Научная статья на тему 'РОЛЬ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ В ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ'

РОЛЬ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ В ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД / КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ / КОНСТИТУЦИОННАЯ ЮРИСДИКЦИЯ / ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ / ЗАЩИТА ПРАВА / CONSTITUTIONAL COURT / CONSTITUTIONAL REVIEW / CONSTITUTIONAL JURISDICTION / RIGHT TO HEALTH PROTECTION / PROTECTION OF LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Швец Юрий Юрьевич

Статья посвящена определению роли Конституционного Суда Украины в защите права человека на охрану здоровья. Проанализированы полномочия Конституционного Суда Украины в сфере защиты конституционных прав личности; выяснено значение конституционного контроля в защите права человека на охрану здоровья; охарактеризованы акты Конституционного Суда Украины в сфере защиты права человека на охрану здоровья. Целью статьи является определение роли Конституционного Суда Украины в защите права человека на охрану здоровья на основании проведения всестороннего анализа законодательства Украины, а также научных концепций в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF UKRAINE'S CONSTITUTIONAL COURT IN PROTECTING HUMAN RIGHTS TO HEALTH

The article is devoted to determining the role of the Constitutional Court of Ukraine in protecting the human right to health protection. The powers of the Constitutional Court of Ukraine in the field of protection of constitutional rights of an individual are analyzed; clarified the importance of constitutional control in protecting the human right to health; The acts of the Constitutional Court of Ukraine in the field of protecting the human right to health protection are characterized. The purpose of the article is to determine the role of the Constitutional Court of Ukraine in protecting the human right to health protection on the basis of a comprehensive analysis of the legislation of Ukraine, as well as scientific concepts in this area.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ В ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ»

1.3. РОЛЬ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ В ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Швец Юрий Юрьевич, канд. экон. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, Финансовый университет при Правительстве РФ. E-mail: jurijswets@yahoo.com

Аннотация: Статья посвящена определению роли Конституционного Суда Украины в защите права человека на охрану здоровья. Проанализированы полномочия Конституционного Суда Украины в сфере защиты конституционных прав личности; выяснено значение конституционного контроля в защите права человека на охрану здоровья; охарактеризованы акты Конституционного Суда Украины в сфере защиты права человека на охрану здоровья. Целью статьи является определение роли Конституционного Суда Украины в защите права человека на охрану здоровья на основании проведения всестороннего анализа законодательства Украины, а также научных концепций в этой сфере.

Ключевые слова: Конституционный Суд, конституционный контроль, конституционная юрисдикция, право на охрану здоровья, защита права.

ROLE OF UKRAINE'S CONSTITUTIONAL COURT IN PROTECTING HUMAN RIGHTS TO HEALTH Shvets Yuri Yuryevich, PhD at Law, Associate Professor. Position: associate professor. Place of employment: Institute of Management Problems named after V.A. Trapeznikov RAS, Financial University under the Government of the Russian Federation. E-mail: jurijswets@yahoo.com

Annotation: The article is devoted to determining the role of the Constitutional Court of Ukraine in protecting the human right to health protection. The powers of the Constitutional Court of Ukraine in the field of protection of constitutional rights of an individual are analyzed; clarified the importance of constitutional control in protecting the human right to health; The acts of the Constitutional Court of Ukraine in the field of protecting the human right to health protection are characterized.

The purpose of the article is to determine the role of the Constitutional Court of Ukraine in protecting the human right to health protection on the basis of a comprehensive analysis of the legislation of Ukraine, as well as scientific concepts in this area.

Keywords: Constitutional Court, constitutional review, constitutional jurisdiction, right to health protection, protection of law.

Введение

В механизме защиты права человека на охрану здоровья важная роль отведена Конституционному Суду Украины. Последней наделяется рядом полномочий, необходимых для осуществления конституционного контроля за соблюдением прав человека, а также принятия других мер обеспечения защиты таких прав.

