравоохранения в США, например, является то, что она отличается большей разноплановостью, чем в большинстве других стран мира. Медицинские учреждения США находятся в собственности различных муниципальных образований или организаций, религиозных орденов, добровольных неприбыльных группах или несколькими организациям одновременно. Закладывается принцип конкуренции, которая должна способствовать развитию рынка и помогать пациентам делать их выбор. Однако люди с ограниченными финансовыми возможностями имеют и ограниченный доступ к медицинским услугам [20, с. 295]. Поэтому качество медицинских услуг часто зависит от финансовых возможностей пациента.

ВЫВОДЫ

Итак, проведенный анализ показывает, что конституции многих государств прямо (непосредственное закрепление) или опосредованно (признание международных стандартов) закрепляют право человека на охрану здоровья. При этом, руководящие принципы данного права в своей основе определяются обязательствами, которые принимает государство по обеспечению реализации этого права. В большинстве государств публичная власть принимает на себя абсолютное обязательство обеспечить безопасную и безвредную окружающую среду, безопасность продуктов питания, лекарственных средств. Что касается обеспечения эффективности и доступности медицинской помощи, то в некоторых государствах публичная власть принимает на себя обязательства или полного финансирования соответствующих мероприятий, или частичного - через систему солидарного социального страхования.

На основании анализа зарубежного опыта в сфере регулирования принципов права на охрану здоровья можно предложить внести следующие дополнения к конституционному законодательству Украины:

1. Ст. 49 Конституции Украины дополнить положением о том, что государство признает и способствует реализации международных принципов и стандартов в сфере здравоохранения;

ISSN 2541-8025

Том XV 6-2019

Проблемы экономики и юридической практики

2. В ст. 4 Основ законодательства Украины о здравоохранении (основные принципы охраны здоровья) принцип гуманистической направленности дополнить положением о соблюдении медицинскими работниками этических требований в отношениях с пациентами, их родственниками; дополнить положением о том, что в случае если международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, предусмотрены дополнительные, чем определенные в этой статье, принципы здравоохранения, то они в обязательном порядке признаются и реализуются в Украине.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 69,26%.

Список литературы:

1. Бондар А.В. ФЫансування сфери охорони здоров'я у заруб1жних кражах // В^ник Нацюнального уыверситету «Льв^ська пол^ехжка». 2011. № 720. С. 357-364.

2. Гиденс Э. Социология. 2-е изд., полн. перераб. и доп. Москва, 2005. 632 с.

3. Конституция Аргентинской Республики от 22 августа 1994 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ь|Ир:/^огНсо^Ши1ю^.ги/Рр=358. (дата доступа 18.07.2018).

4. Конституция Словацкой Республики от 1 сентября 1992 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://worldconstitutions.ru /?р=110. (дата доступа 18.07.2018).

5. Конституция Австрии от 10 ноября 1920 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://worldconstitutions.ru/?p=160. (дата доступа 18.07.2018).

6. Конституция Бельгии от 17 февраля 1994 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.urzona.com/index. (дата доступа 18.07.2018).

7. Конституция Бразилии от 5 октября 1988 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://worldconstitutions.ru/?p=563. (дата доступа 18.07.2018).

8. Конституция Грузии от 24 августа 1995 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://worldconstitutions.ru/?p=130. (дата доступа 18.07.2018).

9. Конституция Испанского королевства от 27 декабря 1978 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа _https://worldconstitutions.ru /?p=149 (дата доступа 18.07.2018).

10. Конституция Италии от 22 декабря 1947 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://worldconstitutions.ru/?p=148 (дата доступа 18.07.2018).

11. Конституция Польской Республики от 2 апреля 1997 г. [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://www.concourt.am/ armenian /legal_resources /world_constitutions/constit/poland/poland-r.htm. (дата доступа 18.07.2018).

12. Конституция Португальской Республики от 2 апреля 1976 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://worldconstitutions.ru /?p=141 (дата доступа 18.07.2018).

13. Конституция республики Болгарии от 13 июля 1991 г. [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/ node /42735?page=0,0. (дата доступа 18.07.2018).

14. Конституция США от 17 сентября 1787 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://worldconstitutions.ru/?p=168. (дата доступа 18.07.2018).

15. Конституция Французской Республики от 4 октября 1974 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.conseil-constitutionnel.fr/conseil-constitutionnel/root/bank_mm/constitution/

constitution_russe_version_aout2009.pdf. (дата доступа 18.07.2018). Конституция Швеции от 27 февраля 1974 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://worldconstitutions.ru/?p=161 (дата доступа 18.07.2018).

16. Основи правознавства / Бисага Ю.М., Белов Д.М., Ленгер Я.1., Митровка Я.В. Ужгород : «Л1ра», 2008. Ч. I, II. 304 с.