Предмет исследования. Производство конституционной реформы обусловило внесением изменений и дополнений в Конституцию Украины, в т. ч. по регулированию статуса Конституционного Суда Украины, а также принятие нового Закона Украины «О

Конституционном Суде Украины». В связи с этим Конституционный Суд Украины был наделен некоторыми новыми полномочиями, открыло дополнительные возможности для защиты конституционных прав граждан, включая право человека на охрану здоровья. Следовательно, возникает необходимость в проведении детального исследования роли Конституционного Суда Украины в защите соответствующего права человека.

Некоторые аспекты определения роли Конституционного Суда Украины в защите конституционных прав личности исследовали такие ученые, как Д. М. Белов, Т. А. Брынь, В. С. Виткова, А. М. Волкова, А. В. Таможенник, С. В. Кива- лов, Я. И. Лэнгер, Я. Ф. Отдать И. Я. Сенюта, Т. А. Цимбалистый и др. Однако, научные работы, посвященные определению роли Конституционного Суда Украины в защите права человека на охрану здоровья, основанные на анализе результатов современного этапа производства конституционной реформы, почти отсутствуют, что обусловливает актуальность темы данной статьи.

Обоснование необходимости проведения исследования

В соответствии с Законом Украины «О Конституционном Суде Украины» Конституционный Суд Украины является органом конституционной юрисдикции, который обеспечивает верховенство Конституции Украины, решает вопросы о соответствии Конституции Украины законов Украины и, в предусмотренных Конституцией Украины случаях других актов, осуществляет официальное толкование Конституции Украины, а также другие полномочия в соответствии с Конституцией Украины [1].

Конституционный Суд Украины выступает единственным судом конституционной юрисдикции, поэтому его преимущественное значение заключается в обеспечении действия принципа верховенства права, предполагает соответствие законов, подзаконных нормативно-правовых актов, других решений государственных органов Конституции Украины.

Как отмечает по этому поводу Т. А. Брынь, функционирования органов конституционной юрисдикции является одной из главных форм контроля за деятельностью высших органов государственной власти. Прежде всего, путем осуществления конституционного контроля Конституционный Суд Украины ограничивает злоупотребления властью со стороны органов государства, обеспечивает защиту прав и свобод человека и гражданина, предотвращает их нарушение [2, с. 158].

Соглашаясь с приведенной точкой зрения, необходимо констатировать, что основным средством реализации полномочий Конституционного Суда Украины является осуществление конституционного контроля в различных формах.

В большинстве зарубежных стран функционирует подобный орган конституционной юрисдикции, призванный осуществлять конституционный контроль. В то же время, как отмечается в научной литературе, перечень объектов конституционного контроля определяется законодательством соответствующих государств по-разному. Чаще всего, объектами конституционного контроля, осуществляемого конституционными судами в зарубежных странах, являются: акты парламента (законы, регламенты и т.д.); акты глав государств, акты органов исполнительной власти (правительства, реже - центральных и местных органов исполнительной власти); акты органов субъектов федерации, споры о компетенции (между высшими орга-

нами власти, центральными и местными органами власти, субъектами федерации и государством в целом и т.д.); акты судебных органов, органов прокуратуры, международные договоры, деятельность политических партий и других объединений граждан, соблюдение законодательства о выборах и референдуме [3, с. 127].

На основании анализа ст. 150 Конституции Украины [4], которая определяет полномочия Конституционного Суда Украины, можно сделать вывод, что объектом конституционного контроля в нашей стране выступают все виды правовых актов субъектов властных полномочий.

При этом необходимо заметить, что продолжающаяся пока конституционная реформа обусловила внесение ряда изменений и дополнений в Конституцию Украины, которыми, в т.ч. было несколько расширен круг полномочий Конституционного Суда Украины. Так, в соответствии со ст. 151-1 Конституции Украины, Конституционный Суд Украины теперь решает вопрос о соответствии Конституции Украины (конституционности) закона Украины по конституционной жалобе лица, считающего, что примененный в конечном судебном решении в ее деле закон Украины противоречит Конституции Украины. Конституционная жалоба может быть подана в случае, если все остальные внутренние средства правовой защиты исчерпаны [4].

Введение в Украине института конституционной жалобы можно считать значительным достижением нашего государства на пути к демократизации ее основных институтов, поскольку этот институт становится дополнительной гарантией обеспечения защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина.

По этому поводу необходимо согласиться с мнением Я. И. Лэнгер и А. В. Бировчак, которые отмечают, что Украина переживает сегодня эпоху глобальных и стремительных изменений, превращающих основы общественной жизни и привычные парадигмы конституционного мышления. Ученые акцентируют внимание, что в данном случае речь идет не просто о тех или иных изменениях, а о таких трансформационных процессах, которые именно касаются уровня сущностных характеристик общества, проходит этап конституционного транзита [5, с. 69]. При этом категорию «конституционный транзит» Д. М. Белов рассматривает как состояние перехода конституционализма Украинского государства из одного состояния в другое. Отмечается также, что такое положение перехода, его прохождение не является однолинейным процессом, а может носить многовекторный характер развития [6, с. 93].

Таким образом, необходимость введения института конституционной жалобы, хотя назрела уже давно, однако, вследствие того, что конституционный процесс в Украине является длящимся, а все решения, которые принимаются в его пределах, должны быть взвешенными и последовательными, понадобилось несколько лет для того, чтобы состоялись трансформационные изменения в сфере деятельности органа конституционной юрисдикции.

Характерно, что вопрос о целесообразности введения данного института неоднократно поднимался и учеными, которые в той или иной степени обосновывали необходимость во внесении соответствующих дополнений в Конституцию Украины. С целью обоснования целесообразности внедрения в Украине института конституционной жалобы, некоторые ученые приводили положительный пример зарубежных, и, прежде всего, европейских стран (Германии, Польши, Слове-

нии, Венгрии и др.), Отмечая при этом, что в некоторых из них (например, Германии) субъектами обращения в Конституционный суд с жалобой выступают не только граждане, но и иностранцы, в той мере, в которой акт оспаривается ими, нарушает общечеловеческие ценности [7, с. 242-250].

Исходя из содержания ст. 56 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины», субъектами представления конституционной жалобы может быть любое физическое лицо, считающее, что примененный в конечном судебном решении в ее деле закон Украины (его отдельные положения) противоречит Конституции Украины. Фактически, это могут быть граждане Украины, лица без гражданства или иностранные граждане.

Таким образом, введение института конституционной жалобы расширило полномочия Конституционного Суда Украины в сфере защиты конституционных прав человека и гражданина. В тоже время, следует отметить, что роль данного органа не исчерпывается реализацией данного полномочия.

В частности, на основании анализа полномочий Конституционного Суда Украины, определенных ст. 7 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины» [1], можно определить следующее значение данного органа в обеспечении защиты права человека на охрану здоровья.

1. Обеспечение определенности права на охрану здоровья, то есть, предоставление Конституционным Судом Украины разъяснений относительно объема и содержания данного конституционного права. Для реализации данного назначения Конституционный Суд Украины наделяется полномочиями по предоставлению официального толкования Конституции Украины, а, поскольку право на охрану здоровья закреплено в ст. 49 Конституции Украины, соответственно, его официальное разъяснение является полномочием Конституционного Суда.

А. В. Таможенник по этому поводу отмечает, что именно путем осуществления официального толкования Конституции Украины обеспечивается принцип правовой определенности, который является важной составляющей принципа верховенства права. Кроме того, Конституционный Суд Украины способствует применению норм, содержит раздел 2 Основного Закона, путем их официального толкования [8, с. 56].

Официальное разъяснение положений ст. 49 Конституции Украины относительно понимания содержания права на бесплатную медицинскую помощь содержится в Решении Конституционного Суда Украины от 29 мая 2002 № 10-рп / 2002 [9]. В данном Решении Конституционный Суд Украины четко определил границы бесплатности медицинской помощи, установив, что в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется всем гражданам независимо от ее объема и без предварительного, текущего или последующего их расчета за предоставление такой помощи.

Одной из форм реализации полномочий по предоставлению официального толкования Конституции Украины и предоставления заключений о соответствии законов, подзаконных нормативно-правовых актов и других решений субъектов властных полномочий Конституции Украины является формулировка правовой позиции. В научной литературе под правовыми позициями Конституционного Суда Украины понимают аргументацию органа конституционного судопроизводства, которую он использует при формировании своего

окончательного решения по конкретному делу [10, с. 117].