17. Основной закон Федеративной Республики Германии 23 мая 1949 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://worldconstitutions.ru/?p=155 (дата доступа 18.07.2018).

18. Рудий С.А. Порiвняння структурних елемен^в управлЫня систем охорони здоров'я окремих краУн £вропи та УкраУни // Економта i право охорони здоров'я. 2016. № 2(4). С.89-99.

19. Финансирование здравоохранения в Европейском союзе. Проблемы и стратегические решения: науч. изд. Европейская обсерватория по системам и политике здравоохранения. Копенгаген : ВОЗ, 2010. 241 с.

REGULATORY PRINCIPLES OF THE HUMAN RIGHT TO HEALTH IN THE CONSTITUTIONS OF FOREIGN COUNTRIES

©Shvets Yuri Yu., PhD in Economics, Associate Professor

Work place: Institute of Management Problems V.A. Trapeznikov RAS; Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation

junjswets@yahoo.com

Annotation: the article is devoted to the coverage of the guiding principles of the human right to health protection in the constitutions of foreign countries, primarily to the Member States of the European Union. The concept and essence of the principles of the right to health protection are defined; the analysis of the constitutional principles of the right to health care in some foreign countries, as well as the fundamental principles defined by international organizations. Proposals have been developed to improve the constitutional principles of the right to health in Ukraine. Keywords: principles, constitutional law, healthcare, foreign countries.

Reference list:

1. Bondar A.V. Financing of the sphere of protecting health at foreign countries // News of the National University of Lviv Polytechnic. 2011. No. 720. S. 357-364.

2. Giddens E. Sociology. 2nd ed., Full. reslave. and add. Moscow, 2005.632 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Constitution of the Argentine Republic of August 22, 1994. Electronic resource. Access mode: http: //worldconstitutions.ru/? P = 358. (access date 07/18/2018).

4. Constitution of the Slovak Republic of September 1, 1992. Electronic resource. Access mode http://worldconstitutions.ru/?p=110. (access date 07/18/2018).

5. The Austrian Constitution of November 10, 1920. Electronic resource. Access mode: https://worldconstitutions.ru/?p=160. (access date 07/18/2018).

6. The Constitution of Belgium of February 17, 1994. Electronic resource. Access Mode: http://www.urzona.com/index. (access date 07/18/2018).

7. Brazilian Constitution of October 5, 1988. Electronic resource. Access mode: http://worldconstitutions.ru/?p=563. (access date 07/18/2018).

8. The Constitution of Georgia of August 24, 1995. Electronic resource. Access mode: http://worldconstitutions.ru/?p=130. (access date 07/18/2018).

9. Constitution of the Kingdom of Spain of December 27, 1978. Electronic resource. Access mode _https: //worldconstitutions.ru/? P = 149 (access date 07/18/2018).

10. The Italian Constitution of December 22, 1947. Electronic resource. Access mode: https://worldconstitutions.ru/?p=148 (access date 07/18/2018).

11. Constitution of the Polish Republic of April 2, 1997. Electronic resource. Access mode http://www.concourt.am/ armenian / legal_resources / world_constitutions / constit / poland / poland-r.htm. (access date 07/18/2018).

12. Constitution of the Portuguese Republic of April 2, 1976. Electronic resource. Access mode https://worldconstitutions.ru/?p=141 (access date 07/18/2018).

13. The Constitution of the Republic of Bulgaria of July 13, 1991. Electronic resource. Access mode: http://www.krugosvet.ru/ node / 42735? Page = 0,0. (access date 07/18/2018).

14. US Constitution of September 17, 1787. Electronic resource. Access mode: http://worldconstitutions.ru/?p=168. (access date 07/18/2018).

15. Constitution of the French Republic of October 4, 1974. Electronic resource. Access mode. http://www.conseil-constitutionnel.fr/conseil-constitutionnel/root /bank_mm/constitution/ constitution_russe_version_aout2009.pdf. (access date 07/18/2018).

16. The Constitution of Sweden of February 27, 1974. Electronic resource. Access mode: https://worldconstitutions.ru/?p=161 (access date 07/18/2018).

17. The basics of law / Bisaga Yu.M., Belov D.M., Lenger Y.I., Mitrovka Y.V. Uzhhorod: "Lira", 2008. Part I, II. 304 s

18. The Basic Law of the Federal Republic of Germany on May 23, 1949. Electronic resource. Access mode: https://worldconstitutions.ru/?p=155 (access date 07/18/2018).

19. Rudy S.A. Portion of structural elements of managing health protection systems okrimich krajman Ukraine and Ukraine // Economy and the right to protect health. 2016. No. 2 (4). S.89-99.

20. Health financing in the European Union. Problems and strategic decisions: scientific. ed. European Observatory on Health Systems and Policies. Copenhagen: WHO, 2010.241 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.