Практическая и научная ценность правовой позиции Конституционного Суда Украины заключается в том, что ее формулировка является результатом совместной аналитической деятельности ученых, экспертов и других специалистов в области права, проведения комплексного анализа положений законодательных актов в их системной связи. Как следствие, на правовую позицию Конституционного Суда Украины опираются в качестве обоснования для принятия некоторых решений субъектами властных полномочий.

Так, в Решении Конституционного Суда Украины от 22 сентября 2005 № 5-рп / 2005 приведенная правовая позиция относительно понимания понятий по содержанию и объему права. В частности, отмечается, что определяющими понятие содержания прав человека являются условия и средства, которые составляют возможности человека, необходимые для удовлетворения потребностей его существования и развития. Объем прав человека - это их сущностное свойство, выраженное количественными показателями возможностей человека, которые отражены соответствующими правами, которые не являются однородными и общими. Общепризнанным является правило, согласно которому сущность содержания основного права ни в коем случае не может быть нарушена [11].

В другом решении от 22 мая 2008 № 10-рп / 2008 сформулирована позиция о том, что законом о Государственном бюджете нельзя вносить изменения в другие законы, останавливать их действие или отменять их, поскольку по объективным причинам это создает противоречия в законодательстве, и, как следствие, - отмена и ограничение прав и свобод человека и гражданина [12].

Следовательно, предоставление определенности праву человека на охрану здоровья (по содержанию и объему) осуществляется путем разъяснения конкретных элементов соответствующего права, определенные в Конституции Украины, или формулировки правовой позиции.

Недопущение ратификации международных договоров в сфере здравоохранения, положения которых не соответствуют Конституции Украины. В частности, согласно п. З ч. 1 ст. 7 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины» к полномочиям Конституционного Суда Украины отнесено предоставление по обращению Президента Украины или не менее сорока пяти народных депутатов Украины, или Кабинета Министров Украины заключений о соответствии Конституции Украины действующих международных договоров Украины или тех международных договоров, которые вносятся в Верховную Раду Украины для дачи согласия на их обязательность [1].

В практической деятельности Конституционного Суда Украины немного примеров признания действующих международных договоров или тех, которые подаются на ратификацию в парламент, таких, которые не отвечают Конституции Украины. Однако наличие данного полномочия в Конституционный Суд Украины имеет решающее значение для обеспечения соблюдения принципа верховенства права в международных отношениях Украины, в т. ч. по обеспечению защиты человека на охрану здоровья.

2. Обеспечение конституционности законов, подзаконных нормативно-правовых актов, решений, принятых в форме других актов субъектов властных полномочий в сфере здравоохранения. Для этого Конститу-

ционный Суд Украины наделен полномочиями по решению вопросов о соответствии Конституции Украины (конституционности) законов Украины и других правовых актов Верховной Рады Украины, актов Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины, правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым [1] .

Данное полномочие составляет основу конституционного контроля в сфере защиты права человека на охрану здоровья и обеспечивает сохранение содержания и объема этого права на уровне, определенном в Конституции Украины, при принятии новых законов или иных правовых актов, внесение в них изменений и дополнений. В качестве примера можно привести Решение Конституционного Суда Украины от 1 июня 2016 № 2-рп / 2016, которым признаны неконституционными положения предложения З ч. 1 ст. 13 Закона Украины «О психиатрической помощи» от 22 февраля 2000 № 1489-Ш относительно госпитализации лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, в психиатрическое учреждение по просьбе или с согласия его опекуна, по решению врача психиатра без судебного контроля [13] .

В то же время, необходимо отметить, что одним из недостатков современного состояния законодательного регулирования полномочий Конституционного Суда Украины является неопределенность в системе таких полномочий решения вопросов о соответствии Конституции Украины законопроектов, касающихся конституционных прав и свобод человека и гражданина. Предоставление соответствующего полномочия Конституционному Суду

Украина позволит не допустить принятия не конституционных правовых актов.

1. Недопущение внесение изменений и дополнений в Конституции Украины, которые сужают содержание и объем конституционного права человека на охрану здоровья. В частности, согласно п. 6ч. 1 ст. 7 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины» одним из полномочий Конституционного Суда является предоставление по обращению Верховной Рады Украины заключения о соответствии законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины требованиям ст. 157 и 158 Конституции Украины [1]. В данных статьях, в частности, указывается на недопущение внесения изменений и дополнений в Конституцию Украины, в результате которых происходит отмену или ограничение прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, не допускается сужение содержания или объема права человека на охрану здоровья, гарантированного Конституцией Украины, даже путем внесения изменений и дополнений в Конституцию.

2. Обеспечение применения законодательства, соответствует Конституции Украины, в процессе рассмотрения и разрешения судами общей юрисдикции дел в сфере защиты права на охрану здоровья. В данном случае речь идет об институте конституционной жалобы. Несмотря на то, что он является новым для национального законодательства, пока не выработано практика рассмотрения конституционных жалоб. Однако, как свидетельствует зарубежный опыт в этой сфере, в странах, где функционирует данный институт, активность по представлению конституционной жалобы достаточно высока.

Например, как указывает Н. Н. Гультай, за период функционирования института конституционной жалобы в Германии (с 1951 г.) в Конституционный суд поступило около ста восьмидесяти тысяч конституционных

жалоб, а ежегодно суд получает до пяти тысяч таких жалоб. Хотя лишь незначительная их часть подлежит удовлетворению (по разным данным, от 1,2% до 3%), и результаты их рассмотрения имеют принципиальное значение для развития правовой системы [14, с. 23].

В данном аспекте необходимо поставить вопрос о возможности обращения в Конституционный Суд Украины судей общей юрисдикции, если в процессе рассмотрения дела у них возникают сомнения в конституционности закона или иного правового акта, подлежащего применению. Сейчас, согласно ст. 52 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины» право на представление конституционного представления имеет Верховный Суд Украины, к которому, в свою очередь, могут обратиться судьи для решения вопроса о внесении в Конституционный Суд Украины представление о конституционности закона или иного правового акта [15]. Однако предоставление права судьям напрямую обращаться в Конституционный Суд Украины для получения соответствующего заключения существенно ускорит процесс решения соответствующего вопроса и тем самым предотвратит затягивание судебного рассмотрения дела. Именно такая практика имеет место в законодательстве некоторых европейских стран [14, с. 23].

Конституционный Суд Украины наделяется широким кругом полномочий, необходимых для защиты права человека на охрану здоровья. Прежде всего, роль Конституционного Суда Украины в этой сфере заключается в обеспечении действия принципа верховенства права, элементами которого являются правовая определенность права на охрану здоровья, высшая юридическая сила Конституции Украины и недопущения внесения изменений и дополнений в Конституцию Украины, в результате которых происходит сужение объема или содержания соответствующего права.

Заключение

С целью усовершенствования правового регулирования деятельности Конституционного Суда Украины предлагается дополнить ст. 7 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины» таким полномочием, как решение вопроса о соответствии законопроекта, который регулирует конституционные права и свободы человека и гражданина, Конституции Украины, а в ст. 52 Закона к субъектам права на конституционное представление отнести также суды общей юрисдикции.

Список литературы:

1. Про Конституцмний Суд Укра'ши : Закон Укра'Ши вщ 13 липня 2017 року № 2136-УШ [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://zakon2.rada.gov.ua/ laws/show/2136-19.

2. Бринь Т. О. Конституцмний Суд Укра'Ши в механiзмi захисту та забезпечення прав i свобод лю-дини i громадянина : Дис. ... канд. юрид. Наук. : 12.00.02/Т. О. Бринь. -X., 2010. -190 с.

3. Цимбалютий Т. Становлення i сутнють шституту конституцмноТ юстицп/Т. Цимбалютий II Науковий ча-сопис Нацюнально'Т академп прокуратури УкраТ'ни. -2014. -№2,- С. 123-129.

4. Конституция Украины: Закон Украины от 28 июня 1996 года № 254к / 96-ВР [Электронный ресурс]. - Режим доступа: 11Нр://гакоп2. rada.gov.ua/laws/show/254% D0%BA/96-%D0%B2%D1%80. (Дата обр. 05.04.2016)

5. Ленгер Я.1. Конституцiоналiзм в Укра'ш як реалiзацiя ще' евроштеграцп /Я.1. Ленгер, А. В.

Бiровчак II Конституцiйно-правовi академiчнi студи. -2015. -№2,- С. 68-73.

6. Белов Д. М. Конституцiоналiзм в Укра'ш в умовах единого европейського демократичного простору / Д. М. Белов II Порiвняльно- аналiтичне право. - 2013.-№3-1.-С. 92-93.

7. Остапенко В. В. Конституцмна скарга у механiзмi захисту прав i свобод людини i громадянина / В. В. Остапенко II Форум права. - 2016.-№4.-С. 240-251.

8. Митник О. В. Роль Конституцмного Суду Укра'Ши в механiзмi захисту прав i свобод людини та громадянина в Укра'ш / О. В. Митник// Науковий вюник Херсонсь-кого державного уыверситету. Серiя Юридичн науки. -2015. - Вип. 6.-Т.1.-С. 53-57.

9. Решение Конституционного Суда Украины по делу по конституционному представлению 53 народных депутатов Украины относительно официального толкования положения части третьей статьи 49 Конституции Украины «в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно" (дело о бесплатной медицинской помощи): Решение Конституционного суда Украины от 29 мая 2002 № 10-рп/2002 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon3.rada.gov.ua/ laws/show/v010p710-02. (дата обращения 11.08.2018).

10. Конституцшна юрисдик^я : пщручник / Ю. Г. Ба-рабаш, I. I. Дахова, О. П. Свсеева та ш. ; пщ ред. Ю. Г. Барабаша та А. О. Селiва- нова. -Херсон. : Право, 2012. - 168 с.

11. Решение Конституционного Суда Украины по делу по конституционному представлению 51 народного депутата Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) положений статьи 92, пункта 6 раздела X «Переходные положения» Земельного кодекса Украины (права о постоянном пользовании земельными участками): Решение Конституционного суда Украины от 22 сентября 2005 года № 5-рп / 2005 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/v005p710-05. (дата обращения 11.07.2018).

12. Решение Конституционного Суда Украины по делу по конституционному представлению Верховного Суда Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) отдельных положений статьи 65 раздела I, пунктов 61, 62, 63, 66 раздела II, пункта 3 раздела III Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины »: Решение конституционной Суда Украины от 22 мая 2008 года № 10-рп / 2008 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/ у010р710-08/раде. (дата обращения 11.07.2018).

13. Решение Конституционного Суда Украины по делу по конституционному представлению Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) положения третьего предложение части первой статьи 13 Закона Украины «О психиатрической помощи» (дело о судебном контроле за госпитализацией недееспособных лиц в психиатрические заведения): Решение Конституционного Суда Украины от 01 июня 2016 года № 2-рп / 2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon3.rada.gov.ua/ laws/show/v002p710-16. (дата обращения 11.07.2018).

14. Гультай М. М. Особливост функцюнування шституту конституцшно''' скарги у Федеративна Республiцi Ымеччина / М. М. Гультай/ / Вiче. -2011.-№17.-С. 20-24.

15. Гражданский процессуальный кодекс Украины: Закон Украины от 18 марта 2004 года № 1618-IV [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon3. rada.gov.ua/laws/show/1618-15. (дата обр. 01.07.2018).

Reference list:

1. On the Constitutional Court of Ukraine: Law of Ukraine of July 13, 2017 No. 2136-VIII [Electronic resource]. - Access mode: http://zakon2.rada.gov.ua/ laws/show/2136-19.

2. Bryn TO The Constitutional Court of Ukraine in the mechanism of protection and protection of human and citizen's rights and freedoms: Dis. ... Cand. lawyer. Sciences: 12.00.02 / T. O. Brin. -X., 2010. -190 p.

3. Tsybalisty T. Formation and essence of the Institute of Constitutional Justice / T. Cymbalist II Scientific journal of the National Prosecutor's Office of Ukraine. - 2014. -№2, -P. 123-129.

4. Constitution of Ukraine: Law of Ukraine of June 28, 1996 No. 254k / 96-VR [Electronic resource]. - Access mode: http: // gakop2. rada.gov.ua/laws/show/254% D0%BA/96-%D0%B2%D1%80. (Accessed 05/04/2016)

5. Lenger E.I. Constitutionalism in Ukraine as a Realization of the Idea of European Integration / Ya.I. Lenger, AV Birovchak II Constitutional Law Academic Studies. - 2015. -№2, - P. 68-73.

6. Belov DM Constitutionalism in Ukraine in the conditions of a single European democratic space / DM Belov II Comparative-analytical law. - 2013.-№3-1.-P. 92-93.

7. Ostapenko VV Constitutional complaint in the mechanism of protection of human and citizen's rights and freedoms / VV Ostapenko II Forum of Law. - 2016.-№4.-P. 240-251.

8. OV Mytnik, Role of the Constitutional Court of Ukraine in the mechanism of protection of human and citizen's rights and freedoms in Ukraine / OV Mytnik // Scientific Bulletin of Kherson State University. Legal Sciences Series. -2015. - No. 6.-T.1 .-C. 53-57.

9. Decision of the Constitutional Court of Ukraine on the case on the constitutional submission of the 53 People's Deputies of Ukraine regarding the official interpretation of the provision of part three of Article 49 of the Constitution of Ukraine "in state and municipal health care institutions medical care is provided free of charge" (case of free medical care): Decision of the Constitutional Court of Ukraine from May 29, 2002 No. 10-rp / 2002 [Electronic resource] -

Access mode: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/v010 p710-02. (Accessed August 11, 2018).

10. Constitutional jurisdiction: a textbook / Yu. G. Barabash, II Dakhova, OP Evseyeva and others. ; ed. Yu. G. Barabash and AO Selivanov. -Kherson. : Law, 2012. -168 p.

11. Decision of the Constitutional Court of Ukraine on the case on the constitutional representation of 51 people's deputies of Ukraine regarding the conformity of the Constitution of Ukraine (constitutionality) with the provisions of Article 92, clause 6 of section X "Transitional Provisions" of the Land Code of Ukraine (the case of permanent use of land plots): of the Court of Ukraine of September 22, 2005 No. 5-rp / 2005 [Electronic resource]. -Access mode: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/v005p 710-05. (date of access 11.07.2018).

12. Decision of the Constitutional Court of Ukraine on the case on the constitutional submission of the Supreme Court of Ukraine concerning the conformity of the Constitution of Ukraine (constitutionality) with the separate provisions of Article 65 of Section I, Paragraphs 61, 62, 63, 66 of Section II, Paragraph 3 of Section III of the Law of Ukraine "On the State Budget of Ukraine for 2008 and amending certain legislative acts of Ukraine ": Decision of the Constitutional Court of Ukraine of May 22, 2008 No. 10-rp / 2008 [Electronic resource]. - Access mode: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/ y010p710-08 / council. (date of access 11.07.2018).

13. Decision of the Constitutional Court of Ukraine on the case on the constitutional submission of the Commissioner for Human Rights of the Verkhovna Rada of Ukraine regarding the conformity of the Constitution of Ukraine (constitutionality) with the provision of the third part of Article 13 of the Law of Ukraine "On Psychiatric Assistance" institutions): Judgment of the Constitutional Court of Ukraine of June 1, 2016 No. 2-rp / 2016 [Electronic resource]. - Access mode: http://zakon3.rada.gov.ua/ laws/show/v002p710-16. (accessed 11/07/2018).

14. Gultai MM Features of functioning of the institute of constitutional complaint in the Federal Republic of Germany / MM Gultai / / Viche. 2011.-№17.-P. 20-24.

15. Code of Civil Procedure of Ukraine: Law of Ukraine of March 18, 2004 No. 1618-IV [Electronic resource]. - Access mode: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/1618-15. (date of access 01.07.2018).

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.